Условия труда и быта народа в годы великой отечественной войны. "жизнь селян до и во время великой отечественной войны" Как жили люди в военное время

Тема: Жизнь, быт и духовный мир советского человека в годы Великой Отечественной войны

Тип: Курсовая работа | Размер: 44.63K | Скачано: 34 | Добавлен 09.06.13 в 12:15 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Тульский государственный университет

Год и город: Тула 2013

Введение

Перевод народного хозяйства на военный лад

Усиление централизации и регламентации жизни общества

Условия жизни, труда и быта в тылу

Подъем советской военной экономики

Роль деятелей культуры и искусства

Заключение

Введение

Тема жизни, быта и духовного мира советского народа в годы Великой Отечественной войны имеет цель дать оценку вклада всех слоев общества в Победу над фашизмом.

В процессе работы над данной темой была изучена и проанализирована специальная литература о Великой Отечественной войне авторов О.А. Ржешевского, М.Н. Зуева, И.И. Долуцкого, И.Г. Трещеткиной, использованы материалы приложений к газете «Первое сентября» - «История» и Большой Российской энциклопедии, характеризующие данный период в истории нашей страны.

Изучение исторической литературы дало представление о величии подвига, совершенного народом в годы войны.

В работе отражены темы героизма и самоотверженности советских людей: охарактеризованы условия их жизни, труда и быта в тылу; рассмотрены вопросы обеспечения ускоренного перевода народного хозяйства страны на военный лад в первые месяцы войны; причины подъема советской военной экономики; представлен вклад в общую победу работников промышленности, транспортной системы, тружеников сельского хозяйства, деятелей культуры и искусства; рассмотрена роль церкви - всех людей того времени, отдавших свой самозабвенный труд, свое творчество, все свои силы, а нередко здоровье и саму жизнь за то, чтобы наша Родина выстояла в смертельном единоборстве с фашистскими захватчиками, победила в годы одного из самых тяжелых испытаний, когда-либо пережитых страной.

Мировая история не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы.

После 22 июня речь шла уже не об обычной войне, а о войне тотальной, идеологической, о войне на уничтожение не только государства, но и целых народов.

Столкновение двух тоталитарных систем неминуемо должно было закончиться гибелью одной из них. Однако сила, претендовавшая на мировое господство, и стремившаяся не только переустроить мир, но и полностью подчинить себе все окружающее пространство, столкнулась с силой народа, способного самостоятельно определить собственную судьбу.

Каждый день борьбы на фронте был материально обеспечен самоотверженным трудом рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции нашей страны.

Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал девизом жизни советских людей.

1. Перевод народного хозяйства на военный лад

Внезапное вторжение Германии на территорию СССР потребовало от Советского правительства быстрых и точных действий. В первую очередь нужно было обеспечить мобилизацию сил на отпор врагу.

В день нападения фашистов Президиум Верховного Совета СССР издал указ о мобилизации военнообязанных 1905-1918 гг. рождения. За считанные часы сформировывались отряды и подразделения.

23 июня 1941 года была сформирована Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР для стратегического руководства военными действиями. Позднее она была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования (ВГК) во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), председателем совнаркома И. В. Сталиным, который был назначен также народным комиссаром обороны, а затем и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР.

В ВГК также входили: А. И. Антипов, С. М. Буденный, М. А. Булганин, А. М. Василевский, К. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков и др.

Вскоре ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление об утверждении мобилизационного народно-хозяйственного плана на четвертый квартал 1941 г., предусматривавшего увеличение производства военной техники и создания крупных предприятий танкостроительной промышленности в Поволжье и на Урале. Обстоятельства заставили Центральный Комитет Коммунистической партии вначале войны разработать развернутую программу перестройки деятельности и жизни Советской страны на военный лад, которая была изложена в директиве Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года партийным, советским организациям прифронтовых областей.

Советское правительство и Центральный Комитет партии призывал народ отрешиться от своего настроения и личных желаний, перейти на священную и беспощадную борьбу с врагом, сражаться до последней капли крови, перестраивать на военный лад народное хозяйство, увеличивать выпуск военной продукции.

«В занятых врагом районах…, указывалось в директиве, …создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т.д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».

Кроме того проводились беседы с населением на местах. Разъяснялись характер и политические цели начавшейся Отечественной войны.

Основное положение директивы от 29 июня изложил в выступлении по радио 3 июля 1941 года И. В. Сталин. Обращаясь к народу, он объяснил сложившуюся ситуацию на фронте, выразил непоколебимую веру в победу советского народа против немецких оккупантов.

«Наши силы не исчислимы…», подчеркивалось в его речи. «Зазнавшийся враг должен скоро убедиться в этом. Вместе с Красной Армией поднимаются многие тысячи рабочих, колхозников, интеллигенции на войну с напавшим врагом. Поднимутся миллионные массы нашего народа…».

2. Усиление централизации и регламентации жизни общества

Утрата значительной части экономического потенциала, огромные разрушения и людские потери, вызванные вторжением германских войск на территорию СССР, привели к резкому сокращению промышленного и сельскохозяйственного производства. Это потребовало от руководства страны принятия экстренных мер по укреплению экономики, в первую очередь ее оборонных отраслей.

Экономическая ситуация в значительной степени осложнялась тем, что противником в начале войны было захвачено более 1,5 млн. кв. км территории, где проживало 74,5 млн. человек и выпускалось до 50 % промышленной и сельскохозяйственной продукции. Продолжать войну пришлось, имея в тылу промышленный потенциал чуть ли не с начала 30-х годов.

Продолжающееся наступление противника вынудило приступить к массовой эвакуации промышленных и людских ресурсов на восток.

24 июня при СНК создается Совет по эвакуации, под председательством Н.М. Шверника, преобразованный 25 декабря того же года в Комитет по разгрузке транзитных грузов.

Тяжелая обстановка на фронтах Великой Отечественной войны вынуждала проводить массовую эвакуацию одновременно с Украины, из Белоруссии, Прибалтики, Молдавии, Северо-Западного, а позднее и Центрального промышленных районов. Некоторым наркоматам ключевых оборонных отраслей пришлось ставить на колеса почти все свои заводы. В крайне трудных условиях эвакуировались предприятия Запорожья, Днепропетровска, Краматорска, Харькова, Ленинграда.

Под руководством Совета, из районов, которым грозила опасность, в течение июля - ноября 1941 года на Урал, в Поволжье, в Западную и Восточную Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан было перебазировано 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 крупных военных. Было эвакуировано более 12 млн. человек, около 2,4 млн. голов скота, значительные запасы продовольствия, сельскохозяйственная техника, культурные ценности.

Тысячи заводов и фабрик гражданского сектора переводились на выпуск боевой техники и иной оборонной продукции.

Так, при слиянии трех предприятий - базового Челябинского тракторного, Ленинградского Кировского и Харьковского дизельного - возник крупнейший танкостроительный комбинат, справедливо названный в народе «Танкоградом».

На основе предприятий сельхозмашиностроения была создана минометная промышленность.

В июне 1941 года правительство приняло решение о серийном производстве реактивных минометных установок - знаменитых «Катюш». Этим занимались 19 головных заводов в кооперации с десятками предприятий различных ведомств.

В рекордные сроки предприятия вводили в строй. Только за первый год войны было возведено 850 заводов разного профиля, шахт и рудников, электростанций, домен и мартеновских печей, прокатных станов, проложены тысячи километров железных и шоссейных дорог. Так, на Магнитогорском комбинате за несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе доменная печь № 5 мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны требовалось 2,5 года).

Значительные трудности испытывал транспорт, особенно железнодорожный, на который легла основная тяжесть воинских перевозок. К тому же наиболее разветвленная железнодорожная сеть оказалась на оккупированной территории. С целью обеспечения четкой работы железнодорожного транспорта 24 июня 1941 года вводится воинский график движения поездов.

Для обеспечения перевода экономики страны на военные рельсы в крупные промышленные центры и на оборонные предприятия направлялись уполномоченные ГКО и Госплана СССР. В сентябре 1941 г. создается Наркомат танковой промышленности под руководством талантливого организатора производства В. А. Малышева, а в ноябре - Наркомат минометного вооружения во славе с опытным инженером, энергичным производственником Д. Ф. Устиновым.

22 июля 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принимает указ «О военном положении», предусматривавший введение трудовой повинности и регулирование работы промышленных предприятий.

На следующий день вводится в действие мобилизационный план по производству боеприпасов, а 24 июня при СНК создается Совет по эвакуации, преобразованный 25 декабря того же года в Комитет по разгрузке транзитных грузов.

С 26 июня 1941 года рабочий день был удлинен до 11 часов, введены обязательные сверхурочные работы, отменены отпуска, что в совокупности на треть увеличило загрузку оборудования без привлечения дополнительных рабочих рук. Место ушедших на фронт в цехах, у мартенов, в забоях, на полях и фермах добровольно занимали женщины, молодежь, старики. В дальнейшем (с февраля 1942 года) стала проводиться плановая мобилизация в промышленность и строительство трудоспособного городского населения, включая достигших 14-летнего возраста подростков.

В целях ускорения ввода в действие объектов индустрии 11 сентября принимается постановление «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени». Президиум Верховного Совета СССР принял 26 декабря 1941 г. указ «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» и 13 февраля 1942 г. - «О мобилизации для работы на производстве и в строительстве».

В соответствии с этими указами рабочие и служащие признавались мобилизованными на период войны.

В апреле 1942 г. мобилизация коснулась и сельских жителей. Основную часть мобилизованных составляли женщины. Обязательный минимум трудодней для колхозников значительно увеличился. Его должны были отрабатывать и дети, начиная с 12-летнего возраста.

30 июня 1941 г. создается Комитет по распределению рабочей силы (позднее Комитет по учету и распределению рабочей силы) при Бюро Совнаркома. Комитет с 1942 г. по июль 1945 г. привлек на постоянную работу в промышленность и сельское хозяйство 3 миллиона человек городского и сельского населения, а в учебные заведения трудовых резервов направлено более 2,1 миллиона подростков. Это позволило в 1945 г. довести среднегодовую численность рабочих и служащих до 28,6 миллионов человек, или до 84% к уровню 1940 года. Кроме того, в соответствии с постановлениями ГКО от 10 января и 7 октября 1942 года в рабочие колонны были мобилизованы немцы (свыше 120 тыс. человек), депортированные из различных районов страны.

С этой позиции война явилась апогеем в реализации возможностей советской тоталитарной системы. Несмотря на огромные трудности, режим смог использовать такие преимущества, как сверхцентрализация управления, огромные природные и людские ресурсы, отсутствие личной свободы, а также вызванное патриотическими чувствами напряжение всех сил народа.

3. Условия жизни, труда и быта в тылу

Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Она вызвала огромный морально-политический подъем, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и быстрейшем окончании войны. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу.

В стране изменился прежний трудовой режим. Как уже было отмечено, с 26 июня 1941 года для рабочих и служащих вводились обязательные сверхурочные работы, рабочий день для взрослых увеличился до 11 часов при шестидневной рабочей неделе, отпуска были отменены. Хотя эти мероприятия и позволили примерно на одну треть повысить нагрузку производственных мощностей без увеличения численности рабочих и служащих, дефицит рабочих рук все - же нарастал. На производство привлекались конторские служащие, домохозяйки, учащиеся. Были ужесточены санкции для нарушителей трудовой дисциплины. Самовольный уход с предприятий карался сроком заключения от пяти до восьми лет.

В первые недели и месяцы войны экономическая ситуация в стране резко ухудшилась. Враг оккупировал многие важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы, нанес неисчислимый урон народному хозяйству.

Самыми трудными были последние два месяца 1941 г. Если в третьем квартале 1941 г. было выпущено 6600 самолетов, то в четвертом — только 3177. В ноябре объем промышленного производства уменьшился в 2,1 раза. Сократилось поступление на фронт некоторых видов самой необходимой боевой техники, вооружения и особенно боеприпасов.

Трудно измерить всю величину подвига, совершенного в годы войны крестьянством. Из деревень на фронт ушла значительная часть мужчин (их удельный вес снизился среди сельского населения с 21% в 1939 г. до 8,3% в 1945 г.). Основной производительной силой на селе стали женщины, подростки и старики. Даже в ведущих зерновых районах объем работ, выполняемых с помощью живого тягла, весной 1942 г. составил более 50%. Пахали на коровах. Необычно возросла доля ручного труда - сев осуществлялся наполовину вручную.

Государственные заготовки выросли до 44% от валового сбора по зерну, 32% - по картофелю. Отчисления в пользу государства увеличивались за счет фондов потребления, сокращавшихся из года в год.

За время войны население страны дало в долг государству более 100 млрд. рублей и на 13 млрд. приобрело лотерейных билетов. Кроме того, 24 млрд. рублей поступило в фонд обороны. Доля крестьянства составила при этом не менее 70 млрд. рублей.

Личное потребление крестьян резко сократилось. В сельской местности продовольственные карточки не вводились. Хлеб и другие продукты питания отпускались по спискам. Но и эта форма распределения применялась не везде из-за дефицита продуктов.

Существовала предельная годовая норма отпуска промышленных товаров на одного человека: хлопчатобумажных тканей - 6 м, шерстяных - 3 м, обуви - одна пара. Поскольку спрос населения на обувь не удовлетворялся, то начиная с 1943 г. широкое распространение получило изготовление лаптей. Только в 1944 г. их выработано 740 млн. пар.

В 1941-1945 гг. 70-76 % колхозов на один трудодень выдавали не более 1 кг зерна, 40 -45 % хозяйств - до 1 рубля; вообще не выдавали зерна крестьянам 3-4 % колхозов, денег - 25-31% хозяйств.

«Крестьянин получал от колхозного производства лишь 20 г зерна и 100 г картофеля в день - это стакан зерна и одна картофелина. Нередко случалось, что к маю - июню не оставалось и картошки. Тогда в пищу шли свекольный лист, крапива, лебеда, щавель».

Активизации трудовой деятельности крестьянства способствовало постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней». Каждый член колхоза должен был отработать не менее 100-150 трудодней. Впервые вводился обязательный минимум для подростков, которым стали выдавать трудовые книжки. Колхозники, не выработавшие установленного минимума, считались выбывшими из колхоза и лишались приусадебного участка. За невыработку трудодней трудоспособные колхозники могли предаваться суду и наказываться исправительно-трудовыми работами в самих колхозах на срок до 6 месяцев.

В 1943 г. не выработали минимума трудодней 13% трудоспособных колхозников, в 1944 г. - 11%. Исключено из колхозов - 8% и 3% соответственно.

Осенью 1941 г. ЦК ВКП (б) принял постановление о создании политотделов при МТС и совхозах. В их задачу входило улучшение дисциплины и организации труда, подбор и подготовка новых кадров, обеспечение своевременного выполнения колхозами, совхозами и МТС планов сельхозработ.

Несмотря на все трудности, сельское хозяйство обеспечило снабжение Красной Армии и населения продовольствием, а промышленности - сырьем.

Говоря о трудовых свершениях и проявленном в тылу массовом героизме, не следует забывать, что война подорвала здоровье миллионов людей.

В материальном отношении народ жил очень трудно. Плохо устроенный быт, недоедание, отсутствие медицинского обслуживания стали нормой жизни.

Доля фонда потребления в национальном доходе в 1942 г. - 56%, в 1943 г. - 49%. Доходы государства в 1942 г. - 165 млрд. рублей, расходы - 183, в том числе на оборону - 108, на народное хозяйство - 32, на социально - культурное развитие - 30 млрд. рублей.

В январе 1943 г. специальная директива ГКО предлагала рассматривать как экономический саботаж даже продуктовую посылку, обмен одежды на хлеб, сахар, спички, покупку в запас муки и др. Вновь, как и в конце 20-х годов, в ход пошла 107-я статья Уголовного кодекса (спекуляция). Страну захлестнула волна фальсифицированных дел, гнавшая в лагеря дополнительную рабочую силу. Например, в Читинской области на рынке две женщины меняли табак на хлеб. Получили по пять лет (1942 г.). На Полтавщине вдова - солдата вместе с соседками собрала на заброшенном колхозном поле полмешка мерзлых бураков. Была «премирована» двумя годами тюрьмы.

Да и на рынок не походишь — нет ни сил, ни времени в связи с отменой отпусков, введением обязательных сверхурочных работ и увеличением рабочего дня до 12-14 часов.

Несмотря на то, что с лета 1941 г. наркомы получили еще больше прав по использованию рабочей силы, более чем на три четверти эта «сила» состояла из женщин, подростков и детей. Взрослые мужчины имели по сто и больше процентов выработки. А что мог «сделать» мальчик 13 лет, под которого ставили ящик, чтобы он дотягивался до станка?..

Снабжение городского населения осуществлялось по карточкам. Раньше всех они были введены в Москве (17 июля 1941 г.) и на следующий день в Ленинграде.

Нормирование затем постепенно распространилось на другие города. Средняя норма снабжения для рабочих составляла 600 г хлеба в день, 1800 г мяса, 400 г жиров, 1800 г крупы и макарон, 600 г сахара в месяц (за грубые нарушения трудовой дисциплины нормы выдачи хлеба уменьшались). Минимальная норма снабжения для иждивенцев составляла соответственно 400, 500, 200, 600 и 400 г., но не всегда удавалось обеспечить население продовольствием даже по установленным нормам.

В критической обстановке; как это было зимой - весной 1942 г. в Ленинграде, минимальная норма отпуска хлеба снижалась до 125 г., люди тысячами погибали от голода.

Таким образом, характер и режим труда людей в тылу мало чем отличался от многих видов работ во фронтовой полосе. Именно их самоотверженный труд обеспечивал армию всем необходимым для победы.

Перенося тяготы и лишения, рабочие эвакуированных предприятий вместе с трудящимися Поволжья, Урала, Сибири, Алтая, Казахстана, Средней Азии к середине 1942 г. ввели в действие свыше 1200 крупных промышленных предприятий, перебазированных с запада. Уже в марте 1942 г. восточные районы страны превзошли по выпуску военной продукции ее общее производство в стране перед началом войны. Урал вскоре стал производить 60% средних и 100% тяжелых танков. Каждый второй снаряд делался из уральской стали.

Перевод народного хозяйства на военный лад занял примерно один год против четырех лет, которые потребовались для этого фашистской Германии. С конца 1942 г. наша промышленность, работавшая на пределе возможностей, стала давать фронту боевой техники, вооружения, боеприпасов и снаряжения значительно больше, чем промышленность Германии.

Танки Т-34, самолеты Ил-2, боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 («Катюши») и многие другие образцы боевой техники по своим высоким качествам не имели себе равных. Сельское хозяйство страны заготовило в 1941—1944 гг. 4312 млн. пудов зерна и 5048 тысяч тонн мяса.

Труженики тыла делали все, чтобы обеспечить непрерывный рост военного производства и снабжения армии всем необходимым.

Осенью 1941 г. молодые рабочие М. Попов на «Уралмаше» и В. Шубин на Горьковском автозаводе создали первые в стране комсомольско-молодежные фронтовые бригады. По инициативе уральцев и горьковчан на всех участках военного производства началось соревнование молодежных бригад за почетное звание фронтовых под девизом «В труде, как в бою!». Члены этих бригад выполняли самые ответственные заказы фронта. В августе 1945 г. в стране насчитывалось 154206 комсомольско-молодежных и фронтовых бригад, куда входило свыше 1 млн. 22 тысяч человек.

Увеличение выпуска военной продукции в значительной мере достигалось и за счет капитального строительства, освоения новых энергетических и сырьевых ресурсов. Всего за военные годы в тылу двухмиллионная армия строителей, в том числе заключенные тюрем и концлагерей, соорудила 3500 крупных предприятий и восстановила в освобожденных от вражеской оккупации районах 7500 разрушенных во время войны крупных промышленных объектов.

Железные дороги, на долю которых пришлось около 85% всего грузооборота, доставили фронту более 19 млн. вагонов вооружения, боеприпасов, снаряжения, других материальных средств.

В конце 1942 года создаются 35 паровозных колонн резерва НКПС. Одновременно было построено свыше 3 тыс. км железных дорог. Все это позволило улучшить работу железнодорожного транспорта, грузооборот которого возрос в полтора раза по сравнению с первым кварталом 1942 г.

Ученые и конструкторы, инженеры и техники решали сложные научно-технические задачи, разрабатывали новые пути и способы расширения производства. Большую работу провели специальные комиссии Академии наук СССР по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана на нужды обороны. Инициатором образования комиссий был президент Академии наук СССР академик В. Л. Комаров.

Широкий масштаб приняли в военные годы патриотические движения за создание Фонда обороны, за сбор средств на вооружение Красной Армии, а также сбор средств и теплых вещей воинам. За четыре года войны добровольные взносы от граждан в Фонд обороны, на строительство боевой техники выразились в сумме 118,2 миллиарда рублей, что почти равнялось среднему годовому расходу на нужды Наркоматов обороны и Военно-Морского Флота.

Благодаря усилиям медиков 72% лечившихся в госпиталях раненых солдат и офицеров возвращались на фронт.

5. Роль деятелей культуры и искусства

В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами свою особую роль сыграла наша культура. Все лучшее, что было заложено в культурных традициях народов всей страны, стремилось проявиться таким образом, чтобы помочь миллионам людей осознать свое место, в общем строю.

Самой характерной чертой развития культуры становится углубление интереса к национальному классическому наследию. И это не случайно. Фашизм с его делением народов на «полноценные» и «неполноценные» являл собою пример уничтожения культурного наследия многих народов. «Превосходство арийской культуры», которое несли с собой завоеватели, неизбежно вызывало обратную реакцию. Фашистское варварство в национальных святынях - Ясной Поляне, Петродворце - ясно показывало, что уничтожение национальных культур - одна из главных стратегических целей фашизма. И миллионы людей как бы заново обратились к извечным духовным ценностям. Обрели новый смысл стихи Пушкина и романы Толстого, Тургенева, музыка Глинки и Чайковского.

Патриотическое начало в искусстве проявлялось также и в произведениях, созданных в годы войны советскими писателями, композиторами, художниками. В дни тяжелых испытаний на первое место вышла патриотическая публицистика.

Настоящий подъем переживала поэзия. Самое знаменитое стихотворение военной поры «Жди меня» К. М. Симонова бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали из рук в руки. Широкую популярность приобрели многие лирические стихи, ставшие настоящими народными песнями.

В самые тяжелые дни блокады Ленинграда Д. Шостакович создает гениальную Седьмую симфонию. Патриотическую оперу «Война и мир» пишет С. С. Прокофьев.

Артисты драматических, музыкальных театров, эстрады также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью у бойцов и командиров пользовались фронтовые театры.

Большой размах приняла концертная деятельность музыкантов и артистов на фронтах и в тылу. В концертах участвовали Л. А. Русланова, Л. О. Утесов, К. И. Шульженко и другие.

Патриотическая тема стала ведущей в документальном и художественном кинематографе. На фронтах находилось 150 кинооператоров.

Многие из художественных произведений, созданных в годы войны, несли главную ценность — они возвышали гуманистические начала в жизни советских людей. Процесс этот шел как через противопоставление практики гитлеризма, уничтожавшего миллионы людей по расовому, национальному признаку; коренным началам народной жизни с ее готовностью самопожертвования во имя Отечества, так и более глубоким раскрытием основ народного характера. Выдающимся примером этого стала поэма А. Т. Твардовского о Василии Теркине, главный герой которой сочетал черты многих реальных людей и персонажа народных сказаний.

Многие деятели культуры выполняли в годы войны еще одну очень важную миссию: их произведения, выступления создавали в странах - союзницах по антигитлеровской коалиции благоприятный фон общественного признания роли нашей страны в борьбе с фашизмом.

Заключение

Итак, в результате анализа и систематизации изученного материала можно сделать следующие выводы.

У подавляющего большинства, если не у всего советского народа, не было сомнений в победе над врагом. Людям военной поры были свойственны высокие патриотические чувства, настроения, устремления. Однако отношение к действительности не было у них однозначным. Здесь сказывались не только атмосфера страха, присущая тому времени, но и уровень общей культуры, наличие информации, характер воспитания, гражданская позиция, прочие факторы.

Вместе с ростом самосознания и гражданской ответственности у людей росла внутренняя независимость и гражданская смелость. Народ в годы войны почувствовал себя ответственным за судьбу отечества, обрёл свободомыслие.

Стиль жизни «в прошлом» содержал позитивную оценку всякой незыблемости устоев, их определением объективным ходом истории, несокрушимой верой в правильность принимаемых решений. Именно стабильность и прочность воспринимались как норма, а всякое расшатывание их - как опасное отклонение от этой нормы. Жизненная ориентация личности была связана не с преобразованием, тем более в масштабах всего общества, а, напротив, с его абсолютной устойчивостью и непоколебимостью.

В годы войны все боялись - и это казалось естественным, потому что страх - чувство, с которым люди рождаются и живут каждый день. Тогда, в годы войны, всё привычное, нормальное, человеческое валилось, разрушалось. Советским людям годами внушалась мысль, что они должны идти на всевозможные жертвы ради укрепления обороноспособности своей страны. И они шли на эти жертвы...

Массовое сознание - явление чрезвычайно сложное и противоречивое, в нём переплетаются элементы социальной психологии, нравственные и мировоззренческие установки. При этом оно представляет собой синтез явлений, уходящий корнями в традиции, обыденную жизнь людей с идеологическими установками, целенаправленно формирующимися структурами власти.

В полной мере это относится к сознанию и духовному миру советских людей в период Великой Отечественной войны.

В ходе войны в сознании народа начинают происходить колоссальные изменения. Очевидно, что без пробуждения личной ответственности, осознания каждым советским человеком собственной необходимости и значимости мы бы не выиграли войну.

Массовый героизм, проявленный в годы войны, также не мог быть случайным, так как в его основе заложена вековая традиция русского народа - защищать Отечество.

История пережитой нашей страной трагедии и достигнутой победы живет сегодня с нами. Она - источник боли и горечи, гордости и славы нашего народа.

Список использованной литературы

1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т./Т. 4 - М.: БРЭ, 2006

2. «Вторая мировая война. Итоги и уроки».- М.: Воениздат, В87 1985.

3. Зуев М.Н. «История России с древнейших времен до начала XXI века для поступающих в вузы». - М.: Дрофа, 2007.

4. «История», еженедельное приложение к газете «Первое сентября», №№ 17, 18, 1995.

5. Кузница победы: Подвиг тыла в годы Великой Отечественной войны. Очерки и воспоминания. - 2-е изд.-М.: Политиздат, 1980.

6. О.А. Ржешевский «Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945»: Краткий справочник. - М.: Республика, 1995.

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Это будет сегодня последняя история,о том как помогали одни из самых важных войск,войска тыла,а в особенности как женщин,которые считай не спали и выполняли тяжелую мужскую работу! Вспомним настоящих героев трудового фронта!

Война крайне обострила ситуацию с трудовыми ресурсами. Из-за потери густонаселенных западных районов и мобилизации в Красную армию значительно сократилась численность работников. Если в первом полугодии 1941 года в хозяйстве было занято 31,8 млн. рабочих и служащих, то во втором полугодии — 22,8 млн., а в 1942 году — 18,4 млн. человек.

Война и тяжелая индустрия
Ушедших в армию мужчин призывного возраста заменили подростки, старики, женщины. Только во второй половине 1941 года на заводы пришли почти 2 миллиона домохозяек, школьников и пенсионеров. Академик-металлург Евгений Оскарович Патон вспоминал:

«Никогда не забыть мне женщин тех лет. Сотнями приходили они на завод, выполняли самую тяжелую мужскую работу, стояли часами в очередях и воспитывали детей, не сгибались под тяжестью горя, когда прибывала похоронная на мужа, сына или брата. Это были настоящие героини трудового фронта, достойные восхищения»

Стараясь максимально обеспечить рабочей силой оборонные отрасли, государство прибегло к массовой мобилизации работников легкой промышленности, сельского хозяйства, ряда других отраслей, а также учащихся на предприятия тяжелой промышленности. Рабочие военных заводов и транспорта считались мобилизованными. Самовольный уход с предприятий запрещался.

Массовый характер приобрело движение «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт». Появились двухсотники, выполнявшие за смену по две нормы. Фрезеровщик Уралвагонзавода Дмитрий Филиппович Босый стал основателем движения тысячников. С помощью изобретенного им приспособления, позволявшего одновременно обрабатывать на одном станке нескольких деталей, он в феврале 1942 года выполнил норму на 1480%.

Война и деревня
Война нанесла огромный урон сельскому хозяйству. В 1941-1942 годах около половины посевных площадей и поголовья скота, почти треть энергетических мощностей оказались в руках оккупантов. Тракторы, автомобили, лошади изымались для нужд фронта.

В армию ушли практически все мужчины призывных возрастов. Во многих селах и деревнях вообще не осталось мужчин моложе 50-55 лет. В 1943 году 71% работников сельского хозяйства составляли женщины. Рядом с ними трудились старики и подростки. В армию было призвано большинство механизаторов (ведь тракторист — практически готовый водитель танка). Женщины освоили трактор. Уже в 1942 году в соревновании женских тракторных бригад принимали участие 150 тысяч человек.

Война потребовала от деревенских тружеников величайшего самопожертвования. Обязательный минимум трудодней был увеличен до трехсот в год. Продукция колхозов и совхозов полностью и практически безвозмездно сдавалась государству. Выживали колхозники за счет приусадебных участков, хотя те и были обременены налогами и различными обязательными сборами. Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность — сырьем.

Война и наука
Огромную роль в укреплении оборонной мощи страны сыграли достижения науки. На основе рекомендаций ученых было значительно увеличено производство на многих металлургических комбинатах Урала, а также Сибири. Были открыты месторождения марганцевых руд в Казахстане, бокситов — на Южном Урале, меди и вольфрама — в Средней Азии. Это помогло компенсировать потери месторождений в западной части страны и обеспечить бесперебойную работу предприятий черной и цветной металлургии. Обширные изыскательские работы позволили открыть новые залежи нефти в Башкирии и Татарии.

Большое внимание ученые и инженеры уделяли совершенствованию станков и механизмов, внедрению технологических приемов, позволяющих повысить производительность труда, сократить брак.

Огромны заслуги военной медицины. Разработанные Александром Васильевичем Вишневским методы обезболивания и повязки с мазями широко применялись при лечении ран и ожогов. Благодаря новым методам переливания крови значительно снизилась смертность от потери крови. Неоценимую роль сыграла разработка Зинаиды Виссарионовны Ермольевой препарата на основе пенициллина. По свидетельству очевидцев, «волшебное лекарство на глазах изумленных свидетелей отменяло смертные приговоры, возвращало к жизни безнадежных раненых и больных».

Быт тыла
Война сильно ухудшила условия жизни советских людей. Даже по официальным (вероятно, сильно приукрашенным) данным потребление мяса в рабочих семьях в 1942 году снизилось в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем, молочных продуктов — на 40%. В деревне потребление мяса сократилось втрое, хлеба — на треть. В пище стало намного меньше жиров, сахара, овощей. Не хватало круп. Зато стали есть вдвое больше картофеля.

Нехватка продовольствия вызвала его жесткое нормирование. Повсеместно были введены карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия; более чем в ста крупных городах — также на мясо, рыбу, жиры, макаронные изделия и крупы.

Колхозники карточек вообще не получили и остались вне системы нормированного обеспечения — без соли, без сахара, без хлеба — фактически на одной картошке с собственного огорода.

Как и в первой половине 1930-х годов, было установлено несколько категорий нормированного снабжения. К первой категории относились рабочие оборонной промышленности, ко второй — рабочие других отраслей, к третьей — служащие, к четвертой — иждивенцы и дети. Инженерно-технические работники приравнивались к рабочим соответствующих предприятий. К рабочим были приравнены также врачи, учителя, литераторы, работники культуры и искусства.

С осени 1943 года по первой категории выдавалось 700 грамм хлеба в день, по второй — 500 грамм Служащие получали 400 грамм, дети и иждивенцы — 300.

Чтобы отоварить карточки, очередь к дверям магазина приходилось занимать с ночи. Утром, отстояв несколько часов, можно было получить заветную буханку и если повезет — кусочек масла, маргарина или комбижира. Впрочем, нередко оказывалось, что продуктов нет совсем; даже хлеба порой хватало не на всех. Карточки выдавались на месяц и при утрате не восстанавливались. Потеря карточек, особенно в начале месяца, означала голодную смерть.

Цены на продукты, выдававшиеся по карточкам, на протяжении всей войны не изменялись. Однако вне системы нормированного снабжения происходила быстрая инфляция — тем более, что государство для покрытия военных расходов увеличило выпуск бумажных денег.

Все воюющие страны, даже США, прибегали в 1941-1945 годах к нормированному снабжению населения продовольствием и многими предметами первой необходимости. Но только в СССР, формально провозглашавшем равенство трудящихся, не запрещалась свободная продажа нормируемых продуктов. Это позволяло людям, имевшим деньги или ценные вещи, приобретать продукты на рынке, где цены превышали довоенные в среднем в 13 раз.

В 1944 году были открыты государственные коммерческие магазины, в которых товары продавались в неограниченных количествах, но стоили в 10-30 больше, чем в системе нормированного снабжения. Подобного цинизма не допускала ни одна западная страна.

Война лишила миллионы людей крова. Беженцы, эвакуированные нередко вынуждены были ютиться в переоборудованных общественных зданиях или занимать углы в домах и квартирах местных жителей. Большинство переживших эвакуацию с теплотой вспоминают об обитателях Урала и Сибири, Казахстана и Средней Азии — людях разных национальностей, потеснившихся ради того, чтобы дать приют незнакомым семьям.

Особенно тяжелая доля выпала тем, чьи дома оказались в прифронтовой полосе. Там, где надолго останавливался фронт, от изб чаще всего оставались только печи, торчащие среди развалин, а людям приходилось ютиться в погребах и землянках. Деревни, оставшиеся без мужчин, даже после войны далеко не сразу смогли отстроиться и залечить раны.

Война стала жестоким испытанием для всего нашего народа. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. Поразительная стойкость, проявленная народом в те тяжелые годы, позволила стране выстоять войне и победить — несмотря на чудовищные просчеты, допущенные правящим режимом.

Стала наиболее масштабной в человечества. Она унесла множество жизней как на линии огня, так и за пределами театра военных действий. Но на фронте жизнь граничила со смертью сильнее всего. Фронтовые 100 грамм , конечно, позволяли немного отвлечься и побороть страх, но, по сути, с утра и до позднего вечера во время активных боевых столкновений солдаты и офицеры не знали, когда их час покинуть этот мир.

Какое бы ни было качественное современное вооружение, всегда был шанс попасть под шальную пулю или погибнуть от взрывной . Что уж говорить о наспех собранных частях в начале войны, когда автомат давался на трех человек, и приходилось ждать смерти товарищей, чтобы вооружиться. Спали в землянках и блиндажах, питались там же или на свежем воздухе, немного вдали от боевых действий. Конечно, тыл располагался рядом. Но госпитали и расположение частей казались уже совершенно другим миром.

Жизнь на оккупированных территориях

Здесь было совсем невыносимо. Вероятность оказаться застреленным без всякой внятной причины была велика. Конечно, можно было приспособиться к законам оккупантов и сносно вести свое хозяйство – делиться с оккупантами, чем попросят, и они не будут трогать. Но все зависело от человеческих качеств тех или иных солдат и офицеров. С обеих сторон всегда имеются простые . Также всегда имеются подонки, которых и людьми назвать сложно. Иногда местных жителей особо не трогали. Конечно, занимали лучшие избы в деревнях, забирали продовольствие, но людей не мучили. Временами же некоторые захватчики расстреливали потехи ради стариков и детей, насиловали женщин, сжигали дома с живыми людьми.

Трудная жизнь в тылу

Жизнь была крайне сложная. Женщины и дети выполняли на заводах тяжелую работу. Трудиться приходилось по 14 и более часов. Еды не хватало, многие крестьяне воевали, поэтому кормить страну было некому. В некоторых регионах, к примеру в Ленинграде, во время Великой Отечественной войны жилось просто невыносимо. Люди в блокаду тысячами умирали от голода, холода и болезней. Кто-то замертво падал на улицах, были случаи каннибализма и трупоедства.

Относительно спокойная жизнь

Даже во времена таких масштабных войн, как Вторая мировая, были люди, которые вели вполне безопасную жизнь. Конечно, имелись страны, которые поддерживали нейтралитет, но речь не столько о них. Представители высших эшелонов власти всех воющих сторон особо не бедствовали и в самые тяжелые периоды войны. Даже в блокадном Ленинграде городское руководство получало такие посылки с едой, о которых могли бы только мечтать и в более сытых регионах.

Культурная жизнь страны в годы войны испытывала влияние новых моментов. Резко сократилась материальная база учреждений культуры из-за прекращения их финансирования. Многие центры советской культуры находились в западных и центральных районах страны, которые впервые же месяцы войны были окку­пированы. Ряд учреждений науки и культуры удалось эвакуировать в восточные районы, однако многие культурные и научные ценности попали, в руки врага и до сих пор не возвращены в страну. Деятели культуры и науки вынуждены были искать новые формы существования в условиях военного времени. Они выступали с лекциями и концерта­ми на фронтах, в госпиталях, на фабриках, заводах и т. д.

Правящая партия ставила перед интеллигенцией новые задачи, которые диктовались условиями военного времени. Она должна была воспитывать у советских людей такие не­обходимые качества, как патриотизм, социалистический интернационализм, верность долгу, присяге, ненависть к врагу и т. д. Такая пропаганда велась, и она была достаточно эффективна.

Деятели советской культуры стали обращаться к историческому прошлому русского народа, снимать фильмы, ставить театральные постановки, писать художественные произведения о деятелях и событиях дореволюционной России. Сотрудничество со странами антигитлеровской коалиции позволило обратиться им к творчеству западных писателей и художников и пропагандировать его в нашей стране. Многие советские люди в годы войны впервые познакомились с достижениями мировой культуры.

В годы Великой Отечественной войны коренным образом изменился быт советских людей. Практически все они изменили свои жизненные условия. Мужское население было мобилизовано в армию, численность которой достигла 11 млн. человек. На промышленное производство пришли женщины, дети, вчерашние крестьяне. Их труд в годы войны был тяжелым, с продолжительным рабочим днем, практически без выходных дней и отпусков. Чтобы обеспечить себе поддержку крестьянства, правительство вынуждено было отменить некоторые ограничения, введенные в период коллективизации. На это, кстати, оказало влияние стремление немцев на оккупированной территории провести деколлективизацию. Крупной уступкой советскому крестьянству в годы войны явилась ставка на его личные интересы. Были разрешены в деревне личные подсобные хозяйства, и крестьяне получили определенную свободу в реализации продукции из подсобных хозяйств. Кроме того, именно для крестьянства полученная свобода вероисповедания была наиболее актуальной.

Уже в июле 1941 г. на карточное снабжение было переведено население Москвы и Ленинграда. В 1942 г. карточками обслуживалось 62 млн. советских людей, а в 1945 г.-- 80 млн. Все население страны по уровню потребления было разбито на несколько категорий в зависимости от трудового и военного вклада, при этом нормы их снаб­жения по карточкам существенно колебались. Всю войну в стране функционировали колхозные рынки, на которых по высокой цене можно было приобрести продукты питания. Однако это мог сделать далеко не каждый человек, ибо на Урале 1 кг мяса стоил больше, чем получал в месяц рабочий. С апреля 1944 г. была введена система коммерческих магазинов и ресторанов.

В период войны в стране была сильная инфляция. Несмотря на то, что высокопроизводительный труд хорошо оплачивался, реальная заработная плата в 1945 г. составляла 40% от уровня 1940 г. Но и этих заработанных денег нельзя было реализовать, и они скапливались на сберегательных книжках, особенно в деревне. В целях изъятия у населения необеспеченных товарами денег государство вводило систему специальных налогов, принудительных займов, замораживало денежные вклады, организовывало "добровольные" подписки на самолеты, танки и т. п.

Великая Отечественная война - не просто история. Это конкретное, бесценное духовное достояние, которое не стареет, не становится будничным и обыденным. С годами не ослабевает, а растёт интерес не только к крупномасштабной эпопее войны, но и её отдельным страницам.

Несмотря на обилие литературы о войне, в ней отсутствует анализ роли социальной психологии масс. Есть много трудов об идеологической работе в годы войны, но они, как правило, сводятся к перечислению действий политорганов. Их авторы практически не пытаются показать, на какие народные традиции, черты менталитета опиралась, чем определялась эта деятельность. Тоталитарному режиму удалось нивелировать личность, подавить самостоятельность, посеять страх перед жёсткой авторитарной властью, религиозность, православную духовность заменить атеизмом, придать патриотизму новую идею - идею социального освобождения.

Война за свободу и независимость Родины, за спасение мировой цивилизации и культуры против современного варварства явилась скачком в развитии личности, поворотом в ментальности россиян. Это проявилось не только в героизме, но и в осознании людьми своей силы, исчезновении в значительной мере страха перед властью, росте надежд на расширение свобод и прав граждан, демократизацию строя, обновление и улучшение жизни.

Война начала процесс переосмысления ценностей, ставила под вопрос незыблемость сталинского культа. И хотя официальной пропагандой все успехи и победы по-прежнему связывались с именем вождя, а неудачи и поражения сваливались на врагов и предателей, не было уже такого полного, безусловного доверия к ранее непререкаемому авторитету. И если теперь сталинский репрессивный аппарат выхватывал брата-фронтовика, прежняя смелая довоенная вера в то, что "невинных не сажают", сменилась недоумением, негодованием. Штампы рушились, придя в столкновение с реальным жизненным опытом, задумываться над которым всерьёз заставила война, оказавшаяся столь непохожей на обещанный пропагандой "могучий, сокрушительный удар", "малой кровью", "на чужой территории". Война на многое заставила взглянуть по-другому. За короткий срок постигались истины, к которым человечество шло столетиями. Новые черты, появившиеся в менталитете советского человека: переход с позиции ожидания к позиции действия, самостоятельность, исчезновение в значительной мере страха перед властью - имели колоссальное последствие для нашего исторического развития.

Фронтовому поколению народы бывшего СССР обязаны не только независимостью, но и первым духовным и политическим штурмом тоталитаризма. Годы Великой Отечественной войны открыли новую страницу в истории взаимоотношений между Советским государством и Русской православной церковью. По сути, впервые с момента образования социалистического государства со стороны власти была предпринята попытка перейти от политики, направленной на уничтожение Русской православной церкви как социального института, к конструктивному диалогу с нею.

Для православных иерархов это был шанс к возрождению разорённой и униженной Русской церкви. Они с удовольствием и благодарностью отозвались на новый курс сталинского руководства. В результате Русская православная церковь в годы войны сумела значительно улучшить своё материальное положение, подготовить кадры священнослужителей, усилить авторитет и влияние в стране и за рубежом.

Новая церковная политика была положительно воспринята большинством населения страны. Приметой времени стали переполненные храмы в дни православных праздников, возможность исполнения религиозных обрядов на дому, колокольный звон, призывающий верующих к службе, торжественные крестные ходы при большом скоплении народа. Тяга к религии в годы войны значительно возросла. Вера давала силы для жизни труда в условиях постоянных лишений.

Война дала шанс к возрождению православной духовности, возврат к дореволюционным традициям православия. Это имело негативное последствие. Изменение ситуации в религиозной сфере в годы войны объективно "сработало" на укрепление существующего режима, на повышение личного авторитета Сталина. В условиях активно утверждавшейся идеи государственности и патриотизма восстановление и укрепление православной церкви как традиционной носительницы этих идей служили дополнительным источником легитимности власти Сталина. Духовный поворот проявился также в смене акцента в патриотизме. Произошло смещение с великодержавных коминтерновских установок к крепнущему чувству "малой родины", которой грозит смертельная опасность. Отечество всё больше олицетворялось с большим домом советских народов.

Не идея внесения трудящимся других стран коммунистического освобождения от эксплуатации, насаждавшаяся пропагандой до войны, а необходимость выжить сплотила народы Советского Союза. В ходе войны возрождались многие русские национальные традиции и ценности, предававшиеся анафеме с позиции коммунистической идеологии в течение двух с лишним десятилетий. Политически тонкой и идеологически целесообразной оказалась оценка руководством характера войны как Великой Отечественной. Была приглушена специфика социалистических и революционных мотивов в пропаганде, акцент делался на патриотизме.

Патриотизм - это не наша монополия. Люди многих стран любят свою Родину и готовы на подвиг для неё. Однако жертвенность советских народов во время Великой Отечественной войны всё же беспримерна. Жизненный уровень населения СССР был неизмеримо ниже, чем в любой из воевавших стран, и нигде отношение к цене человеческой жизни не было таким небрежным со стороны государства. Люди мирились с этим и с готовностью шли на жертвы.

Нелишне напомнить и то, что сами высшие руководители рейха признавали наличие высокого патриотического духа нашего народа. Даже такой мастер фальсификации, как Геббельс, признавал: "Если русские борются упорно и ожесточённо, то это не следует приписывать тому, что их заставляют бороться агенты ГПУ, якобы расстреливающие их в случае отступления, а наоборот, они убеждены, что защищают свою Родину".

Таким образом, война внесла существенные изменения в общественное сознание, менталитет советского человека. Оформилось особое поколение, отличавшееся морально-психологическими качествами и силой их проявления. Все эти изменения не прошли бесследно для государства. Истоки сегодняшних наших перемен имеют глубокие корни в военном лихолетье.

В начале Великой Отечественной войны намеченная XVIII съездом партии программа введения семилетнего всеобуча и развития общего среднего образования в стране была прервана. Система народного образования выдержала в годы войны суровые испытания. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, на одну треть сократилась численность учительских кадров, многие дети лишились возможности учиться. Осложнялось снабжение школ учебниками и письменными принадлежностями. Всё это привело к тому, что за время войны общее число школ уменьшилось более чем вдвое, наблюдался большой отсев детей из общеобразовательных школ.

Быстрый перевод экономики на военный лад и успехи в выполнении фронтовых заказов были достигнуты ценой невероятных усилий, самоотверженным трудом тех, кто заменил ушедших на фронт инженеров, кадровых рабочих.

По сей день помнят солдат, защищавших нашу Родину от врагов. Заставшими эти жестокие времена были дети, родившиеся в 1927 году по 1941 год и в последующие годы войны. Это — дети войны. Они пережили всё: голод, смерти близких, непосильный труд, разруху, дети не знали что такое душистое мыло, сахар, удобная новая одежда, обувь. Все они уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть. Но зачастую им не уделяют должного внимания, а для них это так важно передать свой опыт другим.

Обучение во время войны

Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу, в чем придется. «Школы работали, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях на любом клочке бумаги, какой нашли. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку — это были чернила. Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Брата Петю забрала папина сестра в Жигалово, он один из семьи закончил 8 классов» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« У нас была неполная средняя школа (7 классов), я уже выпустилась в 1941 году. Помню то, что учебников было мало. Если человек пять жили рядом, то им давался один учебник, и они все вместе собирались у кого-то одного и читали, готовили домашнее задание. Давали одну тетрадь на человека делать домашнюю работу. У нас был строгий учитель по русскому и литературе, он вызывал к доске и просил рассказать наизусть стихотворение. Если ты не расскажешь, то на следующий урок тебя обязательно спросят. Поэтому я до сих пор знаю стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и многих других» (Вороткова Тамара Александровна).

« В школу пошла я очень поздно, не чего было одевать. Беднота и нехватка учебников и была и после войны» (Кадникова Александра Егоровна)

«В 1941 году я закончила 7 класс в Коноваловской школе с наградой – отрезом ситца. Мне дали путёвку в Артек. Мама попросила меня показать на карте, где тот Артек и отказалась от путёвки, сказав: «Далеко сильно. А вдруг война?» И не ошиблась. В 1944 году я поехала учиться в Малышевскую среднюю школу. До Балаганска добирались на ходках, а затем на пароме в Малышевку. В деревне не было родственников, но был знакомый отца – Собиграй Станислав, которого я видела однажды. По памяти нашла дом и попросилась на квартиру на время обучения. Я убирала дом, стирала, тем самым отрабатывала за приют. Из продуктов до нового года был мешок картошки и бутылка растительного масла. Это надо было растянуть до каникул. Училась старательно, хорошо, так хотела стать учительницей. В школе большое внимание уделяли идейно-патриотическому воспитанию детей. На первом уроке первые 5 минут учитель рассказывал о событиях на фронте. Каждый день проводилась линейка, где подводились итоги успеваемости в 6-7 классах. Рапортовали старосты. Красное переходящее знамя получал тот класс, было больше хорошистов и отличников. Учителя и ученики жили одной семьёй, уважая друг друга».(Фонарева Екатерина Адамовна)

Питание, повседневная жизнь

Большинство людей во время войны столкнулось с острой проблемой нехватки продуктов питания. Питались плохо, в основном с огорода, из тайги. Ловили рыб из ближайших водоемов.

«В основном нас кормила тайга. Мы собирали ягоды и грибы, заготавливали на зиму. Самым вкусным и радостным было когда мама пекла пироги с капустой, черемухой, картошкой. Мама садила огород, на котором работала вся семья. Ни одного сорняка не было. А воду на полив носили с речки, поднимались высоко в гору. Держали скот, если были коровы, то 10 кг масла за год отдавали на фронт. Копали замершую картошку и собирали оставшиеся на поле колоски. Когда папу забрали, то Ваня заменил нам его. Он, как и отец был охотником и рыбаком. В нашей деревне текла река Илга, в ней водилась хорошая рыба: хариус, беляк, налим. Поднимет нас Ваня рано утром, и пойдем мы ягоды разные собирать: смородину, боярку, шиповник, бруснику, черёмуху, голубицу. Соберем, высушим и сдаем за деньги и на заготовку в фонд обороны. Собирали, пока роса не сойдёт. Как сойдёт, бегом домой – надо на колхозный сенокос, грести сено. Еды выдавали очень мало по маленькому кусочку только бы всем хватило. Брат Ваня шил на всю семью обувь ”Чирки”. Папа был охотником добывал много пушнины и сдавал ее. Поэтому когда он уехал осталось большое количество запасов. Выращивали дикую коноплю и из неё шили штаны. Старшая сестра была рукодельницей она вязала носки, чулки и варежки» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Нас кормил Байкал. Мы жили в деревне Баргузин, у нас был консервный завод. Были бригады рыбаков, они ловили как из Байкала, так и из реки Баргузин, разную рыбу. Из Байкала ловили осетра, сига, омуля. В реке водилась рыба такая как окунь, сорога, карась, налим. Сделанные консервы отправляли в Тюмень, а затем на фронт. Старики немощные, те, которые не пошли на фронт, имели своего бригадира. Бригадир был всю жизнь рыбак, имел свою лодку и невод. Они созывали всех жителей и спрашивали: «Кому нужна рыба?» Рыба нужна была всем, так как в год выдавали всего 400 г, а на работника 800г. Все, кому нужна была рыба, тянули невод на берегу, старики заплывали в реку на лодке, ставили невод, затем второй конец выводили на берег. С обеих сторон равномерно выбирали верёвку, подтягивали невод к берегу. Важно было не выпустить косяк из «мотни». Потом бригадир делил рыбу на всех. Так сами и кормились. На заводе после того, как сделают консервы, продавали головы от рыб, 1килограмм стоил 5 копеек. Картошки у нас не было, да и огородов тоже. Потому что вокруг был только лес. Родители ездили в соседнюю деревню и меняли рыбу на картошку. Сильного голода мы не чувствовали» (Вороткова Томара Александровна).

« Кушать было нечего, ходили по полю собирали колоски и замершую картошку. Держали скот и садили огороды» (Кадникова Александра Егоровна).

« Всю весну, лето и осень ходила босиком – от снега до снега. Особенно плохо было, когда работали на поле. По стерне ноги кололи в кровь. Одежда была как у всех – холщёвая юбка, кофта с чужого плеча. Еда – капустный лист, свекольный лист, крапива, болтушка из овсяной муки и даже кости сдохших от голода лошадей. Кости парили, а потом хлебали подсоленную воду. Картошку, морковь сушили и в посылках отправляли на фронт» (Фонарева Екатерина Адамовна)

В архиве я изучала Книгу приказов по Балаганскому Райздраву. (Фонд № 23 опись № 1 лист №6 — Приложение 2) Обнаружила, что эпидемий инфекционных болезней за годы войны среди детей не было допущено хотя по приказу Райздрава от 27 сентября 1941 года медицинские сельские акушерские пункты были закрыты. (Фонд № 23 опись № 1 лист №29-Приложение 3) Лишь в 1943 году в селе Молька упоминается эпидемия (болезнь не указана)., вопросы здоров К месту вспышки были направлены на 7 дней санитарный врач Волкова, участковый врач Бобылёва, фельдшер Яковлева. Делаю вывод, что недопущение распространения инфекции было очень важным делом.

В отчётном докладе на 2-й районной партийной конференции о работе районного комитета партии 31 марта 1945 года подводятся итоги работы Балаганского района за годы войны. Из доклада видно, что 1941,1942,1943 годы были для района очень тяжёлыми. Урожайность катастрофически снижалась. Урожайность картофеля в 1941 – 50, в 1942 – 32, в 1943 – 18 ц. (Приложение 4)

Валовой сбор зерна – 161627, 112717, 29077 ц; получено на трудодни зерна: 1,3 ; 0,82; 0,276 кг. По этим цифрам можно сделать вывод, что люди действительно жили впроголодь.(Приложение 5)

Трудная работа

Работали все и стар и млад, работа была разной, но по-своему трудной. Трудились изо дня в день с утра до поздней ночи.

«Работали все. И взрослые, и дети с 5 лет. Мальчики возили сено, управляли лошадьми. Пока сено не уберут с поля никто не уходил. Женщины брали скот молодняк и растили его, дети же им помогали. Они водили скот на водопой, задавали корм. Осенью во время учебы, дети все также продолжают работать, находясь утром в школе, а по первому призыву уходили работать. В основном, дети работали на полях: копали картошку, собирали колоски ржи и т.д. Большинство людей работали в колхозе. Работали на телятнике, растили скотину, работали на колхозных огородах. Старались быстрее убрать хлеб, не жалея себя. Как хлеб уберут, снег выпадет, отправляют на лесозаготовки. Пилы были обычные с двумя ручками. Ими валили в лесу огромные лесины, обрубали сучья, распиливали на чурки и кололи дрова. Приходил обходчик и замерял кубатуру. Надо было заготовить не меньше пяти кубов. Помню, как с братьями и сёстрами везли из лесу дрова домой. Везли на быке. Он был большой, с норовом. С горки стали съезжать, а он понёс, задурил. Воз раскатился, и дрова вывались в обочину. Бык упряжь порвал и убежал на конюшню. Скотники поняли, что это наша семья и отправили в помощь деда на коне. Так и довезли до дому дрова уже затемно. А зимой волки подходили близко к деревне, выли. Часто задирали скот, но людей не трогали.

Расчет велся в конце года по трудодням, некоторых хвалили, а некоторые оставались в долгах, так как семьи были большие, работников мало и надо было кормить семью в течение года. В долг брали муку, крупы. После войны я пошла работать в колхоз дояркой, мне дали 15 коров, а вообще дают 20, я попросила, чтобы дали как всем. Коров добавили, и я перевыполнила план, надоила много молока. Мне за это дали 3 м сатина голубого цвета. Это была моя премия. Из сатина пошили платье, которое было мне очень дорого. В колхозе были как трудяги, так и лентяи. Наш колхоз всегда перевыполнял план. Мы собирали посылки на фронт. Вязали носки, варежки.

Не хватало спичек, соли. Вместо спичек в начале деревни старики поджигали большую колоду, она потихоньку горела, дымина. От неё брали уголёк, приносили домой и раздували огонь в печи». (Фартунатова Капитолина Андреевна).

«Дети работали в основном на заготовке дров. Работали ученики 6-7 классов. Все взрослые ловили рыбу и работали на заводе. Работали без выходных.» (Вороткова Тамара Александровна).

«Началась война, братья ушли на фронт, Степан погиб. Три года я работала в колхозе. Сначала нянечкой в яслях, потом на постоялом дворе, где чистила с младшим братом двор., возила и пилила дрова. Работала учётчиком в тракторной бригаде, затем в полеводческой и вообще, шла туда, куда посылали. Заготавливала сено, убирали урожай, опалывала поля от сорняков, сажала овощи в колхозном огороде». (Фонарева Екатерина Адамовна)

В повести Валентина Распутина «Живи и помни» описывается подобная работа во время войны. Одинаковые условия (Усть-Уда и Балаганск расположены рядом, рассказы об общем военном прошлом как будто списаны с одного источника:

« — И нам досталось, подхватила Лиза. — Верно, бабы, досталось? Тошно вспоминать. В колхозе работа- это ладно, это свое. А только хлебушек уберем- уж снег, лесозаготовки. По гроб жизни буду помнить я эти лесозаготовки. Дорог нету, кони надорванные, не тянут. А отказываться нельзя: трудовой фронт, подмога нашим мужикам. От маленьких ребят в первые годы уезжали…А кто без ребят или у кого постарше- с тех не слазили, пошел и пошел. Настена она не одной зимушки, однако, непропустила. Я и то два раза ездила, на тятю тут ребятишек бросала. Навалишь эти лесины, кубометры эти, и стяг с собой в сани. Без стяга ни шагу. То в сугроб занесёт, то еще что - выворачивай, бабоньки, тужься. Где вывернешь, а где нет. Настена он не даст сорвать: в позапрошлую зиму раскатилась моля кобыленка под горку и на завороте не справилась- сани в нег, набок, кобыленку чуть не сшибло. Я билась, билась- не могу. Из сил выбилась. Села на дорогу и плачу. Настена сзади подъехала - я ручьем заливаюсь реву. — На глаза у Лизы навернулись слезы. — Она пособила мне. Пособила, поехали вместе, а я никак не успокоюсь, реву и реву. — Еще больше поддаваясь воспоминаниям, Лиза всхлипнула. — Реву и реву, ниче не могу с собой поделать. Не могу.

Я работала в архиве и просматривала Книгу учёта трудодней колхозников колхоза «Памяти Ленина» за 1943 год. В ней записывали колхозников и работу, которую они выполняли. В книге записи ведутся посемейно. Подростки записаны только по фамилии и имени — Медвецкая Нюта, Лозовая Шура, Филистович Наташа, Страшинский Володя, в общем я насчитала 24 подростка. Перечислялись следующие виды работ: лесозагоговки, заготовки зерна, заготовка сена, дорожные работы, уход за лошадьми и другие. В основном у детей указаны следующие месяцы работы: август, сентябрь, октябрь и ноябрь. Я связываю это время работы с заготовкой сена, уборкой урожая и обмолотом зерновых. В это время надо было провести уборочную до снега, поэтому привлекали всех. Количество полных трудодне у Шуры – 347, у Наташи – 185, у Нюты – 190, у Володи – 247. К сожалению, больше сведений об детях в архиве нет. [Фонд №19, опись №1-л, листы №1-3, 7,8, 10,22,23,35,50, 64,65]

В постановлении ЦК ВКП (б) от 05.09.1941 года «О начале сбора тёплых вещей и белья для Красной Армии» указывался перечень вещей для сбора. Школы Балаганского района также собирали вещи. По перечню заведующей школой (Фамилия и школа не установлены) в посылку вошли: папиросы, мыло, платки носовые, одеколон, перчатки, шапка, наволочки, полотенца, помазки для бритья, мыльница, кальсоны.

Проведение праздников

Несмотря на голод и холод, а так же на такую тяжелую жизнь люди в разных селах пытались отмечать праздники.

« Праздники были, например: когда весь хлеб убран, и молотьба закончена, то проводился праздник “Отмолотки”. На праздниках пели песни, танцевали, играли в разные игры например: городки, прыгали на доске, готовили кочулю (качели) и мячи катали, делали мяч из засохшего навоза.Брали круглый камень и слоями насушивали навоз до нужных размеров. Тем и играли. Старшая сестра шила и вязала красивые наряды и наряжала нас на праздник. На празднике веселились все и дети и старики. Пьяных не было, все были трезвыми. Чаще всего в праздники приглашали домой. Ходили из дома в дом, так как много угощения ни у кого не было.» (Фартунатова Капиталина Андреевна).

« Праздновали Новый год, День конституции и 1 мая. Так как окружал нас лес, выбирали самую красивую елку, и ставили её в клубе. Жители нашей деревни несли игрушки на елку, какие только могут, большинство было самодельных, но были и богатые семьи они уже могли принести красивые игрушки. На эту елку ходили все по очереди. Сначала первоклассники и ученики 4-х классов, потом с 4-5 классы и затем два выпускных класса. После всех школьников вечером туда приходили рабочие с завода, из магазинов, с почты и с других организаций. На праздниках танцевали: вальс, краковяк. Подарки дарили друг другу. После праздничного концерта, женщины устраивали посиделки с алкоголем и разными разговорами. 1 мая проходят демонстрации, на нее собираются все организации» (Вороткова Тамара Александровна).

Начало и конец войны

Детство-это самый лучшей период в жизни, от которого остаются самые лучшие и яркие воспоминания. А какие воспоминания у детей, которые пережили эти четыре страшных, жестоких и суровых года?

Раннее утро 21июня 1941 года. Люди нашей страны тихо и мирно спят в своих постелях, и некто не знает, что их ожидает впереди. Какие муки им придется одолеть и с чем придется смириться?

« Мы всем колхозом убирали камни с пашни. Работник Сельсовета ехал в роли посыльного верхом на коне и кричал “Началась Война”. Сразу же начали собирать всех мужчин и юношей. Тех, кто работал прямо с полей собирали и увозили на фронт. Забрали всех лошадей. Папа был бригадиром и у него был конь Комсомолец и его тоже забрали. В 1942 году пришла похоронка на папу.

9 мая 1945 года мы работали в поле и опять ехал работник Сельсовета с флагом в руках и объявил, что война кончилась. Кто плакал, кто радовался!» (Фартунатова Капитолина Андреевна).

« Я работала почтальоном и тут меня вызывают и объявляют, что началась война. Все плакали в обнимку друг с другом. Мы жили в устье реки Баргузин от нас дальше по течению было еще очень много деревень. Из Иркутска к нам ходило судно Ангара на него помещалось 200 человек и когда началась война, он собирал всех будущих военных. Он был глубоководный и поэтому останавливался в 10-ти метрах от берега, мужики плыли туда на рыбацких лодках. Много было слез пролито!!! В 1941 году на фронт в армию забирали всех, главное, что бы ноги и руки были целы, и голова на плечах была».

«9 мая 1945 г. Вызвали и сказали сидеть и ждать пока все свяжутся. Вызывают “Всем, Всем, Всем” когда все связались, я всех поздравила “Ребята война кончилась”. Все радовались, обнимались, некоторые плакали!» (Вороткова Тамара Александровна)