Версия для слабовидящих

МБОУ "СОШ №1" г. Вуктыл

Россия, Республика Коми, Вуктыл, Коммунистическая улица, 4

Телефон

2‑11-32, 2‑13-32

Эл. почта shcola__1@mail.ru

 

Мир-Олимпиад - Всероссийские олимпиады и конкурсы для педагогов, студентов, школьников!


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Вуктыл

Адрес: Россия, Республика Коми, Вуктыл, Коммунистическая улица, 4
Телефон: +7 (82146) 2‑13-32
Эл. почта: shcola__1@mail.ru

Информация имеет в жизни людей огромное значение.
Компьютер – это не имеющий в прошлом аналога, очень мощный инструмент обработки и хранения информации.
За последние годы компьютер стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Около 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах, увлечениях и хобби, на первое место ставят именно компьютер. К сожалению, многие из нас, и как родители, и как специалисты, имеющие дело с детьми по роду профессии, сталкиваются в реальности с проблемой патологического пристрастия ребенка к этому «умному ящику». 
Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Она проявляется в форме болезненной зависимости от видеоигр, чрезмерной увлеченности поиском информации или в поглощенности общением с друзьями по сети. И мы, взрослые, зачастую оказываемся бессильными справиться с подобными злоупотреблениями детей привычными для нас воспитательными средствами. 
Всегда ли увлечение ребенка компьютером можно назвать зависимостью? Ведь когда дети играют, скажем, в настольные игры или футбол, никому и в голову не приходит говорить о патологическом пристрастии.
 Дело в том, что игры, настольные, ролевые, спортивные, являются совершенно необходимым условием для нормального развития ребенка. Они неотделимы от общения со сверстниками, предполагают труд и преодоление, служат своего рода гимнастикой для ума, тела, чувств и воли взрослеющего человека.   Лишь только тогда, когда увлеченность начинает «уводить» от необходимых для нормального развития видов деятельности – учебы, домашнего труда, непосредственного общения с людьми, можно говорить о том, что развивается патологическая зависимость.
Пагубная привычка, расширяя свои полномочия в жизни ребенка, вытесняет, в том числе и здоровые игры. Постепенно она начинает доминировать настолько, что препятствует даже жизненно необходимым потребностям – таким, как сон, еда, прогулки. Именно такую картину в отношениях ребенка с компьютером часто приходится наблюдать.
 Первые признаки развития зависимости у ребенка:
 Приходит домой – сразу включает компьютер
Ест, пьет чай, готовит уроки у работающего компьютера
Может забыть поесть, почистить зубы и т. п. – раньше такого не было
Провел хотя бы одну ночь за компьютером
Прогулял школу – сидел за компьютером
Пребывает в плохом, раздраженном настроении, ничем не может заняться, если  нет доступа к   компьютеру
Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером
 
    Если на первом этапе не остановить развитие зависимости, то происходит формирование новой потребности – находиться за пределами реального мира в виртуальном при помощи компьютерных игр.
Далее перечислены тревожные   показатели, которые говорят о переходе зависимости на качественно иной - физиологический уровень:
- при вынужденном прекращении доступа к компьютеру появляются:
    суетливость, речевое и двигательное беспокойство, тревога, сниженный фон настроения, чувство опустошенности,   навязчивые мысли о компьютере,  активные действия, предпринимаемые для возобновления доступа к компьютеру (конфликты, частое посещение знакомых, имеющих компьютер, не взирая на реакцию хозяев) и исчезновение перечисленных признаков при возобновлении работы за компьютером,
а так же:
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной, сном в пользу проведения большого количества времени за компьютером;
- ощущение эмоционального подъема во время работы за ним;
- обсуждение компьютерной тематики со всеми сколько-нибудь сведущими в этой области людьми.
Для того, чтобы понять, что мы можем сделать чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо разобраться, что же так сильно привлекает ребенка в компьютере? Почему видеоигры захватывают настолько сильно? Какие психологические потребности они удовлетворяют? 
 Основные мотивы компьютерного взаимодействия школьников - это желание получить удовольствие, развлечься, чем-то занять себя, избавиться от скуки и почувствовать, что ты достигаешь чего-то важного, значимого. Виртуальное взаимодействие всегда устроено так: почти каждое правильно предпринятое усилие игрока вознаграждается – все время, шаг за шагом, тот, кто играет, получает доказательство собственной состоятельности и успешности. А насколько этого не хватает детям в окружающем их реальном мире!   Отождествляя себя с героем игры, ребенок получает возможность своеобразной самореализации в виртуальном пространстве. Игра позволяет принять на себя роль другого и стать тем, кем в реальной жизни стать нельзя. При этом дети и подростки автоматически проецируют на себя все завидные сверхкачества, присущие игровому персонажу – смелость, ловкость, силу, необычные способности. Позитивные эмоции игроков связаны с азартом, радостью, и чувством превосходства над соперником. Игра дает чувство уверенности в себе и повышает самооценку. Возвращение же в реальность мгновенно лишает всех волшебных качеств. В результате несоответствия завышенных ожиданий ребенка его реальным возможностям в душе возникает внутренний дискомфорт, и как следствие – ещё большая невротизация, которая и делает его более беспомощными перед насущными проблемами. 
     Борьба с компьютероманией и игроманией эффективна тогда, когда усилия направлены не на следствие, а на причину зависимости.
Если у ребенка есть возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир, он защищен от компьютерных и других зависимостей.
 
Это яркая, насыщенная, интересная жизнь.
Возможность испытывать азарт, риск.
Возможность испытывать разряжать напряжение приемлемым способом.
Возможность играть, реализовывать любопытство.
Возможность общаться со сверстниками.
 
Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости:
 
· Наиболее ответственный период развития психики человека — возраст от трех до пяти лет. Постарайтесь оградить ребенка в этот период от компьютерных игр.
· Как можно раньше выработайте правильное отношение к компьютеру как к машине для получения знаний, навыков, а не средству получения эмоций. 
· Проведите анализ видов игр, которые ребенок выбирает и тех героев, ролями которых он пользуется и примеряет на себя. Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений.
· Проведите анализ того, какие потребности ребенок удовлетворяет, пользуясь компьютером. Что именно данная деятельность может заменять в его реальной жизни.
· В доверительной беседе донесите до ребенка, что Вам не хватает его внимания. Постарайтесь организовывать совместный досуг постоянно.
· Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменяло живое общение ребенка со сверстниками.
·  Регламентируйте время пользования компьютером: для игр, работы, учебы. Составьте четкий распорядок дня. Выработайте с ребенком правила работы на компьютере: 20 мин. играет, 15 мин. занимается другими делами.
· Играть в компьютер перед сном запрещается всем детям.
·  Поговорите доверительно о вреде здоровью, внешности, женственности и мужественности с приведением фактов, иллюстраций, примеров, статистики.  
· Ни в коем случае не позволяйте ребенку развлекаться в компьютерном клубе ночью. Учитывайте закон правительства про ночное время и разрешение родителей.
· Нельзя  разрешать есть и  пить за компьютером.
· Замечайте, когда ребенок соблюдает ваши требования, при этом обязательно говорите о своих чувствах радости, удовлетворения. Так закрепляется желательное поведение.
· НЕ используйте компьютер как элемент воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры, хорошую оценку и т.д.).
· Во время болезни и вынужденного пребывания дома, компьютер не должен стать компенсацией.
· Помогайте ребенку справляться с тяжелыми чувствами, которые неизбежно присутствуют в жизни любого человека (скука, разочарование, обида) и которые могут подтолкнуть ребенка получить облегчение от «ящика».
· Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
· Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
Конечно, внимательная к потребностям своего ребенка семья может сделать очень многое для профилактики компьютерной зависимости. Но если вы чувствуете, что не справляетесь с возникшими проблемами сами - обращайтесь к специалистам-психологам.
 
 
В статье были использованы материалы 
С. Шевченко, И.Медведевой, Т. Шишовой, А. Шувалова, К. Зорина
 Чтобы более подробно осветить для себя затронутую тему
 вы можете читать книги и статьи данных авторов.

 

 

 


 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс