Какие народы являются потомками половцев. Половцы – степные кочевники

Как же выглядели половцы? Из многих источников достоверно известно, что половцы были светловолосые, с голубыми глазами (примерно как представители арийской расы), в связи с этим и их название – светлые. Однако по этому поводу существует разные версии. Сообщения же египтян о том, как выглядели половцы-блондины, с одной стороны, могли быть сделаны с точки зрения ярко выраженных брюнетов. А с другой стороны - они ведь относятся ко времени, когда половцы успели прожить бок о бок с русскими два столетия и в результате кровосмешения обрели такие же внешние качества.

Внешний вид половцев

Одно из объяснений названия половцы (оно значит по-древнерусски - желтые) связано с цветом волос. Слово «куманы» значит все то же - «желтый». Слово «есарык», которым тоже звали половцев, не только означает желтый, белый, бледный, но и является, видимо, основой современного турецкого слова «сарышин» - «блондин». Оно, вообще-то говоря, странно для кочевников, пришедших с востока. В пользу мнения о светлых волосах кипчаков выступают и пергамента средневекового Египта. Половцы в течение многих лет входили там в правящую элиту и сами сажали на трон султанов своих кровей. Египетские же документы говорят изредка о светлых глазах и волосах у кипчаков.

Половцы, как кочевой народ

Если рассматривать половцев, как кочевой народ, то неожиданно можно обнаружить, что это был племенной союз хорошо обученные военному делу, стратегически-мыслящие люди. Военному делу кочевники начинали учится с самого раннего возраста. По мнению историка Карпини, уже двух-трехлетние дети кочевников начинали осваивать коней и учатся пускать из маленьких луков, специально изготовленных для них. Мальчишки учились стрелять и охотится на мелких степных зверьков, а девочки приобщались к ведению кочевого домашнего хозяйства. Вообще, детьми, охота воспринималась как поход на чужую страну.

К ней готовились, на охоте вырабатывались удаль и искусство воевать, на ней выявлялись самые лихие всадники, самые зоркие стрелки, самые умелые предводители. Таким образом, второй важной функцией охоты было обучение военному делу всех - от хана до простого воина и даже его «челядинца», т. е. всех, кто участвовал в военных мероприятиях: походах, набегах, баранте и пр.

Евразийская территория половецкой степи

Половцы сейчас (венгерские потомки половцев)

На нынешней карте мира нельзя найти народ с названием «половцы», но свое след в современных этносах они, безусловно, оставили. Многие современные тюркские народы (казахи и ногайцы), а также современные татары и башкиры имеют в своей этнической основе след половцев, кипчаков и куманов. Но это еще не все: можно с уверенностью утверждать, что половцы не только полностью растворились в других этносах, но и оставили своих прямых потомков. Сейчас существуют группы субэтносов, у которых этнонимом является слово «кыпчак». В Венгрии сейчас существует современный народ, известный как «куны» («куманы»). Этот народ можно назвать потомка тех самых половцев, которые жили в Половецкой степи в XI - XII веках.

На территории Венгрии находятся несколько исторических областей, у которых даже названия намекают на их связь с кунами – Кишкуншаг (можно перевести как «территория младших кунов») и Надькуншаг («территория старших кунов). Не смотря на то, что большого народа кунов там нет, в городе Карцаг (столице «территории старших кунов») до сих пор существует общество Кунсёветшег, основная задача которого является в сохранении информации и знаний о кунах и вообще о всей их истории.

Расположение Куншага на карте Венгрии

Внешний вид венгерских половцев

Не смотря на то, что на русском языке практически нет информации по этой теме, можно основываться на выводах русского этнолога Б.А. Калоева, основное направление в работе которого было изучение венгерских аланов. Вот как он описывает внешний вид венгерских половцев: «особую смуглость кожи, черноглазость и черноволосость, и, очевидно соперничая с подобными чертами цыган, получили прозвище конгур, т. е. «тёмный». Как правило, куны имеют «низкорослое и плотное телосложение»

Язык кунов

Конечно, половецкого языка у них не осталось, основное общение ведется на одном из диалектов венгерского языка. Но и они сделали вклад в венгерскую литературу, оставив около 150 слов в венгерском литературном языке

Численность кунов

Точную численность народа – потомков половцев, сказать нельзя. Как как по законам Венгрии этнический состав жителей должен учитываться по принципу родного языка, то по некоторым из 16-миллионного венгерского народа можно считать потомками кунов-половцев одну десятую.

Фрагмент из книги "Донбасс - бесконечная история"


Половцы – один из самых загадочных степных народов, вошедший в русскую историю благодаря набегам на княжества и неоднократным попыткам правителей русских земель если не победить степняков, то хотя бы с ними договориться. Сами половцы были разбиты монголами и расселились по значительной части территории Европы и Азии. Сейчас нет народа, который мог бы прямо возводить свою родословную к половцам. И всё же потомки у них, безусловно, есть.


В степи (Дешти-Кипчак – Кипчакская, или Половецкая степь) жили не только половцы, но и другие народы, которых то объединяют с половцами, то считают самостоятельными: например, куманы и куны. Скорее всего, половцы не были «монолитным» этносом, а делились на племена. Арабские историки раннего Средневековья выделяют 11 племен, русские летописи также свидетельствуют о том, что разные племена половцев жили западнее и восточнее Днепра, восточнее Волги, около Северского Донца.


Потомками половцев были многие русские князья – их отцы нередко брали в жены знатных половецких девушек. Не так давно разгорелся спор о том, как на самом деле выглядел князь Андрей Боголюбский. По реконструкции Михаила Герасимова, в его внешности монголоидные черты сочетались с европеоидными. Однако некоторые современные исследователи, например, Владимир Звягин, полагают, что монголоидных черт в облике князя вовсе не было.


Как выглядели сами половцы?



На этот счет нет единого мнения исследователей. В источниках XI-XII веков половцев часто называют «желтыми». Русское слово также, вероятно, происходит от слова «половый», то есть, желтый, соломенный.


Некоторые историки полагают, что в числе предков половцев были описанные китайцами «динлины»: люди, которые жили в Южной Сибири и были блондинами. Но авторитетный исследователь половцев Светлана Плетнева, неоднократно работавшая с материалами из курганов, не соглашается с гипотезой о «светловолосости» половецкого этноса. «Желтый» может быть самоназванием части народности, чтобы выделить себя, противопоставить остальным (в тот же период существовали, например, «черные» болгары).


По мнению Плетневой, основная масса половцев была кареглазой и темноволосой – это тюрки с примесью монголоидности. Вполне возможно, что среди них были люди разного типа внешности – половцы охотно брали в жены и наложницы славянок, правда, не княжеских родов. Князья своих дочерей и сестер степнякам никогда не отдавали. В половецких кочевьях были и русичи, попавшие в плен в битве, а также рабы.


Венгерский король из половцев и «половецкие венгры»

Часть истории Венгрии напрямую связана с половцами. Несколько половецких родов поселились на ее территории уже в 1091 году. В 1238 г., теснимые монголами, половцы под предводительством хана Котяна поселились там с разрешения короля Белы IV, которому нужны были союзники.
В Венгрии, как и в некоторых других странах Европы, половцев называли «куманы». Земли, на которых они начали жить, назвали Kunság (Куншаг, Кумания). Всего на новое место жительство прибыло до 40 тысяч человек.

Хан Котян даже отдал свою дочь за сына Белы Иштвана. У него и половчанки Иржебет (Эршебет) родился мальчик Ласло. За происхождение его прозвали «Куном».


Согласно его изображениям, выглядел он отнюдь не как европеоид без примеси монголоидных черт. Скорее эти портреты напоминают нам знакомые из учебников истории реконструкции внешнего облика степняков.

Личная гвардия Ласло состояла из его соплеменников, он ценил обычаи и традиции народа своей матери. Несмотря на то, что официально он был христианином, он и другие половцы даже молились на куманском (половецком).

Половцы-куманы постепенно ассимилировались. Некоторое время, вплоть до конца 14 века, они носили национальную одежду, жили в юртах, но постепенно перенимали культуру венгров. Куманский язык вытеснялся венгерским, общинные земли переходили в собственность знати, которая также хотела выглядеть «более венгерской». Область Куншаг в XVI веке была подчинена Османской Империи. В результате войн погибло до половины половцев-кипчаков. Веком позже полностью исчез и язык.

Сейчас отдаленные потомки степняков ничем внешне не отличаются от остальных жителей Венгрии – они европеоиды.

Половцы в Болгарии

Половцы несколько веков подряд прибывали в Болгарию. В XII веке территория находилась под властью Византии, половецкие переселенцы занимались там скотоводством, старались поступить на службу.


В XIII веке количество степняков, перебравшихся в Болгарию, увеличилось. Часть из них пришла из Венгрии после гибели хана Котяна. Но в Болгарии они быстро смешались с местными, приняли христианство и потеряли особые этнические черты. Возможно, сейчас в некотором количестве болгар течет половецкая кровь. К сожалению, точно выделить генетические признаки половцев пока сложно, потому что тюркских черт в болгарском этносе в силу его происхождения предостаточно. Болгары также обладают европеоидной внешностью.


Половецкая кровь в казахах, башкирах, узбеках и татарах


Многие половцы не мигрировали – они смешались с татаро-монголами. Арабский историк Ал-Омари (Шихабуддин аль-Умари) писал, что, влившись в Золотую Орду, половцы перешли на положение подданных. Поселившиеся на территории Половецкой степи татаро-монголы постепенно смешивались с половцами. Ал-Омари заключает, что через несколько поколений татары стали выглядеть, как половцы: «как будто от одного (с ними) рода», потому что начали жить на их землях.

В дальнейшем эти народности расселялись по разным территориям и приняли участие в этногенезе многих современных наций, в том числе – казахов, башкир, киргизов и других тюркоязычных народов. Типы внешности у каждой из этих (и перечисленных в заголовке раздела) наций разные, но в каждой течет доля половецкой крови.


Половцы также входят в число предков крымских татар. Степной диалект крымскотатарского языка принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, а кыпчакский – это потомок половецкого. Половцы смешались с потомками гуннов, печенегов, хазар. Сейчас большинство крымских татар – европеоиды (80 %), степные крымские татары имеют европеоидно-монголоидную внешность.

Ещё один загадочный древний народ, который расселился по всему миру - это цыгане. О том, можно узнать в одном из наших предыдущих обзоров.

В период существования Золотой Орды русские князья часто брали в жены половецких княжон. Начало этой традиции положил сын Ярослава Мудрого князь Всеволод, в 1068 году женившийся на Анне, дочери половецкого хана, которая так и вошла в историю как Анна Половецкая. Его сын Владимир Мономах также женился на половчанке. Киевский князь Святополк Изяславич был женат на дочери половецкого хана Тугоркана, Юрий Долгорукий - на дочери хана Аепы, Рюрик, сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича - на дочери хана Белока, сын новгород-северск ого князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» Владимир - на дочери хана Кончака, князь Галицкий Мстислав Удатный - на дочери хана Котяна, которая, между прочим, стала бабушкой Александра Невского!

Итак, мать владимиро-суздал ьского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, была половчанкой. Исследование его останков должно было послужить подтверждением или опровержением теории о европеоидной внешности половцев. Оказалось, что ничего монголоидного во внешности князя не было. Если верить антропологически м данным, то они были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они могли смешиваться, например, с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.

Откуда же у половцев взялись европеоидные черты? Одна из гипотез гласит, что они были потомками динлинов – одной из древнейших наций Европы, в результате миграционных процессов смешавшимися с тюрками.

Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов встречаются потомки племен с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами. Среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов встречаются этнические группы с названиями «куман», «кубан», «куба», которые некоторые историки относят к части половецких племен. У венгров, в свою очередь, имеются этногруппы «плавцы» и «кунок», которые являются потомками родственных племен - половцев и кунов.

Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.

Таким образом, кровь половцев может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…

Половецкое каменное изваяние. Археологический музей-заповедник «Танаис», Мясниковский район, хутор Недвиговка. XI-XII века Александр Поляков / РИА «Новости»

Формирование половецкого этноса происходило по одним и тем же для всех народов Средневековья и древности закономерностям. Одной из них является то, что далеко не всегда народ, давший название всему конгломерату, бывает в нем самым многочисленным — в силу объективных или субъективных факторов он выдвигается на ведущее место в складывающемся этническом массиве, становится его ядром. Полов-цы приходили не на пустое место. Пер-вым компонентом, влившимся здесь в новую этническую общность, стало население, ранее входившее в Хазар-ский каганат, — болгары и аланы. Более значительную роль сыграли остатки печенежских и гузских орд. Подтвер-жда-ется это тем, что, во-первых, согласно антропологии, внешне кочевники X-XIII веков почти не отличались от жителей степей VIII — начала X века, а во-вторых, на данной территории фиксируется необы-чайное разнообразие погребальных обрядов. Пришедшим исключительно с половцами обычаем было возведение святилищ, посвященных культу муж-ских или женских предков. Таким образом, с конца Х века в этом регионе происходило смешение трех родственных народов, складывалась единая тюркоязычная общность, но процесс прервало монгольское нашествие.

Половцы — кочевники

Половцы представляли собой классический кочевой скотоводческий народ. В стадах имелся и крупный рогатый скот, и овцы, и даже верблюды, но глав-ным богатством кочевника являлась лошадь. Изначально они вели кругло-годичное так называемое таборное кочевание: находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех. Однако в результате демографического роста насущной задачей стал переход к более рациональному ведению хозяйства — сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой.


Половецкая серебряная чаша с одной ручкой. Киев, X-XIII века Dea / A. Dagli Orti / Getty Images

Династические браки

Династические браки всегда являлись инструментом дипломатии. Не были тут исключением и половцы. Однако отношения не зиждились на паритете — русские князья охотно женились на дочках половецких князей, но не отправ-ляли замуж своих родственниц. Тут работал неписаный средневековый закон: представительниц правящей династии могли отдать в жены лишь равному. Характерно, что тот же Святополк женился на дочери Тугоркана, потерпев от него сокрушительное поражение, то есть находясь в заведомо более слабом положении. Однако он не отдавал свою дочь или сестру, а сам брал девушку из степи. Тем самым половцы признавались влиятельной, но не равной силой.

Но если крещение будущей жены казалось делом даже богоугодным, то «пре-дательство» своей веры не представлялось возможным, почему и не сумели добиться половецкие правители выдачи себе в жены дочерей русских князей. Известен лишь один случай, когда русская княжна (овдовевшая мать Свято-слава Владимировича) вышла замуж за половецкого князя — однако для этого ей пришлось бежать из дома.

Как бы то ни было, к моменту монгольского нашествия русская и половецкая аристократии были тесно оплетены родственными связями, культуры обоих народов взаимно обогащались.

Половцы были орудием в междоусобной вражде

Половцы не являлись первым опасным соседом Руси — угроза из степи всегда сопровождала жизнь страны. Но в отличие от печенегов эти кочевники встре-тились не с единым государством, а с группой враждующих между собой кня-жеств. Поначалу половецкие орды не стремились к завоеванию Руси, удовле-творяясь небольшими набегами. Лишь когда в 1068 году объединенные силы трех князей были разбиты на реке Льте (Альте), стала очевидной мощь нового кочевого соседа. Но опасность не была осознана правителями — половцев, всегда готовых к войне и грабежу, начали использовать в борьбе друг против друга. Первым это сделал Олег Святославич в 1078 году, приведя «поганых» для борьбы с Всеволодом Ярославичем. В дальнейшем он неоднократно повторял этот «прием» в междоусобной борьбе, за что и был назван автором «Слова о полку Игореве» Олегом Гориславичем.

Но противоречия между русскими и половецкими князьями не всегда позво-ляли им объединиться. Особо активно со сложившейся традицией боролся Владимир Мономах. В 1103 году состоялся Долобский съезд, на котором Вла-димиру удалось организовать первую экспедицию на территорию против-ника. Результатом стал разгром половецкого войска, потерявшего не только рядовых воинов, но и двадцать представителей высшей знати. Продолжение этой поли-тики привело к тому, что половцы были вынуждены откочевать подальше от рубежей Руси.


Воины князя Игоря Святославича захватывают половецкие вежи. Миниатюра
из Радзивилловской летописи. XV век
vk.com

После смерти Владимира Мономаха князья вновь стали приводить половцев для борьбы друг с другом, ослабляя военный и экономический потенциал страны. Во второй половине века произошел очередной всплеск активного противостояния, который в степи возглавил князь Кончак. Именно к нему в плен попал Игорь Святославич в 1185 году, о чем рассказывается в «Слове о полку Игореве». В 1190-е набегов становилось все меньше и меньше, а в на-чале XIII века поутихла и военная активность степных соседей.

Даль-ней-шее развитие взаимоотношений было прервано пришедшими монго-лами. Южные регионы Руси бесконечно подвергались не только набегам, но и «приводам» половцев, что разоряло эти земли. Ведь даже просто пере-движение армии кочевников (а бывали случаи, когда они отправлялись сюда и со всем хозяйством) уничтожало посевы, военная угроза заставляла тор-гов-цев выбирать иные пути. Таким образом, данный народ немало поспособ-ствовал смещению центра исторического развития страны.


Половецкое антропоморфное изваяние из коллекции Днепропетровского исторического музея Женская стела держит сосуд. Рисунок С. А. Плетневой «Пoлoвецкие каменные извaяния», 1974

Половцы дружили не только с русскими, но и с грузинами

Своим активным участием в истории отметились половцы не только на Руси. Изгнанные Владимиром Мономахом с Северского Донца, частично они под руководством князя Атрака откочевали в Предкавказье. Здесь к ним за по-мощью обратилась Грузия, постоянно подвергавшаяся набегам из горных районов Кавказа. Атрак охотно поступил на службу к царю Давиду и даже породнился с ним, отдав свою дочь замуж. Он привел с собой не всю орду, а лишь ее часть, оставшуюся затем в Грузии.

С начала XII века половцы активно проникали на территорию Болгарии, бывшей тогда под властью Византии. Они здесь занимались скотоводством или же старались поступить на службу империи. По всей видимости, к ним относятся Петр и Иван Асени, поднявшие восстание против Константинополя. При ощутимой поддержке куманских отрядов им удалось нанести поражение Византии, в 1187 году было основано Второе Болгарское царство, главой которого стал Петр.

В начале XIII века приток половцев в страну усилился, причем в нем уже участвовала и восточная ветвь этноса, принеся с собой традицию каменных изваяний. Здесь, однако, они довольно быстро христианизировались, а затем и растворились среди местного населения. Для Болгарии это был уже не пер-вый опыт «переваривания» тюркского народа. Монгольское нашествие «вы-талкивало» половцев на запад, постепенно, с 1228 года, они перебирались в Вен-грию. В 1237 году еще недавно могущественный князь Котян обратился к вен-герскому королю Беле IV. Венгерское руководство согласилось на предо-став-ление восточных окраин государства, зная о силе надвигающегося войска Батыя.

Половцы кочевали на отведенных им территориях, вызывая недовольство соседних княжеств, подвергавшихся периодическим грабежам. Наследник Белы Стефан женился на одной из дочерей Котяна, но затем под предлогом измены казнил своего тестя. Это привело к первому восстанию вольнолюбивых переселенцев. Следующий бунт половцев был вызван попыткой их насиль-ст-венной христианизации. Лишь в XIV веке они полностью осели, стали като-ли-ками и начали растворяться, хотя по-прежнему сохраняли свою военную спе-ци-фику и даже в XIX веке еще помнили молитву «Отче наш» на родном языке.

Нам ничего не известно о том, была ли у половцев письменность

Наши знания о половцах довольно ограниченны в силу того, что этот народ так и не создал своих письменных источников. Мы можем увидеть огромное множество каменных изваяний, но не встретим там никаких надписей. Све-дения об этом народе мы черпаем у его соседей. Особняком стоит 164‑странич-ная тетрадь миссионера-переводчика конца XIII — начала XIV века «Alfabetum Persicum, Comanicum et Latinum Anonymi...», более известная как «Codex Cumanicus». Время возникновения памятника определяют периодом с 1303 по 1362 год, местом написания называют крымский город Кафу (Феодосию). По происхождению, содержанию, графическим и языковым особенностям словарь делится на две части, итальянскую и немецкую. Первая написана в три столбца: латинские слова, их перевод на персидский и половецкий языки. Немецкая часть содержит словари, заметки по грамматике, половецкие загадки и христианские тексты. Итальянская составляющая для историков более суще-ст-венна, поскольку отразила экономические потребности общения с полов-цами. В ней мы находим такие слова, как «базар», «купец», «меняла», «цена», «монета», перечисление товаров и ремесел. Кроме того, там содержатся слова, характеризующие человека, город, природу. Огромную значимость имеет список половецких титулов.

Хотя, по всей видимости, частично рукопись была переписана с более раннего оригинала, создавалась не единомоментно, почему и не является «срезом» реальности, но все же позволяет нам понять, чем занимались половцы, какие товары их интересовали, мы можем увидеть заимствование ими древнерусских слов и, что весьма важно, реконструировать иерархию их общества.

Половецкие бабы

Специфической чертой половецкой культуры являлись каменные статуи пред-ков, которые называют каменными или половецкими бабами. Такое наимено-вание появилось из-за подчеркнутой груди, всегда свисающей на живот, что очевидно несло символическое значение — кормление рода. Причем зафик-сирован довольно значительный процент мужских статуй, у которых изобра-жены усы или даже бородка и одновременно наличествует грудь, идентичная женской.

XII век — период расцвета половецкой культуры и массового производства каменных статуй, появляются и лица, в которых заметно стремление к порт-ретному сходству. Изготовление идолов из камня стоило дорого, и менее состоятельные представители общества могли позволить себе лишь дере-вян-ные фигуры, к сожалению, не дошедшие до нас. Располагали статуи на верши-нах курганов или холмов в квадратных или прямоугольных святи-лищах, сложенных из камня-плитняка. Чаще всего ставили мужское и женское изва-яния — родоначальников коша — лицами на восток, но попадались святилища и со скоплением фигур. У их подножия археологи находили кости баранов, однажды обнаружили и останки ребенка. Очевидно, что культ предков играл значительную роль в жизни половцев. Для нас важность этой черты их куль-туры в том, что она позволяет четко определить, где кочевал народ.


Серьги половецкого типа. Ясиноватая, Донецкая область. Вторая половина XII — XIII век Из статьи О. Я. Приваловой «Богатые кочевнические погребения из Донбасса». «Археологический альманах». № 7, 1988

Отношение к женщинам

В половецком обществе женщины пользовались значительной свободой, хотя на них и лежала значительная часть обязанностей по дому. Отмечается четкое гендерное разделение сфер деятельности как в ремесле, так и в скотоводстве: женщины ведали козами, овцами и коровами, мужчины — лошадьми и верб-лю-дами. Во время военных походов на плечи слабого пола взваливались все заботы по обороне и хозяйственной деятельности кочевий. Возможно, иногда им приходилось и становиться главой коша. По крайней мере, найдено два женских погребения с жезлами из драгоценных металлов, бывших символами руководителя большего или меньшего объединения. В то же время женщины не оставались в стороне от ратных дел. В эпоху военной демократии девушки принимали участие во всеобщих походах, оборона кочевья во время отсутствия мужа предполагала также наличие воинских навыков. До нас дошла каменная статуя девушки-богатырши. Размер изваяния в полтора-два раза превышает общераспространенный, грудь «подтянута», в отличие от традиционного изо-бражения, прикрыта элементами доспехов. Вооружена она саблей, кинжа-лом и имеет при себе колчан для стрел, тем не менее ее головной убор несомненно женский. Такой тип воительниц отражен в русских былинах под именем поляниц.

Куда делись половцы

Ни один народ не исчезает бесследно. История не знает случаев полного физи-ческого истребления населения пришлыми захватчиками. Никуда не делись и половцы. Частично они ушли на Дунай и даже оказались в Египте, но основ-ная масса осталась в родных степях. В течение не менее ста лет они сохраняли свои обычаи, хотя и в измененном виде. По всей видимости, монголы запре-тили создавать новые святилища, посвященные половецким воинам, что при-вело к появлению «ямных» мест поклонения. В холме или кургане выкапыва-лись углубления, не видные издалека, внутри которых повторялась схема размещения изваяний, традиционная для предыдущего периода.

Но и с прекращением существования этого обычая половцы не исчезли. Мон-голы пришли в русские степи с семьями, а не переселились всем племенем. И с ними произошел тот же процесс, что и с половцами веками ранее: дав имя новому народу, они сами растворились в нем, восприняв его язык и культуру. Тем самым монголы стали мостом от современных народов России к лето-писным половцам. 

Половцы, команы (западная Европа и Византия), кипчаки (персидское и арабское), цинь-ча (китайское).

Время существования

Если брать за основу китайские хроники, то кипчаки были известны с III-II вв. до н.э. И до XIII в., когда множество кипчаков было уничтожена монголами. Но в той или иной степени кипчаки вошли в состав башкирского, казахского и других этносов.

Историография

Исследования начинаются с 50-х гг. XIX века, результатом стала книга П. В. Голубовского «Печенеги, торки и половцы до нашествия татар» (1883 г.). В начале XX в. Вышла книга Маркварта «Ubег das Volkstum der Коmаnen», имеющая и по сей день определенное научное значение. В 30-х гг. XX века историей половцев занимался Д.А.Расовский, написавший монографию и несколько статей. В 1948 г. вышла книга В.К. Кудряшова «Половецкая степь», которая немного дала в научном плане. Начиная с 50-60 гг. историей кочевников плотно занимались С.А. Плетнева и Г.А. Федоров-Давыдов, с привличением большого количества археологических памятников, что означало переход исследований на новый, более качественный уровень. В 1972 г. вышла чрезвычайно полезная и информативная книга Б. Е. Кумекова «Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам».

История

Про раннюю историю кимаков мы узнаем в основном от арабских, персидских и среднеазиатских авторов.

Ибн Хордадбех (вторая половина IX в.), Ал-Масуди (X в.), Абу-Дулаф (X в.), Гардизи (XI в.), ал-Идриси (XII в.). В персидском географическом трактате «Худуд-ал-Алам» («Границы мира»), написанного в 982 г. кимакам и кипчакам посвящены целые главы, а великий среднеазиатский писатель ал-Бируни упомянул о них в нескольких своих сочинениях.

VII в. Кимаки кочуют севернее Алтая, в Прииртышье и входят в состав сначала Западнотюрксого каганата и затем Уйгурского.

Вот как это описано в легенде — «Начальник татар умер и оставил двоих сыновей; старший сын овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно; боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река, много деревьев и обилие дичи; там он поставил шатер и расположился. Каждый день этот человек и рабыня выходили на охоту, питались мясом и делали одежду из меха соболей, белок и горностаев. После этого к ним пришло семь человек из родственников татар: первый Ими, второй Имак, третий Татар, четвертый Байандур, пятый Кыпчак, шестой Ланиказ, седьмой Аджлад. Эти люди пасли табуны своих господ; в тех местах, где (прежде) были табуны, не осталось пастбищ; ища травы, они пришли в ту сторону, где находился Шад. Увидев их, рабыня сказала: «Иртыш», т.е. остановитесь; отсюда река получила название Иртыш. Узнав ту рабыню Кимаки и кипчаки, все остановились и разбили шатры. Шад, вернувшись, принес с собой большую добычу с охоты и угостил их; они остались там до зимы. Когда выпал снег, они не могли вернуться назад; травы там много, и всю зиму они провели там. Когда земля разукрасил ась и снег растаял, они послали одного человека в татарский лагерь, чтобы он принес известие о том племени. Тот, когда пришел туда, увидел, что вся местность опустошена и лишена населения: пришел враг, ограбил и перебил весь народ. Остатки племени спустились к тому человеку с гор, он рассказал своим друзьям о положении Шада; все они направились к Иртышу. Прибыв туда, все приветствовали Шада как своего начальника и стали оказывать ему почет. Другие люди, услышав эту весть, тоже стали приходить (сюда); собралось 700 человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда они размножились, они расселились по горам и образовали семь племен по имени названных семи человек» (Кумеков, 1972, с. 35-36).

Так сложился союз племен, во главе которого встали кимаки. Кипчаки же занимали особое положение в этом союзе и имели свою территорию кочевания западнее остальных племен – в юго-восточной части Южного Урала.

IX-X вв. Окончательно сформировался Кимакский каганат и его территория – от Иртыша до Каспия, от тайги до казахстанских полупустынь. Политический центр каганата находился в восточной части, ближе к Иртышу в городе Имакия. В это же время происходит процесс оседания кочевников на землю. Происходит развитие фундаментального строительства, земледелия и ремесел. Но опять же этот процесс был характерен для восточных районов каганата, а на западе, где кочевали кипчаки этот процесс не получил сколько-нибудь широкого развития.

Рубеж X-XI вв. В кимакском государстве начинаются центробежные движения и кипчаки фактически становятся самостоятельными.

Начало XI в. Начинается обширные движения на всем степном пространстве Евразии, в это движение включаются и кипчаки, а также некоторые племена кимаков – каи и куны. Последние теснят на своем пути кипчаков, названных в источниках – шары (желтые или «рыжеволосые»). А кипчаки потеснили в свою очередь гузов и .

30-е гг. XI в. Кипчаки занимают пространства, ранее принадлежавшие гузам в приаральских степях и на границе Хорезма, и начинают проникать за Волгу, в южнорусские степи.

Середина XI в. Происходит сложение нового народа, названного русскими половцами.

  • По одной из гипотез (Плетнева), половцы – это сложный массив племен и народов, во главе которого встали племена шары – «желтых» кипчаков, и который объединил разрозненные племена, живших на территории Причерноморья – печенегов, гузов, остатки болгарского и аланского населения, обитавшего по берегам рек.
  • Существует еще одна гипотеза, по которой сложилось как бы два этнических массива – кунов-куманов, возглавлявшихся одной или несколькими кипчакскими ордами, и половцев, объединявшихся вокруг орд шары-кипчаков. Куманы кочевали западнее половцев, территория которых локализуется в течение Северского Донца и в Северном Приазовье.

1055 г. Половцы первый раз подошли к границам Руси и заключили мир с Всеволодом.

1060 г. Первая попытка половцев совершить набег на русские земли. Удар пришелся с юго-востока. Святослав Ярославич Черниговский с дружиной смог разбить вчетверо большее войско половцев. Множество половецких воинов было убито и потоплено в реке Снови.

1061 г. Новая попытка половцев во главе князем Сокалом (Искал) пограбить русские земли оказалась успешной.

1068 г. Очередной набег кочевников. На этот раз на речке Альте (в Переяславском княжестве) с половцами встретились соединенные силы «триумвирата» — полки Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей. Однако и они были разбиты половцами.

1071 г. Половцы нападают с правого берега Днепра, с юго-запада в районе Поросья.

1078 г. Олег Святославович приводит половцев на русские земли, и они разбивают полки Всеволода Ярославича.

1088 г. Половцы по приглашению печенегов участвую в походе на Византию. Но при дележе добычи между ними вспыхивает ссора, приведшая к разгрому печенегов.

1090-1167 гг. Правление хана Боняка.

1091 г. Битва при Люберне, в которой 40 тыс. половцев (под руководством ханов Боняка и Тугоркана) выступили на стороне византийцев (император Алексей Комнин) против печенегов. Для последних битва окончилась плачевно – они были побеждены, а ночью все пленные печенеги с их жены с детьми были истреблены византийцами. Увидев это половцы, забрав добычу, уехали из лагеря. Однако, возвращаясь домой, на Дунае они были разбиты венграми под предводительством короля Ласло I.

1092 г. В тяжкое для Руси засушливое лето «рать велика бяше от половец отовсюду», и конкретно указывается, что взяты были поросские западные городки — Прилук и Посечен.

1093 г. Половцы захотели заключить мир после смерти Всеволода Ярославовича, но новый киевский князь Святополк Изяславович решил дать бой половцам. Он уговорил присоединиться к походу князей Владимира Всеволодовича Мономаха и Ростислава Всеволодовича. Русские выдвинулись к реке Стругне, где и потерпели жестокое поражение. Затем Святополк еще раз бился с половцами при Желани и опять потерпел поражение. Поле этого половцы взяли Торческ и разорили всё Поросье. Позднее в этом же году была еще одна битва при Халепе. Итог ее неизвестен.

1094 г. После ряда поражение Святополку пришлось заключить мир с половцами и взять в жены дочь хана Тугоркана.

1095 г. Поход половцев на Византию. Поводом послужили претензии самозванца Романа-Диогена на византийский престол. Более половины воинов погибло в походе, а добыча была отобрана на обратном пути византийцами.

В то время как Боняк и Тугоркан были в походе, переяславльский князь Владимир Всеволодович умертвил пришедших к нему послов и затем нанес удар по их территории, полонив большое количество половцев.

1096 г. Хан Боняк со множеством половцев атаковал земли вокруг Киева и сжёг княжеский двор в Берестове, Куря сжёг Устье на левобережье Днепра, затем Тугоркан 30 мая осадил Переяславль. Только летом князьям Святополку и Владимиру удалось отбить атаку, и в битве при Трубеже хан Тугоркан был убит со многими другими половецкими ханами. В ответ на это хан Боняк снова подошел к Киеву и разграбил Стефанов, Германов и Печорский монастыри и ушел в степь.

1097 г. Хан Боняк отомстил венграм, разгромив их отряд, который выступил на стороне киевского князя Святополка.

Конец XI в. Закончился процесс формирования половецких орд. За каждой ордой были закреплены территории и определенный маршрут кочевания. В этот период у них оформилось меридиональное кочевание. Зиму они проводили на берегу моря, в долинах различных рек, где скот мог легко добыть корм. Весной начинался период перекочевки вверх по рекам, к богатым травой долинам рек. На летний период половцы останавливались на стойбищах-летниках. Осенью тем же маршрутом они возвращались к зимовникам. В это же время у половцев начинают появляться укрепленные поселения – городки.

1103 г. Состоялся Долобьский съезд, на котором русские князья, с подачи Владимира Мономаха приняли решение нанести удар половцам в глубине их территории. Владимир точно рассчитал время похода – весной, когда скот у половцев бывал обессилен скудным зимним питанием и отелами и его фактически было невозможно спешно перегонять на недоступное для врагов место. Кроме того, он, конечно, продумал и направление удара: сначала в «протолчи» (широкая правобережная долина среднего Днепра), ожидая захватить там припозднившиеся зимники половцев, а в случае неудачи идти по известному уже и на Руси маршруту этой группировки на весенние пастбища на берегу моря.

Половцы хотели избежать битвы, но на ней настояли молодые ханы и русские нанесли поражение кочевникам на реке Сутин (Молочная). Были убиты 20 «князей» половецких – Урусоба, Кочий, Яросланопа, Китанопа, Кунам, Асуп, Курътык, Ченегрепа, Сурьбарь «и прочая князи их». В итоге была полностью уничтожена достаточно крупная половецкая орда (лукоморская).

1105 г. Набег хана Боняка на Заруб в Поросье.

1106 г. Еще один набег половцев на этот раз неудачный.

1107 г. Объединенные силы половцев (Боняк привлек к походу восточных половцев во главе с Шаруканом) подошли к городу Лубны. Навстречу вышли полки Святополка и Владимира и мощным ударом, форсировав реку Сулу, разбили кочевников. Был убит брат Боняка Тааз и взят в плен хан Сугр с братьями.

Владимир женил сына будущего Юрия Долгорукого на половчанке, и князь Олег также взял в жены половчанку.

1111 г. Владимир на Долбьском съезде снова уговорил князей пойти походом в степь. Обединенные силы русских князей дошли до «Дона» (совр. Северский Донец) вошли в «град Шаруканов» — видимо, небольшой городок, находившийся на территории хана Шарукана и плативший ему дань. Далее было захвачено еще одно укрепление – «город» Сугров. Затем состоялось две битвы «на протоке Дегая» и на реке Сальнице. В обоих случаях победили русские и, «взявши много добычи», вернулись на Русь.

Карта расположения половецких орд в начале XII в., по Плетневой С.А.

1113 г. Попытка половцев взять реванш, но русские выйдя навстречу половцам, принудили их отступить.

1116 г. Русские снова выступили в степь и снова захватили городки Шарукан и Сугров, а также третий город – Балин.

В этот же год произошла двухдневная битва между половцами, с одной стороны, и торками и печенегами с другой. Победу одержали половцы.

1117 г. Побежденные орда торков и печенегов пришли к князю Владимиру под его защиту. Есть предположение (Плетнева), что это орда некогда охраняла городок Белую Вежу на Дону. Но, как написано выше, русские прогнали половцев, два раза взяв их городки (1107 и 1116 гг.), и те в свою очередь откочевали на Дон и выбили оттуда печенегов и торков. Об этом говорит и археология, именно на это время приходится запустение Белой Вежи.

Заключен мир с родичами Тугоркана – Андрей, сын Владимира женился на внучке Тугоркана.

1118 г. Часть половцев, под руководством хана Сырчана (сын Шарукана) остается на южных притоках Северского Донца. Несколько половецких орд (численностью ок. 230-240 тыс. человек) под руководством хана Атрака (сын Шарукана) расселяется в предкавказских степях. Также по приглашению грузинского царя Давида Строителя несколько тысяч половцев под руководством все того же Атрака переселяется в Грузию (район Картли). Атрак становится фаворитом царя.

1122 г. Западные половцы разрушили город Гарван, что находился на левом берегу Дуная.

1125 г. Очередной поход половцев на Русь, отраженный русскими войсками.

1128 г. Всеволод Ольгович для борьбы с сыновьями Мономаха Мстиславом и Ярополком просил помощи у хана Селука, который не замедлил прийти с семью тысячами воинов к черниговской границе.

Конец 20-х гг. XII в. Атрак с небольшой частью орды вернулся на Донец, большая же часть его половцев осталась в Грузии.

1135 г. Всеволод Ольгович позвал на помощь своих братьев и половцев и повел их на Переяславское княжество (родовую вотчину Мономаховичей), «воююче села и городы», «люди емлюще, а другие секуще». Так дошли они почти до Киева, взяли и зажгли Городец.

1136 г. Ольговичи с половцами зимой перешли по льду на правый берег Днепра у Треполя, обойдя стороной черноклобуцкое Поросье, и направились на Красн, Василев, Белгород. Далее они прошли по окраинам Киева к Вышгороду, обстреляв через Лыбедь киевлян. Ярополк поспешил заключить мир с Ольговичами, выполнив все их требования. Киевское княжество было основательно разорено, окрестности всех перечисленных городков ограблены и сожжены.

1139 г. Всеволод Ольгович опять привел половцев, и было разграблено переяславское пограничье – Посулье и взяты несколько маленьких городов. Ярополк в ответ собрал 30 тыс. берендеев и принудил Всеволода заключить мир.

30-е годах ХII в. Ранние объединения были рыхлыми, часто распадались, вновь образовывались в новом составе и на другой территории. Эти обстоятельства не дают нам возможности точно определить местонахождение владений каждого великого хана и тем более каждой орды. В это же время происходит формирование более или менее крепких объединений орд и появление в степях «великих ханов» — глав этих объединений.

1146 г. Всеволод Ольгович идет на Галич и привлекает половцев.

1147 г. Святослав Ольгович с половцами грабил Посемье, но узнав, что против них идет Изяслав, половцы ушли в степь.

40-60-е гг. XII в. В степи формируются небольшие объединения, названные летописцем «дикие половцы». Это кочевники, которые не принадлежали не к одной из известных орд, а были, скорее всего, остатками разбитых русскими орд, либо отколовшимися от родственных орд. Принцип их формирования был не кровнородственный, а «соседский». Они всегда выступали в междоусобной борьбе, на стороне какого-либо князя, но никогда не выступали против половцев.

Сформировалась два таких объединения – западное, выступавшие в союзе с галицкими князьями и восточное – союзники черниговских и переяславльских князей. Первые, возможно, кочевали в междуречье верховий Буга и Днестра на южной окраине Галицко-Волынского княжества. А вторые, возможно, в степном Подолье (между Осколом и Доном или на самом Дону).

1153 г. Самостоятельный поход половцев на Посулье.

1155 г. Поход половцев на Поросье, который отразили берендеи во главе с молодым княжичем Василько Юрьевичем – сыном Юрия Долгорукого.

50-е гг. XII в. В половецкой среде сложились 12-15 орд, которые имели свою территорию кочевания, равную примерно 70-100 тыс. кв. км., внутри коих они и имели свои маршруты перекочевок. В тоже время практически вся степь от Волги и до Ингульца принадлежала именно им.

1163 г. Князь Ростислав Мстиславич заключил мир с ханом Беглюком (Белуком) и взял его дочь для своего сына Рюрика.

1167 г. Князя Олег Святославич совершил поход на половцев, видимо, тогда и был убит хан Боняк.

1168 г. Олег и Ярослав Ольговичи ходили против половцев на вежи ханом Козла и Беглюка.

1172 г. Половцы подошли к границам Руси с обоих берегов Днепра и попросили мира у киевского князя Глеба Юрьевича. Он первоначально решил заключить мир сначала с теми половцами, что пришли с правого берега, и отправился к ним. Это не понравилось половцам, что пришли с левого берега, и они напали на окрестности Киева. Взяв полон, они повернули в степь, но были настигнуты и разбиты братом Глеба – Михаилом с берендеями.

1170 г. Большой поход 14 русских князей в половецкую степь. Взяты вежи между Сулой и Воркслой, затем вежи на Орели и Самаре. Все это время половцы отступали, битва же произошла у Черного леса (правый берег Донца, напротив устья Оскола). Половцы были побеждены и рассеяны. Этот поход положил конец грабежам торговых караванов.

1174 г. Кончак – хан донских половцев и Кобяк – хан «лукоморских» половцев совершили совместный поход на Переяславль. Пограбив окрестности, они повернули в степь, но их догнал Игорь Святославич, и произошла стычка, итогом которой стало бегство половцев.

1179 г. Кончак пограбил Переяславское княжество и, увернувшись от русских, с богатой добычей ушел в степь.

1180 г. Половцы Кончак и Кобяк заключили договор с Ольговичами – Святославом Всеволовичем и Игорем Святославичем против Рюрика Ростиславича. Был организован совместный поход, который для союзников окончился плачевно. В битве на речке Черторые они были разбиты Рюриком, в результате пало много знатных половцев – «И тогда убиша половецкого князя Козла Сотановича, и Елтука, Кончакова брата, и два Кончаковича яща, и Тотура, и Бякобу, и Кунячюка багатого, и Чюгая… ». Сам хан Кончак бежал вместе с Игорем Святославичем.

1183 г. Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславич – великие князья киевские – организовали поход на половцев. Первоначально половцы уклонились от битвы, но затем сами под руководством Кобяка Крлыевича на реке Орели, напали на русских, но были разбиты. При этом было захвачено множество ханов, а хан Кобяк казнен.

1184 г. Попытка Кончака организовать большой поход на русские земли, но Святослав с Рюриком неожиданным ударом разгромили половцев на реке Хорол, Кончаку удалось бежать.

1185 г. Киевские князья начали готовить большой поход на кочевья Кончака. Но все планы срывают черниговские князья, решившие независимо от Киева организовать свой поход в степь.

Знаменитый поход Игоря Святославич в степь, описанный в «Слову о полку Игореве». Кроме Игоря и Ольстина, к походу примкнули брат Всеволод Трубчевский, племянник Святослав Ольгович Рыльский, двенадцатилетний сын Игоря Владимир ПутивльскиЙ. Ходили они на вежи Кончака. Русские захватили беззащитные вежи, пропьянствовали ночь, а утром оказались в окружении половцев, да еще и в неудобном для защиты месте. В итоге потерпели сокрушительное поражение, множество их были взяты в плен.

Позже Игорю удалось бежать, но его сын остался у Кончака и был поженен на дочери Кончака – Кончаковне. Через три года и он вернулся домой с женой и ребенком.

После этой победы, Гзак (Коза Бурнович) и Кончак направили удары на Черниговское и Переяславское княжество. Оба похода оказались удачными.

1187 г. Поход нескольких русских князей в степь. Дошли они до слияния рек Самары и Волчьей, в самый центр орды Бурчевичей и учинили там полный разгром. В это время, видимо, половцы этой орды ушли в грабительский набег на Дунай.

Поход Кончака в Поросье и на Черниговщину.

1187-1197 гг. К власти в Болгарии приходят два брата Асен I и Петр IV – по одной из версий, половецкие князья. Даже если это не так, то они достаточно часто привлекали половцев для борьбы против Византии.

1190 г. Половецкий хан Торглий и торческий князь Кунтувдей организовали зимний поход на Русь. Ответный поход русские и черными клобуками во главе с Ростиславом Рюриковичем, совершили в этом же году, и дошли до половецких веж близ острова Хортица, захватили добычу и пошли обратно. Половцы нагнали их у речки Ивли (Ингульца) и произошла битва, в которой победили русские с черными клобуками.

1191 г. Набег в степь Игоря Святославича, но безрезультатно.

1192 г. Набег русских, когда поднепровские половецкие воины ушли в поход на Дунай.

1193 г. Попытка Святослава и Рюрика заключить мир с двумя половецкими объединениями с «луковорцами» и Бурчевичами. Попытка оказалась неудачной.

Начало XIII в. Устанавливается относительное спокойствие между русскими и половцами. Прекращаются взаимные походы друг на друга. Но активизируются западные половцы, вступившие в конфронтацию с Галицко-Волынским княжеством. Хан Кончак умирает и ему на смену пришел его сын Юрий Кончакович.

Карта расположения половецких орд в конце XII — начале XIII вв., по Плетневой С.А.

1197-1207 гг. Правление царя Калоян в Болгарии, младшего брата Асеня и Петра и тоже, по одной из версии, он был половецкого роду. Продолжая политику братьев он привлекал половцев к борьбе против Византийцев и Латинской империи (1199 г., 1205 г., 1206 г.).

1202 г. Поход на Галич Рюрика – великого князя киевского. Он привел с собой половцев во главе с Котяном и Самогуром Сетовичами.

1207-1217 гг. Правление Борила в Болгарии. Сам он возможно из половецкой среды и как это было принято в то время, часто привлекал их в качестве наемников.

1217 г.

1218-1241 г. Правление Асена II в Болгарии. Поток половцев из Венгрии и, бежавших от монголов из Причерноморья, усилился. Об этом говорит появление каменных статуй, свойственных только восточным половцам. Но при этом, под давлением болгарского населения, половцы начинаю принимать православие.

1219 г. Поход на Галицко-Волынское княжество с половцами.

1222-1223 г. Первый удар монгол по половцам. Поход возглавили Джебе и Субедей. Они появились здесь с юга, пройдя вдоль южного берега Каспия в Азербайджан, оттуда — в Ширван и далее — через Ширванское ушелье – на Северный Кавказ и в предкавказские степи. Там произошла битва между монголами, с одной стороны и половцами и аланами с другой. Никто не смог одержать победы, тогда монголы обратились к половцам с предложением – оставьте алан одних и мы принесем вам денег и одежд и пр. Половцы согласились и покинули своих союзником. Тогда монголы разгромили алан, вышли в степь и разгромили половцев, которые были уверены, что заключили мир с монголами.

1224 г. Половцев охватила паника, они начали искать союзников, и нашли их в Киеве. Был организован большой поход в степь объединенных полков. Первая стычка принесла победу союзникам, и они кинулись преследовать монгол, но через 12 дней преследования союзники наткнулись на превосходящие силы монгол. Тогда и произошла знаменитая битва на реке Калке, длившаяся несколько дней и приведшая к поражению русских и половцев. Справедливости ради надо сказать, что половцы покинули поле боя, не выдержав натиска монгольских войск, тем самым оставив русские полки погибать.

После этой битвы монголы пограбили половецкие вежи, русское пограничье и отправились в Волжскую Болгарию, где и потерпели сокрушительное поражение. После этого они ушли обратно в монгольские степи.

1226 г. Поход на Галицко-Волынское княжество с половцами.

1228 г. Попытки Даниила Галицкого наладить отношения с половцами терпят крах.

1228-1229 гг. Второй удар монголов. Приказ отдал Угедей, 30-тысячный отряд возглавили Субедей-багатур и царевич Кутай. Направление – Саксин на Волге, кипчаки, волжские болгары. В основном были разгромлены восточные половцы, именно к этому времени относится сообщения в источниках о половцах, пришедших на службу в Венгрию, Литву, расселились они и в Ростово-Суздальской земле. Западные же половцы остались в относительной безопасности, об это говорит хотя бы то, что хан Котян продолжал совершать походы на Галич.

1234 г. Поход князя Изяслава с половцами на Киев. Разорено Поросье.

1235-1242 гг. Третий поход монгол в Европу. Во главе монгольских войск стояли 11 царевичей-чингисидов, в том числе Менгухан и Бату – основатель Золотой Орды. Возглавлял войска Субедей. Разорены были множество русских княжеств и других стран Европы.

1237-1239 гг. Покорение кипчаков-половцев взял в свои руки Батый, вернувшийся в степи после разорения русских земель, в плен было взято несколько половецких военачальников (Арджумак, Куранбас, Капаран), посланных навстречу монголам половецким ханом Беркути. После этого монголы начали планомерное истребление аристократов и лучших половецких воинов. Также использовались другие методы, чтобы привести их к покорности – переселение половецких орд, включение их в армию.

1237 г. Хан Котян обратился к венгерскому королю Беле IV с просьбой предоставить убежище его 40-тысячной орде. Венгры согласились и расселили орду в междуречье Дуная и Тисы. Батый потребовал выдать ему куманов, но Бела отказался это сделать.

1241 г. Несколько венгерских баронов проникли в половецкий лагерь и ворвались в дом, где жил хан Котян, его семья и несколько знатных князей. Котян убил своих жен и себя, в то время как остальные князья были убиты в схватке. Это привело половцев в ярость, они перебили ополчение, собранное епископом Чанада в помощь регулярной армии, разорили ближайшую деревню и ушли в Болгарию. Уход половцев привел к поражению венгерского короля в битве на реке Шайо.

1242 г. Венгерский король Бела IV возвращает половцев на свои земли, изрядно опустошенные.

1250 г. Власть в Египте захватывают мамлюки – пленные-рабы на службе султана. Мамлюки – это в основном половцы и народы Закавказья, которые в большом количестве поступали на рынки рабов в XII-XIII вв. Им удалось захватить власть и возвысится, что в дальнейшем позволило привлекать в армию своих уже свободных родичей из степей Причерноморья.

При этом, стоит выделить двух самых значительных султанов Египта из среды половцев – Бейбарса I аль-Бундукдари (правил 1260-1277 гг.) и Сайфуддина Калауна (правил 1280-1290 гг.), много сделавших для укрепления страны и отразивших монгольское нападение.

Об их этническом происхождении мы узнаем из арабских источников.

  • Египетский историк XIV века аль-Айни сообщает, что «Байбарс бин Абдулла, по национальности Кипчак, принадлежит великому тюркскому племени по названию Бурш (Берш)».
  • По сведениям ан-Нувайри, Бейбарс был тюрком и происходил из племени Елбарлы.
  • Мамлюкский хронист XIV в. аль-Айни отмечает, что Бейбарс и Калаун выходцы из тюркского племени бурдж: «мин бурдж-оглы кабилатун ат-турк».

По предположению Плетневой С.А. здесь речь идет об орде бурчевичей, о которой мы писали выше.

1253 г. Заключен брак венгерского короля Иштвана (Стефана) V с дочерью Котяна, в крещении Елизаветой. Его жена постоянно интриговала против мужа, что в итоге привело последнего к гибели.

1277 г. На венгерский престол взошел Ласло IV Кун – сын половчанки Елизаветы. Он номинально объединил страну, одержав несколько важных побед опираясь на куманов-половцев. Кроме всего прочего он был очень с ними близок, что в дальнейшем привело к трагическим последствиям.

1279 г. Папский легат Филипп потребоввал от Ласло IV, чтобы половцы приняли христианство и осели на землю. Король вынужден был согласиться, в ответ половцы восстали и разорили часть земель.

1282 г. Половцы уходят из Венгрии в Приднестровье к монголам. Оттуда они совершили поход на Венгрию и разорили страну. Но чуть позже Ласло IV удается разбить половцев, и часть их уходит в Болгарию. Вместе с тем король понимает, что власть удержать не сможет и уходит от дел, оставив страну в руках борющихся магнатов.

1289 г. Новая попытка Ласло IV вернутся к власти, но безуспешная. А годом позже его убивают свои же знатные половцы. После это половцы хоть и играют значительную роль в венгерском обществе, но постепенно они вливаются в него и примерно через сто лет, происходит полное слияние.

Вторая половина XIII в. Как мы видели, с приходом монгол степь и окружающие страны сотрясли ужасающие события. Но жизнь не остановилась. В половецком обществе произошли коренные сдвиги – несогласных монголы уничтожили либо прогнали в соседние страны (Венгрия, Болгария, Русь, Литва), аристократию тоже либо уничтожили, либо постарались удалить из родных степей. Их место во главе половецких объединений заняли монгольские аристократы. Но в большинстве своем половцы, как народ остался на месте, только сменил свое название на татары. Как мы знаем, татары – это монгольское племя, провинившиеся перед Чингисханом и поэтому после их разгрома, остатки племени были в наказание использоваться в самых трудных и опасных походах. И появились в русских степях первыми именно они и принесли с собой свое имя, которое впоследствии начинает применяться ко всем кочевым, и не только, народам.

Сами же монголы были немногочисленны, тем более большинство из них, после походов, вернулось обратно в Монголию. А те, что остались буквально через два столетия уже растворились в половецкой среде, дав им новое название, свои законы и обычаи.

Общественное устройство

При переселение половцев в XI в. в Причерноморье, основной их экономической и общественной единицей были так называемые курени – соединения нескольких, в основном патриархальных, родственных семей, по существу, близких большесемейным общинам земледельческих народов. Русские летописи называют такие курени родами. В орду входило много куреней, причем они могли относиться к нескольким этносам: от болгар до кипчаков и кимаков, хотя их всех вместе русские называли половцами.

Во главе орды стоял хан. Куренями тоже руководили ханы, далее по социальной следовали половецкие воины (свободные), а начиная с XII в. Зафиксированы еще две категории населения – «челядь» и «колодники». Первые – это свободные, но очень бедные члены куреней, а вторые – это военнопленные, использовавшиеся в качестве рабов.

В XII в., как отмечают русские летописи, происходит общественная трансформация. Кочевание родовыми куренями было заменено аильным, т. е. семейным. Правда, аилы богачей иногда были столь же крупными, как ранее курени, но состоял аил не из нескольких более или менее равных экономически семей, а из одной семьи (двух-трех поколений) и ее многочисленной «обслуги», в которую входили и бедные родственники, и разорившиеся соплеменники, и военнопленные – домашние рабы. В русской летописи такие большие семьи именовались чадями, а сами кочевники, вероятно, определяли ее словом «кош» — «коч» (кочевье). В ХII в. аил-«кош» стал основной ячейкой половецкого общества. Аилы не были равновелики, а главы их не были равноправны. В зависимости от экономических и внеэкономических причин (в частности, принадлежности семей к родовой аристократии) все они стояли на разных ступенях иерархической лестницы. Одним из заметных внешних атрибутов власти кошевого в семье был котел (казан).

Но следует учитывать также, что, несмотря на феодальную иерархию, понятие рода (куреня) не исчезло ни из общественных институтов, ни из хозяйственных градаций. В кочевнических обществах всех времен очень сильна была так называемая вуаль патриархальности, поэтому курени — родовые организации – сохранились в виде анахронизма в половецком обществе. Кошевой самой богатой, а значит, и влиятельной семьи и был главой рода, т. е. нескольких больших семей.

Однако род-курень был единицей «промежуточной»; объединяющей аилы организацией была орда. Дело в том, что даже большой курень или аил не мог кочевать в степях в полной безопасности. Нередко аилы сталкивались из-за пастбищ, еще чаще происходил угон скота (барамта), а то и захват веж и пленных жаждущими скорого и легкого обогащения удальцами. Необходима была какая-то регулирующая власть. Она вручалась выборным путем на съезде кошевых главе наиболее богатой, сильной и влиятельной семьи (вместе с тем и куреня, к которому она принадлежала). Так аилы объединялись в орды. Очевидно, глава орды получал высший титул — хан. В русской летописи этому соответствовал титул князя.

С XII в. Происходит и процесс организации более крупных объединений – союзов орд, во главе которых встают «великие князья» — ханы ханов – кааны. Они имели фактические неограниченную власть, могли объявлять войну и заключать мир.

Можно предположить, что некоторые ханы исполняли и функции жрецов. Об этом говорит летопись, что перед одной из битв камланием занимался хан Боняк. Но в половецком обществе существовала специальная жреческая прослойка – шаманы. Шамана половцы называли «кам», отсюда произошло и слово «камлание». Основными функциями шаманов были гадание (предсказание будущего) и врачевание, основанное на непосредственном общении с добрыми и злыми духами.

Следует сказать, что женщины в половецком обществе пользовались большой свободой и почитались наравне с мужчинами. Женщинам-предкам сооружались святилища. Многие женщины вынуждены были в отсутствие своих мужей, постоянно уходивших в далекие походы (и погибавших там), брать на себя заботы по сложному хозяйству кочевий и по их обороне. Так и возникал в степях институт «амазонок», женщин-воительниц, сначала запечатленных в степном эпосе, песнях и изобразительном искусстве, а оттуда пере шедших в русский фольклор.

Захоронения

В большинстве мужских захоронений вместе с покойниками помещали коня со сбруей и оружие. Обычно до нас доходят только металлические части этих предметов: железные удила и стремена, подпружные пряжки, железные наконечники стрел, сабельные клинки. Кроме того, почти в каждом погребении мы находим железные небольшие ножи и огнива. Все перечисленные предметы отличаются необычайным единообразием размеров и форм. Эта стандартизация характерна для кочевников всей европейской степи вплоть до Урала. Помимо железных вещей, в погребениях степняков постоянно находят остатки берестяных и кожаных колчанов (последние с железными «скобками»), костяные накладки петли для берестяных колчанов, костяные накладки на лук и костяные «петлю» для конских пут. Для всех этих вещей и отдельных деталей характерно также единообразие.

В степных женских захоронениях попадаются самые разнообразные украшения. Возможно, что часть их привозилась из соседних стран, однако половчанки носили своеобразный головной убор, характерные серьги и нагрудные украшения. Они не известны ни на Руси, ни в Грузии, ни в Византии, ни в крымских городах. Очевидно, следует признать, что их изготовляли степные мастера-ювелиры. Основной частью головного убора были «рога», сделанные из серебряных выпуклых штампованных полуколец, нашитых на войлочные валики. Подавляющее большинство каменных женских изваяний изображалось именно с такими «рогами». Правда, иногда эти роговидные «сооружения» использовались и в качестве нагрудных украшений – своеобразных «гривен». Кроме них, половецкие женщины носили и более сложные нагрудные подвески, игравшие, возможно, роль амулетов. О них мы можем судить только по изображениям на женских каменных статуях. Особенной оригинальностью отличаются, по-видимому, весьма модные в степях серебряные серьги с дутыми биконическими или «рогатыми» (с шипами) подвесками. Их носили не только половчанки, но и черноклобуцкие женщины. Иногда, очевидно, вместе с женщинами они проникали из степи и на Русь – отказаться от любимого украшения жена-половчанка не хотела.