Сентиментализм произведения литературы архитектуры живописи. Романтизм и сентиментализм в искусстве

контрольная работа

4. Сентиментализм: художники, поэты, основные произведения

Сентиментализм (от фр. Sentiment) - направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.

«Естественный» человек становится главным героем сентиментализма. Писатели-сентименталисты исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Достижение счастья как главной цели человеческого существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал человека («воспитание чувств») и пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она искажает его естество. Чем более человек социален, тем более опустошен и одинок. Отсюда характерный для сентиментализма культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Раньше всего в Англии сентиментализм заявил о себе в лирике. Поэт пер. пол. XVIII в. Джеймс Томсон отказался от традиционных для рационалистической поэзии урбанистических мотивов и сделал объектом изображения английскую природу. Развитие лирики идет по пути усиления пессимистических мотивов, уже звучащих у Д.Томсона. Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга, основателя «кладбищенской поэзии». Поэзия последователей Э.Юнга - шотландского пастора Роберта Блэра, автора мрачно-дидактической поэмы Могила, и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище, - пронизана идеей равенства всех перед смертью.

Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо. Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза). Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Анри Бернарден де Сен-Пьер, как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину - счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактате Этюды о природе. Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини.

Творчество Никола Ретифа де Ла-Бретонн, писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено также влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника.

Расцвет сентиментализма в Германии приходится на 1770-1780-е и связан с движением «Бури и натиска», названного по одноименной драме SturmundDrangФ.М.Клингера. Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую. В духе «Бури и натиска» написаны драмы Иоганна Фридриха Шиллера.

Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника. Его роман Бедная Лиза - шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Развитие сентиментализма в театре связано с кризисом эстетики классицизма, провозглашавшей строгий рационалистический канон драматургии и ее сценического воплощения. На смену умозрительным построениям классицистской драматургии приходит стремление приблизить театр к реальной действительности. Это сказывается практически во всех компонентах театрального действа: в тематике пьес (отражение частной жизни, разработка семейно-психологических сюжетов); в языке (пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации) и пр.

Графика Приднестровья. Творчество О.В. Болтнева

В 80 годы перестройка изменила не только общественно политическое устройство не только экономические отношения, но и искусство. Оно захлёбывалось новыми темами радовалось свободе, возможности использовать новые средства выражения...

Графическая композиция урбанистического пейзажа

Наследие графического искусства многообразно. Оно отмечено работами таких всемирно известных мастеров, как Альбрехт Дюрер(1471--1528), Франсиско Гойя (1746--1828), Гюстав Доре (1832--1883), японских художников Китагава Утамаро (1753--1806)...

Занятие творчеством - путь к долголетию

Человек любой по роду деятельности для развития в своей сфере может черпать силы и энергию именно в танце. Кто-то может подумать: "Я так устаю на работе, а тут еще танцевать.....

Импрессионизм в живописи, музыке и литературе

Центральными фигурами импрессионизма были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Остановимся подробнее на творчестве некоторых из них...

Италия в творчестве русских художников XIX века

Место хореографии в средневековой Европе

Во второй половине 18 века наступила эпоха сентиментализма. В отличие от просветителей, сентименталисты сделали персонажем своих произведений обычного человека, а не античного бога или героя. Балетный театр стал общедоступным зрелищем горожан...

Музыка Французской революции 1789 года и отражение в ней героической темы

Когда речь идет о создании французской школы музыки, то, несомненно, первым будет названо имя «композитора революции» Франсуа Жозефа Госсека, так как именно его деятельность создала в начале революции то народное художественное движение...

Направления, течения и стили в искусстве

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. sentiment -- чувство) -- художественное течение второй половины XVIII -- начала XIX в., пришедшее на смену классицизму. Провозглашая «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей...

Происхождение искусства

Впервые наскальные рисунки обнаружены испанским дворянином Марселлино де Сантуола в 1879 году, проживавшем в городе Сантандер. Он увлекался археологией и как- то производил раскопки в пещере Альтамира, которая находилась недалеко от его дома...

Русский авангард

Один из самых ярких представителей авангарда, Василий Кандинский, принадлежит к числу открывателей нового художественного языка XX столетия и не только потому, что именно он “изобрел” абстрактное искусство - он смог придать ему масштаб, цель...

Искусство эпохи сентиментализма зародилось в Западной Европы с середины XVIII века. Оно стало развиваться с постепенного отдаления художественной мысли того времени от идей Просвещения. На смену культа разума пришла чувствительность. При этом идеи просветителей не забыты, но переосмыслены. В искусстве изменения вылились в уход от ясного прямолинейного классицизма в чувствительный сентиментализм, ведь "чувство не лжет!"

Стиль ярче всего проявил себя в литературе, где Ж.-Ж. Руссо идейно обосновал новое направление: провозгласил ценность естества, воспитание чувств, уход от социализации в уедеиненность, от цивилизации к жизни на природе, в сельской местности. В литературу пришли и другие герои - простолюдины.

(Луиз Леопольд Буальи "Габриэль Арно" )

Искусство с радостью приняло новую идею на вооружение. Стали появляться полотна с пейзажами, отличающимися простотой композиции, портреты, на которых художник запечатлевал живые эмоции. Позы портретных героев дышат естественностью, на лицах отражается спокойствие и умиротворение.
Однако произведения некоторых мастеров, творивших в стиле сентиментализма, грешат морализаторством, искусственно преувеличенной чувствительностью.

(Дмитрий Григорьевич Левицкий "Портрет Глафиры Ивановны Алымовой" )

Сентиментализм XVIII века вырос из классицизма и стал предтечей романтизма. Стиль впервые сформировался в творчестве английских художников в середине века и просуществовал до начала следующего. Именно тогда он пришел в Россию и был воплощен в картинах талантливых художников своего времени.

Сентиментализм в живописи

Сентиментализм в искусстве живописи представляет собой особый взгляд на изображение действительности, через усиление, подчеркимвание эмоциональной составляющей художественного образа. Картина должна, по мнению художника, воздействовать на чувства зрителя, вызывать ответную эмоциональную реакцию - сострадание, сопереживание, умиление. Чувство, а не разум ставят сентименталисты в основе мировосприятия. Культ чувства явился, как сильной, так и слабой стороной художественного направления. Некоторые полотна вызывают у зрителя отторжение слащавостью и желанием откровенно его разжалобить, навязать несвойственные ему чувства, выжимать слезу.

(Жан-Батист Грез "Портрет молодой женщины" )

Появившийся на "обломках" рококо, сентиментализм, по сути, явился последней стадией вырождающегося стиля. Множество полотен европейских художников изображают несчастных молодых простолюдинок с невинным и страдальческим выражением хорошеньких личиков, бедных детей в красивых лохмотьях, старушек.

Известные художники-сентименталисты

(Жан-Батист Грез "Портрет молодого человека в шляпе" )

Одним из ярких представителей направления стал французский художник Ж.-Б. Грёз. Его картины с назидательным сюжетом отличет морализаторсво и слащавость. Грёз создал множество картин с тоскующими о мертвых птичках девичьих головках. К своим полотнам художник создавал нравоучительные комментарии, чтобы еще более усилить их нравоучительную идейность. Среди, произведения творчества живописцев XVIII века стиль читается в полотнах Я.Ф. Хаккерта, Р.Уилсона, Т.Джонса, Дж.Форрестера, С.Дэлона.

(Жан-Батист Симеон Шарден "Молитва перед обедом" )

Французские художник Ж.-С. Шарден одним из первых ввел социальные мотивы в свое творчество. Картина "Молитва перед обедом" несет в себе многие черты сентиментализма, в частности, поучительность сюжета. Однако в картине соединяются два стиля - рококо и сентиментализм. Здесь поднимается тема важности женского участия в воспитании у детей возвышенных чувств. Стиль рококо оставил след в построении изящной композиции, множестве мелких деталей, богатстве цветовой палитры. Позы героев, предметы, вся обстановка комнаиты изящны, что характерно для живописи того времени. Ясно читается желание художника аппелировать напрямую к чувствам зрителя, что явно указывает на использование при написании полотна сентиментального стиля.

Сентиментализм в русском искусстве

В Россию стиль пришел с запозданием, в первом десятилетии XIX века, вместе с модой на античные камеи, которую ввела французская императрица Жозефина. Русские художники преобразовали два существовавших в то время стиля, неоклассицизм и сентиментализм, создав новый - русский классицизм в наиболее романтической его форме. В этой манере творили В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, И. П. Аргунов.

(Семен Федорович Щедрин "Пейзаж в окрестностях Петербурга" )

Сентиментализм позволил художникам в картинах утверждать самоценность человеческой личности, ее внутреннего мира. Причем это стало возможным через показ чувств человека в интимной обстановке, когда он остается наедине сам с собой. Руские художники населяли своими героями пейзаж. Наедине с природой, оставшись один человек способен проявить свое естественное состояние души.

Русские художники-сентименталисты

(Владимир Боровиковский "Портрет М.И. Лопухиной" )

Известна картина Боровиковского "Портрет М. И. Лопухиной". Модлодая женщина в свободном платье изящно оперлась на перила. Русский пейзаж с березками и васильками располагает к душевности, как и выражение милого лица героини. В ее задумчивости читается доверие к зрителю. На лице играет улыбка. Портрет по праву считается одним из лучших образцов русского классического произведения. В художественной стилистике полотна ясно прослеживается сентиментальное направление.

(Алексей Гаврилович Венецианов "Спящий пастушок" )

Среди художников этого времени руская живописная классика ярко проявилась в творчестве А. Г. Венецианова. Известность приобрели его "пасторальная" живопись: картины "Жнецы", "Спящий пастушок" и другие. Они дышат свежестью и любовью к людям. Полотна написаны в манере русского классицизма с сентиментальной выраженностью. Картины вызывают ответное чувство любования пейзажем и лицами героев полотен. Стиль нашел свое выражение в гармонии крестьян с окружающей природой, в спокойных выражениях лиц, неярких красках русской природы.

Искусство сентиментализма в наиболее чистом виде было особенно развито в Австрии и Германии в конце XVIII-начале XIX веков. В России художники писали в своеобразной манере, в которой стиль использовался в симбиозе с другими направлениями.

В русской живописи второй половины 18 века существовали два направления - классицизм и сентиментализм. Сентиментализм (от французского "сентимент" - чувство) - художественное направление, характеризующееся вниманием к духовной жизни человека, чувственностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы. Сентиментализм отдает предпочтение не разуму, а чувствам. В этом смысле кредо сентиментализма передают слова Руссо: "Разум может ошибаться, чувство - никогда". В исторической перспективе сентиментализм - предшественник романтизма, его первая историческая фаза. Родство с романтизмом проявляется в перенесении на индивидуальное состояние духа, интерес к сложным характерам, изменчивым переживаниям.

Черты сентиментализма выражены в творчестве В.Л. Боровиковского (1757 - 1825). Для него характерен интерес к передаче внутреннего мира, душевных состояний, настроений, в частности жизни человека, мечтающего или просто отдыхающего и находящегося в единении с природой. Созданные им образы очень поэтичны, одухотворенные. Лучшим среди них является портрет М.И. Лопухиной (1797), удивительный по лиризму и красоте, самый поэтичный образ 18 века. Идеи сентиментализма проявились даже в изображении императрицы. Боровиковский изображает ее не как законодательницу со всеми императорскими регалиями, а как обыкновенную женщину в чепце на прогулке в Царскосельском парке.

Третий крупнейший художник рассматриваемого периода - Д.Г. Левицкий (1735 - 1822) - создатель парадного портрета, который должен был передавать социальное положение человека, и большой мастер камерного, психологического портрета. Про Левицкого говорили, что он запечатлел в красках весь "екатерининский век", переписал всех екатерининских вельмож. Самые известные работы Д.Г. Левицкого - портреты Д. Дидро, Н.И. Новикова, Е.Р. Дашковой, Н.А. Львова, П.А. Демидова. Сама императрица была его моделью. Наиболее известно ее изображение в образе законодательницы (1783). В 70-е годы Левицкий создает серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Екатерина II, занимавшаяся вопросами воспитания, сделала заказ на портреты. Девочки разных возрастов изображены музицирующими, танцующими и просто позирующими (самые маленькие). Левицкий вообще любил писать молодых на протяжении всей своей творческой жизни. Он был самым любимым портретистом эпохи. Современников поражало его умение передавать сходство модели, красоту тканей, драгоценностей, изысканность красочных сочетаний. Наследие Левицкого насчитывает свыше 100 портретов, которые рассказывают о той эпохе не меньше, чем самые многословные мемуары.



Крупнейшим представителем классицизма в русской живописи был А.П. Лосенко (1737 - 1773). Он является основоположником исторического жанра. Он родился на Украине, рано осиротел и попал в Петербург в придворный хор, откуда в 16 лет был отдан в обучение к И.П. Аргунову, а в 1759 году в Академию художеств. По окончании Академии он был послан во Францию и Италию. Вернувшись в 1769 году в Петербург, Лосенко стал профессором, позднее директором Академии художеств. Его рисунки и картины ("Жертвоприношение Авраама", "Каин", "Авель") пользовались у современников большим успехом, долгое время служили образцами мастерства и часто копировались учениками. Полнее всего дарование художника раскрылось в его двух последних произведениях - "Владимир и Рогнеда" (1770) и "Прощание Гектора с Андромахой" (1773). Работа над картиной о киевском князе Владимире, решившим силою увезти полоцкую княжну Рогнеду, Лосенко исполнил серию натуральных рисунков для изображения русских воинов. Это первая русская историческая картина на национальную тему. В "Прощании Гектора с Андромахой" Лосенко, избрав античный сюжет, Выступил как характерный мастер классицизма. Он утверждает идею свободолюбия человека, его патриотизм, гражданственность, готовность к подвигу. Таким показан Гектор -герой гомеровской "Илиады", прощавшийся с семьей и соотечественниками перед боем.

Лосенко был не только талантливым историческим живописцем, но и незаурядным портретистом. До нашего времени дошли некоторые его полотна этого жанра, в том числе выразительный портрет первого русского актера Ф.Г.Волкова. Лосенко рано умрет, так и не успев воплотить многие творческие замыслы, и Академия художеств лишилась крупнейшего педагога.

Важное событие в истории русской культуры второй половины 18 века - это создание Эрмитажа. В 1764 году в зимний дворец была доставлена первая партия из 200 картин, купленных в Германии. Она и положила начало музею. Картинная галерея быстро росла. Этому способствовали крупнейшие русские дипломаты, закупавшие за границей произведения искусства для Екатерины II. Особую активность проявлял Д.Голицын - русский посол во Франции, а затем в Голландии. Екатерина II коллекционировала не только картины, но и разные камни, фарфор. Ныне Эрмитаж - это один из крупнейших музеев мира. Он включает 5 дворцов, построенных русскими и иностранными мастерами во второй половине 18 - первой половине 19 веков. Это Зимний дворец, Малый, Старый и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр. В интерьерах этих шедевров архитектуры развернута грандиозная экспозиция произведений искусства всех времен и народов. В коллекции Эрмитажа около 3-х миллионов экспонатов.
Литература. Русская литература этого периода развивалась в русле классицизма. Классицизм в литературе культивирует эстетику "должного" или разумного. Долг по отношению к своему государству превыше всего. В конфликте страсти и долга всегда побеждает долг. Интимные, бытовые стороны жизни человека не интересовали писателей-классицистов. Классицизм отличался нормативностью, он предписывал строгие правила создания литературного произведения. Требовалось соблюдать три единства в развитии сюжета (единства времени, места и действия), строго разграничивать жанры (ода, трагедия, комедия, сатира), изображать события, которые представляли интерес для общества и государства: войны и политику царей, подвиги полководцев.

Значительных успехов классицисты добились в изображении типических, обобщенных характеров. Правда, здесь не удалось избежать упрощения и схематизации. Все герои в произведениях классицистов строго делились на положительных и отрицательных. Каждый персонаж выражал какую-нибудь одну черту, одну "страсть" - порочную или возвышенную. Но в изображении этих страстей классицисты достигли большого мастерства. Вспомним образ лгуна и лицемера Тартюфа в пьесе французского драматурга Мольера "Мещанин во дворянстве" или тип лентяя Митрофанушки в комедии Фонвизина "недоросль" (1782).

Основоположниками классицизма в русской литературе были В.К. Тредиаковский (1703 - 1769), А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин (1745 - 1792), Г.Р. Державин (1743 - 1818). Русский классицизм имеет в своей основе те же мировоззренческие и эстетические установки, что и западноевропейский, но у него были и свои национальные особенности. Он ближе стоял к фольклорной, поэтической основе, острее выступал с критикой общественных недостатков. Русские авторы далеко не всегда следовали канонам классицизма: они смешивали жанры (Державин), не видели большой беды в обращении к разговорному языку (Сумароков), в таком серьезном и важном жанре, как трагедия, заметно отходили от античных сюжетов. Русские классицисты предпочитали изображать своих "героев". Раскрывать важные истины на примере собственной национальной истории. Например, ломоносов воспевал в своих одах победы русских войск, Петра I, а Сумароков в трагедиях приковывал внимание к образам благородных князей и храбрых дворян. Это было нарушением принятых в Западной Европе традиций, по которым приобщать зрителя к прекрасному в трагедийном жанре следовало через античных героев и сюжеты.

Сентиментализм в архитектуре примеры кратко изложенные в этой статье.

Сентиментализм в архитектуре

Искусство эпохи сентиментализма появилось и развивалось с середины XVIII века в Западной Европе.На смену господствующего культа разума пришел новый – культ чувствительность. Идеи просветителей были переосмыслены, сформировалась определенная эстетическая система. Во второй половине XVIII века изменилось отношение архитектуры к природе – архитекторы пытались понять и раскрыть природу в ее живом многообразии. Так стали развиваться свободные формы «английского» пейзажного парка, которые ознаменовали приход сентиментального течения в архитектуру.

В строительстве городов стали преобладать общественные крупные здания светского назначения. Так, в России началось строительство купеческих жилых домов-усадеб, загородных дворянских домов. Архитектура классического наследия приняла новые формы и методы освоения согласно новыми эстетическими запросами общества. Архитекторы использовали отдельные фрагменты и элементы композиций исторических памятников в садово-парковой архитектуре. Особенно это стало проявляться в период Великой Французской революции, когда пытались эллинско-античным формам придать мужественностии окраску подчеркнутой. В абсолютистской Франции, буржуазных Голландии и Англии наблюдалась борьба различных архитектурных культур — культура комфортабельного городского, буржуазного жилого дома по преимуществу и культура феодально-абсолютистского дворца в форме грандиозного садово-паркового комплекса.Ярким примером западной сентиментальной архитектуры стал дворцово-парковый комплекс абсолютистской резиденции с лугами, прихотливой формы прудами и озерами с усеянные островками, живописными деревьями. Со второй половины XVIII века развивается пейзажная система планировки парков. В них много свободно расположенных павильонов и беседок, извилистых дорожек, водоемов. Создавались искусственные каскады, руины, гроты.

В России в 1760-1770-тых годах в стиле сентиментализма стали возводить царские загородные дворцы под Петербургом. Строительством занимались архитекторы Нееловы. Они расширили и перепланировали Екатерининский парк Царского Села, придав ему «пейзажного» характера при помощи большого пруда с живописными берегами, парками, мостиками и беседками в «китайском» и «готическом» духе («Большой каприз», «Адмиралтейство», «Китайский театр»), а также с множеством деревьев на поворотах у озер и дорожках.

Сентиментальные настроения четко определились в архитектуре отдельных зданий Москвы и Петербурга. Примером служат подмосковная усадьба Царицыно (архитектор Баженов), летняя подмосковная резиденция Екатерины II, Чесменский дворец Фельтена в Петербурге.В сравнительно короткий срок был построен еще один объект – Павловск, выдающийся дворцово-парковый ансамбль периода Русского сентиментализма. Также почти одновременно возвелись термы Камерона, «Холодные бани» с «Агатовыми комнатами», пологий спуск «пандус», «Висячий сад», «Камеронова галерея».

Таким образом, именно в садово-парковом искусстве было особенно заметно влияние сентиментализма.

Сентиментализм - 18 век
Романтизм - вторая половина 18 - 19 век

Сентиментализм - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века. Сентиментализм выражает разочарование в “ цивилизации ”, основанной на идеалах “ разума ” (идеологии Просвещения) и провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека ”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо. Художники, писавшие в этом жанре: Я.Ф. Хаккерт, Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж.Форрестер, С.Дэлон.
Родиной сентиментализма была Англия. Ему дал начало в конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727).
Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1759-1766) и «Сентиментального путешествия» (1768; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».
Выдающимся отражением Сентиментализма в русской литературе являются «Письма русского путешественника» Карамзина (1797-1801).
Сентиментализм в английском изобразительном искусстве – реакция на буржуазные тенденции в обществе. Его яркие представители в живописи – Гейнсборо и Рейнольдс.
Одним из наиболее типичных представителей сентиментализма во французской живописи был Жан Батист Грёз.
Одной из характерных особенностей русского портретного искусства этого периода была гражданственность. Герои портрета уже не живут в своем замкнутом обособленном мире. Сознание быть необходимым и полезным отечеству, вызванное патриотическим подъемом в эпоху отечественной войны 1812 года, расцвет гуманистической мысли, в основе которой лежало уважение к достоинству отдельного человека, ожидание близких социальных перемен перестраивают На рубеже двух веков развивалось творчество Н.И. Аргунова, одаренного крепостного графов Шереметьевых. Одна из существенных тенденций в творчестве Аргунова, которая не прерывалась на протяжении XIX веков - стремление к конкретности выражения, непритязательности подхода к человеку. Его портрету свойственна реалистическая простота выражения, свободная от украшательства и идеализации. Художник избегает писать кисти рук, сосредотачивает внимание на лице модели. Колорит портрета построен на выразительности отдельных пятен чистого цвета, красочных плоскостей.
В портретном искусстве этого времени складывается тип скромного камерного портрета, полностью освобождающегося от каких либо черт внешней обстановки, демонстративного поведения моделей (портрет П.А. Бабина, П.И. Мордвинова). Они не претендуют на глубокий психологизм. Мы имеем дело лишь с достаточно ясной фиксацией моделей, спокойного душевного состояния.

Романти́зм (фр. romantisme) - явление в европейской и американской культуре в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение.
Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели).
В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.

В Англии во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Ярким представителем английского романтизма является Байрон.

В России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского.Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова.Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Представителями романтизма в музыке являются: в Австрии Франц Шуберт; в Германии - Э. Т. А. Гофман, Карл Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман; в Италии - Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди; во Франции - Г. Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер; в Польше Фредерик Шопен; в Венгрии Ференц Лист.

В России в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Романтизм не выработал, в отличие от других больших стилей, собственной изобразительно-пластической системы. В изобразительном искусстве он характеризуется сложным, противоречивым комплексом идей, что и побудило исследователей выделить несколько направлений внутри общего романтического движения. Так, во Франции, где романтизм проявился в наиболее развитых формах, преобладают произведения напряженно-динамические с героическим (Ж.-Л. Давид, А. Ж. Гро, Ф. Рюда и др.) или драматическим (Э. Делакруа) содержанием. Для немецкого варианта романтизма, наоборот, характерны созерцательно-меланхолические настроения (Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, И. А. Кох и др.) и религиозно-патриархальные идеи (Ф. Овербек, П. Корнелиус и др.). Английский романтизм отмечен фантастическими и религиозно-мифическими мотивами (У. Блейк, У. Тернер и др.). В США романтическое направление связано главным образом с пейзажной живописью (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер).
В России ведущая роль в романтическом искусстве принадлежит портрету (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов), а также пейзажу (Сильв. Ф. Щедрин, М. Н, Воробьев, ранний И. К. Айвазовский). Этнографическое направление на российском материале талантливо разрабатывал в жанровых композициях поляк А. О. Орловский. Особенностью русского варианта романтизма стала потребность художников, выучеников академической школы, облекать романтические идеи в форму картины, построенной по канонам классицизма (таковы самые значительные полотна русской исторической живописи - "Смерть Камиллы, сестры Горация" и "Медный змий" Ф. А. Бруни, "Последний день Помпеи" К. П. Брюллова, "Явление Христа народу" А. А. Иванова).
Вместе с тем при всем своеобразии национальных школ романтизму присущи признаки, позволяющие ему сохранять цельность в качестве единого движения. Это, прежде всего, отказ от нормативности мышления, восприятие мира (природы) как бесконечного процесса становления и разрушения. Стремление увидеть за всем происходящим действие еще не познанных законов "природы и сил, зачастую враждебных человеку. Острое, почти болезненное желание приблизиться к разгадке феномена смерти. Изображение природных катаклизмов, уносящих человеческие жизни (кораблекрушения, землетрясения, потопы и т. д.), и переломных моментов в истории отдельных народов и человечества в целом. Одновременно романтики восстают против обезличивания человека. Индивидуум становится для них действительно "мерой всех вещей". В человеке отражается весь мир.
Особенно высоко ставили романтики личность художника, композитора, писателя, сопрягая их деятельность с мировым процессом творения. Отсюда - пристальный интерес ко всему своеобразному, непохожему, особенному. Именно романтизм был тем направлением, которое утвердило приоритет индивидуальной манеры художника и, в конечном счете, открыло дорогу к свободному выражению творческой личности.