Консультация для педагогов: «Речь педагога как средство развития культуры речи детей. Речь педагога и ее влияние на воспитанников Какой должна быть речь педагога

Требования к речи учителя

Остановимся подробно на интерпретации основных качеств речи учителя.

Правильность и чистота. Правильность – это соответствие речи нормам литературного языка. Среди отступлений особенно часты:

а) нарушение управления, например: «указал о необходимости» (вместо: на необходимость): «это касается к учебнику» (вместо: учебника) и др.;

б) произносительные ошибки, например: «красивее» (вместо: красивее), «повторим» (вместо повторим) и др.;

в) наличие неоправданного повторения «лишних» слов типа «так сказать», «ну», «мне», «значит» и др.

Точность речи учителя – это прежде всего терминологическая точность. Так, некорректно говорить «измените слово по смыслу» (слово может склоняться, спрягаться, при этом по своему лексическому значению слово не изменяется).

Уместность речи учителя выражается в его точном выборе тона и стиля общения, различных способов привлечения внимания учащихся, в четкой постановке вопросов и т. п.

Коммуникативно-целесообразная речь учителя не допускает грубости и бестактности, например таких замечаний: «Сиди и молчи!», «Ну, что сидишь, я же вошла в класс» и др.

Учитель не может позволить себе говорить многословно (учебное время ограниченно) и в то же время скороговоркой. Для речи учителя характерен полный стиль произношения, при котором слова произносятся тщательно, отчетливо. Именно поэтому считается нарушением неполный стиль произношения («мо-эт быть» вместо может быть).

Требование коммуникативно-целесообразной речи учителя начальных классов предполагает учет возрастных особенностей учащихся, их подготовленности к усвоению предмета, а также умение учителя трансформировать свою речь так, чтобы приспособить ее для понимания младшими школьниками (отобрать языковые средства, объяснить непонятные слова и выражения, приспособить речь к учебно-речевой ситуации).

Речевая этика предполагает употребление вежливых обращений, слов приветствия и прощания, выражения извинения, благодарности, согласия, одобрения, похвалы (заслуженных), воспроизведение (акцептование мыслей учащихся, в том числе цитирование) слов ученика, собственных объяснений (с их уточнением и дополнением) темы и целей урока.

Чтобы предупредить неуважительное отношение к учащимся, действует система запретов. Их цель – помочь участникам общения избежать конфронтации, противостояния, создать в классе благоприятный психологический климат.

Объясните смысл каждой группы запретов. Составьте и запишите памятку из 3-5 пунктов. Подготовьте сообщение на тему «Культура речевого поведения учителя».

Понаблюдайте за учителем во время его рабочего дня. Вот он входит в дверь школы и сталкивается с преподавателем химии. Они – коллеги. Входит в класс, где пока еще только дежурный. «Как дела, Игорь? Дома все в порядке? (Учитель знает, что у мальчика болела сестра.) Ты помирился с Димой? (Мальчик кивает.) Молодец, я рада за тебя!» - выступает в роли старшего друга. Но вот начинается урок, и перед классом строгий, но доброжелательный учитель. Он приветствует детей, ведет опрос, комментирует ответы учащихся, объясняет новый материал, организует и координирует работу детей по заранее составленному плану урока.

В каждой своей роли учитель ведет себя по-разному и по-разному строит речь. Но все равно есть в его поведении какие-то общие черты.

Качества речи

Остановимся подробно на интерпретации основных качеств речи применительно к речи учителя-словесника.

Правильность и чистота речи. Правильность - это соответствие речи нормам литературного языка.

Среди отступлений от норм литературного языка, как показывают многолетние записи учебной речи учителей русского языка, особенно частотны:

1) нарушения управления. Например:

«имела в виду о том, что...» (вм.: имела в виду, что);

«нужно отметить о таких фактах, как...» (вм.: ...такие факты),

«подчеркивает о том, что...» (вм.: ...подчеркивает, что);

«эта таблица показывает о том, что...» (вм.: ...показывает, что);

«нужно дать себе ясный отчет о том, что...» (вм.: ...отчет в том);

2) произносительные ошибки. Например:

«повторим» (в.м. повторим), «приведенный пример» (вм. приведённый).

Говоря о чистоте речи учителя, следует отметить такие недочеты и ошибки, как:

1) наличие неоправданного повторения «лишних» слов типа так, так сказать, ну, мне, значит и некоторых других. Например:

«Мы сегодня должны, так сказать, узнать, чем же отличаются, так сказать, союзы от предлогов. Для этого мы воспользуемся сравнением, чтобы в конце концов сделать вывод, так сказать».

«Кто мне вспомнит правило... Кто прочтет мне... Скажите мне, как называется эта часть речи? Зачем ты мне написала это предложение?»

Мне не просто лишнее слово. Его употребление неоправданно, так как в классе идет общая работа, диалог учителя с классом, а не с одним учеником;

2) выражения, которые можно квалифицировать как профессиональное просторечие или профессиональные жаргонизмы. Например: «Ты хорошо с места работал» (выделенные слова не сочетаются); «Ты не сказала пример» (вм. не привела); «Расскажи правило правописания разделительных знаков» (правило не рассказывают, а отвечают, формулируют. Возможная формулировка данного задания: «Объясни (сформулируй) правило… Знаешь ли ты правило о...? Слушаем твой ответ»); «Отвечайте на вопрос целыми предложениями» (вм. полными); «Скажи значение этого слова» (вм. раскрой лексическое значение…, или: что обозначает данное слово); «Какую оценку поставить тебе?» (вм. отметку). «Нужно расширять кругозор знаний у учащихся» (вм. кругозор учащихся).

Точность - применительно к рассматриваемому аспекту - это прежде всего терминологическая точность, терминологическая культура речи учителя. Так, точнее сказать «подчеркни сочетание букв чэ эн» (а не «пары букв»); лингвистически некорректно сказать: «Фразеологизм бить баклуши двусмыслен, так как, помимо своего прямого значения, имеет ярко выраженный иносказательный смысл» (в высказывании неточно характеризуется данный фразеологический оборот «с абсолютной семантической спаянностью частей, целостное значение которых не выводится из значений, составляющих их слов». Также лингвистически некорректно употреблять такие задания, как «измените слово по смыслу» (слово может склоняться, спрятаться, но при этом по смыслу слово не изменяется).

Уместность, коммуникативная целесообразность речи учителя предполагает умение учитывать ситуацию общения и выбирать оптимальные для конкретных задач и обстоятельств вербальные и невербальные средства общения. В ситуации сообщения нового материала - заинтересованный тон, различные способы привлечения внимания, в ситуации опроса - четкую постановку вопросов, доброжелательный тон и т.д.

Коммуникативно-целесообразная речь в условиях педагогического взаимодействия учителя и учащихся имеет свою специфику. Учитель не может позволить себе грубости и бестактности, например, таких замечаний, как «Сиди молчи», «Закройте рты», «Ну, что сидишь? Я же вошла в класс» и т.п., таких обращений, как «Ну, ты, скажи», как, впрочем, и недужной вежливости: «Прочти нам, пожалуйста, предложение с вопросительной интонацией», «Скажи, пожалуйста, какая гласная пишется в корне слова преподаватель». (Здесь учитель предлагает ученику выполнить обычные учебные действия.) Или: «Разреши(те) задать вопрос (спросить, прочитать сочинение)». Стремясь к тому, чтобы речь оптимально способствовала решению образовательно-воспитательных задач, учитель может позволить себе говорить многословно (учебное время ограничено!) и в то же время скороговоркой. Для речи учителя характерен полный стиль произношения, при котором слова произносятся тщательно, отчетливо. Требование коммуникативно-целесообразной речи предполагает также учет возрастных особенностей учащихся, их подготовленности к усвоению предмета, что отразится на отборе языковых средств и приспособлении речи к определенной учебно-речевой ситуации («Функционально-стилистические разновидности речи»).

Педагогические стили общения

Психологи (например, А.С. Золотнякова, В.А. Кан-Калик) выделяют следующие типичные стили общения педагогического характера, суть которых отражается в их наименованиях:

общение-заигрывание (при котором учитель стремится понравиться, «снимая» между собой и детьми необходимую дистанцию);

общение с четко выраженной дистанцией (в этом случае дети очень отдаляются от учителя, не раскрывают себя, что отрицательным образом отражается в их высказываниях на свободные темы);

общение дружеского расположения, когда между учителем и учениками устанавливаются дружеские отношения (вспомним учительницу литературы из кинофильма «Ключ без права передачи»);

общение совместной увлеченности познавательной деятельностью.

Несомненно, желательно разрабатывать свой индивидуальный стиль общения, взяв за основу два последних типа (стиля) общения, хотя в каких-то случаях необходимо «держать дистанцию», например, чтобы младшие школьники серьезно относились к тем требованиям, которые предъявляет учитель, чтобы дети отчетливо понимали, что не имеют права не выполнить домашнее задание, и т.д.

Чубаева Наталья Николаевна
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области

Технология публичного выступления педагогического работника перед аудиторией


Специфика профессии учителя заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена не только на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями подачи материала по своему предмету, но также и навыками публичного выступления.
Навык публичного выступления приобретается в процессе подготовки к семинарам, к педагогическим конференциям, педагогическим советам. Для того чтобы выступление учителя было понятным для аудитории, учитель обязан знать технику ораторской речи, её особенностей, виды речи, требования к подготовки к речи, структуру публичного выступления.
Что же такое публичное выступление? Каковы требования к публичному выступлению? Какова его структура? Эти вопросы всегда должен задавать каждый педагог перед тем как выступать перед аудиторией публично.
Итак, рассмотрим технологию публичного выступления, которую используют педагоги МОУ С(К)ОШИ №4 города Магнитогорска.
Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Учителя и воспитатели нашей школы используют следующие классификации видов публичного выступления: виды выступления по определяемой цели, виды публичных выступлений по форме.
По определяемой цели бывают такие виды речи публичного выступления: информационная, развлекательная, убеждающая.
  1. Речь называется информационной , когда цель — сообщить некоторую информацию. Используется в научном докладе, сообщении, на родительском собрании - анализ статистических данных.
  2. Развлекательное выступление . Цель — развлечь слушателей. Такова, например, задача ведущего в процессе организации и проведения какого либо развлекательного мероприятия.
  3. Убеждающая речь. Цель — убедить. Направлена показать правильность занимаемой учителем позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по данному вопросу. Например, выступления в научных конференциях, теоретических и практических семинарах.
Цели, в зависимости от темы, выступления могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.
Виды публичных выступлений по форме. К ним относятся:
Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. Доклады заранее готовят, в них подводят итоги и намечают задачи, они строятся по строгому плану. Чтобы самому подготовить доклад, надо прочитать специальную литературу по данной теме, изучить проблему. В докладе обычно рассматривают историю проблемы, рассматривают тему всесторонне, дают оценки разным подходам и точкам зрения. По времени доклады могут длиться от 10 — 15 мин до 2 — 3 ч. Доклады используются на педагогических советах, заседаниях методического объединения.
Сообщение — небольшое по времени (5—10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Обязательно должно быть короткими, содержать конкретную информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать тему. Делаются разными выступающими, чтобы вместе раскрыть какую-нибудь большую проблему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту проблемы. Сообщения готовят заранее, их надо продумать, прочитать литературу. Сообщения содержаться в представлении практического опыта педагога.
Выступление — краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо, заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки — 3 — 5 мин, тема может быть выбрана заранее, либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы. Выступления, как и сообщения, часто планируются так, чтобы они дополняли друг друга при обсуждении проблемы, раскрывали разные стороны или точки зрения на проблему.
Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Научно-популярные лекции читают для широкого круга слушающих. В лекции все должно быть логично, понятно для слушателей, все сложные термины и слова необходимо объяснить. В лекции обязательно надо выделить отдельные пункты. Лекции обычно бывают по длительности от 20—30 мин до 1 —1,5 ч.
Беседа — развернутый, подготовленный диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая (не более 30 человек) и слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают. Это в основном классный коллектив.
Определившись с видом публичного выступления, его целевой направленности, педагог должен подготовить свою речь.
Основные этапы подготовки публичной речи:
  1. сбор материала,
  2. отбор материала и его организация,
  3. обдумывание материала,
  4. подготовка тезисов или плана,
  5. стилистическое оформление,
  6. написание текста выступления,
  7. мысленное освоение,
  8. проба речи.
Самым важным и сложными этапом подготовки к предстоящему выступлению перед аудиторией является этап написания текста, в котором должна быть чётко выстроена композиция (структура).

Структура написания текста

Написание текста для выступления обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Остановимся на каждом этапе построения речи для выступление подробнее:
Вступительная часть. Во вступлении подчеркивается актуальность проблемы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением публичной речи стоит важная психологическая задача - подготовить слушателей к восприятию данной темы.
Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории?
Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами говорящего, глубже осмыслить высказанное положение.
Эффективное средство завоевания внимания слушателей - вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей.
Основная часть. Наиболее ответственная часть выступления. Её задача не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.
В основной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала. М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой».
Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Учителю необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.
Заключительная часть. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Довольно часто мы бываем свидетелями того, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов.
Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно оправдывться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели потратили время напрасно. Этого не следует делать.
Каким же должно быть заключение?
Рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.
Итак, подготовка публичного выступления и написание текста речи завершены, остался 1 вечер до начала выступления.
Психологи предполагают, что каждый преподаватель перед встречей с аудиторией (со слушателями) должен подготовить себя к этому как морально, так и физически.
1). Перед началом выступления необходимо отдохнуть, побыть одному;
2). Желательно еще раз мысленно представить план занятия (выступления), продумать наиболее ответственные его места, можно проговорить часть материала про себя или вслух, не напрягая, однако, голоса;
3). Надо отбросить все, не имеющее отношение к теме занятия, целиком переключиться на предстоящее выступление. Это будет способствовать преодолению излишнего волнения;
4). До начала занятия, по возможности, следует оценить условия (помещение) в которых предстоит говорить. Размер аудитории (помещения) должен соответствовать количеству слушателей, т.к. управлять компактной аудиторией гораздо легче, чем рассредоточенной. Да и весь характер речи преподавателя зависит от количества слушателей. Одно дело вести доверительную беседу (дискуссию) с 10-15 слушателями, и совсем другое читать лекцию для 50 -100 человек в большом актовом зале.
5). Перед входом в аудиторию должны быть закончены все приготовления: на ходу не рекомендуется застегиваться, перебирать свои записи, поправлять прическу, галстук.
6). Может возникнуть вопрос: “Какое место выбрать для выступления (чтения лекции)?”. Следует учитывать следующее, что трибуна неизбежно уменьшает возможность воздействия на аудиторию, она сковывает движения и жесты, отдаляет от слушателей. Поэтому, чтобы достичь тесного контакта со слушателями, можно расположиться перед трибуной или сбоку от нее.
В заключении сказанного, важно заметить, что публичная речь учителя должна служить образцом, который воспринимает либо ребёнок либо его коллегам. Поэтому публичное выступление должна быть тщательно продумана, отвечать всем перечисленным выше требованиям.

Библиотека
материалов

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА.

Важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности является общение. Речевое общение – одно из основных средств воспитания и развития школьников. Много мудрых советов относительно речевого общения педагога дал выдающийся педагог-новатор В.А.Сухомлинский. Речевую культуру учителя он называл «зеркалом его духовной культуры» и требовал от учителя мастерского владения словом: «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, , целеустремленным, полновесным».

Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя.

Речь является как средством преподавания, так и средством учения. Речь преподавателя формирует речевую культуру учащихся и служит для них образцом. Посредством речи педагог передает определенную информацию, развивает и обогащает интеллект учащихся, побуждает учеников к деятельности на основе полученных знаний, управляет вниманием учащихся, образует мир их представлений и понятий. Именно через речь преподаватель сообщает свое настроение, характер, интеллект, волю, свое отношение к учащимся и к преподаваемому предмету, через речь – выражает свои мысли и чувства. Учащиеся запоминают прежде всего мысли и настроение преподавателя, но в памяти откладывается лишь та речь, которая обладает логичностью и точностью, грамматической правильностью, оригинальностью, уместностью и экономичностью. Качество усвоения знаний учащимися зависит от точности формируемых педагогом предложений, понятий.

Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения стараются, подражая молодежной речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать материал. Однако такое поведение недопустимо. Учитель должен являться для школьника образцом для подражания, примером как в культурном, так и в речевом плане. Педагог - человек, который воспитывает в ребенке понятие о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому к речи педагога предъявляются такие высокие требования, а именно:

Содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся);

Грамотность речи и лексическое богатство;

Логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется в виду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);

Техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);

ABOUT FEATURES OF VOICE OF CULTURE MODERN TEACHER

Tatiana Naumova

Anastasia Rybakova ,

3rd year student of the Faculty of Preschool and Primary Education of N. Novgorod State University, Russia Arzamas

Olga Tikhomirova,

PhD in pedagogy, docent of N. Novgorod State University, Russia Arzamas

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются элементы речевой культуры современного педагога, значение выразительных возможностей речи в его профессиональной деятельности. Представлены рекомендации по организации продуктивного профессионального общения .

ABSTRACT

This article discusses elements of speech culture of the modern teacher, meaning of expressive possibilities of speech in his professional activities. Are presented recommendations on the organization of productive professional communication.

Ключевые слова: учитель; речевая культура; выразительные возможности речи; педагогическое взаимодействие.

Keywords: teacher; speech culture; expressive possibilities of speech; pedagogical interaction.

В профессии учителя, педагога слову принадлежит ведущая роль - оно является главным инструментом воздействия на личность воспитанника, «орудием» его обучения и развития. Педагогическое общение представляет собой одну из основных форм взаимодействия учителя и обучающегося. Оно в большей степени регламентировано образовательно-воспитательным процессом, однако, поскольку общение чаще всего протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное значение.

Эмоциональная выразительность - характеризуется «насыщенностью» чувствами произносимых слов, речи в целом. По некоторым данным, понимание речи на 40 % зависит от ее экспрессивной партитуры. На наш взгляд, в педагогической профессии, как ни в какой другой, важно выражать искреннее отношение к произносимому, значима - «артистичность» интонаций, поскольку это позволяет оказывать эффективное воспитательное воздействие. Эмоционально окрашенные отдельные слова или произносимые с «особой интонацией» фразы делают речь педагога «живой», акцентируют внимание на наиболее важных моментах. И наоборот - ровная, не насыщенная чувствами речь педагога не может мотивировать к изучению материала, развитию интереса воспитанников к чему-либо, снижая тем самым эффективность образовательного процесса;

лексическая выразительность - это свойство речи, основанное на использовании точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесных оборотов, а так же синонимов, омонимов и терминов. Потенциал русского языка в выражении мысли человека - очень широк. В целях профессионального самосовершенствования необходимо постоянно обогащать речь, используя ее лексическое богатство;

фонетическая выразительность - это умение педагога владеть хорошим и грамотным произношением, ритмикой, темпом и громкостью. Не уместен для педагога «пулеметный» темп, еще хуже крик, а тем белее визг. Старая восточная мудрость гласит: если ты кричишь, значит, ты не прав и слаб. Не маловажную роль играет тембр голоса - это обязательный атрибут речи каждого педагога и не только. Бас, баритон всегда ласкают слух, а визгливый, хриплый, глухой голос портят восприятие даже правильных по смыслу слов. Опрос учащихся начальных классов ряда школ г. Арзамаса позволил выявить, что им приятно слушать голос: средней громкости, четко проговаривающий слова, «добрый», не хриплый, не визгливый.

грамматическая выразительность - по мнению большинства исследователей менее значительна и менее заметна. Однако данную особенность активно используют писатели, поэты, расширяя границы выражения своих эмоций. Также и педагог, к примеру, употребляя одну форму числа имен существительных вместо другой, придает отрицательные, реже - положительные оттенки значения конкретному слову, высказыванию…

звуковая выразительность , так же присуща педагогам. Она заключается в сопровождение высказываний уместным/неуместным покашливанием, вздохами, хмыканьем, смехом, несущими смысл звуками «у-у-у», «а-а-а».

Из всего выше изложенного, мы можем сделать вывод, что педагогически совершенная речь отличается ясностью вложенной в нее мысли, выразительностью слов и интонаций, четкостью произношения, нужной громкостью, использованием уменьшительных и ласкательных слов, идиомов, афоризмов, пословиц, дидактических повторов...

Считаем необходимым отметить, что педагогу присуще сопровождение речи комплексом неречевых средств, а именно: мимики, жестов, позы, осанки, походки. Педагогу, нацеленному на профессиональное саморазвитие, при организации педагогического общения следует помнить о мимике, продумывать, какая она должна быть, какая она есть, когда и как ее менять; следует избегать бессмысленной жестикуляции.

Рассматривая общую психотехнику общения, уточнили, что умение правильно и грамотно общаться - имеет огромное значение для успеха педагога в деле воспитания и развития личности учащихся. Считаем, что следует придерживаться следующих основных правил общения :

· правило разработки сценария и плана предстоящего общения - особенно ценно для педагога, поскольку реализует функцию целеполагания в профессиональной деятельности. Педагог должен четко представлять: вопросы и ответы, которые могут возникать в ходе общения, цель общения, его результаты, какими методами, с помощью каких средств добиться запланированного;

· правило коммуникативной проработки общения. Для педагога важно продумать не только общую схему общения, но и то, что сказать, как сказать, когда сказать;

· правило психологичности, заключается в умении учитывать психологические аспекты общения: желание общаться, наличие/отсутствие барьеров общения и другое;

· немаловажную роль для педагога играет правило оказания благоприятного впечатления на собеседника, в частности: внешний вид и поведение, одежда (данный компонент имиджа современного педагога рассмотрен более подробно нами ранее) ;

· правило диалогичности: собеседник (в том числе - воспитанник) чувствует себя увереннее, будет более искренен, если педагог показывает свою заинтересованность в общении, стимулируя и поддерживая тем самым активность собеседника. Важно слушать не только слова, но и стремиться понять, что он хочет и не хочет сказать, что отстаивает, чего добивается.

Анализируя особенности педагогического общения, отметим и такую особенность (имеющую негативную характеристику), как психотравмирующее для детей и их родителей поведение педагога (дидактогению). Другими словами, это унижение детей, неуважительное отношение, прилюдное высмеивание. В контексте рассматриваемого вопроса, считаем недопустимым подобное «речевое поведение». Вслед за Щурковой Н.Е., Дериклеевой Н.И., рекомендуем придерживаться следующих основных рекомендаций при организации продуктивного педагогического общения:

    умей признавать свои ошибки и старайся не повторять их;

    если ученики совершают что-то плохое, подумай, где ты совершил ошибку;

    чаще вспоминай себя в детстве - легче будет понять детей;

    в конфликтных ситуациях старайся представить себя на месте своего ученика;

    не принуждай ребенка к откровенности, умей ждать!

    старайся видеть даже самые маленькие успехи детей и радоваться им;

    организуй работу с детьми так, чтобы они как можно больше общались друг с другом, слышали друг друга;

    ничего не делай за своих учеников, но делай вместе с ними;

    развивай в себе умение быть смешным, смеяться над собой, своими недостатками .

Список литературы:

    Дереклеева Н.И., Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2006, - с. 291.

    Касаткина Е.С., Имидж современного учителя: гендерный аспект / Касаткина Е.С., Круглова О.А., Кузина И.В., Тюрина Т.В.//Грани познания. - 2010. - № 2 (7), - С. 30-31.

    Наумова Т.В., Внешний вид как важный компонент имиджа современного педагога / Наумова Т.В., Рыбакова А.В., Карсакова В.В., Малышева О.К. // Наука и образование: векторы развития: материалы I Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2013. - С. 117-122.

    Имидж современного педагога

  1. Слайд 2

    Существует ли имидж у учителя? Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Причина - большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность.... Л.М. Митина

  2. Слайд 3

    Отношение к имиджу у самих педагогов разное… Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

  3. Слайд 4

    Имидж Совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.

  4. Слайд 5

    Что такое имидж педагога? Эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании

  5. Слайд 6

    Структурные компоненты имиджа: 1. Визуальный образ: костюм, прическа, мимика, пластика, макияж. 2. Внутренний образ: а) вербальное поведение: голос, настроение. б) невербальное поведение: манера поведения, жесты, мимика, этикет. 3. Менталитет: интеллект, духовная практика.

  6. Слайд 7

    Составляющие имиджа (А.Ю.Панасюк) габитарная (от лат. Габитус - внешний вид) - одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт. кинетическая - осанка, походка, жестикуляция, мимика (выражение лица, улыбка, направление и продолжительность взгляда). речевая - культура устной и письменной речи, грамотность, стиль, почерк, средовая - созданная человеком среда обитания (интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе и т.п.). овеществленная - созданные человеком продукты его труда

  7. Слайд 8

    Как менялся имидж… 30-е годы.. Хороший учитель – это…1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.

  8. Слайд 9

    40-е и 60-е годы… 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. 60-х годы, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.

  9. Слайд 10

    70-е годы и 80-е … Учитель 70 - х должен быть - справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет. Пятиклассникам импонировали в личности учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Шестиклассники наряду со строгостью ценят справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность.

  10. Слайд 11

    90-е годы…. Школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.

  11. Слайд 12

    Ядро имиджа Первая установка - высокая самооценка. Вторая установка – позитивное отношение к жизни. Третья установка – вера в добро. Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему. Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия. Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” - позиция “победителя”.

  12. Слайд 13

    Успешные принципы в имидже! Принцип гармонии визуального образа. Принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия. Принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души). Принцип речевого воздействия.

  13. Слайд 14

    Очень важно! Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других. Важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.

  14. Слайд 15

    Вы хотите, чтобы Ваши ученики вспоминали Вас с восхищением?...Тогда за дело!

  15. Слайд 16

    Ухоженность- это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.

  16. Слайд 17

    Основной стиль педагога – это классика. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов.

  17. Слайд 18

    Значение цветов в вашей одежде! Желтый символизирует открытость и оптимизм; Красный – активность, эмоциональность, требовательность к себе и другим;Фиолетовый – замкнутость, но уравновешенность; Синий – рассудительность и педантизм;Зеленый – созидательное начало, спокойствие и реализм; Серый – стремление скрыть чувства и эмоции; Коричневый – практичность и солидность.

  18. Слайд 19

    Психологическая нагрузка Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый педагог воспитывает эти же качества в воспитанниках.Во – вторых, одежда педагога может отвлекать внимание во время занятия, подрывая процесс обучения.

  19. Слайд 20

    Итак, что же надеть педагогу?

  20. Слайд 21

    Плохо воспринимается в деловом стиле одежды орнамент из цветов и крупная клетка. Совершенно недопустимы прозрачные ткани, через которые просвечивает нижнее белье. Неуместно выглядят ажурные, белые или черные чулки или колготки. Они должны быть бежевые, цвета загара или слегка дымчатые и соответствовать цвету одежды и обуви.

  21. Слайд 22

    Украшения из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

  22. Слайд 23

    Хороший вкус – это когда в костюме ничего нельзя отнять, а не прибавить.

  23. Слайд 24

    Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

  24. Слайд 25

    Помним!!! ПРАВИЛО 1: Будь опрятным!ПРАВИЛО 2: Соответствуйте. Ваша одежда должна соответствовать Вашему возрасту и положению, ситуации, времени суток и времени года!

  25. Слайд 26

    Педагог – профессия особенная Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.

  26. Слайд 27

    Следующие правила…. ПРАВИЛО 3: Следите за речью!ПРАВИЛО 4: Будьте общительны и доброжелательны. Но не забывайте о необходимой дистанции

  27. Слайд 28

    Обаяние –это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии.

  28. Слайд 29

    Личные качества … Три группы качеств: качества, которые позволяют понимать внутренний мир ребенка, сопереживать ему;качества, которые обеспечивают владение собой; качества, способствующие активному воздействию на ребенка.

  29. Слайд 30

    Проблема Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам не хватает самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.

  30. Слайд 31

    Помните!!! Привлекательные людичасто и охотно улыбаются;обладают хорошим чувством юмора;естественно себя ведут;позитивны;часто и охотно говорят комплименты;знакомы с этикетом и следуют ему;уверены в себе;умеют посмеяться над собой;быстро вызывают человека на разговор о нем самом;осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;дружелюбны, с ними легко в общении.

  31. Слайд 32

    Еще одно правило…. ПРАВИЛО 5: Самосовершенствуйтесь! Для учителя это очень важно. Мы должны идти в ногу со временем. Не бойтесь учиться! Чаще вспоминайте пословицу: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Будьте в курсе событий, овладевайте новыми технологиями! Тогда Вы будете интересны своим ученикам.

  32. Слайд 33

    Кто создает имидж? Во-первых, сам человек, который придумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры-профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т. п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение. В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники

  33. Слайд 34

Областная научно-практическая конференция «Русский язык и его роль в развитии культуры, науки, образования». «Русский язык и культура речи педагога». Выполнила: Брызгалина Е.В. учитель русского языка и литературы. г. Удомля. В оный час, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом воздвигали города. Н. Гумилев Русский язык - важнейший фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Это система символов и понятий, через которые наш современник видит мир, пересоздает его, оценивает в нем свое место. Ускорение ритма жизни, прагматизация мышления приводят к тому, что подчас язык «Евгения Онегина» и «Тихого Дона» не умеет «оказывать услуги» тем, кто общается исключительно по мобильному телефону или через брокерские конторы. Очевиден кризис русскоязычного сознания, результат которого – волна «новояза» в повседневной речи наших соотечественников. Вот почему нет сегодня более важной для становления нации в ее новом качестве проблемы, чем кризис культуры речи. Педагог, формирующий поколение, которое объединяет гуманистические идеалы с технологическими приоритетами, видит и объясняет мир через призму культуры речи учителя. «Границы моего языка означают границы моего мышления», - декларирует Л. Витгенштейн: каждый из нас – языковая личность, и мы воспринимаем и оцениваем мир настолько, насколько это делает наш язык, производное от него – наше речевое поведение. Культура речи – важнейшая часть культуры личности; для учителя – еще и личности каждого из тех, чей духовный облик он формирует. В наши дни наблюдается деградация языкового сознания и речевого поведения многих из тех, кто вошел в наступающее тысячелетие. Отмечается уменьшение активного словарного запаса носителей языка, опасная для его функционирования засоренность иноязычной лексикой, прежде всего англицизмами; обилие слов-паразитов, «какбизм» (М. Р. Савова), проникно-вение в речь элементов тюремной субкультуры («тюрьмизмы»), попытки легализации арго и бранной лексики. Состояние языка, речи отражает состояние всей нации. Возродить гордость за «этот клад, это достояние» можем только мы, учителя. И лишь сами для себя этот клад нашедшие, т. е умеющие видеть грани и светотени русского слова. Что педагог может противопоставить потоку языкового хулиганства, внедряемого с экранов телевизора, кассет и дисков? Проектирование личности, владеющей потенциалами родного языка, предполагает знание индивидуальных запросов и потребностей, а также зоны актуального и ближайшего развития учащихся. И следовать нужно именно от них, незаметно формируя новые установки и мотивации, одна из которых - овладение богатствами родного языка. О необходимости оттачивать речь стоит не просто говорить ребятам: эту речь, точную, логичную, выразительную, им надо показывать. Культура речи учителя объединяет факторы филологический и педагогический. А сегодня это еще и важнейший этиологический фактор, за которым - перспективы национального менталитета, возможность быть или не быть. И если культура речи – принципиальная характеристика общей культуры человека, то культура речи учителя – характеристика общей культуры, состояния и социальных перспектив всей нации. Культура речи – это характеристика устной и письменной речи, выражающаяся в соблюдении норм литературного языка, качеств грамотной речи и коммуникативной целесообразности основных стилистических и риторических параметров сказанного. Это знание и нормы, и ситуации общения. Нормативная сторона речи – ее грамматическая правильность, соответствие нормам орфоэпии, акцентологии, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса. Целесообразность речи – ее соответствие таким качествам, как точность, логичность, уместность, чистота, краткость, действенность, выразительность. Культура речи как качество личности – умение не только нормативно и целесообразно строить речь, но и говорить так, чтобы собеседник с максимальной полнотой понимал сказанное. Объем понимания – отражение качеств речи педагога. Учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, он речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится. Культура педагогической речи учитывает данные многих наук. Оказываясь конкретизацией культуры речи в целом, она делает акцент на оптимальность высказывания и общения для целей и задач преподавания – учения – обучения. Это следует из особенностей самой деятельности педагога, однако, сколь бы ни была своеобразна его речевая манера и сколь бы ни разнообразны оказались внедряемые им методы, речевые нормы и качества грамотной речи устойчивы. А коммуникативные задачи, являясь прямым, главным и подчас единственным выражением педагогических, отливаются в те нормы и нормативные категории, которые изучаются культурой речи. Военная пословица гласит: «Пулей попадешь в одного, а метким словом в тысячу». Надо ли говорить, что для преподавателя значение словесного общения, включающего объяснение нового материала на уроке, выступления перед учащимися и коллегами, воспитательную беседу, анализ ошибок учеников невозможно переоценить. В то же время искусство речи - ахиллесова пята многих педагогов. «Я твердо убежден, - писал В. А. Сухомлинский, - что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить со своими учениками». Практика показывает, что эффективность учебной работы также снижается из-за неумения учителя пользоваться богатейшими возможностями родного языка. Культура речи проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Жестикуляция помогает уточнить сказанное, указать на ошибки. Четкая дикция, грамотная речь, удачно подобранные иллюстрации делают материал доходчивым. Особое внимание педагог должен уделять фатическим (контактоустанавливающим) элементам занятия, т.к. они очень важны для формирования взаимоотношений учителя и учащихся, с наибольшей силой влияют на разворачивающийся процесс занятия, определяют психологические роли его участников. Каждый фатический элемент: приветствие, обращение, сообщение темы урока, постановка оценки, комментарий к ответу, похвала и порицание должен иметь свою специфическую интонировку, свои нацеливающие на восприятие или действие речевые алгоритмы. Чтобы владеть палитрой средств речевого воздействия и взаимодействия необходимо знать и уметь применять основные законы языка и нормы словоупотребления и словосочетания. Для оптимального профессионального общения учитель также должен владеть контекстами речи: лингвистическим (состоящим из слов и фраз), паралингвистическим (сопровождающим высказывание голосовыми модуляциями), экстралингвистическим (мимико- жестикуляционными особенностями), ситуационным (деталями, образующими ситуацию общения). Поскольку «говорит не слово, а музыка за словами» (Ф. Ницше), подлинный смысл произносимого увидеть невозможно, если не учитывать невербальных контекстов речевого сообщения. Умение глубоко, содержательно, образно, литературно правильно изложить собственные мысли, убедить учащихся в правильности своих взглядов, отстоять личное мнение в дискуссии – неотъемлемые качества квалифицированного педагога. От этого умения в значительной мере зависит эффективность обучения воспитанников, общения с ними. И овладеть этими умением может каждый учитель, помня высказывание В. Г. Короленко о том, что «слово - это не игрушечный шар, летящий по ветру, это орудие работы: он должен подымать за собой известную тяжесть». БИБЛИОГРАФИЯ 1. Ершова А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. – М.; Воронеж: Изд- во Междунар. пед. акад., 1995. 2. Мурашов А. А. Культура речи: Учеб. Пособие.- М.: Издательство Московского психолого- социального института, 2004. 3. Мурашов А. А. Культура речи учителя.- М.: Изд- во Междунар. пед. акад.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 4. Русецкий В. Ф. Культура речи учителя. – Минск, 1995. 5. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения.- М: Московский психолого- социальный институт; Флинта, 1998. Управление образования администрации Удомельского района Тверской области Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» ДОКЛАД Тема: «Русский язык и культура речи педагога». Брызгалина Екатерина Викторовна учитель русского языка и литературы. г. Удомля 2007 год

С целью определения средств общения необходимо вернуть-ся к основным функциям делового общения.

Деловое общение – это прежде всего коммуникация, которая должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает наличие следующих знаний:

– знать средства коммуникации, как правильно ими пользо-ваться в процессе общения;

– как преодолевать коммуникативные барьеры непонимания;

– с помощью каких средств сделать коммуникацию успеш-ной.

Все средства общения делятся на вербальные и невербаль-ные.

Вербальное общение – использует в качестве знаковойсистемы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков. Речь является самым уни-версальным средством коммуникации, поскольку при переда-че информации при помощи речи менее всего теряется смысл общения.

Речь – это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык – это совокупность звуковых, сло-варных и грамматических средств выражения мыслей.

Как писала Г. И. Щукина: «Через призму речевой деятельно-сти можно проследить стиль и характер общения, личностное от-ношение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам.

В речевой деятельности проявляется эрудиция, педагогическое мастерство, умение педагога строить свои контакты с учащими-ся, это его профессиональное средство, “ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника”»35.

В зависимости от цели речь педагога может быть развлека-тельной, где главное – занимательность, интерес, поддержание внимания; информационной – дает новое представление о пред-мете; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям че-ловека; убеждающей – предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение, призываю-щей к действию. В профессиональном педагогическом общении


35 Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в об-учении / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1984. – 174 с.

присутствует все разнообразие видов речи, независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:

1) грамотность построения фраз;

2) простота и ясность изложения;

3) выразительность:

а) интонация и тональность;

б) темп речи, паузы;

г) словарное богатство;

д) образность речи;

е) дикция;

4) грамотное произношение слов;

5) правильное использование специальной терминологии.



В профессиональном педагогическом общении убедитель-ность речи достигается грамотностью, ясностью, выразительно-стью, которые определяют культуру речи педагога.

Грамотность построения фраз предполагает твердое знание грамматических правил, это дает возможность педагогу пра-вильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, ос-мысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и по-нимание учебного материала.

Другой составляющей является простота и ясность изложе-ния. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для по-нимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что от них требуется. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояс-нения примеров.

Выразительность как составляющая культуры педагога до-стигается как подбором нужных слов и синтаксических конструк-ций, так и активным использованием основных компонентов вы-разительности устной речи – тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции. Интонация и тональ-ность воздействуют не только на сознание, но и на чувства уче-ников, так как придают речи эмоциональную окраску словам и фразам.

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло, невырази-тельно, с запинками и речевыми ошибками. И, наоборот, мало-содержательная речь, произнесенная фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление.

Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной. В зависимости от си-туации педагог должен использовать все богатство тональности. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно отталкивает учащихся от учителя.



Выразительность определяет и темп речи. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку ученикам при ней трудно со-средоточиться на том, что говорит педагог, так и очень медлен-ная речь, подавляющая активность учащихся.

Включение в речь пауз при их правильном использовании по-зволяет лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи пе-дагога, его сообщения.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи педагога, является динамика звучания голоса, варьирование его силы. Недостаточно громкая речь неблагоприятно действует на слушателя. Она приводит к быстрому утомлению учащихся, которые вследствие этого перестают следить за содержанием речи педагога. Одинаково громкая речь на протяжении всего общения также имеет отрицательные последствия: ученики от-ключаются от восприятия. Следовательно, педагог должен с по-мощью динамики в своей речи выделять значимое, постоянно варьировать силой голоса, что придаст речи эмоциональность, выразительность, красочность.

Словарное богатство способствует приданию речи красочно-сти, а через нее – и выразительности. Умелое применение по-словиц, поговорок, метафор, афоризмов делает речь образной, эмоционально насыщенной. При этом необходимо учитывать, что пользоваться надо только доступными для детей определен-ного возраста речевыми средствами.

Дикция – ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание учащимися речи педагога.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить перед собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально.

Введение

Значение речи педагога в постижении молодым поколением законов развития природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений с людьми -- факт бесспорный, доказанный многовековым существованием педагогической профессии.

Деятельность преподавателя сопряжена с проблемами развития речи, и прежде всего с речевой культурой, которая развивается на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами.

Проблема речевой культуры в профессиональной деятельности разрабатывалась психологами и педагогами Л.С. Выготским, Л.А. Введенской, П.Я. Гальпериным, И.А. Зимней, В.В. Ильиным, В.В. Краевским, А.Н. Ксенофонтовой, В.И. Максимовым, Л.И. Скворцовым, Л.В. Соколовой и другими.

Речевая деятельность в педагогическом процессе, по словам А.Н. Ксенофонтовой, выполняет важную задачу создания условий для стимулирования и проявления активной позиции учащегося. Субъективность позиции учащихся выражается в форме конструктивных предложений, в способности проявить самостоятельность в речевых выражениях. Преподаватель опирается на речевую активность студентов, их самостоятельность и творческие возможности.

Вне речевой деятельности невозможно представить себе ни одной сферы человеческой деятельности, общения людей, духовной культуры человечества. Еще Л.С. Выготский выделял речевую деятельность как фундаментальную и видел в ней богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных процессов человека.

В данной работе рассмотрим особенности речевой культуры современного преподавателя.

Речевая культура современного преподавателя

Речь педагога обеспечивает выполнение задач обучения и воспитания молодежи. Преподаватель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Поэтому речь педагога -- это важный элемент его педагогического мастерства.

Ученые Ф.Н. Гоноболин и Т.А. Ладыженская утверждают, что словосочетание «речь учителя» (синоним -- «педагогическая речь»), как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса -- устные высказывания. Устная речь учителя -- это речь, создаваемая в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи, например чтения вслух параграфа учебника).

Педагогическая речь призвана обеспечить:

а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

С понятием «педагогическая речь» тесно связано понятие «коммуникативное поведение учителя». Выдающийся психолог А.А. Леонтьев в работе «Педагогическое общение» под коммуникативным поведением подразумевает не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учащихся, стиль их работы.

Речь педагога становится образцом для детей. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).

К сожалению, в речи современного педагога много штампов, речь недостаточно образна и выразительна (в смысловом аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Культура речи педагога определяется уровнем его общей культуры. Постоянная работа педагога над собой, повышение уровня общей культуры будут способствовать и росту его педагогического мастерства.

В течение всего дня педагогу следует быть более внимательным как к своей речи, так и к речи детей. Так как при любых нарушениях или отклонениях в развитии детей можно обнаружить речевые проблемы. Необходимо учить детей слышать образность речи, замечать ошибки в своей и чужой речи, исправлять их.

Но в работе современных педагогов встречаются типичные ошибки:

Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Речевая активность педагога превалирует над детской. Важно обеспечить речевую активность всех детей, а не только активных, приходить на помощь затрудняющемуся ребенку;

У детей не формируется умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз;

Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей. Целесообразно эмоционально откликаться на детские высказывания и обобщать сказанное детьми, используя образную лексику;

Очень часто педагоги требуют от ребенка только «полных» ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса: на репродуктивный вопрос - краткий ответ, подчас однословный. На поисковый вопрос - развернутый ответ. Вопросы типа: Почему? Как ты считаешь? Что тебе запомнилось? … предполагают развернутые высказывания детей, состоящие из одного или нескольких предложений.

Дети часто выделяют среди педагогов «любимых» и «нелюбимых». Одним из важнейших признаков, позволяющим ученикам так «классифицировать» своих преподавателей, является их речевое поведение.

В современной школе существует три типа языковых культур учителей:

1. Носители элитарной речевой культуры

2. Представители «среднелитературной» культуры

3. Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения

Начну с характеристики представителей элитарной речевой культуры. Это идеальный тип речевого поведения педагога, к сожалению, в современной школе, встречающийся крайне редко.

Носители элитарной речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой дифференциации литературного языка и каждый функциональный стиль используют в соответствии с ситуацией. При этом переключение с одного стиля на другой происходит как бы автоматически, без особых усилий со стороны говорящего. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении.

речь педагог языковой культура

Одним из признаков элитарной речевой культуры является безусловное соблюдение всех этических норм, в частности, норм национального русского этикета, требующих разграничения ты- и вы- общения. Ты-общение используется только в неофициальной обстановке. Никогда не допускается одностороннее ты-общение.

Они пользуются языком творчески, их речь обычно индивидуальна, в ней нет привычной заштампованности, а в разговорной речи - стремления к книжности.

Учителю «первого типа» необходимо иметь, в первую очередь, любовь к детям и преподаваемому предмету. Дружелюбное отношение - залог доброжелательной речи и потворствует желанию продолжать общение между участниками беседы. Хорошему педагогу, в процессе речевого общения, необходимо помнить, что его речь должна быть:

1. Эмоциональной, громкой, четкой, насыщенной эпитетами и сравнениями.

2. Орфоэпически правильной.

3. Уверенной, для чего необходимо знание материала.

4. Подготовленной: должны быть продуманы любые случаи незапланированного развития беседы. Доброжелательный ответ на все.

Учитель должен иметь философское, невраждебное чувство юмора. В большинстве случаев такой педагог представляется детям образцом для подражания. Именно поэтому ему необходимо тщательнейшим образом следить за своей речью, так как дети не прощают ошибок тем, кто их учит.

Гораздо чаще в школе встречаются преподаватели, которые являются носителями «среднелитературной» языковой культуры. Их речевое поведение отражает гораздо более низкий уровень их общей культуры: невозможность творческого использования крылатых выражений разных эпох и народов, художественных образцов классической литературы, незнание литературных норм произношения слов, а нередко и их значений порождает языковую бедность, грубость и неправильность речи. Нарушения произносительных норм у них не единичны, а образуют систему.

Как следствие всего этого - речевое поведение, которое характеризуется:

2. Раздражением: когда ученик задает вопрос, а учитель не знает на него ответа. Грубость в голосе.

3. Отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к контакту.

4. Незнанием цитат из художественных произведений (для учителя литературы), т.к. это не ведет к восприятию изучаемого материала.

Неправильной постановкой ударений, что недопустимо для учителя-словесника. О невысоком общекультурном уровне таких педагогов говорит их излишняя самоуверенность: например, делая неправильное ударение в слове, многие из них доказывают, что это правильно, что существуют различные варианты произносительной нормы.

5. Скупостью на синонимы, сравнения, эпитеты.

6. Частой повторяемостью одного и того же слова в процессе объяснения, за исключением терминологии.

7. Недостаточное уважение к адресату. Как правило, это выражается в неполном следовании именно нормам устной речи - стремление говорить длинными, сложными фразами с деепричастными и причастными оборотами. Таким образом, ведется политика устрашения собеседника, подавления его желания говорить, отстаивание своей, даже неверной, точки зрения.

Далекой он норм публичной речи и поэтому фактически невразумительной является речь представителей еще более низких типов речевых культур. Сегодня немало носителей литературного языка, для которых разговорная система общения является фактически единственной, во всяком случае, в устной форме речи. К несчастью, представителей этого типа немало и в массовой школе. Многие учителя считают, что с учениками необходимо говорить понятным им языком и, поэтому, стараются, подражая молодежной речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать материал. Они думают, что таким образом им удастся завоевать уважение школьников, «влиться» в их мир. Однако, как было отмечено выше, учитель должен являться для школьника образцом для подражания и в культурном и в речевом плане. Педагог является человеком, который воспитывает в ребенке понятия не только о нравственности, но и о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому такое поведение недопустимо. Следует отметить, что в большинстве случаев этим «грешат» молодые педагоги, которые часто видят в школьниках своих будущих друзей.

В заключение нужно отметить, что важно понимать, что с детьми разного возраста необходимо иметь разную тактику ведения беседы. Учитель не можем себе позволить одинаково разговаривать с учеником третьего и восьмого класса. Необходимо помнить, что именно возможность заинтересовать учащихся собой и своим предметом ведет к полноценному диалогу.

Детская психика - самое дорогое, что есть у преподавателя, он должен её беречь, а соответственно, следить за тем, какое зерно он посеет в неокрепших душах учеников. Это задача настоящего современного учителя.

Заключение

Коммуникативная культура обусловливает духовное развитие личности, формирует ее нравственный облик и является выражением нравственной жизни человека и составной частью формирования общей культуры личности в целом.

Специфика педагогического общения, как условия создания гуманной развивающей среды в образовательном процессе, определяет приоритет коммуникативного аспекта в личностной культуре учителя.

Эффективное педагогическое общение предопределяется коммуникативной культурой учителя, стремление к ее совершенствованию - обязательное условие педагогического мастерства.

В психолого-педагогической литературе коммуникативную культуру рассматривают в связи с характеристикой взаимодействия людей; знаниями и умениями; как личностное качество и поведение, проявляющееся в отношении с людьми; в связи со способностями в общении.

На основе анализа литературы коммуникативная культура рассматривается нами как совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, оказывающая успешное воздействие на учащихся и позволяющая наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач.

Список использованной литературы

1. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т.В. Иванчикова / / Педагогика. - 2009. - N 3. - С. 83-89.

2. Измайлова М.А. Деловое общение: практическое пособие для всех специальностей / М.А. Измайлова, О.В. Ильина, Рос. ун-т кооперации. - М. : [б. и.] , 2007. - 82 с.

3. Котова И.Б. Общая психология: учебное пособие для вузов / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М. : Дашков и К" , 2008. - 478 с.

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для педагогическим специальностям вузов / М.Р. Львов. - М. : Академия, 2002. - 272 с.

5. Олешков М.Ю. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения / М.Ю. Олешков / / Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - N2. - С. 43-50.

6. Основы педагогического мастерства М.: Издательский центр «Академия» 2008 г. -- 256 с.

7. Риторика: учебник / ред. Н.А. Ипполитова. - М. : Проспект, 2008. - 447 с.