Публично правовая власть понятие и сущность. Система органов государственной власти

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • сущностную характеристику публичной власти как социально-правового явления;
  • содержание принципа единства и разделения власти;
  • квалифицирующие признаки государственного органа как властного института;
  • систему органов государственной власти и государственных органов в Российской Федерации;

уметь

  • формулировать и обосновывать собственную позицию по вопросу обособления той или иной системы государственных органов в самостоятельную ветвь государственной власти;
  • соотносить различные конституционно-правовые формы осуществления публичной власти;

владеть

Навыками вычленения различных аспектов принципа единства и разделения государственной власти при анализе конституционного текста, а также текстов федеральных и региональных правовых актов.

Понятие, сущность и формы осуществления публичной власти в Российской Федерации

Институт власти является одним из основополагающих в системе конституционного права (как институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности - в уголовном и т.д.). Власть - понятие многогранное. Этот термин употребляется в различных сочетаниях. Так, говорят о власти экономической, хозяйственной, религиозной, идеологической, власти парода, власти главы семьи, руководителя юридического лица, старосты учебной группы, дрессировщика над животными, власти законов природы и общества и т.п. В любом случае власть - феномен социальный, существенный элемент всякой организации социальной жизни, проявляющийся исключительно в социальных группах (в обществе) и невозможный вне социальных групп.

Социальная общность объективно нуждается в руководстве, управлении, поскольку, во-первых, обязательным признаком любой социальной группы является наличие совместных интересов, совместной деятельности; во-вторых, интересы группы и личности (члена группы) не совпадают полностью (и не должны совпадать); в-третьих, существуют различия и между группами (т.е. асимметрия интересов имеет место как в отдельных группах, так и между ними). Таким образом, необходимость социальной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, и власть, как естественный и необходимый регулятор общественных отношений, выступает в качестве социальной функции.

В общем плане, по лаконичному, но емкому выражению профессора И. М. Степанова, власть - это способность повелевать 1 . А повелевать (властвовать, подчинять себе волю других) можно с помощью различных средств - авторитета, экономических рычагов, веры, убеждения, устрашения, стимулирования и т.д. Из определения власти вытекают ее обязательные свойства - обладание волей и силой. Волевой характер властеотношений - обязательный атрибут общественной власти; всякая власть, любое отношение господства есть «присвоение» чужой воли, перенесение воли властвующего (в том числе общей, а не индивидуальной воли) на подвластного (при этом, однако, не всякое волевое отношение является властеотношением, не всякое проявление воли является осуществлением власти: волевой, характер имеют, например, такие действия, как вступление в брак, совершение сделок и пр.). С другой стороны, общественная власть всегда содержит элемент той или иной формы принуждения, обусловленной необходимостью управления совместной деятельностью социальной группы

Подробнее о взглядах ученого на природу и сущность государственной власти см.: Степанов И. М. Советская государственная власть. М.,

(соответственно конкретным методам принуждения, формам присвоения чужой воли выделяют и различные виды социальной власти - корпоративную, религиозную, экономическую, родительскую, военную, государственную и др.).

Когда речь идет о правовом аспекте общественной власти, то употребляются прежде всего категории «государственная власть», «публичная власть », реже «политическая власть » . Как соотносятся эти понятия?

Прежде всего, отметим, что они не тождественны. Государственная власть (в целом, а не отдельные ветви и органы этой единой власти) по своей природе всегда политическая. Обладание же политической властью не всегда означает обладание властью государственной. Так, советы в России до октября 1917 г., аналогичные политические органы в освобожденных районах Китая во время гражданской войны до образования КНР в 1949 г., повстанческие силы Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау и других африканских государств в период освободительной борьбы во второй половине XX в., оппозиционные организации и движения в Судане и североафриканских государствах в наши дни, различного рода общественные движения («народные фронты») в республиках бывшего СССР накануне распада Союза (а в некоторых из этих государств - и в современное время) обладали достаточно сильной реальной политической властью, но не обладали легитимной государственной властью. Государственную и политическую власть не следует не только отождествлять, но и противопоставлять. В то же время, только государственная власть является строго формализованной, обязательным субъектом власте- отношений здесь выступает государство (государственные органы).

Не следует отождествлять и понятия «государственная власть» и «публичная власть» (последнее не употребляется в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах, но достаточно часто употребляется в актах КС РФ). Категория публичной власти, являясь более широкой, включает помимо государственной власти и власть, осуществляемую органами местного самоуправления на соответствующей территории. Хотя власть местного сообщества и является логическим продолжением власти государственной, тем не менее, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в России в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В качестве института конституционного права рассматривается прежде всего государственная власть. Конституционные нормы, непосредствено говорящие о государственной власти, немногословны, однако краткость их формулировок отнюдь не умаляет их значения - именно в Конституции РФ содержатся принципиальные положения о характере, организации, функционировании, системе государственной власти, статусе отдельных органов государственной власти.

В качестве основных причин, обусловливающих необходимость существования в обществе государственной власти, можно назвать следующие:

  • 1) общество, как любая социальная группа, нуждается в управлении и руководстве (категории «власть» и «управление», не будучи тождественными, очень тесно переплетаются и взаимодействуют: власть является предпосылкой управления, управление представляет собой процесс реализации власти, осуществление властно-организационных функций);
  • 2) в государственно-организованном обществе необходима особая организация, выполняющая «общие дела» в интересах всего общества;
  • 3) общество представляет собой большую, асимметричную социальную группу, в которой есть отдельные лица и более мелкие группы с различными интересами и притязаниями, что обусловливает необходимость применения мер принудительного регулирования.

Легального (нормативного) определения государственной власти ни Конституция РФ, ни иные законы не содержат. Исходя из сущности и правовой природы государственной власти, обобщения различных доктринальных подходов, можно предложить следующую дефиницию: государственная власть - обязательный атрибут государства, наиболее институционализированный вид социальной власти, обладающий суверенным характером, независимостью от любой другой власти, осуществляемый непосредственно народом или от имени народа государственными органами, обладающими полномочиями по управлению различными сферами жизни общества, включая право на принятие общеобязательных решений, обеспечиваемых в том числе возможностью использования государственного принуждения.

Категория «государственная власть» находится в неразрывном единстве с такими категориями, как «государство» и «суверенитет» (иногда их даже отождествляют). Государственная власть - общественно-политическое явление, производное от суверенитета народа, поэтому ряд ее признаков и атрибутов являются признаками и атрибутами суверенитета народа, только вынесенными в политическую сферу (государственный суверенитет также произволен от суверенитета народа). Именно поэтому государственная власть не может обладать абсолютной неограниченностью и независимостью: чем зависимее государственная власть от народа, тем она сувереннее, «верховнее» (а основным ограничителем государственной власти в отношениях с личностью и обществом является конституция государства).

Принципами организации и функционирования публичной власти являются:

  • единство и верховенство власти;
  • сочетание интересов личности, общества, государства при осуществлении власти;
  • сочетание различных форм осуществления власти;
  • эффективности и экономичности функционирования власти;
  • открытости в деятельности власти и др.

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закрепляет следующие способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов публичной власти:

  • 1) обнародование органом власти в СМИ информации о своей деятельности;
  • 2) размещение органом власти информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых органом, и в иных отведенных для этих целей местах;
  • 3) ознакомление граждан и организаций с соответствующей информацией в помещениях, занимаемых органами власти, а также через библиотечные и архивные фонды;
  • 4) присутствие граждан, представителей организаций на заседаниях коллегиальных органов публичной власти;
  • 5) предоставление гражданам и организациям соответствующей информации по их запросу;
  • 6) размещение информации о деятельности органов власти в сети Интернет (общей информации об органе власти, о его наименовании, структуре, руководстве, функциях и полномочиях и т.п., информации о нормотворческой деятельности органа, о международном сотрудничестве, о результатах контрольной деятельности, статистической информации о деятельности органа, информации о работе с обращениями граждан и организаций и др.).

Для реализации указанных принципов, эффективного функционирования публичная власть должна быть легитимной. Легитимность свидетельствует о признании большинством населения законности какого-либо органа власти, положительном отношении к деятельности власти. Легитимация означает, что на данном этапе деятельность власти (или отдельных ее органов) поддерживается большинством населения. Отметим, что легитимность не тождественна законности в формально-юридическом смысле. Во-первых, те или иные действия или акты органов власти на конкретном историческом этапе могут входить в противоречие с действующим правом, но изначально или в последующем одобряться населением. Во-вторых,

те или иные действующие де-юре нормы, институты власти, будучи устаревшими, потерявшими авторитет у населения, могут стать де-факто нелегитимными. Легитимность во многом определяется не только рациональностью и качеством действующего права, но и традицией, авторитетом государственных и политических лидеров и другими факторами.

Раскрывая сущность государственной власти, невозможно не сказать о единстве и разделении власти. Обе концепции - единства власти и разделения власти - имеют достаточно продолжительную и сложную историю. Концепция единства власти имеет два аспекта - социальный и институциональный. Первый проявляется в единстве источника, целей и основных направлений функционирования власти. В Российской Федерации единственным источником и носителем власти (на всех уровнях) является многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ), основная цель функционирования всех властных институтов - обеспечение прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 18 Конституции РФ). В ситуациях, при которых народ вручает свою власть для осуществления «посредникам» (государственным органам и органам местного самоуправления), он ее никому не отчуждает и ни с кем не делит, оставаясь единственным носителем власти. Органы власти, являясь представителями народа, вправе принимать только решения, отвечающие интересам народа.

Институциональный аспект концепции единства власти проявляется в системности построения и функционирования различных органов власти. Степень жесткости системы государственной власти может быть различной. В Российской Федерации достаточно жестко построена вертикаль исполнительной власти, избрана централизованная модель судебной системы, что, тем не менее, не исключает конституционной самостоятельности различных органов государственной власти, компетенционной и процессуальной независимости судебных органов. Институциональные аспекты конституционной концепции единства власти (в том или ином проявлении) имеют место в любом государстве, их не следует отождествлять с конституционной моделью институционального единства власти, исключающей ее институциональное разделение и предполагающей сосредоточение всей полноты власти в руках одного органа или системы однотипных органов (будь то монарх в абсолютных монархиях, либо представительные органы в социалистических государствах).

Так, в Китайской Народной Республике закреплен принцип полновластия представительных органов власти: народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных уровней (ч. 2 ст. 2 Конституции КНР); все государственные, административные, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им подконтрольны (ч. 3 ст. 3 Конституции КНР).

Аналогичная модель избрана в Социалистической Республике Вьетнам : народ осуществляет государственную власть через Национальное собрание и народные советы (ст. 6 Конституции СРВ); Национальное собрание является высшим представительным органом народа и высшим органом государственной власти Социалистической Республики Вьетнам. Национальное собрание - единственный орган, имеющий конституционные и законодательные полномочия. Национальное собрание осуществляет верховный контроль за всей деятельностью государства (ст. 83 Конституции СРВ); Президент избирается Национальным собранием из состава депутатов Национального собрания. Он несет ответственность за свою работу и отчитывается о ней перед Национальным собранием (ст. 102 Конституции СРВ); Правительство является исполнительным органом Национального собрания (ст.109 Конституции СРВ).

В Корейской Народно-Демократической Республике «Трудовой народ осуществляет власть через свои представительные органы - Верховное народное собрание и местные народные собрания всех ступеней» (ст. 4 Конституции КНДР).

В соответствии со ст. 3 Конституции Республики Куба власть осуществляется народом непосредственно или через Ассамблеи народной власти и другие государственные органы, образуемые ими.

Принцип институционального единства власти, полновластия советов («Вся власть - Советам!») длительное время (на социалистическом этапе государственности) реализовывался и в России, хотя ленинская идея слияния властей, обобществления государственных функций не исключала функционального разделения управленческого труда.

Концепция разделения власти (разделения властей) также имеет два аспекта, условно обозначаемые как «горизонтальный» и «вертикальный». Первый проявляется в институциональном (функциональном) распределении единой государственной власти между различными ветвями (органами) одного уровня. Традиционными ветвями государственной власти считаются законодательная, исполнительная и судебная (этот подход закреплен и в ст. 10 Конституции РФ), хотя в современном государстве учреждаются такие государственные органы, которые невозможно однозначно отнести к какой-либо из традиционных ветвей власти, в связи с чем учреждаются (в том числе на конституционном уровне) и другие ветви власти - учредительная, контрольная, президентская, избирательная, гражданская и др. В свою очередь, самостоятельные ветви (органы) государственной власти не являются изолированными демократическое государство, в котором закреплена рассматриваемая концепция, немыслимо без наличия развитой системы взаимодействия различных органов государственной власти, системы сдержек и противовесов.

Распространенное понятие «ветвь власти» является образным (может быть, не вполне удачным с точки зрения логики восприятия государственно-властного феномена), однако его можно и юридизировать (в частности, на основе трудов В. Е. Чиркина ) и определить как обособленную организационно-функциональную структуру в целостном механизме осуществления государственной власти, органы которой реализуют определенную функцию по государственному управлению обществом, при осуществлении своих полномочий не подчинены органам других ветвей государственной власти и применяют в своей деятельности специализированные (для данной ветви) формы, методы и процедуры. Из данного определения вытекают сущностные признаки ветви власти:

  • 1) организационная (институциональная) и функциональная обособленность (в рамках общей цели властвования органы определенной ветви власти выполняют самостоятельные функции);
  • 2) неподчиненность органам других ветвей (что не означает полной изолированности, неподконтрольное™, отсутствия взаимодействия в рамках системы сдержек и противовесов);
  • 3) специфические средства и способы властвования (примерами чего являются парламентские процедуры, судебные процедуры, формы и методы оперативно-распорядительной деятельности в иерархической системе государственного управления и т.п.).

Исходя из данных признаков, можно предположить наличие определенных оснований для обособления в самостоятельную ветвь власти органов прокуратуры, избирательных комиссий (в то же время, вряд ли обоснованны предложения о выделении органов конституционного правосудия в самостоятельную (контрольную) ветвь власти, поскольку применяемые КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ процедуры являются не специфическими, а традиционными судебными, поэтому указанные органы справедливо относятся к судебной ветви власти).

Вертикальный аспект разделения власти проявляется в разграничении единой власти не только между различными органами одного уровня, но и между органами различных уровней: между федеральными (центральными, общенациональными) и региональными органами государственной власти, а также между последними и органами местного самоуправления (равно как и между общерегиональными и внутрирегиональными органами государственной власти в одном субъекте Федерации, между органами местного самоуправления различных уровней (района и поселений данного района)).

Непреодолимой границы между принципами единства власти и разделения власти нет и быть не может. Более того, во многих государствах складывается и закрепляется один принцип - единства и разделения государственной (публичной) власти. Можно утверждать, что такой подход закреплен и в Конституции РФ. Власть в Российской Федерации едина, как по источнику (многонациональный российский народ), так и по целям деятельности (обеспечение прав и свобод человека). В то же время, для удобства функционирования единая государственная власть в России разделена (функционально и территориально) между различными органами, которые, являясь самостоятельными в пределах своей компетенции, тесно взаимодействуют между собой, поддерживая необходимый баланс власти. В содержании одного из принципов российского федерализма и одной из основ конституционного строя России - «единства системы государственной власти» - кроются все рассмотренные аспекты.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах - непосредственно и опосредованно. Сущность непосредственного (прямого) народовластия заключается в том, что при осуществлении этой формы власти между народом и принимаемыми решениями нет каких-либо «посредников» - решение принимается непосредственно гражданами, избирателями, участниками референдума, населением муниципального образования и т.н. Опосредованное народовластие (представительное правление) заключается в том, что при этой форме власть народом осуществляется через формируемые им (или, по крайней мере, при косвенном его участии) органы государственной власти или местного самоуправления. Представительная демократия в современном государстве является более распространенной (и более профессиональной) формой властвования.

  • В свою очередь и государственная власть - понятие многоотраслевое - помимо собственно правового здесь можно выделить политологический, социологический, психологический и др. аспекты. При этоми в качестве юридической категории «государственная власть» («публичная власть») имеет межотраслевой характер: в общей теории государствагосударственная влас ть рассматривается в качестве важнейшего атрибутагосударства (нет государства без государственной власти, как нет государственной власти вне государства); в административном, финансовом,таможенном праве рассматриваются властеотношения в системе исполнительной власти, в процессуальном нраве - в системе судебной власти;местная публичная власть, власть местных сообществ рассматриваетсяв муниципальном праве; в международном праве все более заметноеместо занимает проблема трансформации государственного суверенитетав связи с образованием наднациональных органов власти. Однако институт государственной власти (в контексте общей своей характеристики) -это, прежде всего, конституционно-правовой институт.
  • Чиркин В. Е. Публичная власть. М., 2005 ; он же. О понятии «ветвьгосударственной власти» // Право и политика. 2003. № 4 ; он же. Конституционное право в Российской Федерации: учебник. М., 2002. Гл. 9.

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . 3

1.1. Понятие государственной власти. . . . 5

1.2. Признаки государственной власти. . . 6

1.3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. . . . . . . . 7

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ

2.1. Системное единство государственной власти и разделение властей. . . . . . . . 10

2.2. Концепция единой государственной власти, отрицающая разделение властей. . . . . . 12

2.3. Легальность и легитимность государственной власти 14

ГЛАВА 3. СОЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

3.1. Разделение властей в контексте философии. . 18

3.2. Контрольные органы государственной власти в системе разделения властей. . . . . . 21

3.3. Единство государственной власти и разделение властей 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . 27

ВВЕДЕНИЕ

Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник – не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.

Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведение в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне.

Проблемам государственной власти посвятили работы большое количество учёных: В.Е Чиркин, С.С. Алексеев, И.Н. Гомеров, В.Д. Перевалов и многие другие.

Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что сегодня проблема государственной власти и проблема разделения властей стоит наиболее остро.

В этой работе, мы постараемся изучить структуру государственной власти, рассмотреть её функции, принципы работы, а также систему органов во власти, и одновременно характер, форму осуществления и сравнить систему государственной власти в Советском Союзе и в современной России.

Структура данной курсовой работы включает в себя введение, три главы и заключение. В первой главе изложены понятия, принципы государственной власти, а также деятельность государственного аппарата и его организация. Во второй главе нашли отражение вопросы легальности и легитимности власти, её системном единстве. В третьей главе был рассмотрен принцип разделения властей, контрольные органы власти и их место в контексте философии.

Выше изложенное предопределяет характер данной работы: она является попыткой общего изучения понятия государственная власть.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ

1.1.Понятия государственной власти

Власть – это возможность и способность осуществлять собственную волю даже вопреки сопротивлению другой стороны (сторон). Отношения власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме.

Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.

Особого рода коллектив – современное, государственно-организованное общество той или иной страны. Ему присуща политическая власть. Эта власть является не частной (как в семье) или корпоративной (как в политической партии), а публичной. Она действует от имени всего общества, и даже если представители этой власти заявляют о её классовом характере (Китай, КНДР или Куба), они утверждают, что в конечном счёте такая власть служит коренным, долговременным интересам общества (например, утверждается, что диктатура пролетариата имеет своей целью создать «самое справедливое» социалистическое, а затем коммунистическое общество).

Политическая власть, как правило, получает свое выражение в государственной власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в условиях двоевластия в феврале – июле 1917г. в России (она стала государственной в результате революции в октябре 1917г.).

1.2. Признаки государственной власти

Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.

2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.

3) Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».

4) В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.

5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти.

В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих президентов (республики в России и Югославии). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).

1.3.Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются руководящие абстрактные положения, на основе которых формируются и функционируют государственные органы.

К ним относятся:

· принцип законности – принцип соответствия, строгого следования закону и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным актам;

· принцип эффективности – обеспечение результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой в условиях рыночных отношений;

· принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается занятие тех или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный подход;

· принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан, народа как источника государственной власти в принятии политических решений, формировании и деятельности государственных органов;

· принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов;

· принцип гласности, обеспечивающий прозрачность деятельности государственных органов, их периодическую отчётность, информирование населения о результатах деятельности по тем или иным направлениям;

· принцип национального равноправия, требующий равного доступа к замещению вакантных должностей в госаппарате людям не какой-то одной, а разных национальностей или рас;

· принцип централизма, отражающий иерархичность структуры государственного аппарата, вертикального или горизонтального подчинения;

· принцип федерализма, который выражает единство государственной власти в федеративной стране при разграничении предметов ведения федерального центра и отдельных субъектов Федерации;

· принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием решения начальником;

· принцип разделения властей, в соответствии с которым различают законодательную, исполнительную и судебную власть; он создаёт баланс властей, их контроль (сдерживание) и исключает злоупотребление властью.

2.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕНОЙ ВЛАСТИ

2.1.Системное единство государственно власти и разделение властей

Государственная власть едина в том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в целом (институциональным элементом государства) и что не существует нескольких конкурирующих «государственных властей». В частности, в этом заключается государственный суверенитет. Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы. Во-вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определённый принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви (разделение властей «по горизонтали») – это не раздробление единой власти, а принцип строения институционального элемента государства, структурно-функциональная характеристика организации, или механизма, государственной власти.

Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы (три относительно самостоятельные и взаимодействующие системы), образующие законодательную, исполнительную и судебную ветви аппарата государственной власти как целого. В основе такого структурного строения аппарата государства лежит функциональная дифференцированность государственной власти . Обычно её объясняют как разделение труда по государственному управлению. Имеется в виду, что государственная власть функционально предназначена для законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и отправления правосудия. Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению порождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами разрешают споры о праве.

Можно подчеркнуть, что теоретическая конструкция разделения труда по государственному управлению объясняет лишь наличие законодательных, исполнительных и судебных органов. Причём из этой конструкции вовсе не вытекает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, не вытекает разграничение законодательных, исполнительных и судебных полномочий. Например, эта конструкция допускает, что орган исполнительный, управляющий в соответствии с общеобязательными нормами, одновременно сам может издавать общеобязательные нормативные акты. Эта конструкция не отрицает и такое разделение труда по государственному управлению, при котором один и тот же орган устанавливает и исполняет законы, например, может принять закон по любому вопросу индивидуального характера.

В любом более или менее развитом государстве в структуре государственного аппарата различаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Но наличие этих органов ещё не говорит о разделении властей. Так, в абсолютной монархии есть законодатель (сам монарх, при котором может быть законосовещательный орган), исполнительные органы (правительство или министры, административные органы) и суды. Но здесь нет разделения властей, все государственные органы замыкаются на фигуру монарха. Абсолютный монарх не только законодатель, но и глава исполнительной власти и верховный судья.

В структуре деспотической организации власти тоже есть властные институты, порождённые разделением труда по управлению. Например, в советской тоталитарной системе были органы, реально принимавшие общеобязательные решения, и органы, ответственные за выполнение этих решений, был номинальный законодатель, были формально разделённые суд и прокуратура. Но, разумеется, власть тотальная исключает какое бы то ни было разделение властей или разграничение полномочий.

Разделение властей – это не любое разделение труда по государственному управлению, а такое, которое обеспечивает свободу субъектов государственно-правового общения. Это такой принцип организационной структуры государственного аппарата, который достигается в исторически развитых государственных формах и создаёт институциональные гарантии свободы, безопасности и собственности.

2.2.Конепция единой государственной власти, отрицающая разделение властей

Для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур XX в., характерна идеология, отрицающая саму возможность разделения властей. По этой идеологии власть принадлежит одному коллективному субъекту – нации, народу, политически господствующему классу, «трудящимся» и т.п., и этот субъект её ни с кем не делит (социальное единство власти). От имени этого субъекта, например народа, власть осуществляется иерархической системой органов, в рамках которой может быть только разделение труда, но не разграничение компетенции (организационное единство власти). Имеется в виду, что в единой иерархической системе есть высший властный орган, получающий свои полномочия как бы непосредственно от народа, а все остальные органы получают свои полномочия от этого высшего органа, подотчётны ему и подконтрольны. Следовательно, этот высший орган прямо или косвенно определяет деятельность всех остальных органов, может вмешиваться в их компетенцию . По смыслу этой концепции власть является не только единой в её социальной сущности, но и неделимой в её организационной форме.

Концепция системы Советов претендует на радикальный демократизм. Она отвергает разделение властей как такую структурную организацию государственной власти, при которой государственные органы не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, органы, избираемые народом, не всевластны и не могут контролировать другие государственные органы. В действительности это антидемократическая, авторитарная концепция, оправдывающая сосредоточение власти в одном органе, которая прикрывает свою диктатуру видимостью демократических учреждений. Хорошо известно, что всевластные органы реально не избираются народом и что диктаторская власть может лишь имитировать выборы в такие органы. Система Советов в СССР и подобные системы сталинского типа служили псевдодемократическим фасадом тоталитарных режимов, при которых единство власти реально объясняется не «народовластием», а неограниченной деспотической властью диктатора, вождя.

Выше сказанное отрицает ценность разделения властей исходя из ложной посылки, что существует некая «власть народа», которая сама по себе представляет абсолютное политическое благо. Здесь считается, что общество может застраховать себя от тиранической диктатуры лишь тогда, когда в государстве будет верховный орган, получающий власть от народа, а все остальные органы будут подчиняться верховному органу, будут ему подконтрольны. Но, во-первых, сама «власть народа» может быть формальным источником диктатуры.

Во-вторых, демократически избранный орган является относительно независимым от избравшего его народа. И если власть этого органа не ограничена компетенцией других органов, если все остальные органы ему подчинены, то, ссылаясь на волю народа, он легко может превратиться в коллективного тирана или выдвинуть из своей среды диктатора и даже начать террор против собственного народа, о чём красноречиво свидетельствует практика Национального конвента в 1793г. во Франции. Наконец, история свидетельствует, что при отсутствии разделения властей верховный представительный орган становится псевдодемократическим прикрытием для диктатуры политического лидера, победившего в борьбе за власть внутри этого органа. Напротив, теория разделения властей признаёт высшей политической ценностью не «власть народа», а свободу. Свобода обеспечивается такой структурой аппарата государственной власти, в которой нет верховного органа, и никакой государственный орган не может сосредоточить в своих руках власть, достаточную для установления диктатуры

2.3. Легальность и легитимность государственной власти

Законы, иные нормативные акты, издаваемые от имени государственной власти, легализуют, т.е. делают законными или, напротив, незаконными, нелегальными, противоправными те или иные отношения (институты, организации) в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь, сама государственная власть тоже нуждается в легализации.

Легализация государственной власти – это юридической провозглашение правомерности её возникновения (установления), организации и деятельности, её органов, порядка деятельности, осуществления конституции.

Легализация осуществляется различными способами, в том числе путём референдума (например, Конституция России 1993г., легализовавшая ту государственную власть, которая сложилась после фактического роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета и создания Государственной Думы и Совета Федерации), а также иными правовыми актами, например законами о выборах парламента, президента, о судебной системе.

После государственных и военных переворотов, революционных событий новая власть, её чрезвычайные органы, стремясь создать легальную основу своей деятельности, принимают временные основные правовые акты (декреты советского правительства 1917 – 1918гг.)

Правовые акты, легализующие государственную власть, должны соответствовать не только интересам народа страны, выражать его волю, но и общечеловеческим ценностям и гуманистическим принципам права, в том числе международного права. Сосредоточение, захват государственной власти, присвоение властных полномочий (в том числе какой-либо партией) незаконны. Как устанавливает Конституция России 1993г., такие действия наказуемы (ст.3 п.4).

Нарушение принципа легализации государственной власти предполагает юридическую ответственность. Эта ответственность распространяется как на лиц, посягающих «со стороны» на государственную власть, так и на носителей самой государственной власти (например, ответственность за превышение полномочий).

Термин «легитимация» происходит от того же латинского слова (от лат. lex – закон), но отражает состояние фактическое.

Легитимная государственная власть – это власть, соответствующая представлениям народа, общества данной страны о её справедливости, правильности, обоснованности, моральной законности.

Степень легитимности государственной власти находит своё выражение в поддержке этой власти населением. О поддержке или её отсутствии могут свидетельствовать выборы парламента и президента, опрос населения, анкетирование, проведение различных встреч с населением и публичных мероприятий (например, организация общегосударственного обсуждения проекта новой конституции). Следствием легитимности является авторитет государственной власти у населения, признание права управлять и добровольное согласие подчиняться. Легитимность повышает эффективность государственной власти, поскольку её мероприятия опираются на поддержку большинства населения.

Различают экстраординарные (чрезвычайные) и обычные, традиционные способы легитимации новой государственной власти. К экстраординарным относятся социальные и политические революции, выражающие подлинные интересы народа, свергающие угнетающую государственную власть и утверждающие власть новую, которая, правда, далеко не всегда оправдывает чаяния народа.

Немецкий политолог, юрист и социолог М. Вебер (1864 – 1920) ввёл различие трёх основных форм легитимации государственной власти: традиционную, харизматическую и рациональную.

Традиционная связана с обычаями, традициями населения, с личной сословной, племенной зависимостью, нередко с особой ролью религии, как это имеет место, например в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др.).

Харизматическая легитимация обусловлена особыми качествами выдающихся личностей (реже – групп лиц), которым приписываются качества, способные определять поведение людей. Харизмой обладали великие полководцы-завоеватели (Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон и др.), Гитлер, Сталин, де Голль, до определенного времени и Б.Н. Ельцин.

Рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь рассудочной оценкой этой власти. Основой рациональной легитимации являются не лозунги и обещания, не создание имиджа удачливого и мудрого правителя, часто даже не справедливые законы (они иногда не выполняются, например, в России), а практическая работа органов государства на благо населения страны.

Утрата государственной властью легитимности не влечёт за собой непосредственно юридической ответственности. Низкий рейтинг парламента, президента, правительства ещё не вызывает сам по себе его смену. Падение легитимности проявляется на выборах, когда та или иная партия теряет власть, президент терпит поражение, те или иные депутаты не бывают избраны. Оно проявляется в массовых волнениях населения, коллективных акциях протеста, направленных против государственной власти (например, поход 10 тысяч шахтёров Румынии на Бухарест в 1999г.). В наиболее острых случаях утрата властью легитимности приводит к революции.

ГЛАВА 3. СОЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

3.1.Разделение властей в контексте философии

Государственная власть состоит из трёх относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет своё юридическое обоснование. Эти ветви – законодательная, исполнительная и судебная – обособились как три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности.

Законодательная ветвь государственной власти в официальной форме устанавливает правовые нормы, общие правила, определяющие меру свободы человека в обществе и государстве. В частности, законодатель устанавливает правила применения политической силы, необходимого и допустимого с точки зрения обеспечения свободы, безопасности, собственности.

Исполнительная власть воплощает в себе принудительную силу государства. Это система органов, обладающих, в частности, полицейскими полномочиями, способных осуществлять организованное принуждение вплоть до насилия. Эти полномочия должны быть правомочиями, т.е. должны быть установлены законом для обеспечения свободы, безопасности, собственности.

Судебная власть разрешает споры о праве, устанавливает право (права и обязанности) в конкретных ситуациях, для конкретных субъектов. В частности, судебные решения дозволяют или предписывают правовые меры государственного принуждения в отношении конкретных субъектов.

Разделение властей означает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своей компетенции и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В то же время компетенция этих органов такова, что они не могут действовать изолированно, и государственная власть осуществляется в процессе кооперации трёх её самостоятельных ветвей: деятельность законодателя не принесёт желаемого результата без соответствующей деятельности исполнительной и судебной власти, осуществление правосудия невозможно без власти законодательной и судебной и т.д. Кроме того, во взаимоотношениях ветвей власти должны быть сдержки и противовесы, не позволяющие каждой из ветвей власти выходить за пределы её компетенции и, наоборот, позволяющие одним ветвям власти удерживать другие в рамках компетенции.

Из этого рассуждения Монтескье вытекает, что разделение властей существует в трёх аспектах или на трёх уровнях – функциональном, институциональном и персональном.

Функциональное разделение властей. Ради обеспечения свободы необходимо установить раздельную функцию принятия решений о принуждении (применении силы) и функцию осуществления государственного принуждения. Законодательная власть устанавливает правила применения силы, судебная власть допускает или предписывает конкретные меры применения силы. Следовательно, эти ветви власти не должны обладать принудительно силой, не должны осуществлять государственное принуждение. Поскольку такой силой обладает исполнительная власть, она сама не должна принимать нормативные или индивидуальные решения о применении силы. Следовательно, исполнительная власть должна действовать на основании и во исполнение законов и судебных решений.

Институциональное разделение властей. Осуществление функций законодательной, исполнительной и судебной власти не должно быть соединено в одном лице или учреждении. Разделение властей означает отделение инстанций, обладающих принудительной силой, от инстанций, принимающих решение о применении силы. Иначе говоря, нужно разделить государственные органы, компетентные применять силу и компетентные принимать решения о применении силы. В этом контексте разделение законодательной и исполнительной власти означает, во-первых, что органы исполнительной власти не вправе заниматься первичным нормотворчеством, издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Во-вторых, законодатель не вправе вмешиваться в деятельность исполнительных органов, не вправе принимать решения индивидуального характера, входящие в компетенцию исполнительной власти. В противном случае законодатель превратится в институциональную силу, одновременно устанавливающую правила применения силы. Недопустимость соединения судебной власти с законодательной достаточно очевидна. Если судья будет сам устанавливать и менять правила, по которым он судит, то получится «шемякин суд», в котором дело будет выигрывать та сторона, которая больше заплатит. Но требовании не отрицает возможность прецедентного права. При установлении прецедента суд создаёт норму, но в дальнейшем судьи связаны этой нормой.

Персональное разделение властей. В состав законодательных органов не входят функционеры исполнительной власти и судьи, т.е. депутатами легислатуры не могут избираться будущие исполнители законодательных решений. Однако этот, казалось бы, очевидный принцип несовместимости депутатского мандата с занятием других государственных должностей не соблюдается в парламентарных странах (Великобритания, ФРГ и др.), где члены правительства одновременно являются депутатами парламента. Причём такое нарушение персонального разделения властей – это не упущение в процессе формирования системы разделения властей в отдельных странах, а принципиальная черта парламентарных стран.

3.2. Контрольные органы государственной власти в системе разделения властей

В науке существует точка зрения, согласно которой не все государственные органы можно отнести к законодательным, исполнительным и судебным, и существует четвёртая – контрольная ветвь власти . Следует подчеркнуть, что существование в странах с недостаточно развитой государственностью таких органов, которые не укладываются в разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, свидетельствует о том, что в этих странах либо вообще нет разделения властей, либо оно принципиально нарушено.

Также существует понятие «учредительная власть», но оно не относится к характеристике аппарата государственной власти. Обычно об «учредительной власти» говорят как о «власти народа», выражающейся в принятии конституции путём референдума. Либо имеется в виду компетенция особого представительного органа – учредительного, или конституционного, собрания, которое принимает конституцию и тем самым как бы учреждает новое государство. Понятие «учредительная власть» не стоит в одном ряду с понятиями законодательной, исполнительной и судебной ветви власти, объясняющими структуру «учреждаемого» или уже существующего аппарата государственной власти.

Если механизм государства построен на основе разделения властей, то есть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом возможно такое соотношение этих органов, которое отклоняется от строгого разделения законодательной и исполнительной властей в президентских республиках (например, США). Но такое отклонение не порождает новые ветви государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.

Там где нет разделения властей (притом, что в рамках «разделения труда по государственному управлению» есть законодательные, исполнительные и судебные органы), реальный глава государства (монарх, диктатор, «суперпрезидент» и т.д.) действительно играет самостоятельную роль. Но фигура такого реального главы государства стоит не в одном ряду с другими государственными органами, а над ними. Здесь может имитироваться разделение властей, притом, что глава государства обладает решающим комплексом полномочий в законодательной и исполнительной сферах и, возможно, даже полномочиями высшей кассационной или надзорной судебной инстанции.

Если специальные контрольные (надзорные) органы играют самостоятельную роль в аппарате государства, даже стоят в одном ряду с парламентом, правительственными органами и судами общей юрисдикции, то это ещё не означает особую «контрольную» ветвь власти. Так, прокуратура, осуществляющая надзор за законностью, вместе с правительственно-административными органами относится к исполнительной власти. Для контроля за конституционностью законов и действий высших государственных органов не требуется особая ветвь государственной власти. По существу, конституционный контроль – это проверка правового характера законов, и такой контроль входит в задачу судебной власти, разрешающей споры о праве. Конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции или специальные конституционные суды. В тех случаях, конституционный контроль осуществляют квазисудебные (например, Конституционный совет во Франции), полномочия такого контроля ограничены и не позволяют органу конституционного контроля встать в один ряд с законодателем.

Контрольные полномочия могут осуществлять и вспомогательные органы при законодателе, например счётная палата, омбудсмен (уполномоченный по правам человека). Разумеется, такие вспомогательные органы не образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

3.3. Единство государственной власти и разделение властей

Единство государственной власти связано с возникновением самого государства. Оно вызревало как интегрированная власть, ликвидирующая родовой строй с его партикуляризмом (обособлением по родам). Единство государственной власти означает прежде всего, что в государстве не может быть две, три и более различных властей, неодинаковых по своей природе, принципиальным целям и обладающих своими обособленными средствами государственного принуждения. Государственная власть едина. Поэтому в последние годы в российской и зарубежной литературе всё чаще вместо термина «разделение властей» говорится об отделении властей, о разделении ветвей единой государственной власти, об «обособлении» властей. Последнее понятие в связи с анализом концепции разделения властей российские юристы Б.А. Кистяковский и В.М. Гессен предлагали ещё восемь – девять десятилетий назад.

В новое время утвердился коллективистский подход к единству государственной власти, согласно которому вся власть принадлежит народу. В марксизме-ленинизме коллективистская трактовка получила иной характер: власть должна принадлежать определенному классу (рабочему классу), а организационно – системе Советов снизу доверху. Такая трактовка единства власти принята сейчас в сохранившихся странах тоталитарного социализма.

Идея единства государственной власти однозначна. Она имеет три различных аспекта:

1) социальное единство, что проистекает из единой природы государствующих (доминирующих) в обществе социальных групп;

2) единство основных целей и направлений деятельности всех органов государства, что обусловлено необходимостью согласованного управления обществом, без чего оно может быть ввергнуто в состояние анархии и распада, а разные цели в деятельности высших органов государства могут привести к их вооружённому противоборству (Россия, октябрь 1993г.);

3) организационно-правовое единство, означающее создание системы органов государства с их иерархией и размежеванием полномочий.

Возникновение идеи разделения властей связано с борьбой молодой буржуазии, выражавшей политическое (но не всегда экономические) интересы широких слоёв населения против абсолютизма. Стремясь к ограничению королевской власти, идеологи буржуазии (особенно французский юрист Ш.-Л. Монтескье, 1689-1755) выдвинули тезис о разделении государственной власти на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (в то время – король и его министры) и судебную (независимые суды с участием присяжных). Эта идея вошла затем почти во все конституции стран мира (в том числе российскую 1993г.) вместе с идеей о власти (суверенитете) народа. Тезис о разделении властей отражает организационно-правовой подход к структуре государственной власти, статьи конституции о власти народа – социологический.

Разделение властей отнюдь не предполагает наличие китайской стены между её ветвями. На практике это не возможно да и нецелесообразно. Ветви власти взаимодействуют, а нередко одна из них проникает в другую (например, президент издаёт акты, имеющие силу закона, а конституционный суд в праве признать законы парламента неконституционными и тем самым фактически отменить их действие). Поэтому в современных условиях тезис о разделении властей дополняется в конституциях положениями о системе сдержек и противовесов, балансе властей и их взаимодействии.

В некоторых новых конституциях, в научных исследованиях наряду с тремя традиционными властями называют и другие:

· учредительную (в частности, принятие новой конституции, изменяющей государственный строй);

· избирательную (в некоторых странах Латинской Америки);

· контрольную (органы, осуществляющие государственный контроль, а также надзорная деятельность прокуратуры в Российской Федерации).

Что же касается иногда называемых в литературе власти СМИ (четвёртой власти), партийной власти (власти специалистов), власти технократов и т.д., то эти явления не представляют собой ветвей государственной власти.

В некоторых новейших конституциях постсоциалистических стран уже не даётся такое преувеличенное значение, как раньше, идее разделения властей. Такой подход понятен после десятилетий тоталитаризма, когда существовали слитные партийно-государственные структуры. Но он искажает реальную ситуацию. Поэтому теперь в отдельных конституциях постсоциалистических стран тезисы о единстве и разделении властей объединены в одной формулировке: государственная власть едина, но осуществляется на основе разделения её ветвей, их взаимодействия при использовании системы сдержек и противовесов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе данного исследования можно сделать вывод, что на сегодняшний день государственная власть и её структура действуют в демократических государствах в частности в Российской Федерации. Государственная власть является органом осуществления власти в стране, которая выполняется через систему органов власти. Из этой работы можно также выделить, что на данный момент государственная власть не так развита и ещё не способна выполнить все задачи, обязанности и свойства которые возложила на нее Конституция РФ. Также можно отметить что в других государствах романо-германской семьи государственная власть осуществляется максимально полно защищает законные права и обязанности человека и гражданина данного государства.

На сегодняшний день существует множество споров на тему государственной власти. Множество учёных, юристов-теоретиков и практиков ведут бесконечные дискуссии на тему государственной власти, но каких-либо новых путей решения проблем не найдено. Данная тема в учебных изданиях разных авторов и учёных излагается по-разному. Из этого можно сделать вывод, что тема государственной власти ещё не полностью изучена.

В современном демократически ориентированном обществе необходимо добиться неуклонного исполнения законов государства. Для этого требуется чёткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Государственная власть позволяет чётко управлять страной, принимать законы и другие нормативные правовые акты, предназначенных для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне. Государственная власть также обеспечивает свободу и равноправие граждан.

Мы считаем, что исследование данной проблемы на этом не заканчивается и требует дальнейшей разработки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для вузов по специальности «Юриспруденция» / С.С. Алексеев, В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2000.- 595с.

3. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для вузов по специальности «Юриспруденция» / С.С. Алексеев, В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2004.- 484с.

4. Глазукова Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 551с.

5. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: учебник / И.Н. Гомеров.- М.: ЮКЭА, 2002.- 830с.

6. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для вузов / Н.И. Матузов, А.В. Малько.- М.: Юристъ, 2002.- 511с.

7. Общая теория государства и права: академический курс: в 2т. Т.2: Теория права / В.В. Борисов.- М.: Зерцало, 1998.- 620с.

8. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов.- М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2002.- 587с.

9. Теория государства и права: курс лекций / М.И. Байтин, под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.- М.: Юристъ, 2004.- 767с.

10. Теория государства и права: учебник / А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин, под ред. М.Н. Марченко.- М.: Зерцало, 2001.- 611с.

11. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2004.- 496с.

12. Чиркин В.Е. Современное государство: учебник / В.Е. Чиркин.- М.: Международные отношения, 2001.- 412с.

13. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право: ежемесячный журнал.- 2003.- №2.- С. 5-12.

14. Талянина Л.Н. Разделение властей в государстве // Государственная власть и местное самоуправление: практический и информационный журнал.- 2003.- №5.- С. 6-7.

15. Кананыкина Н.Г. Государственная власть в современный период // Научный юридический журнал.- 2004.- №12.- С. 11-12.

Сущность понятия «государственная власть» в настоящее время до конца не познана и поэтому является предметом изучения таких наук, как социология, философия, история, теория государства и права.

Как очевидно, указанное понятие состоит из двух многогранных и до настоящего времени дискуссионных терминов – «государство» и «власть», каждый из которых необходимо рассмотреть.

Власть является категорией, к которой обращались практически все исследователи, начиная с Древних Греции, Рима, Китая, Индии и вплоть до наших дней. Однако продолжительность изучения не повлияла на единообразие подходов к определению этого понятия. По мнению В.Г. Ледяева, это вызвано тем, что лишь немногие исследователи обращаются к анализу области и пределов применения данного понятия, его содержательной специфики и места в общей понятийной структуре 1 .

Понятие «власть» трактуется неоднозначно даже учеными-филологами. В словаре русского языка С.И. Ожегова власть - это право и возможность распоряжаться кем или чем-либо, подчинять своей воле, а также политическое господство, государственное управление и органы его 2 . В других источниках власть определяется как право управления государством, политическое господство, и одновременно это органы государственного управления, правительство. Налицо дуализм понятий 3 . Как известно, большинство понятий рассматривается в широком (философском, общесоциологическом) и узком смыслах, не является исключением из этого правила и понятие «власть».

Практически во всех определениях власти, данных советскими учеными, доминирует идея господства одного субъекта властеотношения над другим, насильственное подчинение последнего воле и интересам первого, осуществляемое при помощи принуждения. Основой таких выводов послужили взгляды классиков марксизма-ленинизма, рассматривавших власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой - подчинение подвластного воле властвующего.

В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе понятие «власть» связывается с концепциями властных отношений, созданными на базе определенного философского или общесоциологического учения.

Реляционный подход в определении понятия «власть» включает в себя три направления: теорию сопротивления, теорию обмена ресурсами и теорию раздела зон влияния. Общим моментом всех трех теорий является интерпретация властеотношения как отношения двух партнеров, воздействующих друг на друга в процессе взаимодействия.

Проанализировав все названные выше теории, можно обобщить перечисленные в них признаки власти 4:

    властеотношение характеризуется наличием двух субъектов, обладающих неравными правами и обязанностями; кроме того, властвующий принуждает подвластного к совершению действий или к бездействию в той мере, в какой это удовлетворяет его интересам и потребностям, применяя для этого все возможные методы;

    имеет программно-целевой характер вследствие наделения одного из субъектов властеотношения индивидуальным либо групповым сознанием, осуществляющим планирование и прогноз событий во имя достижения конкретного результата;

    является разновидностью и механизмом регулирования тех ресурсов и потребностей, сил и возможностей, которыми располагает каждое конкретное общество;

    непосредственно зависит от уровня социально-культурного развития общества;

    носит политический характер, структурирована и иерархизирована в той мере, в какой структурированы и иерархизированы социальные отношения в данном обществе.

Таким образом, власть представляет собой механизм существования и развития всякой социальной общности, соответствующей достигнутому характеру и уровню общественной жизни, характеризующейся подчинением воли отдельных субъектов властеотношения и их объединений руководящей в данном сообществе воле, подкрепленной возможностью принудительного ее исполнения.

Для определения понятия «власть» в узком смысле (через понятие «государство») также выработано множество подходов (нормативистский, теологический, естественно-правовой, культурологический и др.) 5 . Некоторыми учеными государство определяется как «основная политическая организация классового общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры», как «политическая организация общества во главе с правительством и его органами, а также страна с такой политической организацией» или как «социально-политическая организация, действующая на определенной территории и обладающая на ней высшей властью» 6 .

Анализ вышеприведенных определений показывает, что существование государства немыслимо без наличия власти, понятия «государственная власть» и «политическая власть» органично связаны, а термины «государственная власть» и «политическая власть» синонимичны (хотя есть и противники этого утверждения).

Таким образом, государство представляет собой организацию публичной власти, необходимую как для достижения удовлетворения интересов и потребностей отдельных классов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

В ходе развития мировой и отечественной истории процесс возникновения государства, а с ним и государственной власти в различных регионах протекал по-разному. Под влиянием этих особенностей зарождения государства и государственной власти по мере смены общественно-экономических формаций, политических режимов и в силу особенностей формы правления и государственного устройства формировались различные точки зрения на сущность понятий «власть» и «государственная власть».

В нашей стране понятие «государственная власть» конституционально персонифицировано, т.е. содержит действующий субъект - государство в лице его органов, которым народ делегирует принадлежащую ему власть 7 .

В современной отечественной научной литературе имеется как минимум четыре подхода к определению понятия «государственная власть» 8:

    как системы государственных органов;

    как особого волевого отношения (в котором одной из сторон является особый политический субъект - государство, его орган или должностное лицо);

    как системы полномочий (подтверждением характеристик государственной власти как совокупности властных полномочий служит практика реализации федеративных отношений в Российской Федерации. Разделение власти на федеральном уровне есть не что иное, как разделение компетенции);

    как функции (сами органы власти и акты, ими принимаемые, являются функциями власти подобно тому, как и вообще все функции, осуществляемые отдельными органами живого. Власть рассматривается как необходимая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей любого коллектива).

Использование термина «государственная власть» в нормотворчестве указывает на то, что законодатель также неоднозначно трактует содержание данного понятия. Например, в контексте статьи 10Конституции Российской Федерации очевидно, что государственная власть отождествляется с реализацией властных полномочий, но никак не с самими органами власти. Общая логика построения конституционных норм позволяет говорить о неоднозначности рассмотрения власти. Так,части 4 статьи 3Конституции Российской Федерации содержит положение о запрете присвоения или захвата власти в стране («власть» = «полномочие»), астатья 18подразумевает под властью органы власти, указывая, что деятельность власти определяется правами и свободами человека и гражданина 9 .

Различные научные определения не всегда можно формализовать и использовать в категориальном аппарате законотворческого процесса. Представляется, что наиболее правильным вариантом формализации понятия «государственная власть» является отождествление его со свойством государственных органов, обладающих совокупностью государственно-властных полномочий, так как именно посредством реализации данного свойства государственного аппарата народ осуществляет принадлежащую ему власть. В свою очередь, понятие «полномочие» в широком смысле рассматривается в тесной связи с такими терминами, как «предмет ведения» и «компетенция».

Помимо термина «государственная власть» существует и производное от него понятие «система государственной власти», рассматриваемое рядом ученых на основании части 3 статьи 5Конституции Российской Федерации, согласно которой федеративное устройство страны основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов 10 .

В научной литературе для обозначения системы государственных органов и системы государственной власти используются термины «законодательная власть», «судебная власть», «исполнительная власть» 11 .

При определении системы государственной власти как совокупности трех ветвей власти через призму принципа разделения властей необходимо учитывать, что в подобном случае функционирует целостная конструкция построения органов и в этом случае ветви власти не представляют собой совокупности взаимосвязанных элементов.

Государственная власть есть система отношений воли и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего в обществе слоя (класса, нации) или народа. Призвана обеспечивать стабильность и порядок в обществе, защищать его граждан от внешних и внутренних посягательств путем использования таких средств, как поощрение, государственное принуждение и военная сила.

Структура государственной власти:

  1. властеотношения;

    средства и ресурсы, обеспечивающие власть.

Государственная власть подразделяется на представительную (законодательную), исполнительную и судебную власти. Это вытекает из ее природы, из природы управления обществом, природы общественного справедливого порядка 12 .

Представительная власть в современных правовых государствах проистекает непосредственно от населения и существует в форме парламентов - выборных государственных органов (Дума, Законодательное собрание, собрание представителей и т.д.). Задача парламента - принятие законов, контроль за их исполнением; нередко парламент обладает контрольными полномочиями в отношении правительства, его отдельных министров.

Исполнительная государственная власть призвана исполнять законы, решения парламента. Как правило, она достаточно самостоятельна в оперативном принятии решений, в рамках действующего законодательства, расходовании финансовых средств.

Судебная власть - самостоятельная ветвь публичной власти. Ее задача отправление правосудия по уголовным, гражданским, административным и другим делам в порядке, установленном законами государства, а также защита прав граждан, организаций, в том числе и органов власти самого государства.

Формы осуществления государственной власти. Обеспечение единства и взаимодействия всех элементов государственного механизма по управлению общественной жизнью осуществляется методами убеждения, принуждения и поощрения.

Убеждение - приглашение граждан и иных субъектов права к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора; основывается на заинтересованности населения в законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

Принуждение - склонение людей к определенной деятельности посредством силового давления, ограничивая свободу выбора. Может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, наказания и т.д.

Поощрение - побуждение с помощью системы вознаграждений к действиям, в которых заинтересовано общество и государство; стимулирует социально полезную деятельность.

Так, государственная власть рабовладельческого общества в своем большинстве сводилась к насилию. Функции выполнения общих дел в деятельности государства занимали незначительный объем. В феодальном обществе феодально-зависимый крестьянин становится свободнее раба, поэтому метод насилия становится менее значимым. Раннее буржуазное государство, примерно до 50-х гг. XIX в., также отличалось стремлением к насилию и принуждению, несмотря на то, что рабочий был свободен в продаже своего труда. Буржуазное государство более позднего периода (конец XIX - начало XX в.) - по-прежнему инструмент классового правления.

Государство - это сложный механизм управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющими систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов, и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма предполагает наличие особого отряда людей - государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в обществе разделения труда, состоит в управлении, обеспечении государственной власти, ее гарантированности.

Таким образом, рассмотрев с различных точек зрения все составляющие понятия «государственная власть», можно сделать следующие выводы 13:

    государственная власть в Российской Федерации является свойством государственных органов, обладающих совокупностью государственных властных полномочий;

    в действующем законодательстве Российской Федерации не содержится единого понимания государственной власти, что свидетельствует о дискуссионности и сложности данной категории;

    разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную достаточно условное;

    в КонституцииРоссийской Федерации упоминаются лишь системы исполнительной и судебной власти, в которые не включен ряд субъектов власти, в том числе и органы местного самоуправления, обладающие огромными властными полномочиями, а судебная власть подразделена на отдельные самостоятельные в организационном и правовом плане участки;

    система государственной власти в России обладает признаком единства, не исключающим, однако, самостоятельности различных государственных органов, со строго определенными полномочиями, которые могут перераспределяться между субъектами, но в своей совокупности составляют неизменный набор и регулируют весь объем общественных отношений.

Рассмотрим понятие, сущность, признаки и виды власти , а также изучим особенности государственной власти .

Власть отражает способность некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение иного субъекта для реализации собственных интересов или интересов других лиц.

Власть характеризуется совокупностью важных признаков .

Во-первых, власть - это явление социальное , то есть общественное .

Во-вторых, она является неотъемлемым признаком общества на всех этапах его развития.

Общество представляет собой сложноорганизованную систему в виде социального организма, которая постоянно нуждается в управлении и упорядочении, направленном на поддержание системы в нормальном состоянии.

С точки зрения генезиса именно необходимость управления обществом предопределяет появление такого феномена, который описывается понятием «власть».

При этом следует отметить, что она выступает средством именно социального управления , поскольку управление может быть не только социальным, но и, например, техническим, то есть управлением технической системой (например, мотоциклом). Таким образом, понятие «управление » - явление более широкое, нежели понятие «власть », которая представляет собой исключительно социальный феномен.

В-третьих, сущность власти проявляется в том, что она может функционировать только в рамках общественного отношения , то есть отношения между людьми и их коллективами.

В-четвертых, её реализация представляет собой интеллектуально-волевой процесс , когда властный импульс от властвующего субъекта должен быть осознан подвластным, прежде чем определить его волю и поведение.

В-пятых, властные общественные отношения являются разновидностью общественных отношений и имеют название властеотношений. Властеотношение - это двустороннее отношение, один из субъектов которого является властным (властвующим) субъектом, а другой - подвластным.

В-шестых, важнейшим признаком власти является её опора на силу . Именно наличие силы предопределяет положение субъекта в качестве властвующего. Её сила может иметь разнообразные источники: физическая сила, сила оружия, интеллекта, авторитета, убеждения, красоты и т. п.

В-седьмых, сознательное подчинение является условием её наличия в определенном отношении над определенным субъектом.

Существуют различные подходы и основания для классификации и выделения отдельных видов власти .

В зависимости от социального уровня власти различают следующие виды власти : власть в масштабе всего общества ; власть внутри определенного коллектива ; власть в отношении между двумя индивидами .

В зависимости от масштаба возможного воздействия власть можно подразделить на следующие виды: политическую и неполитическую . Политическая власть может выступить средством решения политических задач и защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической силы являются:

Власть одной социальной группы над другой;

Государственная власть;

Власть партийная, а также иных политических организаций и движений;

Власть политических лидеров.

В зависимости от способа организации и реализации власть может быть двух видов: демократической или недемократической .

К особенностям государственной власти следует отнести следующие обстоятельства:

Государственная сила опирается на специальный аппарат;

Она имеет публичную сущность;

Осуществляется специальным профессиональным аппаратом, который отделен от общества;

Она является суверенной;

Она является универсальной;

Коротко и по делу:

ст 3К РФ

1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2.Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4.Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Власть осуществляется в 3х основных формах:

1)государственная власть

2)общественная власть

3)власть местного самоуправления

- Государственная власть

8) акты гос.власти распространяются на всех граждан

имеют общеобязательный характер

методы-убеждения,агитации, воспитания,гос.принуждения

осуществляет - сам народ посредством референдумов и выборов

Органы гос.власти (группа граждан или 1 гражданин, которым поручено осуществление задач и функций государства, образован в надлежащем порядке, действует в установленном порядке

9) Разделение гос власти на 3 ветви: законодательная,исполнитальная судебная.

Вопрос к какой ветви относится Президент ??Уполномоченный по правам человека тоже не понятно куда..так же авакьян говорит о наличии учредительной власти как самостоятельной ветви.(народ или Конституционное собрание принимают Конституцию) , Прокурор не является частью судебной власти-->значит можно говорить еще и о прокурорской власти.Счетная палата РФ как контрольная власть.

10) Государственная власть едина!!

Существование системы сдержек и противовесов

Разделение власти по вертикали. Федеральные органы, и органы субъектов федерации.

2.Общественная власть.

Власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах,а также их внутренних подразделений

политические партии

профсоюзы

религиозные организации

трудовые коллективы и др.

Имеют свой устав.

Правила обязательны только для участников объединения

Санкции- замечания,предупреждения, исключение из состава объединения. Не может прибегатьк гос.принуждению.

3. Власть местного самоуправления

Является смешанной общественно-государственной формой публичной власти народа.

11) Решение вопросов местного характера, но возможно возложение на ОМСУ отдельных государсвтенных полномочий.в этом случае так же возможно применение гос.принуждения.

Решения обязательны для населения,проживающего на данной территории.

Бла-бла-бла J

Власть народа – это самоорганизация народа в целях управления своими делами посредством принятия общеобязательных решений и использования организационных механизмов и процедур, предполагающих участие в осуществлении властных функций и самого народа, и образуемых им органов.

Власть народа характеризуется следующими чертами:

1)публичная (осуществляется в интересах всего народа, ее целью является общественное благо; пространством осуществления власти народа во всех ее формах являются общество и государство; власть народа обращена ко всему обществу и к каждому человеку; доступна всем; осуществляется народом в целом, его частью, избранными народом представителями, сформированными им органами; использует методы убеждения, воспитания, поощрения, принуждения; осуществляется открыто);

2)политическая (осуществляется в политически организованном обществе; осуществление власти основано на формировании политических концепций, форм и методов; осуществление власти носит организованный и постоянный характер, протекает посредством политических процедур и механизмов; на осуществление власти влияют граждане как группами, так и через политические и иные общественные объединения).

Власть народа в РФ осуществляется в трех основных формах: государственная, общественная и местного самоуправления.

1)Государственная власть. Акты государственной власти распространяются на всех граждан, проживающих на территории ее действия, имеют общеобязательный характер. Государственную власть осуществляют либо народ в целом, либо специальная система государственных органов. Высшим выражением прямого осуществления государственной власти народом являются референдум (РФ, субъекта РФ или местный) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти, а также государственных выборных должностных лиц. Государственную власть народа осуществляют и органы государства, делают они это на постоянной основе. Органы государственной власти, осуществляющие власть народа, в К РФ делятся на 3 вида – законодательной (представляют народ и принимают законы), исполнительной (исполняют законы, управляют государственными делами) и судебной (осуществляют функции правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства). По уровням государственные органы в РФ делятся на федеральные органы (Президент РФ, ФС РФ, Правительство РФ и другие ФОИВ, суды РФ) и органы субъектов РФ (законодательные органы государственной власти субъектов, главы исполнительной власти субъектов, уставные суды);

2)общественная власть. Власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах, а также их внутренних подразделений. Например, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации. Они подчиняют свою деятельность порядку, ими же определенному, зачастую зафиксированному в каком-то документе – уставе, регламенте. Правила носят обязательный характер для тех, кто состоит в коллективе. Общественная власть не может прибегать к государственному влиянию и принуждению для достижения своих целей;

3)власть местного самоуправления . Смешанная общественно-государственная форма власти народа. Местное самоуправление существует в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и т.д. Данная форма народовластия обеспечивает населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, т.е. управлять жизнью и делами на соответствующей территории. Население делает это само либо на сходах граждан по месту жительства, либо на местных референдумах. Оно также избирает представительные органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. При решении вопросов местного характера проявляется негосударственная природа местного самоуправления, хотя его решения обязательны для населения на данной территории. Вместе с тем, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. При их осуществлении акты органов местного самоуправления обеспечиваются государственно-обязательной силой.