Капитанская дочка особенности содержания и структуры романа. Композиция повести «Капитанская дочка

Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин

«Капитанская дочка» 8 класс

Историческая основа повести. Особенности композиции.

Цели : 1. Рассказать об истории создания повести

2. Раскрыть связь «Капитанской дочки» с другими произведениями Пушкина

3. Рассказать об особенностях композиции

4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы

5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе

Оборудование: Электронная презентация, карта России 18 века, раздаточный материал

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с исторической повестью Пушкина «Капитанская дочка». Наш урок будет проходить в соответствии с планом:

  1. Движение Пушкина к прозе
  2. Роман и повесть в русской литературе 30-х годов 19 века
  3. Требования Пушкина к историческому роману
  4. Интерес Пушкина к теме народных восстаний
  5. Работа писателя над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой»
  6. Композиция повести
  1. Еще в 3 главе «Евгения Онегина» Пушкин говорит о своем стремлении обратиться к реалистическому повествованию в прозе. Это было в 1824 году в Одессе.

А в 1827 году Пушкин работает над «Арапом Петра Великого». 1830 г.- окончены «Повести Белкина», 1832 – 1833 – работа над «Дубровским». С конца 20-х годов проза занимает в творчестве писателя огромное место, хотя и не означает отказа от стихотворной формы.

  1. Развитие прозы в творчестве Пушкина связано и с тем обстоятельством, что в 30-е годы в русской и зарубежной литературе начинает широко развиваться роман и особенно – повесть.

Сообщение учащегося об известных романах того времени (Марлинский, Лажечников, В.Скотт)

  1. Пушкин внимательно следит за развитием романа и повести. Он формулирует свои требования к историческому роману: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».
  2. В ходе изучения творчества Пушкина мы уже отмечали интерес поэта к родной истории, к периодам больших социальных потрясений, крупных переломов в истории страны.

- Личность какого государственного деятеля вызывала у писателя пристальное внимание? (Петр Первый)

Назовите произведения, которые описывают деятельность Петра и его эпоху? («Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»)

Почему деятельность Петра Великого вызывает большой интерес у Пушкина?

Кроме того, писателя интересует и тема народных восстаний.

  1. Интерес Пушкина к народному движению неслучаен. В начале 30-х годов 19 века крестьянские волнения вспыхивают с большой силой. Среди них – восстание военных поселян в Новгородской губернии. Пушкин с волнением следит за его развитием. В 1833 году поэт работает в исторических архивах. Он обращается к военному министру Чернышеву за разрешением получить доступ к документам, касающимся следственного дела о Пугачеве. Пушкин мотивирует это тем, что задумал работать над историей Суворова (Суворов принимал участие в ликвидации Пугачевского бунта). Он получает разрешение и приступает к работе. Кроме работы в архивах, Пушкин совершает поездку в Казань, Симбирск, Уральск, Оренбург, побывал он и в Бердской слободе – столице Пугачева. Он беседует с еще оставшимися в живых свидетелями тех событий. В начале 1834 года исторический труд «История Пугачева» («История Пугачевского бунта») вышел в свет.

Замысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до работы над «Историей Пугачева», в то время, когда он пишет «Дубровского».

Назовите действующих лиц повести «Дубровский»?

Какой конфликт положен в основу произведения?

Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? (В борьбе с Троекуровым Дубровский выступает как герой-мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).

Пушкин понял, что на материале современности он не сможет изобразить подлинного крестьянского восстания. Поэтому он обращается к истории Пугачевского бунта.

Фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной. Он деятель большого исторического масштаба.

Работа с картой. Указать города, районы, охваченные восстанием, сказать о причинах поражения.

Работа над повестью продолжается несколько лет. В 1836 году она закончена и опубликована в журнале «Современник». Пушкин выступил в повести как ученый-историк и художник, создавший первый реалистический исторический роман.

6. Работа с эпиграфами.

Как вы понимаете смысл выражения, которое является эпиграфом ко всей повести?

Почему Пушкин взял именно эти слова?

От чьего лица ведется повествование?

Каковы основные черты повести (точность, сжатость, стремительность в развитии действия, никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий)

Как бы вы определили основные темы произведения? (1. Тема народного движения. « Честь, долг, верность – и в службе, и в любви)

7.Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: 1-2 главы читать; пересказ отрывка «Встреча с вожатым», или сообщение о Емельяне Пугачеве, или составление статьи в энциклопедию «Пугачевский бунт»


Рис. 1. А.С. Пушкин ()

Первое, что отмечают все, писавшие о композиции пушкинского романа, - это то, что Пушкин (рис. 1) избегает лишних деталей. Скажем, в черновом варианте было описание постоялого двора (умёта): хозяйка засветила лучину , на столе стоял горшок со щами . Всё это Пушкин убирает. А если и встречается что-то в этом романе, то явно не случайно. Казалось бы, совершенно проходной вещью является то, что Гринёв встречает Ивана Ивановича Зурина и проигрывает ему сто рублей. Но в предпоследней главе именно майор Зурин командует отрядом, задержавшим Марью Ивановну и Петра Гринёва. В отряде Зурина Гринёв и остаётся. А что было бы с ним и с Машей, если бы отрядом командовал другой человек, ведь ямщик провозгласил, что едет государев кум с хозяюшкой? То есть Гринёва и Машу Миронову схватили правительственные войска как пугачёвцев. Это счастливая случайность.

Важно знать, что эпиграфы (об этом сообщается на последней странице романа) приисканы издателем (издателем А. П. ) То есть если записки написаны Петром Андреевичем Гринёвым, то эпиграфы принадлежат издателю. Тут есть ещё спор: а вот эпиграф ко всему роману принадлежит издателю или всё-таки Гринёву? Но для нас это не принципиально.

Важно, что в эпиграфах, во-первых, есть отрывки из произведений XVIII века (дворянской русской литературы) и есть фольклор. Само их сочетание означает и противопоставление, и стремление к тому, чтобы народная культура и культура дворянская (культура высокого представления о чести и долге) соединились.

Во-вторых, важно то, что Пушкин сочинил некоторые эпиграфы. Или, по крайней мере, мы не знаем источников некоторых из них. Например, эпиграф, который предпослан главе XI «Мятежная слобода» , под которым стоит подпись Сумарокова, но у Сумарокова таких строчек нет:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
"За чем пожаловать изволил в мой вертеп?" -
Спросил он ласково».

Очень важно, что слово вертеп встречается в романе именно в значении «разбойничий вертеп» .

Как работают эти эпиграфы, можно увидеть в эпиграфе к I главе:

- Был бы гвардии он завтра ж капитан.
- Того не надобно; пусть в армии послужит.
- Изрядно сказано! пускай его потужит...
. .
Да кто его отец?
Княжнин.

Рис. 2. Я.Б. Княжнин ()

В его комедии «Хвастун» разговаривают два персонажа с «говорящими» фамилиями - Верхолёт и Чванкина. Пушкину важно не напоминание об этой комедии, а важны понятия «армия» и «гвардия». Это совсем разные вещи. Гвардейский чин на два класса старше армейского чина. Важна заключительная реплика: «Да кто ж его отец?» . И Пушкин подхватывает эту реплику и начинает свой роман словами:

«Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором …».

Происходит диалог эпиграфа и текста романа.

В произведениях Пушкина чрезвычайно большую роль играет пророческий, или вещий сон.

В «Евгении Онегине» Татьяна видит сон, в котором Онегин убивает Ленского. Этот сон оказывается пророческим (рис. 3).

Рис. 3. Дуэль Онегина и Ленского ()

В «Борисе Годунове» Григорий Отрепьев рассказывает свой сон, как взбирается на какую-то высокую башню, а внизу народ показывает на него пальцем и он падает и просыпается. Такой же взлёт и падение самозванца и составляет один из сюжетов «Бориса Годунова» (рис. 4).

Рис. 4. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма ()

Такой же пророческий сон есть и в «Капитанской дочке». Там появляется мужик с чёрной бородой (пугачёвской бородой). Матушка говорит: «Иди получи благословление у своего отца» . Но это не отец, это мужик с чёрной бородой. И Гринёв должен во сне поцеловать ему руку. Это повторится потом: он должен будет поцеловать руку Пугачёву (рис. 5) (как Петру III), чего он сделать, конечно, не может. Во сне мужик достаёт топор из-за спины, комната наполняется мёртвыми телами. Вспомните воровской разговор на постоялом дворе, который не может понять Гринёв, там есть такая фраза: «Заткни топор за спину, лесничий ходит».

Рис. 5. Емельян Пугачёв ()

Давно замечено, что в «Капитанской дочке» есть некая сюжетная симметрия: Маша в беде, она пишет Гринёву, Гринёв едет её выручать и, в конце концов, спасает её. Потом Гринёв оказывается в трудном положении, он осуждён. Маша едет к императрице, попадает к властительнице и спасает Гринёва (рис. 6).

Рис. 6. Пётр Гринёв и Маша Миронова ()

Родной отец, служивший при графе Минихе, и сын, которого зовут Пётр, постоянно сталкиваются с Лжепетром, с самозванцем, с Петром III, коим является Пугачёв. В одном исследовании есть любопытно сопоставление: в сентябре 1826 года Николай I требует, чтобы Пушкина привезли к нему в Москву на коронацию. Между Пушкиным и царём происходит довольно долгий разговор, подробности которого нам не очень известны. В этом разговоре царь спрашивает:

- Если бы ты был в Петербурге, Пушкин, на чьей бы стороне ты был?

- Я был бы на Сенатской площади. Там были бы все мои друзья, невозможно было бы отказаться.

Заметьте, что это - разговор на фоне виселиц. Только что повешены пятеро участников заговора.

Сцена разговора Пугачёва и Гринёва на фоне виселиц (это подчёркивается несколько раз). Пугачёв спрашивает у Гринёва:

- Признаёшь ли меня царём?

- Нет, - отвечает Гринёв.

- Но, по крайней мере, обещаешься против меня не воевать?

- Не могу обещать.

Вот этот разговор с властителем на фоне виселицы соотносится любопытно с автобиографическим моментом у Пушкина (рис. 7).

Рис. 7. Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв ()

В «Капитанской дочке» два времени: время действия, 1773-1774 гг., и время рассказывания, когда уже изрядно постаревший Пётр Андреевич Гринёв для своего внука Петруши записывает воспоминания о своей жизни. Пушкинский Гринёв это постоянно подчёркивает. Рассмотрите два примера в доказательство:

«В то время воспитывались мы не по-нынешнему».

«Проигрыш мой по тогдашним ценам был немаловажен».

Довольно важен вопрос: а сколько лет Петруше? В черновой рукописи отец выходит в отставку в 1762 году. Граф Миних был верен Петру III, и, когда Екатерина свергла своего мужа и взошла на престол, Миних вышел в отставку.

У Пушкина в стихотворении «Моя родословная» есть такие строчки:

«Мой дед, когда мятеж поднялся

Средь петергофского двора,

Как Миних, верен оставался

Паденью третьего Петра.

Попали в честь тогда Орловы,

А дед мой в крепость, в карантин,

И присмирел наш род суровый,

И я родился мещанин».

Если подумать, то станет ясно, что 1762 год для выхода в отставку отца Петруши явно не годится. Потому что если в 1762 году отец вышел в отставку и женился на девице Авдотье, то Петруша мог родиться только в 1763 году. А это значит, что в 1772 году ему было бы 9 лет и он, отправляясь в Белогорскую крепость (рис. 8), служить бы не мог.

Рис. 8. Учение в Белогорской крепости ()

В произведении матушка Петруши говорит, что ему пошёл семнадцатый годок. Посчитать, в каком году родился Пётр Гринёв, нетрудно: если ему было 16 лет в 1772 году, то, соответственно, он родился в 1756 году, а отец вышел в отставку по крайней мере в 1755.

Нигде не сказано, что Пётр Гринёв старший в роде (рис. 9). Сказано, что всего было детей девять человек и что выжил один только Петруша. Но был ли он первым ребёнком или не первым, неизвестно. Поэтому мы не можем сейчас датировать точно время отставки.

Рис. 9. Пётр Гринёв, его отец и мать ()

Понятно, что время, которое изображается в «Капитанской дочке», очень неравномерно. Месяцы, проведённые Гринёвым в крепости или в отряде Зурина, занимают несколько строк. А взятие Белогорской крепости (это всего один день) растянуто на две с лишним главы.

Роман начинается в 1772 году. Осень. Отъезд. Снег, но река ещё не замёрзла. Здесь есть тоже любопытный момент. Князь Вяземский пишет Пушкину замечания на «Капитанскую дочку», причём замечания на рукопись, ещё не напечатанную. И Пушкин учитывает все его замечания, кроме одного:

- Река у тебя не замёрзла, а у тебя ведь посредине зимы действие происходит.

- Нет, не посредине зимы. Это - осень.

Снег осенью в этих краях вполне может быть, и Пушкин, когда был в Оренбургской губернии, писал жене, что он часть пути проделал по снегу на санях (в сентябре).

От поздней осени 1772 года до лета 1773 года Гринёв получает офицерский чин, занимается литературой. Также в этот период он ссорится со Швабриным (рис. 10). Это происходит летом 1773 года, потому что тогда он появляется у Игнатьича, а тот нанизывает на верёвку грибы для сушения.

Рис. 10. Гринёв и Швабрин. «Поединок» ()

Начало октября 1773 года - известие о бунте, взятие крепости. Гринёв уезжает в Оренбург.

С начала октября 1773 года до 24 февраля 1774 года Гринёв находится в Оренбурге. Об этих датах можно говорить точно, потому что есть показания генерала следственной комиссии, которые приводятся в тексте романа.

Вечером 24 февраля Пётр попадает к Пугачёву, на следующее утро - в Белогорскую крепость, выручает Машу.

Вечером 25 февраля встречается с Зуриным. На следующий день Маша и Савельич отправляются к родителям Гринёва, а сам Гринёв остаётся в отряде.

Осенью 1774 года Маша встречается с императрицей.

Рис. 11. Пугачёв перед казнью ()

Пушкин, наверное, мог бы сказать то же самое, что и сказал по поводу «Евгения Онегина», - что в романе время расчислено по календарю, никаких анахронизмов нет.

Понятно, почему о службе у Зурина или о службе в Белогорской крепости говорится в нескольких строчках - там нет никаких событий. Очень важно, как личная судьба героя переплетается с историческими событиями. Единство частной жизни и исторической является важным смыслом во времени «Капитанской дочки».

Очень любопытна роль случая. Обратите внимание, сколько случайностей в «Капитанской дочке». Можно, конечно, говорить, насколько это всё правдоподобно. Но Пушкину в «Капитанской дочке» давно уже такого упрёка не предъявляют, а вот Пастернаку в «Докторе Живаго» - сколько угодно. Дело в том, что романист совершенно не обязан следовать правдоподобию. Роман не должен строиться на правдоподобии. В «Капитанской дочке» очень много случайностей.

Совершенно случайно Зурин, которому Гринёв проиграл сто рублей, настоял, чтобы эти сто рублей были отданы, командует отрядом, задержавшим его и Машу Миронову. Благодаря этому Маша спокойно отправляется вместе с Савельичем к родителям Гринёва. А Гринёв остаётся и продолжает служить в правительственных войсках.

Совершенно случайно тот бродяга, который получил от Гринёва заячий тулупчик и стакан вина (рис. 12), оказывается предводителем мятежников. И когда Савельич бросается к ногам самозванца с просьбой пощадить господина, Пугачёв говорит, что он «старого хрыча» признал сразу, и прощает Гринёва.

Рис. 12. Гринёв отдаёт Пугачеву заячий тулуп ()

Совершенно случайно, когда Гринёв вместе с Савельичем отправляется в крепость из Оренбурга, чтобы спасти Машу, их перехватывает пугачёвский отряд, приводит к Пугачёву. И Пугачёв соглашается вместе с Гринёвым продолжить путь («…кто смеет обижать сироту…» ). Хотя сам Пугачёв, исторический Пугачёв, Пугачёв «Истории Пугачёвского бунта», обижал сирот более чем достаточно. Но здесь герой другой, способный к великодушию и милосердию (рис. 13).

Рис. 13. Спасение Маши Мироновой ()

Совершено случайно та дама, которую встречает в саду Маша Миронова и которой она рассказывает свою историю, оказывается императрицей (рис. 14).

Рис. 14. Встреча Маши и Екатерины II ()

Почему так много счастливых случайностей? Почему провидение так благосклонно к Гринёву? В рецензии на «Историю» Полевого Пушкин пишет:

«Ум человеческий - не пророк, а угадчик. Он не может предвидеть случая мощного орудия провидения».

Имеется в виду, что провидение - благой промысел. Добро должно быть защищено. Зло должно быть наказано. Мир устроен правильно. Что бы сейчас ни происходило, какие бы жестокости мы с вами ни видели вокруг, какие бы несправедливости ни совершались, мир устроен правильно. И, очевидно, есть какой-то высший смысл, нам недоступный, в том, чтобы мы оказались свидетелями этих событий, чтобы мы убедились в правоте и в благе того, кто руководит всем.

Почти во всех изданиях «Капитанской дочки» в качестве приложения печатается «Пропущенная глава». Её название сохранилось от Пушкина. Сам Пушкин уничтожил все черновики, кроме этого.

Она напечатана в 1880 году (через 43 года после смерти Пушкина) в журнале «Архив» с предисловием И.С. Тургенева, который высказал существенную и любопытную мысль. Он в предисловии к этой публикации сказал примерно следующее:

«Недавние события вновь обострили внимание к мятежам и бунтам».

Под недавними событиями имеются в виду террористические акты, которые предпринимали народовольцы. Ещё не произошло 1 марта, Александр II ещё не убит, но мятежи и казни уже напоминали о временах исторических. Во всяком случае, так показалось Тургеневу (рис. 15).

Рис. 15. И.С. Тургенев ()

В «Пропущенной главе» меняются имена. И тот, кого мы называем Гринёв, там называется Буланиным. А фамилию Гринёв носит тот, кто в романе называется Зуриным.

Сюжет этой главы такой: Гринёв возвращается к себе в имение, видит плот. На этом плоту виселица с тремя телами. А в это время в имении пугачёвцы захватили родителей Гринёва и Машу, держат их в амбаре и готовы этот амбар поджечь. Важно, что дворовые крестьяне хорошо относятся к своим господам. Злодеев в село привёл именно Швабрин. Дальше появляется Гринёв с небольшим отрядом. Пугачёвцы бегут. Родители освобождены. Как считает Красухин, эту главу, раз Пушкин её исключил, не нужно печатать в составе «Капитанской дочки».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч.- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Lit.1september.ru ().
  2. Pushkinskijdom.ru ().
  3. Samlib.ru ().

Домашнее задание

  1. Выделите основные композиционные моменты в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
  2. Объясните роль эпиграфов в повести.
  3. Какова роль случая в композиции «Капитанской дочки»?

Итоговое произведение Пушкина. Роман, сконцентрировавший все волнующие Пушкина идеи.

  • 1833-1836года. Замысел появился во время работы над «Дубровским»
  • 2 проблемы:
  • 1)крестьянское восстание
  • 2)история дворянина, офицера, изменившего своему классу

Истинного реализма до этого не было.

Этическая ценность - воплощение пушкинского идеала: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

06.02.1833 - просьба предоставить доступ к следственному делу Пугачёва.

Сложна история романа:

Сначала интерес - дворяне, перешедший к Пугачёву - Швалевич.

7планов романа, где менялись герои, но в итоге Пушкин приходит к той конечной форме, где за отражением главного героя вырисовывается образ Пугачёва как центральный.

Октябрь 1836 год - роман сдаётся в печать. 14 глав и эпилог.

«Капитанская дочка» - название не случайно, это семейная хроника. Этот жанр - историческая основа повествования.

Выдвинув на первый план Машу Миронову подчёркивает важнейшую идею произведения: в грозных исторических бурях, испытаниях, уничтожающих благополучие, высшая ценность - человек, умение его сохранить в себе идеал гуманности, благородства. Это важнейший гуманистический смысл произведения.

Для Пушкина была важна доля достоверности.

Проблематика разнообразная: национальная, этическая, философская.

Жанровая основа, его композиционная основа обусловлена типом повествования: от первого лица - дворянина Петра Алексеевича Гринёва. Он записал всё это уже будучи взрослым человеком, осмыслив произошедшие с ним события.

Пушкин совершает отделение от себя рассказчика и добивается эффекта достоверности, историчности и объективности. Чистый реализм.

В центре романа - нарастающий бунт, возглавляемый реальным историческим лицом - Емельяном Пугачёвым. В это историческое движение силой обстоятельств вовлечён дворянин Пётр Гринёв. Нет союза между дворянами и восставшими казаками, Гринёв и Пугачёв - социальные враги. Они находятся в разных лагерях, но судьба сводит их время от времени, и они с уважением и доверием относятся друг у другу. Вымышленные исторические лица помещены Пушкиным в реальное историческое полотно.

Пушкин сделал своё повествование исключительно достоверным, сочинив документы, подобные настоящим и включив в них цитаты из подлинных бумаг.

Пушкин описывает быт семьи Гринёвых и Мироновых. Их простая, незаметная жизнь с их старинным патриархальным укладом - тоже русская история.

Все иллюзии Пушкина, относительно возможного мира между дворянами и крестьянами рухнули, трагическая ситуация обнажилась ещё больше. И тем отчётливее стала задача найти положительный ответ, решающий трагическое противоречие. С этой мыслью Пушкин организует сюжет.

Роман, стержень которого любовная история Маши и Пета, превратился в мировое историческое повествование. Этот принцип - от частных судеб к историческим судьбам народа - пронизывает сюжет «Капитанской дочки».

Герои и второстепенные лица выведены многосторонними характерами. У Пушкина нет только положительных только отрицательных персонажей. Именно ход истории определил действия героев, выхватывая их судьбу и выявляя качества, которые в повседневной жизни могли и не проявиться.

Благодаря принципу историзма ни Пушкин, ни его герои не поддаются унынию. Пушкин мечтает о том, что бы в будущем не чувствовалось социальное расслоение.

Пушкинские герои предстают в романе с 2-х сторон: как люди, т.е. в своих общечеловеческих и общенациональных качества, и как персонажи, играющие социальное расслоение.

Гринёв - и пылкий молодой человек, получивший домашнее патриархальное воспитание и, в тоже время, обыкновенный недоросль, который постепенно становится взрослым и мужественным воином. Настоящим дворянином-офицером.

Пугачёв - и обыкновенный мужик, не чуждый естественных чувств и, в то же время - жёсткий предводитель бунта, ненавидевший дворянин и чиновничество.

Екатерина 2 - и пожилая дама с собачкой, готовая помочь несправедливо обиженной сироте и самовластная самодержавица.

Капитан Миронов - добрый, незаметный и покладистый человек, находящийся под начальством жены и офицер, преданный государыне.

В каждом персонаже Пушкин открывает подлинно человеческое и подлинно социальное.

Человеческое по Пушкину - выше социального. Недаром его герои вследствие своей глубокой человечности не вмещаются в игру социальных сил.

По мнению Пушкина, и дворянство и крестьянство лагеря недостаточно человечны, но что бы гуманность победила необходимо подняться над социальными условиями, интересами и предрассудками, помнить, что звание человека неизмеримо выше всех других званий, чинов и титулов. Человечность может стать достоянием всех людей и сословий.

Мера человечности стала наряду с историзмом, простотой и совершенством формы неотъемлемым признаком пушкинского реализма, вобравшего в себя и строгую логику и свободную игру воображения романтизма.

План сочинения

1. Вступление. Своеобразие пушкинского стиля.

2. Основная часть. Сюжетно-композиционное своеобразие повести «Капитанская дочка».

Воплощение в композиции произведения модели волшебной сказки.

Наличие двух сюжетных линий в повести.

Экспозиция в сюжете Гринева.

Экспозиция в сюжете Пугачева и завязка в сюжете Гринева. Роль «пророческого» сна героя.

Развитие действия в сюжете Гринева.

Развитие действия и кульминация в сюжете Пугачева.

Композиционный прием антитезы у Пушкина.

Кульминация в сюжетной линии Гринева.

Симметричность в развертывании событий повести.

Композиционное значение наличия нескольких рассказчиков.

Портрет, пейзаж, интерьер у Пушкина.

3. Заключение. Своеобразие стиля и композиции «Капитанской дочки».

Стиль пушкинской прозы – стиль реалистический. Сущность и мысль – вот ее пафос. Отсюда простота, точность, соразмерность и объективность, лаконизм в описаниях и в передаче внутреннего состояния героя. Кроме того, исследователи неоднократно отмечали композиционное мастерство Пушкина-прозаика. Все вышесказанное мы можем отнести и к повести «Капитанская дочка». Композиция произведения отличается четкостью, стройностью и симметричностью.

Попробуем рассмотреть построение произведения более подробно. Как отмечают исследователи, композиционная модель «Капитанской дочки» отсылает нас к сюжетам волшебной сказки. В сюжете повести присутствует напутствие отца, дальний путь героя, схватка со злодеем-соперником, встреча с «помощником», спасение девицы, попавшей в беду, выполнение трудно миссии, возвращение домой, царская награда. Но вместе с тем – это реалистическое произведение, историческая повесть, стилизованная под мемуары, воспоминания пожилого дворянина, очевидца пугачевского движения, о своей юности.

Произведение содержит 14 глав. Первые две главы заключают в себе экспозицию, знакомство с главными героями, через взаимоотношения которых представлен основной внутренний конфликт. Названия «Сержант гвардии» и «Вожатый» говорят об этом. От этих глав в дальнейшем будут протянуты основные смысловые нити – линия Гринева и линия Пугачева, которые тесно связаны между собой. Соответственно, каждый из сюжетов имеет свою экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.

Первая глава «Сержант гвардии» является экспозицией в сюжете, связанном с Петром Гриневым. Писатель здесь представляет нам главного героя, дает своеобразную «предысторию» его. Описание жизни Гриневых в первой главе во многом воспроизводит атмосферу семейного романа. Гриневы – старинный род, доброе патриархальное семейство. Жизнь их проста и незамысловата. Образами Гриневых Пушкин подчеркивает, что старинное, «истинное» дворянство, так много сделавшее для России, сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Так, помещик Андрей Гринев наделен многими достоинствами: прямота, честность, чувство собственного достоинства, принципиальность, мудрость, верность своему долгу. «Береги честь смолоду», – напутствует он сына.

Глава «Вожатый» представляет собой экспозицию собственно «пугачевской» сюжетной линии. Здесь мы впервые встречаемся с черным, бородатым мужиком, еще не подозревая, кем он является на самом деле. Одновременно глава «Вожатый» является завязкой собственно «гриневского» сюжета. В главе «Вожатый» у Петра Гринева завязываются отношения с Пугачевым. Большое значение здесь имеет «пророческий» сон героя, который служит своеобразным скрепом двух сюжетных линий. Герой словно прозревает во сне свое будущее, обрисованное аллегорически. Подмена отца посаженым отцом – мужиком с черной бородой – соединяет и бытовой план сюжета, и его общественную линию и создает определенные параллели в ходе сюжетного действия. Участие Пугачева в судьбе Гринева, спасение им Маши Мироновой, предложение Пугачева быть посаженым отцом на их свадьбе – все это перекликается с пророческим сном героя. Сложнее обнаружить намек на общественную коллизию. Как отмечают исследователи, здесь связующим звеном является фигура Петра III. Вероятно, отец Гринева был приверженцем этого царя и, не желая нарушать верность присяге, сразу же вышел в отставку после его убийства. С другой стороны, Пугачев примет в дальнейшем имя Петра III. И Гринев тоже выходит в отставку после этой истории с Пугачевым. Герой не является приверженцем самозванца, но волей судьбы оказывается связанным с ним, сочувствует ему.

Главы «Крепость», «Поединок», «Любовь» продолжают сюжетную линию Гринева. В этих главах, как и в первой, весьма ощутимы мотивы семейного романа. В центре повествования здесь – семья Мироновых. Это добрые, простые люди, гостеприимные и радушные, к которым Гринев незаметно привязался. Сам капитан Миронов скромен и добродушен в семейных отношениях, в обращении с солдатами и офицерами. Все поведение его естественно: без картинного героизма и показушной храбрости он всегда верен своим представлениям о чести и долге. Вместе с тем, как отмечают исследователи, в этих главах присутствуют жанровые черты мелодрамы и водевиля. автор даже создает любовный треугольник, напоминающий нам о классицистических комедиях. Живя в крепости, Петр Гринев влюбляется в дочь капитана Миронова и ссорится из-за нее со Швабриным, который оказывается его соперником. Защищая честь Маши, Гринев вызывает своего соперника на дуэль. Сцена дуэли является кульминацией развития отношений в любовном треугольнике. В этих сценах ощутимо звучит мотив чести и бесчестья, однако здесь наблюдается комическое снижение этого мотива: первая дуэль противников не удалась – их отвели в крепость, и Палашке было велено отнести шпаги их в чулан. Вместо родительского благословения на брак с Машей отец Гринева собирается до него «добраться да за проказы…проучить…путем, как мальчишку». Однако, несмотря на это, значение этих глав в повести нисколько не снижается, уже здесь мы открываем целый ряд качеств главного героя: храбрость, чувство собственного достоинства, благородство.

Завязка же и развитие действия в истории Пугачева – главы «Приступ», «Незваный гость», «Разлука». Вся повесть, таким образом, разделена на две симметричные линии: собственно «гриневская» сюжетная линия (главы «Сержант гвардии», «Крепость», «Поединок», «Любовь») и собственно «пугачевская» сюжетная линия (главы «Вожатый», «Приступ», «Незваный гость», «Разлука»). Между ними – центральная глава «Пугачевщина», резко меняющая атмосферу повествования. В главах, следующих за центральной, Пушкин глазами Гринева обрисовывает нам Пугачева, представляя его характер объемно и многогранно. С одной стороны, пушкинский Пугачев – «злодей», убийца, самозванец, авантюрист, который казнит и вешает. Гринев неоднократно упоминает о «кровожадных привычках» Пугачева. Бунтовщики разоряли селения, сибирские крепости, «самовластно наказывали и миловали». «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» – восклицает Гринев. Однако пушкинский Пугачев – это еще и сильный, отважный, человек, с широкой русской душой, способный на добро. Узнав Савельича и вспомнив о подаренном ему заячьем тулупе, Пугачев спасает Гринева от смертной казни. И далее Пушкин начинает как бы испытывать самозванца, насколько же он великодушен, насколько глубоки в нем «человеческие» чувства. Причем все эти испытания эти идут по нарастающей линии. Вот Пугачев предлагает Гриневу присоединиться к восставшим. Но молодой офицер «присягал государыне императрице», он не может служить Пугачеву и прямо говорит ему об этом. Вот Пугачев спрашивает Гринева, обещает ли он, по крайней мере, не выступать против бунтовщиков. И опять он (Гринев) не дает никаких обещаний. Но Пугачев … отпускает его «на все четыре стороны». И наконец, наступает самый напряженный и драматический момент: Гринев обращается к самозванцу и просит его помочь Маше Мироновой. Эта сцена является кульминацией в развитии внутренней темы повести. Думается, это кульминация и в собственно «пугачевском» сюжете. Благодаря Швабрину, Пугачев узнает, что только что помиловал дочку коменданта Белогорской крепости, дочку офицера противного войска. Однако Гринев просит его о милости: «Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души…». И «суровая душа Пугачева была тронута». «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!», – говорит он Гриневу.

Пугачев здесь противопоставлен официальной власти: широта натуры его, великодушие противопоставляются мелочности, трусливости, формализму его противников. Во-первых, противопоставление мы обнаруживаем в расположении глав «Осада города» и «Мятежная слобода». Генерал, к которому Гринев обращается за помощью («Осада города»), настроен игриво и благодушно, он просчитывает ситуацию и, найдя просьбу молодого офицера неблагоразумной, отказывает ему в помощи. Тогда герой обращается за помощью к Пугачеву, и тот, не раздумывая, сам едет в Белогорскую крепость для того, чтобы лично разобраться, «кто смеет обижать сироту» («Мятежная слобода»). Следующие две главы («Сирота» и «Арест») также построены по принципу противопоставления. Пугачев, даже узнав всю правду о Маше, прощает молодому офицеру его вынужденную ложь и отпускает влюбленных («Сирота»). Власти же, руководствуясь ложным доносом Швабрина, арестовывают Гринева и отправляют его в следственную комиссию («Арест»). Характерно, что Пугачев здесь узнает правду, правительство – ложь. В этих четырех главах «гриневская» и «пугачевская» сюжетные линии тесно переплетены.

Затем Гринева отправляют в Казань, где суд признает его виновным в «замыслах бунтовщиков». Сцена суда – момент наивысшего напряжения в сюжетной линии героя, кульминация.

После суда над Гриневым Маша Миронова едет к императрице и просит ее о спасении своего жениха. Как отмечал Д. Благой, здесь мы можем отметить симметричность в развитии сюжетного действия: Гринев обращается к Пугачеву и просит его спасти Машу Миронову, а Маша едет к императрице просит ее о спасении своего жениха. Соответственно, напрашивается другая параллель: Екатерина II – Пугачев. И Пугачев, и Екатерина проявляют милосердие: сохраняют Гриневу жизнь. И параллель эта символична. Милосердие – это то общее, что объединяет людей независимо от их общественного положения и политических взглядов. У Пушкина это абсолютная нравственная категория. Затем наступает развязка: повеление императрицы оправдывает невиновного, и Марья Ивановна возвращается назад, в деревню, в поместье Гриневых, куда затем возвращается и ее жених. Таким образом, композиция является кольцевой – действие заканчивается там, где оно началось. Развязка же в собственно «пугачевском» сюжете – это арест и казнь самозванца. Казнь Пугачева одновременно является эпилогом в истории Гринева.

Рассматривая построение произведения, отметим наличие нескольких рассказчиков.

Во-первых, это сам Гринев, фигурирующий в повести в качестве героя – семнадцатилетнего юноши и в качестве рассказчика – пятидесятилетнего человека, умного, ироничного, наделенного даром литератора, умудренного опытом. Отсюда – наличие сентенций, ирония в описании нравов эпохи. Во-вторых, это издатель повести, который, «решился, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена». Таким образом, автор и рассказчики в повести не тождественны. Гринев честно и правдиво описывает происходящее. Издатель снабжает каждую главу эпиграфом, выполняющим функцию художественного обобщения. Но отбор ситуаций в повести, их расположение определяет сам автор. Яркий пример тому – передача Гриневым беседы Пугачева с хозяином хутора. Гринев ничего не мог понять из того разговора. Но искусство Пушкина в том и состояло, что читатель понимает больше Гринева-свидетеля. Прочитав эту сцену, мы понимаем, что речь здесь идет о готовящемся восстании.

Анализируя композицию повести, отметим скромность и краткость пушкинских описаний. Так, портреты даны двумя, тремя крупными штрихами, но вместе с тем внешний облик героя оставляет ощущение полноты и законченности. Василиса Егоровна Миронова, например, предстает перед Гриневым как «старушка в телогрейке и с платком на голове». Маша – «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши…». Урядник Максимыч – «молодой и статный казак». Более подробно в повести описание внешности Пугачева: «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Внешность Пугачева – очень яркая, колоритная. Большие глаза говорят о впечатлительности, плутовское выражение лица – о склонности к авантюрам, лукавству. Столь же кратки и описания интерьера, природы. Вспомним, например, простую, незатейливую обстановку дома Мироновых: «В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота». Или зимний пейзаж: «Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи». Самое значительное описание природы в романе – картина бурана: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло». Буран этот символизирует пугачевскую вольницу, мир, сбившийся с пути.

Таким образом, лаконизм, сжатость, простота описания, композиционная соразмерность достигли идеальной меры в «Капитанской дочке». Повесть по праву названа В.Г. Белинским «Онегиным в прозе», и многие ее картины «по верности, истине содержания и мастерству изложения – чудо совершенства».

» - это не только шедевр русской литературы, но также и прекрасное историческое произведение, в котором отражена одна из трагических страниц русской истории – крестьянское восстание под предводительством . Стоит отметить, что именно Пушкин осмелился первым осветить эти кровопролитные события. В то время тема крестьянских восстаний была под запретом, ее практически не освещали.

Когда заинтересовался темой крестьянского восстания, то столкнулся с проблемой нехватки фактического материала. Тогда он решает поехать в Оренбургскую область и пообщаться с очевидцами тех событий. Пушкин долгое время провел в архивах и библиотеках, собирая нужный материал по крупицам. В результате его работы появляется трактат «История Пугачевского бунта».

Нужно сказать, что данный трактат носил строго исторический характер, в то время, как «Капитанская дочка» была литературным произведением на историческую тему.

Главный прием, который использовал Пушкин при написании своего последнего большого произведения, был принцип историзма. Хотя все герои повести вымышленные, их судьбы тесно переплетаются с реальными историческими событиями, которые они проживали.

«Капитанская дочка» написана в форме мемуаров главного героя . Автор неспроста выбрал именно такую форму. Он хотел, чтобы следующие поколения узнали про это восстание из уст его очевидца, лица, которое непосредственно принимала в нем участие, было знакомо с Емельяном Пугачевым.

Кроме того, Пушкин показывает нам события той эпохи глазами дворянина. Будучи дворянином и офицером, Гринев давал присягу императрице на верность, он должен был быть тем, кто подавляет народные волнения. В трудную минуту главный герой остался верен присяге, он не предал императрицу, не признал власть мятежников. Пушкин, устами Гринева, не признает этого восстания, говорит о его бесполезности и бессмысленности.

В своем повествовании автор старается быть последовательным и не однобоким. Наряду с жестокими и кровавыми расправами Пугачева со своими врагами, перед нами открывается справедливый человек с необъятной русской душей и многогранным характером. Так, Пугачев, трижды спасет жизнь Гриневу, освобождает и наказывает за его злодеяния.

Еще одной композиционной особенностью «Капитанской дочки» является изображение главного героя на протяжении всей его жизни: детства, юности и старости. Этот прием позволяет взглянуть Гриневу на всю свою жизнь со стороны, через призму прожитых лет, дать оценку своим поступкам.

Немаловажную роль в раскрытии событий повести играет образ автора. Образ автора сопровождает нас от первой до последней страницы произведения. Мы слышим его отношение к происходящим событиям. Петр Гринев является его устами.

Пушкин сумел создать не только оригинальное литературное произведение, но и показал нам интересные моменты русской истории.