Работа 14 правоохранительные органы международное право. Международные правоохранительные организации

Органы государственной власти и органы государственного управления руководствуются не только отечественным законодательством, но и международными договорами РФ. Конституция РФ (ст.15 ч.3) и Федеральный закон (ст.5 ч.4) «О международных договорах РФ» закрепили положение о том, что принятые Россией международно-правовые нормы являются составной частью её правовой системы. Правоохранительные органы (суды, прокуратура, МВД, органы юстиции, таможенные органы и другие правоохранительные органы, например Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных средств (федеральная служба) уполномочены применять «Международный пакт о гражданских и политических правах»; «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», различные универсальные и региональные конвенции по вопросам гуманитарного права, уголовного права (например, Конвенцию о борьбе с международными преступлениями). В рамках гражданско-правовых отношений, включая отрасль экономического права, применяются- Конвенции (соглашения) по вопросам международной купли-продажи товаров, поставок товаров, международных перевозок пассажиров, грузов и багажа, банковских контрактов, налогообложения, таможенного дела, интеллектуальной собственности и др. Получили также распространение международные акты узковедомственного характера (например, Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 г. в ГИБДД МВД РФ). Международно-правовая ответственность и санкции в международном праве подробно рассматриваются в разделе 11.

Международные договоры РФ – как ранее отмечено, составная часть правовой системы. Это предусмотрено в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ (ст.11); статье 10 ГПК РФ; ст.3 Федерального закона «О прокуратуре РФ»; ст.4 ФЗ «О Федеральной службе безопасности»; п.3 положения «О Министерстве внутренних дел РФ»; п.3 положения «О Министерстве юстиции РФ»; Федерального закона РФ «О военно-техническом сотрудничестве» и т.д.; ст.3 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и других законах и подзаконных актах РФ.

Именно для суда и прокуратуры – статья 7 и 2 Гражданского кодекса РФ гласят о непосредственном применении к гражданско-правовым отношениям международные договоры РФ.

Кроме того устанавливаются на базе универсальных актов акты регионального характера на двусторонней основе.

Так действует «Договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам РФ и КНР». Со стороны РФ – Минюст РФ и Генеральная прокуратура РФ, со стороны КНР – Минюст КНР и Верховная народная прокуратура КНР (ст.2). Такой же договор принят между РФ и Финляндией. Однако круг сотрудничества намного шире в том числе на уровне ведомств – это ФСБ РФ, МВД РФ, Генпрокуратура РФ и Федеральная таможенная служба (ранее Таможенный комитет), а для Финляндии – это Полицейская служба, Ведомство пограничной охраны и Таможенное ведомство.


В обобщенном виде можно сказать, что правоохранительные органы осуществляют:

1.применение принципов и норм общепризнанных в международном праве на основе норм международных договоров РФ, как юридическое основание принимаемых решений (самостоятельно или совместно, приоритетное применение международных норм; ссылки, аргументы).

2. вступают в деловые контакты (по своим направлениям) и прежде всего в форме правового сотрудничества (например, контрольные функции механизма по защите прав и свобод, взаимоотношение с Европейским судом по правам человека в рамках Совета Европы).

3. заключают договора межведомственного характера (от имени федеральных органов исполнительной власти на основе ст.3 и 2 ФЗ «О международных договорах РФ»). Это - самостоятельная функция компетентных органов, определяемая их правовым статусом и назначением (соглашения, заключаемые Конституционным судом РФ, Верховным судом РФ, Высшим арбитражным судом РФ, Минюстом РФ, МВД РФ, ФТС РФ (ГТК РФ) , ФСБ (например, по вопросам охраны госграницы, а равно как и другие ведомства (Минобразования и науки РФ, Минкультуры и массовых коммуникаций РФ, Минобороны РФ и т.д.). К примеру, согласно, федеральным конституционным законам Верховный суд (ВС РФ), Высший арбитражный суд (ВАС РФ) и Генеральная прокуратура (ГП) РФ могут предоставлять на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ рекомендации о заключении международных договоров РФ.

Конституционный суд РФ осуществляет конституционное судопроизводство и, наряду с гражданским, уголовным и административным, являются средством осуществления судебной власти, однако он имеет свою особенность по сравнению с судами общей юрисдикции.

Суд ведет судопроизводство и дает толкование норм конституции, международных актов; соответствие принимаемых актов органами власти и управления, -конституции (законов, подзаконных актов).

Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ международных договоров России, «не вступивших в силу» (ст.125 ч.2 п.«Г»).

Согласно Венской конвенции «О праве международных договоров» 1969 г. «не вступившие в силу договоры» означают, что государство согласилось на обязательность договора не зависимо вступил ли он в силу или нет, т.е. «договорившееся государство». Обязательность договора не означает его вступление в силу автоматически. Конституция предоставляет суду право разрешать дела о конституционности только определенных международных договоров РФ, в отношении которых она (Россия) выступает как «договорившееся государство», соглашаясь на их обязательность, но еще для нее не действующих. Имеются ввиду следующие условия:

Ст.89 Федерального конституционного закона (ФКЗ) «О конституционном суде» предписывает запрос о проверке конституционности, если акт подлежит ратификации, а заявитель считает не подлежащим введение его в действие из-за несоответствия его конституции. Проверке подлежат содержание норм, форма договора, порядок подписания, заключения, принятия, опубликования, вступление в действие, соответствию конституции, разграничение предметов ведения, национальные интересы, выгода). Ратификация - согласие государства на обязательность договора. Осуществляется высшим органом- парламентом или президентом. В РФ - прерогатива Федерального собрания –Советом Федерации, после этого он направляется на подписание Президенту РФ или утверждается, Ратификация осуществляется в форме федерального закона (ст.4 ФЗ «О праве международных договорах»). О ратификации договора составляется ратификационная грамота, которая сдаётся депозитарию (депозитарий - хранитель подлинного текста; это государства, несколько государств или международная организация). Постановление суда о несоответствии конституции акта либо его отдельных норм (положений), в силу чего он не может быть ратифицирован или утвержден и т.о. не может вступить в силу для РФ. Именно конституционности, а не международному праву. И потому он не может стать частью правовой системы РФ (в силу ст.15 ч. 4 Конституции).

Правомочие суда по разрешению дел, касающихся прав и свобод человека. Суд исходит из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод, как высшей ценности, признаются и гарантируются согласно общепризнанным нормам и принципам международного права, являются конституционной обязанностью государства, являются составной частью основ конституционного строя РФ (суд ссылается на международный пакт «О гражданских и политических правах; экономических, социальных и культурных правах). Например, из положение международного пакта «об экономических, социальных и культурных правах. было принято постановление от 01.05.95г. по делу о проверке конституционности ст.12 закона «О порядке разрешения коллективных споров (конфликтов)» в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации.

В конституции РФ нашли отражение такие нормы международного права как: «о равенстве всех перед законом и судом», о праве на судебную защиту прав и свобод», «об обязанности государства обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсации причиненного ущерба», «о праве каждого на жизнь», «о праве законно находясь на территории РФ, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» , (например отсутствие регистрации не является основанием в отказе в приёме на работу), «о неотчуждаемости основных прав и свобод человека, принадлежащих каждому от рождения» и др.

Конституционный суд в своих решениях ссылается на международные стандарты, Всеобщую декларацию прав человека (10.12.48); Международный пакт «О гражданских и политических правах». Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и их равных неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира (Международный пакт о гражданских и политических правах). В субъектах РФ, где приняты конституции РФ (уставы) (Адыгея, Дагестан, Башкортостан, Коми, Карелия, Марий Эл, Якутия и др.) действуют Конституционные (Уставные суды), которые так же применяют нормы международного права или ссылаются на решение Конституционного суда РФ. Так, Уставной суд Свердловской области в постановлении от 22.12.2000г. ссылаясь на постановление Конституционного суда РФ, давшего освобождение от уплаты налоговых платежей общественных организаций инвалидов как разновидности социальной поддержки, адресованной инвалидам и не зависящей от статуса общественной организации, подчеркнул, что этот вывод согласуется с п.10 Декларации «О правах инвалидов», принятой ГА ООН 09.12.75 г. (инвалиды должны быть защищены от любых видов регламентации, носящих дискриминационных характер).

Верховный суд. Верховные суды республик и других субъектов федерации общей юрисдикции разрешают гражданские, уголовные, трудовые дела и определенную категорию административных дел, в необходимых случаях применяют нормы международного права. Значительная часть их рассмотрения касаются прав и свобод человека. В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 31.10.95г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» подчеркивается важность обеспечение прав и свобод человека от любых нарушений путем прямого применения Конституции РФ и обеспечения ими верховенства международных договоров над внутренним законодательством РФ (через положение гл.2 Конституции РФ).

Здесь речь идет о реализации договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Пленум ВС СССР от 19.06.59г. и Пленум ВС СССР от 11.07. 72г. «О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам». Пленум дал разъяснения и указания судам по порядку конкретных действий, основанных на договорах при приеме заявлений и рассмотрении исков граждан, юридических лиц соответствующих государств; при обращении судов с поручениями; при признании и исполнении судебных решений.

Важное место в практике Верховного суда заняли проблемы юридической квалификации:

Международных перевозок багажа на основе Соглашения «О международном железнодорожном сообщении» (1996);

В соответствии с ГК РФ и международным договором судам подведомственны дела по спорам перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между государственными предприятиями и учреждениями. Спор рассматривается между этими предприятиями и органами железнодорожного и воздушного транспорта.

Следует иметь в виду, что правовая помощь оказывается тем государствам, с которыми имеются договоры (соглашения): т.е. «на основании закона и международного договора».

Так, лицо, являясь гражданином РФ совершило преступление на территории Узбекистана и было выделено в отдельное производство Узбекским судом. Определение городского суда РФ было отложено судебной коллегией ВС РФ по уголовным делам на основании ст.1 закона РФ «О гражданстве РФ» и ст. 61 Конституции РФ («гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора»). Такого договора не было.

Другой пример когда отсутствует договор о правовой помощи.

Граждане РФ (четверо) совершили нападение на один из центральных банков Таиланда, убив сержанта-охранника, похитили примерно 60 тыс. долларов (больше не было). Трое были задержаны и осуждены судом Таиланда. Так как с ним у РФ нет договора о правовой помощи. Трое были приговорены к длительным срокам заключения (один – 37 лет и 3 месяца): один к расстрелу (высшая мера в Таиланде - пулеметом или инъекция). Однако он может быть помилован на пожизненное заключение. МИД РФ направил письмо с просьбой о снисхождении и экстрадиции в РФ (5.11.2003).

Судья районного суда отказал гражданину ФРГ в приеме искового заявления о возмещении ему принесенного вреда, сославшись на то, что с ФРГ нет договора о правовой помощи. Судебная коллегия по гражданским делам удовлетворила протест Председателя ВС РФ, отменила определение суда, а материал отправила в тот же суд. Отсутствие договора значения не имел, поскольку Гражданский Кодекс РФ предусматривает право иностранных граждан обращаться в суды РФ наравне с гражданами РФ.

Между ВС РФ и Верховными судами СНГ подписано соглашение (01.07.92г.) «О сотрудничестве в сфере правосудия» . А статья 28 Конвенции СНГ «О правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам»,-говорит о применение дел о расторжении брака подлежит законодательством государства, гражданами которого являются супруги. Так, расторжение брака граждан Украины, но проживающих: она – в Нефтеюганске (РФ), а он – в Ивано-Франковске(Украина), было поручено Нефтеюганскому городскому суду, который применил нормы законодательства Украины, сославшись на Конвенцию СНГ и семейное законодательство Украины.

Высший Арбитражный суд РФ и другие арбитражные суды РФ являются частью судебной системой РФ, руководствуются федеральными конституционными законами «О судебной системе РФ»(ст.3) и федеральным конституционным законом от 28.4.95 «Об арбитражных судах в РФ» относительно норм конституционного права. А Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ст.11 ч 1), характеризуя подведомственность дел, относит к своей компетенции хозяйственные споры не только организаций и граждан РФ, но и иностранные организации, международные организации иностранных граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором (ст.22 ч.6). В большей степени применяются положения Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (11.04.80г.)

Президиум ВАС РФ (из обзора практики ) сформулировал , что арбитражный суд вправе принимать официальные иностранные документы без консульской легализации, если это предусмотрено двусторонним международным договором. В деятельности ВАС РФ обусловлено применение договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;(Конвенция по вопросам гражданского процесса; Гаагская конвенция, отменяющей требование легализации официальных иностранных документов; Нью-Йоркская конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», соглашения СНГ).

В другом случае суд установил статус международной межправительственной организации, обладающей правосубъектностью, имеется ввиду Объединенного института ядерных испытаний, возражая против налоговых органов за взыскание по налоговому законодательству. Этот Институт (штаб-квартира в РФ) в соответствии со своим Уставом (утверждён в 1956г. с изменениями в 1992г.) пользуется привилегиями и иммунитетом в том числе от налогов и сборов, как международная межправительственная научно-исследовательская организация. (Здесь ссылка была на Конвенцию «О правовом статусе, привилегиях и иммунитетах международных экономических организаций (05.12.80г. ст.7)).

В деятельности суда применяются информационные письма . Так, Информационное письмо от 16.08.95г. содержит перечень международных договоров и соглашений, в исполнении которых участвуют арбитражные суды РФ, согласно ст.11 АПК РФ и ст.22 Кодекса относительно подведомственности дел.

Информационное письмо от 01.03.96г. «О применении международных договоров и исполнении арбитражных решений других государств» (имеется ввиду выбор договорных норм при решении вопроса об исполнении решений арбитражных судов на территории другого государства –(ссылка на Нью-Йоркскую Конвенцию «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958г.»).

Информационные письма, специальные обзоры из судебной практики рекомендуются для судов и публикуются в «Вестнике ВАС РФ». Одной из форм работы суда является сотрудничество с другими арбитражными (хозяйственными) судами иностранных государств (выполнение отдельных поручений, процессуальных действий (ст.215 АПК РФ). В рамках СНГ - это совместное участие в работе Пленума Экономического суда СНГ).

Генеральная ПрокуратураРФ. Федеральный закон от 17.11.95г. (изм.1999г., 2001г.) «О прокуратуре РФ» относит к правовым основам международные договоры РФ (ст.3). В структуре ГП имеется международно-правовой департамент, включающий отделы: договорно-правовой, протокольный и экстрадиции (выдачи).

Функции ГП РФ заключаются :

В надзоре за реальной связью законов и международных договоров;

Надзор за соблюдением прав человека, уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов;

Организационно-правовая помощь по уголовным делам, выдача лиц, совершивших преступления (ссылка на договоры о правовой помощи).

Необходимо иметь ввиду, что договоры не предписывают конкретно функции прокуратуры, а называют «учреждения юстиции», под которыми понимаются суды, прокуратура, нотариат и другие органы, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела.

Так, гражданин Литвы совершил преступление в Башкортостане, а находится на территории Литвы. Генеральная прокуратура РФ вышла с ходатайством (на основе ст.59 и Договора «О правовой помощи») и направила дело для окончания предварительного следствия в Литовскую Республику.

В отдельных случаях ходатайство не удовлетворяются по причине того, что в законодательстве отдельных государств деяние не квалифицируются как преступления (или отнесены к административному законодательству).

Заключенные с прокуратурами ряда стран (Армения, Монголия, Грузия, Украина, Туркменистан, КНР и др.) двусторонние соглашения затрагивают вопросы правовой помощи и сотрудничества. Заключены даже четырехсторонние соглашения (Беларусь, РФ, Казахстан, Киргизстан).

Особо можно отметить Соглашение между ГП РФ и Верховной народной прокуратурой КНР 29.03.97г. (информация, дополнительные сведения по расследуемым делам, обмен опытом, совместные научные исследования и др.).

В практике ГП РФ применяются Приказы «Об объявлении соглашения о правовом сотрудничестве и проведении работ по правовым вопросам (ГП РФ, прокурором субъектов РФ, начальником управлений и отделов, военным и транспортным прокурором). Двусторонние соглашения могут касаться и специальных вопросов. Например, соглашение МНР (ст.4) с КНР (ст.9) предусматривает сотрудничество приграничных районов. На основе Соглашения с КНР (15.10.97г.) в Хабаровске подписан Протокол встречи руководителей прокуратур приграничных регионов РФ и КНР.

Министерство юстиций РФ (Минюст) . Согласно «Положению о Министерстве юстиций РФ» (утв. Указом Президента), Минюст представляет предложения о подготовке, заключении и исполнении международных договоров РФ; правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам; договоров в области охраны интеллектуальной собственности. Согласно (ст.32 ч.2) закона «О международных договорах РФ», федеральные органы исполнительной власти (в компетенции которых входят вопросы, регулируемые договорами), обеспечивают выполнение обязательств и наблюдают за выполнением обязательств другими участниками.

В структуре министерства имеются Международно-правовой департамент и Департамент судебных приставов .

Россия имеет договора о правовой помощи;- более 40 двусторонних соглашений, охватывающих более 100 государств (на 2004г.). Это, стадия подготовки судебного рассмотрения гражданских дел; исполнения судебных решений; выполнения обязательств; направления заграницу судебных поручений; обобщения судебной практики; выявления характерных ошибок; информации о новых соглашениях; подготовки сборников договоров и т.д.

Министерство принимает и реализует инструкции, разъяснения, обзорные письма, практику, методическую литературу. Так, продолжает действовать Инструкция Минюста СССР «О порядке оказания судами и органами нотариата правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям» от 28.02.72г. Совместная Инструкция Прокуратуры, Верховного суда, МВД от 25.10.79г. по применению Указа 1979 г. во исполнение Конвенции 1978г. «О передаче осужденных лиц» или обзор работы органов юстиции и судов по исполнению нарушений и обязательств, вытекающих из договоров о правовой помощи по гражданским и уголовным делам за 2000г. Так же могут быть обзоры «о недостатках в работе», «о совершенствовании работы», «об объеме правовой помощи», которая постоянно растет (для сравнения,1998г. – 21879, а за 2000г. – 39166 документов).

Рекомендации могут носить такой характер как, изучать регулярно правила исполнения обязательств по договору; ознакомится с информацией в сфере международно-правовых отношений. Министерство непосредственно участвует в выполнении международных договоров; поручает вопросы судам зарубежных стран; проверяет условия договоров; проверяет правильность оформления документов и др. Огромная роль принадлежит территориальным органам Минюста РФ. Так, Главное управление Минюста РФ по Свердловской области возвратило документы из управления юстиций г. Ташкента (Узбекистан) так, как правовая помощь по административным делам не предусмотрена договором.

Одной из новых функций Министерства является представление по поручению Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека материалов и заключений в связи с поступившими обращениями о нарушении РФ положений Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод».

Кроме того, предложение любых ведомств о заключении договоров для представления Президенту РФ в Правительство РФ согласуется с Минюстом, которое дает заключение по вопросам соответствия положений договора законодательству РФ их юридической силе; вступление в силу, выполнение такого договора.

Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ) в своей деятельности охвачено многими международно-правовыми нормами – «О правовом положении иностранных граждан в РФ»; «О порядке въезда и выезда из РФ»; «Об оперативно-розыскной деятельности»; «О содержании под стражей»; положения уголовного и административного кодексов РФ. Например, ФЗ от 06.02.1997г. «О внутренних войсках МВД РФ» предусматривает выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов; а закон РФ от 22.01.93г. «О статусе военнослужащего» предусматривает соблюдать нормы международного права в военной области. Ссылка на международные договоры включена и в закон РФ «О милиции» (ст.4 в редакции 31.03.99г.) и Положении «О МВД» (утв. Указом 2004г.), т.е. МВД РФ руководствуется не только внутригосударственными актами, но и общепризнанными нормами и принципами международного права и договорами.

Учитывая специфику задач, выполняемых МВД РФ, деятельность министерства связана с правами и свободами человека. Поэтому основу составляют пакты и конвенции «О правах человека и гражданина». Например, «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в соответствии с нормами и принципами международного права). Запрещаются пытки, применение противозаконного ущерба; жестокое обращение, унижение человеческого достоинства и т.д. (закон о милиции, закон о внутренних войсках МВД РФ).

Представляется интересным применение ст.23 закона РФ «О гражданстве » - ходатайство о выходе из гражданства РФ- может быть отклонено , если государство, в котором проживает или хочет поселиться гражданин,1.- не связанное с РФ договорными обязательствами о правовой помощи либо; 2.- имеет имущественные обязательства перед физическими и юридическими лицами РФ,3.- либо неисполнением обязательств перед государством, вытекающие из оснований закона.

Инструкция МВД РФ (утв. Приказом от 30.06.94г.) предусматривает информацию о стране проживания за пределами РФ и об имущественных обязательствах (неисполненных обязательствах); при этом к ней приложен список стран, с которой у РФ действуют договоры о правовой помощи. В соответствующих ситуациях и для дипломатических и консульских учреждений действует данная инструкция.

Реализация правовой помощи затрагивает визовый и безвизовый въезд в РФ и пребывание на ее территории. Регистрация иностранных гражда н производится на основании паспортов и иммиграционных или неиммиграционных виз, если иной порядок не установлен договорами. Под иным порядком понимаются правила двусторонних отношений об отмене виз, т.е. безвизовый проезд и пребывание на территории государства (Например с Украиной заполняется только таможенная декларация, а с Белоруссией действует безвизовый проезд и др.).

Особое место занимает статус Национального центрального бюро – Интерпола (положение утв. Постан. Правительства РФ от 14.10.96г.), которое является подразделением криминальной полиции и входит в состав центрального аппарата МВД РФ и взаимодействует с Международной организацией уголовной полиции (Интерполом); с правоохранительными органами иностранных государств – членом Интерпола и Генеральным секретарем Интерпола.

Действует (НЦБ) на основе федерального законодательства; норм и принципов МП; устава Интерпола; решений ГА Интерпола. Штаб – Лион (Франция).

МВД РФ вправе заключать международные договоры межведомственного характера , а также выполняет обязательства в пределах полномочий по международным обязательствам в т.ч. Главные управления (управления) внутренних дел в субъектах федерации.

В настоящее время заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве с МВД Польши, Болгарии, Македонии, Турции, Литвы, МОБ КНР, Федеральным Департаментом юстиции и полиции Швейцарской конфедерации, Главным полицейским управлением Швеции.

Заслуживает внимание соглашение о взаимодействии министров внутренних дел СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24.04.93г., специальные соглашения . Например, соглашение «О порядке передачи и транзитной перевозке лиц, взятых под стражу». Соглашение «О борьбе с преступностью на транспорте». Для взаимодействия и координации в борьбе с преступностью создан Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ (1996г.).

Федеральная таможенная служба РФ (ранее Государственный таможенный комитет РФ) – в своей деятельности руководствуется Таможенным кодексом РФ и Положением «О Федеральной таможенной службе РФ» (утв. Указом 2004г.) Так, ТС РФ определяет участие в международном сотрудничестве в области таможенного дела в направлении гармонизации и унификации норм с общепринятыми международными нормами и практикой на основе таможенной политики (подготовка проектов международных договоров, работа в международных организациях, исполнение обязательств, сотрудничество в борьбе с преступностью).

Одной из функций ФТС РФ является регулирование взаимоотношений с иностранными государствами и международными организациями, а так же с физическими и юридическими лицами. ФТС РФ участвует в разработке и подписании договоров (от имени Правительства РФ) по таможенным вопросам. Например, соглашение «О сотрудничестве в таможенных делах» между РФ и КНР от 03.09.94г; соглашение между ГТК РФ и Таможенным департаментом Эстонии «О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 07.05.94г.

В структуре ФТС РФ имеется Департамент внешних связей . Открываются загранпредставительства ФТС РФ- в соответствии с Положением «О представителях ФТС России в зарубежных странах» (Утв. Постановлением Правительства РФ от 4.12.1995г)).

Россия имеет статус постоянного члена (далее Политической комиссии Совета таможенного сотрудничества) Всемирной таможенной организации (вошла в финансовый комитет этой организации).

Применение норм имеет исполнительное практическое значение. Так, ФТС РФ предусматривает ограничение или запрещение ввоза или вывоза с территории РФ товаров и транспортных средств, которые регулируются как внутренним правом, так и международными договорами, т.е. если есть противоречия правил, установленных законодательством РФ, применяются правила международного договора.

Однако международный договор может не только расширить, но и ограничить полномочия таможенных органов. Например, в соответствии с договором, лица могут быть освобождены от определенных форм таможенного контроля (ст.188 ТК РФ); льготы (ст.211 ТК РФ).

Другим примером может служить Правило определения страны происхождения товаров, утвержденные Советом глав правительств СНГ (24.09.93г.).

Ряд документов требуется привести в соответствие с нормами международного права (таможенного права). Например, введение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), в основе которой лежит гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (ст.216 обязывает таможенные органы следить за изменениями и дополнениями). Правовой основой сотрудничества (рекомендации, разъяснения, нормативные положения) является так же договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность (ОРД); оперативно-следственные мероприятия (метод контролируемой поставки) взаимодействует с правоохранительными органами, Всемирной таможенной организации, Интерполом.

В рамках СНГ от 23.12.93г. решением Совета глав правительств государств СНГ одобрено Положение «О Совете руководителей таможенных служб стран СНГ ».

Выходя за рамки данной темы надо отметить, что подобную деятельность международного характера осуществляют и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством и договорами международного характера (например, Минобразования и науки РФ, Минобороны РФ, Минкультуры и массовых коммуникациях РФ, Внешэкономбанк, Центральный Банк России, .Министерство финансов РФ Федеральное агентство по физической культуре и спорту и туризму и др.).

История деятельности международных уголовных судов насчитывает несколько десятилетий. Первым успешным опытом в этой области был "Международный военный трибунал для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси".

Трибунал создавался в соответствии с Соглашением, заключенным 8 августа 1945 г. между Правительствами СССР, США, Великобритании и Временным Правительством Французской Республики, и действовал на основании Устава. Для расследования дел и обвинения главных военных преступников стороны назначали четырех главных обвинителей (по одному от каждого государства-участника). Функции защитника выполнялись по ходатайству подсудимых любым адвокатом, имевшим право выступать на суде в его родной стране, или любым лицом, уполномоченным на это Трибуналом.

Трибунал состоял из четырех членов и их заместителей, назначаемых сторонами.

Трибунал был вправе "судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности". При рассмотрении дела о любом отдельном члене той или иной группы или организации Трибунал мог признать, что группа или организация, членом которой подсудимый являлся, была преступной организацией. В этом случае компетентные национальные власти каждой из сторон имели право привлекать к суду национальных, военных или оккупационных трибуналов за принадлежность к этой группе или организации.

Заседания Трибунала проходили в следующем порядке. Сначала оглашался обвинительный акт. Затем Трибунал опрашивал подсудимых, признают ли они себя виновными. Потом обвинитель произносил вступительную речь. Трибунал опрашивал обвинителей и защитников относительно ходатайств о представлении доказательств, после чего Трибунал выносил определение по этим ходатайствам. Далее допрашивались свидетели обвинения, а затем свидетели защиты, после чего обвинители или защитники представляли свои доказательства. Трибунал задавал вопросы свидетелей и подсудимых. В процессе разбирательства обвинение и защита допрашивали свидетелей и подсудимых. После этого защитники произносили защитительную речь, а обвинители - обвинительную речь. Наконец, подсудимые выступали с последним словом, и Трибунал выносил приговор.

Трибунал приговорил нескольких главных военных преступников к смертной казни; остальных - к лишению свободы.

В 1946 г. для наказания главных военных преступников Японии был учрежден Международный военный трибунал для Дальнего Востока. Трибунал действовал на основании Устава. Порядок создания этого Трибунала несколько отличался от Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, но процедура разбирательства была сходной.

Новый этап в развитии международных уголовных судов наступил в 90-х гг. В 1993 г. был создан Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. Территориальная юрисдикция Трибунала распространяется на территорию бывшей Югославии. Временная юрисдикция Международного трибунала распространяется на период, начинающийся 1 января 1991 г.

Хотя Трибунал и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию, юрисдикция Трибунала имеет приоритет по отношению к юрисдикции судов государств. При этом на любом этапе судебного разбирательства Трибунал может официально просить национальные суды передать производство по делу Трибуналу.

С 1995 г. было осуждено несколько десятков лиц, совершивших преступления на территории Югославии. Трибунал неоднократно подвергался справедливой критике за предвзятость и "двойные стандарты".

Полномочия Трибунала истекли в 2010 г.

Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г., учрежденный СБ ООН, функционирует в соответствии с положениями Устава Международного трибунала по Руанде 1994 г. Процедуры создания и деятельности Трибунала по Руанде аналогичны предусматриваемым в Уставе Трибунала по бывшей Югославии.

Новым шагом в развитии международного правосудия стало принятие 17 июля 1998 г. в Риме Статута Международного уголовного суда. В отличие от ранее созданных военных трибуналов "для конкретного случая" Суд является постоянно действующим органом и обладает юрисдикцией в отношении физических лиц, виновных в совершении: преступления геноцида; преступлений против человечности; военных преступлений; агрессии. Россия подписала Статут в 2000 г., однако ратификация была отложена. США и вовсе отозвали свою подпись под этим документом. Так что деятельность суда осложнена неучастием в нем крупнейших государств.

Суд состоит из следующих органов: Президиум; Апелляционное отделение. Судебное отделение и Отделение предварительного производства; Канцелярия прокурора; Секретариат.

В состав Суда входит 18 судей. Апелляционное отделение Суда состоит из председателя и еще четырех судей, Судебное отделение - не менее чем из шести судей и Отделение предварительного производства - не менее чем из шести судей. Судебные функции Суда осуществляются в каждом отделении палатами. Апелляционная палата состоит из всех судей Апелляционного отделения. Функции Судебной палаты осуществляются тремя судьями Судебного отделения. Функции Палаты предварительного производства осуществляются либо тремя судьями Отделения предварительного производства, либо одним судьей этого Отделения в соответствии со Статутом и Правилами процедуры и доказывания.

Судьи не занимаются никакой деятельностью, которая может препятствовать выполнению ими своих судейских функций или может заставить усомниться в их независимости.

Канцелярия прокурора действует независимо как отдельный орган Суда. Она отвечает за получение передаваемых ситуаций и любой обоснованной информации о преступлениях, подпадающих под юрисдикцию Суда, за их изучение и осуществление расследований и уголовного преследования в Суде. Канцелярия возглавляется прокурором. Прокурор обладает всеми полномочиями по руководству и управлению Канцелярией. Прокурору оказывают помощь один или несколько заместителей Прокурор и заместители прокурора должны быть гражданами разных государств.

Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления делами и обслуживания Суда. Секретариат возглавляется секретарем, который является главным административным должностным лицом Суда. Судьи избирают секретаря абсолютным большинством голосов тайным голосованием.

Процедуру расследования на основе информации о предупреждениях, подпадающих под юрисдикцию Суда, возбуждает прокурор. Он обращается в Палату предварительного производства с просьбой дать санкцию на проведение расследования вместе с любыми подкрепляющими эту просьбу собранными материалами. Если Палата сочтет, что имеются достаточные основания для возбуждения расследования и что дело подпадает под юрисдикцию Суда, она дает санкцию на возбуждение расследования, которое осуществляет прокурор.

Первоначальное производство в Суде производится следующим образом. После передачи лица Суду или добровольной явки лица в Суд Палата предварительного производства удостоверяется в том, что это лицо было информировано о преступлениях, которые оно предположительно совершило, и о его правах. После этого Палата предварительного производства проводит слушание по вопросу об утверждении обвинений, на основании которых прокурор намеревается добиваться проведения судебного разбирательства. Слушание проводится в присутствии прокурора и обвиняемого, а также его защитника. Палата предварительного производства на основе слушания определяет, имеются ли достаточные доказательства для установления существенных оснований полагать, что данное лицо совершило каждое из преступлений, в которых оно обвиняется. Палата утверждает обвинения, в отношении которых она определила наличие достаточных доказательств, и передает лицо той или иной Судебной палате для проведения судебного разбирательства в связи с утвержденными обвинениями.

После назначения дела к слушанию Судебная палата, назначенная для рассмотрения дела, определяет порядок судебного разбирательства. В начале разбирательства Судебная палата зачитывает обвиняемому обвинения, ранее утвержденные Палатой предварительного производства. Палата удостоверяется в том, что обвиняемый понимает содержание обвинений. Она дает обвиняемому возможность признать свою вину или заявить о своей невиновности. Бремя доказывания вины обвиняемого лежит на прокуроре. Участники процесса представляют доказательства.

Судебное разбирательство является открытым, однако могут проводиться закрытые заседания.

Решение выносится в письменном виде и содержит полное и мотивированное изложение выводов Судебной палаты на основе доказательств и заключений. Решение может быть обжаловано в Апелляционную палату, которая отменяет или изменяет решение или приговор; или дает распоряжение о проведении нового судебного разбирательства другой судебной палатой.

Таким образом, современные международные уголовные суды могут назначить следующие меры наказания: лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы в тех случаях, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении; штраф; конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления. Суд также устанавливает принципы возмещения ущерба потерпевшим, включая реституцию, компенсацию и реабилитацию.

международный розыск уголовный преследование

Во многих ситуациях успех расследования без тесного взаимодействия следственных органов двух или более стран весьма сомнителен. Оно особенно необходимо: при выезде иностранного гражданина с территории РФ до окончания предварительного расследования; при совершении преступных действий в двух или более странах (например, контрабанды, хищений грузов на железнодорожном или морском транспорте, наркотрафика).

Розыск скрывшегося преступника, его выдача, пересылка похищенных вещей, решение ряда процессуальных вопросов, связанных с допросом иностранного гражданина, находящегося в стране своего постоянного жительства, - все это предполагает согласованные усилия, сотрудничество правоохранительных органов двух или более государств, что неосуществимо без взаимопомощи последних на основе норм международного права, предполагающих суверенное равенство сторон.

В соответствии с договорами о правовой помощи, заключенными между государствами, стороны - участники договоров оказывают правовую помощь при расследовании преступлений через свои центральные органы. В России таким центральным органом по вопросам расследования преступлений является Генеральная прокуратура РФ в лице ее Следственного комитета.

Органы прокуратуры, юстиции и МВД ряда стран (особенно членов СНГ) нередко выполняют по поручениям из России не отдельные следственные действия, а их комплексы. При этом весьма полезна специализация следователей. Такие следователи должны: быть сведущими не только в криминалистике, но и в уголовном процессе стран, с которыми имеются договоры о правовой помощи; знать основы дипломатического и консульского права; уметь хорошо ориентироваться в сложных ситуациях, учитывая, что многие вопросы, важные для расследования, не регламентированы либо отдельные нормы, регулирующие сходные отношения, в УПК разных стран не совпадают. Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник / Под. ред. Е.П. Ищенко. - "Проспект", 2011. - С.174.

После вступления Российской Федерации в Международную организацию уголовной полиции проведена большая работа по укреплению организационно-правовой базы взаимодействия с другими государствами в рамках Интерпола. Тенденция к расширению транснациональной преступности, значительная активизация связей преступников с представителями уголовного мира за рубежом побуждает к этому как Россию, так и другие страны. Использование опыта и возможностей международного сообщества, активное взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных государств являются важными предпосылками эффективного расследования преступлений, совершенных в России иностранными гражданами.

Активное взаимодействие Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола в России налажено с Генеральным секретариатом Интерпола, а также с соответствующими службами многих государств - членов этой международной организации. Согласно Положению о НЦБ Интерпола в России оно, наряду с другими функциями, решает задачи, важные для расследования преступлений иностранных граждан:

Направляет в Генеральный секретариат и НЦБ государств - членов Интерпола просьбы правоохранительных органов РФ о предоставлении данных о преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, а также другой информации в целях раскрытия и предупреждения преступлений;

Принимает к исполнению аналогичные просьбы и извещения Генерального секретариата и НЦБ государств - членов Интерпола, обеспечивает перевод, организует мероприятия по обнаружению лиц, предметов и документов, разыскиваемых по их просьбам, информирует об этом правоохранительные органы РФ;

При необходимости направляет в Генеральный секретариат и НЦБ заинтересованных государств сведения о преступлениях, совершенных в России иностранными гражданами, а также об иностранных гражданах, задержанных в РФ по подозрению в совершении преступлений, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных.

Кроме того, НЦБ Интерпола в России ведет и использует учеты: событий преступлений; лиц, проходящих по запросам и сообщениям; предметов преступного посягательства; похищенных произведений искусства и антиквариата; похищенных и обнаруженных автомобилей и др. Поэтому без тесного взаимодействия с отечественным НЦБ Интерпола раскрытие и расследование преступлений, связанных с иностранными гражданами, очень трудноосуществимо.

Поводами к возбуждению дел о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или против них, чаще всего бывают заявления граждан России либо самих иностранцев (обычно потерпевших от преступления), а также сообщения государственных учреждений и частных фирм: органов МИДа, внешнеторговых и туристических фирм, медицинских, учебных учреждений, совместных предприятий. Поводом к возбуждению уголовного дела нередко становится и непосредственное обнаружение преступления органом дознания (ДТП с участием транспортного средства под управлением иностранного гражданина; хулиганства; контрабанды).

Заявление или сообщение о преступлении может быть, как письменным, так и устным. Если заявление сделано на иностранном языке в письменном виде, должен быть срочно обеспечен перевод заявления на русский язык. Если иностранец обратился с устным заявлением, необходимо пригласить переводчика, чтобы получить более подробную информацию о случившемся и составить протокол. Безотлагательно надо выяснить, не пользуется ли заявитель дипломатическим иммунитетом, исключающим ответственность за ложный донос. При отсутствии такового его следует предупредить об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Наличие дипломатического иммунитета можно установить, выяснив должностное положение иностранного гражданина, изучив предъявленные им документы, побеседовав с представителями МИДа и его органов на местах, другого ведомства, куда прибыл иностранный гражданин, или иной принимающей его организации. Выяснение вопроса об иммунитете необходимо для принятия решения о возбуждении уголовного дела, а также и на всех последующих стадиях следственного производства.

В ряде российских органов внутренних дел протоколирование устных заявлений иностранцев осуществляются на бланках заявлений, выполненных на наиболее распространенных иностранных языках. Их заполнение заявителем на языке, которым он хорошо владеет, обеспечивает точность и полноту ответов на поставленные в бланке вопросы, даже если в момент обращения с заявлением о случившемся нет переводчика.

Допрос иностранного гражданина должен проводиться в отдельном кабинете, оборудованном аппаратурой для видеозаписи хода и результатов допроса, с участием квалифицированного переводчика. Следователю необходимо точно определить предмет допроса, проанализировать обстоятельства, относящиеся к личности допрашиваемого, при необходимости перевести отдельные документы на понятный ему язык.

Сведения, характеризующие личность допрашиваемого, можно почерпнуть из его личных документов, материалов уголовного дела, из допросов переводчиков, гидов туристических групп (если проходящее по делу лицо - иностранный турист), преподавателей и соседей по общежитию (в отношении иностранных студентов). Иногда подготовка к допросу должна включать ознакомление следователя с правовыми принципами страны, историей, географическим положением, гражданином (подданным) которой является допрашиваемый. Незнание вещей, близких и понятных допрашиваемому, может затруднить установление психологического контакта, что и без того бывает не просто сделать.

Время и место допроса выбираются с учетом срока пребывания иностранного гражданина в РФ, его маршрута и других обстоятельств. Здесь часто возникает необходимость выезда следователя в командировку, направления срочных отдельных поручений о допросе, если подлежащий допросу иностранец уже находится в другом городе.

Согласие лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом, на производство его допроса должно быть получено через МИД или его представителей на местах. Вызывать на допрос иностранного гражданина, не обладающего дипломатическим иммунитетом, лучше не повесткой, а через администраторов фирм, руководителей делегаций, капитанов иностранных судов (в отношении моряков и пассажиров). Учащихся и студентов целесообразно вызывать через администрацию учебных заведений или через руководство землячеств иностранных студентов. На практике нередко просят переводчика или представителя администрации проводить вызываемого в здание следственного органа, где будет проходить допрос. Волохова О.В., Егоров Н.Н., Жижина М.В. и др. Криминалистика: учебник / Под. ред. Е.П. Ищенко. - "Проспект", 2011. - С.184.

Особенно сложно бывает установить психологический контакт и получить правдивые показания при допросе в качестве подозреваемого иностранного гражданина, выражающего подчеркнуто недоброжелательное отношение к российскому правопорядку. В таких случаях следователю нужно вести себя сугубо официально, проводить беседу с позиции: "Я расследую преступление, за которое по российским законам предусмотрена уголовная ответственность, поэтому вам следует отвечать на все вопросы".

Следственный осмотр чаще всего проводится по уголовным делам об автотранспортных происшествиях и кражах чужого имущества, а также по некоторым иным составам. Присутствуя при осмотре, иностранный гражданин может убедиться в объективности действий следователя, в его непредвзятости, что в дальнейшем облегчает установление с ним психологического контакта. На месте он лично воспринимает последствия происшествия, уличающие его обстоятельства, а также факты, опровергающие или подтверждающие его доводы.

Для правильного определения размера причиненного материального ущерба и обеспечения его возмещения целесообразно выяснить, сколько денег (и в какой валюте), других ценностей имел при въезде в Россию иностранный гражданин, какие средства есть на его банковских счетах в стране пребывания. В этих целях может быть произведен осмотр документов, в частности таможенных деклараций. Копии документов могут быть приобщены к уголовному делу. Стоимость иностранных товаров, вещей, ставших предметом преступного посягательства, нужно выяснить (путем допросов и назначения товароведческих экспертиз) как в иностранной валюте, так и в ценах, действующих в РФ на момент расследования.

Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью

Сегодня уже действуют многочисленные двусторон­ние и многосторонние международные конвенции, иные договоры о борьбе с общеуголовной преступностью и преступлениями меж­дународного характера. Еще в 1889 году Международный союз уголовного права впервые констатировал возникновение между­народной преступности и призвал полицейские службы разных стран предпринять совместные международные акции по пред­упреждению и пресечению преступности. С 1946 года Интерпол осуществляет деятельность по предупреждению и пресечению общеуголовной преступности на базе принципа суверенного ра­венства государств-участников, невмешательства в их внутренние дела, уважения прав и свобод человека при неукоснительном со­блюдении общих принципов международного права".

Уполномоченным органом по выполнению международных со­глашений об оказании правовой помощи по гражданским, семей­ным и уголовным делам, обеспечению законности в этой сфере является Прокуратура.

Генеральная прокуратура Республики Казахстан является цен­тральным компетентным учреждением по исполнению обращений иностранных государств по вопросам оказания взаимной правовой помощи и обеспечения прав и законных интересов иностранных граждан и юридических лиц на территории республики.

В соответствии с пп. 8 п. 5 ст. 12 Закона ʼʼО Прокуратуреʼʼ Гене­ральная прокуратура Республики Казахстан представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества, что по­зволяет ей в пределах своей компетенции осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и между­народными организациями, сотрудничать с ними, заключать согла­шения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвовать в разработке международных договоров. Прокуратура принимает решение о выдаче запрашиваемого лица, обращается в органы МВД РК с запросом о задержании и этапировании, сооб­щает запрашиваемой стороне необходимую информацию.

Данное направление деятельности органов прокуратуры приоб­рело особую актуальность и практическую значимость с момента приобретения республикой суверенитета.

Содействие в реализации этой практики и инкорпорация таких актов в национальное законодательство относится также к одной из базовых задач Координационного совета Генеральных про­куроров. Необходимость усиления борьбы с преступностью по­требовала дальнейшего совершенствования координационной деятельности органов прокуратур СНГ. В этой связи в ᴦ. Москве 25 января 2000 ᴦ. было принято Положение о Координационном совете Генеральных прокуроров Содружества Независимых Госу­дарств, утвержденное решением Совета глав государств СНГ.

Основными задачами Координационного совета являются: со­гласование и объединœение усилий, координация действий, расши­рение сотрудничества прокуратур государств-участников СНГ в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и право­порядка, борьбе с преступностью; выработка предложений по сближению национального законодательства; участие в развитии договорно-правовой базы СНГ. Решением Координационного со­вета Генеральных прокуроров государств-участников СНГ от 22 мая 2003 ᴦ. приняты Регламент работы, Положение о Секретариате и Положение о Научно-методическом центре Координационного совета Генеральных прокуроров.

В соответствии с нормами международных договоров, ратифи­цированных Республикой Казахстан, и главы 55 УПК РК органы прокуратуры наделœены исключительными полномочиями по во­просам экстрадиции, уголовного преследования, исполнения след­ственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкции прокурора. Из года в год расширяется международное сотрудничество со странами дальнего зарубежья. Расширяя сферу своего сотрудничества, прокуратура Казахстана в 1998 ᴦ. вступила полноправным членом в Международную ассоциацию прокуро­ров (МАП) и приняла участие в ее конференциях (Пекин и Кейп­таун). Международная ассоциация прокуроров основана 6 июня 1995 ᴦ. и в ее состав входят 54 государства. Ассоциация содейству­ет созданию и реализации проектов правовых реформ, борьбе с транснациональной преступностью, а также направляет свои уси­лия на достижение эффективного и справедливого отправления правосудия, на оказание консультативной помощи и защите прав человека.

Также Генеральный Прокурор Республики Казахстан является членом Совета Генеральных Прокуроров стран-участниц Шанхай­ской Организации Сотрудничества (ШОС). Рабочие экспертные группы Генеральной прокуратуры во взаимодействии с коллегами из зарубежных стран принимают активное участие в выработке ре­шений по проблемам регионального взаимодействия правоохра­нительных органов. В рамках ШОС Республика Казахстан являет­ся участником Шанхайской Конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, активно работает над созданием регионального антитеррористического центра в ᴦ. Бишкеке.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основными направлениями прокурорского надзора в сфере международного сотрудничества являются:

1. оказание правовой помощи по уголовным делам, экстради­ция и транзит.

2. передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбыва­ния наказания в государстве, гражданином которого оно является;

3. выработка международных соглашений в уголовно-правовой сфере;

4. надзор за законностью заключения, исполнения и денонса­ции международных договоров государственными органами;

5. координация работы органов прокуратуры с зарубежными и международными организациями;

6. иные вопросы международного характера, входящие в ком­петенцию органов прокуратуры.

Рассмотрение запросов, поступающих из других государств и международных организаций, аккредитованных на территории Республики Казахстан, координируется и осуществляется Депар­таментом международного сотрудничества Генеральной прокура­туры Республики Казахстан.

Надзор в сфере международно-правового сотрудничества дол­жен обеспечивать:

1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина, охраняе­мых законом интересов общества и государства в процессе за­ключения, исполнения и денонсации государственными органами международных договоров;

2. обеспечение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Казахстан;

3. законность заключения, исполнения и денонсации междуна­родных договоров государственными органами и должностными лицами Республики Казахстан;

4. исполнение международных обязательств Республики Казах­стан по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, экстрадиции лиц, совершивших преступления, осуществления уголовного преследования, передачи лица, осужденного к лише­нию свободы, для отбывания наказания в государстве, граждани­ном которого оно является, транзит, а также рассмотрение иных документов международно-правового характера;

5. осуществление международного сотрудничества органов прокуратуры Республики Казахстан с компетентными органами стран ближнего и дальнего зарубежья, международными органи­зациями и сообществами.

Сотрудничество других правоохранительных органов со специ­альными службами и органами иностранных государств, между­народными правоохранительными организациями осуществляется на базе международных договоров Республики Казахстан.

Органы иных государств, которым предоставлено право осу­ществления оперативно-розыскной деятельности, взаимодейству­ют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территории Республики Казахстан в порядке и пределах, установленных зако­ном и соответствующими договорами и соглашениями. Органы Республики Казахстан, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, взаимодействуют и проводят оперативно-розыскные мероприятия на территориях иных государств в порядке и преде­лах, устанавливаемых законом, а также законодательством этих го­сударств на базе соответствующих договоров и соглашений.

Основные положения о порядке взаимодействия органов, веду­щих уголовный процесс, с компетентными учреждениями и долж­ностными лицами иностранных государств по уголовным делам регламентированы главой 55 УПК РК. Образование суверенных государств на территории бывшего СССР, демократизация жизни общества значительно расширили международные контакты Ре­спублики Казахстан, упростили въезд и выезд граждан за рубеж. К сожалению, отдельные лица, совершившие преступления, умело пользуются различиями в правовых системах стран, скрываясь от правосудия за пределами своих государств, и нередко получают возможность избежать ответственности. В сложившейся ситуации требуется объединœение усилий правоохранительных органов мно­гих государств для изобличения преступников.

Преступность не знает границ, в связи с этим расширение междуна­родного сотрудничества в этой области стало неизбежным и ор­ганам прокуратур стран СНГ приходится совместно решать про­блемы, связанные с организацией борьбы с преступностью и на­рушениями установленного правопорядка. За годы становления суверенитета Казахстан уделял особое внимание вопросам взаи­модействия с другими государствами в борьбе с преступностью, особенно в рамках СНГ.

Первым крупным шагом на пути объединœения усилий государств участников СНГ в борьбе с криминалом стала Программа со­вместных мер по борьбе с организованной преступностью и ины­ми опасными видами преступлений (1993 ᴦ.), правовой базой для которой послужила подписанная главами государств Содружества в Минске Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В условиях про­зрачности границ, сложной социально-экономической ситуации во многих государствах СНГ шел поиск новых форм сотрудничества, направленных на улучшение информационного обеспечения, гар­монизации правовой базы, проведения конкретных согласованных мероприятий силовыми структурами в ходе расследования дел, на эффективное осуществление прокурорского надзора.

В этой связи в мае 1996 ᴦ., решением Совета глав государств была утверждена новая Межгосударственная программа совмест­ных мер по борьбе с организованной преступностью и иными ви­дами опасных преступлений на территории государств - участни­ков СНГ. Она сыграла заметную позитивную роль в налаживании и расширении взаимодействия правоохранительных органов Содру­жества. Во многом благодаря ей совместная работа в правоохрани­тельной сфере стала более динамичной, охватывающей широкий круг вопросов в отношениях между государствами.

25 января 2000 ᴦ. Совет глав государств Содружества утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с пре­ступностью, в соответствии с которой Правительство Республики Казахстан разработало национальный план действий по ее реали­зации. В организационном плане, в отличие от прошлой практики, за выполнение программы и многих намеченных конкретных ме­роприятий, наряду с государствами Содружества ответственны от­раслевые межгосударственные органы, в т. ч. и Координационный совет Генеральных прокуроров.

Важно отметить, что присоединившись к международным Кон­венциям, Казахстан принял на себя ряд важных обязательств. В частности, в соответствии с Венской Конвенцией о консульских отношениях (1963 ᴦ.), республика гарантировала своевременно извещать иностранные дипломатические представительства о за­держании иностранных граждан, совершивших правонарушения на территории Казахстана. В соответствии с Конституцией РК иностранцы и лица без гражданства в республике пользуются пра­вами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан РК, в случае если иное не предусмотрено Конституцией, законами, международными договорами. Иностранными гражданами в Ре­спублике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принад­лежности к гражданству иного государства.

По общему правилу иностранные граждане несут ответствен­ность за всœе правонарушения (преступления) наравне с граждана­ми страны пребывания и по законам этого государства. Некоторые категории иностранцев в силу своего должностного положения, международного статуса, пользуются иммунитетом (неприкосно­венностью). Перечень таких лиц предусмотрен Венской Конвенци­ей о дипломатических отношениях, закреплен в УПК РК. При этом на практике могут возникнуть сложности, связанные с толковани­ем отдельных положений законов применительно к конкретному иностранцу, задержанному по подозрению в совершении право­нарушения. В этом случае сведения о наличии иммунитета бывают получены через МИД РК.

Межгосударственные отношения по вопросам уголовного пре­следования граждан базируются на договорах о правовой помощи по уголовным делам. Преобладающее большинство договоров, за­ключенных и ратифицированных республикой, являются двухсто­ронними. Уголовное преследование, как правило, осуществляется по инициативе прокурора, следователя, дознавателя и является правом государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется посредством решения Генерального Прокурора Республики Казахстан. Международные договоры не содержат определœение понятия ʼʼуголовное преследо­ваниеʼʼ. Оно дается в национальных законодательствах государств. В Республике Казахстан оно определœено п. 13 ст. 7 УПК РК.

Учитывая зависимость отместа совершения преступления и граждан­ства лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении престу­пления, уголовное преследование осуществляется по поручению компетентного учреждения иностранного государства или по по­ручению Генерального Прокурора Республики Казахстан, или уполномоченного им прокурора в централизованном порядке пу­тем сношения через компетентные учреждения юстиции. В случае отсутствия Договора о правовой помощи Стороны могут ссылать­ся на принцип взаимности, когда одна из Сторон берет на себя обя­зательство осуществить уголовное преследование по поручению другой Стороны. Данный принцип отражен в п. 1 ст. 521 УПК РК.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под уголовным преследованием в сфере между­народного сотрудничества следует понимать акт правовой помощи между государствами, основанный на положениях международных договоров либо на принципе взаимности и нормах национального законодательства, при наличии поручения об осуществлении уго­ловного преследования в отношении определœенного лица, привле­каемого в качестве подозреваемого или обвиняемого для обеспече­ния неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Уголовное преследование гражданина Республики Казахстан, совершившего преступление на территории иностранного госу­дарства и находящегося на территории Казахстана, осуществля­ется путем обращения компетентного учреждения иностранного государства об осуществлении уголовного преследования гражда­нина Республики Казахстан.

Уголовное преследование иностранного гражданина, совер­шившего преступление на территории Республики Казахстан и выехавшего за ее пределы, осуществляется органом, ведущим уголовный процесс, в производстве которого находится дело. В частности, выносится мотивированное постановление о приоста­новлении производства по делу, а также постановление о передаче уголовного дела по подследственности или подсудности; заверяет­ся и скрепляется гербовой печатью каждый из находящихся в делœе документов; прилагается перевод документов и уголовного дела (материала), составленных на казахском либо русском языках, на государственный язык запрашиваемой Стороны либо на язык, установленный международным договором.

Одним из важных инструментов при осуществлении уголовно­го преследования является экстрадиция лиц, совершивших пре­ступления. Заметим, что широко применяемые в юридической литературе термины ʼʼэкстрадицияʼʼ и ʼʼвыдачаʼʼ являются словами - синонимами. Суть института экстрадиции (выдачи) выражает общепризнанный принцип - ʼʼaut dedre aut judi сагеʼʼ - лицо, со­вершившее преступление, должно понести суровое наказание в отране совершения преступления, либо в стране, где оно было за­держано, либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления.

Экстрадиция (выдача) - это акт международной правовой по­мощи, заключающийся во взаимоотношениях между суверенными государствами в целях привлечения лица, совершившего престу­пление, к уголовной ответственности либо для приведения при­говора суда в исполнение. Субъектом экстрадиции должна быть физическое лицо, обвиняемое в совершении преступления (обви­няемый) или же осужденное за совершение преступления (осуж­денный). Лицо подлежит экстрадиции при условии его наказуемо­сти по уголовному законодательству договаривающихся сторон. Во всœех случаях, согласно международным договорам, подлежат экстрадиции независимо от меры наказания лица, совершившие преступления, связанные с наркотиками, терроризмом и угоном самолетов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под экстрадицией (выдачей) следует понимать акт правовой помощи между государствами, основанный на поло­жениях международных договоров и нормах национального зако­нодательства, при наличии требования о выдаче, заключающийся в процессе передачи обвиняемого или осужденного в целях при­влечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора суда, вступившего в силу.

Важную норму об экстрадиции содержит ст. 8 УК РК о том, что граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан, мо­гут быть выданы только в соответствии с международным договором Республики Казахстан. Международная договорная практика Казах­стана идет по пути невыдачи собственных граждан, за совершенные ими ранее преступления вне пределов Казахстана. Более того, в Кон­ституции (ст. 11), в Законе ʼʼО гражданствеʼʼ (ст. 8), в Уголовном кодек­се (ч. 1 ст. 8) предусмотрено положение о том, что Республика Казах­стан придерживается принципа невыдачи собственных граждан. Причина невыдачи состоит в общепризнанном принципе ува­жения государственного суверенитета и во взаимной ответствен­ности личности и государства.

Вместе с тем отказ в выдаче лиц, совершивших преступление, не всœегда означает, что лицо, совершившее преступление на терри­тории другого государства, остается безнаказанным. В отношении него возможно осуществление уголовного преследования путем направления уголовного дела в компетентное учреждение запра­шиваемой Договаривающейся Стороны. Подобная практика харак­терна для тех случаев, когда отказы в выдаче следуют по причинœе принадлежности к гражданству того или иного государства.

Основополагающим документом для осуществления экстради­ции является требование об экстрадиции. Требование об экстра­диции является официальным межгосударственным документом, исходящим от Генерального Прокурора или уполномоченного им прокурора, адресованное компетентному должностному лицу ино­странного государства.

В течение семидесяти двух часов с момента задержания дол­жен быть решен вопрос о применении экстрадиционного ареста путем направления в суд соответствующего ходатайства прокуроpa. При решении вопроса о применении экстрадиционного ареста надлежит тщательно ознакомиться со "всœеми материалами, содер­жащими основания для применения ареста͵ узнать, в т.ч. путем опроса задержанного, цель его приезда в Республику Казах­стан, место, время проживания и регистрации, гражданство, об­стоятельства его уголовного преследования.

При обращении в прокуратуру области осужденного к лише­нию свободы лица, не являющегося гражданином Республики Ка­захстан, с заявлением о передаче его для дальнейшего отбывания наказания в иностранное государство прокуратура области пред­ставляет в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан всœе необходимые материалы в отношении осужденного, предусмо­тренные национальным законодательством и международными договорами.

Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью" 2017, 2018.

В последние десятилетия отчетливо проявилась тенденция расширения и углубления международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь в борьбе с преступностью. Это обусловлено быстрым развитием интеграционных процессов в мире, расширением политических, экономических, культурных и гуманитарных связей, совершенствованием средств транспорта и связи, упрощением порядка въезда и выезда из стран, пограничных и таможенных формальностей, утверждением в международных отношениях приоритета общечеловеческих ценностей, идей справедливости и солидарности.

Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности имеет объективную основу - их тесную взаимосвязь и взаимозависимость, которые влекут качественное изменение самой преступности, в том числе ее интернационализацию, т.е. возрастание в ней удельного веса международных элементов (например, совершение преступления на территории двух и более государств, укрывательство и сбыт похищенного или отмывание доходов от преступной деятельности за границей, попытки преступников скрыться от правосудия за рубежом и т.п.).

Проблема преступности во все большей степени приобретает глобальный характер.

Во-первых, преступность в более или менее острой форме проявляется во всех странах мира, являясь серьезным реальным или потенциальным препятствием на пути их социально-экономического, политического и культурного развития. Это предопределяет заинтересованность всех членов мирового сообщества в совместном поиске наиболее действенных путей и средств решения данной проблемы. Ведь, как справедливо говорится, современная преступность, особенно в ее наиболее опасных - организованных формах и в виде международного терроризма, поистине не знает границ.

Во-вторых, постоянно расширяется перечень преступных деяний, представляющих международную опасность (например, незаконный трансграничный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, торговля людьми, детская порнография и т.п.). Борьба с такого рода преступлениями может быть по-настоящему эффективна только при согласованности действий большинства государств и рациональном сочетании внутригосударственных и международных усилий.

Можно выделить следующие основные направления межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью:

1. Обмен информацией, в том числе оперативной, криминалистической, правовой.

2. Исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

3. Оказание правовой помощи по уголовным делам.

4. Экстрадиция лиц для привлечения их к уголовной ответственности или для исполнения приговора.

5. Заключение и реализация международных договоров в борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность.

6. Разработка международных норм обязательного или рекомендательного характера в сфере охраны правопорядка и уголовного правосудия.

7. Признание и исполнение решений компетентных органов иностранных государств по уголовным и административным делам.

8. Проведение совместных научных исследований по проблемам борьбы с преступностью, обмен опытом их решения.

9. Оказание материальной, технической и экспертной помощи (подготовка и повышение квалификации кадров, предоставление экспертных услуг, поставка специальных средств и техники и т.п.).

Сотрудничество в любой области, и тем более в такой специфической, как правоохранительная, должно осуществляться в режиме международной законности, то есть при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм. И в первую очередь - общепризнанных норм международного права.

Осуществляя взаимодействие в правоохранительной сфере, государства используют две основные правовые формы:

1. Договорно-правовая или конвенционная - заключение и реализация двусторонних или многосторонних договоров, в которых регулируются отношения в данной сфере, с правоохранительными органами иностранных государств;

2. Институционная - сотрудничество в рамках международных организаций, как всеобщего, так и регионального характера - ООН, Интерпол, СНГ, «Группа восьми», ПСП Россия-ЕС, Совет Европы, Совет Россия-НАТО, ОБСЕ, Совет государств Балтийского моря, Организация Черноморского экономического сотрудничества, Шанхайская организация сотрудничества и др.

Органы внутренних дел Российской Федерации участвуют в выполнении обязательств России по всем основным направлениям межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью и обеспечении общественной безопасности, и их деятельность на этом направлении осуществляется в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами (ФСБ, Прокуратурой, Минюстом, ФТС, ФСКН), заинтересованными министерствами и ведомствами, прежде всего с МИД России - головным российским ведомством, отвечающим за координацию внешнеполитической линии страны.

Международно-правовой компонент регламентации участия России в межгосударственном сотрудничестве государств в борьбе с преступностью и обеспечении общественной безопасности включает в себя более 700 международных конвенций, двусторонних и многосторонних договоров различного уровня (межгосударственного, межправительственного и межведомственного характера, в которых регулируются те или иные вопросы этого сотрудничества).

При этом межведомственные соглашения, заключаемые в пределах компетенции МВД России, а их на сегодняшний день уже несколько десятков, не должны противоречить действующему законодательству и международным договорам Российской Федерации и, как правило, содержат положения, регламентирующие традиционные формы полицейского сотрудничества. Речь идет, прежде всего, о таких форматах, как обмен информацией и опытом работы, исполнение запросов о производстве оперативно-розыскных мероприятий, оказание содействия в подготовке и повышении квалификации кадров, обмен нормативными правовыми актами и т.д..

Руководство МВД России уделяет большое внимание вопросам совершенствования участия органов внутренних дел в международном сотрудничестве. С целью придания развитию этой деятельности более целенаправленного и системного характера, определения приоритетов на ближайшую и отдаленную перспективы и принятия комплекса мер по повышению эффективности участия органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве была принята Концепция развития международных связей МВД России. Согласно данной Концепции, в числе наиболее приоритетных направлений определено развитие отношений с партнерами из государств-участников СНГ, а также из других сопредельных государств, не входящих в Содружество.

Постоянно совершенствуются организационные механизмы по повышению международного сотрудничества в правоохранительной сфере. В этой связи следует отметить создание и успешное функционирование двух координационных органов в рамках СНГ - Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (БКБОП) и Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ (СМВД). Также создана Объединенная коллегия министерств внутренних дел государств-участников Союза Беларуси и России.

Как показывает практика, одной из наиболее эффективных организационных форм обеспечения практического взаимодействия российских правоохранительных органов с зарубежными партнерами в борьбе с преступностью, особенно с ее организованными формами, незаконным оборотом наркотиков, оружия и культурных ценностей, торговлей людьми, экономическими преступлениями, является получивший большое развитие в мире институт представителей правоохранительных органов , работающих на постоянной основе при Посольствах или консульских учреждениях своих стран, так называемые «полицейские атташе» или «офицеры связи».

В настоящее время в Российской Федерации (в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске и Мурманске) работают свыше 60 полицейских атташе из более чем 30 иностранных государств, которые осуществляют ежедневное оперативное взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел.

В свою очередь, МВД России на основании соответствующих Указа Президента Российской Федерации и распоряжения Правительства Российской Федерации направило на работу за рубеж 8 своих представителей, которые работают в следующих странах: Армения, Азербайджан, Израиль, Китай, Палестина, США, Франция, Швейцария. Ранее представители МВД России работали и в ряде других стран - в Германии, Польше, Болгарии, Испании, Финляндии. Не исключено, что по завершению реформирования органов внутренних дел эти «точки» будут вновь открыты. Прорабатывается также вопрос о направлении офицеров связи в Беларусь, Катар и Никарагуа.

Кроме того, 24 сотрудника МВД России в настоящее время принимают участие в 5 миротворческих миссиях ООН и ОБСЕ: Конго - 1, Гаити - 5, Восточный Тимор - 4, Либерия - 11, Киргизия - 3. Ранее наши полицейские миротворцы также проходили службу в Хорватии, Македонии, Боснии, Косово, Сьерра-Леоне, Судане.

В МВД России в той или иной степени очень многие подразделения осуществляют либо оперативное взаимодействие с зарубежными партнерами, либо проводят работу по линии международного сотрудничества в области подготовки кадров, обмена опытом. Буквально в каждом подразделении центрального аппарата Министерства, в Главных управлениях МВД России и Управлениях МВД России крупных или приграничных субъектов Федерации имеются соответствующие отделы или группы.

Однако среди них следует выделить два основных подразделения.

Первое - НЦБ Интерпола при МВД России, главный координатор взаимодействия с компетентными органами зарубежных стран, в числе задач которого обеспечение обмена информацией по вопросам борьбы с международной преступностью; направление в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ государств-членов Интерпола запросов и оповещения соответствующих правоохранительных органов о предоставлении данных о преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, об осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности; прием аналогичных запросов Генерального секретариата и НЦБ государств-членов Интерпола и организация через соответствующие подразделения органов внутренних дел их исполнения. Кроме того, НЦБ Интерпола при МВД России, как и любое другое НЦБ, формирует банк данных о лицах, фактах, предметах и документах на основании информации, полученной в процессе международного сотрудничества.

Взаимодействия по каналам Интерпола имеет высокую эффективность, поскольку контакты именно через НЦБ позволяют оперативно решать возникающие между странами в ходе сотрудничества проблемы, связанные с особенностью национальных законодательств и спецификой структурного построения правоохранительных и правоприменительных органов. К слову сказать, Интерполу удалось успешно решить проблему языкового барьера. Его рабочими языками являются: английский, арабский, испанский и французский языки. Именно на них ведется вся переписка и осуществляется взаимодействие.

Вторым же основным подразделением МВД России, отвечающим непосредственно за линию обеспечения международного сотрудничества Министерства в целом, организацию визитов руководства и делегаций сотрудников органов внутренних дел за рубеж, прием иностранных делегаций, проработку вопросов международно-договорного характера является Управление международного полицейского сотрудничества Договорно-правового департамента МВД России. В структуру Управления входят четыре отдела, отвечающие за двустороннее сотрудничество со странами дальнего и ближнего зарубежья, сотрудничество с международными организациями и международное договорно-правовое обеспечение.

В тесном взаимодействии с Управлением международного полицейского сотрудничества работает и Управление международного протокола Договорно-правового департамента. Это подразделение отвечает за организацию всех протокольных мероприятий.

Какие же задачи поставлены перед Управлением международного полицейского сотрудничества? Это организация и обеспечение участия МВД России в международном сотрудничестве, обеспечение интересов Министерства при его осуществлении, совершенствование международно-правовой базы МВД России, организационно-методическое руководство работой органов, подразделений и учреждений системы МВД России по осуществлению международного сотрудничества.

Если же конкретизировать эта задачи, то Управление международного полицейского сотрудничества в рамках своей компетенции:

1. Определяет приоритетные направления международного сотрудничества с учетом особенностей развития международных отношений, ведет перспективное и текущее планирование в данной сфере, осуществляет контроль за международной деятельностью Министерства.

2. Анализирует состояние сотрудничества Министерства с зарубежными партнерами и разрабатывает предложения по его совершенствованию.

3. Организует и обеспечивает в пределах своих полномочий взаимодействие подразделений центрального аппарата МВД Росси и непосредственно починенных ему подразделений и организаций с правоохранительными органами зарубежных государств и международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

4. Координирует международные связи территориальных органов внутренних дел, а также научно-исследовательских учреждений Министерства с соответствующими подразделениями правоохранительных органов иностранных государств.

5. Содействует при необходимости осуществлению в установленном порядке прямых контактов подразделений Министерства с зарубежными партнерами по вопросам оперативно-служебной деятельности.

6. Обеспечивает взаимодействие Министерства с международными организациями и их рабочими органами.

7. Готовит материалы к переговорам руководства Министерства с зарубежными партнерами, а также для участия в международных форумах.

8. Организует и обеспечивает в пределах своих полномочий визиты руководства МВД России за границу и приемы иностранных делегаций в Министерстве.

Как видно из перечисленного, спектр задач, стоящих перед Управлением международного полицейского сотрудничества ДПД МВД России, весьма широк, и стоит на грани двух сфер - правоохранительной и дипломатической. По сути, данное подразделение является своего рода «мини-министерством иностранных дел» внутри МВД России. Соответственно, и требования, предъявляемые к сотрудникам Управления, являются повышенными. Кандидат для прохождения службы в Управлении международного полицейского сотрудничества ДПД МВД России должен обладать широким кругозором, аналитическим складом ума, организаторскими способностями, разбираться в политике, понимать национальные интересы, уметь работать с людьми, а также владеть иностранными языками.

Соответствующие итоги совместной работы поступают на доклад к руководству Министерства и учитываются при разработке стратегии взаимодействия правоохранительных органов зарубежных государств.

Михаил ВАСЬКОВ

заместитель начальника управления

международного протокола

Договорно-правового департамента МВД России,

кандидат юридических наук