Методические рекомендации к составлению самоанализа к аттестации. Качественный самоанализ Самоанализ человека

Каждый учитель сталкивается с таким типом работы, как самоанализ. Однако, следует учесть, что существует два разных типа самоанализа, и то, как правильно написать самоанализ, зависит прежде всего от цели написания подобной работы. Чаще всего от учителя требуется составление самоанализа урока, но и иногда нужно описание и несколько иного рода. В статье мы рассмотрим оба варианта: как написать самоанализ занятия и как составить самоанализ педагогической деятельности, поскольку эти два типа работ составляются совершенно по-разному. Описание и того, и другого типа самоанализа мы постарались сделать максимально подробным - с указанием, что необходимо писать в разных частях работы.

Как написать самоанализ урока

В самом начале такого самоанализа нужно обязательно указать, почему вы выбрали определенную структуру занятия, какие цели преследовали. Иными словами, здесь речь идет о плане построения урока и о тех целях, которых этот план был призван добиться. Далее нужно определить место данного урока в общей схеме занятий - как в данной теме, так и в году (или в курсе) в целом. Напишите о связях этой темы с предыдущими или последующими, расскажите о специфике урока. Также полезно несколько слов сказать о том, насколько урок или внеклассное занятие отвечает предъявляемым образовательным стандартам и программным требованиям.

Основная часть

Теперь открываем, так сказать, среднюю часть работы. Здесь нужно перейти к описанию формы конкретного урока (например, контрольная или самостоятельная работа, или лабораторная работа, либо обычный урок с объяснением темы и проверкой домашнего задания и т.п.). Также укажите, по какой причине вы выбрали именно эту форму урока. После этого можно переходить к описанию целей занятия. В этом пункте нужно указать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставились вами при подготовке и ведении урока. Можно здесь же упомянуть о характере взаимодействия с учащимися, темпе урока и обосновать, почему вы выбрали ту или иную манеру ведения урока.

Далее расскажите о том, каким образом учащиеся могут применить полученные знания на практике, ведь хороший урок обязательно должен иметь практическое применение, поскольку именно в этом и должна заключаться суть всей школьной программы. Затем нужно рассказать о форме контроля за усвоением материала учащимися и отметить, вносили ли вы изменения в первоначальный план урока и, если да, то почему.

Завершение самоанализа урока

И в конце самоанализа нужно обязательно коснуться темы решения задач, поставленных на уроке, а именно: удалось ли вам добиться желаемых результатов обучения, сохранить или повысить мотивацию учащихся к дальнейшей учебе и т.д. Разумеется, все выводы нужно обосновать. Что касается последнего пункта, то здесь можно отметить те достоинства и недостатки, которые вы заметили по ведению урока. Лучше всего, если вы при этом сумеете четко обосновать причины, почему не удалось добиться того-то и того-то - это практически гарантирует вам, что подобные ошибки в будущем не повторятся.

В заключение отметим, что многие учителя рассматривают самоанализ, как нудную и обязательную процедуру, в то время, как истинной его задачей является выявление недостатков проведенной работы с целью устранения их в будущем. Это ни в коем случае не нравоучение, а лишь результат моей собственной педагогической деятельности, так сказать - личный опыт.

Как написать самоанализ педагогической деятельности

Данный вид самоанализа, конечно, более общий, однако, без конкретных примеров из вашей педагогической деятельности в нем также не обойтись. В самом начале работы отметьте основополагающие принципы, которыми вы руководствуетесь в своей работе. Это могут быть педагогические принципы, личный опыт, что угодно - главное на этом этапе заинтересовать рецензента, чтобы он смотрел на вас как на личность интересную и неординарную.

В качестве примера приведу вам те основные принципы, которыми руководствуюсь я сам: сотрудничество и свобода личности. Считаю, что хороший преподаватель должен не заставлять, а заинтересовывать. У вас может быть свой взгляд на это, расскажите о нем рецензенту. Теперь нужно формально описать о своем образовании, стаже, месте работы, нагрузке (включая дополнительную).

Основная часть

Далее расскажите о целях своего труда и критериях его оценки. Чтобы было понятнее, поясню на примере: для меня единственным удовлетворительным критерием оценки моей работы является возможность учащегося после обучения использовать полученные навыки на практике. Если человек начинает грамотно писать или говорить по-русски - значит, я справился. То же самое касается и этой статьи - если после ее прочтения вы сможете написать хороший самоанализ, значит, моя задача полностью выполнена. Вам же нужно написать о своих критериях оценки и снова коснуться принципов, которые вы ставите во главу угла в своей работе.

Важной частью работы является описание достижений ваших учащихся. Если кто-то из них выиграл олимпиаду или конкурс, или занял в них призовое место, получил диплом, или иную награду, поступил в престижное учебное заведение после окончания школы, либо просто стал первоклассным специалистом своего дела, обязательно упомяните это. Закончить самоанализ нужно рассказом о месте вашей дисциплины в общем процессе педагогической деятельности и о ее связи с другими предметами.

29.05.2014 -

Самоанализ

В статье рассказываю что для меня значит самоанализ личности, зачем он нужен, и когда необходим. Самоанализ это анализ самого себя как личности, поэтому он индивидуален, но ниже я опишу основные принципы, и приведу личные примеры.

Самоанализ это отслеживание процессов, происходящих внутри нашей психики. Другими словами это анализ всех своих стремлений, привычек, взглядов и прочих программ. Это первый необходимый цикл личности.

Статья чисто практическая, и если вы искали эту информацию для личного использования, тогда приготовьтесь что материала будет много, и обязательно добавьте в закладки нужные страницы, чтобы вернуться к ним в любое удобное для вас время.

Самоанализ это наблюдение за собой и своей жизнью, с уклоном на прослеживание причинно-следственных связей. Он нужен для более глубокого понимания себя, но в целом, он проходит совершенно естественным образом по ходу нашей жизни.

Иногда нам необходимо основательно и целенаправленно заняться искусственным самоанализом, выделяя на это определенное время и условия, что бы он был более глубоким, и соответственно более качественным. Но зачем и когда это необходимо, мы рассмотрим далее.

Когда необходимо использовать практический самоанализ

Самоанализ необходимо использовать:

  • начали испытывать страхи, и неуверенность в завтрашнем дне
  • вас что то тревожит, но вы не можете понять что именно

Зачем нужен самоанализ личности

С помощью самоанализа, мы сможем выяснить истинные причины наших жизненных ощущений, а это даст нам определенность того что нужно делать дальше, и как избавиться от неприятных чувств. Также это позволит нам определить чего мы конкретно хотим, и какие шаги для этого нужно делать.

Практика качественного самоанализа

Посмотрите свое расписание, выделите на неделе несколько часов свободного времени, в идеале пусть это будет целый вечер, целый день или полдня. Час времени может оказаться недостаточным, и если практику прервать не завершенной, то от нее просто не будет смысла, поэтому выделяйте время с запасом. Закончите раньше, останется много свободного времени и вдохновения для начала действий.

Далее определите место, где вы сможете быть в полном одиночестве, чтобы вас никто в это время не беспокоил. Возьмите с собой блокнот и ручку. Отключите телефон, социальные сети, интернет, компьютер, телевизор и прочее. Вас ничего не должно отвлекать в этот момент, никаких внешних помех вашим мыслям.

Переведите мозг в альфа-состояние. Для этого успокойтесь, постарайтесь отключить внутренний диалог, расслабьтесь, и попробуйте просто ощутить состояние радости, вспомните самые счастливые моменты из своей жизни. Далее усильте это состояние радости и спокойствия, после чего снова отключите внутренний диалог и воспоминания. Просто позвольте физическому и мысленному покою пролиться на все ваше тело. Далее переходите к вопросам.

Вопросы для самоанализа

Задавайте себе вопросы, и тщательно подумайте над каждым из них, после чего запишите итоговый ответ на каждый вопрос в блокнот. Старайтесь найти самые глубокие причины своих желаний. Примерные вопросы:

  • Счастливый ли я человек? (насколько, почему, и могу ли быть более счастливым)
  • Что делает меня счастливым?
  • Что мешает мне быть счастливым?
  • Чего я действительно хочу и зачем мне это? Почему я этого хочу?
  • Что приносит мне наибольшую радость?
  • Что должно произойти, что бы я стал более счастливым?
  • В чем мои сильные и слабые стороны? Достоинства, недостатки.
  • От чего бы я хотел избавиться в своей жизни?
  • Какие внутренние качества личности я хотел бы развивать в себе?
  • Что мне мешает менять свою жизнь, свои взгляды, свои привычки?
  • В чем я себя обманываю?
  • В чем я честен с собой?

Могу порекомендовать действовать по следующему шаблону. Вы задаете себе вопрос, и когда получаете ответ, вы спрашиваете, что мне это даст и зачем мне это нужно? Далее, получив ответ, вы спрашиваете снова, а почему это так? И так до самого конца, пока вы не сможете определить свои истинные, естественные стремления.

Пример из моей жизни

В школьные годы, я занимался спортом, часто наблюдал за звездами спорта по телевизору, и хотел стать таким же. Так же меня привлекало то, как встречают известных музыкантов и актеров, их многие узнают, хотят сфотографироваться на память и часто просят оставить автограф. Тогда мне казалось, что стремиться к известности это мое личное желание, и поэтому оно не покидало меня долгое время даже после школы. Я хотел стать богатым и известным человеком, но известность меня привлекала больше.

Со временем, я заметил, что стремление стать богатым выросло, а жажда известности стала меньше. Но позже я понял, почему так произошло.

Как я позже понял, меня привлекала не сама известность, а возможности которая она приносит. Позже меня привлекала мысль стать богатым, но моим истинным стремлением было получить те возможности, которые приносит богатство. Это комфорт, безопасность, чувство спокойствия.

Самоанализ

Когда я стал постарше, я начал анализировать свои желания и выявлять их истинные причины. Оказалось, что стремление быть известным это всего лишь внешняя программа, которая внедрилась в мою подростковую психику с помощью телеэкранов. На самом деле, известность и богатство не являются моими истинными желаниями, настоящие стремления совсем другие. Так же я заметил, что стремление стать богатым это не только желание более комфортной жизни (уменьшение стрессовых ситуаций связанных с обеспечением жильем и пищей), но и та же самая жажда известности, но на более локальном уровне, в меньших масштабах. Почему? Чуть ниже я коснусь этого.

О чем я спрашивал себя, и к чему я приходил. Вопросы — ответы. Самоанализ.

  • Зачем мне много денег? (больше чем просто решение вопросов жилья, питания, одежды)

Это позволит покупать мне самые большие шикарные дома, самые красивые автомобили, футбольные клубы и прочее.

  • Зачем мне дома, автомобили и прочее?

Оказывается, что это тоже желание известности, так как это позволило бы мне привлечь к себе внимание с помощью вещей недоступных большинству людей. Это было мое внутреннее стремление выделиться на фоне других. Хорошо, я понял что это завуалированное желание известности, выраженное в попытке купить за деньги внимание других людей, но зачем мне это нужно?

  • Зачем мне нужна известность?

То, что я понял, стало для меня настоящим открытием. Оказалось, я всегда хотел того, что на самом деле не являлось моим истинным желанием, я всего лишь двигался по инерции и был ведом другими силами, ведь мне совершенно не нужна сама известность в чистом виде, меня она не интересует. Оказалось что известность на была мне безразлична, но я хотел ее получить? Просто я понимал что она даст мне то что меня по настоящему интересует. Но что тогда меня интересует?

  • Почему мне это было нужно?

Оказалось, что сыграли подсознательные стремления. С самого детства я мог наблюдать по телевидению как многие девушки реагируют на звезд, и среди этих девушек многие мне нравились, вывод очевиден. После таких случаев, получение известности стало моим как будто бы естественным стремлением. Но на самом деле мне нужно было другое. Когда закончилось детство и начался подростковый период, начались мои первые попытки заводить отношения с девушками. Большинство из первых попыток по неопытности заканчивались неудачно, но меня со временем выручала наблюдательность и склонность к самоанализу. Тогда я начал изучать психологию девушек, я хотел понять что им нужно от мужчин, чтобы я мог им это дать. Далее, я начал постоянно развивать в себе необходимые внутренние качества, а также корректировать себя и свое поведение по отношению к девушкам, и за счет этого смог войти во взрослую жизнь. Но уже тогда я заметил, что некоторых девушек у меня не получается заинтересовать, какие бы стратегии я не использовал. И когда я видел, как эти самые девушки были чуть ли не влюблены в разных известных музыкантов, которые при этом даже ничего не делали, тогда разумеется у меня появилось подсознательное желание стать таким же известным как эти звезды. В студенческие годы я заметил, что многие девушки предпочитали встречаться исключительно с богатыми парнями и мужчинами.

  • Почему я хотел заинтересовать женщин?

Когда я стал более взрослым, я смог наработать достаточное количество опыта, и мне хотелось уже иметь больше девушек. Но как я понял, это не являлось моим истинным желанием. Это были отговорки типа для мужчины иметь более одной девушки это нормально, но я обманывал себя. Это тоже не истинное желание, а всего лишь попытки быть не хуже чем кто то другой, лишь способ самоутвердиться для самого себя. Только познав себя и свои истинные желания, я понял, что вполне достаточно будет и одной девушки, которая мне действительно подходит.

Я прекрасно вижу и понимаю, что многие люди живут так же по инерции как жил раньше и я. Поэтому, что бы понравившаяся мне женщина сочла достойным в ее понимании мужчиной, я все же продолжаю ставить высокие цели, чтобы отвечать соответствующим запросам. Очевидно, что достижение более высоких результатов поможет быть интересным для любого круга людей, вне зависимости от их убеждений и фильтров их восприятия. Правила игры таковы, что в нашем мире твоя значимость определяется тем что ты имеешь, насколько много ты зарабатываешь, насколько ты известен и все в этом духе. У меня конечно были девушки которые меня полностью устраивали, и с которыми я был не против начать семейную жизнь, но в итоге я не мог им дать той жизни о которой они мечтали. И разговаривали мы об этом всегда прямым текстом, по тому что это было что то вроде делового общения.

  • Зачем мне нужно быть интересным для любых кругов людей?

Из выше сказанного я понял, что моя основная цель, это создание семьи с женщиной, которая мне действительно нравится. Я понял, что являюсь человеком традиционных ценностей, и это мне по душе. В таком случае, я себя не обманываю и живу в гармонии с собой, своими истинными ценностями и желаниями. Девушка которая мне может понравиться, может находиться в любых кругах, иметь определенные убеждения, взгляды или находиться под воздействием определенных сил, законов или обстоятельств. Для того что бы иметь возможность оказывать воздействие на обстоятельства, я должен иметь достаточное количество внешних сил, то есть быть более влиятельной личностью. А как я уже говорил, влияние на людей оказывают вполне конкретные вещи. Мне часто приходилось отказываться от девушки не смотря на то что она мне нравилась, только из за того что я не мог дать ей ту жизнь которую она хочет. Более того, еще чаще было так, что я даже не мог начать отношения с понравившейся девушкой, только из за того что мой уровень жизни был значительно ниже чем у нее. В такие моменты я чувствовал себя настоящим мудаком, и понял что для того чтобы я смог построить семью с любой понравившейся девушкой, я должен построить свою жизнь так, чтобы ни одна девушка не испытывала рядом со мной дискомфорт. Не важно к какому образу жизни она с детства привыкла, я должен жить такой жизнью, чтобы суметь реализовать абсолютно любые запросы в пределах разумного.

Жизнь лишила нас выбора, она поставила перед нами определенные законы по которым мы должны жить. Если говорить грубо, то взаимоотношения между мужчинами и женщинами это рынок, но я не говорю что многие так считают, напротив, многие считают что это не так.

Социальная жизнь

Активную социальную жизнь вести мне все же приходится, но разница между осознанной и неосознанной жизнью очевидна. Сейчас мне абсолютно безразлична известность, и если я стараюсь быть более заметным в обществе, то это для того что бы получить большую отдачу от своей деятельности, улавливаете суть? Если это позволит мне повысить уровень дохода, тогда мне придется проявлять большую социальную активность (привлекать к себе внимание), и это работает в большинстве сфер. Насколько музыкант, к примеру, станет известен, настолько больше он заработает, и настолько выше будет его статус в глазах других людей. И дело не только в таланте как многие считают. Большинство из нас знают очень малоизвестных музыкантов, которые делают материалы более высокого качества, чем 90% популярных представителей в его жанре. Приведу пример. Допустим, ты написал книгу, она может быть интересной и полезной многим людям и тебе об этом также говорят другие. Если книга уже написана, ты вложил в нее свой труд и свою душу, то почему бы не сделать так, что бы получить от нее большую отдачу, а особенно если учесть что она действительно несет в себе большую ценность или она очень интересная. Если не проявлять социальную активность и не продвигать данную книгу, тогда ее никто не прочтет, или прочтут несколько человек. Если ты потратил на нее целый год, то это не та отдача которую ты захочешь. Я конечно постараюсь что бы ее имели возможность прочитать большее число людей, так как ее могут порекомендовать друзьям, и я смогу пользоваться спросом как автор. В общем здесь все понятно.

Правила игры

Из этого всего, получается что я имею основную цель жизни, а все остальное стремление к социальной значимости можно рассматривать не с позиции того что я этого хочу, а с позиции того что я должен. Основная цель в моем случае, это создание семьи, а все остальное, это всего лишь создание условий для реализации моей жизненной цели. Также я достаточно четко определил основную миссию своей деятельности, от которой будут получать пользу люди, которые так или иначе пользуются результатами моей деятельности. Я давно понял, что если у меня получится иметь необходимый уровень жизни, то я смогу принести пользу большему числу людей, смогу заниматься благотворительностью, и с большей вероятностью реализую свою мечту, то есть создам семю.

Если мне нет необходимости светиться, тогда мне выгоднее оставаться в тени, но продвигать свои продукты (например есть много богатых инвесторов и бизнесменов, которых мало кто знает, они заинтересованы в том чтобы их компании были более востребованными).

Оказалось, что все чего я действительно хочу это то, что можно ощущать сердцем, чувствовать , то есть быть счастливым, в процессе этого движения. В целом я конечно счастлив, есть всего лишь чувство незавершенности. Это нормально, у нас всю жизнь будут какие то незавершенные дела, и это ни в коем случае не должно лишать нас состояния счастья в настоящий момент. Когда дело будет завершено, мы получим еще больше радости и удовольствия, но если вы привязываетесь к своим целям и мечтам, вы отнимаете у себя счастье. Просто делайте шаги, и испытывайте счастье на своем пути к мечте.

Каждому свое

У каждого своя жизнь и свои взгляды на этот мир. Из приведенного самоанализа становится понятно, что наша жизнь состоит из программ, и в моем случае я вернулся к программе, которую впитывал с самого детства, и это лишь реализация моего права собственного выбора. Для большинства нормальных людей, выбрать для себя семейные ценности это вполне естественное явление, тем более что это соотносится со врожденными инстинктами самосохранения, размножения, продолжения рода. Но все это совсем не значит, что все должны быть якобы нормальными, и не иметь права распоряжаться собственной жизнью по личному усмотрению. Вы можете реализовать свою личную миссию на этой земле, которую сочтете для себя нужной, но вопрос в том, будете ли вы по настоящему счастливы при этом, и является ли этот выбор выбором вашего сердца и души.

  • Статья

Самоанализ в разных ситуациях

Анализ я провожу относительно каждого явления в своей жизни, а основательный и глубокий анализ, который приведен выше, провожу по мере наличия времени для этого, но по возможности стараюсь выделять на это время. При основательном самоанализе, достаточно определить ваши желания, цели, все ваши движения в жизни, и просто понять себя. Здесь нет четких шаблонов, каждый делает это по своему, помните основную цель самоанализа – определить причины того что вас беспокоит, и разобраться со всем этим.

  • Статья

После того как вы провели самоанализ, вы сами поймете что нужно делать. Если есть понимание, то приступайте к , и внедряйте в свою жизнь новые необходимые привычки, которые соответствуют вашим приоритетам и желаниям.

В случае если вы ощущаете нехватку сил, то нужно заниматься сначала , и восстанавливать

Напоследок добавлю, что не смотря на название, для качественного самоанализа необходимо уметь не только анализировать, но и чувствовать. Как этому научиться? Вы уже это умеете, но качество этих навыков развито у всех по разному. Как развивать эти навыки? Очень просто, практикуйте. Делая это постоянно, вы получаете опыт, вы учитесь жить в гармонии с собой и окружающим миром, так как вы начинаете понимать себя и понимать этот мир.

Именно поэтому, я поставил самоанализ личности на первое место, так как от его качества и глубины, будет зависеть направление вашего движения.

Самоанализ личности, источник — блог Xche.

Материалы самоанализа работы учителя изобразительного искусства, второй категории

МОУ Инзенская средняя общеобразовательная школа №2

Клейменовой Марии Валерьевны

(аттестуется на первую квалификационную категорию)

Дай молодым то, в чем они нуждаются,

чтобы стать от нас независимыми

и способными сделать свой выбор.

К. Поппер

Современная молодежь - специфическая составляющая российского общества. Ее интересы, культурная жизнь отличаются от интересов представителей других возрастных групп. Молодые люди сегодняшнего времени активно интересуются религией и модой, живописью и компьютером, спортом и граффити.

Одной из особенностей молодежной культуры является ее неоднородность. Наряду с традиционной культурой существует и контркультура, проявляющаяся в различных молодежных движениях. Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей, остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности.

ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РЕАЛИЗУЕМЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ФУНКЦИЯМ.

Я, Клейменова Мария Валерьевна, осуществляю педагогическую деятельность с 1991 года. В 1991 году я окончила Сызранское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» и начала свою педагогическую деятельность учителем начальных классов. В 1996 году закончила Ульяновский ордена «Знак Почета» госпедуниверситет им. И.Н.Ульянова по специальности «Педагогика и методика начального образования».

С 1998 года работала преподавателем ОБЖ и воспитателем группы продлённого дня. С 2000 года дополнительно преподавала предметы природоведение (5 класс), географию (6-7 классы), биологию (6 класс).

С 2005 года стала преподавателем ОБЖ и изобразительного искусства, в то же время, являясь преподавателем дополнительного образования от РЦДТ.

С 2009 года являюсь заместителем директора по воспитательной работе. До 2011 года исполняла обязанности классного руководителя в 9 «Б» классе.

В Инзенской средней общеобразовательной школе №2 работаю 21 год. Возраст детей колеблется с 7 до 17 лет, поэтому при выборе форм подачи учебного и дополнительного материала, мною применяются технологии дифференцированного обучения, при котором учитываются возрастные особенности учащихся.

Для развития творческой индивидуальности детей мною применяется тщательно продуманная и организованная совместная работа руководителя коллектива (педагога) и его воспитанников. Я занимаюсь сферой обучения, и вношу в образовательный процесс свои новаторские идеи и педагогические наработки, которые помогают мне добиться положительных результатов в конкретном виде деятельности, а воспитанники, изучая преподаваемый материал, находят свои индивидуальные методы, которые помогают им осваивать его. Моя роль заключается в подборе теоретического и практического материала для различной по составу и уровню подготовленности учащихся, учитывая характер, темперамент и индивидуальные технические особенности воспитанников.

  1. ФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ:

Главной целью современного школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально - трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний, но и системой соответствующих умений и навыков.

В основе моей педагогической деятельности лежит концепция развивающего обучения. Основная роль педагога в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.

  1. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, я должна знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных я конструирую педагогическое воздействие на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребёнка.
  2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
  3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
  4. Ребёнок является полноценным субъектом учебной деятельности.
  5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
  6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребёнка.

Основу развивающей системы обучения составляют следующие взаимосвязанные принципы:

  1. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности преодоления препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию. Содержание этого принципа соотносится с проблематикой в обучении.

  1. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

Согласно этому принципу, отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важно, чем отработка навыков. Содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия.

  1. Принцип осознания школьниками процесса обучения.

Этот принцип направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Процесс овладения знаниями и навыками должен стать объектом осознания ученика.

  1. Принцип работы над развитием всех учащихся.

Согласно этому принципу, должны быть учтены все индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех. По традиционной методике обучения на слабых и неспособных к рисованию учеников, обрушивается лавина тренировочных упражнений, необходимых для преодоления их неуспеваемости. Но перегрузка лишь увеличивает их отставание и, что не маловажно, сводит на нет мотивацию к рисованию.

  1. Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом.

Основная технология, с помощью которой я решаю эту проблему, остаётся технология проблемного обучения. Проблему я ставлю перед уроком, чтобы заинтересовать учащихся новой темой, а в конце урока возвращаюсь к проблеме опять, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Процесс обучения базируется на дидактических системах. Современная дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. В свою очередь, цели обучения в современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников.

Мои выступления на школьном МО и РМО, на родительских собраниях по данным проблемам:

  1. «Развитие творческой активности учащихся» (на школьном родительском собрании). (см. Приложение 1)
  2. «Использование интернет - ресурсов при обучении изобразительному искусству» (ШМО). (см. Приложение 2)
  3. «Современный урок изобразительного искусства. Требования, предъявляемые к уроку. Способы повышения творческой активности учащихся и качества знаний по изобразительному искусству». (РМО) (см. Приложение 3)
  4. «Работа с одарёнными детьми. Программа творческой деятельности» (РМО) (см. Приложение 4)

Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов. На интегрированных уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, таких как информатика, изобразительное искусство, физика, литература, история и др., совершенно по-новому осмысливать события и явления. Интегрированные уроки изобразительного искусства имеют следующие преимущества: пробуждают интерес к предмету, снимает напряжённость, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.

Результаты и достижения учащихся в творческой деятельности

Название деятельности (конкурса)

Дата

Занятое место

(см. Приложение)

Участие в областном конкурсе

С 2009

В своей работе я использую систему методов Ю.К. Бабанского:

  1. Методы стимулирования и мотивации учения - методы формирования интереса;
  2. Познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха - методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований;
  3. Метод проблемного обучения;
  4. Метод проектов;
  5. Методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельные работы и работы под руководством учителя);
  6. Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый);
  7. Приёмы, методы обучения;

Реализация творческого подхода к процессу обучения:

Использую такие приёмы как диалог с учащимися, работа с интерактивной доской, выпуски стенгазет.

Наличие дидактических материалов (карточек, технологических карт, иллюстрированного материала, индивидуальных и коллективных творческих заданий), используемых в учебном процессе для овладения учащимися:

  1. Системой знаний по изобразительному искусству;
  2. Предметными умениями и навыками;
  3. Способами познавательной деятельности (наблюдение за отдельными предметами окружающего мира, что даёт чёткое восприятие объекта);
  4. Способами информационно - коммуникативной деятельности (непосредственное общение между учащимися в процессе обучения, организация дружеской атмосферы, что способствует развитию речевых навыков);
  5. Способами рефлексивной деятельности (анализ работы своих товарищей и самоанализ своей работы, умение посмотреть на свою работу со стороны).

Формируя у учащихся рефлексивно - оценочные умения, учу их составлять композиции, работать с чертежами. Это способствует осмысленному восприятию учащихся окружающего мира, его красоты и гармонии, развитию аналитического мышления, осознанному применению теоретического материала при выполнении заданий различного уровня сложности, осуществлению пошагового и итогового самоконтроля и взаимоконтроля.

Результаты учебных достижений за последние 3 года:

(мониторинг) (см. Приложение)

Творчество учащихся на уроках изобразительного искусства.

Учебный процесс на уроках изобразительного искусства пронизан творческой деятельностью, как учителя, так и учащихся. Количество творческих работ по предмету увеличивается с каждым годом. Данные 2009 - 2012 годов позволяют сделать вывод о том, что и качество этих работ возросло. (см. Приложение..-…)

Рост мотивации к изучению предмета.

Каждый учитель понимает, насколько важно поддерживать интерес к предмету. Осознание того, что без повышения уровня мотивации не добиться положительных результатов в обучении изобразительному искусству, позволило мне сделать вывод о том, что необходимо так построить обучение, чтобы раскрытие значимости предмета пронизывало сам учебный процесс. А так же являлось составной частью урочной работы через интегрированные уроки и частью внеурочной работы через внеклассные мероприятия и кружковую деятельность.

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Для успешной организации процесса обучения проверяю и анализирую несколько факторов :

  1. качество усвоения учебного материала,
  2. интенсивность накопления ребёнком социального опыта,
  3. освоение ребёнком навыков взаимодействия,
  4. уровень индивидуального развития учащихся.

На практике применяю такие методы , как

  1. повседневное наблюдение за учебной работой учащихся,
  2. устный опрос,
  3. выполнение творческих проектов как индивидуальных, так и групповых,
  4. практические работы и участие во всевозможных конкурсах, выставках, ярмарках и т.п.

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся позволяет определять индивидуальные особенности учащихся, учитывать их в работе. Кроме того вырабатывается умение отличать простые, средние и более сложные задания. Формируется умение проектной деятельности в процессе усвоения изобразительного искусства.

(см. Приложение)

Исходя из собственного опыта, действенными можно признать проектный, проблемный и поисково-исследовательский методы.

Проектное обучение даёт развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Этот метод позволяет учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности детей.

Проблемный и поисково-исследовательский методы можно сочетать для подготовки определённого этапа урока. Перед учеником ставится задача подготовки конкретного этапа урока: доклад на заданную тему и создание сопровождающей этот доклад презентации или создание фильма на заданную тему. Ученик проявляет ответственность, организовывает своё время для сбора информации. Он определяет источники информации, сравнивает сведения из этих источников, исследует вопрос и принимает решение, какой будет окончательная информация, предъявляемая всему классу. Использование информационных технологий делает доклад значительно интереснее. Для подготовки презентации обучающийся должен продумать последовательность слайдов и их соответствие тексту доклада. Таким образом, возникает определённая проблемная ситуация, которая всегда заставляет активизировать мыслительную и творческую деятельность. В результате повышается образовательный уровень ученика. А приносящая удовлетворение работа доставляет радость, что благоприятно влияет на чувственное и психическое состояние ученика, создаёт ситуацию успеха.

Используя данный метод на протяжении многих лет работы, я убедилась в том, что он позволяет развивать исследовательские, креативные, изобразительные способности школьников и создавать новые духовные ценности.

Применение проектного, проблемного и поисково-исследовательского методов, всегда положительно влияет на качественные изменения личности обучаемого, такие как сообразительность, мышление, воображение, ответственность, память, внимание, сила воли, интеллект и творческие возможности человека.

Развитию школьников способствует выделение их в творческую группу и работа по индивидуальным заданиям , привлечение к разработке конкурсных работ, участие в предметных неделях и фестивалях исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Мои ученики на протяжении многих лет участвуют и занимают призовые места в городских, областных и всероссийских конкурсах детского творчества и рисунка.

(см. Приложение)

Диагностирование позволяет осуществлять контроль, проверку, оценивание статистических данных, прогнозировать дальнейшее развитие обучения, воспитания, развития учащихся. Более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения и воспитания.

  1. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

При прогнозировании результатов педагогической деятельности и обучающихся пользуюсь понятием «зона ближайшего развития» Л.С.Выготского.

Владея знаниями в области закономерностей формирования личности и коллектива, использую диагностические методы в определении перспектив развития каждого ученика.

Самоанализ личности это отслеживание процессов, происходящих внутри нашей психики. Другими словами это анализ всех своих стремлений, привычек, взглядов и прочего. Это первая часть, с которой начинается личности

Самоанализ это самонаблюдение, он нужен для более глубокого понимания себя, но в целом, он проходит совершенно естественным образом по ходу нашей жизни.

Иногда нам необходимо основательно и целенаправленно заняться искусственным самоанализом, выделяя на это определенное время и условия, что бы он был более глубоким, и соответственно более качественным. Но зачем и когда это необходимо, мы рассмотрим далее.

Когда необходимо использовать практический самоанализ

Самоанализ личности необходимо использовать:

Если вы вдруг перестали себя чувствовать счастливым как раньше

Начали испытывать страхи, и неуверенность в завтрашнем дне

Стоите на пороге к началу новой жизни, но не знаете с чего начать

Вас что то тревожит, но вы не можете понять что именно

Зачем нужен самоанализ личности.

С помощью самоанализа, мы сможем выяснить истинные причины наших жизненных ощущений, а это даст нам определенность того что нужно делать дальше, и как избавиться от неприятных чувств.

Практика качественного самоанализа

Посмотрите свое расписание, выделите на неделе несколько часов свободного времени, в идеале пусть это будет целый вечер, целый день или полдня. Час времени может оказаться недостаточным, и если практику прервать не завершенной, то от нее просто не будет смысла, поэтому выделяйте время с запасом.


Далее определите место, где вы сможете быть в полном одиночестве, что бы вас никто в это время не беспокоил. Возьмите с собой блокнот и ручку. Отключите телефон, социальные сети, интернет, компьютер, телевизор и прочее. Вас ничего не должно отвлекать в этот момент, никаких внешних помех вашим мыслям.

Задавайте себе вопросы, и глубоко подумайте над каждым из них, после чего запишите итоговый ответ на каждый вопрос в блокнот. Старайтесь найти самые глубокие причины своих желаний. Примерные вопросы:

Счастливый ли я человек? (насколько, и почему)

Что делает меня счастливым?

Что мешает мне быть счастливым?

Чего я действительно хочу и зачем мне это? Почему я этого хочу?

Что приносит мне наибольшую радость?

Что должно произойти, что бы я стал более счастливым?

В чем мои сильные и слабые стороны? Достоинства, недостатки.

От чего бы я хотел избавиться в своей жизни?

Какие внутренние качества личности я хотел бы развивать в себе?

Что мне мешает менять свою жизнь, свои взгляды, свои привычки?

Могу порекомендовать действовать по следующему шаблону. Вы задаете себе вопрос, и когда получаете ответ, вы спрашиваете, что мне это даст и зачем мне это нужно? Далее, получив ответ, вы спрашиваете снова, а почему это так? И так до самого конца, пока вы не сможете определить свои истинные, естественные стремления.

Пример из моей жизни

В школьные годы, я занимался спортом, часто наблюдал за звездами спорта по телевизору, и хотел стать таким же. Так же меня привлекало то, как встречают известных музыкантов и актеров, их многие узнают, хотят сфотографироваться на память и часто просят оставить автограф. Тогда мне казалось, что стремиться к известности это мое личное желание, и поэтому оно не покидало меня долгое время даже после школы. Я хотел стать богатым и известным человеком, но известность меня привлекала больше.

Со временем, я заметил, что стремление стать богатым выросло, а жажда известности стала меньше. Но позже я понял, почему так произошло.

Самоанализ

Когда я стал постарше, я начал анализировать свои желания и выявлять их истинные причины. Оказалось, что стремление быть известным это всего лишь внешняя программа, которая внедрилась в мою подростковую психику с помощью телеэкранов. На самом деле, известность и богатство не являются моими истинными желаниями, настоящие стремления совсем другие. Так же я заметил, что стремление стать богатым это по сути то же самая жажда известности, но на более локальном уровне, в меньших масштабах. Почему? Чуть ниже я коснусь этого.

О чем я спрашивал себя, и к чему я приходил. Вопросы - ответы. Самоанализ.

Зачем мне много денег?

Это позволит покупать мне самые большие шикарные дома, самые красивые автомобили, футбольные клубы и прочее.

Зачем мне дома, автомобили и прочее?

Оказывается, что это тоже желание известности, так как это позволило бы мне распустить хвост павлина, в виде шикарных вещей, недоступных большинству людей. Это было мое внутреннее стремление выделиться на фоне других. Хорошо, я понял что это завуалированное желание известности, выраженное в попытке купить за деньги внимание других людей, но зачем мне это нужно?

Зачем мне нужна известность?

То, что я понял, стало для меня настоящим открытием. Оказалось, я всегда хотел того, что на самом деле не является моим истинным желанием, я всего лишь двигался по инерции и был ведом другими силами, ведь мне совершенно не нужна сама известность в чистом виде, меня она не интересует. Но что тогда меня интересует?

Почему я тогда хотел известности?

Оказалось, что сыграли подсознательные инстинкты. Я видел, как многие девушки реагируют на звезд, и среди этих девушек многие мне нравились, вывод очевиден. После таких случаев, получение известности стало моим как будто бы естественным стремлением.

Почему я хочу заинтересовать женщин?

Когда я стал более взрослым, и набрался опыта, иногда имел более одной девушки, но как я понял, это не являлось моим истинным желанием. Это были отговорки типа для мужчины иметь более одной девушки это нормально, но я обманывал себя. Это тоже не истинное желание, а всего лишь попытки быть не хуже чем кто то другой, лишь способ самоутвердиться. Только познав себя и свои истинные желания, я понял, что вполне достаточно будет и одной девушки, которая мне действительно подходит.


Я прекрасно вижу и понимаю, что многие люди живут так же по инерции как жил раньше и я. Поэтому, что бы понравившаяся мне женщина не сочла меня не достаточно достойным мужчиной, я все же продолжаю ставить высокие цели. Очевидно, что достижение более высоких результатов поможет быть интересным для любого круга людей, вне зависимости от их убеждений и фильтров их восприятия.

Зачем мне нужно быть интересным для любых кругов людей?

Из выше сказанного я понял, что моя основная цель, это создание семьи с женщиной, которая мне действительно нравится. Я понял, что являюсь человеком традиционных ценностей, и это мне по душе. В таком случае, я себя не обманываю и живу в гармонии с собой, своими истинными ценностями и желаниями. Если меня воспринимают как в любых кругах, то это поможет мне в осуществлении двух шагов к моей основной цели. Во первых, это поможет мне максимально эффективно реализовать свою профессиональную деятельность, а это позволит мне имеет достаточно высокий доход и создать более безопасные условия для здоровой жизни своей семьи. Во вторых, девушка которая мне может понравиться, может находиться в определенных кругах, иметь определенные убеждения, взгляды или находиться под воздействием определенных сил, законов или обстоятельств. Для того что бы иметь возможность оказывать воздействие на обстоятельства, я должен иметь достаточное количество внешних сил, то есть быть более влиятельной личностью.

Выходит, что активную социальную жизнь вести мне все же приходится, но разница между осознанной и неосознанной жизнью очевидна. Сейчас мне абсолютно безразлична известность, и если я стараюсь быть более заметным в обществе, то это для того что бы получить большую отдачу от своей деятельности, улавливаете суть? Приведу пример. Допустим, я написал книгу, и знаю, что она может быть интересной и полезной многим людям и мне об этом также говорят другие. Если книга уже написана, я вложил в нее свой труд и свою душу, то почему бы мне не сделать так, что бы получить от нее большую отдачу, а особенно если учесть что она действительно несет в себе большую ценность или она очень интересная.

В такие моменты, я конечно постараюсь что бы ее имели возможность прочитать большее число людей, так как ее могут порекомендовать друзьям.

Было бы конечно здорово, если бы тематика позволяла читателям рекомендовать его друзьям, но данный сайт поднимает слишком личные темы, и мало кто готов делиться со своими друзьями тем, что у него внутри.

Из этого всего, получается что я имею основную цель жизни, а все остальное стремление к социальной значимости можно рассматривать не с позиции того что я этого хочу, а с позиции того что я должен. Да, именно так. То есть все чего я действительно хочу это то, что можно ощущать и чувствовать всеми органами чувств и даже сердцем. А все остальное, это лишь работа, которая мне позволит чувствовать и ощущать то что я хочу, но мое истинное желание это чувствовать радость, то есть быть счастливым, реализуя свою миссию.

Каждому свое

У каждого своя жизнь и свои взгляды на этот мир. Из приведенного самоанализа становится понятно, что наша жизнь состоит из программ, и в моем случае я вернулся к программе, которую впитывал с самого детства, и это лишь реализация моего права собственного выбора. Для большинства нормальных людей, выбрать для себя семейные ценности это вполне естественное явление, тем более что это соотносится со врожденными инстинктами самосохранения, размножения, продолжения рода. Но все это совсем не значит, что все должны быть якобы нормальными, и не иметь права распоряжаться собственной жизнью по личному усмотрению. Вы можете реализовать свою личную миссию на этой земле, которую сочтете для себя нужной, но вопрос в том, будете ли вы по настоящему счастливы при этом, и является ли этот выбор выбором вашего сердца и души.

Самоанализ в разных ситуациях

Анализ я провожу относительно каждого явления в своей жизни, но основательный и очень глубокий анализ, который приведен выше, провожу по мере наличия времени для этого, но по возможности стараюсь выделять на это время. При основательном самоанализе, достаточно определить ваши желания, цели, все ваши движения в жизни, и просто понять себя. Здесь нет четких шаблонов, каждый делает это по своему, помните основную цель самоанализа - определить причины того что вас беспокоит.

После того как вы провели самоанализ, вы сами поймете что нужно делать. Если есть понимание, то приступайте к , и внедряйте в свою жизнь новые необходимые привычки, которые соответствуют вашим приоритетам и желаниям.

В случае если вы ощущаете нехватку сил, то нужно заниматься сначала ментальным очищением, и восстанавливать

Напоследок добавлю, что не смотря на название, для качественного самоанализа необходимо уметь не только анализировать, но и чувствовать. Как этому научиться? Вы уже это умеете, но качество этих навыков развито у всех по разному. Как развивать эти навыки? Очень просто, практикуйте! Делая это постоянно, вы получаете опыт, вы учитесь жить в гармонии с собой и окружающим миром, так как вы начинаете понимать себя и понимать этот мир.

Именно поэтому, я поставил самоанализ личности на первое место, так как от его качества и глубины, будет зависеть направление вашего движения, успехов на пути.