Лаврентьевская летопись 1185 год читать. Особенности издания лаврентьевской летописи в составе "полного собрания русских летописей"

Списки летописи

Лаврентьевская летопись оказала влияние и на позднейшие летописи - Троицкую , Новгородско-Софийский свод и др.

Хронология известий

Согласно подсчётам Н. Г. Бережкова, в Лаврентьевской летописи за 1110-1304 годы содержится 101 мартовский год, 60 ультрамартовских , 4 года ниже мартовских, 5 пустых, 26 не сохранились .

Группы 6619-6622 (1110-1113), 6626-6627 (1117-1118), 6642-6646 (1133-1137) годов ультрамартовские. 6623-6678 (1115-1170) в целом мартовские. 6679-6714 (1170-1205) в целом ультрамартовские. Но 6686 (1178), 6688 (1180) мартовские.

Третья группа лет: с повторного 6714 до 6771 (1206-1263) мартовские, но среди них 6717 (1208), 6725-6726 (1216-1217), 6740 (1231) - ультрамартовские. Читаемые после лакуны 6792-6793 (1284-1285) мартовские, 6802-6813 (1293-1304) ультрамартовские.

Издания

  • ПСРЛ. Т.1. 1846.
  • Летопись по Лаврентьевскому списку. / Издание Археографической комиссии . СПб, 1872. 2-е изд. СПб, 1897.
  • ПСРЛ. Т.1. 2-е изд. / Под ред. Е. Ф. Карского. Вып.1-3. Л., 1926-1928. (переиздания: М., 1961; М., 1997, с новым предисловием Б. М. Клосса; М., 2001).
  • Лаврентьевская летопись. (Полное собрание русских летописей. Том первый). Ленинград, 1926-1928
  • Лаврентьевская летопись (укр.)

Важнейшие исследования

  • Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М.: Изд.-во АН СССР, 1963.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сэндхарст
  • Климова, Екатерина Александровна

Смотреть что такое "Лаврентьевская летопись" в других словарях:

    ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - написана монахом Лаврентием и другими писцами в 1377. В основе владимирский свод 1305. Начинается Повестью временных лет (древнейший список) … Большой Энциклопедический словарь

    ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, написана монахом Лаврентием и другими писцами в 1377. Начинается Повестью временньгх лет (древнейший список), включает владимирский свод 1305. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - пергаменная рукопись, содержащая копию летописного свода 1305, сделанную в 1377 группой переписчиков под рук. монаха Лаврентия по заданию суздальско нижегородского кн. Дмитрия Константиновича со списка нач. 14 в. Текст свода начинается с Повести… … Советская историческая энциклопедия

    Лаврентьевская летопись - пергаменная рукопись, содержащая копию летописного свода 1305, сделанную в 1377 группой переписчиков под руководством монаха Лаврентия по заданию суздальско нижегородского князя Дмитрия Константиновича со списка начала 14 в. Текст… … Большая советская энциклопедия

    Лаврентьевская летопись - написана монахом Лаврентием и другими писцами в 1377. В основе Владимирский свод 1305. Начинается «Повестью временных лет» (древнейший список). * * * ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, рукопись на пергаменте с копией летописного… … Энциклопедический словарь

    Лаврентьевская летопись - Лавр ентьевская л етопись … Русский орфографический словарь

    Летопись Лаврентьевская - – летопись XIV в., сохранившаяся в единственном пергаменном списке (ГПБ, F.п.IV.2), переписанном в 1377 г. монахом Лаврентием по заказу великого князя Суздальско Нижегородского Дмитрия Константиновича. Текст Л. доведен до 6813 (1305) г. В шести… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Летопись - У этого термина существуют и другие значения, см. Летопись (значения). Лаврентьевская летопись Летопись (или летописец) это исторический жанр древнерусской литер … Википедия

    ЛЕТОПИСЬ - На Руси* ХI–XVII вв. вид исторической повествовательной литературы, представляющий собой записи о том, что произошло в годовом порядке (погодные записи). Слово летопись образовано от существительного лето* в значении ‘год’. Летописи являются… … Лингвострановедческий словарь

    Летопись - – свод исторических заметок по порядку годов и чисел месяца. Летопись русская, начатая неизвестным киево печерским монахом (может быть, Нестором), была продолжаема разными лицами. Эти продолжения названы или по месту упоминаемых в летописи… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Книги

  • Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись , А. Ф. Бычков. Первый том Полного собрания русских летописей, вышедший в 1846 г., уже давно исчез из научного обихода. Археографическая Комиссия два раза старалась заполнить этот пробел, выпуская вторым и… Купить за 1691 грн (только Украина)
  • Полное собрание русских летописей. Походные и путевые записки, веденные во время польской кампании в 1831 году. 1832. Т. 01. Летопись по Лаврентьевскому списку (Лаврентьевская летопись). 2-е изд , Политковский В.Г.. Книга представляет собой репринтное издание 1872 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

Лавре́нтьевская ле́топись - одна из древнейших русских летописей. Рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, под номером F.IV.2. Название летопись получила по имени монаха Лаврентия, указанного как написавшего данную книгу в колофоне.

Лаврентьевская летопись оказала влияние и на позднейшие летописи - Троицкую, Новгородско-Софийский свод и др.

История нахождения и опубликования

Не позднее конца XVI века и до начала XVIII века Лаврентьевская летопись хранилась в Рождественском монастыре города Владимира. Затем рукопись попала в частную коллекцию. В 1792 году она была куплена графом Мусиным-Пушкиным. Последний подарил её Александру I. В 1811 гуду Император передал летопись в Императорскую публичную библиотеку (сейчас Российская национальная библиотека), где рукопись и находится по сей день.

  • Впервые полностью опубликована в 1846 году в «Полном собрании русских летописей» (том 1).
  • В 1872 году рукопись была частично опубликовани фототипическим способом (опубликована летопись только до 1110 года, т.е. только "Повесть временных лет")

Особенности издания Лаврентьевской летописи в составе "Полного собрания русских летописей"

Издание в составе ПСРЛ выполнено по трём спискам, однако можно считать каждый из этих списков самостоятельной летописью:

  • Лаврентьевский список. Пергаментный кодекс, сохранилось 173 листа, утеряны 12 листов. Сейчас отсутствуют между л.9-10 6 листов о событиях 6406-6429 (898-921) годов, после л.169 - 5 листов о событиях 6771-6791 (1263-1283) годов, после л.170 - 1 лист о событиях 6796-6802 (1288-1293) годов. Эти три лакуны в изданиях ПСРЛ восполняются по тексту Радзивилловской летописи .
: Переписан двумя писцами при незначительном участии третьего, при этом второй писец назвал себя в приписке - это монах Лаврентий (от его имени и происходит название летописи), он указал, что начал работу 14 января, а закончил 20 марта 6885 (1377) года при великом князе Дмитрии Константиновиче и по благословению епископа Суздальского Дионисия. Лаврентий переписал л. 40 об. - 173 об., первый писец - л. 1 об. - 40 об. Чуть позже в летопись вставлены три листа: л. 157 и л. 167 переписаны третьим писцом, а л. 161 - вторым. Текст летописи завершается событиями 6813 (1304) года.
Согласно наиболее распространённому мнению, Лаврентий в точности повторил тверской свод 1304 года. По гипотезе В. Л. Комаровича и Г. М. Прохорова (не принятой Я. С. Лурье и Б. М. Клоссом), рассказ о татарском нашествии 1237-1238 годов подвергся при переписке некоторой переработке.
  • Радзивиловская летопись. Её текст опубликован в т. I ПСРЛ в виде разночтений, а в т. XXXVIII ПСРЛ полностью.
  • Московско-академическая летопись. Совпадающий текст заканчивается описанием смерти княгини Марии в 1205 году. Дальнейший её текст опубликован отдельно и включает в себя относительно подробное изложение событий 1205-1238 годов (л.217-246)), а также краткую летопись 1239-1419 годов (л.246-261), последнее известие помечено октябрем 6927 (1418) года. Её единственный список датируется около 1498 года. Анализ разночтений показывает, что Московско-академическая и Радзивиловская летописи заметно ближе друг к другу, чем к Лаврентьевской.

20 июня 2012 года сотрудники библиотечной системы г. Пскова (5 человек) в составе культурной делегации от Псковской области посетили Президентскую библиотеку им. Б.Н. Ельцина в г.Санкт-Петербург (Сенатская пл., д. 3). Поводом для визита в библиотеку было проведение в рамках года российской истории и празднования 1150-летия российской государственности историко-просветительской конференции «Лаврентьевская летопись. Историческая память и преемственность поколений».

С программой конференции можно познакомиться .

В рамках конференции прозвучали доклады, посвященные 1150-летию государственности, значению Лаврентьевской летописи для истории России и формирования нашей исторической памяти, были обсуждены актуальные вопросы сохранения историко-культурного наследия нашей страны в целом.

Участниками конференции были ведущие специалисты Государственного Эрмитажа, РАН, МГУ и СПбГУ, руководители и специалисты российских национальных библиотек, представители органов государственной власти и общественных организаций, деятели науки и искусства.

Центральным событием конференции стала презентация электронной версии Лаврентьевской летописи . На плазменной панели демонстрировался документальный фильм о том, как проходила оцифровка рукописи.

Как отметила заместитель генерального директора по информационным ресурсам Президентской библиотеки Е. Д. Жабко, электронная версия Лаврентьевской летописи заняла достойное место в коллекции «У истоков российской государственности», подготовленной к 1150-летнему юбилею зарождения российской государственности. Она подчеркнула, что в перспективе этот документ может войти в полное электронное собрание оригиналов русских летописей, которое будет создаваться Президентской библиотекой совместно с партнерами.

Итогом длившихся в течение дня заседаний стал вывод о единодушном понимании важности создания (точнее, воссоздания в электронном виде) не просто исторического документа, а документа, который содержит нравственные основы предков, без которых невозможно существование и дальнейшее перспективное развитие российского общества.

Выражаем огромную благодарность Государственному комитету по культуре Псковской области за предоставленную возможность посещения сотрудниками ЦБС Президентской библиотеки г. Санкт-Петербург и участия в историко-просветительской конференции.

Остальные фотографии, которые дают более полное представление о совершенной поездке в Президентскую библиотеку, можно посмотреть в альбоме нашей группы в контакте: http://vk.com/album-12518403_158881017.

Лаврентьевская летопись. Информационная справка

Лаврентьевская летопись, хранящаяся в фондах Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, принадлежит к числу ценнейших и наиболее известных памятников культурно-исторического наследия России. Эта рукописная книга, созданная монахом Лаврентием в 1377 г., является древнейшей датированной русской летописью.

Она содержит в своем составе старейший список «Повести временных лет» - самого раннего древнерусского летописного произведения, посвященного первым векам истории Руси и ставшего основой историографической концепции зарождения Российской государственности. Именно здесь изложена древнейшая история славян и читается помещенный под 862 годом рассказ о призвании варягов и о прибытии на Русь Рюрика в 862 году. Именно этот год принято считать годом зарождения российской государственности

Лаврентьевская летопись получила свое название по имени писца - монаха Лаврентия, выполнившего основную часть работы по переписке текста. На последних листах рукописи Лаврентий оставил запись, в которой сообщил, что летопись создана в 1377 году по благословению епископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого Дионисия для нижегородского князя Дмитрия Константиновича, и что переписана она «с ветхого летописца».

Рукопись содержит 173 пергаменных листа. Пергамен - особым способом выделанная кожа животных - служил основным материалом письма на Руси до начала XV в., когда пергамен сменяет бумага. Сам материал письма свидетельствует о почтенной древности памятника. До нового времени дошли лишь три пергаменных русских летописи. Помимо Лаврентьевской, единственной точно датированной, это хранящийся в Государственном Историческом музее в Москве Синодальный список Новгородской Первой летописи, имеющий значительные утраты текста, и Троицкая летопись, сгоревшая в Москве в 1812 году.

Повествование об исторических событиях в Лаврентьевской летописи доведено до 1305 года, отражая в разных своих частях южнорусское, владимирское, ростовское и тверское летописания. Памятник является основным источником по истории Северо-Восточной Руси. В составе Лаврентьевской летописи сохранились уникальные произведения древнерусской литературы. Только в Лаврентьевской летописи читается (под 1096 годом) знаменитое Поучение Владимира Мономаха, дошедшее лишь в этом единственном списке.

За свою долгую жизнь Лаврентьевская летопись неоднократно меняла владельцев. Книга хранилась в нижегородском Благовещенском монастыре, затем принадлежала Рождественскому монастырю во Владимире. В XVIII в. рукопись оказалась в библиотеке Софийского собора Великого Новгорода, откуда в 1791 г. в числе прочих рукописей была отправлена в Москву и попала к обер-прокурору Синода графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину (1744-1817). С этого времени Лаврентьевская летопись вводится в научный оборот и вскоре становится одним из основных источников всей русской историографии. Н. М. Карамзин активно использовал памятник в работе над «Историей государства Российского». Именно Лаврентьевская летопись открывает издание Полного собрания русских летописей (первое издание Первого тома серии вышло в 1846 г.). Д.С.Лихачев выбрал Лаврентьевскую летопись в качестве основного источника при подготовке академического издания «Повести временных лет» (в серии «Литературные памятники», М.-Л., 1950).

Судьба Лаврентьевской летописи поистине уникальна. В 1811 г. А.И. Мусин-Пушкин преподнес ценнейший манускрипт в дар императору Александру I, и это преподношение спасло памятник от гибели в московском пожаре 1812 года. Александр I передал Лаврентьевскую летопись в Императорскую Публичную библиотеку (ныне Российская национальная) на вечное хранение 27 августа 1811 года. С тех пор Лаврентьевская летопись находится в Отделе рукописей библиотеки в режиме хранения особо ценных памятников.

Вопреки всему Лаврентьевская летопись не сгорела и дошла до нас, и в этом тоже ее уникальность. Памятник продолжает жить, влияя на современную жизнь общества и на каждого из нас.

В 2012 г., в год празднования 1150-летия зарождения российской государственности, по инициативе Центра Национальной Славы и Российской национальной библиотеки изготовлена цифровая копия Лаврентьевской летописи и осуществлен проект представления памятника в Интернете. Ведь очень важно «притронуться», увидеть первоисточник, саму рукопись – и теперь это может сделать каждый. Доступность Лаврентьевской летописи обеспечили каждому гражданину России современные технологии.

С 20 июня 2012 г. открылся новый и действительно достойный интернет-ресурс, позволяющий всем желающим ознакомиться и изучать ценнейший манускрипт, сохранивший на своих листах многовековую историческую память народа.

Цифровая версия Лаврентьевской летописи размещена на порталах двух библиотек.

Режим доступа к Лаврентьевской летописи 1377 года:

Российская национальная библиотека (РНБ) - http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex

Необходимо внизу нажать опцию ПРОСМОТРЕТЬ, установить программу для просмотра Silverlight.exe, вернуться на страничку просмотра и напрямую ознакомиться с Лаврентьевской летописью. Необходимый набор опций позволяет осуществлять изучение документа максимально комфортно и полезно.

В конце четырнадцатого - в начале пятнадцатого столетия на территории современной России летописание развивается очень стремительно. Этим временем датируются многочисленные своды, составителями которых являются умнейшие личности того периода. Авторы этих трудов собирают, переводят и редактируют существующие летописи, вносят свои правки и мысли.

По традиции, каждая новая книжная летопись в начале имела ведомости о жизни Киевской Руси. Часто авторы ссылались на «Повесть временных лет» или цитировали некоторые отрывки из нее. Поэтому с каждым новым сводом продолжалась беспрерывная цепочка сказаний о матери городов русских. Летописцы обращали свое внимание не только на златоглавый Киев, а также на другие Суздаль, Рязань, Новгород, Москву, Владимир.

Важным документом, который запечатлел жизнь древнего мира, является Лаврентьевская летопись. Он назван так по имени Лаврентия, монаха, который вместе с помощниками написал его в 1377 году. Местом создания свода считается о чем свидетельствует соответствующая надпись на страницах летописи. Таким образом, первая русская летопись является копией предыдущего утраченного свода и содержит данные о событиях до 1305 года.

Лаврентьевская летопись начинается словами «Повести временных лет», в которых воспевается величие Руси. Также в свод включено «Поучение» киевского князя Владимира Мономаха, который славился своею мудростью и рассудительностью. В нем князь призывает соотечественников прекратить распри, забыть обиды и вместе стоять за правое дело. Далее лаврентьевская летопись с грустью рассказывает о нелегкой борьбе русского народа с монголо-татарами, о мучительной гибели его князей и героизме простых людей.

Данный летописный свод писался накануне памятной Поэтому он содержит чаяния народа о победе над захватчиками, призыв к единению. Между строк чувствуется обострение отношений между Золотой Ордой и Москвой. Поэтому можно смело утверждать, что труд этот имел целью поднять патриотический дух народа.

Лаврентьевская летопись представляет собою памятку письменности. Дата, указанная автором - 1377 год по древнерусскому календарю, исчисляется как 6885 от сотворения мира. Большей частью она рисует стан вещей в Владимиро-Суздальской Руси 1164—1304 годов. Но также содержит известия о южных княжествах страны.

Старинная летопись всегда привлекала внимание историков, культурологов и других ученых, которые интересуются древностью. Конечно, оригинал недоступен широкой общественности - он бережно хранится в архивах Российской национальной библиотеки, что в Санкт-Петербурге. Тщательно отреставрированный пергамент вынимают несколько раз в год для изучения и проверки.

Не так давно сайт им. Б.Ельцина выставил цифровой скан летописи, чтобы любой желающий смог увидеть этот важнейший исторический документ. Каждый человек может не только попробовать прочитать текст древнеславянским языком, но и ознакомиться с его содержимым на современном русском наречии.