Онлайн тесты гиа по географии. Что надо знать к ОГЭ по географии? География все темы для подготовки к огэ

Как эффективно подготовить учащихся к сдаче ОГЭ по географии

Обобщение опыта учителя географии.

Иорданской Оксаны Владимировны

Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это пробная версия ОГЭ)

Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Диагностика

Важное значение имеет диагностика. Первая и последующие работы позволяют проследить динамику усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Я провожу диагностику и затем выстраиваю график, который наглядно показывает какое количество баллов было набрано учеником за 1, 2 и последующие работы.

На некоторые темы например «Топографическая карта» (№18,19,20), «Синоптическая карта» (№ 10) я использую пошаговую инструкцию.

Задание: Найди все города где действует циклон (антициклон)

лодного фронта.

Прохождение тёплого и холодного фронта.

Тёплый фронт-потепление, холодный фронт – похолодание. Задание: найди все города в которых ожидается потепление (или похолодание).

Топографическая карта

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

3.Циклоны, Антициклоны.

(при изучении природы отдельных районов). (№10,№11)

4. Рельеф, стихийные явления. (при изучении природы отдельных районов). (№14,№15,№4,№24)

5. Города – миллионеры (при изучении состава районов)(№16)

Результаты

В 2013 году, в 2014 году учащиеся которые выбрали ОГЭ по географии все сдали на «5».

ЖЕЛАЮ

На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по географии (9 класс) за 2009 - 2020 годы.

Все варианты содержат задания трех типов: задания, где нужно выбрать один из предложенных ответов, задания, где нужно дать краткий ответ, и задания, где нужно дать развернутый ответ. К заданиям первого и второго типов даны правильные ответы, а к заданиям третьего типа дано содержание правильного ответа и критерии оценивания.

В по сравнению с произошли следующие изменения:

  • была ;
  • была изменена форма записи ответа
  • был
  • максимальный балл за всю работу был уменьшен с 32 до 31.

Демонстрационные варианты ОГЭ по географии

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по географии представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2018 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2019 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по географии за 2020 год

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы
в отметку по пятибалльной шкале

  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по географии

В 2013 году в было сокращено общее количество заданий с 31 до 30 и изменено соотношение числа заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответами: 18, 9 и 3 соответственно.

В 2014 году в демонстрационном варианте ОГЭ по географии было изменено соотношение числа заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответами: 17, 10 и 3 соответственно, и включено задание на проверку понимания основных географических понятий и терминов и умения использовать приобретенные знания для решения практических задач.

В 2015 году в демострационном варианте ОГЭ по географии изменилась лишь форма зиписи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).

В демострационном варианте ОГЭ 2016 года по географии по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года содержательных изменений нет. Изменен лишь порядок следования нескольких заданий части 1.

В демострационных вариантах ОГЭ 2017 - 2019 годов по географии по сравнению с демонстрационным вариантом 2016 года изменений не было.

В демострационном варианте ОГЭ 2020 года по географии по сравнению с демонстрационным вариантом 2018 года произошли следующие изменения:

  • была изменена последовательность заданий ;
  • была изменена форма записи ответа в заданиях (2, 3, 14, 15, 21, 22, 24, 26);
  • был включён мини-тест из трёх заданий (27–29) для проверки умений работать с текстом географического содержания;
  • максимальный балл за всю работу был уменьшен с 32 до 31.

Материал для подготовки к ОГЭ по географии

2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки .

Атлас 8 класс . Карта «Географическое положение России».

Страны, граничащие с Россией : Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, КНР (Китай), Монголией, КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осетия,

по морю -Япония и США

3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс . Климатическая карта.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

№4 Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по защите людей от стихийных природных явлений.

Атлас 7 класс «Строение земной коры мира», 8 класс «Физическая карта РФ»

5. Вопросы по экономике России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

П-во алюминия С р-он: Кандалакша, Надвоицы. С-З р: Волхов.П-жье: Волгоград У: Краснотурьинск, Каменск-Уральский ЗапС: Новокузнецк В-С: Красноярск, Саяногорск, Братск, Шелихов

П-во меди С р-он: Мончегорск У: Красноуральск, Кировград, Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш, Кыштым В-С: Норильск.

М-рож ж/руд С р Оленегорск, Ковдор (Череповец)Ц-Ч Михайловское, Лебединское (Старый Оскол, Липецк) У Серовское, Качканарское,Кушлинское, Нижнетагильское. З С Таштагол, Темиртау, В-С Ирбинское, Краснокаменское, Коршуновское, Рудногорское (Новокузнецк)

Выплавка стали (полный цикл)Череповец Липецк (Старый Оскол электрометаллургический) Тула Магнитогорск Челябинск Ниж.Тагил Новотроицк Серов Новокузнецк.

Энергетическое машиностроение – С-Петербург Подольск Белгород Ростов Волгодонск Барнаул Бийск Хабаровск. Комбайны Омск Новосибирск Ростов Красноярск.

ГЭС Саяно-Шушенская Красноярская Братская Усть-Илимская Богучанская Волгоградская Волжская Бурейская Чебоксарская Саратовская Зейская Нижнекамская

АЭС Курская Балаковская (Саратов) Ленинградская Калининская (Тверь) Смоленская НВоронежская Кольская Ростовская Белоярская (Сверд.обл.) Дмитровградская (Ульян.обл) \ Билибинская – АТЭЦ (Чукотка)

Азотные удобрения (природный газ – Щекино, Новомосковск, Дзержинск, Невинномысск, Великий Новгород, Россошь.

Коксовый газ – Липецк, Череповец, Кемерово.

Фосфорные – Воскресенск (месторож. Егорьевское – Моск.обл.), Уварово, Балаково, Пермь. \\

Каучук – Ярославль, Воронеж, Ефремов, Омск, Нижнекамск, Тольятти.\\\

Химические волокна – Барнаул, Клин, Серпухов, Тверь, Рязань, Красноярск, Самара, Курск.

Тракторостроение – Петрозаводск С-Петербург Владимир Чебоксары Липецк, Волгоград, Челябинск, Рубцовск (Алт.).

Автомобили – Москва «АЗЛК» «Москвич», Нижний Новгород «ГАЗ», Набережные Челны «КамАЗ», Ульяновск «УАЗ», Тольятти «ВАЗ», Сызрань «Рослада», Ижевск «Ижмаш», Серпухов «СеАЗ», Миасс «УралАЗ». Москва - «ЗиЛ»,

Троллейбус – Энгельс,

Автобус – Москва, Ликино «ЛиАЗ», Нижний Новгород «ГАЗ», Павлово «ПАЗ», Краснодар, Ульяновск, Курган.

6. Вопросы о заповедниках.

Атлас 8 класс. Природные святыни России

7. В каком из регионов плотность населения наибольшая?

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

8.Вопросы по графикам.

Определить по графику, таблице необходимую величину.

9. Вопросы: определить:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны

10. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте.

В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

11. Вопрос по синоптической карте .

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

12. Вопросы по экологии

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Природные ресурсы

Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

Невозобновимые Возобновимые

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

13. В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

14. Определить координаты .

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 40 0 с.ш.; 80 0 в.д.

Широта : северная и южная Долгота : западная и восточная

16. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

Определить относительную влажность (составляем пропорцию).

Определить температуру на вершине горы.

Определить соленость (Измеряется в промилле % 0, если соленость 15% 0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения .

Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам.

Города миллионеры России :

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,

Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

18. Определить расстояние по топографической карте.

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)

4 см х 100 = 400 м

19. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

20. Определить какой из участков подходит для:

Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

Футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

Фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)

21. Определить какой профиль подходит

По высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

22.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование»

23 Особенность хозяйства региона для размещения или строительства предприятия

Атлас 8 класс Физическая карта», 9 класс «Экономическое районирование»

24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке .

25 Слоганы и страны

Атлас 7 класс «Физическая карта мира», «Природные зоны мира» «Политическая карта мира»

№26. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе

28. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

29. - В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.

Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим

30 Определите страну (регион РФ) по краткому описанию

Животные растения

Африка: шимпанзе, муха цеце, гепард, леопард, слон, гиена, горилла, какао. \\Саванна: жираф, бегемот, зебра, носорог, окати, лев, баобаб, Пустыня: алоэ, молочай, \ Эбеновое дерево (черная, темно-зелена древесина) \\\

Австралия: коала, кенгуру, утконос, страус эму, вомбат, крокодил, киви. \ Эвкалипт, бутылочное дерево, казуарины (деревья без листьев) \\

Ю. Америка : муравьед, броненосец, тапир, пума, колибри, анаконда, пиранья, орангутанг, попугай ара, ленивец, тукан, кондор, страус нанду, лама, очковый медведь, пампасская кошка, пампасский олень, свиньи-пекари, капибара (водосвинка), ягуар, шиншилла, \\\Какао, орхидеи, каучуконос гевеи, сейба (дерево) Сельва (экваториальный лес), пампа (степь), Патагония (засушливая зона в умеренном поясе) \\\

С. Америка : Овцебык, койот (волк), скунс, опоссум, грызли (медведь), черный медведь, бизон, луговая собака. \\\Секвойя (крупнейшее дерево) Прерии (степь) \\

Азия: Тигр, павлин, ирбис, дикобраз, леопард, фазан, носорог, панда (Китай) \\\\\ пустыня полупустыня - Тушканчик, джейран, ушастый еж (пустыня), саксаул

Степь: Дрофа, суслик, хомяк, Тайга: росомаха, бурундук, рысь, кабарга, глухарь, соболь Арктическая пустыня: песец, морж, тюлень, белый медведь, гагара, лемминг.

Антарктида: Пингвин, морской слон, морской лев, тюлень, альбатрос.

Практические наработки по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по географии

Сообщение из опыта

работы подготовила

учитель географии

МБОУ «СОШ №10»

Латина О.П.

для обсуждения на

районном семинаре МО

учителей географии

Экзаменационная работа по географии в форме ГИА позволяет с достаточной степенью объективности оценить качество общеобразовательной подготовки по предмету.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.

Она проверяет умения анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в практической деятельности.

Я свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того что знакомлю учеников со спецификацией и кодификатором КИМ. Затем ученики выполняют входную работу (как правило это пробная версия ОГЭ)

Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика. Понять что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Результаты вношу в индивидуальную карту ученика.

Затем разрабатываю индивидуальный план подготовки каждого ученика, где отражаю пробелы в знаниях по темам, указываю §, которые необходимо повторить ученику и затем по данной теме предлагаю ученику решить ряд тестов для закрепления данной темы. (Эту работу провожу как на уроке, так и на консультации, тренировочные тесты для выполнения даю домой.)

« Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. Поэтому при подготовке я даю тренировочные задания которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например страны – соседи 1 порядка) (№2).

На некоторые темы например «Топографическая карта» (№18,19,20), «Синоптическая карта» (№ 10) я использую пошаговую инструкцию.

Задание: Найди все города где действует циклон (антициклон)

Прохождение тёплого и холодного фронта. Тёплый фронт-потепление, холодный фронт – похолодание. Задание: найди все города в которых ожидается потепление (или похолодание).

«Топографическая карта» (№18,19,20)

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. Известно, что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Ответ: 1км.

В заданиях КИМ есть вопросы которые можно отрабатывать на уроках в 9 классе. Это важно потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к ОГЭ очень мало. Что можно отработать на уроках: 1. Координаты (например,определить координаты городов Федерального значения) (№17) 2.Факторы размещения промышленных предприятий. (№23,№5)

3.Циклоны, Антициклоны.

(при изучении природы отдельных районов). (№10,№11)

Задача

Карты

Алгоритм действий

Определение основных занятий населения

Народы России

Природные зоны России

1.Какие условия необходимы для заданных занятий?

2. Определите район проживания народов

3. В какой природной зоне расположен район? Есть ли в ней необходимые условия?

Динамика показателей населения

Данные задания

1. Найти в таблице или графике временной промежуток в соответствии с заданием

2. Найти строки (столбцы или точки графика) того показателя, динамику

которого необходимо проследить

3. Ответить на вопрос

Вычисление показателей населения

(естественный и миграционный прирост, плотность населения и т.д)

Данные задания

1. Вспомнить формулы вычислений:

О пр = Е пр + М пр

Е пр = Р – С М пр = Им – Эм

Плотность = Население/ S(площадь)

    Найти в таблице нужные данные

    Подставить в формулу

ВНИМАТЕЛЬНО выполнить подсчеты

Численность населения городов (города миллионеры)

Плотность населения России

Вспомнить список (11) городов-миллионеров

4. Рельеф, стихийные явления. (при изучении природы отдельных районов). (№14,№15,№4,№24)

5. Города – миллионеры (при изучении состава районов)(№16)

Для самостоятельной работу учащихся над пробными вариантами предлагаю инструкции-алгоритмы. Например,

Алгоритм решения типовых тестовых заданий ГИА

Тема «Население России»

«Климат России и мира»

Задача

Карты

Алгоритм действий

Чтение синоптической карты, определение зоны действия

атмосферных вихрей

Данные задания

1. Рассмотреть фрагмент карты и ее условных знаков.

2. Найти концентрические окружности – зоны действия циклонов (низкое

давление) и антициклонов (высокое давление)

3. Найти города, расположенные в зоне их действия

4. В соответствии с условиями задания

определить нужный город

Чтение синоптической карты, диагностирование изменений погоды

Данные задания

1.По заданию определить, какие изменения прогнозируются (похолодание или потепление)

2. Найти на карте в соответствии с заданием холодный или теплый фронт и направление его перемещения

3. Найти на карте города(варианты ответов) расположенные на пути движения фронта

Чтение климатограммы

Карта климатических поясов мира

1. Определите по клим-ме: температуру мах и min, прикиньте амплитуду температур, годовое количество осадков, режим их выпадения.

2. По изменению температуры определите полушарие на карте (отбросьте два неверных ответа)

3. По амплитуде, количеству осадков и их режиму определите верный ответ (вспомните о факторах климатообразования и континентальности)

4. Найдите точку на карте поясов, проверьте ход своих рассуждений. Выберите ответ.

Строение земной коры и процессы, происходящие в ней и в других оболочках Земли, рельеф

Задача

Карты

Алгоритм действий

Установление причинно-следственных

связей явлений

Карты строения земной коры (или другое)

1. Внимательно прочтите текст к заданию

2. Определите явление, о котором идет

речь, вспомните его причины и места распространения

3. Найдите на карте объект, о котором говорится в задании

4. Соотнесите ваши знания причин явления и данных карты.

5. Постройте цепочку причинно-следственных связей (строение лит.плит - тектоническую структуру – их внешнее проявление)

Определение районов распространения данного явления

Те же и политическая карта мира

1. Определите по основной карте область проявления процессов, описанных в тексте задания

2. Найдите эти области на политической карте мира.

3. Выберите страну, которая расположена в этой области

Чтение рельефа по карте

Физическая карта

1. Найдите города, указанные в задании

2. По цвету и шкале высот и глубин определите высоту, на которой они расположены

3. Запишите в черновике город- его высота

4. Расположите ответы в заданном заданием порядке

«План местности»

Задача

Алгоритм действий

Определение расстояний по плану

Найдите на карте заданные точки.

С помощью линейки измерьте расстояние, округляя до десятых (в см)Найдите именованный масштаб на плане

В соответствии с масштабом переведите полученное расстояние в метры (или км)

Запишите полученный результат

Определение направлений по плану

Найдите на плане точку отправления и точку назначения

От точки отправления проведите луч - направление на север

Соедините точки отправления и назначения

Определите заданное условиями задачи направление (учитывая, что запад слева)

1.Определите по условию задания предназначение участка

2.Составьте список необходимых условий (особенности рельефа, растительности, освещенности и т.д)

3. Внимательно рассмотрите каждый предложенный вариант участка, оценивая их условия.

4. Сделайте вывод, в котором укажите Ваш выбор. Обоснуйте его.

Выбор профиля местности по отрезку плана

1. Соедините точки отрезка на плане.

2. Определите по плану абсолютную высоту точки А и точки В

3. Проверьте соответствие высот этих точек на каждом из предложенных вариантов профилей.

4. Внимательно рассмотрите горизонтали, проходящие через отрезок профиля. Определите как меняется характер поверхности (понижается – повышается – ровная)

Определите плавные и крутые склоны.

5. Соотнесите каждый участок отрезка с вариантами профилей, постепенно отклоняя лишние варианты

6. Сделайте окончательный выбор. Перепроверьте свой ответ.

«Географические координаты»

Задача

Алгоритм действий

Определение по географическим координатам

1. По наименованию долготы (восточная или западная) определите нужное полушарие

2. По наименованию широты (северная или южная) определите нужное полушарие (четверть).

3. Найдите параллель, на которой лежит объект

4. Выберите более крупную карту (мира, материка, России)

5. Найдите меридиан, на котором лежит объект

6. Проведите одновременно по линиям параллели и меридиана до точки их пересечения. Найдите объект.

«Факторы размещения промышленного производства»

Задания 23 и 22

АО «Тульский комбайновый завод» - одно из крупнейших в России предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Основу современной производственной специализации составляют: комплекс зерноуборочной техники, комплексы кормоуборочной техники для заготовки силоса, сенажа и сена. Все конструкции

моделей сельскохозяйственных машин разработаны с учетом современных технологий.

Задание 22 Картами какого географического района нужно воспользоваться для того, чтобы определить местоположение г.Тулы?

1) Европейского Севера

3) Центральной России

4) Северо-Запада России

Задание 23

Чем можно объяснить размещение производства комбайнов в г.Тула? Укажите две причины. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Задание 22 обычно затруднений не вызывает. В данном случае, проверяется знание состава экономических районов страны. Если ученик сомневается в правильности ответа, то он имеет возможность проверить свою версию ответа по атласу (с 2009 года на экзамене разрешается пользоваться атласами 7, 8, 9 классов).

Задание 23. Основной материал, которым должен владеть учащийся – знание факторов размещения отраслей российской промышленности . Для каждого производства набор факторов будет различный. Полное, логичное, последовательное объяснение – это главное в этом ответе. За правильное выполнение этого открытого задания ученик получает 2 балла.

Ошибки, допускаемые учащимися:

1) Перечисляются все факторы, которые знает ученик

2) Ученик называет фактор и не дает объяснение (Пример ответа: На размещение влияет сырьевой фактор)

3) Ученик называет только один фактор, а в задании просят назвать две причины. В этом случае ученик получит только один балл за правильный ответ.

Последовательность (алгоритм) действий,

1. Задай себе вопрос: «Какую продукцию производит описываемое предприятие?»

2. Какие условия необходимы для выпуска этой продукции? (сырье, топливо, энергия, вода, транспорт, рабочая сила и т.д.) Каковы технико-экономические особенности производства этой продукции? (материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, использования в качестве сырья отходов других производств, водоемкость и пр.)

3. Каковы особенности конечной продукции? (компактные размеры, крупные габариты, малый срок хранения и др.)

4. Какие факторы (причины) влияют на размещение подобных производств.

5. Сопоставьте эти причины с условиями, существующими в экономическом районе, указанном в задании. Для этого используется карта экономического района в атласе. В некоторых вариантах работы картосхема предлагается прямо в задании.

Давайте посмотрим, как эта схема применима к заданию указанному выше. Итак:

Если знания факторов размещения промышленного производства вас подводят, то рекомендуем следующую таблицу:

Факторы размещения некоторых отраслей промышленного производства

Технико-экономические особенности производства и особенности готовой продукции, влияющие на размещение

Ведущие факторы размещения производства.

Черная металлургия

Передельная

металлургия

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и топлива на изготовление одной единицы готовой продукции)

В качестве сырья использует металлолом.

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (железной руды), Топливный – тяготение к местам добычи каменного угля.

Размещение на пересечении потоков сырья и топлива.

Сырьевой фактор – тяготение к районам с высокой концентрацией промышленного производства и транспортных магистралей т.е. к районам, где в наличии большое количество металлолома

Цветная металлургия

Металлургия тяжелых металлов

Металлургия легких металлов

Высокая материалоемкость пр-ва (большие затраты сырья и на изготовление одной единицы готовой продукции), затраты

сырья гораздо выше чем в черной металлургии.

Высокая энергоемкость

Сырьевой фактор – тяготение к местам добычи сырья (руд цветных металлов)

Сырьевой

Тяжелое машиностроение

Производит оборудование для других отраслей, например:

Энергетическое

Металлургическое

Химическое

Пр-во горно-шахтного оборудования

Пр-во дорожно-строительного оборудования

Транспортировка продукции связана с большими затратами

Сырьевой – тяготение к металлургическим предприятиям

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции (напр. к районам добычи полезных ископаемых, к районам с высокой концентрацией предприятий электроэнергетики и т.д.)

Сложное и точное машиностроение (приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, пр-во вычислительной

Трудоемкость

Наукоемкость

Трудовой – тяготение к районам концентрации населения

Научный фактор – тяготение к районам и центрам, обладающим

научной базой (крупным НИИ, конструкторским бюро и пр.)

Сельскохозяйственное машиностроение

Сельхоз. техника достаточно громоздка, а это значит, транспортные расходы по ее перевозке будут очень большие.

Материалоемкость – большие затраты металла на единицу продукции

Потребительский фактор – тяготение к потребителю готовой продукции, т.е. к сельскохозяйственным районам

Сырьевой фактор – тяготение к металлургическим предприятиям

Целлюлозно-бумажная

промышленность

Водоёмкость – высокие затраты воды в

производстве

Высокая энергоемкость – высокие затраты электроэнергии

Водный фактор – тяготение к источникам пресной воды (рекам, озерам,

водохранилищам)

Энергетический фактор - тяготение к источникам дешевой электроэнергии (ГЭС)

Производство минеральных удобрений (азотных)

В качестве сырья могут использоваться отходы коксохимического производства, природный газ, нефть и пр.

Достаточно свободное размещение

Фактор комбинирования производства – тяготение к коксохимическим производствам

Транспортный фактор – тяготение к линиям трубопроводов

Сырьевой - тяготение к местам добычи или переработки нефте- газового сырья.

Электроэнергетика

тепловая

гидроэнергетика

Стоимость электроэнергии входит в себестоимость любой продукции. Электроэнергия определяет развитие НТР.

Использует в качестве топлива торф, сланцы, бурый уголь

Использует в качестве

топлива природный газ, мазут)

строятся на реках с большим падением и расходом воды

низкая материалоемкость – 1 кг ядерного топлива выделяет столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 т угля.

Для всех видов электростанций ведущий фактор при размещении потребительский – тяготение к потребителю продукции (население и производства)

топливный - тяготение к районам добычи топлива

потребительский –

тяготение к потребителю

природно-ресурсный фактор

потребительский фактор

Пищевая промышленность (сахарная)

Сырье имеет ограниченный срок хранения, большое количество отходов

Сырьевой фактор – тяготение к районам выращивания сырья (в нашей стране это сахарная свекла)

Пищевая промышленность (кондитерская, хлебопекарная)

Готовая продукция имеет ограниченный срок хранения, сырье (мука, сахар и пр.) можно перевозить на дальние расстояния

Потребительский – тяготение к потребителю продукции

ВНИМАНИЕ! Учащиеся нередко неправильно понимают выражение горное оборудование (горношахтное оборудование), подразумевая под этим оборудование для работы в горах и в ответах пишут, что данная отрасль получила развитие т.к. в этом районе есть горы. Горношахтное оборудование предназначено для добычи горных пород, т.е. полезных ископаемых, которые могут добываться не только в горных районах.

Задания № 29 на тему «Земля – планета Солнечной системы»

При решении данных задач необходимо учитывать два движения Земли: вокруг Солнца и вокруг своей оси. Рассмотрим особенности каждого из них:

При движении Земли вокруг Солнца происходит смена сезонов года и изменение продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в течение года. Главная причина – наклон Земной оси на 66,5 0 и как результат смена полюсов освещенности. Необходимо запомнить несколько знаменательных дат и их характеристики:

22 июня день летнего солнцестояния – Солнце в зените (под углом 90 0) над северным тропиком (23,5 0 с.ш.), от северного полюса до северного полярного круга (66,5 0 с.ш.) – полярный день, следовательно, от южного полюса до южного полярного круга (66,5 0 ю.ш.)полярная ночь. Закономерность: продолжительность

21 декабря день зимнего солнцестояния – и все наоборот: Солнце в зените над южным тропиком, в северном полушарии – полярная ночь, а в южном – полярный день…

21 марта и 23 сентября дни весеннего и осеннего равноденствий – Солнце в зените над экватором и продолжительность дня и ночи равна на всех широтах.

Дня увеличивается от северного тропика до северного полярного круга и одновременно уменьшается до южного полярного круга.

Каждый год по мере приближения весны девятиклассники и их родители начинают испытывать все большую тревогу. Экзаменация для выпускников средней школы, которая ждет их в конце мая – это жизненный этап, по результатам которого учеников разделят по уровню полученных ими знаний, а учителя-предметники сделают вывод о своей профессиональной состоятельности.

В числе предметов, которые можно сдавать по выбору в 2018 году, оказалась география – наука сложная, но интересная, так что значительная часть школьников выбирает этот ОГЭ в качестве вариативной компоненты. Впрочем, в данном предмете есть определенный подвох – безусловно, он гораздо проще химии или физики, однако характеризуется таким объемом данных, что для его освоения придется затратить не один десяток подготовительных часов.

Хотите составить для себя программу подготовки к будущему испытанию? Что ж, давайте разберемся, как будет проходить ОГЭ по географии в 2018 году, а также узнаем, что входит в его содержательную часть!

  • Демо-вариант ОГЭ по географии
  • Кодификатор требований

Ччтобы составить грамотный график подготовки, не лишним будет знать, на какие даты назначено то или иное экзаменационное испытание. Для географии Рособрнадзором были выделены такие даты:

    • 23 апреля (понедельник) – досрочная дата для сдачи географического ОГЭ. Резервный день – 3 мая 2018 года (четверг);
    • 31 мая (четверг) – основная дата экзаменации по географии. Для подстраховки в основном периоде было зарезервировано 18 июня 2018 года (понедельник);
    • 10 сентября (понедельник) – день, назначенный Рособрнадзором в качестве дополнительного. Резервной датой было названо 18 сентября 2018 года (вторник).

Географию, как и другие школьные предметы, можно выбрать в качестве дополнительного предмета для сдачи в рамках ОГЭ. Для поступления в профильные классы или колледжи этот экзамен требуется редко, однако есть другая причина его популярности. На географии можно пользоваться справочными материалами – разнообразными картами, что значительно облегчает процесс.

Однако все мы знаем, что экзамен – ситуация стрессовая. Недолго заволноваться и забыть все, что учил и готовил. И вот тогда на сцену выходят они – готовые ответы на ОГЭ по географии. Ежегодно множество школьников сбиваются с ног в попытках их найти и скрещивают пальцы на удачу, чтобы ответы сошлись с полученными заданиями. Чтобы не ошибиться при скачивании готовых ответов, нужно знать несколько секретов.

Если вы решите воспользоваться готовыми ответами, вы, возможно, даже удивитесь количеству предложений. Но все их можно разделить на группы, у каждой из которых есть свои нюансы.

Первая группа – это ответы, которые предлагается скачать при помощи специального приложения. Даже если у вас стоят самые современные антивирусы, пользоваться такими приложениями точно не стоит. Как правило, вместо скачивания ответов они устанавливают на ваш компьютер огромное количество вирусного ПО, от которого потом очень сложно избавиться.

Следующие варианты более безопасны, но тоже грозят вам потерями. Например, безопасны ли ответы за отправку СМС? Не очень. Единоразовая отправка СМС может загадочным образом трансформироваться в подписку, за которую с вас будут снимать деньги на регулярной основе. Согласитесь, даже если вы получите в результате готовые ответы, это будет немного обидно. Чуть меньше рисков у единоразовой оплаты. В этом случае вы точно знаете, какой суммой рискуете, и можете для себя оценить оправданность этих рисков.

Еще один вариант – регистрация на сайте. Она хороша уже тем, что бесплатна, то есть никаких финансовых рисков с вашей стороны тут нет. Правда, ваш адрес попадет в базы данных. Но ради готовых ответов на ОГЭ вы наверняка готовы потерпеть немного спама на свою почту?

С оплатой разобрались. Следующий вопрос – время получения ответов. Кто-то обещает их прямо сейчас, а кто-то накануне экзамена. С одной стороны, удобнее получить ответы максимально быстро – будет возможность понять, насколько они реалистичны. С другой – итоговые варианты ОГЭ могут по каким-то причинам измениться. Но получить ответы накануне тоже не очень удобно. Во-первых, вы будете волноваться в ожидании, а во-вторых, можете не успеть сделать шпаргалки. Так что в этом случае речь идет скорее о выборе меньшего зла. Хотя вы всегда можете подстраховаться и скачать много разных ответов. Вдруг сойдутся хотя бы одни.

Вы наверняка уже поняли, что идея готовых ответов хороша всем, кроме одного – никто не сможет дать вам гарантий. Можно скачать сколько угодно вариантов, а в итоге получить совершенно другие задания, к которым они не подойдут.

Именно поэтому мы не рекомендовали бы полагаться исключительно на информацию из сети. Постарайтесь хотя бы немного времени потратить на реальную подготовку. Например, научитесь читать карты. Уверяем вас, одного этого умения хватит вам, чтобы набрать минимальный балл.

Билеты по географии должны оценить подготовку школьников по каждому из разделов, включенных в курс географии за 5-9 классы. ОГЭ по данному предмету имеет существенное отличие от ЕГЭ для одиннадцатиклассников, – выпускникам 9-х классов придется показать практические навыки овладения данным предметом. Потому в билетах часто встречаются задания, в которых нужно будет проработать карты, диаграммы или статистическую информацию.

Основные темы, включенные в КИМ, касаются природы нашей планеты, а также человека, как ее неотъемлемого объекта, материков, океанов, народов и стран мира, географии России, особенностей современного природопользования и географической экологии. При проверке работ комиссия будет оценивать сразу несколько параметров, которые мы перечислим для вашего удобства.

КИМы по географии поднимут темы из школьного курса с 5 по 9 класс

      • Знание географических особенностей материков и океанов, а также народов, населяющих Землю, передает сайт Ros-Registr. Помимо этого, школьники должны быть информированы о процессе освоения территорий и акваторий планеты;
      • Понимание важных открытий в области географии и их основных результатов;
      • Умение описать географическое положение Российской Федерации, понимание особенностей ее природы, информированность в отношении народнохозяйственного комплекса страны, географического районирования, разработки природных ископаемых, а также бытовых особенностей народов, населяющих Россию;
      • Осведомленность в отношении природных и антропогенных факторов, приводящих к проявлению геоэкологических проблем. Знание методик сохранения природы и защиты человечества от стихийных и техногенных катастроф;
      • Умение работать с источниками географической информации, изучать и анализировать разные территории планеты, выявлять степень их обеспечения естественно-природными и человеческими ресурсами;
      • Знание характеристик значимых географических объектов и явлений;
      • Умение определять координаты, рассчитывать расстояния, ориентироваться в направлениях;
      • Навыки в использовании географических познаний для решения повседневных задач.

Билет включает в себя 30 заданий. Их можно распределить следующим образом:

      • 17 заданий, которые предполагают короткий ответ в виде одной цифры;
      • 3 задания, ответом на которые служит слово или сочетание слов;
      • 7 заданий, в которых итогом расчетов станет число или некая последовательность чисел;
      • 3 задания, требующих аргументированного ответа с обоснованием сделанных выводов и расчетов.

Максимум баллов, которые можно набрать при решении КИМа, равен 32. При этом за задания простого уровня можно будет получить до 17 баллов (или 53,1% от всех баллов за билет), за задания повышенной сложности – 11 баллов (или 34,4%), за максимально сложные задания – 4 балла (или 12,5%).

На ОГЭ по географии у вас будет 120 минут на решение тридцати заданий

Профильная комиссия посчитала, что данный КИМ уже является оптимальным, поэтому в билеты не стали вносить никаких изменений. Выпускникам девятых классов придется справиться со всеми заданиями за 120 минут. Перед ОГЭ ученикам стоит заранее избавиться от всех лишних предметов, которые могут быть признаны инструментами для списывания. Не старайтесь пронести с собой смартфон или умные часы, заранее загрузив в них шпаргалки!

Совсем беспомощными вы не останетесь – на географию разрешено взять линейку и простой калькулятор, который не имеет возможности проводить программирование расчетов. При решении заданий ученики смогут пользоваться географическими атласами – их выдадут прямо в аудитории, так что брать с собой стопку изданий за все годы школьного обучения нет необходимости.

При помощи отметки, полученной за ОГЭ по географии, можно будет откорректировать свою оценку за годы обучения в школе. Набранные баллы переводятся в оценки по следующей схеме:

      • от 0 до 11 баллов – школьнику выставляется «двойка» за ОГЭ;
      • от 12 до 19 баллов – ученик получает «тройку»;
      • от 20 до 26 баллов – девятиклассник написал ОГЭ на «четверку»;
      • от 27 до 32 баллов – отметка за экзаменацию тождественна «пятерке».

Если школьник желает продолжать обучение в специализированном классе или колледже, который готовит специалистов в области туризма или другой географической деятельности, ему следует набрать за ОГЭ не менее 24 баллов.

Начните подготовку в начале учебного года, чтобы потом не пороть горячку!

При подготовке к данному ОГЭ ученики могут воспользоваться такими советами и рекомендациями:

    • прежде всего, стоит ориентироваться на школьную программу и иметь под руками комплект учебников, изданных с грифом Минобразования и науки РФ;
    • не забывайте регулярно работать с контурными картами и атласами. Непосредственно атласы на экзамене использовать нельзя, поэтому стоит хорошенько заучить базовую географическую номенклатуру, чтобы суметь определить местоположение географических объектов на простой контурной карте;
    • покупая атласы, смотрите, насколько «свежим» является издание – обращать внимание нужно даже не на год выпуска пособия, а на данные, которые в нем содержатся. Некоторые авторы и составители грешат тем, что просто переиздают старые варианты атласов, а КИМы всегда содержат самые новые данные и цифры.
    • обязательно проработайте демонстрационные билеты 2018 года (скачать их можно по ссылкам в начале статьи). Это позволит понять, какие темы вы недопоняли или усвоили недостаточно хорошо. Кроме того, процесс заполнения бланков нужно довести до автоматизма, чтобы на экзамене не терять время на изучение их структуры;
    • начинайте учить географию заранее – массив информации в данном ОГЭ значительно больше, чем в других дисциплинах, так что полученным знаниям нужно будет «отстояться»;
    • смотрите видеоуроки и фильмы, повествующие о великих географических открытиях. Интересная подача материала поможет вам лучше запомнить фамилии и важные детали;
    • регулярно проходите тестирование в интернете – ограниченное время, выделенное на каждый тест или задачу, поможет вам собраться и активизировать умственный процесс.

Новости СМИ

Новости партнеров