Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
1. Планируй свой день. Накануне вечером составь список того, что нужно будет
сделать завтра. Определи, сколько времени уйдет на каждое из дел, и распредели
их по часам.
2. Ставь понятные цели. Каждая цель должна быть конкретной и ясной: не «усерднее
заниматься», а «выполнять все задания сразу после школы»; не «выучить все про
Гоголя», а «прочитать в учебнике со стр. 100 по стр. 150». Чтобы четко понимать,
достиг ты своей цели или нет, она должна быть измеримой: лучше «получить только
четыре и пять в четверти», чем абстрактное «хорошо учиться». Цель должна быть
достижимой. Ты можешь мечтать пробежать стометровку лучше всех в классе,
но вряд ли это получится, если до забега две недели, а ты месяцами прогуливал
физкультуру. Лучше увеличить срок достижения цели: не в этой четверти, а в сле-
дующей. Или саму цель – не лучше всех, но лучше своего прошлого результата.
3. Расставляй приоритеты. Чтобы не потонуть в потоке дел, разделяй их на груп-
пы в зависимости от степени срочности и важности. По такому принципу самые
важные и срочные дела (например, подготовка к завтрашней итоговой контрольной)
выполняй в первую очередь, а затем не важные, но срочные и важные, но не сроч-
ные. Такой подход позволит не только выполнять основные задания качественнее,
пока есть силы, но и даст значительный продолжительный заряд: после того, как
завершишь самое важное и сложное дело за день, ты почувствуешь подъем – ведь
главные трудности останутся позади.
4. Найди собственный ритм. Поэкспериментируй со своим графиком, чтобы понять,
что в разное время суток хорошо получаются разные дела. Понаблюдай за собой.
Возможно, вместо того чтобы засиживаться допоздна над домашней работой, лучше
встать на час раньше и сделать ее перед школой. Или наоборот, выспаться – все
равно с утра голова не работает.
5. Работая – работай. Необходимое правило эффективной работы – погружайся
в то дело, которым ты сейчас занимаешься. Когда ты полностью концентрируешься
на одной задаче, то выполняешь ее в разы быстрее и лучше, чем постоянно отвлека-
ясь на что-то другое. Если пишешь сочинение по литературе или делаешь домаш-
нее задание по химии, отключи на это время мобильный телефон, закрой браузер
и приложения с социальными сетями. Если не получается надолго оторваться от га-
джетов, продержись сколько сможешь. Полчаса полноценной, концентрированной
работы окажутся продуктивнее, чем два часа с постоянными ответами друзьям,
просмотром картинок.
6. Найди мотивацию. Иногда бывает сложно приступить к выполнению задания,
особенно когда оно трудное или предмет нелюбимый. В этом случае попробуй «угово-
рить» себя. Например, договорись с родителями, что они что-то подарят за выполне-
ние серьезной работы. Подумай о том, для чего тебе необходимо учиться. Например,
чтобы поступить в выбранный вуз, впечатлить одноклассников.
7. Чередуй дела. Чтобы мозг не уставал от однообразной работы, составляй план
на день так, чтобы в нем чередовались занятия, которые требуют разных навыков.
Например, перемежай решение задачек по математике с чтением учебника по ис-
тории, а уже потом приступай к задачам по физике. Если не получается выбрать
разные дела, даже простая разминка в течение пяти минут пойдет на пользу –
ты дашь себе немного времени, чтобы переключиться.
8. Объединяйся с другими. Договорись с одноклассниками, чтобы готовиться к за-
нятиям и контрольным вместе – такой формат принесет много пользы как в плане
времени, так и в плане качества работы. Объясняя кому-то тему, ты укрепишь свои
знания, а слушая других – наконец разберешься в сложной дисциплине. К тому
же, если ты определишь время подготовки домашней работы заранее и согласуешь
его с одноклассниками, то не дашь себе возможности увильнуть от трудного или
нелюбимого занятия.
9. Анализируй сделанное. Может так получиться, что ты все делаешь правиль-
но: составляешь список дел, чередуешь их, расписываешь по часам. Но все равно
чего-то не успеваешь или к вечеру чувствуешь себя измотанным. Это значит, что
в план закралась ошибка. Чтобы избежать ее в дальнейшем, регулярно, например
в конце дня или в конце недели, проверяй соответствие плана его реальному выпол-
нению. Такой анализ может разочаровать. Например, ты выяснишь, что задание,
на которое ты отводил два часа, на самом деле требует четырех. Не отчаивайся.
В следующий раз составь план с учетом своих особенностей. На сложное дело вы-
дели четыре часа, даже если считаешь, что следовало бы выполнить его быстрее.
10. Не забывай об отдыхе. Отдых необходим не только для полноценной и счаст-
ливой жизни, но и для эффективной работы. Кажется, чем больше делаешь, тем
больше успеешь, – это не так. Наш мозг устает, и его работоспособность сильно
снижается. Дальнейшие занятия оказываются малоэффективны. Человек, который
отдохнул, за меньшее количество часов сделает больше, чем тот, кто устал и не мо-
жет из-за этого сосредоточиться.