Д. С

1. К выступлению нужно обязательно подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию.

2. Прежде всего надо четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать?

3. Определите цель выступления. Чего бы вы хотели добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Высказать свое понимание проблемы?

4. Подобрать материал к теме: научная литература, статьи из журналов, телевизионные программы, результаты социологических опросов, личный опыт. Исследовать отобранный материал.

5. Определить главную мысль своего выступления, разделить на компоненты.

6. Выберите данные, которыми вы будете подкреплять свою мысль.

7. Продумать такое расположение аргументов, чтобы оно усиливало доказательную силу. Проверить последовательность изложения материала.

8. Проанализировать грамотность текста, проверить правильность употребления предложно-падежной системы, смыслового согласования слов, посмотреть в словарях и справочниках значение незнакомых слов, расставить ударение в словах, вызывающих трудности.

9. Продумать формы контакта с аудиторией:

Вы можете строить свое высказывание, употребляя местоимение «я», показывая, что ваше выступление – плод ваших раздумий. Преодолеть дистанцию между вами и аудиторией вам поможет использование в некоторых обращениях местоимения «мы», объединяющего вас и тех, кто вас слушает, способствующее взаимному пониманию: «Мы».

Учитесь спорить!

Давайте научимся правильно строить предложение-суждение. Это умение необходимо для того, чтобы ваш собеседник понимал вашу мысль, видел логичность построения вашей речи.

Задание 25. Проверьте, являются ли высказывания истинным суждением. Подумайте, какая логическая связь организуется в представленных суждениях. В каких случаях она нарушается?

1. Никто, кроме скупого человека, не станет собирать старые вещи. - Ни один человек, пьющий много шампанского, не станет собирать старые вещи.

2. Некоторые здоровые люди много едят. - Ни один нездоровый человек не силён.

3. Золото тяжёлое. - Ничто, кроме золота, не сможет заставить его замолчать. - Ничто лёгкое не сможет заставить его замолчать.

4. Я – человек. - Ты - не я. - Ты не человек.

5. Жизнь - борьба. - Дзюдо - борьба. - Жизнь - дзюдо.

Задание 26. Выведите, если возможно, заключение из следующих предложений-посылов.

1. Все яйца можно разбить.

Некоторые яйца сварены вкрутую.

2. Боль подтачивает силы.

Никакая боль не желательна.

3. Эти бутерброды не вкусны.

Ничто, из того, что лежит на моём столе, невкусно.

4. Все англичане едят по утрам овсянку.

Некоторые философы не любят овсянку.



5. Все эти блюда отлично приготовлены.

Некоторые блюда, если их плохо приготовить, вредны для доровья.

6. Все лекарства неприятны на вкус.

Александрийский лист - лекарство.

7. Мука пригодна для пищи.
Пшеничная мука - вид муки.

Задание 27. Определите посылки и заключение, основание и следствие в следующих условно-категорических умозаключениях, проверьте логическую состоятельность вывода.

1. Когда суть дела обдумана заранее, то слова последуют без затруднений. Слова не доследовали без затруднений. Следовательно, суть дела не обдумана заранее.

2. Если у человека повышенная температура, то он болен. У Петрова температура не повышена. Значит, он не болен.

3. Если геометрическая фигура – квадрат, то диагонали в ней взаимно

перпендикулярны и делятся пополам в точке пересечения. Эта фигура не квадрат.
Следовательно, диагонали в ней не взаимно перпендикулярны и не делятся пополам в точке пересечения.

4. Тот факт, что жизнь студента истощает силы, на наш взгляд, бесспорен, поскольку любое душевное беспокойство истощает силы, а ведь все знают, что жизнь студента беспокойна.

5. Если бы наши приборы позволяли наблюдать явные признаки жизни на Марсе, то наличие жизни на этой планете нельзя было бы подвергнуть сомнению. Но наши приборы не позволяют рассмотреть на Марсе такие подробности. Следовательно, наличие жизни на этой планете можно подвергнуть сомнению.

Задание 28. Укажите, какой стилистический прием позволяет Станиславу Лецу сформулировать мысль афористично?

1. Как упражнять память, чтобы научиться забывать?

2. До глубокой мысли надо подниматься.

3. Стрелка испорченного компаса не дрожит.

4. То, что он умер, еще не доказывает, что он жил.

5. Трудности жизни: даже глупость надо сначала сделать.

6. Вечность – единица времени.

7. Совесть рождается иногда из угрызений.

8. Крыша над головой часто не позволяет людям расти.

9. Власть чаще переходит из рук в руки, чем из головы в голову.

10. Все в руках человека. Поэтому их надо чаще мыть.

11. Когда прыгаешь от радости, смотри, чтобы у тебя не выбили почву из-под ног.

12. Деньги не пахнут, но улетучиваются.

13. Страшная штука – плыть по течению в грязной реке.

14. Чем ниже падаешь, тем меньше болит.

15. Не говори о человеке дурно, ведь и ты – он.

Задание 29. Подготовьте краткое выступление на одну из предложенных тем.

1. Должны ли люди быть стальными? Мне кажется, что лучше им быть из плоти и крови.

2. Я видел во сне действительность. С каким же облегчением я проснулся.

3. Чем хрупче доводы, тем крепче точка зрения.

4. Мышление – это общественная функция или функция мозга?

5. Независимы умственно только гении и идиоты.

6. Давайте разрушать Бастилии раньше, чем их построят.

7. Каково назначение человека? Быть им.

8. И снова: не пиши кредо на заборе!

Задание 30. Прочитайте статью крупнейшего русского мыслителя, литературоведа, исследователя культуры Древней Руси академика Дмитрия Сергеевича Лихачев из книги «Письма о добром и прекрасном», опубликованной в 1985 году. Ответьте на вопросы по содержанию текста.

1. Какие цели достигает спорящий, если он внимательно слушает и переспрашивает противника?

2. Каких правил следует придерживаться в споре?

4. В каких случаях вы бы никогда не уступили в отстаивании своей позиции?

5. Как выглядит, по мнению Д.С. Лихачева, спор без аргументации?

«В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто. Сперва я пишу о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите» (Д. С. Лихачев).

Письмо двадцатое

Как выступать?

Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда его будет интересно слушать.

И еще: в выступлении не должно быть нескольких равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.

А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.

Речи для риторического анализа

Примерные вопросы для анализа риторического текста

1.Целевая установка оратора

2.Композиционное построение речи

3.Лексическое и синтаксическое оформление речи (Какие слова использует автор (про­анализируйте их с точки зрения уместности). Есть ли в тексте синони­мы, антонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, жаргонизмы, про­сторечные слова и выражения, термины и т.д. С какой целью они используются?)

4.Украшение речи. Наличие в данном тексте риторических фи­гур и тропов. 5.Убедительность речи (какими приемами достигается)

6.Приемы воздействия на суд присяжных

7.Ваше мнение о тексте и его эффективности.

Приложение 1. Стр. 2по 22

1. Лихачев Д. С. Выступление на Съезде народных депутатов СССР (1989).

3. Ухтомский А. А. О знаниях

4. Виноградов В.В. О культуре русской речи (начало 60-х гг.)

4. Мень А. Христианство (1990)

5.Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на Светлой пасхальной седмице (1993).

Приложение 2.Судебные речи С.22-204

Речь № 1. Кони А.Ф. Об утоплении крестьянки Емельяновой её мужем

Речь №2 . Кони А.Ф. По делу о подлоге расписки в 35 рублей серебром от княгини Щербатовой

Речь №3.Кони А.Ф. ПО ДЕЛУ ОБ УБИЙСТВЕ ФИЛИППА ШТРАМА

Речь №4 .Кони А.Ф. ПО ДЕЛУ ОБ УБИЙСТВЕ ИЕРОМОНАХА ИЛЛАРИОНА

Речь №5. Кони А.Ф. ПО ДЕЛУ ОБ ИГОРНОМ ДОМЕ ШТАБС-РОМИСТРА КОЛЕМИНА

Речь №6. Урусов А.И. речь в защиту Волоховой

Речь № 7.ОБНИНСКИЙ П.Н. ОБВИНИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ПО ДЕЛУ КАЧКИ

Речь №8. ПЛЕВАКО Ф.Н. РЕЧЬ В ЗАЩИТУ КАЧКИ

Речь №9. ПЛЕВАКО Ф.Н. РЕЧЬ ПО ДЕЛУ РАБОЧИХ КОНШИНСКОЙ ФАБРИКИ

Речь №10. ПЛЕВАКО Ф.Н. В защиту Грузинского

Речь № 11. СПАСОВИЧ В.Д. РЕЧЬ В ЗАЩИТУ ДЕМЕНТЬЕВА

Речь № 12. Спасович В.Д. Дело Давида и Николая Чхотуа и др.

Речь № 13.Карабчевский Н.П. Защитительная речь по делу И.И. Мироновича

Речь № 14. Карабчевский Н.П. Речь в защиту Ольги Палем

Приложение 1 Речи из общей риторики

Стр. 1по 21

1. Лихачев Д. С. Выступление на Съезде народных депутатов СССР (1989).

3. Ухтомский А. А.. О знаниях

4. Виноградов В.В. О культуре русской речи (начало 60-х гг.)

4. Мень А. Христианство (1990)

5.Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на Светлой пасхальной седмице (1993).

Д. С. Лихачев Выступление на Съезде народных депутатов СССР (1989)

Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова "культура". На, самом Съезде слово "культура" было произнесено только на третий день <...>


Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты "строек века" и так далее.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. Незнание элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общественного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего Съезда. Я думаю, это не надо пояснять.

К сожалению, в отношении культуры действует еще "остаточный" принцип. Об этом свидетельствует даже Академия наук Советского Союза, где гуманитарной культуре отведено последнее место.

О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, и я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов <...>. В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь - среднего и начального, когда закладывается культура человека.

Начну с библиотек. Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но если библиотеки есть, если они не горят, на заливаются водой, имеют помещения, оснащены современной техникой, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами - культура не погибнет в такой стране. Между тем наши важнейшие библиотеки в Москве, в Ленинграде и в других городах горят, как свечки <...>. Даже в главной библиотеке страны имени В. И. Ленина, о которой я особенно забочусь, возникают мелкие пожары. Сравните с библиотекой Конгресса в Соединенных Штатах. Что же говорить о сельских библиотеках? Районные библиотеки часто закрываются <...>, потому что нужны их помещения для других целей <...>.

Библиотечные работники, обращенные непосредственно к читателю <...>, не имеют времени сами читать и знать книгу, журнал, ибо влачат полунищенское существование <...>. Библиотекари сельских районов, которые должны быть главными авторитетами в селе, воспитывать людей, рекомендовать книгу, - получают 80 рублей. Между тем Россия в XIX веке - вопреки мифу о ее якобы отсталости - была самой передовой библиотечной державой мира <...>. Теперь о музеях. Здесь аналогичная картина - допотопная техническая оснащенность. Зарплата работников, обращенных к человеку, - не администраторов, а реставраторов, хранителей, экскурсоводов - недопустимо низка. А они, именно они - настоящие энтузиасты, как и "низшие" библиотечные работники <...>.

Мы обладаем несметными музейными богатствами, несмотря на все распродажи, частично продолжающиеся и сейчас. Но положение памятников культуры низко, и мы вынуждены приглашать реставраторов из Польши, Болгарии и Финляндии, что обходится во много раз дороже <...>.

Школы у нас - опять-таки та же картина и даже хуже. Детей и педагогов надо сейчас просто защищать. Учителя школ не имеют авторитета, не имеют времени пополнять свои знания. Я могу привести примеры, но не буду. Преподавание душится различными программами, имитирующими командно-административные методы прошлого, регламентирующими указаниями и низкого качества методиками. Преподавание в средней школе - это прежде всего воспитание. Это творчество педагога, а творчество не может быть вне свободы. Оно требует свободы. Поэтому учитель должен вне программы иметь возможность рассказать ученикам о том, что он сам любит и ценит, прививать любовь к литературе, к искусству и так далее.

Отмечу, что сами ученики отмечают в нашей печати эти серьезные недостатки. Учителя в России были всегда властителями дум молодежи. А нынешней учительнице не хватает средств к существованию и к тому, чтобы более или менее прилично одеться.

Вы скажете, откуда взять деньги, чтобы повышать уровень жизни людей, чьи профессии обращены к человеку, именно к человеку, а не к вещам. Я реалист. Рискуя нажить себе врагов среди многих своих товарищей, скажу. Первое. Надо сократить - и очень решительно - чрезвычайно разросшийся и хорошо обеспеченный административный аппарат всех учреждений культуры и министерств. Пусть составители методичек сами преподают по своим методикам и выполняют эти указания, пусть они охраняют памятники, пусть они водят экскурсии, то есть пусть работники министерств работают.

Музеям надо дать средства от доходов Интуриста, которые он получает от наших плохо сохраняемых культурных ценностей <...>. Необходимо отчислять на культуру больше средств от сокращения военных расходов <...>, от сокращения материальной помощи другим странам, помощи за счет средств нашего народа, о которой мы мало осведомлены.

Культура не может быть на хозрасчете. Отдача культуры народу, стране ^- неизмеримо больше, чем от возможных непосредственных доходов библиотек, архивов и музеев, чем от любой области экономики и техники. Это я утверждаю. Но отдача эта дается не сразу. Низкое состояние культуры и нравственности, рост преступности сделают бесплодными, бесполезными все наши усилия в любой области. Нам не удастся реформировать экономику, науку, общественную жизнь, продвинуть перестройку, если наша культура будет находиться на нынешнем уровне <...>.

Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране, которой нет или по крайней мере она мне не известна. Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится преступность. Возрастет, в частности, и порядочность общественных деятелей <...>.

Судьба Отечества в ваших руках, а она в опасности. Спасибо за внимание.


«Письмо двадцатое


КАК ВЫСТУПАТЬ?»

Круг проблем:


Как научиться выступать публично?
Как сделать выступление интересным?
Почему важно быть заинтересованным в предмете своего выступления?

Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.

Самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.

Всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.