Проблема поиска жизненного пути в литературе и в жизни. Нравственный выбор - аргументы Жизненный путь аргументы из литературы

Андрию, младшему сыну Тараса Бульбы, нужно было сделать выбор: остаться верным отцу и Родине или встать на путь предательства, перейдя ради любви на сторону врага. Юноша не раздумывая выбрал любовь, предав по-настоящему дорогих ему людей. В этой ситуации нравственного выбора проявились истинные внутренние качества Андрия. Его отец, Тарас Бульба, оказался в ситуации нравственного выбора позже. Он мог оставить сына-предателя в живых или убить его, не считаясь с родственными связями. Для Тараса Бульбы честь важнее всего, поэтому он убивает недостойного сына, не предавая своих принципов.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Момент захвата Белогорской крепости стал для Петра Гринева во многом решающим. Он должен был сделать выбор: перейти на сторону самозванца Пугачева или погибнуть гордым и достойным человеком. Для Петра Гринева предательство Родины было позорным, он и не думал, обесчестив себя, сохранить жизнь. Герой выбрал казнь и только в силу обстоятельств остался жив. Даже при выборе, от которого зависела жизнь, Петр Гринев остался верным своей стране. Ситуация нравственного выбора показала, что он - человек чести.

Полная его противоположность - Швабрин. Этот недостойный человек сразу же признал в Пугачеве государя, спасая себе жизнь. Такие люди, как Швабрин, вызывают отвращение. В ситуациях нравственного выбора они готовы предать кого угодно, лишь бы сделать лучше себе.

М. Шолохов "Судьба человека"

Андрей Соколов проявил свои лучшие моральные качества в ситуациях нравственного выбора. Например, в плену у немцев, будучи вызванным на допрос к Мюллеру, он отказался пить за победу немецкого оружия, хотя эти минуты могли стать последними в его жизни. Андрей Соколов, изможденный голодом и непосильным трудом, остался верен своим моральным принципам. Он показал Мюллеру характер настоящего русского солдата, чем вызвал уважение. Немец не стал расстреливать Андрея Соколова, признав в нем достойного человека, и отпустил обратно с хлебом и салом.

Аргументы к проблеме нравственного выбора можно найти почти в каждом произведении. Мало этих трех книг? Прочитайте небольшие произведения А.П. Чехова или А.С. Пушкина. Стоит прочитать "Войну и мир" Л.Н. Толстого, если вы не боитесь больших текстов. Ни один банк аргументов не даст вам тот "фундамент", с помощью которого можно легко найти аргументы почти к каждой проблеме.

  • Ситуации нравственного выбора показывают истинные качества человека
  • Смелый, сильный духом человек в сложной жизненной ситуации скорее выберет смерть, а не позорную жизнь
  • Нравственный выбор часто настолько сложен, что может привести к ужасным последствиям
  • Только трус может перейти на сторону того, кого считал врагом, ради лучшей жизни
  • Ситуации нравственного выбора не всегда связаны с угрозой жизни человека
  • По поведению человека в ситуациях нравственного выбора мы можем судить о его внутренних качествах
  • Настоящую личность, преданную своим моральным принципам, не остановят любые жизненные обстоятельства

Аргументы

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Не один раз Петр Гринев оказывался в сложных жизненных ситуациях, когда нужно было делать выбор, от которого зависела его дальнейшая жизнь. При захвате Белогорской крепости у героя было два пути: признать в Пугачеве государя или быть казненным. Несмотря на страх, Петр Гринев отказался присягнуть самозванцу, не смея предать родную страну. Это не единственная ситуация нравственного выбора, в которой герой принял верное решение и доказал, что он является человеком чести. Уже под следствием он не стал упоминать о том, что он был связан с Пугачевым из-за Маши Мироновой, потому что не хотел для своей любимой неприятностей. Если бы Петр Гринев рассказал о ней, девушку наверняка бы привлекли к следствию. Он не хотел этого, хотя такие сведения могли оправдать его. Ситуации нравственного выбора показали истинные внутренние качества Петра Гринева: читателю понятно, что это человек чести, преданный Родине и верный своему слову.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Судьба Татьяны Лариной трагична. Влюбленная в Евгения Онегина, она никого не видела своим женихом. Татьяне приходится выйти замуж за князя N., хорошего человека, которого она, однако, не любит. Евгений отверг ее, не восприняв всерьез признание девушки в любви. Позже Онегин видит ее на одном из светских вечеров. Татьяна Ларина меняется: она становится величавой княгиней. Евгений Онегин пишет ей письма, признается в любви, надеясь, что она уйдет от мужа. Для Татьяны это ситуация нравственного выбора. Она поступает правильно: сохраняет свою честь и верность мужу. Хотя Татьяна до сих пор влюблена в Онегина, она просит оставить ее в покое

М. Шолохов «Судьба человека». Испытания, через которые прошли люди в военное время, показали силу воли и характер каждого. Андрей Соколов показал себя как человек , верный воинскому долгу солдат. Попав в плен, он не боялся выражать своих мыслей о непосильном труде, к которому принуждали пленных. Когда из-за чьего-то доноса он был вызван к Мюллеру, герой отказался пить за победу немецкого оружия. Он был готов терпеть голод, отказаться от желания выпить перед смертью, но сохранить свою честь и показать истинные качества русского солдата. Нравственный выбор Андрея Соколова позволяет считать его настоящим человеком с огромной силой, любящим свою страну.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Ситуация нравственного выбора, в которой оказалась Наташа Ростова, не связана с угрозой ее жизни. Когда все уезжали из осажденной французами Москвы, семья Ростовых увозила свои вещи. Перед героиней встал выбор: увезти вещи или отдать подводы для перевозки раненых. Наташа Ростова выбрала не вещи, а помощь людям. Ситуация нравственного выбора показала, что для героини не так важно материальное благополучие, как помощь тем, кто оказался в беде. Можно сказать, что Наташа Ростова — человек с высокими моральными ценностями.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Каждый осуществляет нравственный выбор, исходя из своих жизненных принципов, целей, установок и желаний. Самым дорогим в жизни человеком для Маргариты был ее Мастер. Чтобы увидеть любимого, она без сомнения согласилась на сделку с дьяволом. В ситуации нравственного выбора она предпочла то, что для нее дороже всего, несмотря на весь ужас способа достижения своей цели. Маргарита была готова на все, даже на столь бесчестный поступок, потому что встреча с Мастером была для нее жизненно важной.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Иногда только возможность выбора своего жизненного пути открывает подлинные человеческие качества. Перешедший на сторону врага из-за любви к полячке Андрий, младший сын Тараса Бульбы, в ситуации нравственного выбора показал истинные черты своего характера. Он предал отца, брата и свою Родину, показав уязвимость перед силой любви. Настоящий воин не стал бы считаться с любым врагом, но Андрий оказался не таким. Обстоятельства сломали его, показали неспособность юноши быть верным воинскому долгу, преданным родной земле.

В. Санин «Семьдесят градусов ниже нуля». Синицын не подготовил Гаврилову зимнее топливо, что поставило под угрозу жизнь Гаврилова в условиях сильнейших морозов. У Синицына был выбор: сначала он хотел сделать все, чтобы обеспечить безопасность экспедиции, но потом побоялся неблагоприятных последствий за свою ошибку и оставил все так, как есть. Ситуация нравственного выбора показала, что Синицын — трусливый человек, для которого желание остаться без наказания важнее, чем жизнь другого человека, зависящая от него.

О выборе жизненного пути

Некоторым людям может повезти в жизни, но это везение радует их не всегда. Тех, кого избирает удача, в окружающей жизни гораздо меньше, чем людей иного плана - тех, чей удел - повседневный труд, преодоление препятствий и отсут­ствие ярких событий.

Проблема, представленная в тексте, заключена в следующем. Допустим, человека могут возвысить два неожиданных случая. Один - следствие везения, счастливого поворота судьбы. Второй - признание окружающими заслуг и успехов, достигнутых прежде всего упорством и тяжёлым трудом.

По какому пути идти, какому курсу следовать, что предпо­честь, чего добиваться?

Комментарий к проблеме. Люди увлекающиеся, любящие эффекты, подверженные быстрой смене настроений, выберут первый путь. Они будут ждать своего счастливого часа, когда им просто повезёт. А другие, люди с более устойчивой нервной системой, трудолюбивые и целеустремлённые, способные при­нимать взвешенные решения, выберут путь второй.

Авторская позиция просматривается на примере судьбы ге­роя очерка. Даниил Гранин, учёный-физик, писатель, считает, что каждый человек должен определить для себя свою главную жизненную линию и стараться следовать ей на протяжении отмеренного судьбой пути. Только в этих обстоятельствах выя­вится цельность натуры человека, и как результат - значитель­ные дела, яркая биография, возможно, слава. И только упорный труд - залог успеха.

Я согласен с позицией автора и доказываю её правильность первым аргументом. А.П. Чехов, великий писатель-гуманист, в 1890 г. по собственной инициативе предпринял поездку на остров Сахалин с целью переписи ссыльных. На Сахалине он посетил все селения, бывал в тюрьмах, на рудниках. При нём надзиратели наказывали провинившихся плетьми. Чехов завёл на каждого поселенца карточку, где были указаны его возраст, причины и сроки наказания. Всего картотека насчитывала во­семь тысяч карточек - результат огромного труда писателя, журналиста, честного гражданина, сострадающего несчастным. За свой подвижнический труд Чехов был награждён бронзовой медалью, а в его последующих произведениях было «всё просахалинено». В. Лакшин, литературовед, так оценил этот факт био­графии Чехова: «У каждого большого русского писателя был свой подвиг, своя вершина в жизни и своё страдание. И он (Чехов) сам создал свой подвиг - поездку на остров-тюрьму».

Второй аргумент, подтверждающий правильность суждений автора, можно привести из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Базаров страстно предан науке, он готов посвятить профессии врача всю свою жизнь. Его не утомляют ни бесконеч­ные опыты, ни тяжёлый труд уездного лекаря, исцеляющего му­жиков. Останься он жив, его имя было бы в одном ряду с именами выдающихся русских учёных-физиологов, исследователей в об­ласти медицины - Сеченова, Пирогова, Павлова и других.

В заключение можно привести высказывание Н.А. Некрасова:

Воля и труд человека/Дивные дивы творят.

Здесь искали:

  • проблема выбора жизненного пути
  • жизнь это путь сочинение по литературе
  • проблема выбора жизненного пути аргументы

Даже взрослому человеку порой кажется, что его жизнь не удалась. Работа не по душе, профессия не приносит желаемой прибыли, любви нет, ничего вокруг не предвещает счастья. Но самая большая трудность – это проблема выбора жизненного пути. Аргументы из литературы помогут разобраться в этом чрезвычайно сложном вопросе. Наверное, самый лучший пример для молодого поколения – это роман Гончарова «Обломов». Тема всего произведения – это выбор своего места в жизни. На судьбах нескольких человек автор рассказывает, что может произойти, если быть безвольным, или наоборот, твердохарактерным и упорным. Илья Обломов, как главный персонаж, несет в себе отрицательные черты – неспособность к труду, лень и упрямство. В итоге он превращается в некую тень, без цели и счастья. Еще один пример того, как наследство, а не собственный выбор влияют на жизнь человека, - это «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Казалось бы, чего еще нужно молодому дворянину? Беззаботная жизнь, балы, любовь. Но Онегина такая жизнь не устраивает. Он протестует против устоявшейся светской жизни, против моральных норм своего времени, за что многие считают его чудаком. Главная задача Онегина – найти новые ценности, смысл своей жизни.

Как быть с профессией Еще одна неразрешимая задача молодого поколения – проблема выбора профессии. Аргументы могут приводить родители совершенно разные, предлагая своему чаду лучшее, по их мнению, занятие в жизни. Мамы и папы заставляют идти учиться туда, куда их ребенок поступать совсем не хочет. Они аргументируют свою позицию по-разному: доктором быть выгодно, финансистом престижно, программистом востребовано, а бедный подросток просто хочет стать машинистом. Пример того, что мало выбрать хорошую профессию по душе, но и нужно развивать свои навыки, приводит А. П. Чехов в рассказе «Ионыч». Особенно если вы доктор. Так было с главным героем Ионычем. Он добросовестно работал, помогал людям, пока не стал морально устаревать. Он не следил за новинками в фармакологии, не интересовался новыми методами лечения. Мораль произведения: правильный выбор профессии - это лишь половина успеха, свое мастерство и талант нужно совершенствовать.

Литература нас учит человечности, милосердию, самые лучшие примеры приводит М. Шолохов. У него есть несколько рассказов, откуда можно черпать тезисы про милосердие и человечность. Это «Наука ненависти», «Судьба человека». Проблема выбора возникла у героев романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Действие происходит в годы революции, и главным героям приходится чем-то жертвовать во имя революции. Проблема выбора предстала и перед героями романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Это отличное произведение, в котором очень умело переплетаются ветви хороших и плохих поступков. И еще один рассказ, который бы хотелось вспомнить в данном контексте. Это «Старуха Изергиль» Горького. Отважный герой Данко вырвал из своей груди сердце ради спасения людей, благодаря чему осветился путь, и все были спасены.



И в конце хотелось бы сказать что каждое произведение заставляет нас задуматься о жизни и о своем жизненном пути.

Слов.

Человек эпохи Независимости

Каждый человек нуждается в духовной деятельности. Творчество это и есть духовная деятельность. Структура духовного мира человека вмещает в себя: веру, чувства, эмоции, интеллект и т. п.
Независимость это качества человека-личности. Каждая личность имеет своё мнение. Так вот, имея своё мнение и нуждаясь в олицетворении своих духовных потребностей, можно достичь многих вершин в творчестве. Писать интересные и познавательные книги, статьи. Вести передачу и давать полезные советы.
В общем, каждый человек талантлив по-своему. Если группа людей, к примеру, возьмет одну и ту же тему для размышления или написания сочинения, то каждый раскроет её по-своему, отталкиваясь от своего собственного мнения и мировоззрения. Отсюда вытекает, что нет абсолютной истины, есть точки зрения, и каждый прав по-своему.
Теперь на минутку представим, что у человека нет своего мнения или ему не дают его высказать: Что из этого выйдет? На мой взгляд, ничего хорошего, и, думаю, многие со мной согласятся.
Вот вопрос для размышления: Можно ли написать книгу или статью, если у тебя нет независимости и своего мнения, которое можно было бы высказать? Конечно, нет! Это невозможно!
К счастью, у нас свободная страна и свобода слова. И каждый человек имеет право высказать свою точку зрения и свои мысли. Отсюда рождаются споры и творчество размышления, без которого никак нельзя обойтись. И мы приходим, к тому, с чего начали. «Независимость и свободомыслие – суть творчества».