Эссе на тему «Портрет современного педагога. Эссе на тему: « Профессиональный портрет учителя Список использованной литературы

Эссе

учитель начальных классов

МАОУ Новоселезнёвская СОШ

филиал Ильинская СОШ

Тюменской области

Казанского района

Новосёлова Галина Владимировна

2016

Эссе

«Портрет современного педагога»

В нём будет мудрость талантливо–дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле...
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.
(Р. Рождественский)

Учитель! Каждый человек, оглядываясь в прошлое, вспоминает свое детство. И непременно найдет в глубинах памяти светлые чувства и мысли, обращенные к школе, к учителю.

Учитель! С этим словом связаны самые теплые воспоминания о детстве. Учитель встречает детей впервые на пороге школы и провожает в самостоятельную жизнь. Профессию учителя называют вечной. Профессия учителя - это каждодневный нелегкий труд и ежедневный праздник победы знаний. Нет для Учителя большего счастья, чем успехи своих учеников.

Каким же должен быть учитель? Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу.

Что же сейчас, спустя тридцать лет, может измениться в мечтах детей? Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям. Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Если учитель этого не даст, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Холодность, корысть, расчётливость, зависть будут подстерегать нас везде и всюду.

Образ учителя у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.

В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос.

Какие же качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени. А какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени.

Рисуя портрет современного учителя, я считаю, что:

Прежде всего, он должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети. Учитель не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость.

Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа.

Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Настоящему учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен учителю.

Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав?». Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.

Кроме того, всякий учитель должен следовать основным постулатом педагогики. Вот, например, один из них: «Никогда не говори плохо ребёнку о его родителях, даже если они этого заслуживают».

Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость, крики, оскорбления в школе недопустимы. Мне трудно также представить себе учителя, плохо владеющего культурой речи, не умеющего грамотно выразить свои мысли.

Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики и технологии, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.

Учитель должен быть внимательным, добрым, заботливым. Он должен принять и полюбить каждого ребенка, вошедшего в класс. Дать частичку своего тепла, проявить большое терпение по отношению к ним, научить всему тому, что ты знаешь и умеешь.

«Я в благодарность за уроки жизни,

Склоняю низко голову свою,

Среди профессий обществу полезных,

Учительству я сердце отдаю»

Я очень рада, что стала учителем. Ведь каждый день, проведенный в школе, возвращает нас в детство. Хотя нам порой бывает нелегко сеять в душах детей «разумное и вечное».

Профессию учителя я выбрала уже давно, и с каждым днём понимаю, что не случайно. В другой деятельности я себя и представить не могу. Я даже дня не могу обходиться без своих учеников, которые уходя на выходные, уже мечтают о том, чтобы скорее наступил очередной понедельник. Приятно, когда выйдешь на крыльцо школы, а тебя уже окружила толпа детишек и все что-то рассказывают свое, каждый стремится быть первым. Только дети понимают состояние учителя. Поэтому в школу прихожу всегда в приподнятом настроении, ведь дети всегда чувствуют настроение. Для меня моя работа-это смысл жизни. Ученики - это как цветочки, у которого свой цвет настроения, свои привычки, свои поступки.

Учителем может быть не каждый. Учитель-это дар природы, талант. Без учителей нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным. Учитель-это незаменимый человек, он все для своих учеников, все для своей страны.

« Такая есть профессия – учитель.

По – моему, ее важнее нет.

Преподаватель, мастер, просветитель,

Хранитель знаний, детских душ творитель,

Учитель держит на себе весь свет».

«Портрет современного педагога»

«Учусь у времени, в котором я живу, учусь у детей, которые рядом».

«Быть человеком значительно труднее, чем им называться. Если хотите, чтобы Ваши воспитанники были Людьми, будьте Человеком прежде всего ВЫ».

В. Сухомлинский.

Учитель - это удивительная профессия, вне времени. Каждый из этих учителей имеет многолетний педагогический стаж, подтверждая, что не место красит человека, а человек – место. Учитель, по моему мнению, должен быть человеком универсальным и многогранным. Нужно много знать и уметь. И если начать перечислять качества педагога, то такие понятия, как любовь, сердечность, доброжелательность, стоят не на последнем месте.

Окружающий нас мир за последние годы стал другим. Он стал динамичным, постоянно изменяющимся. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы. Наши учащиеся живут и взрослеют в такое время, которое психологи называют временем «информационного взрыва», интенсивных межличностных контактов, когда дружеские и деловые связи современного человека, как правило не ограничиваются только своей средой, а напротив очень часто выходят за ее пределы. Именно поэтому освоение того или иного языка должно строиться с учетом современных мировых тенденций и охватывать различные сферы использования, чтобы подготовить учащихся к жизни в условиях мультилингвизма и глобализации, к диалогу в межкультурной коммуникации,

Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В «Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан» указывается, что успех модернизации образования напрямую связан с уровнем профессионально-личностной готовности педагогов к работе в условиях изменившейся парадигмы образования, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В соответствии с современными требованиями каждый школьный предмет, в том числе и казахский язык, своими целями и задачами образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности. Часто приходят на ум слова Василия Сухомлинского: «Наша задача - каждым делом удивить ребенка».Поэтому, я постоянно ищу что-то новое, интересное, перерабатываю это под себя и отдаю детям. Применяя новые стратегии, методы, приемы стремлюсь не просто к накоплению багажа знаний у каждого отдельно взятого учащегося, а развитию ряда навыков, которые будут способствовать их дальнейшему обучению и всестороннему развитию. Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно.

Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.
К своим урокам стараюсь подходить творчески: создание реальных ситуаций общения, ролевые игры, использование ИКТ - все это помогает активизировать познавательную деятельность учащихся и достигать поставленные цели. Приходиться тщательно продумывать свой урок, учитывать способности и интересы учеников конкретного класса, на уроке быть внимательным наблюдателем, отслеживать развитие учащихся, их непосредственную работу на уроке, наблюдать над тем как ученики учатся, рассуждают, чем интересуются. Стараюсь чётко определить роль и место каждого урока в представляемой теме, в программе в целом. Уделяю большое внимание формированию мотивов учения, для чего использую интернет и практический материал, это даёт возможность ученикам на уроках увидеть его практическое применение.
Уроки-соревнования, игры развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся. На уроках использую элементы театрализации, ролевых игр.
Пытаясь разбудить детскую мысль, заставляю ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую уроки-дискуссии, семинары, создаю проблемные ситуации, задаю проблемные вопросы.
На уроках казахского языка часто использую групповые формы работы учащихся. В результате класс превращается в коллектив личностей. Один – красноречивый докладчик, расскажет о чем-то интересном, необычном, другой – неплохо рисующий, создаст постер, оформит кластер, третий – особо неравнодушный к компьютеру, приготовит презентацию по теме; четвертый, любитель всех и все покритиковать, проанализирует работу своих одноклассников, выявив все ее достоинства и недостатки и т.д. Детям такой вид деятельности очень нравится.
Нередко учащиеся проводят работу в парах, что позволяет обеспечивать регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и соответственно значительное повышение речевой и мысленной активности каждого обучающего. Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности.
Диалог на уроке - это особая форма взаимодействия между учениками, которая способствует развитию у учащихся их интеллектуальных способностей и результативности в обучении. Особенность диалогового обучения заключается, в том, что общение повышает речевую и мыслительную активность детей.

Оценивание учащихся происходит в ходе ежедневных опросов, рефлексии, на тестировании, и практических занятиях. Нередко использую различные таблицы для само - и взаимооценивания.
Нет радостнее зрелища, когда уверенно отвечает сильный ученик, речь его плавно льется, он спокойно оперирует той лексикой и оборотами, что требуется знать и что он сам узнал. Но ещё больший праздник, когда начинает работать ученик, ранее испытывавший трудности в обучении, и в глазах его видится интерес.
Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо.

«Портрет современного педагога»

Старший вожатый

Тарабыкина Е.С.

Я не буду говорить о том, каким должен быть современный учитель вообще, а, ссылаясь на то, что я сама работаю в школе,поразмышляю о данной категории людей. Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, который всегда в любую минуту смог бы придти на помощь, был бы советников и наставником.. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу.

Как известно, на любой стадии обучения дети нуждаются в наставнике, которому от бога дано предугадать, как отзовется его слово в трепетном сердце ребенка, ждущем от него понимания, заботы, поддержки.

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор.
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе - шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Современный учитель должен быть профессионалом во всем.

Главной цельюработысовременного педагога является воспитание настоящего человека: грамотного, творческого, старательного и отзывчивого.

Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение формирует имидж учителя. Восприятие и понимание его речи учащимися связаны с процессом слушания, на которое приходится приблизительно 25-50% учебного времени, поэтому владение речью сегодня важнейшая профессиональная составляющая имиджа преподавателя.

Существуют правила речевой культуры педагога: говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, внятно, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения; скорость говорения около 120 слов в минуту. Помните: вас не только слышат, но и видят, поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка).

Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации. В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: педагог не должен быть серым.

Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель - не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель… Подавший заявление в педагогический институт по сути берет на себя обязанность стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».

Учитель - это не только профессия, это - жизненное кредо. Будем ли мы такими учителями, зависит только от нас.


ПОРТРЕТ

К этому жанру относятся произведения изо­бразительного искусства, в которых запечат­лен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает ин­дивидуальные, присущие только портретируе­мому (или, как говорят художники, модели) черты.

Само название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту». Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художест­венного достоинства портрета. В одном из залов Третьяковской галереи экспонируется портрет А. И. Герцена, на­писанный в 1867 г. русским художником Н. Н. Ге. Облик русского революционера, пла­менного борца с самодержавием и крепостни­чеством хорошо известен нам по многим фото­графиям. Художник верно воспроизвел харак­терные внешние черты Герцена.

Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается за­мысел живописца. В лице Герцена, как бы выхваченном из полумрака направленным сно­пом света, отразились его раздумья, непреклон­ная решимость борца за социальную справед­ливость. Ге запечатлел в этом портрете не сию­минутное состояние модели, а духовную ис­торию личности, воплотил опыт всей ее жиз­ни, полной борьбы и тревог. Более того, в об­лике духовно близкого ему человека Ге вос­создал как бы собирательный тип лучших рус­ских людей своего времени. Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека от­ражались его духовные интересы, социальное положение, типические черты той эпохи, в ко­торую он жил.

К тому же автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внеш­них и внутренних особенностей портретируе­мого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.

Уже в Древнем Египте скульп­торы, не углубляясь во внутренний мир чело­века, создавали довольно точное подобие его внешнего облика. Идеализированные, как бы приобщенные к прекрасному миру богов и ми­фических героев, образы поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в пластике Древней Греции.

Поразительной правдивостью и одновременно жесткой опре­деленностью психологической характеристики отличались древнеримские скульптурные порт­реты. Выдающимся явлением своего рода были живописные портреты ритуально-магического назначения, которые создавались в Египте в I в. до н. э. - IV в. н. э. (по месту находки позднее они стали называться фаюмскими). В эпоху средневековья, когда в европейском искусстве царили отвлеченные религиозно-ми­фологические образы, некоторые мастера со­здавали психологически точные портретные про­изведения. (Такова, например, статуя графи­ни Уты в городском соборе Наумбурга; скульптурные портреты собора св. Вита в Праге и др.) Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана героическая, действенная человече­ская личность.

Множество своих современни­ков - поэтов, ученых, властителей - запечат­лел великий итальянский художник Тициан . Интеллектуальной мощью, гордым сознанием внутренней независимости, душевной гармони­ей наделен его автопортрет (1560-е гг., Прадо, Мадрид). Сила и скрытая энергия, серьезность и мужественность подчеркнуты в портрете Шарля де Моретта (ок. 1536, Картинная га­лерея, Дрезден), написанном живописцем X. Хольбейном Младшим. В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный порт­рет в противоположность портрету парадному, официальному, направленному на возвеличи­вание и прославление изображаемых.

Своим «Портретом старушки» (1654, ГМИИ) гениаль­ный голландский портретист Рембрандт вво­дит нас во внутренний мир простого, ничем не знаменитого человека и открывает в нем вели­чайшие богатства доброты и человечности. Ши­рокую гамму различных чувств, темперамен­тов, человеческих индивидуальностей умел передать Рембрандт и в больших групповых портретах, таких, как «Старейшины суконно­го цеха» (или «Синдики», 1662, Рейксмюсеум, Амстердам).

Лучшие черты испанского на­ционального характера - скромную сдержан­ность, чувство собственного достоинства раскрывает в портретах карликов-шутов (1640-е гг., Прадо, Мадрид) другой великий портретист XVII в. - Д. Веласкес.

С начала XVIII в. портретный жанр актив­но развивается в русском искусстве. Слож­ный, неоднозначный образ служивого челове­ка Петровской эпохи обрисован в «Портрете напольного гетмана» (1720-е гг., ГРМ), напи­санном И. Н. Никитиным.

О русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и много­образие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемон­стрировала выставка «Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века», организованная в 1975 году в залах Государственного Русского музея. На ней экспонировались произведения более пятиде­сяти художников, из которых добрая половина систематически работала над портретами. Достаточно назвать такие имена, как И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, К.А. Сомов, М.В. Нестеров, С.В. Малютин, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Б.Д. Григорьев, А.Е. Яковлев, К.С. Петров-Водкин.

Русское искусство, предреволюционных десятилетий, развивавшееся в сложных исторических условиях, - явление неоднозначное и много­плановое. Отразившее коренные сдвиги в общественных отношениях и настроение революционного подъема в стране, оно отличалось противоречивостью и остротой художественных исканий.

Все это должно было неизбежно сказаться и на портрете, прошедшем за тридцать лет, как и живопись в целом, насыщенный событиями путь. Хотя среди портретов 1910-х годов встречаются работы абстракцио­нистского плана, портрет все же не представлял для чисто формаль­ных экспериментов столь широких возможностей, как, например, пейзаж или натюрморт. Объяснялось это отчасти своеобразием жанра, заключавшемся в особенно тесной зависимости художника от натуры, в большей ответственности перед ней.

Именно в портрете поэтому отчетливее, чем где-либо, прослеживается стойкость реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими дости­жениями. Произведения В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге и в особенности И.Е. Репина, покорявшие высоким гуманизмом и пристальным вниманием к человеку, стали отправной точкой для творчества ряда художников следующего поколения.

Многие из них не могли пройти и мимо искусства замечательных мастеров XVIII -первой половины XIX века Д.Г. Левицкого, К.П. Брюллова, О.А. Кипренского. Непреодолимое желание найти средства для усиле­ния образного воздействия, остроты и выразительности живописно-пластического языка обусловило обращение к изобразительному опыту классического искусства Запада и Востока, русской иконописи, народному искусству, а иногда к новой и новейшей европейской живописи.

В творческой практике некоторых высокоодаренных масте­ров, сумевших проникнуть в суть тех или иных явлений искусства прошлого и художественно преломить их соответственно собствен­ным исканиям, не утрачивая при этом своей индивидуальности, подобные поиски оказывались порой исключительно результатив­ными. Для тех, кто был неспособен к самостоятельному творческому осмыслению материала, они оборачивались прямым заимствованием и эклектикой.

Движение портретного искусства рассматриваемого периода шло не в едином потоке, а устремлялось по нескольким руслам, тем не менее в нем достаточно ясно выявляется как общая направленность, так и смена форм выражения, каждая из которых отмечена определенными стилистическими чертами. Соответственно менялись подход к натуре, характер и тип портрета, живописно-пластические приемы. Творчество некоторых художников укладывается в рамки определенного стили­стического направления, у других оно далеко выходит за его пределы.

Во второй половине XVIII в. работали прославленные портретисты Ф. С. Рокотов , создатель образов, полных тон­чайшей духовности (портрет В. И. Майкова, ок. 1765, ГТГ), Д.Г.Левицкий , в своих парад­ных и камерных портретах подчеркивавший душевную широту и гармоническую цельность своих моделей (портрет А. Ф. Кокоринова, 1769-1770, ГРМ; портреты воспитанниц Смольного института, ок. 1773-1776, ГРМ), В. Л. Боровиковский , автор женских портретов, пронизанных тонким лиризмом (портрет М. И. Лопухиной, 1797, ГТГ).

В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится романти­ческая личность, разнообразная в своих прояв­лениях. Мечтательность и одновременно склон­ность к героическому порыву, живая естест­венность лица и нарочитая эффектность позы переплетаются в принадлежащем кисти О. А. Кипренского портрете гусара Е. В. Да­выдова (1809, ГРМ). Романтическая вера в неисчерпаемость духовных сил человека-твор­ца запечатлена в автопортретах О. А. Кипрен­ского («Автопортрет с альбомом в руках», 1823, ГТГ) и К. П. Брюллова (1848, ГТГ).

В 1860-1870-е гг. демократическое обнов­ление русского искусства, становление реализ­ма, в полной мере сказавшиеся в деятельности передвижников, непосредственно затронули и портретную живопись. Одно из главных мест занял особый вид портрета - портрет-тип, где человек, изображаемый во всей своей психо­логической сложности, оценивался еще и по его роли в обществе, воссоздавался в неразрыв­ном сочетании его индивидуальных и типи­ческих черт. Выше мы видели, как воплощал это сочетание Н. Н. Ге в образе Герцена.

По­следователями Ге на этом пути стали В.Г.Ге­рое (портрет Ф. М. Достоевского, 1872, ГТГ) и И. Н. Крамской (портрет Л. Н. Толстого, 1873, ГТГ), создавшие целую портретную га­лерею выдающихся современников.

Вся жизнь и творчество Крамско­го - ответ на этот вопрос. Художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мысли­тель, он всегда боролся за передо­вое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содер­жательность. В 1863 г. именно он былинициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные вы­пускные работы на надуманные, ли­шенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну - Артель ху­дожников.

С 1870 г. Крамской - учредитель и идейный вождь Товари­щества передвижных художествен­ных выставок, страстный пропаган­дист реализма в искусстве. Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в пустыне», отразились неустанные поиски худож­ником идеала гражданственности и демократичности.

Может быть, в еще большей мере воплощены они во мно­гих портретах современников, напи­санных Крамским в 60-70-е гг. Интеллигент-разночинец, идущий не­легким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всмат­ривающийся в окружающий мир,--таким предстает художник в «Авто­портрете» (1867, ГТГ). Это не просто портрет, а портрет-обобщение, в ко­тором через индивидуальное, при­сущее, казалось бы, только модели, передано нечто всеобщее, закономер­ное, характерное для всех лучших людей эпохи. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877; оба - ГТГ). Особое место в портретном творче­стве Крамского занимают образы крестьян.

Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знаю­щего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874, ГТГ) или обаятельного в своем мудром лукав­стве Мину Моисеева (1882, ГРМ; этюд к картине «Крестьянин с уздеч­кой», 1883, Государственный „музей русского искусства, Киев).

Высшие достижения в создании портретов-типов при­надлежат И. Е. Репину : он находит у своих моделей неповторимо-конкретные, только им присущие позы, жесты, выражения лиц и пе­редает с их помощью и духовные особенно­сти личности, и ее социальную характеристику.

Одним из факторов, изменивших в конце XIX века облик портретных произведений, был пленэр. В обращении к пленэру многие русские художники увидели возможность «двинуться» к солнцу, воздуху, воз­можность для разрешения световых, цветовых и пространственных задач. Пленэрная живопись, восходящая еще к творчеству А.А. Ивано­ва, в русском искусстве второй половины XIX века связана прежде всего с именами В.Д. Поленова и И.Е. Репина. Блестящее претворение принципы пленэра нашли в картинах Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1883) и «Не ждали» (1884).

Элементы пленэра содержатся также в некоторых других работах художника того времени, в частно­сти, в портретах М.П. Мусоргского (1881) и В.В. Стасова (1883). В искусстве Репина пленэр стал важным фактором и последнего, завершающего этапа творчества. Репин предпочитает теперь писать молодых людей, в особенности девушек, среди природы, освещенных солнцем. В этих портретах, выполненных светлыми чистыми краска­ми, утверждаются красота и всепобеждающая сила молодости («Бело­рус», 1892; «Осенний букет», 1892; «Под солнцем», 1900). Новые веяния в искусстве коснулись художественного мировосприя­тия и некоторых других столпов передвижничества. Они дают себя знать в портретных этюдах Ярошенко, сделанных на ярком солнце, в его портрете Н.Н. Ге (1890), менее типизированном, чем другие, содержащем эмоциональный подход к модели, которую художник органично связывает с естественной для нее творческой средой, в портрете Н.И. Петрункевич (1893) работы Ге, хотя и темном по колори­ту, но как выбором модели и ситуации, так и своим общим на­строением, безусловно, перекликающимся с набирающим силу моло­дым искусством.

Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической кар­тины. Портрет был не только веду­щим жанром, но и подосновой твор­чества Репина вообще. При работе над большими полотнами он систе­матически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и ха­рактеристики персонажей. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880--1883, ГТГ). Как и в «Бурлаках на Волге», но в более мас­штабной форме, здесь проявилось ве­ликое умение Репина чувствовать и пе­редавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом инди­видуального, портретного своеобра­зия каждого лица.

Характеристики привилегированной части толпы - помещицы, купца, священника отме­чены духом социально-критической иронии. В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, ви­дящим и нравственное превосходст­во народа, и его заблуждения. Фаль­шивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искрен­няя, но слепая надежда обездолен­ных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости. Вслед за В. Г. Перовым и И. Н. Крамским Репин продолжает созда­ние галереи образов выдающихся представителей русской обществен­ной мысли, науки и культуры.

В лучших своих портретах - В. В. Ста­сова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусорг­ского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной ком позиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразу­ется с «манерой»- повадкой, осан­кой, темпераментом - портретируе­мого лица.

Одна из главных тем жанровых по­лотен Репина - типичные моменты жизни русского революционера-на­родника («Арест пропагандиста», 1880-1892; «Отказ от исповеди», 1879-1885 и «Не ждали», 1884- 1888, все в ГТГ). В отраженной ху­дожником в картине «Не ждали» гам­ме психологических реакций на собы­тие - изумления, недоверия, радос­ти - безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратив­шегося из ссылки сына. Герой карти­ны, не отрекаясь от прошлого, ждет не сострадания и прошения, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то заставил его поки­нуть родной дом. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проб­лема, имеющая широкое общечело­веческое значение. Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций сказывается и в исторической живо­писи Репина. Художник стремится показать исторических героев в мгновения предельной душевной на­пряженности. Эта тенденция дости­гает кульминации в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).

Содержа­ние картины помимо конкретного исторического правдоподобия ситуа­ции и характеров, говорит о «вечной» коллизии наказания деспота мукой раскаяния за невинно пролитую кровь. В картине «Запорожцы пишут пись­мо турецкому султану» (1878- 1891, ГРМ)-иная мысль, связанная с поис­ками жизнеутверждающего идеала, героических характеров. Последний высокий взлет репин­ского таланта относится к началу XX в., когда художник работает над грандиозным групповым портретом-картиной «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901- 1903, ГРМ), выполнив серию этю­дов, отличающихся замечательной остротой характеристики и живопис­ной свободой. Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не толь­ко в глубоком понимании и изобра­жении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразитель­ного языка, высочайшее реалисти­ческое мастерство, правда характе­ров, интерес к животрепещущим во­просам современности - залог не­преходящей ценности искусства Ре­пина.

Опыт Репина в области пленэрного портрета был продолжен и обогащен живописцами младшего поколения - его учеником В.А. Серовым и К.А. Коровиным, произведения которых - «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888), «Хористка» (1883), портрет Т.С. Любатович (1886?) - явились для современников подлинным откровением. В этих работах показан не только характер портретируемых и присущие им индивидуальные особенности, фигуры девушек тесно связаны с внешней средой, все пронизано светом и воздухом.

Столь непосредственного восприятия мира, подобной убе­дительности ситуации, свежести, звучности и чистоты цвета не знала еще русская портретная живопись. И что в данном случае особенно важно - свет в работах молодых русских художников не только не растворял в себе фигуру человека, как сплошь и рядом бывало в произведениях западного импрессионизма, а, напротив, способствовал выявлению жизненной правды, созданию одухотворенных поэти­ческих образов.

Пленэр во многом обогатил русскую живопись, но при этом он таил в себе определенную опасность, в особенности для живописи портрет­ной. Он вносил в нее момент мимолетности, сиюминутности, что при чрезмерном увлечении световыми и цветовыми эффектами грозило потерей в портрете человека. Тем не менее на протяжении 1890-х годов и даже двух первых десятилетий XX века ряд русских худож­ников умело использовали при портретировании как пленэр, так и некоторые приемы импрессионистической техники.

Однако важно подчеркнуть, что поступательное движение живописи пошло в другом направлении, в сторону усиления черт декоративности и мону­ментальности. Произведения Серова и Коровина 1880-х годов стали важным звеном в развитии портретного жанра. Во многом расширяя его понятие, они явили собой подлинно новый тип портрета. Общепринятой формой портрета во второй половине XIX века было поясное, реже погрудное или поколенное изображение. Художники сосредоточивали почти все внимание на изучении лица человека.

Представленный на нейтральном фоне, он как бы изолировался от окружающего мира, замыкался в самом себе. В «Девушках» Серова и портрете Любатович Коровина пространство взято значительно щедрее, шире. Интерьер или пейзаж, являются не просто фоном, а органичной естественной средой. Здесь проявилась также одна из основных тенденций в развитии русского портретного искусства данного периода - тяготение к обобщенно-син­тетическому картинному претворению образов. Ведь это не просто портреты, а портреты-картины. Таковыми делает их как наличие антуража, так и содержательность, значительность самих портретных характеристик, их синтетический строй. Не случайно серовские «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали символом вневременных ценностей - молодости, красоты жизни, бли­зости человека и природы.

Их сила в точно найденной мере частного и общего, конкретно-индивидуального и типического, чувственного и рационалистического, мгновенного и вечного. Расширение жанровых пределов открывало перед художниками новые возможности. В характеристику портретируемого включались дополнительные компоненты, помогающие более разносторонне обри­совать модель, рассказать о ее образе жизни, вкусах и интересах, манере одеваться, держаться и прочее. У многих художников интерес к околичностям способствовал усилению эмоциональной выразитель­ности образа, у других приглушал его звучание, переносил внимание на второстепенные детали, ослабляя психологическую трактовку личности.

Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века - явление большого художественного масштаба. Он необычайно многообразен то своим формам, стилистическим особенностям, изобразительному 1зыку. Самые высокие проявления жанра характеризуются творческим осмыслением натуры, поэтической образностью, обогащением выразительных средств, артистизмом. И даже если личность модели не раскрывается в них подчас во всей полноте, они все же ярко характе­ризуют эпоху, выявляют особенности ее духовной жизни и художест­венных исканий. Глубокое чувство времени, острота ощущения эпохи -одна из наиболее сильных сторон лучших портретов, созданных на рубеже веков. Творческий путь художников, талант которых формиро­вался в это трудное переходное время, был нелегким. После Великой Октябрьской революции деятельность многих мастеров кисти полу­чила новое направление. Малютин, Бродский, Петров-Водкин, Несте­ров, Сарьян, П. Кузнецов, Машков, Кончаловский, Альтман, Лентулов, Осмеркин и многие другие влились в ряды советских художников и стали строителями искусства социалистического реализма.

Большую роль играет портрет в советском искусстве. Потребность запечатлеть образ но­вого человека, отмеченного такими духовны­ми качествами, как коллективизм, революци­онная целеустремленность, стимулировала дальнейшее развитие реалистического порт­рета-типа; такие произведения, как «Предсе­дательница» Г. Г. Ряжского (1928, ГТГ), «Пар­тизан» Н. И. Струнникова (1929, ГТГ), «Акаде­мик И. П. Павлов» М. В. Нестерова (1935, ГТГ), стали емкими символами эпохи социалисти­ческого переустройства общества. Целостный, живой и многогранный образ В. И. Ленина вос­создает «Лениниана» скульптора Н. А. Андрее­ва - уникальная серия, состоящая более чем из 100 скульптурных портретов вождя проле­тариата (1919-1932, Музей В. И. Ленина и ГТГ).

Лучшие качества советских людей на­шли отражение в портретах периода Великой Отечественной войны. Широко и многопланово развивался совет­ский портрет в послевоенные годы. Типические, устойчивые черты народного характера вопло­щал в образах крестьян-земляков А. А. Пла­стов. Неожиданные композиционные ракурсы, контрасты локальных цветовых пятен под­черкивают остроту психологической характе­ристики в работах П. Д. Корина. Т. Т. /Салахова («Композитор Кара Караев», 1960, ГТГ). Значительность характеров, постоянная готов­ность к действию ощущаются за внешней бес­страстностью персонажей картины Д. И. Жилинского «Гимнасты СССР» (1964, ГТГ). Со­временный советский портрет не только позво­ляет глубже заглянуть во внутренний мир на­шего современника, но и активно участвует в формировании новых духовных ценностей со­ветского общества.

Одной из существенных граней этого жанра остается запечатление в живописи, графике, скульптуре образов выдающихся советских го­сударственных и общественных деятелей, а также представителей науки, культуры и ис­кусства. О большом общественном интересе к жанру портрета свидетельствуют регулярно прово­димые в последние годы специальные выстав­ки портрета.

Девочка с персиками. Пор­трет Веры Саввишны Мамон­товой (1875-1907), в замуже­стве Самариной. 1887

«Девочка с персиками» - первое крупное произведение Серова, воплотившее понимание художником новых задач живописи, и, в част­ности, живописи портрета. Холст решен как портрет-картина, где человек дан в наиболее близком, привычном для него окружении. Ли­шенный при этом черт бытовизма, образ оду­хотворен и возвышен. Правда жизни, конкрет­ность психологического анализа сочетаются в картине с поэтическим преображением, глубо­кое проникновение в натуру - с задушев­ностью и искренностью ее воспрятия. Выявле­нию характера портретируемой способствует светлая пленэрная живопись, проникнутая све­жестью и тонким чувством природы. «Мы ни­когда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты, почти осязаемости жизни», - утверждал И.Э. Грабарь.

Юноша Серов, часто гостивший в Абрамцеве, был дружен с детьми С.И. Мамонтова. В млад­шей - веселой, жизнерадостной, подвижной девочке - он нашел то «отрадное», о чем меч­тал, когда, уйдя из Академии, начал работать самостоятельно. «Идея портрета зародилась так, - пишет посетивший на следующий год Абрамцево М.В. Нестеров. - Верушка остава­лась после обеда за столом, все ушли, и собе­седником ее был лишь до крайности молчали­вый Серов. Он после долгого созерцания по­просил у нее дать ему десять сеансов, но их оказалось мало, и он проработал целый месяц. Вышла чудесная вещь, которая в Париже сде­лала бы его имя если не громким, то извест­ным...». Сила портрета не только в обаянии образа, звучности, чистоте и бодрости колори­та. «Очень хотелось сохранить свежесть живо­ писи при полной законченности», - говорил Серов. В облике Веры Мамонтовой, ее костю­ме, характере интерьера старого помещичьего дома (бывшая усадьба Аксаковых) запечатлена подлинно русская жизнь, «целая полоса рус­ской культуры» (Грабарь).

Далеко не многие современники сумели по до­стоинству оценить это произведение. В числе тех, на кого оно произвело большое впечатле­ние, был В.В. Стасов. Считая Серова самым выдающимся и талантливым из новейших рус­ских портретистов, он писал: "… молодой худо­жник овладел сильным, живописным и живым колоритом, который придал великую прелесть всем его превосходным портретам. Лучшим и совершеннейшим из всех является, по моему мнению, искренно-наивный, простой, задушев­ный портрет молодой девицы, Мамонтовой (сидящей у стола)...".

С годами портрет де­вочки-подростка приобрел более широкое и отвлеченное значение, превратившись (как и написанная Серовым через год «Девушка, осве­щенная солнцем») в картину, олицетворяю­щую собой прелесть молодости, извечную ра­дость бытия. За этот портрет в 1888 году художник полу­чил премию Московского Общества любите­лей художеств.

Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной (1872-1948), дочери худож­ника. 1892

Репин принадлежит к плеяде выдающихся ма­стеров критического реализма. Его картины «Бурлаки на Волге» (1870-1873), «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883), «Не ждали» (1884), «Отказ от исповеди» (1879-1885), портре­ты М.П. Мусоргского (1881), В.В. Стасова (1883), Л.Н. Толстого (1887) и другие произведения определяли собою высшие достижения рус­ской живописи второй половины XIX века. А.Н. Бенуа отмечал, что картины Репина так захватывали демократически настроенную молодежь, так «тревожили общественное мне­ние"», как никакие работы других художников. В конце 1880-х - начале 1890-х годов Репин пи­сал в основном портреты. В них воплотилось его понимание новых задач, вставших перед искусством на рубеже двух эпох и волновав­ших тогда художников. Репин охарактеризовал их, как передачу «поэзии в жизни,… жизнен­ной красоты»2. Великолепный мастер пленэра («На дерновой скамье», 1876; «Крестный ход в Курской губернии» 1880-1883), художник в эти годы особенно увлекся работой на открытом воздухе, и пейзаж, как никогда ранее, стал играть большую роль во многих его портретах. «Осенний букет» - одно из первоклассных произведений Репина 1890-х годов. Оно было создано в Здравнёве, имении художника, рас­положенном в Витебской губернии на берегу Западной Двины. Позировала Репину его лю­бимая дочь Вера Ильинична. Она была одарен­ным человеком - занималась живописью, пела, окончив специальные курсы при Александринском театре, некоторое время выступала на частных сценах Петербурга и других городов. В дальнейшем, правда, она не нашла себя в искусстве и с 1914 года стала вести хозяйство в усадьбе отца в Пенатах. Приступая к работе над портретом, художник сообщал дочери Л.Н. Толстого, Т.Л. Толстой: «Теперь начал писать с Веры: посреди сада, с большим буке­том грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чув­ства жизни, юности и неги»3. С большой лю­бовью художник передал лицо, привлекатель­ное своей молодостью, жизнерадостностью, здоровьем. Просторы полей, еще цветущие, но тронутые желтизной травы, зеленые деревца, прозрачность воздуха вносят в произведение бодрящее настроение. Фигура изображенной, на переднем плане девушки трактована пластически объемно, материально.

Пестрый букет в ее руках как бы вобрал в себя все краски холста. Тонко най­денными колористическими сочетаниями ху­дожник связал фигуру человека с пейзажем и передал ощущение насыщенной светом среды. Оптимистическое содержание «Осеннего буке­та», его картинная построенность, пленэрность - отличительные черты рассматривае­мого произведения. Образ, созданный в картине, необычайно ха­рактерен для Репина. Воплощая в нем свое представление о «жизненной красоте», худож­ник по-прежнему далек от идеализации или, как он сам говорил, от «прилизанности, пош­лости», выдаваемых за «изящное». В портрете в полную меру проявился свойственный Репи­ну «простонародный», «беспощадно правдивый реализм».

«Осенний букет» вместе с картиной «Охотник» (изображена Н.И. Репина), также исполненной в Здравнёве, экспонировался на XXI выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1893 году. Работа была высоко оценена в печати. Многие художники относи­ли ее к лучшим произведениям, представлен­ным на выставке и «производившим фурор».

Портрет Наталии Ивановны Петрункевич, в замужестве Конисской. 1893

Ге как человека философского склада ума бо­лее всего увлекали исторические и религиозно-нравственные темы. Его известная картина «Петр I допрашивает царевича Алексея» (1871) справедливо считается одним из значительных произведений русской исторической живописи второй половины XIX века. Художник мечтал о нравственном преобразовании общества и в ряде картин на евангельские темы («Тайная вечеря», 1863; «Голгофа», 1893; «Распятие», 1894, и другие) стремился воплотить свою веру в высокие общечеловеческие идеалы добра, любви, справедливости. Над портретами Ге начал работать еще во время обучения в Академии художеств. За долгие годы творчества он написал многих своих современников. В основном это были передовые деятели культуры: М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.И. Костомаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.М. Антокольский, Л.И. Тол­стой и другие. Ге принадлежит также один из лучших портретов А.И. Герцена. Работы, исполненные в 1850 - 1880-х годах, отличаются глубоким проникновением в духовный мир модели. Человек в них обычно показан в со­стоянии напряженного раздумья. В боль­шинстве это - погрудные портреты, их коло­ристическая гамма темная, сдержанная. Портрет Наталии Ивановны Петрункевич на­писан художником в конце его жизни. Ге увлекает теперь не столько постижение своеобразия модели, сколько передача опреде­ленного настроения. Девушка изображена поч­ти в полный рост у раскрытого окна. Она по­гружена в чтение. Ее лицо, данное в профиль, наклон головы, поза выражают состояние за­думчивости. Как никогда ранее, Ге уделил большое внимание фону. Прекрасно передан­ный пейзаж за окном, скользящие по листве последние предзакатные лучи солнца, сгущаю­щиеся сумерки вносят в произведение ощуще­ние быстротечности времени, некоторой на­стороженности и тревожности. По одухотворенности образа и его лирической трактовке, а также по стремлению к пленэрности решения эта картина родственна неко­торым работам, созданным в 1880-х годах мо­лодыми художниками В.А. Серовым и К.А. Коровиным. Портрет был написан в Черниговской губер­нии на хуторе, принадлежавшем Ге. За окном комнаты открывается вид на ведущую к дому художника аллею из гигантских тополей и берез.

Позировала Ге дочь помещиков Петрункевичей, живших по соседству. Недавно стало известно, что Н.И. Петрункевич в годы гражданской войны была расстреляна петлюровцами. Произведение экспонировалось на XXI вы­ставке Товарищества передвижных художест­венных выставок в 1893 году. И.Е. Репин, по­сетив выставку, сообщал Л.Н. Толстому: «То как живописец сделал большой успех против последних работ своих. Мне очень понрави­лась его девица, стоящая у отворенного окна с фоном сада, освещенного заходящим солн­цем"». Высоко оценил это произведение также В.А. Серов. В 1910 году он писал И.С. Остроухову: "… отчего бы не навести справки относи­тельно портрета Ге - г-жи Петрункевич? Мо­жет быть в Галерею его бы и продали - вещь отличная и я ее отлично помню". По реко­мендации Серова портрет был приобретен для Третьяковской галереи.

Мне о себе очень сложно, что то говорить поскольку я сама себя в чем то иногда не понимаю. Свои действия и поступки. Когда я вспоминаю как я начала общаться с человеком или как я себя веду в той или иной ситуации, то парой сама себя не узнаю.
Мне говорят, что для своего возраста я слишком взрослая и, что я не выгляжу на 12(так говорят мои друзья и знакомые). С одной стороны мне приятно. С другой все равно хочется побыть маленькой девочкой. Но, к огромному сожалению этот возраст прошел.
Что такое по моему мнению,взрослая" ? Ответственная, не совершающая глупых поступков. Некоторые считают, что быть взрослой невозможно, пока ты не перестанешь дурачиться и много смеяться. Я полностью не согласна. Я найду сотни причин, но никогда не буду согласна с этим. Наоборот, если человек может контролировать себя, свои действия и эмоции- он достаточно взрослый.
Сейчас в себе я пытаюсь перебороть такое чувство как чувствительность. Оно мне очень мешает. Иногда я слишком чувствительно отношусь к тому, что скажут обо мне. Но тут должно просыпаться чувство которое я в себе воспитаю тоже- безразличие. Я не могу сказать, что безразличие-это положительное качество, но так же и не могу сказать, что оно отрицательное. Я сама в этом недавно убедилась. Мне сказали, что я странная и не такая как все(в плохом смысле). Эти слова я услышала от близкого мне человека. Я очень долго рыдала. Да, именно рыдала. Но в один момент я себе сказала, что мне плевать на то, кто и что обо мне говорит и думает. Я добьюсь всего чего хочу. Я такая какая я есть. И меня уже трудно изменить. Поскольку(как я считаю) мой характер наполовину,построен".
Еще мне был задан вопрос- ,какие качества вас раздражают в людях?"
Меня раздражает качество-лицемерие. Честно говоря и во мне поигрывают нотки этого качества. Вот оно-точно отрицательное.
Бывают моменты, когда я чего-то не до понимаю и спрашиваю не понятное мне у кого-нибудь(скорее у моего одноклассника). Но в ответ я слышу фразы наподобие - ,Ну ты тупая!" О да. В данной ситуации по мойму здесь не я тупая. Поскольку умный человек того бы не ответил, а набрался терпения и еще раз объяснил.
Кстати насчет умных людей- я считаю мою одноклассницу Асю очень умной и хорошей девочкой для своего возраста. Она удивляет меня. Она человек на которого стоит ровняться.(может быть я неправильно понимаю значение этого слова, но по мойму оно обозначает, что то наподобие,стремиться стать таким же")
Последнее время в мою голову приходят мысли. Необычные. Такого не было. На темы-
,что это за чувства- страх, привязанность, страсть и самое популярное- любовь?" О даа..
Еще не много о качествах характера. Недавно моя одноклассница сказала, что она толще чем я. Хахаха! Мне искренне было смешно и отвратительно это слышать. Потому что очевидно, что это далеко не так. Ну вот зачем говорить это?! Для чего? Для каких целей? Что этим человек хотел сказать? Чтоб я ее пожалела или что? Ну вот не понимаю я. Что это за качество характера?
Тоже есть еще вопрос...Недавно я рассказала моей подруге об отличной новости, я ждала этого события недели 2,5-3. Я рассказывала ей об этом,захлебываясь" эмоциями. На, что она ответила- , Да ладно! мм..круто." И начала рассказывать как прошли ее выходные.
Наверное у меня была крайняя степень возмущения и негодования.(опять же, если я правильно понимаю смысл этого слова.) Как называется это качество?
Незнаю, будет ли теперь понятен мой,Психологический портрет". Но все, что я считаю довольно важным для понятия моего характера- я сказала.