Эссе на тему: « Профессиональный портрет учителя. Эссе «Портрет педагога Список использованной литературы

Ольга Юрьевна Мосина
Эссе «Портрет педагога»

В детский сад я пришла, когда мне было 17 лет, работала помощником воспитателя. Потом заочно закончила Борисоглебское педагогическое училище . Мой общий трудовой стаж 29 лет, педагогический стаж-24 года .

Все 29 лет я работаю в одном дошкольном учреждении. За эти годы я приобрела большой опыт педагогической работы .

Я часто задумываюсь, почему именно эту профессию я выбрала? Ответ на этот вопрос очень прост : для меня это не просто профессия - это призвание, состояние души, образ жизни. Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребёнком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз уча других, учиться самой! Я могу назвать себя «Мамой» с большой буквы, ведь у меня больше сотни детей, и все они мои, все любимые мною, каждому из них я отдала частичку своей души, своего сердца! Кто-то из них идет в 10 класс, кто-то только недавно начал ходить в детский сад – но все они для меня одинаково любимы, за каждого я переживаю, как мать. Потому что получаю удовольствие от работы с детьми!

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия : миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Одним из основных качеств, необходимых для работы в детском саду, я считаю любовь к детям. Работа педагога требует очень больших душевных затрат, терпения, желания научить ребенка и передать ему знания об окружающем мире.

Также педагог должен обладать педагогическим тактом , уметь общаться с детьми, взрослыми, проявлять выдержку и терпение в любых обстоятельствах, находить индивидуальные способы воздействия на детей, понимать и правильно оценивать детские поступки.

Воспитатель должен уважать ребёнка, видеть в нём полноценную развивающуюся личность, считаться с его правами, потребностями, щадить детское самолюбие. Педагог должен верить в возможности ребёнка, поощрять его стремление быть хорошим, серьёзно относиться к увлечениям и интересам ребёнка.

Не менее важно умение воспитателя поставить себя на место ребёнка, оценить ситуацию с его позиции, проникнуться замыслами и интересами малыша, стать близким ему по духу и внутреннему миру.

Дошкольное воспитание является самым важным периодом для формирования подрастающего поколения. Именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной самобытной личности.

Первый детский сад в России открылся в 1866 году. В 1871 году открылись курсы по подготовке женщин-воспитателей. Таким образом, общественное дошкольное воспитание существует 147 лет. На протяжении 70 лет дошкольное воспитание было пронизано идеологией социализма, что ставило образовательный процесс в определённые рамки (однако и у этого периода есть свои плюсы : чёткая система знаний и сильное трудовое воспитание).

Но настал момент, когда в советской системе образования и воспитания начались изменения. Возникла новая концепция дошкольного образования, в ней были обозначены четыре основных принципа :

Гуманизация – проявление общечеловеческих ценностей, построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. Воспитание основ гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к семье, природе;

Развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи, дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения;

Развитие ребёнка в соответствии с его способностями, интересами и возможностями;

Деидеологизация – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания программ детского сада.

Обновление системы дошкольного образования подразумевает под собой создание нового типа детского сада, способного организовать единое образовательное пространство, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства. Развитие общественного дошкольного образования должно затронуть не только кадровый состав и содержание воспитательно-образовательной работы, но и материальную базу дошкольных учреждений. Хочется, чтобы дошкольники будущего имели современную развивающую среду, оснащённую техническими средствами обучения.

Современному миру характерны быстро меняющиеся условия, постоянное обновление информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения.

Современные информационные и коммуникационные технологии используются во всех областях деятельности современного общества и предъявляют новые требования к качеству образования в соответствии с перспективными и актуальными потребностями личности и общества в целом.

Становится очевидно, что педагог , который ведет педагогическую деятельность с использованием мультимедийного проектора, компьютера, ориентируется в информационном пространстве, обладает качественным преимуществом перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог , который будут не «учителем» , а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог , способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог , который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями , современными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.

ученицы 10 «б» класса Лавреновой Татьяны

учитель Г.К.Кривошеева

Н.В.Гоголь однажды сказал: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». А мне в свою очередь, хочется добавить: читать плоды его творчества – тоже наслаждение. Сколько души, сколько правды, сколько сил, сколько эмоций вложил в свои произведения этот человек! Оттого они и вызывают огромный интерес.

В своём творчестве Н.В.Гоголь раскрыл множество проблем, очень важных и актуальных, положительных и отрицательных. Перед нами предстаёт обман, казнокрадство, взяточничество; мы сталкиваемся с жизненными трудностями; узнаём судьбу маленьких людей; понимаем, что может случится, если мечта не сойдётся с реальностью; видим, как творческие люди взаимодействуют с обществом. Но огромное внимание писатель уделяет человеческим порокам и их высмеиванию.

В повести «Портрет» мы знакомимся с юным художником, который отличается своеобразием, самобытностью, оригинальностью и ценит настоящее искусство. Н.В.Гоголь даёт нам понять, что творчество занимало в жизни молодого художника ещё больше места, чем повседневность: «Чартков вступил в свою переднюю, нестерпимо холодную, как всегда бывает у художников, чего впрочем, они не замечают». Он жил искусством, воплощая в своих картинах смелые, необычные идеи, не ставил цели заработать на этом, хоть и жил очень бедно. Пока ещё в судьбе Чарткова нет ничего порочного, автор уважает огромное стремление художника творить создавать новые, глубокие и осмысленные произведения. Но дальше случается то, чего никто не пожелал бы талантливому творцу. Мы видим, как меняется судьба Чарткова после появления в его жизни портрета странного ростовщика. Ключевую роль здесь сыграл мотив дьявольского соблазна. И тут-то и проявляются в нашем художнике один из главных человеческих пороков – стремление бесконечно богатеть и желание прославиться. Проблема богатых, мечтающих стать ещё состоятельнее, и бедных. Мечтающих о богатстве, вечна. Да и прославиться люди мечтают не первый век. Произвести впечатление, привлечь внимание, чувствовать себя выше и лучше других – это есть цели людей, стремящихся к известности. Главный герой, конечно же, богатеет, но ценой богатства и славы становится талант, утерянный безвозвратно. Чартков догадывается об этом очень поздно, и до самого конца жизнь его – сплошное несчастье.

Творчество Н.В.Гоголя – неотъемлемая часть литературы, огромная и незаменимая. Его произведения наполнены глубоким смыслом, их интересно читать, но не легко. Почему не легко? Из-за большого количества мыслей, требующих внимания и понимания. Н.В.Гоголь очень ярко, смело, подробно показывает нам разные типы людей, общественных взаимоотношений, отношений к делу. Читая его произведения, убеждаешься в том, что творчество было поистине высшим для него наслаждением.

Мне о себе очень сложно, что то говорить поскольку я сама себя в чем то иногда не понимаю. Свои действия и поступки. Когда я вспоминаю как я начала общаться с человеком или как я себя веду в той или иной ситуации, то парой сама себя не узнаю.
Мне говорят, что для своего возраста я слишком взрослая и, что я не выгляжу на 12(так говорят мои друзья и знакомые). С одной стороны мне приятно. С другой все равно хочется побыть маленькой девочкой. Но, к огромному сожалению этот возраст прошел.
Что такое по моему мнению,взрослая" ? Ответственная, не совершающая глупых поступков. Некоторые считают, что быть взрослой невозможно, пока ты не перестанешь дурачиться и много смеяться. Я полностью не согласна. Я найду сотни причин, но никогда не буду согласна с этим. Наоборот, если человек может контролировать себя, свои действия и эмоции- он достаточно взрослый.
Сейчас в себе я пытаюсь перебороть такое чувство как чувствительность. Оно мне очень мешает. Иногда я слишком чувствительно отношусь к тому, что скажут обо мне. Но тут должно просыпаться чувство которое я в себе воспитаю тоже- безразличие. Я не могу сказать, что безразличие-это положительное качество, но так же и не могу сказать, что оно отрицательное. Я сама в этом недавно убедилась. Мне сказали, что я странная и не такая как все(в плохом смысле). Эти слова я услышала от близкого мне человека. Я очень долго рыдала. Да, именно рыдала. Но в один момент я себе сказала, что мне плевать на то, кто и что обо мне говорит и думает. Я добьюсь всего чего хочу. Я такая какая я есть. И меня уже трудно изменить. Поскольку(как я считаю) мой характер наполовину,построен".
Еще мне был задан вопрос- ,какие качества вас раздражают в людях?"
Меня раздражает качество-лицемерие. Честно говоря и во мне поигрывают нотки этого качества. Вот оно-точно отрицательное.
Бывают моменты, когда я чего-то не до понимаю и спрашиваю не понятное мне у кого-нибудь(скорее у моего одноклассника). Но в ответ я слышу фразы наподобие - ,Ну ты тупая!" О да. В данной ситуации по мойму здесь не я тупая. Поскольку умный человек того бы не ответил, а набрался терпения и еще раз объяснил.
Кстати насчет умных людей- я считаю мою одноклассницу Асю очень умной и хорошей девочкой для своего возраста. Она удивляет меня. Она человек на которого стоит ровняться.(может быть я неправильно понимаю значение этого слова, но по мойму оно обозначает, что то наподобие,стремиться стать таким же")
Последнее время в мою голову приходят мысли. Необычные. Такого не было. На темы-
,что это за чувства- страх, привязанность, страсть и самое популярное- любовь?" О даа..
Еще не много о качествах характера. Недавно моя одноклассница сказала, что она толще чем я. Хахаха! Мне искренне было смешно и отвратительно это слышать. Потому что очевидно, что это далеко не так. Ну вот зачем говорить это?! Для чего? Для каких целей? Что этим человек хотел сказать? Чтоб я ее пожалела или что? Ну вот не понимаю я. Что это за качество характера?
Тоже есть еще вопрос...Недавно я рассказала моей подруге об отличной новости, я ждала этого события недели 2,5-3. Я рассказывала ей об этом,захлебываясь" эмоциями. На, что она ответила- , Да ладно! мм..круто." И начала рассказывать как прошли ее выходные.
Наверное у меня была крайняя степень возмущения и негодования.(опять же, если я правильно понимаю смысл этого слова.) Как называется это качество?
Незнаю, будет ли теперь понятен мой,Психологический портрет". Но все, что я считаю довольно важным для понятия моего характера- я сказала.

Сочинение

Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.
Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и
заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.
Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.
Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

Эссе на тему:

«Портрет современного педагога»

Вот уже 23 года я учитель и не просто учитель, а первый учитель. Я с детства твердо знала, что буду учителем и только учителем младших классов. Почему я выбрала эту профессию? Выбор не случаен.

Моя мама посвятила всю свою жизнь этому благородному делу. Мне нравилось смотреть, как она пишет планы, готовится к уроку, как папа помогает ей оформлять стенды, таблицы. А если она брала меня в школу, к себе в класс – это было счастье: наблюдать, как она общается с детьми, с коллегами, видеть, как ее любят и уважают. Мне тоже хотелось быть такой же внимательной к детям.

Дети – особый, необыкновенный мир - непредсказуемый шквал эмоций, чувств, настроений! Души их открыты, они готовы впитывать как хорошее, так и плохое. Чтобы быть учителем, нужно в первую очередь, любить детей, радоваться им и с ними, сочувствовать, сопереживать их невзгодам и радостям. На мой взгляд, профессия учителя всегда разнообразна, она раскрывается каждый день по-новому, открывая все новые и новые краски. Ты стараешься, вести маленького человечка, как в новые знания, так и в жизнь, ты учишь его не только читать, писать, но делишься с ним своим опытом, своими знаниями, умениями, навыками, стараешься научить его быть лучше, добрее.

Учитель – одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны.

Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

Современному учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями. Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.

Так каким же он должен быть современный учитель? Педагог должен обладать целым рядом соответствующих качеств, таких как доброта, благородство, жизнерадостность, уравновешенность, толерантность, справедливость, ответственность, правдивость, добросовестность, трудолюбие, аккуратность, любознательность, находчивость, сообразительность, выдержка, организованность, решительность, требовательность к себе, вежливость, тактичность, чуткость, самокритичность.

Самое страшное в профессии учителя – это отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. А ведь обмануть ребёнка не получится. На равнодушие учителя он ответит равнодушием к его предмету, на фальшь в его словах – своим обманом, на невнимание – неусидчивостью и плохой успеваемостью… Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, уметь находить с ними общий язык, понимать детские проблемы и по мере возможности решать их. Он должен одинаково любить каждого своего ученика, никому не оказывая предпочтения…

Кроме того, каждый учитель должен постоянно заниматься самообразованием: читать специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах. Однако на этом образование учителя не заканчивается – каждые несколько лет он обязан проходить переподготовку в специальных университетах (повышения квалификации), поскольку наука всё время движется вперёд и учитель должен преподавать детям, используя не только старые наработки, но и новейшие методики.

Современный учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения. Грубость, крики, оскорбления в школе недопустимы. Своим примером учитель должен заражать детей, чтобы они перенимали лучшие его качества, слушали грамотную речь, наполненную смыслом. Современный учитель добр и вежлив по отношению к детям и взрослым, сдержан, отзывчив, заботлив, общителен. Не стоит забывать о внешнем виде учителя. Пословица «встречают по одежке, провожают по уму» будет здесь очень кстати. Современно и со вкусом одетый учитель вызывает сначала зрительный интерес у детей, а уже потом становится интересен тем, о чем говорит.

Современный педагог должен уметь выявить все самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей, не просто учить их предмету, а подготовить к вступлению в новую, загадочную, самостоятельную взрослую жизнь.

Будут ли школьные годы запоминающимися или они равнодушно протекут мимо ребёнка – во многом, если не во всём, зависит от учителя.

Современный учитель призван «сеять разумное, доброе, вечное», как и сотни лет назад, так как «от правильного воспитания зависит благосостояние всего народа» (Д. Локк).

Современный учитель - это человек, которому верят, от которого ждут, пусть маленькое, но чудо на каждом уроке, а выходя из класса, дети говорят: «Нам было очень интересно и комфортно с вами. Спасибо за урок!»

Cовременный учитель всегда должен оставаться неуспокоенным, находиться в творческом поиске, вдохновлять учеников на достижение всё новых и новых высот. Ведь именно учителю доверено самое дорогое – дети, будущее страны, будущее всей планеты.

И пусть каждого педагога, который научил детей чему-то, хоть бы и самому малому, они вспоминали всю жизнь с теплотой, любовью и уважением.