Украина под властью Речи Посполитой. Украинские земли под властью речи посполитой Победы украинских войск у Желтых Вод, под Корсунью и Пилявцами

В 1659 г. Польша и Литва заключили Люблинскую унию и объединились в одно государство – Речь Посполитую (по-польски «республику»). Украинская шляхта, которую давно привлекали привилегии польской, помогла ей захватить украинские земли. Без поддержки государства православная церковь в Украине пришла в упадок. Из-за угрозы мусульманского нашествия христиане решили объединиться. Но более сильные тогда католики рассматривали союз лишь как средство поглощения православия В1596 г. Брестская уния образовала греко-католическую (униатскую) церковь . Большинство православных выступали против униатства. Львовские мещане для защиты своей веры и культуры образовали братство . Вместо единой образовалось три христианских церкви, что способствовало расколу украинского народа. Устаревшему украинскому образованию было трудно конкурировать с польским, связанным с передовой европейской культурой эпохи Возрождения. поэтому украинская шляхта отдавала своих детей в престижные католические школы, откуда те выходили ополяченными. В XVI в. украинцы утратили свою элиту, что стало трагедией их дальнейшей истории. После открытия Америки резко повысились цены на продовольствие. Шляхта закрепощает крестьян, доводит панщину до 5-7 дней в неделю и образует фольварки. Полученные деньги тратились на развлечения или вкладывались в экономику Польши. Украина превратилась в сырьевой придаток Польши и отсталый район Европы.

Возникновение украинского казачества .

Слово «казак» означает «вольный человек, одиночка». Появилось украинское казачество в Сев. Причерноморье, расположенном между Речью Посполитой, Крымским ханством и Московией. Эти богатые нейтральные земли издавна привлекали смелых, своевольных людей. Здесь также появлялись авантюристы, вытесненные организованным обществом. Жизнь в этом благодатном крае проходила на грани смертельного риска. Из-за постоянной угрозы набегов казаки занимались промыслами – охотой, коневодством, солеварением. Но главным источником их доходов было «козакование» - захват добычи. Политическим центром казачества была Запорожская Сечь . Это было укрепление из бревен, расположенное на одном из днепровских островов. Вся власть находилась у общего собрания казаков – Рады. Исполнительная власть принадлежала выборным кошевому атаману и старшине . Чтобы подчеркнуть зависимость атамана от воли казаков, в момент избрания голову ему мазали грязью Демократизм Сечи – это классическая охлократия (власть толпы), опасная для укрепления государства. Со времен скифов сохранился обряд побратимства. Во время Рады на площадь выносили клейноды (символы власти) – хоругвь, бунчук, булаву и др. Территории Сечи состояла из 8 паланок (областей) в том числе и Кальмиусской (на месте Мариуполя стояла казацкая крепость Домаха).

Борьба казачества против турецко-татарской агрессии.

В 1449 г. образовалось Крымское ханство, попавшее в зависимость от Османской империи. Как и все кочевники, татары жили за счет захвата добычи. Главным объектом их агрессии стали украинские земли. В 1450-1556 годах Украина 86 раз подвергалась грабительским набегам. Этому способствовала и религиозная вражда, ослаблявшая Речь Посполитую. У татар была 100-тысячная конница и польские войска не могли защитить Украину. Поэтому казаки вынуждены были самостоятельно вести борьбу с татарами. Большинство походов они осуществили по морю. Казаки собирали флотилии по 40-80 «чаек» . В 1538 г. они разрушили турецкую крепость Очаков, в 1606 г. опустошили Варну, в 1608 г. захватили Перекоп, в 1614 г. штурмовали Трапезунд, дважды сжигали корабли в порту Стамбула. В 1616 г. казаки разгромили центр работорговли г.Кафу в и освободили тысячи рабов. В походах прославились легендарные казацкие гетманы П.Сагайдачный, С.Кишка и др. В 1621 г. казаки помогли польской армии под Хотином. Победы делали казаков национальной элитой, и они становились защитниками православия и Украины.

Казацко-крестьянские восстания XVI-XVII веков.

Для защиты своих границ польское правительство привлекало на службу часть казаков, давая им привилегии. В 1572 г. 300 казаков были записаны в особый список – реестр . Остальные казаки тоже хотели узаконить свое положение, т.е. стать реестровыми. Стремление шляхты уничтожить казачество стало причиной восстания в 1591-1593 гг. под руководством К.Косинского. В 1594-1596 гг. происходит восстание С.Наливайко. Оно охватило почти всю Украину и польское правительство бросило против него все свои войска. Старшина выдала Наливайко и он был казнен. Это вызвало упадок казачества, но гетман П.Сагайдачный по-новому организовал казацкое войско и укрепил его дух. В 1625 г. после восстания М.Жмайло реестр увеличился с 3 до 6 тыс. После восстания Т.Трясило в 1630 г. - до 8 тыс.Но казаков было 40 тыс. и восстания продолжались. В 1635 г. запорожцы И.Сулимы разрушили польскую крепость Кодак. Старшина выдала Сулиму и он был казнен. В1637 г. происходит восстание П.Бута (Павлюка), а в 1638 г. восстание Д.Гуни и Я Острянина. Восстания были подавлены, а реестр уменьшили до 6 тыс. Но каждое новое восстание свидетельствовало о росте опыта и сил.

Освободительная война середины XVII века.

Причины войны: социальный гнет (произвол шляхты); религиозный гнет (преследование православных); национальный гнет (ограничение прав украинцев). Во главе Освободительной войны стоял Богдан Хмельницкий (1595-1657). В феврале 1648 г. он захватил Сечь и был избран гетманом. Он заключил договор с Крымским ханством. В мае запорожцы и татары при поддержке реестровых казаков разгромили польские войска под Желтыми Водами и Корсунем. Крестьяне поголовно «показачились». Восстание переросло в освободительную войну и постепенно превратилось в национальную революцию . Речь Посполитая оказалась на краю гибели. В сентябре 1648 г. ополчение щляхты было разбито под Пилявцами. Казаки подошли к Польше, но гетман заключил перемирие. В это время казаки боролись только за автономию Сечи. По условиям Зборовского договора 1649 г. три воеводства переходили под власть гетмана, а реестр увеличивался до 40 тыс. Образовалось казацкое государство – Гетманщина. Зимой 1651 г. шляхта нарушила перемирие, но ее наступление было остановлено войсками И.Богуна. В июне казаки были разбиты под Берестечком. Белоцерковский договор 1651 г. уменьшил Гетманщину до одного воеводства, а реестр до 20 тыс. В 1652 г. под Батогом и в 1653 г. под Жванцем польские войска были разбиты, но татары не дали их добить. Гетман начал искать нового союзника. В 1654 году Переяславская рада решает заключить договор с Московией. «Мартовские статьи» предоставили казакам значительные привилегии. В 1654-1656 гг. казацко-московские войска снова подошли к Польше. Но царь, которого поляки обещали выбрать королем, заключил с ними перемирие. Тогда гетман заключает новый договор со Швецией и Семиградьем. Но после неудачи похода 1657 г. Б.Хмельницкий умирает и Украина снова оказалась на распутье.

Гетманщина во второй пол. XVII в. Руина.

Для украпления центральной власти Б.Хмельницкий назначил гетманом своего сына, Юрия Убедившись в его слабости, старшина выбирает гетманом И.Выговского (1657-1659). Он заключает Гадячский договор по которому Украина могла стать равноправной частью Речи Посполитой. Пропольская якобы политика Выговского вызвала восстание части казаков и вторжение московского войска. И хотя оно было разбито, а восстание подавлено, положение гетмана стало безвыходным, и он отрекся. Старшина снова выбирает гетманом Ю.Хмельницкого (1659-1663). Москва заставила его подпосать договор об ограничении автономии и он тоже отрекся. Украина разделилась на Лево- и Правобережную с государствами противоположной ориентации: промосковской и пропольской. Между ними в 1663-1687 гг. велась длительная гражданская война – Руина . Польско-московское Андрусовское перемирие 1667 г. закрепило раздел Украины, и было ее политической катастрофой. Гетману П.Дорошенко (1665-1676) на время удалось объединить Украину, но его капитуляция означала поражение Освободительной войны. В войнах Руины погибло до 70 % населения Украины - (3-3,5 млн. человек из 5).

Украинские земли под властью Литвы и Польши (XIV - сер. XVII вв..)

План.

1. Захват южнорусских земель соседними феодальными государствами.
2. Украинские земли в составе Великого княжества Литовского
3. Интеграция Литвы и Польши. Люблинская уния и ее последствия для Украины.

4. Возникновение украинского казачества. Запорожская Сечь.

Захват южнорусских земель соседними феодальными государствами.

Военно-политическое противостояние Литвы и Польши за Галичину и Волынь. Общественно-политические процессы, происходившие в украинских землях и граничащих с ними в ХIII-ХIV ст., оказались разрушительными для Галицко-Волынского княжества. Углубление кризисных явлений в политической жизни, деформация государственного устройства, экономический спад и истощения хозяйственных сил опустошительным монголо-татарским игом, непрерывные войны с агрессивными соседними странами постепенно подорвали силы некогда могущественной Галицко-Волынского государства, вызвали упадок и раздробление ее земель. В этих условиях она стала легкой добычей агрессивных посягательств соседних государств Литвы, Венгрии, Польши и Молдавии.

Упадком украинских земель первыми воспользовались литовские феодалы. После смерти Юрия II Болеслава на Волыни и Галичине в 1340 г. закрепился сын Гедимина Любарт. Проникновение литовцев на южнорусские земли привело к 40-летнего военно-политического противостояния с Польшей, которая также претендовала на Галицко-Волынскую наследство.

Захватническую политику в отношении украинских земель осуществляла Польша. В 1340 году король Казимир III под предлогом защиты католиков вошёл со своим войском в Галичину, получил Львов и ограбил княжеский дворец. Восстав, галицкие бояре изгнали поляков, а их проводника Дедька признано правителем Галиции. На некоторое время на просторах Галицко-Волынского княжества возникли два государственных образования: Волынское во главе с Любартом и олигархическая боярская автономная республика в Галичине. Эгоистичная политика боярской олигархии, по мнению И. Крипьякевича, не позволила использовать предоставленный историей шанс на восстановление самостоятельного Галицко-Волынского государства, более того, вела к ее окончательного уничтожения. в 1349 году Казимир III во второй раз нападает на Галичину, захватывает Галицко-Холмское и Перемишльске княжества и провозглашает себя "правителем Королевства Руси".

Не отрекаясь от Галицкой земли, Литва начинает войну с Польшей. В этом многолетнем противостоянии последняя оказалась сильнее и в 1366 г. подчинила своей власти Галичину и часть Волыни, увеличив за их счет свои территории почти в полтора раза.

После смерти Казимира III в 1370 г. Галичина вследствие династического соглашения перешла под власть Венгрии. С 1372 по 1378 с 1385 до 1387 года правление в Галичине принадлежало вассалу венгерского короля силезскому герцогу Володиславу Опольскому, который осуществлял курс на независимость от Венгрии, и даже начал чеканить в Львове монету с гербом Русского (Галицкого) Королевства и с собственным именем. Однако после Кревской унии (1385 г.) Польша вновь набирает силу и в 1387 г. окончательно присоединяет Галичину и часть Волыни (Холмщину) к своим владениям, удерживая их под своей властью до 1772 г. Образованное в 1434 г. на Галицких землях Русское воеводство становится провинцией Польского королевства.

Ослабленные золотоордынским игом, украинские земли были захвачены более сильными европейскими государствами: Венгрия еще в XI в. захватила Закарпатье; Литва к 60-70-х годам XIVст. присоединила большую часть украинских земель (Волынь, Лево- и Правобережную Украину, Подолье) и удерживала их до 1569р.; Польша в сер. ХІVст. захватила Галицию, а с 1569 года к ней перешли все литовские владения в Украине; Молдавия в XIV в. присоединила украинскую Буковину (в XVI ст. Молдавия вместе с Буковиной попала в зависимость от Турции); Московское государство с конца XV в. начинает продвигаться в украинские земли, захватив уже в кон. ХVст. Чернигово-Сиверщину (ссылаясь на историческую традицию, Москва заявляет о своих правах на все русские земли).

Большая часть украинских земель находилась в это время в составе Литвы и Польши, поэтому период и получил название - литовсько-польский период.

Украинские земли в составе Великого княжества Литовского

Образование Великого княжества Литовского

Литовское княжество образовалось в XIII ст. В XIV ст., при князе Гедимине (1316-1341 гг.) и его сыновьях Любарте и Ольгерде (1345-1377 гг.) Литва обрела большую часть белорусских, украинских, часть российских земель. Так образовалось Великое княжество Литовское, в составе которого русские земли составляли 9/10 территории.

Причины быстрого подчинения Литвой русских земель

Русские земли были ослаблены золото-ордынским игом, что положило начало продвижению литовцев на Русь и способствовало их успеху.

Население русских земель отдавало предпочтение Литве перед Ордой, в противостоянии между этими государствами выступало на стороне Литвы. В большинстве случаев местные князья и боярство добровольно признавали власть Литвы. (Добровольно признал власть Ольгерда и киевский князь Федор в 1362 г.). Историки квалифицируют продвижения Литвы в русские земли не как завоевание, а как "мирное присоединение", как "тихую экспансию".

Успешным действиям Литвы способствовало ослабление Орды и ее раскол на враждующие части вследствие феодальных междоусобиц 1360-1370-х гг.

Политика великих литовских князей в украинских землях. Кревская и Городельская унии

Включение Западной и Юго-Западной Руси к владениям Литовского княжества сделало его крупнейшим государством тогдашней Европы. Украинские земли, которые стали собственностью великокняжеской династии Гедиминовичей, составляли 9/10 территории литовского государства, а русины, что на ней проживали, составляли 90% ее населения. Демографическая диспропорция и мощные исторические и культурные достижения русичей обусловили на некоторое время политику литовцев относительно украинских земель, в основе которой был принцип: "старого не изменять и нового не внедрять". Во второй половине XIV в. литовцы перенимали традиции украинского народа едва ли не во всех сферах общественной жизни: изучали и усваивали опыт работы администрации, ведения хозяйства, налаживание налоговой системы и т.д. Источником права в Великом княжестве Литовском была "Русская Правда", официальным языком - древнерусская язык, а господствующей и государственной религией -- православное христианство. Украинские князья и бояре имели свои места в великокняжеский раде и центральной и местной администрации. Традиционный украинский характер хранили крупные города: власть в них принадлежала городском патрициата, управления велось на русском языке, внутреннее цеховое устройство также было организовано на украинский манер.

Не произошло сначала каких-либо заметных изменений и в политико-административном устройстве украинских земель. Продолжали существовать Киевская и Волынская земли, удельные владения литовских князей сформировались на Подолье и Черниговщине. Правда, княжили в них зукраїнщені члены литовской династии. По сделкам, заключаемым с великим князем, русские князья обязывались служить ему как вассалы, а тот, в свою очередь, обещал последовательно придерживаться прежних прав и обычаев, существовавших на этих землях и защищать их от татар.

На практике самоуправление украинских земель ограничивалось хозяйственными делами, судом, опекой над церковью и другими мелкими местными вопросами и не подрывало компетенции центральной власти. В то же время, Литва внесла основательные изменения в устройство украинских земель: она отняла власть у украинских князей и передала ее своим наместникам. Итак, как пишет И. Крипякевич, только "на первый взгляд казалось, что литовское государство - это просто продолжение древнерусской украинской государственности". В действительности же в Литовской стране набирают силу тенденции к централизации власти и искоренения автономистских проявлений.

Интеграция Литвы и Польши. Люблинская уния и ее

последствия для Украины.

После смерти в 1340 г. последнего галицко-волынского князя Юрия II Болеслава между Польшей и Литвой началась борьба за украинские земли. Однако, с конца XIV в. ряд внешних и внутренних обстоятельств побудили эти государства к объединению, которое происходило неравномерно (окончательное, казалось бы, объединение государств сменялось их политической самостоятельностью) до сер. XVI ст. В этом объединении выделяют два основных этапа - Кревская уния 1385 г., которая положила начало объединения Литвы и Польши, и Люблинская уния 1569р., которая завершила их объединения в одно государство - Речь Посполитую.

Кревская уния 1385 г. Причины унии

* Стремление Литвы и Польши объединить усилия перед опасностью со стороны могучего Тевтонского ордена, который царил на Балтийском побережье, со стороны Московского княжества, авторитет которого рос после победы над татарами в Куликовской битве 1380 г.со стороны Крымского ханства (выделилось в 1443р. с состав Золотой Орды, с 1475р. признало зависимость от Османской империи).

* Поиски великим князем литовским Ягайло (1377-1392рр.) союзника для

укрепление своего положения. Ягайло, младший сын Ольгерда, заняв

великокняжеский престол вопреки принципам родового старшинства, оказался

в затруднительной ситуации. Против него выступили старшие Ольгердовичи и кузен Витовт.

Содержание унии

Это была брачная уния - литовский князь Ягайло женился с польской королевой Ядвигой и был провозглашен польским королем; вследствие этого прекращались столкновения между Польшей и Великим княжеством Литовским, а их вооруженные силы объединялись. Унией предполагалось присоединения Великого княжества Литовского к Польше. Однако, в результате стремления литовской верхушки к политической самостоятельности Литва фактически осталась отдельным государством, власть в которой непосредственно принадлежала кузену Ягайлы - князю Витовту (1392-1430 гг.).

По условиям унии Литва, которая была последней языческой страной в Европе, приняла католицизм.

Последствия унии

* Положительные - объединение усилий двух государств помогло разгромить Тевтонский орден и остановить продвижение немцев в славянские земли (битва при Грюнвальде 1410г.).

* Отрицательные - усиливалось влияние поляков в Украине, началось насильственное насаждение католицизма. Польша стремилась полностью подчинить Великое княжество Литовское.

Кревськая уния кардинально меняла стратегические интересы Польши, переместив их с Запада на Восток.

Ягайло активно взялся за воплощение унии: окончательно овладел Галичиной (1387 г.); отобрал земли галицких бояр; передал католикам в 1412 г. старую православную кафедру в Перемышле; ликвидировал украинское право и установил польскую власть и суды; внедрил латынь как официальный язык, предоставил привилегии и права польской шляхте и населению, что исповедует католицизм.

Великий князь . Пропольская политика Ягайлы встретила активное сопротивление со стороны литовской, украинской и белорусской знати. Оппозицию возглавил двоюродный брат Ягайло - литовский князь Витовт (1392-1430рр.). При этих условиях в его лице приобрела воплощение тенденция к сохранению политической самостоятельности Великого княжества Литовского. Поддержаный оружием литовских феодалов и русских удельных князей, Витовт был признан пожизненным правителем княжества Литовского. Пытаясь укрепить внутреннюю политическую единство собственного государства и максимально централизовать управление, он внедряет институт наместничества, чем существенно ограничивает самостоятельность южнорусских удельных княжеств.

Росту авторитета Витовта и укреплению политических позиций Литвы способствовала победа объединенных славянских и литовских сил над Тевтонским орденом в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года.

В 1413 г. была подписана Городельская уния , по которой Великое княжество Литовское признавалось независимым государством, хотя превосходство Польши над ним сохранялась: избрание великого князя контролировалось и утверждалось польским королем. Литовская католическая знать уравнивалась в правах с польской шляхтой.

Люблинская уния 1569 г.

Причины унии

Великое княжество Литовское постепенно приходило в упадок. В Результате Ливонской войны с Московией (1558-1583 гг.) оно оказалось на грани военной катастрофы и вынуждено было пойти на уступки Польше, которая настойчиво добивалась присоединения Литвы.

Содержание унии

Польша и Литва объединились в одно государство, которое получило название "Республика" (на польском языке - Речь Посполитая) с единственным королем, сеймом, денежной системой, законами, католицизмом как государственной религией. Литовское княжество получило статус автономии. Все украинские земли, ранее принадлежавшие Литве, переходили под власть непосредственно Польши.

Последствия унии.

Люблинская уния создала мощную политико-правовую базу для осуществления крупномасштабной стратегии, направленной на свертывание национальной жизни в украинских землях, расширение и укрепление на них господствующего положения польской шляхты, усиление экономических и социальных притеснения местного населения, установление крепостного права, разграбление природных богатств, ликвидацию духовных и культурных ценностей. Последствия воплощения в жизнь этой стратегии были для Украины фатальными.

Во-первых , потеря Подляшья, Волыни, Брацлавщины и Киевщины, территорий, где дольше всего сохранялась политическая и экономическая обособленность от государственного организма Литвы, на длительное время затормозила развитие автономістських тенденций в украинском обществе.

Во-вторых , изменения в административно-территориальном устройстве, внедрения чужих по своей природе распорядительных и судебных органов, засилье в них иностранцев и отстранение от власти украинцев - приводили к угасанию национального жизни и государственных традиций.

В-третьих , Люблинская уния ускорила процессии поляризации в тогдашнем украинском обществе. Украинские князья и шляхта не воспользовались случаем, чтобы в ходе сеймовых дебатов заявить право Украины быть, как И Польше и Литве, третьим равноправным участником федеральной Речи Посполитой. Соответствующая позиция украинской элиты в политической сфере положила начало ее отмежеванию от интересов собственного народа, открыла ей пути к денационализации И спольщення.

В-четвертых , Люблинская уния открыла польским магнатам и шляхте широкие возможности для приобретения украинских земель. Причем, король раздавал земли на "вечность" лицам благородного состояния не только "пустые", но и населённые крестьянами и казаками. На украинские земли, и особенно на Брацлавщину и Поднепровье, двинулись польские магнаты: Потоцкие, Калиновские, Жолкевские, Язловецкие, Сенявские и др. Они захватили огромные владения, беспощадно угнетали крестьянство, эксплуатировали мещан, направляли свои гонения на казачество. Увеличивали свои владения и украинские магнаты - Острожские, Заславские, Вишневецкие, Збаражские, Корецкие, Сангушки и др. Особой жестокостью во время захвата чужих земель отмечались князья Ружинские. В течение многих лет они во главе вооруженных отрядов наемников-гайдуков нападали с Котельной на соседние имения, пытали и убивали крестьян и мещан, сжигали села.

В-пятых , укрепление и рост феодальной собственности на землю усиливало крепостничество. "Артикулы" Генриха Валуа (1573 г.) вводили неограниченное барщину "по воле господина". Литовский статут 1588 г. устанавливал норму, по которой крестьянин, который прожил на земле господина более 10 лет, становился крепостным; до 20 лет был продлен срок сыска беглых крестьян и возвращение их в "подданство". Шляхтич регламентировал повинности крестьян, распоряжался их имуществом и жизнью. Крестьянин находился в юрисдикции вотчинного суда.

В-шестых , на разрушение старого аграрного строя был направлен "Устав на волоки" (1577 г.), по которому хозяйство крестьянина подчинялось интересам фольварка: усиливалось имущественное расслоение, увеличивалась барщина, росли натуральная и денежная рента. Крестьяне терпели произвола арендаторов, ростовщиков и правительства, которое взимало с тружеников большие налоги.

В-седьмых , магнаты и шляхта безжалостно эксплуатировали природные богатства. С целью расширения пахотных площадей они вырубали старинные пущи, выжигали леса, чтобы продавать потом пепел на поташ за границу.

В-восьмых , Люблинская уния усилила дискриминацию украинского населения в городах. Украинцам препятствовали при вступлении в ремесленные цеха, ограничивали в праве на проживание в городах, обкладывали непомерными налогами (оброк - 20-30 грошей с "дыма", церковная десятина, натуральные повинности). В городах хозяйничали евреи, немцы, поляки, армяне, греки, которые занимались торговлей, арендовали фольварки и промыслы, брали на откуп города.

В-девятых , после Люблинской унии со стороны польских властей и католической церкви в украинских землях активизируется политика вытеснения украинского языка, культуры, православной религии.

Брестская церковная уния

В 1596 г. в Бресте была провозглашена церковная уния - объединение православной церкви с католической, в результате чего образовалась новая - униатская церковь (греко-католическая). Униатская церковь сохраняла славянский язык и православные обряды, но признавала догматы католической церкви и переходила под власть Папы римского. Существование православной церкви в Речи Посполитой было запрещено.

Если Литва толерантно относилась к православной церкви, обычаям украинского народа, экономической и культурной жизни, что создало условия для его дальнейшего развития, то руководящие круги Речи Посполитой взяли курс на уничтожение остатков наследия Киевской Руси, насильственного окатоличивания и закрепощения крестьян.

Против церковной унии выступили народные массы, часть знати во главе с князем Василием Константином Острожским (1527-1608 гг.), братства (общественные организации мещан, созданные для защиты православной паствы), это заставило Польшу в 1632 г. вновь позволить легальное существование православной церкви.

Возникновение украинского казачества. Запорожская Сечь.

Первые письменные упоминания об украинских казаках появляются в 1492г. Но резкий рост численности казачества приходится на XVI ст.

Казачество возникло в южноукраинских землях - на территории от среднего Поднепровья и почти до Днестра (южные окраины Киевщины, Брацлавщины, Подолья). Эти земли назывались Диким Полем: после нашествия монголо-татар, а затем, в результате частых нападений Крымского ханства, земли обезлюдели и оставались незаселенными. Центром казачества стало Запорожье - степи за порогами Днепра.

Причины возникновения

Наличие в украинском обществе отдельных прослоек свободных людей, которые занимали промежуточное положение между незаможною шляхтой и крестьянством.

Усиление социального и религиозного притеснения, закрепощения крестьянства. Крестьяне и мещане убегали от феодальных повинностей и государственных налогов.

Постоянная военная опасность со стороны Крымского ханства и кочевых татарских орд.

В отдельных случаях - организаторская роль местных, пограничных землевладельцев и правительственных чиновников.

Казачество пополнялось выходцами из разных слоев населения: крестьян, мещан, шляхты. Казаки пользовались хозяйственными угодьями, занимались промыслами, принимали участие в самоуправлении. Для обороны от турецко-татарской агрессии казаки объединялись в военные отряды. Они и сами наносили удары по татарам и туркам: спускаясь по Днепру на своих больших лодках - "чайках", нападали на татарские гарнизоны, турецкие галеры, крепости.

Основная масса казаков пополнялась за счет украинцев, были среди них и белорусы, русские, молдаване. Случались поляки, татары, сербы, немцы, французы, итальянцы, испанцы, представители других этносов. Однако такие случаи имели одиночный характер.

В 1552-1556 гг. каневский и черкасский староста Дмитрий (Байда) Вишневецкий объединяет казаков, создавая за порогами Днепра на о. Малая Хортица казацкий центр Запорожскую Сечь. Впоследствии Сечь неоднократно изменяла место своего расположения. Название "Запорожская Сечь" распространилось на все объединенное вокруг Сечи казачество.

Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской (казацкой) государственности. Её, как государственное образование, характеризуют такие признаки:

1.Военный уклад.

Сечевые казаки составляли войско - кош, кош разделялся на военные единицы - курени (38 куреней).

2.Территориальное устройство.

Территория, которую контролировала Сечь, разделялась на паланки (5-10 паланок) во главе с полковниками. Паланковое казачество проживало по хуторам и в местечках.

3.Форма правления.

Запорожская Сечь была казацкой республикой. Верховная власть на Сече принадлежала казацкой раде, принимать участие в которой имели право все казаки. Казацкая рада избирала старшину: кошевого атамана (гетмана), писаря, обозного, судью, осавулов. Каждый курень выбирал аналогично куренного старшину. Казацкая рада собиралась, как правило, ежегодно 1 января.

4. Правовая система.

Употреблялось обычное казацкое право, сложившееся в XV – сер. XVI ст. Казаки были равны перед законом, равны в праве пользоваться землёй и другими угодьями, принимать участие в радах, выбирать старшину.

Запорожская Сечь как государственное образование и как социальная организация имела ярко выраженный демократический характер. Это объясняется тем, что:

во-первых , Запорожскую Сечь создал сам народ, воплотив в ней свой свободолюбивый характер и идеалы общественной жизни;

во-вторых , чтобы выжить в условиях постоянной внешней угрозы (со стороны Крыма, Турции, Речи Посполитой), казачеству нужно было внутреннее согласие и стабильность, которые обеспечивались демократическими порядками.

Отношение правительства Речи Посполитой к казакам.

Следом за казаками в южные степи проникают официальные власти, литовские, польские, украинские магнаты и шляхта. Правительство Речи Посполитой стремилось взять казаков под свой контроль, чтобы использовать их в своих государственных интересах: для защиты своих владений от татар и туров, в противостоянии с Москвой. С этой целью в 1572 г. польский король принял на военную службу 300 казаков. Они были вписаны в реестр-список, откуда и получили название реестровых казаков. На кон. XVI ст. реестр был увеличен до 3 тысяч (в последующем его численность изменялась). Реестровые казаки пользовались особенными привилегиями: получали землю, плату деньгами, освобождались от налогов и повинностей, имели собственное самоуправление. Реестровые должны были также контролировать нереестровых казаков, подавлять антипольские, антифеодальные движения. Но реестровые казаки сами часто принимали участие в казацко-селянских антипольских восстаниях, совершали самостоятельные внешнеполитические акции, отстаивали право на самоуправление.

Усиление Польшей социального, национального и религиозного гнета, укрепление украинских сил привело к активизации в Украине антифеодального и освободительного движения. Главными силами этого движения стало крестьянство и казачество.

Опришки. В первой пол. XVI ст. в Западной Украине (Галичина, Закарпатье, Буковина) шириться движение опришков - народных мстителей (впервые вспоминаются в 1529 г.).

Козацко-крестьянские восстания кон. XVI ст . В конце XVI ст. чрезвычайно широкого размаха приобрели два казацко-селянских восстания: восстание 1591-1593 гг. под предводительством гетмана реестровых казаков Криштофа Косинского (охватило Киевщину, Брацлавщину, Подолье, Волынь) и восстание 1594-1596 гг. под предводительством сотника надворных казаков князя К.Острожского - Северина Наливайко (охватило почти все украинские земли). Восстание Наливайко поставило под угрозу существование польской власти в Украине.

Подавив восстание, польский сейм в 1597 г. провозгласил казаков врагами державы и принял решение "истребить их к концу". Но решение осталось на бумаге - осуществить его уже было Польше не по силам. К тому же, в нач. XVII ст. Польша увязла в почти непрерывных войнах с Москвой и Турцией и нуждалась в помощи казаков.

Гетманство П. Конашевича-Сагайдачного (1616-1622 гг.)

Много усилий для мирного развития отношений с Польшей приложил Петр Конашевич-Сагайдачний. Во главе с ним казаки осуществили несколько успешных походов против татар и турок. Особенную славу получил поход на Кафу (Феодосию) в 1616 г., казаки захватили ее и освободили из неволи пленных.

Историки оценивают П. Конашевича-Сагайдачного как наивыдающегося гетмана до Б.Хмельницкого. Пытаясь укрепить положение Украины и казаков, Сагайдачный проводил компромиссную политику относительно Речи Посполитой. Он осуществил реформу казацкого войска, впервые превратив его в регулярное войско с жесткой дисциплиной. Казацкое войско поднялось к уровню лучших европейских армий. Наибольшей заслугой Сагайдачного было то, что он обратил казаков к поддержке украинской культуры и православной церкви, объединил военную силу казаков с политически слабой церковной и культурной верхушкой Украины. В 1620 г. Сагайдачный вместе со всем казацким войском вступил в Киевское братство, отчисляя на его деятельность значительные средства. В этом же году гетман пригласил в Киев иерусалимского патриарха, который возродил в Украине православную церковь (правительство официально признало ее в 1632 г.).

Союз казаков с духовенством был на пользу национальным интересам, способствовал оформлению идейной программы казачества.

В 1620 г. началась война между Турцией и Речью Посполитой. Речь Посполитая оказалась на грани потери государственной независимости. В битве под Хотином в 1621 г. войско Сагайдачного спасло Польшу от политической катастрофы. Но сам гетман был тяжело ранен и умер в Киеве в 1622г.

Казачество стало ведущей силой в борьбе за национальное освобождение Украины. Деятельность казаков касалась всех сфер жизни украинского народа: они защищали украинские земли, осваивали южные степи, поддерживали украинскую культуру и православную церковь, участвовали в антифеодальных выступлениях, внесли главный вклад в освобождение Украины из-под власти Речи Посполитой. Казаки создали Запорожскую Сечь, которая стала важным этапом формирования украинской государственности и истоком Украинской державы.

(вторая пол. XVI – первая пол. XVII ст.)

После Люблинской унии 1569 года Большое княжество Литовское потеряло не только свои земли, но и государственное значение.Но наибольшие потери понесла национальная жизнь и традиции украинского народа. Последнюю надежду на свое возрождение похоронила украинская государственность: польское административно-территориальное деление, язык, католическая вера были распространены на всю Украину.До конца XVI ст. большинство украинских земель очутилось под властью магнатов Вишневецких, Заморских, Конецпольских, Тарновских.

Основные черты права

Если польскому правительству и удалось после Люблинской унии распространить на украинские земли административно-территориальную систему и деятельность государственных органов Речи Посполитой, то с правом было сложнее.

В Польше на данное время не существовало единственной правовой системы. Ни Устав Лацкого 1516 года, ни „Артикулы” Генриха Валуа 1573 года не решали проблему кодификации права. Правительство создавало сборники, которые охватывали выданные раньше уставы и конституции, а также нормы польского обычного права, роль которого в регуляции общественных отношений была достаточно значительной.Литва, а следовательно и украинские земли, имела достаточно развитую систему права. С формированием казацкого республиканского строя возникла своеобразная правовая система на Запорожье. Казаки не признавали действия Уставов и магдебургского права на своей территории. Правосудие на Запорожье происходило в соответствии со старинными обычаями, „словесным правом и здравым смыслом”. Нормы обычного права, которые сложились в Запорожской Сечи, закрепляли военно-дминистративную организацию казачества, работу судебных органов, порядок землепользования, порядок заключения отдельных договоров, виды преступлений и наказаний. Можно с уверенностью утверждать, что казацкое обычное право представляло собой народную конституцию.

После Люблинской унии 1569 года украинские земли входят к объединенному государству и теряют остатки автономии. Это привело к последующему усилению социального и национально-религиозного гнета. Польские магнаты и католическая Церковь грабили украинские земли и закрепощали крестьянство. Экспансия католицизма, которую осуществлял через польское правительство Ватикан, попытки полонизации украинского народа вызывали широкое общественно-политическое движение, оппозицию со стороны православных магнатско-благородных слоев. Значительно ослабили эту оппозицию измена части украинской шляхты и духовенства, которая перешла в католическую веру. С целью массового окатоличивания украинского народа Ватикан вместе с правительством Вещи Посполитой и верхушкой католической Церкви, опираясь в поддержку части православного духовенства, провели в Бересте в 1596 году церковную унию, которая привела к созданию униатской Церкви.



Характерным для данного периода было то, что народно-освободительное движение в Украине направлялось не только на освобождение от национального, социального и религиозного гнета, но и на создание нового общественно-политического строя.

Период литовско-польских суток принес в Украине новые структурные изменения в обществе. Прежде всего украинская господствующая верхушка, которая окатоличилась, особенно после Берестейской церковной унии 1596 года, оформляется в новое состояние. Города достают законодательство и систему самоуправления – так называемое магдебургское право, что гарантировало мещанам независимость от королевской власти. Украинцы приспосабливались к тем законам, к той системе управления, которая существовала на Западе. Осознания своих прав, ответственности и обязанности перед законом было определяющим в общественном сознании общества.

Такое общественное бытие связывало украинское население с западной политической и правовой культурой. Интересно, что соседнее восточное государство – Московское царство развивалась в противоположном общественном направлении. В результате более длительного господства монголо-татар ее населения еще долго не могло ознакомиться с принципами уважения законов и выполнения определенных общественных долгов. Это задерживало формирование и развитие правильного гражданского общества, цивилизованной политической культуры, что проявилось в будущем.

В то же время нужно сказать, что с исчезновением политически сознательной украинской элиты, которая сливалась с господствующим классом Речи Посполитой, исчезает и идея возрождения независимого украинского государства.

Главным фактором создания государства стало украинское казачество, которое вступило в третий этап своего существования. На Запорожье была создана военная организация, которая спустя некоторое время стала основой украинской государственности. Здесь формируются фундаменты республиканской государственности, новые принципы судопроизводства, новые источники права.

После 1569 года польская шляхта, которой польские короли давали грамоты на так называемые пустые земли, начала наступление на центральные украинские земли. Там появились большие латифундии польских шляхтичей - Потоцких, Замойских, Сенявских на Брацлавщине, Калиновских, Тишкевичей, Збаразских на Киевщине, Конецпольских на Черниговщине, а с конца 16 века - Вишневских на Левобережье. Польская шляхта использовала приобретенные земли для производства сельскохозяственных продуктов, особенно пшеницы, которую вывозили в Западную Европу.

С приходом польской шляхты происходят значительные национальные и религиозные изменения изменения. Часть украинских дворян денационализируется и в результате политики католического духовенства, в частности иезуитов и их школ, переходит в католичество. Так перешли в католичество такие известные украинские рода как Ходкевичей , Тишкевичей , Сапиг , Радзивиллов , и даже семья известного защитника православия князя Константина Острожского .

При новых польских порядках улучшилось состояние городского населения, но пользу от магдебурского права извлекли в основном поляки и немцы, а самоуправление украинских мещан было значительно ограничено.

От Люблинской унии наиболее пострадали украинские крестьяне. Они утратили право на землю, была увеличена панщина (дни отработки на помещика). Ограничивалось право переходить от одного владельца к

Его политика вызвала протидействие литовско-украинской оппозиции, которую возглавил Витовт (1392 - 1430), племянник Ольгерда, которому тот отдал Литву. Витовт сменил администрацию страны, разширил границы княжества между Днестром и Днепром до самого Черного моря. Однако, потерпев поражение от татар под Ворсклой в 1399 году он прекратил движение на восток и был вынужден искать соглашения с Ягайлом. В 1413 году в Городле была заключена новая уния, которая ограничивала участие православных в государственном управлении.

Против этого выступил брат Ягайло - Свидригайло , который опирался на украинский и белорусских князей и выступал против сближения с Польшей. После поражения Свидригайло в битве у реки Святой князем Литвы стал Жигмонт (1435 - 1440), который проводил политику сближения с Польшей. Часть русских князей создали против него заговор и казнили его. Его приемником стал Казимир Ягеллончик , который вначале помогал украинским князьям, но потом также стал проводить политику сближения с Польшей.

В конце 15 века на юге Украины появляется новое государство - Крымская орда , которая отделилась от Золотой Орды и в 1475 году стала вассалом Турции. В 1485 году крымский хан Менгли - Гирей , подкупленный великим московским князем Иваном 3 , нападает на Киев и убивает, уводит в рабство многих украинцев. С этих пор крымские татары постоянно нападают на Украину и Литву. Литва начинает искать помощи у Польши. Иногда литовский князь становился также польским королем, как это было при Жигмонте 1 (1506 - 1548) и Жигмонте 2 Августе (1548- 1572).


Борьба против татарской угрозы и Москвы, вынудили Литву заключить новую унию. В 1569 году на сейме (собрании) в Люблине было обсуждено создание реального союза Польши и Литвы и 1 июля Люблинская уния была подписана. Согласно этой унии Польша и Литва организовывали объединенное государство - Речь Посполитую , с одним монархом, королем польским и великим князем литовским, совместной внешней политикой, монетой и правом. Великое Княжество Литовское сохраняло автономию с отдельным правительством и администрацией, судом, финансами, войском, законами. При этом были проведены также территориальные изменения: к Польше было присоединена большая часть украинских земель, а именно: Подляшье, Волынь, Подолье, Брацлавщина, Киевщина. В составе Литвы из украинских земель оставалась только часть Берестейщины и Пинщины.

другому. На Волыне панщина достигала трех дней в неделю. Немного лучшим было положение крестьян в малозаселенных южных районах, где для привлечения крестьян объявлялись слободы , освобождение от панщины и повинностей. Но скоро эти временные льготы были упразднены.

Наступление польского правительства и польской шляхты на украинские земли для окатоличевания и полонизации, с одной стороны, экономического и социального давления, с другой стороны, вызывало сопротивление украинского народа. Как противодействие начало организовыватся украинское казачество. Небольшая часть украинского дворянства защищала свою веру, национальность и культуру. Особо отличился князь Василий - Константин Острожский (1527 - 1608), который создал в Остроге центр украинской культуры с школой и типографией (примерно в 1577 году), развивал издательскую деятельность. Именно здесь была напечатана Острожская Библия . Как реакция на наступление католичества на Украине ширились протестанские течения, в частности социниан , которые имели небольшой успех среди украинских дворянских семей - Немиричей , Сенют , Гойских и других.

Но, все же главную роль в защите православной веры и украинской нации взяли на себя мещане. Они организовывали братства , которые из церковных объединений постепенно превратились в могучие культурные и просветительные центры, с собственными школами и типографиями. Они стали конкурировать с католическими и протестанскими школами. Образцом для других стала Львовская братская школа (1586). Во многих городах появляются аналогичные школы, но наибольшую роль сыграло Киевское Богоявленское братство , основанное в 1615 году. Братства начали контролировать местное духовенство. Константинопольская патриархия поддерживала братства, придала им статус ставропигии (автономная церковная единица, которая подчиняется непоредственно патриарху).

Римская церковь, а также польская королевская власть пыталась привлечь православных в свой лагерь. Кроме религиозных мотивов, речь шла о более тесном сплочении Украины и Польши против экспансии Московии. Идея религиозной унии нашла своих сторонников среди часть православного духовенства. Они, под руководством епископов Ипатия Потия и Кирилла Терлецкого наБерестейском соборе в 1596 году объявили о объединении правосланой церкви с римской с сохранением своих обрядов и канонических особенностей. Однако унию поддержали не все. Многие выступили против, в том числе и православные братства.

Большинство украинских земель более чем на 220 лет оказалось под властью польских шляхтичей. Только часть украинского Полесья осталась у Литвы, северную Буковину удерживала Молдавия (с 1514 г. - Турция). Восточная часть Карпатской Украины после 1526 г. оказалась в руках Австрии, западную заняла Трансильвания, Чернигово-северская земля контролировалась Российским государством (с 1618 г. она перешла к Речи Посполитой).

С принятием в 1572 г. Польшей так называемых Генриховых артикулов страна стала единственной в континентальной Европе территорией со шляхетской демократией, выборным королем, имевшим строго ограниченные властные полномочия. Между тем во всей остальной Европе (исключая Англию) роль парламентов неуклонно снижалась, усиливалась власть абсолютного монарха.

Правовой режим Польши после Люблинской унии постепенно распространялся и на земли, где проживало украинское и белорусское население. После 1569 г. в Украине были уничтожены последние следы административного деления на древнерусские княжества, все украинские земли, вошедшие в состав Речи Посполитой, были разделены на шесть воеводств. С 1563 г. как в Польше, так и в Литве православная шляхта получила равные права с католической, в середине 16 в. исчез из употребления термин "бояре". Привилегии огромного большинства дворян определялись их воинской службой. В Польше шляхта отличалась высокой степенью сплоченности и была самой могущественной в Европе, составляя 8-10 всего населения. На украинских же землях дворянство не так быстро добилось особого статуса, а его общая численность не превышала 5% населения.

Около 10-15% населения украинских земель составляли жители городов, которые выделялись в особое сословие. В то время на Украине было немало крупных, быстро растущих городов Кроме городов с королевским, частновладельческим и церковным статусом, существовали города, обладавшие магдебургским правом. Данная система самоуправления предполагала налоговый иммунитет, судебную независимость, льготы в торговле и ремесле. Первыми получили магдебургское право такие города, как Новый Сонг в 1294 г., Хуст, Тячев, Вышкове - в 1329, Львов - в 1356, Киев - в течение 1494-1499 г и др. На территории Галиции его имели не менее 400 населенных пунктов, а в Восточной и Центральной Украине - более 20.

Но лишь немногие города Украины могли использовать преимущества магдебургского права в полном объеме. Чаще всего оно оказывалось ограниченным: в состав ратушного управления не могли входить православные горожане, отсутствовала собственность жителей на землю, они сильно зависели от частников и королевской власти, за мещанами сохранилось множество натуральных и иных повинностей. Именно горожане в этническом плане были наиболее разношерстной частью населения того времени.

Большинство населения Украины составляло крестьянство. - 80 % населения. С 16 ст. крестьяне были лишены права продавать землю или сдавать ее под алог, а в случае перехода в другую местность следовало уплатить шляхтичу за прежние привилегии и получить от него документ о предоставлении личной свободы. Еще в 1557 г. в Галиции, на Волыни и Подолии была проведена аграрная реформа под названием " Устав на волоки". Пригодные к пахоте земли разделили на участки площадью 19 га в Польше, 22-в Литве. Их получали в пользование одна, реже - две крестьянские семьи. Чтобы культивировать трехполье, волоку делили на три поля. Владелец такого участка должен был два дня в неделю работать в фольварке шляхтича, платить денежный и продуктовый налог стоимостью 30 грошей, выполнять различные повинности.

В 16 в. в Западной Европе возрастает спрос на продукты питания (там произошла "революция цен", когда вследствие притока дешевого золота и серебра из Америки поднялись цены почти на все товары). Украинские земли, особенно те, которые близко находились притокам Вислы были втянуты в международную хлебную торговлю, становятся районами товарного зернового хозяйства. Феодалы принуждали крестьян увеличивать посевы. Вырощенное зерно везли водными путями к Гданьску, а дальше - в страны Западной Европы.

Расширение торговли хлебом и другими сельхозпродуктами толкнуло к созданию фольварочного хозяйства, которое предусматривало обработку помещичьей земли зависимыми крестьянами. Отныне все меняется в хозяйстве феодала. Оно преобразуется в плантацию, четко ориентированную на то, чтобы без лишних затрат производить как можно больше продукции на продажу. Такие имения-плантации по-польски назывались "фольварки". Землевладельцу требовалось теперь по-настоящему прибрать к рукам все те участки, которые раньше он со спокойной душой отдавал в полное ведение крестьян, а оброк заменить усиленной панщиной. С появлением "Устава на волоки" та земля, на которой жил и которую обрабатывал крестьянин, со всей юридической ясностью объявлялась помещичьей. Крестьянин работал на земле, но владел ею дворянин. Так крестьянин был лишен всех прав и окончательно привязан к земле - положение его теперь мало чем отличалось от рабского. Таким образом, когда повсюду в Западной Европе крепостное право уже отмирало, в Восточной Европе, в том числе и у Украине, оно возрождается в своем втором издании; причем в особенно эксплуататорской форме.

Однако степень закрепощения крестьянства не во всех областях Украины была одинаковой. В наиболее густонаселенных западных землях, Галичине и Волыни, крепостное право превалировало, но и выражалось более жестоко. А в полубезлюдных районах (Карпаты, Поднепровье) землевладельцы испытывали недостаток в рабочей силе и вынуждены были идти на уступки крестьянам. Там крепостничества фактически не знали.

Приобщение Украины (как польской колонии) к новоевропейской цивилизации принесло не только интенсификацию производства, выход на западные рынки, но и рост социальной напряженности, полонизацию украинской элиты. Кризис восточнохристианской цивилизации и невозможность восприятия достижений западнохрисианско-новоевропейской системы ценностей превращали Украину, как и Белоруссию, в периферийные регионы Европы. Ситуация усугублялась противоположной цивилизационно-геополитической ориентацией господствующих и угнетенных слоев украинского общества.