Рекомендации по речевому развитию ребенка. Рекомендации по развитию речи детей Формирование грамматического строя речи

  1. Отвечать на детские «почему», а не отмахиваться, как чаще всего это бывает. Отвечать на вопросы грамотно, четко, внятно. Не иронизировать, не посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов. Иногда полезно отвечать ребенку вопросом на вопрос: «А как ты думаешь почему?» Пусть попытается сам добраться до истины. Пусть посмотрит, понаблюдает, сравнит, порассуждает вслух.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Собирать мозаику, перебирать горох и фасоль, лепить из теста, пластилина. Все это способствует речевому развитию детей.
  3. Развивать речевое дыхание, от которого зависит громкость, чистота и выразительность звучащей речи. В этом вам помогут специальные упражнения по формированию правильной осанки и правильного речевого дыхания. Предложите детям сдуть с рукава пушинку, задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте, дуть на кораблики в воде, в мыльные пузыри.
  4. Необходимо содержательное и многоплановое общение взрослого с ребенком . Быть только рядом с ним – этого мало. Мы много объясняем, поучаем, но не находим тем для интересных разговоров с ребенком. Чаще всего они посвящены тому, как ребенок чувствует себя, не замерз ли он, как ел, как спал в детском саду, не обидел ли его кто-нибудь. Поэтому целесообразно проводить совместные прогулки в парк, на стадион, в лес, которые создают условия для развития речи и общения с ребенком.
  5. Проговаривать чистоговорки, потешки, стихотворения.
  6. Учить говорить выразительно. Что значить говорить выразительно? «Выразительность» предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое главное, важное; «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей.

Предложить детям повторить фразу «СНЕГ ПОШЕЛ» с помощью интонационной выразительности речи: - спросить, удивляясь

Восхитится радуясь

Огорчится смене погоды

Грустить

Спросить, уточняя

Радостно сообщить об этом

7. Предлагать речевые словесные игры детям.

1) «Положи в кузовок, все что кончается на «ОК»

(грибок, клубок, колобок,…)

2) «Ты начни, а я продолжу»

Я взял мяч,….

Мама пошла в магазин,…

3) «Скажи ласково», «1-2-5», «Чего не стало?»

8.Развивать связную речь.

- «Сочиняем сказку»

Пересказывать небольшие рассказы, сказки

Игры «Я начну, а ты продолжи…»

Находить на картинках начало, середину, конец рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая культура речи·...

Вторая младшая группа (3-4 года)

Совершенствование речи, то есть овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для полноценного и своевременного психического развития.

Все новые психические качества (в том числе и развитую речь) ребенок приобретает путем копирования и творческой переработки различных образцов (способы действий, формы поведения, характер отношений и т. д.), предоставляемых ему окружающей действительностью, прежде всего близкими взрослыми.
Обогащение и совершенствование речи и в этой группе остается в числе важнейших педагогических задач. Ее решению способствует:

  • благоприятная речевая среда, из которой дети могут черпать культурные речевые образцы;
  • целенаправленные педагогические воздействия, помогающие детям овладевать конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться.

Подражание воспитателю, носителю речевой культуры и литературного языка, - важнейшее условие речевого развития детей. Чтобы создать у них значительный запас речевых образцов, воспитателю следует говорить много, искренне и ярко; произносить фразы отчетливо, вразумительно, неторопливо; употреблять (и многократно повторять) новые для ребенка слова и выражения, радоваться их появлению в его речи; использовать каждый вопрос ребенка как повод вступить с ним в диалог.

Итак, непременным условием полноценного речевого развития детей четвертого года жизни является разнообразная и правильно организованная речевая среда. Приведем ее составляющие:

  • собственная речь воспитателя;
  • специально организованное речевое воздействие (рассказы воспитателя о событиях прошедшего дня и ближайшего будущего).

Маленькие дети - внимательные и благодарные слушатели. Им нравится все, что рассказывает взрослый. Вместе с тем существуют темы и сюжеты, которые обязательно надо использовать в рассказах, ибо они имеют большое значение для детей. Это рассказы о детях группы, о жизни группы, о непростых для малыша житейских ситуациях, а также рассказы воспитателя о себе.

Рассказы о жизни группы посвящены событиям достойно прожитого отрезка времени (первой половины дня, второй половины дня): «Сегодня дети научились… У нас были гости… Наконец-то пришел после болезни Дима… (приятные моменты). Но случилась огорчившая Олю история…» и т. п. Такие рассказы, стимулирующие отсроченное восприятие и переживание детьми происшедших событий, помогают им устанавливать связь между предметами и явлениями, описывать знакомые вещи и чувства (отношения) и тем самым осмысливать происшедшее. В процессе этих рассказов малыши знакомятся с новыми речевыми средствами (слова, обороты).

Рассказы об ожидаемых событиях нацелены на создание у детей предвкушения радости от праздника, просмотра кукольного спектакля, похода в гости к старшим детям и т. п.

Рассказы о детях, о достоинствах, самобытности каждого из них. Услышав рассказ, содержащий похвалу, ребенок почувствует себя значимым, уверенным в себе и посмотрит на жизнь с оптимизмом.

Рассказы воспитателя о себе должны помочь детям преодолеть различные страхи («Как я перестала бояться темной комнаты»), понять нежелательность некоторых действий («Как я отучилась разрушать чужие постройки», «Как от меня чуть не убежала любимая игрушка»).

Рассказы о трудных ситуациях также предназначены для того, чтобы помочь детям осознать нежелательность некоторых их действий. Это могут быть разные истории о страданиях мокрых рукавов и грязных рук, о сбежавших туфельках, об обидевшихся кубиках и т. п.

Работа по речевому развитию детей осуществляется на всех без исключения занятиях, в том числе на специальных, а также в бытовых ситуациях, на прогулке и т. п.

Много внимания уделяется обогащению, уточнению и активизации словаря, опирающегося на конкретные представления. Это значительно повышает уровень речевого развития ребенка, совершенствует культуру общения.

Во второй младшей группе используются следующие приемы словарной работы:

  • показ предметов с их называнием при рассматривании окружающей обстановки («Наши игрушки», «Что стоит и лежит в буфете?», «Наша мебель и мебель для кукол»), при проведении дидактических игр («Чудесная коробка» (наборы одежды, обуви, головных уборов, овощей, фруктов));
  • сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, на вкус и т. п.). Этот прием используется при целенаправленном ознакомлении с любым новым предметом (группой предметов). Кроме того, этот прием уместен в дидактических играх и упражнениях типа «Чудесный мешочек» (ребенок на ощупь определяет материал, из которого сделана вещь, ее вес и размер);
  • сравнение сходных по внешнему виду предметов (шуба - пальто, чайник - кофейник, туфли - босоножки и т. п.). Научиться различать и называть эти предметы детям помогают дидактические упражнения и игры «Не ошибись» («Не перепутай»), «Что изменилось?» и др.;
  • задания, предполагающие ответ в форме действия (принеси, найди, покажи).

Во второй младшей группе продолжается работа по различению и правильному произнесению звуков, отработке речевого дыхания, темпа речи, силы и высоты голоса. Эти задачи легче решать, проговаривая звуки, произнесением которых ребенок владеет или овладевает. У детей этого возраста уже можно отрабатывать четкое произношение всех звуков родного языка, за исключением шипящих (ж, ш, ч, щ) и сонорных (р, л). Работа по освоению родственных групп звуков проводится поэтапно. Например, осваивая согласные, дети учатся произносить звуки в таком порядке: губно-губные(м, б, п), губно-зубные (в, ф), переднеязычные (н, д, т), заднеязычные (к, г, х).

Четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных во многих случаях способствует появлению у ребенка умения произносить более сложные по артикуляции звуки. Так, чтобы речь была более отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот (это достигается, в частности, правильной артикуляцией гласнойа) и плотно смыкать губы (чему способствует четкое произношение звуков м, п, б ).

Целенаправленная отработка произношения любого звука проходит в последовательности, изложенной на с. 172.

К четырем годам ребенок осваивает основные формы грамматической системы языка, речь становится для него полноценным средством общения.

Одновременно наблюдаются многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, отсутствие некоторых грамматических категорий. Необходимо подсказывать детям, как правильно произносить то или иное слово; повторять предложение, исправив нарушенное ребенком согласование. Не следует заставлять его произносить слово (предложение), чтобы исправить ошибку. Предусматриваются специальные упражнения и дидактические игры, способствующие усвоению трудных для ребенка грамматических форм, совершенствованию синтаксической стороны речи. Они являются частью занятий по развитию речи.

Дети, как правило, успешно справляются с заданиями, предлагаемыми на занятиях однако, в повседневном общении со взрослыми, друг с другом усвоенный материал необходимо закреплять. А для этого дети должны много и активно говорить. С этой целью необходимо вовлекать их в разговоры на самые разные темы (предусмотренные и возникшие стихийно); учить отвечать на вопросы «зачем?», «почему?», «когда?», «как (как это случилось, как исправить)?», задавать вопросы, включаться в разговор; формировать умение не перебивать говорящего, охотно выполнять поручения взрослого (спроси, выясни, предложи, поблагодари), содержащие образцы обращения (например, «Спроси у Анны Ивановны: „Вы оставите нам эту интересную книгу?“»).

Чрезвычайно важно формировать у детей потребность делиться впечатлениями. Если заинтересованно расспросить ребенка о том, что запало ему в душу, он обязательно начнет рассказывать. В подходящий момент можно рассказать о том, какое интересное наблюдение сделал Ваня (Коля, Сережа), как разумно он поступил и т. п. (Обязательно нужно спрашивать ребенка разрешения повторить его рассказ другим детям.) Все это позволяет ему ощущать себя значимым и компетентным, а у других детей рождает желание порадовать взрослого и сверстников, поделившись с ними своими впечатлениями.

В этом возрасте нужно приучать детей рассматривать сюжетные картинки. Выбрав одну из них, воспитатель должен сначала сам разобраться в ее содержании, составить рассказ, а затем наметить вопросы. Желательно, чтобы рассказ имел завязку. Это могут быть 1-2 фразы, заключающие в себе эмоциональное отношение рассказчика к изображенному («Ох, как трудно собирать башенку! Ни у Кати, ни у Димы работа не ладится»).

При составлении рассказа нужно следить за тем, чтобы одно высказывание дополняло, продолжало другое, чтобы была показана связь между отдельными частями (фрагментами) картины. Например, на занятии по картине С. Веретенниковой «Коза с козлятами» воспитатель, рассказав о козе, делает такой переход: «Рядом с козой играют козлята. Они маленькие, забавные. Рассмотрим их?.. А можете рассказать о том, где гуляют коза и козлята?».

В рассказ педагога должны входить предложения, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. Если позволяет содержание картины, заканчивать его следует так, чтобы последние фразы передавали отношение рассказчика к изображенным событиям («Катя слушала-слушала, да и надела на пирамидку правильно сразу несколько колец. Вот молодец!»).

Дети этого возраста с удовольствием играют с фигурками настольного театра, проговаривая отрывки из знакомых сказок, импровизируя. Подобные игры подготавливают их к драматизациям произведений.

Коррекционная работа должны помогать усвоению дошкольной образовательной программы и параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения решать такие задачи:

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие мелкой моторики и координации движений;

Формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

Обогащение словарного запаса;

Формирование грамматического строя речи;

Формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;

Обучение грамоте.

Совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Безусловно, главная роль здесь принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

Воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов; занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики; оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков; способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры; проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Профилактическая работа в ДОУ необходима дошкольникам для естественного и свое-временного развития речи. Основная цель этой работы - создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них

трудностей в речевом развитии.

по развитию речи

Подготовительная группа

I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие по Европе». «Одежда. Обувь. Головные уборы».

1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: Морозная - ... снежный -.., ледяная.., порывистый -.., теплые - ... меховая -... пушистый -... зимнее - ... пасмурная - ...

2. Учить подбирать слова с противоположным значением: Длинный - короткий, грязный - чистый, новый - старый, светлый - темный, яркий - тусклый, мягкий - твердый, теплый - холодный, морозный - жаркий.

II. Совершенствовать навыки словообразования.

1. Учить образовывать существительные путем слияния двух основ: Снегопад - снег падает, снегоход -.., ледокол -.., снегокат - ...

2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных:

Туфли из кожи - кожаные туфли.

Ботинки с мехом - меховые ботинки.

Пиджак из шерсти - шерстяной пиджак.

Платье из шелка - шелковое платье.

В Англии - английский, во Франции -.., в Италии -.., в Дании - .., в Австрии.

3. Учить образовывать родственные слова:

Снег - снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегирь, снегурочка, подснежник.

Зима - зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые. Франция - француз, француженка, французский.

1. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде:

Детям предлагается подобрать подходящее по смыслу существительное и правильно согласовать его с заданным прилагательным.

Зимний - холод, мороз, день.

Зимняя - пора, погода, прогулка, метель.

Зимнее - время, развлечение.

Зимние - дни, метели, развлечения, прогулки, забавы...

Так же со словами: морозный, ледяной, холодный, новый, женский, мужской, детский, красивый, английский, итальянский.

2. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: Француз - французов, англичанин - англичан, страна - стран, житель - жителей, день -дней, снежинка - снежинок, буря - бурь, стужа - стуж, шляпа - шляп, платье - платьев, пальто - пальто, ботинки - ботинок, сапоги - сапог.

3. Учить согласовывать существительные с числительными: 1 платье, 2 платья. ... 5 платьев,.., 10 платьев.

4. Учить образовывать и правильно употреблять простые причастия: Шить - шитый, развязать - развязанный, вязать - вязанный, складывать - сложенный, вышивать - вышитый, носить - ношенный, стирать - стиранный.

IV. Совершенствовать слоговую структуру речи. Отрабатывать произнесение слов сложной слоговой структуры, предложений и чистоговорок с этими словами.

V. Развивать связную речь.

1. Составлять описательные рассказы по изучаемым лексическим темам.

2. Составлять рассказ о зиме, лете, осени, весне по плану:

Как ты заметил наступление зимы;

Ее первые приметы в природе;

Зимние месяцы;

Жизнь зверей и птиц зимой;

Зимние забавы и развлечения.

3. Составлять сравнительные рассказы.

4. Составлять творческие рассказы.

VI. Обучение грамоте.

1. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа.

2. Учить выделять заданный звук в слове и определять его место (в начале, середине, конце).
3. Учить составлять предложения с заданным словом.

4. Учить составлять предложения по опорным словам: Снег, на, лежит, домов, крышах. У, теплая, куртка, Тани.

VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки.

Старшая группа

I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Новый год», «Зима. Зимующие птицы», «Север. Тундра».

1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным:

Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный... (снег).

Трескучий, сильный, слабый, январский... (мороз).

Большая, серая, проворная, голодная... (ворона).

Северный, белый, красивый, рогатый... (олень).

Красивый, забавный, смешной, большой, снежный... (снеговик).

Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый... (воробей).

3. Учить подбирать существительные к заданным глаголам:

Кружится, падает, тает, вьется, сверкает, искрится... (снежинка).

Трещит, ломается, тает, плывет, намерзает... (лед).

Летает, прыгает, клюет, сидит, тенькает... (синичка).

Охотится, плавает, ныряет, ловит (рыбу), ходит, отдыхает... (медведь).

Играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег) ... (дети).

Каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья) ... (ворона).

II. Совершенствовать навыки словообразования детей.

1. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных: Снегирь - снегирек, воробей - воробышек, сова - совушка, снег - снежок, зима - зимушка, ветер - ветерок.

2. Учить детей образовывать относительные прилагательные: Птица - птичья, ветер - ветреный, зима - зимний, снег - снежный, мороз - морозный, мех - меховая, шерсть - шерстяные.

III. Совершенствовать грамматический строй речи.

1. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: Одна птица - много птиц, один воробей - много воробьев, одна синица - много синиц: одна снежинка - много снежинок; один снеговик - много снеговиков.

2. Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений:

Подобрать как можно больше слов к слову.

Моя - синица, ворона, галка, сова, сорока.

Мой - снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюлень, олень, морж.

Мои - птицы, снежки, снежинки, постройки, игры.

3. Закреплять употребление предлогов в, на, из, с.

4. Учить согласовывать существительные с числительными: Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10.

IV. Совершенствовать связную речь.

1. Составлять описательные рассказы (по любой теме).

2. Учить составлять сравнительные рассказы: «Сравним снегиря и синицу». «Сравним осень и зиму», «Сравним белого медведя и бурого».

3. Заучивать стихи по темам.
4. Составлять сложные предложения, используя сочинительную связь:

На улице потеплело, и... (мы пошли гулять). Наступила ночь и на небе... (появилась луна).

V. Совершенствовать навыки звукового анализа.

1. Выделять первый твердый согласный звук в любых словах.

2. Выделять гласные звуки [а], [о], [у] и согласные звуки [м], [с], [х], [р], [ш] в словах; определять место звука в слове.
3. Придумывать слова на заданный звук.

VI. Совершенствовать слоговую структуру речи: проговаривать слова сложной слоговой структуры, предложения и скороговорки с этими словами.

VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки,
пальчиковая гимнастика.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

ЦЕПОЧКА СЛОВ

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Игровой материал: Карточки с предметными картинками (карандаш — шкаф — флажок — куст — топор — ракета — автобус - сук - ключ — чайник — кошка — ананас — сом — мак — кроко-дил — лук).

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя — карточка с изображением карандаша.

Воспитатель объясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш.

Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на кар-тинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».

Когда будет выложена вся цепочка, воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

ПОДБЕРИ СЛОВО К СХЕМЕ

(на звуки с и ш)

(I вариант)

Игровой материал: Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы).

Предметные картинки:

ласточка

карандаш

Ход игрового упражнения

Играют 4—6 детей. Ведущий раздает им по одной кар-точке. Объясняет, что означает закрашенная клетка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук с или ш, а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

(II вариант)

Получив карточку, ребенок подбирает 3 слова со звуком с или ш, ориентируясь на закрашенный квадрат.

КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?

Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Игровой материал:

Карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с че-тырьмя окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляется картинка. На чердачном окошке — буква.

Предметные картинки:

цыпленок

стрекоза

кузнечик

Ход игры

Воспитатель рассказывает: «Для зверей и птиц построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук к, во втором — те, у кого в названии есть звук з. В каждом домике четыре квартиры. Найдите четырех животных и переселите в домик». По вызову воспитателя двое детей отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки, а потом говорят, кого они поселили в домик. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание. Когда домики будут заселены, воспитатель спрашивает: «Может быть, кто-то из зверей или птиц хочет жить рядом с другими соседями? Могут ли некоторые жильцы поменять домики?» Дети определяют, что курица из домика с буквой ц может переехать в домик с буквой к .

Играют трое-четверо детей. Каждый играющий получает домик. Воспитатель берет из стопки картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных доми-ках (например, жираф — в домике ж и в домике р), то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что это животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике к), воспитатель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.

НАЙДИ ПАРУ

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Игровой материал:

  1. Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов. На диск при-креплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.
  2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске):

Воспитатель помещает перед детьми диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на столе воспитателя. Предлагает детям поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: «Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая — на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Воспитатель вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие («дом-дым»). Затем воспитатель пере-двигает стрелку на следующую картинку.


ПОСТРОИМ ПИРАМИДУ

Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Игровой материал:

  1. Рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата — кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды — 5 квадратов, выше — 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой.
  2. Предметные картинки тех же размеров, что квадраты у пирамиды, содержащие в названиях от двух до пяти звуков: еж, уж (2); рак, жук, лук, лев, сом (3); рыба, сова, роза, слон, утюг, заяц (4); петух, груша, белка, вишни, тыква, кошка, мышка (5).

Воспитатель демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже — из трех, еще ниже — из четырех звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков».

Воспитатель вызывает поочередно детей для выполнения игрового задания. Сначала дети берут любые картинки, отчет-ливо произносят слово и определяют в нем количество звуков. Например: «В слове жук три звука. Я поставлю эту картинку во второй ряд (от верха)». Или: «В слове чашка пять звуков, я поставлю картинку в нижний ряд». Ошибочный ответ не засчитывается, и картинка возвращается на прежнее место. В процессе игры дети ищут картинки только для незапол-ненных квадратов. В конце упражнения воспитатель спра-шивает о том, как устроена эта необычная пирамида.




ПИРАМИДА

Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Игровой материал:

  1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше —2 для двухсложных и наверху —1 для односложных слов. Снизу квадратов кармашки.
  2. Предметные картинки:

Односложные слова

Двухсложные слова

Трехсложные слова

цыпленок

виноград

ласточка

вертолет

крокодил

(I вариант)

Воспитатель объясняет: «Сегодня мы будем строить пира-миду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трех частей, например: ма-ли-на; во второй ряд — из двух частей: ры-ба; в верхний квадрат — картинку, название которой не делится на части (односложное слово), например гусь».

Воспитатель вызывает к доске ребенка, дает ему несколько картинок (3—4). Одну — с односложным словом, две — с двухсложными словами и одну — с трехсложным словом.

Ребенок произносит названия предметов по слогам и встав-ляет картинки в нужные кармашки. Все остальные дети проверяют, правильно ли построена пирамида. Следующий ребенок получает новые картинки.

(II вариант)

Воспитатель вызывает сразу трех детей и предлагает одному ребенку выбрать из разложенных на столе картинок (или из картинок, вставленных в наборное полотно) картинки для нижнего ряда пирамиды, второму — для среднего, треть-ему — для вершинки.


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЛОТО

Цель: Упражнять детей в произношении звуков, развивать фонематический слух, внимание и память, закрепление звукобуквенного анализа слова.

Игровой материал:

  1. 8 карт со схемами слов;
  2. Предметные картинки:

велосипед

мороженое

Карты со схемами нужно раздать поровну всем участникам. Пусть дети назовут звуки, на которые им нужно подобрать картинки, и расскажут о положении звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Затем поочередно показывайте карточки с картинками. Те дети, кому они подходят, называют картинки и берут карточки себе. Выигрывает тот, кто правильно соберет карточки и сделает это быстрее других.

Кроме того, при помощи карточек с картинками вы можете предложить детям игры на развитие внимания и памяти.

Разложите на столе несколько карточек (начинать можно с 4-5), предложите детям запомнить картинки, отвернуться и назвать их. Затем поменяйте карточки местами или уберите 1 -2, предложите ответить, что изменилось или чего не стало.



ВКЛЮЧИ ТЕЛЕВИЗОР

Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех).

Игровой материал:

1. Таблица, на которой слева наклеены 2 длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв, а справа—изображение телевизора; за экраном — карман (для демонст-рации картинок).
2. Предметные картинки и карточки с буквами.
3. Картинки для телеэкрана: шар, сом, рак, кит, кот, роза, утка.

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель объясняет детям: «Чтобы включить наш теле-визор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах — названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет».

Воспитатель вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадать-ся, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране.

Дети логопедической группы выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово.

Слова, которые можно составить по первым звукам: кот (ключ, оса, тигр), рак (рыба, арбуз, кузнечик), шар (шишка, арбуз, рыба), сом (слон, оса, мотоцикл), роза (рысь, оса, заяц, автобус), утка (утюг, тыква, капуста, аист).

Слова, которые можно составить по последним звукам: кот (кузнечик, яблоко, самолет), рак (тигр, груша, волк), шар (ландыш, юла, экскаватор), сом (автобус, яблоко, гном), утка (кенгуру, вертолет, персик, белка).


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Задание 1

На прогулке детям предлагают игру «Угадай, кто я». Каждый ребенок, по очереди, с помощью мимики, жес-тов, звукоподражания изображает: поезд, машину, лошадь, собаку, кошку, чайник, самолет и т.д. Другие дети должны угадать, что изображает их товарищ.

Задание 2

Во время прогулки детям предлагают поиграть в игру «Сделаем вместе». Например: «Мы вместе будем стирать белье. Сначала замочим его в тазу. Потом намылим и бу-дем стирать. Теперь белье нужно прополоскать. Вот и мож-но выжимать». Все действия педагог и ребенок сопровож-дают пантомимой. Другому ребенку можно предложить продолжить цепочку воображаемых действий - развесить белье, потом снять его с веревочки, потом выгладить.

Задание 3

Детям предлагаются картинки с изображением людей разных профессий и карточки с символичес-ким изображением необходимых для каждой профес-сии атрибутов. Дети должны для представителя каж-дой профессии подобрать нужные вещи, взяв нужную карточку. Например, если на картинках изображены врач, повар, рабочий, дворник, портниха, то на карточках могут быть символически изображены фонендоскоп, половник, молоток, метла, иголка с ниткой.

Задание 4

Детям предлагают выполнить простую аппликацию из готовых форм. Каждый должен наклеить на бумагу свою фигурку: круг, овал, прямоугольник, треугольник. Педагог расставляет на столе различные предметы: будильник, мя- чик, яйцо, пластмассовую рыбку, грузовичок, пирамидку. Дети должны вырезать и наклеить какие-то части, чтобы до-полнить изображение и придать ему предметное значе-ние. Например, можно наклеить тонкие полоски-стрел-ки, расположив их в кружочке, и получится будильник.

Задание 5

Детям показываются карточки с изображением гео-метрических фигур. Нужно назвать как можно больше пред-метов, напоминающих по форме ту или иную фигуру.

Задание 6

Детям предлагается словесное задание: составить слож-ные предложения с союзом «если бы». Педагог начинает с конкретных примеров: «Если бы повар не приготовил обед, то в детском саду все остались бы голодными». Далее де-тям предлагается продолжить следующие предложения:

Если бы зимой стало сильно греть солнце,...

Если бы все поезда остановились,...

Если бы у кошки выросли крылья,..

Если бы летом выпал снег,...

Следующий цикл заданий — на развитие артисти-ческих способностей, или артистические игры на вооб-ражение. Детям предлагается, проявив воображение и творчество, без предметов изобразить следующее, жела-тельно под музыку.

1. «Лисичка подслушивает разговор кота и петушка». Выразительные движения: голова наклонена вперед и чуть в сторону, рука приставлена к уху, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.

2. «Девочка ловит бабочку сачком». Выразительные движения — шея несколько вытянута вперед, рука с во-ображаемым сачком также вытянута вперед, легко бе-жать на кончиках пальцев.
3. «Поднять тяжелый чемодан». Выразительные дви-жения: корпус наклонен вперед, колени чуть согнуты, прямые руки опущены вниз. Чемодан удается поднять

лишь с нескольких попыток, а потом он опять перетяги-вает, и ребенок принимает исходное положение.

4. «Брать в руки поочередно то очень холодный, то очень горячий предмет». Выразительные движения: резко отдер-гивать протянутую руку.

5. «Матрос смотрит в бинокль». Выразительные дви-жения: кулачки поднесены к глазам, нога отставлена назад на носок, корпус поворачивается вправо и влево.
6. «Дирижер управляет оркестром». Один ребенок подражает движениям рук дирижера, остальные — игре на инструментах (гитаре, скрипке, дудочке, балалайке, барабане) под соответствующее музыкальное сопровож-дение.
7. «Звери на полянке». Нужно изобразить «походку» курицы, утки, гуся, пингвина, попрыгать, как лягушки, кенгу- ру, зайцы, показать, как ведут себя: сердитая кошка, заяц, прячущийся от лисы, рассерженный петух или гусь.
8. Показать воображаемые действия (без предмета):

— вдеть нитку в иголку;

— пришить пуговицу;

— подбросить и поймать мяч;

— наколоть дрова;

— раскрыть и закрыть книгу;

— погладить кошку;

— понюхать яблоко, апельсин, розу, чеснок;

— покрасить стены;

Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ

Чепикова Наталья Вячеславовна

Учитель-логопед МАДОУ д\с№46 СОП№1

Г.Ревда

В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя- логопеда и воспитателей ДОО .

    Основные требования к созданию условий детей.

Функции воспитателя :

1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков , дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом .

2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.

4. Формирование связной речи

5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы , возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей :

    организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,

    побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний,

    создавать ситуацию общения,

    формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи ,

    привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове ,

    проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти,

    привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатели не должны :

    торопить ребенка с ответом,перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи,

    заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками ;

    давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков , в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др .

Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.

2.Требования к речи воспитателей

Основной социальной потребностью, возникающей уже на первом году жизни ребенка, является потребность в общении. Условием своевременного формирования правильной речи у маленьких детей, а так же профилактики у них речевых нарушений является речь взрослых. Поэтому, высоки требования к речи современного воспитателя, начиная с раннего возраста. Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и психоэмоционального комфорта , т.е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен.

Речь воспитателя должна быть:

    Эмоциональная положительная окраска голоса, т.к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи

    Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.

    Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.

    Артикуляция правильнее формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.

    Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в слове.

    Слова и фразы воспитателя должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными особенностями).

    Звукопроизношение четким и правильным.

    Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.

Требования к речи воспитателя детского сада

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

    Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

    Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

    Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

    Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

    Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

    Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Некоторые недочеты речи педагогов:

Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

Невнятность произношения;

Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што ), его (вместо ево ), счастье ( щастье ) и т.д.;

Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;

Произнесение слов с неправильным ударением;

Частое употребеление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

3.Использование в работе игр , направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.

Одним из 5 направлений ФГОС , в соответствии с которыми мы сейчас строим свою работу, является речевое развитие .

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания , познанием окружающего мира, развитием личности в целом .

Дорогие воспитатели ! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту , учитывая словарный запас взрослых людей.

Игра «Я знаю пять названий…»

В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 лет. Детям предлагается подобрать слова, относящиеся к данному обобщающему слову. Игру «По цепочке» мы предлагаем детям 4-5 лет (усложнение игры «Я знаю пять названий…» ). Задача игры – подобрать как можно больше слов на заданную тему.

Давайте все встанем в круг, возьмем мяч и будем передавать его из рук в руки, подбирая слова на темы :

Художественные произведения с участием богатырей;

Насекомые

Певцы и певицы России.

Усложнение : оперные исполнители России (Галина Вишневская, Любовь Казарновская, Дмитрий Хворостовский, Елена Образцова, Федор Шаляпин, Сергей Лемишев, Анна Нетребко, Николай Басков).

Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в игре? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет : время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!

Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом» .

Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.

И для вас, коллеги, я подготовила такие задания :

Часы, которые помогают проснуться;

Утренняя еда;

Большая ложка, помощью которой наливают суп;

Это - настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума. (книга)

Назовите, одним словом самые древние на Земле подарки? (украшения) .

Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок) .

Здесь акулы и гориллы, и большие крокодилы… (Африка) .

Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)

Какое блюдо солят трижды? ( Пельмени : соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)

Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)

Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)

Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин) .

Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

Развитие речи происходит , когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации.

В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми.

Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:

Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?

сладкий ли чай?

Крепко ли завязана веревка? и т. д.

А вас, коллеги, я попрошу разделиться на две команды, и придумать по 3 варианта разрешения проблемных ситуаций :

1. Если мне заведующая не подпишет заявления на отпуск;

2. Если бы я нашла в кармане у мужа чек на покупку женского парфюма.

Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы (существительные, слова-признаки (прилагательные, слова-действия (глаголы) . Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи .

Одна команда – только существительными;Вторая команда – только глаголами.

На сайте нашего ДОУ размещены варианты игр для развития речи детей с учетом возраста, которые вы можете использовать в работе и рекомендовать родителям.

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно , чтобы он овладел ей в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий :

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка . Не перезагружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите ясно и четко, когда что-то читаете читайте выразительно с интонацией. Если что то непонятно в тексте, объясните это своему ребенку.

Не разговаривайте так, как разговаривает ваш ребенок, не искажайте свою речь, не злоупотребляйте также и уменьшительно- ласкательными суффиксами- все это тормозит речевое развитие ребенка .

Если у ребенка есть недостатки в речи своевременно устраняйте их. Когда будете указывать ребенку на его неточности и ошибки, встречающиеся в его речи будьте чрезвычайно осторожны и не в коем случае не смейтесь над малышом, просто тактично поправьте его и покажите как надо произносить то или иное слово.

Если ваш ребенок задал вам какой либо вопрос, старайтесь не оставлять его без ответа и не забудьте проверить : понятен ли ему ваш ответ.

Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. Когда ребенок станет постарше записывайте беседы с ребенком, его речь вовремя игр, чтение стихов, не забудьте указать при этом возраст ребенка. Такие записи могут помочь в работе над речью и со временем будут хорошим подарком.

Систематически включайте ребенку аудиозаписи с чтением сказок, потешок, стихов, это тоже поможет развить речь вашего малыша .

Публикации по теме:

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников Тема «Посуда» Задание 1. Родителям рекомендуется: рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую; закрепить с.

Рекомендации родителям по развитию речи детей Учителя – логопеды работают с детьми разного возраста и, конечно же, стараются давать регулярно рекомендации родителям. Например, работая.

Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2–3 лет Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2-3 лет 1. Проводить артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения.

Методические рекомендации по развитию синтаксического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией Игры и упражнения по развитию синтаксического строя речи у детей со стёртой дизартрией Учитывая выявленные ошибки у детей со стёртой дизартрией,.

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста Учеными давно доказано, что развитие руки тесно связано с развитием речи и мышлением ребенка. Работа по развитию движений рук должна начинаться.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста 1. В семье необходимо создавать благоприятную условия, в которой бы ребенок мог с удовольствием общаться со взрослыми и получать новые знания,.

Рекомендации для родителей по развитию у детей элементарных математических представлений 1. Проведите с детьми игру «Сделаем перчатки» Игра «Сделаем перчатки» Предложите детям положить кисти рук на листок бумаги таким образом,.