Что рассказать детям дошкольного возраста про пустыню. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему: Беседа «Пустыня и ее обитатели» для детей старшего дошкольного возраста

«Исследование пустыни».

Цель:

Расширение и закрепление знаний детей о жизни в пустыне, о свойствах песка.

Способствовать развитию мелкой моторики рук детей, используя нетрадиционный метод рисования .

Задачи:

Образовательные:

Углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни;

- Учить детей создавать узоры цветным песком на бумаге .

Развивающие:

Развивать навыки сотрудничества в коллективе и в парах, выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности;

Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение;

Развивать интерес к экспериментальной деятельности;

- Развивать мелкую моторику рук посредством рисования цветным песком .

Обогащение словаря: пустыня Сахара, оазис, барханы, караван верблюдов, тушканчик, верблюжья колючка.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе.

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, музыкальный центр, диски с музыкой, презентация к занятию, песочница, лупы увеличительные, совочки для песка, воронки, трехлитровые банки с крышками, трубочки для сока, глубокие тарелочки.

Ход ООД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас гости. Посмотрите, какие добрые, ласковые лица у наших гостей. Давайте поздороваемся.

Собирайтесь дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

Наши руки соединились, передали друг другу тепло, доброту. Они нас подружили!

(Звук ветра)

Воспитатель: Что же такое? Что это за звук? Вдруг стало холодно.

Дети: это ветер

Воспитатель: Но это не простой ветер, северный, холодный. Ребята, посмотрите на экран, загорелись волшебные огоньки. Давайте узнаем, что же случилось.

Видеописьмо от Умки:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где же можно встретить много песка.

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Правильно, в пустыне. Чтобы помочь Умке, и узнать как можно больше о песке, нам нужно отправиться в пустыню. Но на чем же нам добраться до пустыни? (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие на современном транспорте - Быстролёте.

(Имитация полета).

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами в пустыне.

Посмотрите, какие необъятные просторы, и так много песка. В пустыне сильно дует ветер, он несет пески. Эти песчаные холмы называются барханами, а ветер – суховеем. Ветер в пустыне вызывает песчаные бури.

Воспитатель: А это растение вы узнаете? Как оно приспособилось к жизни в пустыне?

Дети: Да, это кактус. У кактуса вместо листьев колючки. А корень уходит глубоко в пески, где есть вода.

Воспитатель: Кактусы выживают в пустынях, потому что они запасают воду в своих стеблях. Вместо листьев у них острые колючки! У некоторых кактусов – очень красивые цветы. Растет растение - верблюжья колючка, которым питается верблюд.

Воспитатель: Но кроме растений в пустыне встречаются и животные и птицы, насекомые и пресмыкающиеся.

Пройдем по горячим пескам пустыни и посмотрим, кто же еще живет в пустыне?

Дети: черепахи.

Воспитатель: Ребята, где же проводят время черепахи?

Дети: большую часть своего времени проводят в укромном месте.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, а вот и ящерицы. Это самая крупная ящерица, как вы думаете, она называется?

Дети: варан.

Воспитатель: В пустыне живут пауки. А вон я вижу, по песку ползут ядовитые скорпионы. По пустыне нужно ходить осторожно, так как здесь водится очень много разных ядовитых змей.

Воспитатель: А что это за маленькие зверьки?

Дети: Это тушканчики.

Воспитатель: А где же тушканчики прячутся от солнца?

Дети: тушканчики прячутся от солнца в песчаных норах.

Воспитатель: Но что это? Среди пустыни мы видим зеленый островок - озеро, пальмы. Это - оазис. А что такое оазис?

Дети: ответы детей.

(место в пустыне, где достаточно воды, там растут пальмы, а земля вокруг оазиса очень плодородная).

Воспитатель: Ребята, самая большая пустыня в мире называется Сахара. Рядом с Сахарой расположено Красное море. Его еще называют Мертвым морем, так как оно содержит много соли, и никто не может там выживать. В Красном море вода такая соленая, что в нем невозможно плавать, и ни один предмет не тонет.

Воспитатель: Пустыня полна опасностей. Одна из них называется зыбучие пески. Вы что-нибудь слышали о зыбучих песках. (ответы детей).

Воспитатель : Ребята, мы же обещали Умке разузнать о песке. Для этого нам нужно отправиться в лабораторию, где мы подтвердим факты о пустыне. Но сначала немного отдохнем:

По утру из черной тучи

Капал дождик целый час,

Отсырел песок сыпучий

За калиткою у нас.

Сразу взялся я за дело,

И построил дом с окном.

А утром солнышко пригрело,

И разрушился мой дом.

Опыт 1. В пустыне мы узнали о ветре-суховее, который создает барханы и песочные бури. Давайте мы тоже создадим песочную бурю.

Возьмите трубочки, вставьте в крышки банок и осторожно дуньте на песок. Что происходит? - (песчинки разлетаются, потому что не прилипают друг к другу).

Вывод: песок сыпучий.

Опыт 2. Мы говорили, что Красное море называют «мертвым» из-за высокого содержания солей. В соленом растворе невозможно утонуть. Сейчас мы проверим этот факт с помощью опыта.

В пресную воду помещают куриные яйца – яйца начинают тонуть. Затем в воду добавляют несколько ложек соли, перемешивают, чтобы соль растворилась, – яйца не тонут.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам картину с изображением пустыни. Посмотрите, здесь нарисованы барханы, но, по-моему, здесь кого-то не хватает.

Воспитатель : Кого же не хватает в нашей пустыне?

Дети: В пустыне живут верблюды, черепахи, тушканчики и т.д.

Воспитатель: Точно! Я совсем позабыла про них. Что же делать?

Дети: сделать самим.

Воспитатель: Животных для пустыни я предлагаю сделать своими руками! Я предлагаю вам сделать волшебным способом – цветным песком !

Давайте вспомним, как нужно рисовать песком :

1. Сначала нужно намазать клеем поверхность,

2. Затем аккуратно присыпать песок, (щепоткой)

Дети рисуют песком. Индивидуальная помощь и контроль воспитателя.

После работы дети вытирают руки салфеткой.

Воспитатель: И сейчас нам пора возвращаться в группу. Мы теперь много знаем про песок, про пустыню. Дети, давайте расскажем Умке, что нового вы сегодня узнали.

Дети перечисляют.

Умка: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, что вы так много знаете о песке, о пустыне, поэтому я хочу преподнести вам подарки. До новых встреч, друзья!

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

«Исследование пустыни»

Организованная образовательная

деятельность

Средняя группа

Воспитатель:

Мишина Мария Викторовна

Аксубаево, 2017

Лидия Куранова
Занятие по ознакомлению дошкольников с природными зонами земли. Тема: «Пустыня»

Тема: «Пустыня»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Труд».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Познание (формирование целостной картины мира). познакомить с климатическими условиями жарких материков, углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни, понимание того, что для сохранения природы её нужно беречь; развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение; воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать её.

Коммуникация: учить детей поддерживать беседу об обитателях пустыни, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Познание (развитие конструктивной деятельности) учить детей сооружать макет пустыни из песка с её обитателями.

Физическая культура. формировать в процессе двигательной деятельности различные виды познавательной деятельности.

Обогащение словаря: оазис, смерч, саксаул, барханы.

Планируемые результаты: проявляет интерес к новым знаниям; формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по содержанию рассказа, употребляя в речи сложные предложения разных видов; знает обитателей пустыни; умеет сооружать макет пустыни с её обитателями.

Материал: глобус; ящик с невысокими бортами, песок (для макета пустыни); фигурки животных и растения пустыни; картинки с изображением животных, растений и пейзажа пустыни; прозрачный стакан, песок, вода для опыта; загадки; музыкальное сопровождение (шум дождя, гроза).

Предварительная работа: рассматривание глобуса, материков, географической карты: нахождение пустынь, гор, рек и их обозначение на карте.

Подготовительная работа: подготовить ящик с невысокими бортиками, мелкий песок.

Ход занятия

1. Рассказ педагога о пустыне (использовать демонстрационный материал - картинки с изображениями растений и животных пустыни).

1/7 часть всей суши Земли занимают пустыни. Пустыни – это очень сухие территории, где выпадает очень-очень мало дождя в год. Самая большая и жаркая пустыня планеты – Сахара – находится на севере Африки (показать на глобусе). Растительность пустыни бедна. Растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками. Между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности. Лето в пустыне жаркое, мало выпадает осадков, поэтому здесь растут такие растения, которые могут переносить длительную засуху. У них корни глубоко уходят в землю, т. к. только там, в глубоких слоях почвы, они могут найти влагу. Мелкие листья, характерные для растений пустыни, способствуют меньшему испарению воды с их поверхности. У отдельных растений вместо листьев колючки.

В полдень очень жарко, в такое время без труда можно испечь яйцо в раскалённом песке.

В каждой жаркой пустыне раз в год приходит время, когда растения внезапно зацветают. Это происходит, когда приходит дождь, чаще всего это весной. Если начинается дождь, то сильный, слабый дождь высох бы по дороге на землю – так в пустыне жарко.

Растения пустыни необычные.

Кактус имеет мягкий, как губка, ствол, который толстеет полный воды после дождя. Он не имеет листьев. Кактус накапливает воду в зелёных стволах.

Мастиковое дерево, корни до 30м в длину.

Белый и чёрный саксаул –корни глубоко уходят в землю; вместо листьев – чешуйки.

Растут ещё верблюжья колючка и полынь, цветут лилии и красные маки.

Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы.

В пустыне часто возникает смерч. Это огромный столб песка, поднятый ветром. С ним невозможно бороться. Он всё сметает на своём пути.

Животный мир пустыни тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище и воде. Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности – жёлто-серая. Они приспособились к сильной жаре. Многие из них прячутся в густых, тенистых местах во время жаркой части дня, в норках, появляясь в сумерках или ночью, чтобы поохотиться или попастись.

Ящерицы не пьют воду. Им хватает той жидкости, которую они получают с пищей. Специальные зубчики на пальцах не дают провалиться в песок, и они очень быстро скользят по песку, благодаря «песчаным лыжам». Живут они в норках, покинутых животными, или роют сами. В целях защиты используют рефлекс самокалечения – отбрасывают хвост, который со временем отрастает.

Черепахи (в длину примерно 20см) могут весить 1.5-2кг; питаются растительной пищей, иногда мелкими насекомыми.

В пустыне обитают совы, змеи, жуки-скарабеи, антилопы-джейран, жабы, дикие ослы, насекомые: саранча, тарантулы, скорпионы, жуки. Ящерица-варан – самая крупная. Длина серого варана – 1.5м. Из-за больших размеров его называют пустынным крокодилом.

В пустыне живёт одно из интереснейших животных – верблюд. Верблюд – это не только транспортное средство. Он легко проходит по сыпучим пескам, потому что «пескоступы» у него мягкие и широкие. Питается горьковато-солёной травой, саксаулом, полыньёй, верблюжьей колючкой. Верблюд может жить без воды 2-3 недели, питаясь содержащими воду растениями. Десятки литров воды может потерять в жаркую погоду и не умирает от жажды, а лишь высыхает, теряет вес. Зато потом, восполняя его, выпивает 13 ведёр воды за 10 минут. Вода, словно губка, впитывается всеми частями тела. У них мозоли на коленях, на груди и на пятках. Для чего? В таких вот «мозолистых башмаках» очень удобно ходить по щебнисто-каменистой пустыне и мягкому песку, не увязая в нём и не обжигаясь. Верной защитой от жары и холода служит густая шерсть. Длинные ноги удобны при ходьбе, длинная шея позволяет своевременно рассмотреть опасность, густые длинные ресницы защищают глаза от пыли и песка. Вода и пища хранится в двух горбах. Верблюда называют «кораблём пустыни». Как вы, ребята, думаете, почему? (потому что они перевозят соль, сахар, лес, хлопок, зерно, муку). Для пустыни – это самый дешёвый и удобный транспорт. Почему? (не нужно дорогое топливо, различные прицепы, таскающие груз, они неприхотливы в еде).

Почти везде есть подземные воды, зажатые в твёрдых породах, но есть немногочисленные места, где твёрдые породы – скалы – выходят на поверхность. Эти места в пустынях называют оазисами. Такие растения, как финиковые пальмы, растут только вблизи оазисов, т. к. там их корни могут добраться до воды. Многие пустынные птицы, такие как песчаная куропатка, и более крупные животные, такие как лисы, регулярно посещают оазисы, чтобы напиться воды.

Если в мы знакомились с жизнью крайнего Севера, то теперь наоборот предлагаю вам отправиться в один из самых жарких уголков мира – в пустыню Сахара. Если вам хочется жаркого солнца, а отпуск еще нескоро, значит, нам с вами по пути Основная форма обучения дошкольников, как известно, игра, поэтому мы не будем слишком задерживаться на изучении сухих фактов, а, как обычно, устроим приключение с большим количеством игр, загадок и поделок.

В статье вы найдете много тематических игр, которые рассчитаны на младших и старших дошкольников – детей от 3 до 7 лет. Предложенные идеи лучше всего распределить на несколько занятий. Мы с дочкой, как правило, растягиваем наше путешествие на пару недель, каждый раз по-новому обыгрывая занятие. Например, в первый день мы переодеваемся в кочевников и, смастерив верблюда из стульев, разыгрываем нелегкую жизнь в жаре, на другой день погружаемся в изучаемую среду, разглядывая пустыню в книжке, на третий день – играем с сенсорной коробкой и т.д.

Находим пустыню на карте

Как обычно, в первую очередь нужно понять, куда мы направляемся, и отыскать на карте (а заодно и на глобусе) пустыню. Помимо той пустыни, в которую вы решили отправиться (у нас это была Сахара), найдите и другие крупные пустыни, обратите внимание ребенка на то, как они обозначаются на карте. Попутно можно вспомнить и другие уже знакомые на карте места.

Презентация на тему «Пустыня» для детей

Теперь, когда мы знаем, где находимся, нелишним будет получить первое представление о том месте, куда мы, путешественники, попали. Наилучшим образом для этого, на мой взгляд, подходит презентация – в ней есть самые основные факты, не перегруженные лишними и плохо запоминающимися деталями, ну и самое главное в ней много фотографий.

Нашу презентацию о пустыне можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ . В ней коротко рассказывается о том, кто живет в пустыне, как удается животным выживать в таких тяжелых условиях, что такое песчаная буря, что такое оазис и т.п. Ниже в статье вы также найдете дидактическую игру, которая поможет закрепить все знания полученные из презентации.

Сенсорная коробка «Пустыня»

Раньше я делала тихонько по ночам, пока дочь не видит, так как хотелось показать ей все уже в готовом виде. Теперь же Тасе стало интересно принимать активное участие в создании таких коробок. Так что наш макет пустыни мы делали вместе. Да собственно делать его совсем нетрудно.

Для основного наполнителя коробки можно набрать обычный песок. Но если под боком у вас нет песчаного побережья, и вы не хотите разорять детские песочницы, то можно взять декоративный желтый песок для аквариумов, кукурузную муку или . Мы использовали кукурузную муку.

Ну и какая же пустыня без оазиса? Оазис можно сделать из гидрогеля (аквагрунта), стеклянных декоративных камешков голубого цвета, голубой ткани или пряжи () или – самый неудобный, но самый натуралистичный вариант – из обычной воды. Водоем в оазисе окружаем растительностью. Если есть, можно поставить небольшие домики.

Сенсорная коробка – это настоящий простор для сюжетных игр. В нашей миниатюрной пустыне люди, изнывая от жары, отчаянно пытались добраться до оазиса, кто-то ехал на верблюде, кто-то добирался на внедорожнике.

Потом наши путешественники попали в песчаную бурю, укрывались от бушующей стихии, (мы посыпали на них кукурузную муку через сито)

раскапывали засыпанные во время песчаной бури колеса джипа и т.п.

Игры на тему «Пустыня»

В игре любой новый материал запоминается лучше всего, поэтому постарайтесь включить в ваше путешествие как можно больше разноплановых игр, в том числе подвижных. Идеи:

  • Играем в кочевников

Подобно кочевникам, наряжаемся в длинные одежды (имитируя арабскую одежду – бурнус), голову обматываем платком (это будет куфья), и отправляемся в путешествие по пустыне. Верблюда можно сделать из двух стульев, составленных друг за другом (спинки будут горбами верблюда). Если количество стульев позволяет, можно и целый караван организовать

Обыгрываем все трудности, с которыми сталкивается путешественник в пустыне: идем по раскаленному песку в поисках оазиса, мучаемся от жары, убегаем от змеи или варана, преодолеваем песчаную бурю, хорошенько закутавшись в одежды и спрятавшись за верблюдами и т.п. Устав от путешествия, на ночь ложимся спать возле своих верных верблюдов.

    Кактусы из прищепок

Верблюды, конечно, могут долго обходиться без воды и еды, но все-таки нелишним будет их покормить перед нашим путешествием. Любимое блюдо верблюдов – верблюжья колючка, что-то подобное можно сделать при помощи прищепок. Ну или просто сделать кактусы.

  • Пальчиковая игра «Дождик, веселей!»

Играя в путников, идущих по пустыне и утомленных от жары, пробуем вызвать дождь, в этом нам поможет пальчиковая игра:

Дождик, дождик, веселей!(поочередно каждым пальчиком правой руки стучим по ладони левой)
Капай, капай, не жалей!(поочередно каждым пальчиком левой руки стучим по ладони правой)
Только нас не замочи!(складываем руки домиком над головой)
Зря в окошко не стучи!(стучим кулачком о кулачок)
Брызни в поле гуще:(изображаем пальчиками «брызги»)
Станет травка гуще!(ладони перед собой, пальчики смотрят вверх, растопыриваем их — изображаем травку)
  • Игра «Кактусы»

Договариваемся, что сейчас мы побудем кактусами. По команде «Дождь» кактусы изображают сбор воды и откладывание ее в стебли, а по команде «Солнце» — просто стоят, разведя руки в стороны.

  • Игра «Тушканчики»

Прыгаем как тушканчики: из глубокого приседа на двух ногах выпрыгиваем вперед и вверх. Можно также подвесить предмет на небольшой высоте над головой, чтобы «тушканчик» пытался его достать во время прыжка.

Либо заранее готовим для малыша схему верблюда с учетом имеющегося набора деталей, либо творим вместе, что получится

  • Джин из лампы

Если у вас дома есть кувшинчик, похожий на волшебную лампу Алладина, можно обыграть появление волшебника джина. Джином может быть папа или какая-нибудь игрушка (у нас Джином был Али-баба из игры «», оттуда же и волшебная лампа).

Как обычно, появляясь из лампы, Джин обещает исполнение желаний: например, может помочь выбраться из пустыни или угостить чем-нибудь сладким. Но сначала нужно его чем-то удивить. К примеру, отгадать его хитроумные загадки (см. ниже), сложить пазл или изготовить какую-нибудь тематическую поделку (см. ниже).

  • Собираем пазл

Наш африканский пазл можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • Дидактическая игра на тему «Пустыня»

Чтобы закрепить основные понятия из презентации, можно сыграть в простую игру. Для этого понадобятся карточки с изображением обитателей и других явлений, характерных для пустыни (Наши карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ , для удобства заранее их лучше приклеить на картон).

Перед игрой все карточки складываются в колоду картинками вниз. Ведущий достает из колоды по одной карточке и показывает всем игрокам. Кто быстрее угадает, что изображено на карточке, тот и забирает ее себе. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек.

Интересно также смешать несколько наборов карточек, чтобы повторить и другие темы. Например, добавьте к набору «Пустыня» еще и «Арктику »

  • «Али-Баба и непослушный верблюд» (My-shop , Ozon )

Во время нашего путешествия в пустыню, я совершенно случайно вспомнила о ранее купленной игре, и она пришлась нам как нельзя кстати. Никакой обучающей функции игра не несет, исключительно развлекательная.

Идея игры в том, чтобы уложить на верблюда как можно больше поклажи, при этом нужно постараться делать это так аккуратно, чтобы норовистый верблюд не начал проявлять свой характер и не разбросал все вещи вместе с сидящим на нем Али-Бабой. Верблюд имеет свойство вскакивать с места при любом неаккуратном движении, а также при слишком большом количестве вещей. Так что эмоции в этой игре гарантированы. Единственное, имейте ввиду, дети помладше (до 3-4 лет) могут побаиваться верблюда с его резкими движениями.

Загадки про пустыню для детей

Целый день в жаре идёт,
Ест колючки и не пьёт.
Чай, ковры, шелка и дыни
Пронесёт через пустыню,
После – выпьет влаги пруд
Друг кочевника — … (верблюд)
Вот идёт на ножках дом,
Кто живёт – не знаю – в нём!
Что за зверь? – Я видел лапу!!
Успокоил меня папа –
Места нет для страха!
Это – ... (черепаха)
В норке переждав жару,
Ночью, точно кенгуру,
На двух лапках резво скачет,
Зверёк маленький — ... (тушканчик)
По пригорочку бежит,
Хвостиком-рулём рулит.
Схватишь хвостик, только — ах!
Убежала! ... Хвост в руках.
(ящерица)
Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Нет ушей, ни ног, ни глаз,
Но, зато колючки класс!
У него цветочек красный,
Как красив цветущий … (кактус)

Поделки на тему «Пустыня» для детей

Несколько идей поделок, которые могут пригодиться во время вашего путешествия в пустыню.

  • Черепаха из бумажной тарелки . Сначала раскрашиваем тарелки, пытаясь изобразить «черепаший» узор на панцире, потом снизу подклеиваем все остальные (заранее раскрашенные) части тела.

  • Египетская пирамида из бумажных блоков . На листе цветной бумаги заранее расчерчиваем блоки, предлагаем ребенку вырезать их и приклеить в виде пирамиды.

  • . Детям постарше можно предложить сделать объемную пирамиду из картона. Для этого заранее подготовьте схему . После того, как макет будет вырезан, останется только согнуть его по линиям и склеить.

  • Кактус из пластилина и кусочков спички

Несмотря на то, что само ее имя «пустыня» происходит от таких слов, как «пусто», «пустота», этот удивительный природный объект наполнен разнообразной жизнью. Пустыня очень многолика: помимо песчаных барханов, которые привычно рисует наш взор, существуют солончаковые, каменистые, глинистые, а также снежные пустыни Антарктиды и Арктики. С учетом снежных пустынь этой природной зоне принадлежит одна пятая часть всей поверхности Земли!

Географический объект. Значение пустынь

Главная отличительная черта пустыни - это засуха. Рельефы пустынь весьма разнообразны: островные горы и сложные нагорья, мелкие сопки и пластовые равнины, озерные впадины и высохшие многовековые речные долины. На формирование рельефа пустынь большое влияние оказывает ветер.

Человек использует пустыни в качестве пастбищ для скота и площадок для выращивания некоторых культурных растений. Растения для прокорма скота развиваются в пустыне благодаря горизонту конденсированной влаги в почве, а пустынные оазисы, залитые солнцем и подпитанные водой, являются исключительно удачным местом для выращивания хлопка, дынь, винограда, персиковых и абрикосовых деревьев. Разумеется, для человеческой деятельности пригодны лишь небольшие территории пустынь.

Характеристика пустынь

Пустыни располагаются либо рядом с горами, либо практически на границе с ними. Высокие горы препятствуют движению циклонов, и большинство приносимых ими осадков выпадает в горах или предгорных долинах с одной стороны, а на другую сторону - туда, где лежат пустыни - доходят лишь небольшие остатки дождей. Та вода, которой удается достичь почвы пустыни, стекает по наземным и подземным водотокам, собираясь в источники и образуя оазисы.

Для пустынь характерны различные удивительные явления, которые не встречаются ни в одной другой природной зоне. Например, когда в пустыне нет ветра, в воздух поднимаются мельчайшие крупицы пыли, образуя так называемый «сухой туман». Песчаные пустыни умеют «петь»: движение больших пластов песка порождает высокий и громкий слегка металлический звук («поющие пески»). Известны пустыни и своими миражами и страшными песчаными бурями.

Природные зоны и виды пустынь

В зависимости от природных зон и типа поверхности существуют такие виды пустынь:

  • Песчаные и песчано-щебневые . Отличаются большим разнообразием: от лишенных любой растительности цепочек барханов, до покрытых кустарниками и травой территорий. Передвигаться по песчаной пустыне чрезвычайно сложно. Пески занимают не самою большую часть пустынь. Для примера: пески Сахары составляют 10% от ее территории.

  • Каменистые (гамады), гипсовые, щебнистые и щебнисто-галечниковые . Объединяются в одну группу по характерному признаку - грубой, твердой поверхности. Этот вид пустынь наиболее распространен на Земном шаре (гамады Сахары занимают 70% от ее территории). В тропических каменистых пустынях произрастают суккуленты и лишайники.

  • Солончаковые . В них концентрация солей преобладает над другими элементами. Соляные пустыни могут быть покрыты твердой растрескавшейся соляной коркой или соляной трясиной, способной «засосать» полностью крупное животное и даже человека.

  • Глинистые . Покрыты протянувшимся на многие километры глинистым гладким слоем. Характеризуются малой подвижностью и низкими водными свойствами (поверхностные слои впитывают влагу, не давая ей пройти вглубь, и быстро высыхают во время жары).

Климат пустынь

Пустыни занимают следующие климатические пояса:

  • умеренный (Северное полушарие)
  • субтропический (оба полушария Земли);
  • тропический (оба полушария);
  • полярный (ледяные пустыни).

В пустынях преобладает континентальный климат (очень жаркое лето и холодная зима). Осадки выпадают крайне редко: от одного раза в месяц до одного раза в несколько лет и только в виде ливней, т.к. небольшие осадки земли не достигают, испаряясь еще в воздухе.

Суточная температура в данной климатической зоне очень колеблется: от +50 о С днем до 0 о С ночью (тропики и субтропики) и до -40 о С (северные пустыни). Воздух пустынь отличается особой сухостью: от 5 до 20% днем и от 20 до 60% ночью.

Самые большие пустыни мира

Сахара или Королева пустынь - самая большая пустыня мира (среди жарких пустынь), территория которой занимает свыше 9 000 000 км 2 . Расположена в Северной Африке, знаменита своими миражами, которые здесь случаются в среднем 150 тысяч в год.

Аравийская пустыня (2 330 000 км 2). Расположена на территории Аравийского полуострова, захватывая также часть земли Египта, Ирака, Сирии, Иордании. Одна из самых своенравных пустынь мира, известная особенно резкими колебаниями суточной температуры, сильными ветрами и пыльными бурями. От Ботсваны и Намибии до ЮАРпростирается более, чем на 600 000 км 2 Калахари , постоянно увеличивая свою территорию за счет аллювия.

Гоби (более 1 200 000 км 2). Располагается на территориях Монголии и Китая и является самой большой пустыней Азии. Почти всю территорию пустыни занимают глинистые и каменистые почвы. На юге Средней Азии лежат Каракумы («Черные пески»), занимая территорию в 350 000 км 2 .

Пустыня Виктория - занимает почти половину территории австралийского континента (свыше 640 000 км 2). Знаменита красными песчаными дюнами, а также сочетанием песчаных и каменистых территорий. Также в Австралии расположена Большая Песчаная пустыня (400 000 км 2).

Очень примечательны две южноамериканские пустыни: Атакама (140 000 км 2), которая считается самым засушливым местом на планете, и Салар-де-Уюни (более 10 000 км 2)- самая большая солевая пустыня мира, запасы соли которой насчитывают более 10 млрд. тонн.

Наконец, абсолютным чемпионом по занимаемой территории среди всех мировых пустынь является Ледяная пустыня Антарктида (около 14 000 000 км 2).

Доклад «Пустыни» для детей по предмету окружающий мир поможет подготовиться к уроку.

Сообщение на тему «Пустыня»

Пустыня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной.
Чаще всего в пустынях годовая сумма осадков меньше 200 мм, в экстраардинарных районах - менее 50 мм, а в некоторых пустынях осадков нет десятки лет.

Пустыни можно встретить на всех континентах, исключая лишь Европу. Они простираются по умеренному поясу Северного полушария и по субтропикам и тропикам обоих полушарий.

Самые большие пустыни - это Сахара, Виктория, Каракумы, Атакама, Наска, и пустыня Гоби.

Пустыни обычно бывают пяти видов:

  • песчаные (растительность встречается очень редко, в основном это колючие кустарники, с корнями, уходящими глубоко в землю, это нужно для питания водой)
  • глиняные ,
  • солончаковые ,
  • каменистые ,
  • снежные пустыни (находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду).

Тип климата в пустынях обычно жаркий и засушливый. В этой природной зоне дневная температура может подниматься до +50°С, ночью же - опускаться до 0°С. В северных районах столбик термометра может опускаться до минус 40 °С. По эти причинам климат пустынь считается континентальным.

Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов – мест с густой растительностью и водоёмами, а также в долинах рек.

Растительный мир пустынь

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. У растений мелкие жесткие листья либо вместо листьев - колючки. Корни проникают глубоко в землю. Растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они одиночные, нередко растут небольшими группами среди песков или растрескавшейся глины.

Стволы деревьев чаще всего сильно искривлены. Самое распространенное растение пустынь - кусты саксаула. Они растут группами, образуя небольшие рощи. Вместо листвы их ветки покрыты небольшими чешуйками.
Как же выживает этот кустарник в столь засушливых почвах? Природа снабдила их могучими корнями, уходящими в землю на глубину до 15 метров.

А другое растение пустынь - верблюжья колючка своими корнями может достать влагу с глубины до 30 метров. Колючки или очень маленькие листики растений пустыни позволяют им очень экономно расходовать влагу при испарении.
Среди разнообразных кактусов , произрастающих в пустыне, встречается Эхинокактус Грузони. Сок этого полутораметрового растения прекрасно утоляет жажду.

В южноафриканской пустыне встречается очень удивительный цветок - фенестрария . На поверхности земли видны лишь несколько его листиков, зато его корни подобны крохотной лаборатории. В ней и происходит выработка питательных веществ, благодаря которым это растение даже цветет под землей.
Можно только удивляться приспособляемости растений к экстремальным условиям пустыни.

В дневную жару пустыня кажется необитаемой. Лишь изредка встречаются ящерица или какой-нибудь жучок. Но с наступлением ночи пустыня оживает. Животные выползают из своих укрытий, чтобы пополнить запасы пищи.

Как животные спасаются от жары? Некоторые зарываются в песок. Уже на глубине 30 см температура на 40°С ниже, чем на земле. Кенгуровый прыгун , может не вылезать из своего подземного укрытия несколько дней. В его норках есть запасы зёрен, которые вбирают влагу из воздуха. Они - то и утоляют его голод и жажду.

Шакалов и койотов от жары спасает частое дыхание и высунутый язык.

Африканские лисицы, зайцы, ежи излишки тепла излучают большими ушами.

Длинные ноги страусов и верблюдов помогают спасаться от горячего песка.
А верблюд больше других приспособлен к жизни в пустыне. Благодаря широким, мозолистым ступням, он может ходить по раскаленному песку. Его густая и плотная шерсть препятствует испарению влаги. Жир, накопленный в горбах, при необходимости перерабатывается в воду. Хотя без воды он вполне может прожить более двух недель.
Пустынные насекомые «додумались» отражать палящие солнечные лучи поверхностью своего тела.
Некоторые животные (черепахи, тушканчики, жабы, лягушки ) могут все жаркое лето провести в спячке.
Летом, чтобы не обжечься пустынные змеи ползают по песку боком, а ящерицы бегают так быстро, что их лапки не успевают нагреться.
Чтобы найти еду в пустыне, животные должны быстро передвигаться, иметь хороший слух и зрение, а также уметь маскироваться.
Пустынные змеи, подкарауливают свою добычу, полностью зарывшись в песок, наружу выглядывает только их голова с близко расположенными ушами и глазами.

Доклад о пустынях Вы можете написать используя эту информацию.