Неделя правовых знаний в школе сценарии мероприятий. Сценарий мероприятия ко дню правовых знаний в школе "азбука правовой культуры"

НЕДЕЛЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

10.02.2014г. – 14.02.2014г.

В соответствии с годовым планом работы школы, с положением о проведении «Недели правовых знаний» в нашей школе-интернате проводилась правовая неделя для учащихся 1-4 классов и для учащихся 5-9 классов.

План проведения «НЕДЕЛИ ПРАВА» (1 – 4 классы)

10.02.2014г. – 14.02.2014г.

Дата

Название мероприятия

Класс

Ответственный

Открытие «Недели права»

Показ презентации «Конвенция о правах ребёнка»

Знакомство со стендом «Ваши права»

Чтение сказок: «Три поросёнка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Золушка» (беседа по прочитанному)

Соц.педагог Мельникова Н.А.

Воспитатели

Воспитатели

Конкурс детского рисунка: «Я рисую свои права»

Практическая работа «Изучаем права человека»

Воспитатели

Просмотр сказки «Буратино» (обсуждение - игра по правам сказочных героев)

Библиотекарь Лисова Н.В.

Мельникова Н.А.

Игры – беседы:

«Кем ты приходишься твоим родителям?»

«Почему я их люблю»

Воспитатели

Внеклассное занятие «Азбука права. Я и мои права»

Подведение итогов недели

Мельникова Н.А.

В течение недели

Проведение часа правовых знаний «Устав школы»

Классные руководители

План проведения «Недели права» (5 – 9 классы)

10.02.2014г. – 14.02.2014г.

Дата

Название мероприятия

Класс

Ответственный

Открытие «Недели права»:

Показ презентации «Конвенция о правах ребёнка»

Интеллектуальный тренинг «Пословицы и поговорки»

Конкурс рисунков: «Не считай ворон – изучай закон»

Изготовление плакатов «Мы выбираем здоровый образ жизни»

Соц.педагог -Мельникова Н.А.

Воспитатели

Воспитатели

Беседа врача: «Мы выбираем здоровый образ жизни»

- «Ребусы по праву» (отгадать ребус - узнать термин и дать ему определение)

Внеклассное занятие «Я – ребёнок! Я – человек!»

Кутурова И.Н.

Воспитатели

Мельникова Н.А.

Экскурсия в Вичугский районный суд. Встреча с председателем суда, беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Посещение книжной выставки «Я и мои права»

Решение викторин: «Конвенция о правах ребёнка», «В шутку о серьёзном», «Верите ли вы, что…»

Мельникова Н.А.

Лисова Н.В.

Воспитатели

Расширенное заседание Совета по профилактике правонарушений

Встреча – беседа с инспектором ПДН: «Неприкосновенность чужого имущества», «Детская шалость, правонарушение, преступление»

Встреча – беседа с инспектором отдела опеки и попечительства «Права несовершеннолетних, находящихся под опекой»

Зам.директора по ВР Каплина О.В.

Галашина А.В. – инспектор ПДН

Меркулова Т.В. –

инспектор ПДН

Пенкина А.В. – инспектор отдела опеки и попечительства

- «Турнир знатоков права»

Закрытие недели. Подведение итогов.

Мониторинг «Итоги недели права»

Мельникова Н.А.

В течение недели

Проведение 10-минуток на тему: «права и обязанности учащихся, закрепленные в Уставе школы»

Тематические классные часы:

«Я имею право»

«Я – Гражданин!»

«Права и обязанности школьника»

Классные руководители

Классные руководители

В начале Недели правовых знаний были оформлены красочно стенды с целью привлечь внимание всех участников образовательного процесса, на которых были размещены: план мероприятий в рамках этой недели, основные права ребёнка (согласно Конвенции ООН), ребусы по праву и т.д. В первый день прошло открытие «Недели права», на которой учащиеся посмотрели Презентации,вспомнили и познакомились с правами детей и где они записаны; познакомились с планом проведения Недели; получили задания.

В начальной школе учащиеся получают первые представления о правах человека, ценности человеческой жизни. В этом возрасте формируются навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице. В ходе проводимых занятий учащиеся получили первые представления о правах человека, ценности человеческой жизни, представление о Конвенции как о документе, защищающем их права. Предпочтение отдавались игровой форме и работе с красочными иллюстрациями. Активны были все дети во время проведения бесед, с восторгом и интересом смотрели мультфильмы.

В основной школе продолжается работа по формированию правовой культуры, развиваются навыки правомерного поведения и повышается ответственность за свое поведение на основе знаний своих прав и обязанностей. С учетом знаний учащихся и жизненного опыта использовался комплекс познавательных и практических занятий, работа с интернет ресурсами. Во время интеллектуальных игр учащиеся с большим желанием делились знаниями, приобретенными в рамках «Недели права», вели дискуссию, узнавали права и обязанности современного школьника, обсуждали вопросы об основах порядка общества, рассматривали вопросы законопослушания и правонарушения.

В рамках недели был объявлен конкурс рисунков на тему6 «Не считай ворон – изучай закон» и конкурс плакатов: «Мы выбираем здоровый образ жизни». Хочется отметить большую активность и оригинальность в данной номинации учащихся 8 класса, 5 класса и 6 класса.

Интересно прошла встреча ребят со специалистами детского диагностического центра на тему: «Мы выбираем здоровый образ жизни». Данное мероприятие вызвало интерес у обучающихся средних и старших классов. Они легко вступали в беседу, задавали вопросы по всем интересующим их проблемам, получали полные грамотные ответы. Ребята разговаривали о вредных привычках, о борьбе с ними. Все учащиеся прошли психологическую диагностику, на специальном оборудовании по желанию ребят исследовали на количество вредных смол в легких.

Учащиеся 8-9 классов совершили ознакомительную экскурсию в Вичугский районный суд, где познакомились со спецификой работы суда, прослушали беседу старшей судьи: «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних»

Все учащиеся школы посетили библиотеку, где для ребят была оформлена выставка «Я и мои права»

В средней и старшей школе усиливается личностно ориентированный характер овладения знаниями и рациональными способами реализации своих прав и свобод. В рамках «Недели права» во всех классах прошли беседы – дискуссии, беседы – диспуты на темы: «Я – ребёнок! Я – человек!»; «Я имею право»; «Я – гражданин!»; «Права и обязанности школьника». Состоялась встреча – беседа с инспектором ПДН ОВД Меркуловой Т.В. на темы: «Неприкосновенность чужого имущества» и «Детская шалость, правонарушение, преступление».

Активно работал Совет по профилактике правонарушений. Прошло расширенное заседание, на котором рассматривались вопросы соблюдения прав и обязанностей участников образовательного процесса. На внутришкольный контроль было поставлено ещё 3 человека: это обучающиеся, которые не выполняют своих обязанностей, нарушают нормы и правила общественного порядка. Все приглашенные учащиеся присутствовали на заседании совета профилактики с законными представителями, родителями.

В заключении «Недели права» состоялось общешкольное мероприятие «Турнир знатоков права». Целью данного занятия было: правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей.

Игра состояла из 7 туров. Для работы использовались ИКТ. Победителем стала команда, набравшая наибольшее количество баллов. Игра была содержательной, интересной и полезной.

На общешкольной линейке были подведены итоги «Недели права»:

  1. В викторинах: «Знатоки права», «В шутку о серьёзном», «Верите ли вы, что…» 1 место заняли 5 и 9 классы.
  2. В конкурсе рисунков и плакатов были отмечены ребята 4, 5, 7 и 8 классов.
  3. Были награждены ребята, отгадавшие большее количество ребусов по праву.

В течение недели все ребята принимали активное участие в мероприятиях. В школе не зафиксировано ни одного нарушения дисциплины. «Неделя права» была плодотворной и результативной. В последний день был проведён мониторинг со всеми учащимися. Было опрошено 36 учащихся . Получены следующие результаты:

v На вопрос «Знаешь ли ты, что в школе проходила «Неделя права» ?» 100% учащихся ответили «ДА»

v На вопрос «Знаешь ли ты, какие мероприятия проходили в рамках этой недели?» 100% учащихся ответили «ДА»

v На вопрос «Принимал ли ты участие в проведении Недели права?» 94,5% учащихся ответили «ДА»

v «Как ты думаешь, есть ли необходимость в школе проведения такой недели?» 97,3% ответили «ДА»

v «Твои предложения по проведению Недели правовых знаний» Ответы самые разнообразные (экскурсия в тюрьму, в мировой суд и т.д.)

«Неделя права» даёт основание сделать следующий вывод:

В школе сформирована целостная система правового воспитания, использующая потенциал всех предметов, с одной стороны, с другой – правовое пространство школы. Уклад школы, педагогическая среда способствует развитию у обучающихся чувства собственного достоинства, приобретению ими практического опыта правомерного поведения, необходимого в социально значимой деятельности в настоящем и будущем.

Приложение 1

Открытие «НЕДЕЛИ ПРАВА»

Добрый день, друзья. Сегодня, 10 февраля, в нашей школе открывается «Неделя права», в течение которой мы будем говорить о правах детей, т.е. о ваших правах. Это связано с важной датой: 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребёнка.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?

Конечно, в первую очередь, это ваши родители, семья и, конечно же, ваши учителя и воспитатели. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Такие организации есть во многих странах мира, а наиболее авторитетна международная организация – ООН.

Организация Объединенных Наций – международная организация, основанная в 1945 году со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй Мировой войны. Основные цели этой организации – мир, прогресс, демократия. Она заботится о правах каждого отдельного человека, поэтому была разработана Декларация прав человека .

Декларация включает 30 статей, устанавливающих основные права и свободы человека, которыми должна обладать все мужчины и женщины без исключения. Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребёнка. Сложная работа продолжалась много лет. Наконец, 20 ноября 1989 года вступила в силу Конвенция о правах ребёнка , в которой насчитывается 54 статьи.

Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

- «Конвенция о правах ребёнка» - документ, в котором отражены все права детей. Они должны соблюдаться всеми странами, которые подписали этот документ. Она принята 20 ноября 1989 года многими странами, которые входят в Организацию Объединенных наций (ООН), а вступила в силу 2 сентября 1990 года. Этот документ должны знать все дети мира, так как он международного характера. Конвенция потому и существует, что взрослые люди прекрасно понимают – из бесправного, запуганного ребёнка может вырасти только бесправный и запуганный взрослый. Об этом и подумало мировое сообщество, принимая Конвенцию, которая вступает в силу с первого вздоха родившегося ребёнка. Ф.М. Достоевский писал: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».

Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой абсолютно нравственной мыслью.

В нашей стране проблема защиты детства стояла и стоит особенно остро.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА»

Мы познакомились с основным содержанием документа. В течение этой недели постараемся применить их к ситуациям в нашей повседневной жизни.

- «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служит оправданием пассивности, стремления получать, а не отдавать. Надо помнить, что помимо прав существуют и обязанности, и они взаимосвязаны. Посмотрим эту связь на примере игры.

Игра «Мои права»

Цель: наглядно показать взаимосвязь прав и обязанностей.

Инвентарь: шарики, маркеры, нитки, ножницы.

Ход игры: вызываем 8-14 желающих поиграть, ставим их в круг. Каждый из участников игры выставляет указательные пальцы рук. Натягиваем паутину, цепляя нитку на пальцы. Зрители надувают шарики и пишут на них свои права. Опускаем шарики на паутинку: хорошо натянутая паутина держит права в воздухе, не даёт им упасть, и только при ответственном выполнении задания паутина не рвется и не провисает. Берём ножницы и перерезаем одну, вторую, третью нитку – права начинают падать на землю.

Обсуждение итогов игры.

В течение недели в каждом классе пройдут классные часы, внеклассные мероприятия по правам ребёнка (по плану).

Учащимся 5 - 9 классов необходимо в течение недели ответить на вопросы Викторины, отгадывать ребусы по праву, рисовать рисунки и плакаты.

Учащимся 1-4 классов провести практическую работу «Изучаем права человека», читать сказки по плану, рисовать рисунки.

На закрытие недели мы снова соберемся в этом зале и подведем итоги «Недели права». Посмотрим, какой класс назовет больше правильных ответов викторины, и какой класс больше и верно выполнит все задания запланированной практической работы. Самому активному классу будет присвоено звание «Знаток права» и вручен ПРИЗ!

Желаем удачи!

(раздать викторину и практические задания классам).

Приложение 2

ВИКТОРИНА

«Знатоки права»

1 задание:

Дать определение словам:

ПРАВО-

ОБЯЗАННОСТИ-

ДОЛГ-

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-

СВОБОДА-

2 задание:

3 задание:

4 задание:

5 задание:

Что по вашему означает слово СВОБОДА? (выбери правильный ответ)

  • Независимость от кого-то;
  • Возможность выбора;

6 задание:

7 задание:

По итогам теста составь слово..

1)

П) Российская Федерация

2)Что такое Федерация?

Р) Союз, объединение.

А) Устройство, постановление.

3)Что такое Конституция?

А) Основной закон.

Г) Союз, объединение.

В) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Б) Паспорт.

А) Всеобщая декларация прав человека

8 задание: «Права литературных героев»

1) В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

2) Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

3) В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

4) Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?

5) В какой сказке было нарушено право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?

6) В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?

9 задание: Решите ситуации…

Ситуация 1.

Вопрос:

Ситуация 2.

Вопрос:

Ситуация 3.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

10 задание: Допиши слово…

  1. Согласно ст.29 Конвенции о правах ребёнка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его…….
  2. Ст.31 Конвенции признаёт право ребёнка на отдых и …..
  3. Кто, согласно ст.18 Конвенции, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка?......
  4. Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным и ……..
  5. Согласно ст.18 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и …………. насилия?
  6. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка?
  7. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …..учёт?

ВИКТОРИНА

«Знатоки права». Ответы.

1 задание:

Дать определение словам:

ПРАВО- возможность действовать, поступать каким-либо образом. Действовать или пользоваться чем-либо.

ОБЯЗАННОСТИ- это то, что входит в круг обязательных действий.

ДОЛГ- поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям (обязанность перед кем-либо)

СВОБОДА- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости (возможность действовать в какой-либо области без ограничений)

2 задание:

Назвать права и обязанности школьника.

ПРАВА школьника:

  • Право на бесплатное образование
  • Право на получение дополнительного образования
  • Право на охрану жизни и здоровья
  • Право свободы выражения своих убеждений
  • Право посещать мероприятия
  • Право на защиту
  • Право на отдых
  • Право пользоваться библиотекой
  • Право избирать и быть избранным
  • Право на обучение по индивидуальным программам
  • Право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства

ОБЯЗАННОСТИ школьника:

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка

3 задание:

В каких документах записаны права и обязанности школьника?

(Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребёнка)

4 задание:

Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей?

(по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители)

5 задание:

Что по вашему означает слово СВОБОДА? (выбери правильный ответ)

  • Возможность делать все, что хочешь;
  • Независимость от кого-то;
  • Отсутствие стеснения, ограничений;
  • Возможность выбора;
  • Право делать все, что не вредит другим.

6 задание:

Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

7 задание:

По итогам теста составь слово.

1)Как по-другому называется наша страна?

П ) Российская Федерация

2)Что такое Федерация?

Р ) Союз, объединение .

А) Устройство, постановление.

3)Что такое Конституция?

А ) Основной закон.

Г) Союз, объединение.

4) Какова главная мысль нашей Конституции?

Ж) Осуществление в жизнь Всеобщей декларации прав человека.

В ) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью .

5) Главный документ, защищающий права человека?

Б) Паспорт.

А ) Всеобщая декларация прав человека

8 задание: «Права литературных героев»

1)В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Красная шапочка»; «Волк и семеро козлят»)

2)Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? («Ледяная избушка»)

3)В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик или Приключения Буратино»)

4)Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Белоснежка и семь гномов»; «Квартет»)

5)В какой сказке было нарушено право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? («По щучьему велению…»)

6)В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? («Айболит»)

(Помощь-сказки: «По щучьему велению…»; «Белоснежка и семь гномов»; «Квартет»; «Айболит»; «Красная шапочка»; «Волк и семеро козлят»; «Ледяная избушка»; «Золотой ключик или Приключения Буратино»)

9 задание: Решите ситуации…

Ситуация 1.

16-летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос: Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ: Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут.

(Ст. 63 ТК)

Ситуация 2.

На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос: Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (Ст. 158) . Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ПДН.

Ситуация 3.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления. (Ст. 31 УПК)

9 задание: Допиши слово…

  1. Согласно ст.29 Конвенции о правах ребёнка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его талантов.

Ст.31 Конвенции признаёт право ребёнка на отдых и досуг.

  1. Кто, согласно ст.18 Конвенции, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка? Родители.
  2. Право ребёнка на что закреплено в ст.6 Конвенции? Право на выживание и здоровое развитие.
  3. Неотъемлемое право ребёнка на что закреплено в ст.6 Конвенции? Право на жизнь.
  1. Кто, если не родители, согласно ст.18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребёнка? Законные опекуны.
  2. Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным и обязательным.
  3. Согласно ст.18 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и морального насилия?
  4. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка? ООН.
  5. По Конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста. Ребёнок.
  6. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на воинский учёт?
  7. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? С 14 лет.

Приложение 3

Верите ли Вы, что…

1. В Калифорнии разрешается ставить мыше­ловки только тем, кто имеет охотничий би­лет?

Ответ: Да.

2. В пассажирских поездах Италии запрещается петь?

Ответ: Нет, разрешается.

3. В Луисвилле (штат Кентукки) запрещен ловить рыбу с помощью лука и стрел?

Ответ: Да.

4. В трамвай города Гери, штат Индиана, за­прещено входить, если прошло менее суток с того момента, как пассажир ел чеснок?

Ответ: Нет, можно входить уже через 4 часа.

5. Если в Саудовской Аравии муж не дал жене кофе, она вправе требовать развод?

Ответ: Да.

6. В Финляндии запрещены комиксы с утенком Даком из-за аморальности?

Ответ: Да, ведь он без штанишек.

7. В американском штате Канзас есть специ­альное постановление, разрешающее ловить рыбу голыми руками?

Ответ: Нет, наоборот – это делать нельзя.

Приложение 4

Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.

Конкурс «В шутку о серьезном… »

ОТВЕТЫ: за каждый правильный ответ - 1 балл.

Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука».

Черт побери

У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?

Билета

Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером.

Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»

Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.

Сорока

Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного.

Буратино

Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича?

Глеб Жиглов

В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»

Кавказская пленница

«Избави Бог и нас от этаких судей!»-восклицал

А. Крылов. Кто же был героем басни?

Осел

Как появилось выражение: «Написано на лбу»?

Происходит от обычая ставить клеймо на лбу у преступника

Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.

Шапка

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Линейка - закрытие «Недели права»

Командная игра «Турнир знатоков права»

Цель и задачи мероприятия:

правовое просвещение; формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

План проведения мероприятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Приветствие команд (название, девиз)
  3. Интеллектуальная разминка.
  4. Домашнее задание «Всякая всячина».
  5. Игра «Дополни».
  6. «Шифровка».
  7. Логическая цепочка.
  8. Восстановите и узнайте документ.
  9. Путешествие в сказку.

10. Тренинг.

11. Рефлексия.

Вступительное слово:

(звучит Гимн РФ, вынос знамени)

Линейка, посвященная закрытию «Недели права» считается открытой.

10 февраля в нашей школе была открыта Неделя правовых знаний. В течение этой недели в каждом классе прошли классные часы, занимательные внеклассные мероприятия, где вы познакомились с главными правами человека, познакомились с главными документами, и думаю, научились применять свои знания на практике.

Сегодня мы подведём итоги нашей работы, проверим свои знания по правам человека и выберем класс и ребят, которым по праву можно присудить звание «ЗНАТОК ПРАВА».

На этой неделе настольной книгой для вас стала книга «Ваши права», ребята выполняли практические задания «Изучаем права человека», отгадывали ребусы по праву, отвечали на вопросы викторины, рисовали плакаты и рисунки.

(подведение итогов, награждение)

Главное для нас было понять: «Что такое право?»; «Что такое обязанность?»; «Где прописаны права?»; «Умею ли я их применять?». Это мы сейчас и посмотрим.

Сегодня мы проводим «Турнир знатоков права», т.е. это предполагает, что вы уже знаете свои права и документы, которые гарантируют их вам. Возможно, для некоторых мы сегодня откроем что-то новое и надеемся нужное.

То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и нашим гостям.

Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем.

Сегодня мы проводим «Турнир знатоков права» (Слайд 1)

У нас есть 2 команды, в каждой команде есть капитан. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на задания после всеобщего обсуждения.

Вас будет оценивать справедливое жюри:

(представление членов жюри)

В заключение занятия мы подведём итоги и выявим «Знатоков права»!

Скажите, пожалуйста, кем является каждый из нас? (ответы детей)

Каждый из нас – гражданин России (Слайд 2)

Кто такой - «Гражданин»? (ответы детей)

В толковом словаре Ожегова понятие «гражданин» объясняется так: (Слайд 3)

1. Лицо, принадлежавшее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

2. Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Пояснение понятия:

Каким словом можно заменить слово «лицо», чтобы смысл фразы не поменялся? (человек)

Что значит «постоянное население»? (люди, которые живут здесь всегда)

Что значит «наделённое правами и обязанностями»? (иметь права и обязанности)

Пояснение понятия 2:

Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.

Итак, мы начинаем Игру. И 1 конкурс – это ПРИВЕТСТВИЕ команд

Приветствие команды № 1.

C чего начинается Родина?
С символики нашей страны?
С трехцветного флага и гимна,
Который все знать мы должны?

А может она начинается
С приоритета свобод?
С идей Конституции нашей,
Которую чтит весь народ?

Противнику достойному – УРА!
Ты нас зажег, ты разбудил наш пламень,
С тобой мы даже говорим стихами,
Вот до чего игра нас довела!

Приветствие команды № 2.

Если ты живешь в России-
Ведь она у нас одна –
Нужно знать ее устройство,
Знать свободы и права.

Мы команда номер два,
Пожелаем вам успеха, пожелаем вам добра.
Мы вам тоже не уступим –
Будем биться до конца.

II . Интеллектуальная разминка (Слайд 4)

(6 вопросов – отвечают, поднимая нужную табличку «А», «Б» или «С» Слайды 5-16)

1. Конвенция о правах ребенка - это:

А) Международный документ, обязательный для всеобщего выполнения,

Б) Международный документ, исполняемый государствами, его подписавшими,

С) Распоряжение Генерального секретаря ООН,

2. Конвенция о правах ребенка ратифицирована РФ:

А) в 1990 г.,

Б) в 1989 г.,

3. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:

А) от самого ребенка,

Б) от его родителей,

С) от государства

4. Ребенком является...

А) любой человек до достижения 18 лет,

Б) тот, кто не имеет своих прав,

С) Тот, кто считает себя таковым

5. Право на выбор занятий и объединений есть:

А) только у взрослых,

Б) у каждого,

С) у учащихся школ.

6. Права ребенка записаны как:

А) свод законов и правил,

Б) возможности его развития,

С) намерения

III . Домашнее задание «Всякая всячина» (Слайд 17)

Вопросы 1 команде (слайды 18-28)

Вопросы 2 команде (слайды 29-39)

Ответы для жюри на конкурс: «Всякая всячина» .

вопрос

ответ

Вопросы первой команде:

Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией.

Референдум

Когда отмечается День прав человека?

Что такое презумпция невиновности?

Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом и в соответствии с законом.)

Кто является главой Российской Федерации?

Президент

Чем по национально-государственному устройству является Россия?

Федерация

Как, по убеждению солдат, участников восстания декабристов 14 декабря 1825 года, звали жену цесаревича Константина, которому они были готовы принести присягу?

Конституция

Отдельный гражданин как субъект гражданского права.

Физическое лицо

Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных соглашений или договоров, придающее документу юридическую силу.

Ратификация

К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район?

В каком году была принята ныне действующая конституция?

Вопросы второй команде:

Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ?

Конституция

Кто является гарантом конституции РФ?

Президент РФ

Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком?

Человек до 18 лет

Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …

Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации

Декларация

Процедура вступления в должность главы государства называется…

Инаугурация

Защита отечества для гражданина России является…

Почетной обязанностью

К исполнительной ветви власти относится…

Правительство

Государственным языком на всей территории России является…

Условие допущения физического лица к пользованию теми или иными политическими правами и свободами называется…

IV. Игра «Дополни» (Слайд 40-41)

(на предложенную схему вписать слова из справок)

(Приложение 3)

V. Шифровка (Слайд 42-43)

Пока игроки выполняют задание, со зрителями - игра «Верите ли вы…»

(Приложение 3)

V. Шифровка (Слайд 42-43)

VII . “Восстановите и узнайте документ»

VIII . «Путешествие в сказку» (Слайд 49-51)

-Каждая из команд получит иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои (время размышления 1 минута)

1) «Айболит» К.И.Чуковский (право на получение медицинской помощи)

2) «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкин (право на труд)

3) «Золотой ключик» А.Н.Толстой (право на образование)

Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.

Пока жюри подводит итоги, ещё раз подумайте и скажите, какие существуют документы, изучая которые мы узнали о разных правах? (ответы)

Как они называются? Таких документов много, но мы вспомним только эти (Слайд 52)

Декларация

Конвенция

Устав школы

8 декабря 1948 год – дата принятия «Декларации о правах человека»

IX . Тренинг

Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: (Слайд 53) «Для меня самое главное право – это…»

Хорошо! А теперь давайте вспомним и ваши обязанности, как школьников. (Слайд 54). Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников?

-Устав школы.

В Уставе школы сказано: обучающиеся школы обязаны:

Соблюдать Устав школы;

Добросовестно учиться;

Бережно относиться к имуществу школы;

Соблюдать Правила поведения учащихся.

Запомните!!! Права предоставляются, а обязанности выполняются!

X . Рефлексия.

Спасибо, ребята, что обсудили данную тему, показали свои знания.

Сейчас предлагаю сыграть ещё в одну игру. Называется она «Выбери нужное слово…» На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на Турнире и больше всех понравилось.

А теперь подведём итоги игры. Слово жюри.

И в заключении: игра «Комплименты»

Дети становятся в круг.

- У каждого из вас есть возможность сказать друг другу комплименты. Давайте сделаем так, чтобы у каждого было хорошее настроение, чтобы наше занятие получилось не только полезным, но и радостным. Выберете, кому вы хотите сказать комплимент. Итак, игра началась.

- Всем СПАСИБО!!!

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные в средней общеобразовательной школе.

Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно . При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.

Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:

  • элементарных понятий о правах и обязанностях;
  • понятий о демократии и правах человека;
  • понятий об уголовной ответственности;
  • уважения к правам человека и свободе личности
  • толерантности.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Закона РФ «Об образовании»;
  3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
  4. Конвенции ООН «О правах ребенка»;
  5. Семейного кодекса РФ;
  6. Уголовного кодекса РФ.

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным, все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы

Форма мероприятия Темы
Тематические классные часы 1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания)
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице)
3. «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования)
4. «Права и обязанности школьника»
5. «Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе)
Дидактические и ролевые игры 1. «Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы)
2. Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни)
3. Игра-викторина «Я имею право» (Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Выставки 1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках»
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»»
Родительский всеобуч 1. «Как уберечь ребенка от насилия»
2. Свободное время ребенка
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений»

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

Форма мероприятия Тема (задача)
Классные часы в средних классах 1. «О вреде курения»,
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав»
3. «Предупреждён-значит вооружен»
4. «Законы жизни школьного коллектива»
5. «Что такое порядочность»
6. «Правила доверия»
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
8. «Я – гражданин России»
Классные часы в старших классах 1. «Умей сказать «нет»
2. «Склонность или пагубная привычка?
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности»
4. «Что такое порядочность жизни»
5. «Что значит быть принципиальным»
6. «Что такое цель
7. «Свобода половых отношений»
8. «Любовь и дружба
9. «Закон о наркотиках»
10. «Мои права – мои обязанности»
11. «Как не стать жертвой преступления»
Конкурсы, викторины, игры 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей)
2. Ролевая игра «Мы и выборы»
3. Правовая игра «Я и мои права»
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат»
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка»
Наглядная агитация 1. Стенд «Правовой уголок школьника»
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков».
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»;
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»
Родительские всеобучи 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД)
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы)
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах»
4. «Подросток и его профессиональные интересы»

Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

  1. Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
  2. Ведение картотеки «трудных» подростков;
  3. Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
  5. Беседы и консультации с родителями;
  6. Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
  7. Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
  8. Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

Утверждаю:

Директор ГОШ I -II ступеней № 48

Е.О. Сидоренко

СЦЕНАРИЙ КО ДНЮ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ «ПРАВО»

Оформление : карта «Право» (области: «Мораль», «Закон», «Права ребенка», «Насилие», «Преступление», «Доверие», «Наказание»),электронная презентация, слайды картин, эпиграф: «Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу!»

Все учащиеся распределены на 4 команды. Каждая команда за участие получает жетоны.

Ход мероприятия

Учитель: - Сегодня, в рамках Дня правовых знаний, мы предлагаем вам, ребята, отправиться в необычное путешествие – Путешествие по стране «Право». А вашими ориентирами в путешествии должны стать эрудиция, знания, интуиция, смекалка. Участвовать в этом путешествии будете вы все, но основные задания «лягут на плечи» команд, в состав которых входят представители от всех классов.

Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф нашего мероприятия. Это латинское изречение: «Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу!» Пусть это высказывание отложится сейчас у вас, а мы вернемся к нему по окончанию путешествия.

(Звучит мелодия)

Учитель: Давайте обратимся к нашему словарю. Что такое право?(Слайд – право – это общеобязательные правила поведения, соблюдение которых обеспечивается государством.)

А о каких правилах поведения идет речь?(Дети отвечают.)

Учитель: - Первый пункт назначения в нашем путешествии – область «Мораль». Что же такое мораль? (Слайд – мораль – это представление о хорошем и плохом, о добре и зле, о правильном и неправильном.)

А теперь давайте попробуем дать определение понятию «добро». (Ответы детей.) Добро – это все положительное, хорошее в жизни человека.

Есть такая характеристика человека «морально чтит». Давайте попробуем сделать ассоциации к этому понятию.

МОРАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Учитель: Способен ли морально чистый человек совершить что-то плохое?(Ответы детей, аргументации.)

Приведите примеры преступлений.

И мы с вами очень быстро перемещаемся в соседнюю с «Преступлением» область – «Наказание». Любое противоправное действие подлежит наказанию.

С какого возраста предусмотрена уголовная ответственность? (Слайд – «Уголовный кодекс». Ответы детей)

Учитель: В последнее время мы очень часто сталкиваемся со случаями насилия: в семье, в школе, на улице. Как остановить насильников? Как предотвратить насилие?

Но еще чаще мы сталкиваемся с тем, что совершая какие-то, даже самые незначительные поступки, действия в отношении своих близких, одноклассников, мы не осознаем, что совершаем насилие.

Что же такое насилие? (Об этом нам поведали, когда мы оказались в области «Насилие». (Слайд – насилие – это преднамеренное физическое, экономическое, психологическое, сексуальное воздействие на личность.)

Приведите примеры насилия. (Ответы детей)

А как вы думаете, существует ли наказание за насилие? (Ответы детей).

Учитель: Отношения между родителями и детьми, между одноклассниками, между учителями и учениками должны строиться на доверии.

Ребята, а что означает выражение «Я тебе доверяю»? (Ответы детей).

Доброта, доверие, отзывчивость, милосердие должны идти за ручку с друг другом, рядом с каждым из нас. И тогда, то, что мы отдаем, обязательно к нам вернется.

Тренинг «Спаси птенца»

- Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель: И последняя область, в которой мы обязательно должны побывать. Это область «Права ребенка».

Ребята, а с какого возраста дети имеют права?(с рождения).

Ребенком является личность до достижения 18-летнего возраста.

Права человека и гражданина закреплены в Конституции государства, в данном случае – в Конституции ДНР.

А права ребенка где закреплены? (Слайд «Конвенция о правах ребенка»).

Эти документы, я надеюсь, вам знакомы. И сейчас область «Права ребенка» приглашает вас в художественную галерею.

Учитель: На экране вы видите изображение картины художника Василия Перова «Тройка».

Какое право ребёнка нарушено? (Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию).

Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Иллюстрацией к какому праву может служить эта картина? (Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством) .

Константина Маковского «Игра в бабки» (Право ребёнка на отдых и досуг)

Учитель: А сейчас я предлагаю всем присутствующим принять участие в литературно – правовой викторине.

1.​ В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и

свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).

2.​ Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).

3.​ В какой сказке нарушается право человека владеть своим

имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

4.​ Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных

собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

5.​ В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не

находился, должен быть защищен законом?(“Айболит”).

6.​ В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью

независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

Учитель: И сейчас, для того, чтобы закрепить все, о чем мы сегодня говорили, для каждой команды будет озвучена ситуация. Вам будет необходимо ее проанализировать в течение 30 секунд и дать ответ.

Команда 1 - Сценка

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!

Объясните Оле, в чём она не права.

Ответ: кроме прав у Оли есть ещё обязанности – дежурного, как и у всех детей в классе. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других.

Команда 2 – Сценка

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Ответ: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Команда 3- Сценка

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь неправ.

Ответ: сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Команда 4 – Сценка

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей!

Вот такой борец за права ребёнка! Может быть, он прав?

Ответ: нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать её право и помогать ей.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в страну «Право». Давайте вспомним, где мы с вами побывали? Что нового узнали? Какие сделали выводы для себя? (Ответы детей)

(Слайд с эпиграфом)

Учитель : В начале нашего мероприятия я обратила ваше внимание на эпиграф «Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу». Какой смысл вложен в это изречение? (Ответы детей)

Учитель : Спасибо всем за участие. Наиболее активными участниками сегодня были…… Молодцы, ребята! И никогда не теряйтесь на жизненных тропах и дорогах, совершайте добрые поступки, доверяйте своим близким и себе!

ПРОЕКТ

«НЕДЕЛЯ ПРАВА В ШКОЛЕ»

Проект «Неделя Права в школе»

Учитель Филькова Е.А.

Рождение ребенка, его социально-нравственное развитие и приобщение к общественно полезной деятельности всегда являлись насущными заботами семьи, общества и государства, от эффективного решения этих задач во многом зависит как семейное, так общественное и государственное благополучие.

Развитие детей в любви и обеспеченности, получение ими гарантированного образования и необходимой правовой защиты свидетельствуют о нравственном здоровье общества и социально-правовой направленности государственной политики.

Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности.

Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Гражданско-правовое образование – неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правовой культуры и правового сознания, гражданственности и патриотизма.

Проблема изучения права в школе - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день, она вызывает интерес у учителей. Эта актуальность связана, с одной стороны, с переменами в нашем государстве и обществе - курс взят на построение правового государства и гражданского общества. Этим объясняется и «государственный заказ» на подготовку молодёжи, активной, с развитой гражданской позицией и высокой правовой культурой. С другой стороны, знание основ права, возможность ориентироваться в правовом пространстве, знание и умение защищать свои права необходимо каждому человеку в ХХI в.

Главная цель проведения «Недели Права в школе»: формирование у учащихся правовых знаний, способствовать правовому и духовно-нравственному воспитанию школьников.

Основные задачи проведения «Недели права»:

Формирование у учащихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей;

Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов;

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правам другого человека; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

Развитие интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы; слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения; эстетических эмоций, положительного отношения к правомерному поведению.

План проведения

« Недели права в школе »

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

Предварительный просмотр:

Викторина по правовым знаниям.

7 класс

Сегодня мы будем говорить о правах, обязанностях и правовой защищенности граждан. Мы будем не просто беседовать, а играть. Но не забывайте, что игра – дело серьезное. Поэтому я предлагаю составить свод правил нашей игры.

Предложения детей (+ споры с руководителем и капитаном, определить очередность ответов в команде, выбор капитанов, 1 балл за каждый правильный ответ, внимательно слушать задания обеим командам)

Напоминаю, что правила обязательны к исполнению также, как и законы.

Конкурс №1 Разминка:

А. Как в разные времена называлось наше государство?

А. Что такое Конституция?

Б. Что такое Федерация?

А. Дайте определение понятию права.

Б. Дайте определение понятию обязанности.

А. Как называется первый документ, удостоверяющий личность ребенка?

Б. Какой документ получают в 14 лет?

А. Что такое толерантность?

Б. Что такое демократия?

Конкурс №2 Дайте определение:

Ответ А: лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными Конституцией, и исполняющее все, установленные Конституцией обязанности.

А: Русский поэт Н.Некрасов так сказал о гражданине:

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое ГРАЖДАНИН?...»

Сформулируйте свой полный ответ на вопрос.

Б. Что, с вашей точки зрения, означает слово СВОБОДА? Объясните свой выбор.

Возможность делать все, что хочется

Независимость от кого-то

Отсутствие ограничений

Возможность выбора

Право делать все, что не вредит другим

Конкурс №3 Литературно-правовой:

А. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Сформулируйте статью Конвенции по защите прав ребенка, которая была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

(Статья 31, признает право ребенка на отдых, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

Б. Те, кто читали о приключениях Тома Сойера, помнят, что ему запрещали дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн. Сформулируйте, какое право ребенка, согласно Конвенции, было нарушено?

(Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Статья 15.)

А. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими животными, ребенком, имеющим права?

(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 1.)

Б. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным?

(Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый неполноценный ребенок может вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 23.)

А. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какие права ребенка он нарушает?

(Статья20 гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции».)

Б. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство в другое государство. Что бабушка нарушает? (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.)

Конкурс №4 Допиши слово:

  1. Согласно ст.29 Конвенции о правах ребёнка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его талантов
  2. Ст.31 Конвенции признаёт право ребёнка на отдых и досуг
  3. Кто, согласно ст.18 Конвенции, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка? На родителях
  4. Какое самое важное право ребенка, закреплено в ст.6 Конвенции? На жизнь
  5. Неотъемлемое право ребёнка на свободу получения информации, закрепленное в ст. 17, включает в себя право читать детские книги, смотреть детские передачи…
  6. Кто, если не родители, согласно ст.18 Конвенции несут ответственность за воспитание ребёнка? Законные опекуны
  7. Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным и обязательным
  8. Согласно ст.18 Конвенции государства принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического и психического насилия?
  9. Какие организации в разное время принимали Декларацию о правах ребёнка? Лига Наций и ООН
  10. По Конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста ребенок
  11. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на воинский учёт?
  12. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? С 16

Конкурс №5 Юридическая консультация:

А. Четырнадцатилетний подросток обвиняется в убийстве. Понесет ли он наказание за совершенное преступление? (Ответственность за особо тяжкие преступления наступает с 14 лет).

Б. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к ответственности? (Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет).

Конкурс №6 Экзамен для капитанов:

Как известно, мы живем в самой удивительной стране на свете. А чем она так удивительна? Об этом наверняка знают наши капитаны.

Самая высокая точка России

Самая большая картинная галерея в мире в нашей стране

Самая большая река в мире, не имеющая стока в Мировой океан

Самое глубокое озеро России

Самое мелководное море России

Самый крупный остров

Самый большой лес в России называется

Самый высокий действующий вулкан России

Самое распространенное дерево в нашей стране

Самый странный российский праздник

Конкурс №7 Поединок:

Команды сами придумывают задание друг другу по правовой тематике.

Подведение итогов. Объявление победителей - «ЗНАТОКОВ ПРАВА»

Итак, мы с вами рассмотрели много вопросов, относящихся к области права. Задействовали свои знания по истории, обществознанию, литературе, географии. Следовали ли вы правилам, составленными вами? Закон суров, но он закон.

А это значит… Поскольку сегодня необычный день, я не буду применять положенные в этих случаях санкции. Помните, правила как и законы нужно уважать и точно им следовать. А незнание законов не освобождает от ответственности.