Падение нравов. «Падение духовности, нравов в предреволюционные годы было очевидно

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 2. www.st-hum.ru

УДК 94(37):17

ЦИЦЕРОН О ПАДЕНИИ НРАВОВ И НЕОБХОДИМОСТИ НРАВСТВЕННОЙ РЕФОРМЫ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ I В. ДО Н.Э.

Брагова А.М.

Статья посвящена анализу воззрений Цицерона на падение нравов в римском обществе его времени, рассмотрению взаимосвязи между нравственным упадком и падением Римской республики, обсуждению возможности проведения нравственной реформы римского общества в сочинениях Цицерона.

Ключевые слова: Цицерон, падение нравов, нравственная реформа, I в. до н.э., Древний Рим, Римская республика, римское общество, mores majorum.

CICERO ON MORAL DECLINE AND NECESSITY OF THE ETHIC REFORM IN THE ROMAN REPUBLIC OF THE I B.C.

The article analyses Cicero"s views on moral decline in the Roman society of the first century B.C., and the research of the interrelation between the moral decline and the degradation of the Roman Republic and the discussion of a possibility of an ethical reform in the Roman society in Cicero"s works.

Keywords: Cicero, moral decline, ethical reform, the first century B.C., Ancient Rome, Roman Republic, Roman society, mores majorum.

Статья посвящена одной из ведущих тем этико-политического характера в сочинениях Цицерона - теории падения нравов, а также вопросу о необходимости и возможности проведения нравственной реформы в римском обществе I в. до н.э. Надо отметить, что теория падения нравов имела распространение среди греческих и римских мыслителей, как предшественников Цицерона (Катона Старшего, Полибия, Посидония), так и

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 2. www.st-hum.ru его современников (Саллюстия) . Родоначальником теории упадка нравов считается Катон Старший, который вел борьбу с падением нравов, призывая римских граждан следовать нравам предков .

Полибий в 6-й книге «Всеобщей истории» (Polyb. Hist. 6.57) указывает на то, что государство может прийти к упадку либо из-за действий извне, либо из-за внутренних причин, т. е. падения нравов, вызванного властолюбием граждан, пренебрежением к скромному положению, спесивостью и расточительностью. Саллюстий пишет о нравах гражданской общины (de moribus civitatis), упоминая установления предков (instituta majorum), о том, как те правили государством (rem publicam habuerint) и таким (хорошим) оставили его (потомкам) (quantamque reliquerint), чтобы постепенно оно из красивейшего превратилось в самое плохое (ut paulatim... ex pulcherruma... pessuma... facta sit) (Sall. Cat. 5.9).

Цицерон разделяет указанные идеи: например, в речах он часто повторяет фразу: «O tempora, o mores!» (Cic. in Cat. 1.2; pro Cael. 29; pro Deiot. 31; in Verr. 2.4, 55), в работах разного характера (переписке, ораторских трактатах, политических диалогах, речах) неоднократно употребляет термин mores / mos majorum при ссылке на нравы и обычаи предков как на эталон, образец (Cic. de orat. 1.39, 2.200, 3.74; ad Att. 1.1, 8.2; ad fam. 3.7, 10.12, 13.10; de leg. 2.23, 40, 54; de off. 1.35; de rep. 3.4; in Pis. 21, 34; in Vat. 34-35; pro Cluent. 103; pro Planc. 28; pro Scaur. 30 и др.). Цицерон связывает прочность римского государства с римскими нравами: римское государство могло бы быть вечным, если бы все жили по заветам и обычаям "отцов" ( poterat esse perpetua, si patriis viveretur institutis et moribus) (Cic. de rep. 3.41. Cf. Cic. de off. 1.55-56).

Для Цицерона и его современников этические и политические вопросы воспринимались как неделимое целое. Падение нравов виделось ими в качестве причины падения республики. В одном из пассажей речи «В защиту Сестия» Цицерон пишет, что потрясения в республике происходят из-за того, что в ней находятся люди, которые из-за страха перед наказанием за свои проступки (propter metum poenae, peccatorum suorum conscii), из-за запутанности

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 2. www.st-hum.ru имущественных дел (propter implicationem rei familiaris) или по другим причинам стремятся к мятежам и раздорам (Cic. pro Sest. 99. Cf. Cic. pro Rab. 33). Таким образом, изменения в управлении государством Цицерон прочно связывает с изменениями в уровне нравственности .

Как указывает В. Кораб-Карпович, есть определенная взаимосвязь между душевными качествами людей (the quality of people) и их государственными институтами (their institutions). Хорошие учреждения способствуют сохранению политических и нравственных ценностей в обществе (political and moral values in the society). Без таких ценностей политические учреждения являются демократическими по названию, а не по содержанию (lose their substance and become republican in the name alone) . Здесь также важно понимать, что древние римляне не связывали падение Римской республики с системными проблемами политического характера: они, как правило, считали причиной такого падения просчеты отдельных политических деятелей, падение их нравственности. Погоня за таким злом, как avaritia, luxuria, стала для них более важной, чем служение государству . Поскольку меняется образ жизни нобилей (nobilium vita victuque mutato), меняются и нравы в государствах (mores mutari civitatum), ведь они распространяют пороки (ea infundunt) (Cic. de leg. 3.32). И здесь важно подчеркнуть, что, по мнению Цицерона, к нравственной деградации склонны не только правители (Cic. de rep. 2.51), но и народ в целом (Cic. de rep. 1.67) . И те, и другие имеют необузданное стремление к богатству: нравы испорчены и развращены из-за восхищения богатством (corrupti mores depravatique sunt admiratione divitiarum) (Cic. de off. 2.71) .

Цицерон пишет, что роскошь портит людей и что недостойно утопать в роскоши (sit turpe diffluere luxuria) (Cic. de off. 1.106. Cf. Cic. de rep. 2.8). Кроме жажды богатства и роскоши Цицерон выделяет стремление людей к высшим должностям, почестям, славе (imperiorum, honorum, gloriae cupiditatem), приводя в пример Цезаря, который изменил все божеские и человеческие

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 2. www.st-hum.ru законы ради стремления первенствовать (omnia jura divina et humana pervertit propter... principatum) (Cic. de off. 1.26. Cf. Cic. de off. 1.64).

Х. Виршубский справедливо замечает, что причиной падения нравов было слишком амбициозное рвение к обладанию dignitas (too ambitious pursuit of dignitas): чрезмерное желание обладать (excessive dignitas) является деструктивным фактором (a destructive factor), поскольку в погоне за dignitas не берется в расчет нравственная сущность dignitas (in its pursuit the moral basis on which dignitas must rest was disregarded) . Надо отметить, что понятие dignitas (достоинство, высокое положение) используется Цицероном для характеристики лучших, т. е. храбрейших и известнейших, государственных мужей (optimi: Cic. pro Sest. 104; optimi cives: Cic. pro Sest. 125; fortissimi et clarissimi cives: Cic. pro Sest. 144), которые защитили всеобщее благополучие несмотря на опасность, которая им грозила (qui salutem communem periculo suo defendissent) (Cic. pro Sest. 12), что позволяет нам сделать вывод о том, что данное понятие употребляется Цицероном как в политическом, так и в этическом значении, причем, как было сказано, оба значения неразрывно связаны.

Цицерон не только поднимает вопрос об испорченных нравах и об их отрицательном влиянии на политическую ситуацию в римской республике, но и делает попытку предложить некое решение по данному вопросу. Выходом из сложившейся ситуации он видит в улучшении нравов, в проведении некоей нравственной реформы. Ведь нет ничего приятнее и ничто так не сближает, как сходство добрых нравов (nihil autem est amabilius nec copulatius, quam morum similitudo bonorum) (Cic. de off. 1.56). Термин mores, особенно в сочетании со словом majorum, является фундаментальным в рассуждениях Цицерона о необходимости нравственного обновления общества. Под mores majorum Цицерон понимает обычаи предков, которым нужно следовать.

Как указывает Г. ван ден Блом, в сочинениях Цицерона предки и их обычаи являлись образцом хорошего поведения (a kind of code of good conduct), иногда сопоставимым с законом (at times compared to law), которые имели

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 2. www.st-hum.ru авторитет у римлян (which held ... authority with the Romans) . Примеры из истории Римского государства, о его становлении благодаря высоким нравственным качествам его государственных деятелей, их мудрости, прозорливости и другим добродетелям служат доказательством важности нравственного обновления римского общества.

Цицерон пишет, что римский народ достиг своей мощи не случайно, а благодаря благоразумию и строгому порядку (non fortuito populum Romanum, sed consilio et disciplina confirmatum esse) (Cic. de rep. 2.30).

В. Кораб-Карповски справедливо выделяет в сочинениях Цицерона следующие этико-политические ценности, которые могут привести государство к процветанию: 1) законная власть, основанная на справедливости и на идее служения народу (legitimacy based on justice and service) (Cic. de off. 1.85); 2) ограниченная и не единоличная политическая власть (limited and divided political power) (Cic. de rep. 2.23); 3) свобода и ответственность граждан (freedom and responsibility) (Cic. de rep. 1.33, de leg. 3.27); 4) справедливость и человечность правителей и народа (justice and cooperation) (Cic. de off. 2.18); 5) компетентное руководство государством и, как следствие, верность народа (leadership and royalty) (Cic. de rep. 5.5, de leg. 3.5); 6) разумность и знание (rationality and knowledge) (Cic. de off. 1.11, de rep. 1.29); 7) дружеские связи (human fellowship) (Cic. de off. 1.55); 8) открытость по отношению к другим народам и культурам (openness to other people and cultures) (Cic. de off. 3.47); 9) умеренность и сохранение мира (moderation and peace) (Cic. de rep. 2.26, de off. 1.35) .

Как мы видим, данные этико-политические ценности являются синтезом стоических добродетелей и политических понятий, заложенных еще древними греками (Платоном, Аристотелем и др.) и интерпретированных Цицероном применительно к римским политическим реалиям. По поводу нравственного обновления общества Цицерон также замечает, что оно должно затронуть все уровни государственной власти: монархический (консулы, магистраты), аристократический (сенат) и демократический (трибуны и народные комиции),

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 2. www.st-hum.ru особенно первые два. Именно государственный аппарат должен являться образцом в плане нравственности, ведь на государственных руководителей равняются остальные граждане (Cic. de rep. 1.51). Государственные мужи должны служить безопасности и благосостоянию граждан, а не возвеличиванию себя (Cic. de off. 2.20-38. Cf. Cic. de rep. 5.8; ad Att. 8.1-2, pro Mur. 23).

Таким образом, покровительство становится выражением идеальной власти, связанной со справедливостью, благодеянием, благоразумием, величием духа, умеренностью, т. е. составляющими virtus. Люди, обладающие указанными добродетелями, именно в силу своей virtus в состоянии охранять государство и управлять им, способны влиять на народные массы, иначе говоря, иметь авторитет (auctoritas) среди многих людей .

Однако, как пишет Цицерон, в его времена государство было полностью утрачено из-за моральной деградации государственных руководителей (Cic. de off. 2.29. Cf. Cic. de leg. 3.32). Он сомневается в возможности восстановления прежнего государственного порядка, возвращения согласия между сословиями: по его мнению, государство не нуждается в оружии под именем благоразумия, таланта, авторитета (non consili, non ingeni, non auctoritatis armis egere rem publicam) (Cic. Brut. 2.7. Cf. Cic. ad fam. 7.28.2) .

В отношении эффективности проведения нравственной реформы во времена Цицерона в историографии существует две точки зрения: первая связана с тем, что нравственная реформа была в то время невозможна, так как полисная система моральных ценностей изжила себя ; вторая сводится к возможности возврата к прежним нравственным ценностям . Мы более склоняемся ко второму мнению, т. к. идея нравственной реформы, предложенная Цицероном, имела широкое распространение и отвечала нуждам и интересам определенных слоев римского общества. Такая идея могла бы привести к регенерации, возрождению моральных норм в обществе. Причем эта регенерация вполне укладывалась в

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 2. www.st-hum.ru рамки существовавшего государственного строя, не требовала его изменения, не затрагивала его основных институтов . Нравственное обновление государства и общества могло бы иметь место, если бы политикой не занимались безнравственные люди, если бы не было людей, подобных Сулле, Помпею, Цезарю с их безудержным желанием первенствовать и если бы их примеру не последовали другие, жаждущие власти политики .

Список литературы:

1. Брагова А.М. Марк Туллий Цицерон об идеальном гражданине и государстве: дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2005. 257 с.

2. Демина С.С. Гражданское сознание и поведение римлян I в. до н. э. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. 134 с.

3. Кнабе Г.С. 1975. Цицерон, культура и слово // М. Т. Цицерон. Избранные сочинения. Москва: Художественная литература, 1975. С. 5-32.

4. Чернышов Ю.Г. Была ли у римлян утопия? // Вестник Древней Истории. 1992. № 1. С. 53-72.

5. Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. Москва: Наука, 1969. 324 с.

6. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. Москва: Наука, 1977. 256 с.

7. Atkins J.W. Cicero on Politics and Limits of Reason: the Republic and Laws. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 270 p.

8. Balsdon J. 1960. Auctoritas, Dignitas, Otium // The Classical Quarterly. 1960. № 10. P. 43-50.

9. Fürst F. Die Bedeutung der "auctoritas" im privaten und öffentlichen Leben der römischen Republik: Diss. phil. Marburg, 1934. 77 S.

10. Heinze R. Auctoritas // Hermes. 1925. Bd. 60. S. 348-366.

11. Korab-Karpowicz W.J. On the History of Political Philosophy: Great Political Thinkers from Thucydides to Locke. London and New York: Routledge, 2015. 256 p.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2016. № 2. www.st-hum.ru

12. Krarup P. Rector rei publicae. Copenhagen: Gyldendal, 1956. 211 p.

13. Meyer H.D. Cicero und das Reich. Köln: Photostelle der Universität zu Köln, 1957. 262 S.

14. Peterson T. Cicero: a Biography. New York: Cooper Square, 1963. 699 p.

15. Scullard H. The Political Career of a Novus Homo // Ed. by Dorey T. A. Cicero. London, 1965. P. 1-25.

16. Stevenson T. Julius Caesar and the Transformation of the Roman Republic. London and New York: Routledge, 2014. 212 p.

17. Van den Blom H. Cicero"s Role Models: the Political Strategy of a Newcomer. Oxford: Oxford University Press, 2010. 420 p.

18. Wagenvoort H. Princeps // Philologus. 1936. Bd. XCI. S. 207-217.

19. Wirszubski Ch. Libertas as a Political Idea at Rome during the Late Republic and Early Principate. Cambridge: Cambridge University Press, 1968. 196 p.

20. Wood N. Cicero"s Social and Political Thought. Berkeley: University of California Press, 1988. 288 p.

Брагова Арина Михайловна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, регионоведения и журналистики Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (Нижний Новгород, Россия)

Data about the

Bragova Arina Mikhailovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of History, Regional Studies and Journalism Department, Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A Dobrolyubov (Nizhny Novgorod, Russia).

12 октября 2016 Просмотров: 1539

Кто-нибудь скажет, что периоды вырождения не раз бывали у различных народов и различных цивилизаций. Да! Нравственное падение бывало и раньше, правда, такого падения, как сейчас, не было за всю историю человечества. О деградации прошлого говорить трудно, т. к. часто место реальных фактов занимают домыслы. Например, говорят, такой-то композитор был гомосексуалистом. Проверить этого нельзя, сам он об этом не говорил, документов, подтверждающих домыслы, нет. Таким образом, можно обвинить кого угодно в чем угодно.

Например, врач Д. Хайден в своей книге «Pox: genius, madness and the mysteries of syphilis» рассказывает о том, как сифилис способствовал проявлению либо искажению талантов великих людей. По ее мнению, сифилисом страдал немецкий философ Ницше. Хайден даже знает подробности: узнал о своем заражении Ницше в 23 года, заразился, еще находясь в утробе матери. Но «нацисты, пожелавшие взять на вооружение ницшеанскую философию сверхчеловека, предприняли необходимые меры, чтобы упоминание о сифилисе исчезло из истории болезни философа» , т. е. документов, подтверждающих заболевание философа, нет. Каким образом Хайден узнала о заболевании философа, непонятно, раз документов нет, видимо, у нее есть машина времени. Подобным образом Ницше можно обвинить в чем угодно, в том, что он не только болел сифилисом, но и был гомосексуалистом, педофилом, садомазохистом и т.п. Просто нацисты уничтожили все документы. А если серьезно, то здравомыслящему человеку не стоит даже обращать внимание на произведения людей, пытающихся заработать не продаже эпатажных вымыслов.

Надо также учитывать, что народы, у которых встречались элементы духовного разложения, например древние греки или римляне, жили в далекое и во многом дикое время, и сами только-только вышли из варварского состояния. Если младенец ходит в туалет в штаны — это нормально, но если он будет продолжать это делать, когда вырастет, то это болезнь. Поэтому то, что было простительно им, непростительно народам, которые любят себя называть цивилизованными.

В марте 2002 года в Санкт-Петербурге открылась выставка авангардных ювелирных украшений. Естественно, все они сделаны на примитивно-дефективном уровне — например, кольцо, которое можно носить на плече. В телесюжете, посвященном этой выставке, говорилось, что эти работы очень напоминают изделия людей бронзового века. Значит, авангардные украшения есть продолжение традиции, а не деградация. Нашли на кого равняться! Можно предложить создателям таких украшений и выставок, раз они в своей жизни равняются на столь отдаленное прошлое, переселиться жить в пещеры.

Не стоит идеализировать древний мир, в Древнем Риме наслаждались гладиаторскими боями , в Древней Греции было развито мужеложство. Но надо помнить, что у всех подобных цивилизаций есть общее — они погибли. Неважно, что, у кого и когда было, — важно, что такого нравственного разложения не было у нас, и мы не желаем повторять судьбу ни Древней Греции, ни Древнего Рима.

Что касается европейской, русской цивилизации, то стоит признать, что раньше тоже не все было безупречно. Например, существовала проституция, хотя не в таком объеме, как сейчас. Да и вообще сегодня обыкновенная женщина одевается так, как еще в прошлом веке не позволила бы себе самая опустившаяся проститутка. Безнравственность всегда была исключением, и самое главное — она всегда осуждалась. Сегодня осуждают лишь по инерции. Постепенно меняются ценности общества, и это самое страшное. Вот как описывает прошлое и настоящее гедонизма Э. Фромм:

«Хорошо известно, что в истории человечества богатые следовали в своей жизни принципам радикального гедонизма. Обладатели неограниченных средств — аристократы Древнего Рима, крупных итальянских городов эпохи Возрождения, а также Англии и Франции XVIII и XIX веков — пытались найти смысл жизни в безграничном наслаждении. Но хотя максимальное наслаждение в смысле радикального гедонизма и было целью жизни определенных групп людей в определенное время, оно никогда — за единственным до XVII века исключением — не выдвигалось в качестве теории благоденствия никем из великих Учителей жизни в Древнем Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе» .

Падение нравов — норма сегодняшнего дня: например, во многих странах Европы официально разрешена проституция, легализованы наркотики и деятельность гомосексуалистов. Quae fuerant vitia, mores sunt — «Что было пороками, то теперь нравы»: в этой латинской пословице слышится голос умирающей, некогда великой древнеримской цивилизации, и эта пословица очень точно характеризует сегодняшнее положение в нравственной сфере.

Разложившийся и исковерканный Запад изо всех сил тянет нас тоже вниз, в пучину животной жизни и нижнеастральных привычек и интересов. Если мы не поймём губительность этого, то тоже превратимся в незатейливых разумных животных…

Каждый взрослый, свободный человек выбирает свой путь сам. Ребёнок приходит в этот мир чистым, с широко распахнутыми глазами. Он пока сам не может выбирать свой путь, он не знаком ещё с нашим миром. Ему этот путь показываем мы: мама, папа, общество. Какой же путь мы показываем нашим детям?

Растление и развращение несовершеннолетних детей, дискриминация института семьи – это принципиальная политика нашего государства. Замалчивание этой политики, при этом обличая существующую безумную картину без(с)предела – это обречение народа на слепое, отчаянное вымирание. И нашему народу необходимо знать этот курсгосударства, т.к. это знание даст ориентиры, сможет мобилизовать людей на борьбу за своё достояние – детей . И пока льётся непрерывным потоком пропаганда разврата, никто не сможет доказать обратное. Потому что государство ведёт либо политику растления, либо политику предотвращения растления. Третьего быть не может.

Девственность, нравственность, чистота детей – это основные ценности , которыми дорожит каждое государство, думающее о будущем. И только безумное государство будет уничтожать эти ценности и позволит делать такое со своими детьми. Либо государство, у власти которого стоят враги собственного народа.

Почему народ допускает такое отношение к себе? Народ, который всегда был непобедим для врагов? И шлейф славы побед наших предков до сих пор ещё спасает жизнь морякам. Сомалийские пираты, завидев флаг СССР, зачастую отказываются от захвата судна, понимая, что судно охраняется русскими. И, неважно, сколько там русских. Они знают одно: русские не сдаются , они будут сражаться до последнего вздоха. Так что же случилось с нашим народом? Почему мы живём под действием снотворного укола, почему мы позволили себя ослепить, прикрывая эту слепоту смертельным стереотипом: «Препятствовать другим, делать то, что они хотят, мы не имеем права»?

Мы обмануты стереотипом миражной свободы.

И не перестаёт удивлять реакция людей на ту важную информацию, которую им стараются донести те, кто уже понял – откуда «ноги растут». В основном, изначально информация не воспринимается, отвергается с убеждением: «Этого не может быть!» Люди не верят, вернее, я бы даже сказала, не хотят верить собственным глазам . Потому что любая принятая подобная информация заставляет задуматься. И практически все понимают, что это правда. И люди, которые позволяют себе не просто слушать, ауслышать , начинают реагировать на эту информацию действиями. А это уже труд, и этоуслышание может кардинально изменить жизнь. И лёгкой она не будет. Поэтому единицы позволяют себе именно услышать .

Ведь мы довольно таки часто слышим фразу: «Лучше этого всего не знать, а просто жить. Так легче». Сама слышала подобное не раз. Да, согласна так легче. Но потом, когда предостережения о каких-то событиях превращаются уже в констатацию фактов, мало кто задумывается, что всё можно было предотвратить, проявив минимальное мужество и приняв решение услышать . Но ещё больше потрясает, нежелание видеть уже очевидное ивопиющее .

Никого не удивляет уже стремительно увеличивающееся количество подростков, распивающих спиртные напитки на каждом углу, курящих в неконтролируемых уже масштабах и без стеснения ругающихся матом. Никого не удивляет, что молодеет возраст этих самых подростков, ведущих раннюю, зачастую безобразную половую жизнь . Общество привыкает к этому. Это становится нормой нашей жизни. Это воспринимается как что-то, само собой разумеющееся.

Иногда кто-то может возмутиться вопиющей развратностью молодёжи, бросив несколько осуждающих слов, и дальше этого возмущения дело не идёт. И только лишь увидев, как растление коснётся их собственных детей , некоторые родители зачастую начинают бить тревогу. А многие родители этого просто не замечают. Я бы даже сказала –не хотят замечать . Я стала свидетельницей разговора двух шестилетних детей в детском садике. Опишу этот случай:

Мальчик сидит на скамеечке и к нему подходит девочка, садится рядышком, и, как настоящая взрослая женщина-кокетка, обнимает его за плечи, произнося томнымсоблазняющим голоском:

– Я хочу с тобой секс.

Мальчик отодвигается от неё, пытается вырваться из её объятий и говорит далеко не детским голосом:

– Я не хочу с тобой секс.

Девочка повторила эту фразу три раза, подходя с разных сторон, она кружилась просто вокруг него. А мальчик повторял также три раза свою фразу. При этом он не выглядел настороженным ребёнком, не понимающем, что от него хотят. Видимо, у него были какие-то свои ассоциации с этим словом.

Почему наше общество докатилось до того, что такие разговоры шестилетних детей стали спокойно восприниматься? Некоторые родители даже находят такие разговоры весьма забавными. Они радуются тому, какие у них уже взрослые дети. Скажите, как родители-зомби могут воспитать свободных детей? Кого они могут воспитать? Таких же самых зомби, как они сами! Они закладывают детям ту информацию, которой зомбируются сами ежедневно.

Наши дети подвергаются массированному влиянию мультфильмов, закладывающими в их головы недетские образы, и фильмами с сексуальными сценами, которые влияют, и в юном возрасте формируют сексуально активных детей. Приведу итог одного психологического исследования.

Большинство девочек шести лет уже рассматривают себя в качестве сексуальных объектов. Был проведён эксперимент, с использованием бумажных кукол. Это позволило узнать отношение девочек 6-9 лет к вопросу сексуальности. Так, две куклы были одеты сексуально привлекательно, а остальные – в просторную одежду. Участницам эксперимента нужно было выбрать куклу, похожую на них самих, куклу, на которую бы они хотели походить, и куклу, ассоциирующуюся с популярной девочкой в школе. Из 60 участниц 68% выбирали сексуальную куклу, отвечая на вопрос, как они сами хотят выглядеть. 72% признались: эта кукла популярнее. По словам, руководителя исследования, в сознании ребёнка сексуальность была тесно связана с популярностью.

Развратом зомбируется подсознание наших детей во всё более раннем возрасте.

Гуляя со своим ребёнком на площадке, я не раз слышала, как многие мамы говорят, что они будут приспосабливать своих детей к новым условиям весьма оригинальными методами. Они сами планируют дать выпить спиртное, они сами планируют угостить детей первой сигаретой и они сами расскажут, как можно раньше своим детям, как пользоваться противозачаточными средствами. Руководствуются утверждением: «Пусть будет как все, я не хочу, чтобы мой сын (моя дочь) чем-то выделялись. Я помогу своему ребёнку быть как все , чтобы ему было легче». Это и есть их главная ошибка .

По результатам многих исследований становится ясно, что дети, чьи родители сами предлагали попробовать «вкус» современной жизни, во много раз уязвимее перед пропагандируемым растлением. Государство создаёт только видимость заботы о будущем нации, о нравственности детей. Идёт открытая якобы «пропаганда» нравственности и скрытая зловещая пропаганда разврата. Это невидимый для основной, большей части населения геноцид нашего народа.

И ещё один факт , подтверждающий политику растления детей государством, а точнее сказать – теми, кто за ним прячется. Осенью небольшой город в Киевской области посетил передвижной детский Луна-парк , как обычно, разместившийся в городском парке. Проходя мимо, я была шокирована следующей картиной. На большей части аттракционов были изображены агрессивные картинки парней и девушек, полуобнажённые девушки. Причём у этих девушек были откровенно видны определённые интимные части тела. Звучала какая-то песня на английском языке, при этом количество слова «секс» в этой песне в какой-то степени прозомбировало даже меня. Просто какое-то время эта песня не выходила у меня из головы.

А теперь задумайтесь. Кто рассматривал эти картинки и слушал музыку? Маленькие детки до 5 лет! Никто не обращал внимания на картинки, никто к ним не присматривался, кроме этих маленьких детей. Они смотрели широко раскрытыми глазами на изображения и подпрыгивали в колясочках. А ведь мы знаем, как влияет музыка и иллюстрированный материал на формирование кругозора детей и их познание мира, и насколько это опасно для них . Куда смотрели городские власти, давая разрешения на размещение подобного луна-парка? Ведь дети наиболее беззащитны перед информацией, она легко входит им в подсознания, формируя их мировоззрение. А затем лет через 10, родители с трудом будут узнавать своих детей, когда их дети начнут применять в своей жизни все заложенные навыки практически.

Мы также знаем, как наполнен Интернет эротическим содержанием, и насколько сейчас Интернет доступен детям. Период формирования сексуальности – это детский и подростковый возраст. Учитывая лёгкую доступность такой информации и несформированную детскую психику, подумайте, насколько мы можем погубить сексуальность и покалечить детей на всю оставшуюся жизнь.

Наше общество деградирует с большим ускорением . Каждое поколение более деградировано, чем предыдущее, и это ускорение увеличивается невообразимыми темпами. Мы должны думать не только о себе, о своей душе, но и о других людях, о своей Родине, о своём народе. И наш долг – спасти нацию от уничтожения, от вымирания, защитить наше достояние, наших детей. В этом состоит долг перед Родиной, перед нашими предками, пролившими кровь за нашу землю, за нас, за наши жизни. Благодаря их подвигу, мы живём. И это также наш долг перед будущими поколениями, которые либо будут нас ненавидеть, вымирая, как последние гои, либо будут нами гордиться.

Позволяя уничтожать своих детей, мы уничтожаем саму жизнь , мы уничтожаем себя, свою Родину. Если не будет наших детей, не будет ни нас, ни памяти о нас, как о народе. А потомки тех, кому мы позволяем себя уничтожать сейчас, будут презирать наших исковерканных потомков, высмеивая и оплёвывая их, как потомков «великих русов».

По всему миру происходит падение нравов, что ведет к росту радикализма. Россия предлагает всем странам, озабоченным этой проблемой, объединиться для борьбы с общим врагом – терроризмом. Акцент делается на силовое решение проблемы, проблеме духовности уделяется недостаточное внимание. А ведь именно ее отсутствие и порождает радикализм, как протест против несправедливости, в первую очередь. Поэтому, чтобы остановить рост радикализма в мире, надо повышать уровень духовности у населения. Каким образом? С помощью выстраивания более справедливого мира, в котором бы учитывались и сочетались интересы всего со всем. Не является ли такой подход утопическим? И почему падают нравы? К этому надо отнестись серьезно, потому что падение нравов – это разрушение человечности, его божественной сути, основанной на любви, созидании…. Что разрушает человечность? Страх. Чем сильней давление страха на психику человека, тем в более взвинченное возбужденное состояние он переходит, а это влечет за собой разрыв тонких духовных связей, соединяющих все со всем, и вымывание любви и всех ее составляющих, являющихся основой человечности. Когда страх давит и человек не может с ним справиться, он начинает подавлять его и убегать от него во что-то мало значимое, в мир самообмана, в котором «все хорошо» и «нет никаких проблем». Рушатся духовные, семейные ценности, любовь к ближнему и на первое место выходят успешность, материальное положение, деньги, иначе не выжить. Духовные ценности подменяются суррогатами, основанными на лжи, жестокости, пошлятине. Деньги становятся главным мерилом ценностей, а духовность отрицается, так как она препятствует успешности. Как только пытаешься быть духовным, человечным, тут же оказываешься в дураках и тобой начинают пользоваться все, кому ни лень. Многие порядочные люди столкнулись с такой проблемой. Некоторым кажется, что они жизнь прожили неправильно, так как процветают в этой жизни как раз люди без совести, идущие к своим целям по головам. У молодежи, у которой еще не сломлено природное стремление к правильности, справедливости, сносит крышу. Она видит, что честными способами ничего в жизни не добиться, а ломать себя не хочется, поэтому она легко поддается агитации террористов, обещающих ей то, о чем она мечтает – всемирную справедливость. А для этого, надо сначала уничтожить силой оружия всемирное зло. Когда человек отчаялся найти выход, он может поверить во что угодно, лишь бы у него появился шанс реализовать себя в этой жизни. Когда он реально столкнется с изнанкой терроризма, путь назад может быть уже закрытым и тогда придется идти по выбранному пути до конца…. Количество страхов в мире нарастает не только потому, что истощаются природные ресурсы и начинается жесткая конкуренция за их обладание. Сам капитализм, в чистом виде, по природе своей бездуховен. Для него главное – деньги, зарабатываемые любой ценой. Чтобы их легче было зарабатывать, надо как следует запугать человека. Человек запуганный, становится внушаемым, перестает разумно мыслить и начинает потреблять все, что ему впарят, принимая это за чистую монету, за истину. Чтобы окончательно похоронить разум, препятствующий зарабатыванию денег, надо убить любовь, противостоящую страху, агрессии, жестокости. Убивается она пропагандой жестокости, насилия, похабели. Посмотрите сериалы, прокручиваемые на телеканалах, видеоигры, даже детские, социальные сети. Повсюду страх, насилие, жестокость, неприкрытый секс…. Вся эта грязь была, есть и будет. Так, что, смириться? Нет, надо сопротивляться. Каким образом, запретительными мерами? И ими тоже, в определенных пределах – государство должно заботиться о здоровье своих граждан, но в первую очередь с помощью развития в себе духовности, способной противостоять миру насилия, жестокости и несправедливости. Даже, не развитию, а освобождению от оков страха, так как духовность и стремление к ней заложено в каждом человеке природой изначально. Как высвободить духовность из рабства страха? Сделать это можно с помощью снижения возбудимости, успокоения, всматривания в мир, с целью его осмысления. Подавление страха, с целью избежать травмирования и убегание от него в лже ценности, в мир самообмана, дает лишь временное облегчение, но не решает проблему избавления от страха. Страшно мыслить, не как все, можешь стать изгоем и быть отторгнутым обществом. А когда скачешь вместо со всеми и кричишь что белое – это черное, то не будешь отторгнут и сможешь выжить, и даже преуспеть на какое-то время. А чтобы сомнения не мучили, лучше и легче самообман принять за «абсолютную истину», тогда со страхом не будет никаких проблем. Но психика окажется сдвинутой, искаженной, что потом негативно отразится на детях, внуках, на тебе самом и твоем государстве, так как оно будет состоять из таких же, как ты…. Ускорение, в которое сейчас устремился весь мир, уничтожает мир тонких духовных связей, в первую очередь, любовь, противостоящую разрушительным процессам, а потому, происходит падение нравов, что в свою очередь, усиливает рост радикальных настроений, который силовыми методами не остановить. Надо снижать уровень противостояния между государствами и искать пути к сотрудничеству, которое будет всех объединять. Когда во всех видишь только врагов, то они таковыми и становятся. Образ мысли напрямую зависит от степени возбудимости. Начните давить на любого человека, загонять его в угол, не давать ему выхода и он из обыкновенного законопослушного гражданина, превратится в радикала. Отнеситесь к нему по-человечески, по справедливости и он снова станет законопослушным гражданином…. На наших глазах Европа, из толерантной, превращается в радикально настроенную. Это следствие ее бездуховности, стремления все вычислить и рассчитать. Присутствовала бы духовность, она изначально не разрушала бы государства, не могущие дать отпор, а стремилась бы содействовать их развитию и процветанию. А сейчас, все возвратилось бумерангом…. Со снижение возбудимости, духовность восстанавливает свои утерянные позиции автоматически. Сознание снова насыщается тонкими духовными связями. Приходит осознание себя частичкой целого, взаимосвязи всего со всем. Начинают видеться и цениться главные человеческие ценности – дом, семья, дети, любовь, экология, мир, созидание…. Чем ниже возбудимость (больше успокоение), тем прочней становятся эти связи, которые препятствуют разрушительным процессам. Укрепляется здоровье, улучшается качество жизни, увеличивается ее продолжительность. Приходит осознание, что сотрудничать выгодней, чем воевать. Стоит только начать ускоряться, как все это тут же начнет размываться, разрушаться и на смену духовности придет падение нравов. Сообща, всем государствам надо стремиться выстраивать справедливый, гуманный мир, в котором каждый человек чувствовал бы себя свободно, комфортно, защищено, иначе плохо будет всем. А для этого, надо не заниматься самообманом, а видеть, признавать правду и ей следовать, даже если она очень неприятная, так как принуждает признавать собственные ошибки и призывает к их исправлению. 28.10.2015 г.

Не стану говорить о цивилизация вообще, нынешняя Европа со своими нравами тоже пусть отвечает сама за себя, а я отвечу только по римлянам, коль скоро меня просят и коль скоро я по ним специализируюсь. Нравы у римлян стали падать еще на рубеже II–I вв. до н.э., точнее – это был медленный процесс, который традиционно отсчитывают с 146 года до н.э., когда пал Карфаген и Коринф. Устранение многолетнего соперника Рима (Карфагена) и покорение одного из богатейших в культурном смысле городов Греции (Коринфа) обусловило повышение уровня жизни римлян на фоне получения трофеев и обеспечения некоторой внешнеполитической стабильности (Рим превратился в могущественную державу, мировую в рамках того мира). Вот с этого момента все авторы и начали говорить о падении нравов, и со временем это превратилось в своего рода модную тенденцию – если пишешь историю, то посетуй на падение нравов, на то, как хорошо было во времена Цинцинната и Курия Дентата, которые сами землю пахали, ели с деревянной посуды etc. Естественно, что все это морализаторское нытье не сопровождалось реальными действиями, потому как реально никто возвращаться к сохе, как Цинциннат, не хотел, гораздо удобнее было об этом рассуждать, лежа на вавилонских коврах или ложах, инкрустрированных драгоценными вставками. Пресловутое падение нравов, таким образом, во-первых, являлось литературным штампом, во-вторых, даже имея место, затрагивало лишь малую часть населения: аристократию эпохи империи (хотя в ее среде было немало последователей этики стоицизма, которые, как например, Марк Аврелий или, в бытовом смысле, Антонин Пий, вели очень скромную жизнь) и ту часть плебса (в значении городского населения), которая была избалована удобствами жизни в больших городах, где были зрелища и дармовые угощения. Наглядную картину безделья этого слоя населения можно встретить у Аммиана Марцеллина (описания Рима) и у Евнапия (в Vitae sophistarum есть описание разгула населения Константинополя). Прочая часть населения по-прежнему должна была работать, чтобы обеспечить себя. Мы видим ремесленников, провинциалов, крестьян и т.д., которые работали и трудились, продолжая жить весьма скромным и традиционным с культурной и бытовой точки зрения укладом.

Подводя итог, скажу, что римское падение нравов, став литературным и публицистическим клише уже у самих римлян, перешло от них и в последующие века, приобретая несколько гиперболизированные черты: ярко это демонстрирует картина Т. Кутюра «Римляне эпохи упадка», яркий образчик веры в этот римский упадок нравов. Отдельно стоит иметь в виду, что во все времена было модно сравнивать себя с римлянами, тем более, что европейская цивилизация тешит себя идеей преемственности по отношению к Древнему Риму. Соответственно, и падение нравов, так обмусоленное римлянами, также было воспринято на вооружение. Однако римская цивилизация погибла по целому комплексу причин, в череде которых падение нравов было лишь частностью, тем более что во все века существования Римской империи люди высоких моральных качеств были в чести. А что касается современной Европы с ее нравами, то пророчить ей закат, подобный закату цивилизации Древнего Рима, значит, по меньшей мере, выказывать ей (Европе) слишком много чести.

Представил себе, как на заседании Европейского Парламента спикер, обращаясь к народам через прямую трансляцию, обещает всем бесплатные хлеб, воду и скоростной интернет, и остальные парламентёры, во избежание тирании или так просто, оперативно ломают скамьи на дубины, забивают несчастного до смерти и бросают в реку.

Не те времена, не те.)

Ответить

Прокомментировать

Цитата из книги "История Рима" Моммзен Теодор. Было ли падение нравов первопричиной, или любое могущественное государство теряет бдительность уверовав в свою исключительность решайте сами

В Риме с древнейших времен жизнь и поведение каждого гражданина строго и точно определялись старинными формами и приличиями. Римлянин должен был вести в порядке свои дела, поддерживать строгую степенность в доме, исполнять свои обязанности и уметь отстаивать свои права. Поколения за поколениями сходили с земного поприща, а римляне желали быть только хорошими гражданами, только такими, каковы были их отцы,- и это выработало в римском обществе, особенно в знатных семействах, такое чувство народной гордости и такой патриотизм, подобного которым уже не было ни в каком другом человеческом обществе, создало такой духовный строй, который нам кажется принадлежностью как бы какого-то иного мира. Особенно ярко выражалось это чувство живой связи со своими предками, неразрывного духовного родства с ними в похоронных обрядах, которые очень долго сохраняли свои древнейшие формы.

С течением времени, по мере того как Рим распространял свои владения в чужих странах, римляне стали ощущать потребность в иной, более богатой и разнообразной умственной жизни и увлеклись блестящею эллинскою цивилизациею, но вместе с ее дивными плодами усвоили они и все дурные ее стороны и им даже сильнее поддались. Особенно могущественно было влияние эллинизма на римлян потому, что римлянам предстояла совершенно новая для них задача: устроить отношения со множеством народностей, выработать условия для совместной жизни со многими покорившимися им народами, а у греков эта задача была уже в значительной степени разрешена, у них была уже создана та гуманистическая и даже космополитическая цивилизация, которая была пригодна для совместной жизни и деятельности разных племен и народов.

В области внешней политики эллинское влияние привело к «эллинофильству», к странной идее, что необходимо «освободить» греков от Македонии. Что явилось в Греции как результат такой политики Рима, мы уже видели. Значительнее и глубже было греческое влияние в области религии и нравов. В Италии еще недавно жили религиозные верования, поражавшие греков своею искренностью, хотя старинная, простая, богобоязненная религия уже и обращалась мало-помалу в сложную и искусственную богословскую систему, с толкованиями мифов, с распределением богов по рангам, с развитием жречества и усилением влияния жрецов; теперь стал исчезать старинный, вековечный лес народных верований – и почва быстро зарастала сорною травой, грубыми и вздорными суевериями. В Рим проникли многие из религиозных верований соседних племен, и именно наиболее странные и фантастические. С Востока распространился в Риме культ Кибелы, матери богов, и в самые трудные годы Ганнибаловской войны огромные суммы были употреблены на то, чтобы приобрести у одного из азиатских городов и доставить в Рим черный камень, который почитался за саму Кибелу. Затем явился в Риме культ Вакха и скоро соединился здесь с безобразнейшими оргиями, так что в течение длинного ряда лет правительство вело с ним упорную и даже жестокую борьбу, прежде чем удалось положить конец его распространению. И в столице, и по всей Италии бродило множество странствующих жрецов, гадателей, прорицателей, влияние которых пагубно сказывалось и в области верований и в области нравственности.

Встречались еще римляне, придерживавшиеся старинного образа жизни, как, например, Катон. Катон жил очень скромно, в доме у него не было никаких украшений, его стол был самый простой, хозяева ели то же, что и рабы, во всем наблюдался строгий порядок, и раб наказывался за малейшую провинность. К жене Катон относился довольно сдержанно, но воспитание детей, особенно сына, считал своею главнейшею обязанностью и говорил, что важнее быть хорошим семьянином, чем влиятельнейшим сенатором; с сыном он лично занимался всеми гимнастическими упражнениями, для него же написал собственноручно и свои наставления, сделавшиеся одним из драгоценных источников наших сведений о тогдашней римской жизни, о ее светлых и темных сторонах. Но такие люди, как Катон, были уже редкими исключениями, нравы падали с ужасающею быстротою.

В Риме появились куртизанки, и содержать их стало чуть ли не требованием хорошего тона. Число браков стало уменьшаться, а число разводов возрастать. На почве семейных денежных отношений совершались преступления, о которых прежде не было и слыхано. Ослабли прежние строгие взгляды на положение женщины в семье, началось стремление женщин к расширению своих прав, особенно благодаря скоплению в руках некоторых женщин огромных капиталов, это явление приняло такие размеры, что законом были ограничены права женщин по наследованию.

Страшно усиливалась роскошь в устройстве домов, в одежде, в столе, вошли в обычай совершенно неизвестные прежде пиры по греческим образцам, с возлежанием, музыкой, с большим количеством всевозможных яств, вместо того что прежде бывало всего по две перемены блюд. Появились в Риме дорогие повара, специалисты-булочники, кондитеры.

Развивалась привычка убивать время, ничего не делая: входили в обычай разные домашние праздники, учреждались новые общественные празднества и устраивались с величайшею роскошью, сопровождались обыкновенно гладиаторскими играми. В первый раз эти игры были устроены в 490 г., скоро они стали необходимою принадлежностью не только всякого общественного праздника, но даже и большого пира у частных лиц. Из Рима эти игры проникли и в Грецию, здесь публика, обладавшая более изящным вкусом, встретила эту грубую забаву неодобрительно, но скоро широкие круги к ней привыкли и интересоваться гладиаторами стали и эллины.

В области духовной деятельности последних лет республики нам не придется отмечать много нового. Религиозные интересы оставались таковыми же, какими были они в эпоху начавшегося увлечения эллинизмом. Государственная религия сохранялась как политически удобное учреждение, но ничьей души она уже не волновала. Стоицизм, долго господствовавший в римском обществе, утратил в это время свое влияние: люди пресытились его ухищренною терминологией и бессодержательностью – теперь в Риме распространялась система Эпикура, вполне подходящая для людей, склонных искать забвения тревог жизни в бесцельной апатии или в поверхностной иронии. Как всегда бывает – и здесь с неверием об руку шло суеверие,- это две стороны одного и того же душевного настроения. В Риме исчезла вера – и все более и более стали распространяться культы божеств персидских и особенно египетских, самых скучных и странных из всех божеств, почитавшихся у народностей, которые жили по берегам Средиземного моря. В годы наибольшего безразличия к своим, старинным божествам случались в Риме самые странные проявления суеверного страха пред египетскими пародиями на божество. В это время начал распространяться в Риме и так называемый неопифагореизм, странное религиозное построение, соединявшее в себе разрозненные элементы самых различных философских систем и смешивавшее первые проблески естественнонаучных сведений с мистическими бреднями.

Общее образование по своему духу и содержанию еще более приблизилось к эллинскому. Из числа общеобразовательных предметов военное искусство и сельское хозяйство теперь были исключены. Круг школьного обучения заключал в себе так называемые «семь свободных искусств»: грамматику, логику (или диалектику), риторику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку, к ним присоединялись еще медицина и архитектура. Греческая литература лежала по-прежнему в основе общего образования и изучалась более серьезно и с более учеными приемами, чем прежде. Почти обязательным считалось закончить образование в Афинах или на Родосе. Александрия, центр строгой науки, посещалась реже. Болтовня афинских мудрецов или родосских риторов передавала римской молодежи по преимуществу вредные элементы эллинизма, и сами современники замечали, что эллинская культура в Италии за последние десятилетия скорее понизилась, чем развилась. Нация, разоренная, истощенная нравственно, перенесшая столько ужасных кризисов, не усваивала уже бесконечно великих произведений эллинского духа, а воспринимала эллинскую культуру внешним образом, и часто именно нездоровые ее плоды.

Ответить