Определение гос ва. Что такое государство краткое определение

Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство. Понятие «государство», производное от латинского status, появляется в период итальянского Ренессанса (XIV в.) и до XIX в. распространяется в Европе. Ранее для обозначения властного устройства использовались другие понятия: «polis», «res publica», «civitas regnum», «imperium», «reich» и др.

В те времена эти термины указывали, прежде всего, на положение правителя или правителей, на присущее им величие, и потому само понятие редко употреблялось без указания на того, к кому оно конкретно относилось.

Позже вследствие долгого процесса трансформации слово «государство» стали использовать для обозначения земельных владений, т.е. территории, находящейся во владении правителя. Отсюда второе средневековое выражение, которое предшествовало возникновению современного понятия государства - status regm, которое означало положение или состояние страны.

С буржуазными революциями, когда на смену монархии приходит республика, положение дел радикально меняется - демократия объявляет место власти «пустым». Никто не имеет изначального права это место занимать. Никто не может обладать властью, не будучи на то уполномоченным. Классик французской политической науки Жорж Бюрдо пишет в этой связи: «Люди изобрели государство, чтобы не подчиняться другим людям». Согласно Бюрдо, государство возникает как абстрактный и постоянный носитель власти. По мере развития этого процесса правители все больше и больше предстают в глазах управляемых агентами государства, власть которых носит преходящий характер. Такая трансформация власти явилась в истории человечества огромным шагом вперед.

Таким образом, постепенно возникает представление о единой высшей суверенной власти, которая отличается от народа, первоначально создавшего ее, но она также отдельна и от всех должностных лиц, которые на тот или иной срок получают право на осуществление этой власти. Но кто наделяет таким правом и властными полномочиями? Кто теперь является сувереном?

Великая французская революция дала ответы на эти вопросы и явила Европе и миру классический образец нациегенеза, что отразилось в содержании понятия «французская нация». В годы Великой французской революции впервые нация была интерпретирована как сообщество людей, подчиняющееся общим законам, т.е. в чисто политическом смысле.

Идеологическим преломлением принципа суверенитета народа явилась теория «общественного договора». Государство провозглашалось следствием соглашения между людьми, а не установлением свыше. Его главной целью со времен Дж. Локка становится сохранение и защита неотчуждаемых прав человека - права на жизнь, свободу и собственность. На этой основе возникли концепции конституционализма, правового государства и требование ограничения объема и сфер деятельности государства, защиты граждан от чрезмерного государственного контроля и вмешательства.

Если на основании этого соглашения уполномоченные к осуществлению властных обязанностей выполняют их ненадлежащим образом, договор можно расторгнуть и снова перезаключить. Для оптимизации общественного контроля над властью со стороны народа постепенно была выработана технология периодического «переоформления» общественного договора и легитимации власти - процедура регулярных выборов.

Отсюда и радикальное переосмысление статуса властвующих и управляемых: первые уже не самостоятельные, единоличные правители, получившие власть «от неба», а вышестоящие исполнители, наделенные правами, обязанностями на четко фиксированный период времени; вторые уже не подданные, обязанные беспрекословно подчиняться правителю, а свободные граждане, обязанные подчиняться праву.

В России понятие «государство» отличалось от европейского: в русском языке оно производно от слова «государь», т.е. хозяин, владелец «русской земли». Многие западные исследователи отмечают особый характер российского государства. Так, Р. Пайпс пишет: «Россия принадлежит к той категории государств, которые... обычно определяют как "вотчинные" (patrimonial). В таких государствах политическая власть мыслится и отправляется как продолжение права собственности, и властитель (властители) является одновременно сувереном государства и его собственником».

Человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил.

Аристотель полагал, что первоначально люди объединяются в семьи, затем несколько семей образуют селение и на завершающей стадии этого процесса создается государство как форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством и подчиняющихся власти законов.

Воззрения античных философов отражали реальность политической жизни государств--полисов. В средние века в Европе получила распространение теория государства--вотчины: государственная власть выводилась из права собственности на землю, что соответствовало политико-правовой практике феодального общества.

В соответствии с этой теорией государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того, чтобы надежно обеспечить свои основные права и свободы, решили создать государственные институты.

Государство в его современных формах сложилось в ходе длительного исторического развития. Возникло государство не сразу: постепенно от общества обособились институты политического руководства, которым шаг за шагом передавались функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом. Поначалу незначительное, но с течением времени все более явное имущественное расслоение привело к необходимости создания специфических норм, правил и структур, регулировавших имущественные отношения. Учащавшиеся столкновения между численно возросшими племенами из-за плодородных земель, охотничьих территорий и т.д. вызывали необходимость сохранять достояние племени и увеличивать его за счет других с помощью специально для этого созданное вооруженной силы.

Кроме общих причин возникновения государства, можно выделить пять факторов, также ускорявших появление государственных структур и придававших им определенную специфику. К ним относятся завоевания (скажем, одного племени другим) и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности порабощенных; наличие внешней угрозы, требовавшей создания вооруженных формирований и регулярного сбора средств на их содержание; необходимость проведения крупных хозяйственных работ, немыслимых без мобилизации значительных материальных и человеческих ресурсов и создания аппарата для их рационального распределения и использования.

Сущность государства.

В настоящее время термин «государство» в зависимости от контекста может иметь различный смысл.

Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с представительными и исполнительно-распорядительными органами политической власти, а также с системой правовых норм, определяющих их функционирование.

Во-вторых, этот термин употребляется для обозначения отношений политической власти, т.е. отношений господства и подчинения между различными группами граждан, между органами власти (например, парламентом и правительством), а также между органами власти и общественными организациями.

В-третьих, в обыденной речи термин «государство» зачастую употребляется как синоним понятий «страна», «отчизна», «общество».

Такая многозначность термина «государство» не случайна. Она вытекает из сущности государства не только как классовой, но и как универсальной организации, призванной обеспечивать целостность общества. Эта многозначность обусловлена и самой организацией государства, в структуру которого органически вплетены основные компоненты общества.

Как универсальную форму организации общества государство составляют следующие элементы: территория, население, власть.

Территория -- это физическая, материальная основа государства. Территорию государства составляет та часть мирового пространства, на которой в полной мере действует власть данной правящей политической группы. Причем эта территория не сводится только к так называемой твердой земле. В нее входят недра, воздушное пространство, территориальные воды. Во всех перечисленных средах государство осуществляет свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

С территорией прежде всего связан вопрос возникновения и исчезновения государств. В конечном счёте без территории государств не бывает. С утратой территории (например, в результате войны) государство прекращает существование. Именно этим объясняется тот факт, что с вопроса о контроле над той или иной частью пространства начинают развиваться многие внутренние и внешние политические конфликты. И именно поэтому одной из главных целей правящих политических групп, не состоящих на службе иностранных держав, является гарантирование территориальной целостности государства, для чего используются различные средства -- от дипломатических до военных.

Население -- как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Проживающее на территории государства все население составляет сообщество людей, единый народ, нацию. В большинстве западных государств, особенно в англоязычных странах, понятия «народ» и «нация» употребляются как тождественные. Понятие «нация» (от лат. «natio» -- племя, народ) связывается с государством, и под таковой понимается все сообщество людей, народонаселение занимаемой государством территории независимо от этнической принадлежности, объединенное одним правлением. Разумеется, в действительности в рамках народа как всего населения данного государства нередко сосуществуют различные этнические группы (народности), которые также иногда называют себя нациями.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юридических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства. Власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Основными элементами этой структуры являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Иногда в качестве органов власти называются средства массовой информации -- государственные печатные органы, радио и телевидение. Однако последние не располагают какими-либо властными полномочиями и, следовательно, не могут быть отнесены к институтам власти.

Функции отражают главные направления деятельности государства по выполнению им своего предназначения. В функциях государства и проявляется его сущность. В самом общем виде государство выполняет две основные функции: посредническую и функцию управления.

Посредническая функция прямо связана с природой государства как орудия регулирования противоречий и конфликтов, которые возникают в обществе, разделенном на социальные группы. Социальные конфликты могут быть урегулированы лишь с помощью общественной силы, возвышающейся над частными интересами различных социальных групп. В качестве таковой и выступает государство.

Наряду с посредническими функциями в отношениях между господствующими и подчиненными социальными группами, властвующая группа вынуждена также выступать в качестве арбитра и в конфликтах между различными своими частями.

Посредническая функция государства не ограничивается урегулированием внутренних социальных конфликтов. На государственную власть возложена обязанность разрешать внешние конфликты, обеспечивать развитие отношений с зарубежными странами. Умение правящей политической группы обеспечивать укрепление обороны страны, повышение ее безопасности, развитие международных отношений является столь важным, что она может усилить или потерять свою власть в зависимости от успеха или неуспеха в этом деле. Еще более важное значение посредническая функция имеет для обеспечения внешних условий жизнедеятельности страны, поддержания и укрепления целостности общества, ибо внешние конфликты чреваты не только ослаблением государства, но и прекращением его физического существования.

Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в более или менее эффективном контроле за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для сохранения и развития общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с обороной, экономикой, использованием природных ресурсов, производством продуктов питания, развитием здравоохранения, образования, социального обеспечения, судопроизводства и т.д. Задачей государства является воздействие на общественную систему в целом и отдельные её элементы с целью разрешения этих проблем или смягчения их остроты. Функция управления не менее важна для нормального развития общества, чем регулирование социально-классовых отношений. От того, с какой эффективностью она выполняется, зависят общественная стабильность и престиж правящих политических групп.

Итак, государство как основной институт политической системы выполняет две главные функции -- посредническую и функцию управления. Обе они находят свое выражение в деятельности по регулированию государства как своих внутренних, так и внешних проблем. Анализ содержания этих двух функций показал, что их можно расчленить на ряд более узких по своему характеру и содержанию. В отечественной политологической и правоведческой литературе все они, как правило, подразделяются на внутренние и внешние функции государства. К внутренним относятся: защита существующего способа производства, регулирование социальных отношений, хозяйственной деятельности, охрана общественного порядка и другие. Внешние функции составляют: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны, защита интересов государства на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, участие в решении глобальных проблем человечества и другие.

Территория, население, власть, функции -- всё это содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам.

Государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что обнаруживается и в своеобразии их внешнего облика. Это относится к различным составным элементам и сторонам деятельности государства: организации власти, территориальному устройству, методам осуществления властных велений, совокупности выполняемых функций и т.д. Особенности устройства и функционирования государства и составляют его форму. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима.

На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства.

Государство -- это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закреплённой за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Итак, государство -- это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.

Государство -- это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть.

Билет 1.

1. Государство: понятие (3 определения), признаки, сущность.

Понятия: Государство-это общество на самом высоком уровне развития (греки). Гегель: государство – это шествие бога на Земле. Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Государство-это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной территории, использующая право и социальный аппарат принуждения.

Признаки государства

    Территория и территориальная организация власти. Внутреннее территориальное деление.

    Население.

    Суверенитет.

    Налоговая система.

    Наличие особого публичного аппарата управления, обладающего специальным легальным аппаратом принужления – применение силы и контроля (полиция, суды, армия).

    Законодательная система.

    Наличие государственно символики, столицы, герба, государственного языка.

Понятия государства.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа.

Признаки государства.

    Наличие публичной власти

    Система налогов и займов

    Территориальное деление населения

    Монополия на правотворчество

    Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

    Находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающим на его территории

    Обладает определенными материальными средствами для проведения своей политики

    Выступает единственным официальным представителем всего общества

    Суверенитет

    Символы – герб, флаг, гимн

Сущность государства .

Главное в сущности государства – содержательная сторона, то есть, чьи интересы данная организация политической власти осуществляет.

В связи с этим можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

    Классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса.

    Общечеловеческий подход в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

    В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественно осуществлению интересов определенной религии.

    В рамках национального подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.

    В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

Термин « государства» появился в XVI веке. Его ввёл итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). Разумеется, что государство как общественное явление до этого существовало уже тысячелетия.

Сложность государства как социального явления приводит к многообразию его определения. Так как государство представляет собой сложное явление с древних времён предпринимались попытки дать определение понятия «государства». Однако до настоящего времени отсутствует общепринятое представление о нём. Многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант). И. Кант трактовал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом «политическая власть».

Аристотель считал, что государство - «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее». Н. Макиавелли определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Французский мыслитель Ж. Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Английский философ Т. Гоббс определял государство как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты».

Создатель идейно-политической доктрины либерализма Д. Локк представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», то есть большинства граждан, «входящих в государство».

Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает» Гегель. Философия права. М. , 1990. С.279..

Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Поскольку государство возникает как продукт классового общества вследствие раскола общества на непримиримые классы, то «оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса» Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С.171-172..

В немецкой литературе государство определялось в одних случаях как «организация совместной народной жизни на определённой территории и под одной высшей властью» (Р. Моль); в других - как «союз свободных людей на определённой территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием» (Н. Аретин); в третьих-как «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определённого правопорядка» (Л. Гумплович).

Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Коркунов Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб. , 1984. С.240. , например, определяет государство как «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Трубецкой считает, что «есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершеневич и Кокошкин.

В российской литературе разных периодов тоже можно найти немало определений государства. А.И. Денисов Денисов А. И. Основы марксистско-ленинской теории государства и права. М. , 1948. С.53., опираясь на выводы классиков марксизма-ленинизма, считал что «государство называется как раз та особая организация, по средствам которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами власть - диктатуру».

В учебной литературе также рассматриваются взгляды на государство. Авторы учебника «Теория государства и права» М. П. Карева, С.Ф. Кечекьян, А.С. Федосеев, Т.И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Они приходят к выводу, что «государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредствам которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовых противников и защищает материальные условия своего существования от всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутри страны, так и за её пределами». Несколько конкретизирует определение государства учебник «Теория государства и права» под редакцией профессора С. С. Алексеева. В нём государство рассматривается как «особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом - в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны» Теория государства и права. М. , 1985. С.38..

В силу своих специфических признаков государство как институт или организация всегда отличалась от других, догосударственных «существовавших до него» и негосударственных «существующих наряду с ним» институтов и организаций. Выявление и изучение этих признаков открывает путь к более глубокому пониманию не только прошлого, но настоящего нашей страны и других стран.

За всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времён было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.

По-видимому, каждый подход отражает ту или иную характеристику государства, и только в совокупности эти подходы позволяют сформировать понимание государства как целостного социального института.

Государство – это организация политической власти, необходимая для реализации классовых задач. Признаки и функции государства призваны управлять обществом и обеспечивать в нём стабильность и порядок.

Вконтакте

Теории возникновения

Появление государства – это определенный этап становления общества.

Выделяют две теории возникновения государства:

  1. Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
  2. Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.

Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.

В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.

Организационная структура

Организационная структура государства представлена следующими элементами:

Эти функции позволяют не только управлять обществом и представлять его интересы, но и применять методы принуждения по отношению к отдельным гражданам или целым нациям. Примером этого служат массовые политические репрессии в СССР, когда гонениям подвергались целые народы.

Признаки любого государства

Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.

Территориальная организация

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

Суверенитет

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Присутствие публичной власти

Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.

Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает. Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают. Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.

Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:

  • международное призвание,
  • законность, справедливое и правомерное управление,
  • поддержка населения.

Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.

Налоговая система

Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов. Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти. Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.

Законотворчество и право на насилие

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Армия

Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.

Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений , нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.

Народонаселение

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания. Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Символы и атрибуты власти

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Функции государства

Функции государства – это направления его внешней и внутренней деятельности. Они отражают его назначение в обществе и определяются поставленными задачами.

Внешние функции:

Внутренние функции:

  • формирование бюджета, контроль за его исполнением;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • разработка мер социальной поддержки общества;
  • обеспечение порядка с помощью правоохранительных органов;
  • формирование патриотических ценностей и культурное просвещение граждан.