Как узнать род во множественном числе. Род во множественном числе

Урок русский язык в 3 г классе

Тема урока:

«Имя существительное.

Определение рода имен существительных во множественном числе».

Тип урока: Изучение нового материала

Общедидактическая цель: Создать условия для систематизации изучаемого материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений.

Цели урока:

Обучающая - Научить определять число имен существительных, род имен существительных во мн.ч.

Развивающая - Развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная - Воспитание культуры общения на уроке.

Здоровьесберегающая – Создать условия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Формирование УУД:

Личностные: формирование учебной мотивации; адекватной

самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за

будущий результат;

Регулятивные: умения формулировать цель и тему урока, контроля своей деятельности способом сравнения с образцом; контроля деятельности соседа по парте;

Познавательные: развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация).

Коммуникативные: формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенций

(постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Граница знания-незнания:

Учащиеся знают определение имени существительного, умеют изменять форму существительного;

Учащиеся не знают, что есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч. или в форме мн.ч., и не умеют определять род сущ.

1.Организационный момент.

Прозвенел заливистый школьный звонок.

Начинается новый урок.

Мы готовы думать и новые задания выполнять.

2. Постановка учебной задачи:

Какой большой раздел мы начали изучать?

Какие части речи вы знаете?

О какой части речи более подробно говорили мы на предыдущих уроках?

Дайте определение имени существительного (говорят правило)

2.Работа в группах.

На ваших парт ах лежат карточки с записанными на них именами существительными.Разбейте их на группы.

Обезьяна,объяление,Софья,отъезд,объединение,вьюга,колье,соловьи.

Возможные способы разбиения:

1.по орфограммам

2.одушевлённые –неодушевлённые

3.по родам

Как вы определили род?

3. Изучение нового материала.

А) Прочитайте слова, записанные на доске.

Пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы.

Что можно о них сказать? Что их объединяет?(сущ.)

На какие группы можно поделить эти слова? (словарные и несловарные)

Назовите словарные слова (яблоко, пирог, молоко, шоколад, газета)

Слова ед.ч. и мн. ч.

Спишем слова в два столбика (ед. и мн.ч) и определим род.

Что заметили? (у слов во мн.ч. род определить нельзя, только если их перевести в ед.ч)

А всегда ли можно это сделать?

Это и будет проблемой нашего урока.

Б) Стадия осмысления.

Работа по карточкам (комментирование у доски по образцу)

Задание: запишем слова, определить число и род.

Ветер, листья, лужи, тучи, небо, Солнце, птицы, радугу, карандашей.

Образец: Ветер (ед.ч., м.р.), листья (мн.ч.)- лист(ед.ч, м.р.) …

4. Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Поскачите, пошагайте,

Наклонитесь, приседайте,

И закончив упражненье

Прекращаем мы движенье!

5.Ззакрепление.

А) Работа в паре. (карточки).

Данные слова поставьте в форму мн.ч.

Дерево - деревья, птица - птицы, мёд - ?, молоко - ?, доброта - ?, пирог- пироги.

Что заметили? (не все слова можно поставить в форму мн.ч.)

Эти слова употребляются только в форме ед.ч. Давайте будем собирать копилку таких слов.

Есть ли среди слов записанных на доске такие слова? (шоколад)

Следующие слова поставим в форму ед.ч.

Прятки-?, яблоки- яблоко, сливы- слива, сливки-?, сапоги-сапог, брюки-?, ножи- нож.

Проверим. Что заметили? (не все слова можно поставить в форму ед.ч.)

Есть среди слов на доске такие слова? (ножницы, часы)

Б) Сообщения о числе сущ.

В) –Как вы думаете, являются ли слова: Дух, час, вес –формой ед.ч. слов – духи, часы, весы?

Почему? Докажите. (т.к. слова имеют разное лексическое значение).

С одним из слов составьте предложение (устно).Самое красивое предложение записываем.(разобрать по частям речи)

6. Физминутка: гимнастика для глаз (упр. Восьмёрочка)

7.Проверка знаний. (диагностика)

А теперь давайте проверим, как вы поняли новый материал.

8. Рефлексия. Дать анализ успешности цели и наметить перспективу последующей работы. Оценить работу каждого учащегося. Оценка успехов на уроке учащимися в листах самооценки.

Что узнали новое на уроке?

Что было интересным?

Всё ли мы узнали о сущ.

9. Домашнее задание. (раздаются карточки)

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род ;
моя жена, моя стена, моя ночь - женский род ,
моё окно, моё небо, моё животное - средний род .

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.

    Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

    Храбрый идальго, изысканная леди.

    Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

    Военный атташе, ночной портье.

    Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

    Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
    Шимпанзе кормила своих детёнышей.

    Исключения: цеце, иваси - женский род.

    Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

    Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

    Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

    Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

    Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .

Обратите внимание!

Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.

Карандаш - карандаши; врач - врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

    большинство вещественных существительных;

    Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

    большинство отвлечённых существительных;

    Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

    большинство собирательных существительных;

    Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

    большинство имён собственных.

    Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

Обратите внимание!

В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

1) у вещественных

а) видов, сортов вещества:

вино - десертные вина, масло - технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

вода - воды океана, песок - пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность - новые возможности, радость - наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.

Только форму множественного числа имеют:

    некоторые вещественные существительные;

    Чернила, опилки, очистки.

    некоторые отвлечённые существительные;

    Именины, выборы, нападки, козни, побои.

  • некоторые собирательные существительные;

    Деньги, финансы, дебри.

  • некоторые имена собственные;

    Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

    слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

    Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

    некоторые названия отрезков времени.

    Сумерки, сутки, будни, каникулы.

Обратите внимание!

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей :

    Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

Обратите внимание!

1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .

    Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

    Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом , край , мяч , планетарий .
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать , дочь , ночь , степь .

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

1-е склонение

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Обратите внимание!

Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья

Ср.: к Марье, о Марье.

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Обратите внимание!

Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).

Ср.: о крае, о воробье .

2-е склонение. Средний род

Разносклоняемые существительные

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Обратите внимание!

В косвенных падежах существительные на -мя имеют суффикс -ен- (времени, семени, имени ).
Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян .

КОНСПЕКТ

урока по русскому языку

«Распознавание рода имен существительных во множественном числе»

2 класс МБОУ ООШ №2 г.Нерчинска

учителя русского языка и литературы

Урываевой Нины Валерьевны

План-конспект урока по русскому языку

Класс: 2 «А»

Программа: В.В.Занкова

Тема: Распознавание рода имен существительных во множественном числе.

Цель: Учиться распознавать род имен существительных.

Задачи:

Обучающая: научиться определять род имён существительных во множественном числе;

Развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости; обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательная: формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные УУД : формировать навыки грамотного письма; научиться определять род имен существительных во множественном числе. Регулятивные УУД : определять цель деятельности на уроке; учиться планировать свою работу и оценивать полученный результат.

Коммуникативные УУД : развивать умение правильно формулировать свою мысль, обобщать, делать выводы, прислушиваться к мнению других.

Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к изучению предмета, желание узнать больше.

Планируемые результаты.

Личностные:

Интерес к изучению предмета;

Желание понять самому и помочь другим;

Метапредметные:

С помощью учителя правильно поставить задачи для работы на уроке;

Оценивать результат своих действий на уроке;

Учиться объяснять свою версию ответа;

Устанавливать связь между теоретическими знаниями и применением их на практике;

Анализировать уровень своих знаний и с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

Предметные:

Учащиеся вспомнят изученные ранее орфограммы(ча-ща);

Научатся определять род имен существительных во мн. числе;

Будут готовиться к разбору имени существительного как части речи;

Учащиеся вспомнят ранее полученные теоретические знания об имени существительном.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы, приемы, формы: словесный метод; индивидуальная, фронтальная, групповая форма работы

План урока

1.Огранизационный момент (2 мин)

2.Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

3.Определение темы урока. Целеполагание (5 мин)

6. (5 мин)

7.Первичная проверка понимания (7 мин)

8.Первичное закрепление новых знаний (7 мин)

8.Рефлексия (3 мин)

9.(3 мин)

10.Выставление оценок. (2 мин)

Ход урока

1.Организационный момент (2 мин)

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Нина Валерьевна.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок!

2.Мотивация к учебной деятельности (4 мин)

Откройте ваши тетради, запишите:

Восемнадцатое января.

Классная работа .

Найдите орфограммы, подчеркните, проверьте устно, вспомнив правило или подобрав проверочное слово.

С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Возьмите в руки карандаш и нарисуйте на полях солнышко, если у вас хорошее настроение или солнышко с облачком-если не очень хорошее,и тучку- если у вас плохое настроение.

Прочтите предложение на доске:

Делу время, потехе ча с.

Что это? (пословица) Как вы понимаете эту пословицу?(делу нужно уделять больше времени и сил, нежели отдых и развлечениям)

Найдите орфограмму в данной пословице, написание которой нужно запомнить. (ча/ща )

А теперь внимательно спишите сочетание букв ча, соблюдая правило соединения

Что заметили? Какой частью речи являются все слова в пословице?(Именами существительными)

Расскажите мне, ребята, что такое имя существительное? Что вам ещё известно об этой части речи?

3. Определение темы урока. Целеполагание (5 мин)

Можно ли сказать:красивый тетрадь?(Нет)

Для того, чтобы говорить,писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных и правильно употреблять их в речи. Вы уже умеете определять род у имён существительных в единственном числе. Напомните мне, как это делать? (Учащиеся вспоминают, как определить род у имени существительного в единственном числе)

Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами.

Дом, земля, стол, груши, озеро, книга, травы,гнездо, море, школа, хлеб, праздники.

Учитель:

Посмотрите внимательно на слова. На какие три группы их можно разделить? (ж.р.,м.р.,ср.р)

(Ученики выполняют задание за своими столами. Первая пара, которая правильно выполнит задание, выставляет слова на доске в три столбика. На доске появляется запись).

– Что заметили?

– Есть слова, которые нельзя поместить ни в одну группу. (Запишем их в столбик)

Почему? (Мы не можем определить их род)

А почему мы не можем определить их род? В каком числе они стоят? (слова груши,травы,праздники стоят во множественном числе)

Какой вывод можно сделать, глядя на нашу выполненную работу?

(У существительных множественного числа род не определяем)

– Как быть? Разве у этих существительных вообще нет рода? (есть)

Исходя из этого, о чём пойдёт речь на уроке? Чем мы с вами будем заниматься? (Ученики выдвигают свои версии, определяют тему и цель урока : «Мы будем распознавать род имён существительных во множественном числе» )

4. Первичное усвоение новых знаний (5 мин)

В каком случае мы можем определить род у данных имён существительных?(Если поставим эти существительные их в единственное число)

Давайте это сделаем. (Ученики определяют род данных существительных.)

Груши-груша(ж.р.) травы-трава(ж.р.) праздники-праздник(м.р)

Какой можем сделать вывод?

(Чтобы определить род имени существительного, надо поставить его в единственном числе так, чтобы оно отвечало на вопрос КТО?ЧТО?)

Физкультминутка.

5. Первичная проверка понимания (7 мин)

Работа на карточках.

.(Учитель следит за осанкой учащихся во время выполнения работы)

Сущ. мн.ч.

род

ед.ч.

род

Когда заполнят, предлагаю «свериться с образцом на доске». Всё ли совпадает? Нет ли разногласий? (-У кого все ответы такие? У кого есть 1 ошибка и т.д..) Взаимопроверка

Первичное закрепление новых знаний (7 мин)

Самостоятельная работа.

Упражнение 240(стр.128) (Учитель следит за осанкой учащихся во время выполнения работы)

8.Рефлексия (3 мин)

– О чем говорили сегодня на уроке?

Что нового узнали об имени существительном?

Что вспомнили?

Проанализируйте свою деятельность. Что давалось легко? Что показалось трудным?

Вновь возьмите в руки карандаш и отметьте своё настроение. Если у вас всё получилось и настроение хорошее- нарисуйте солнышко, если возникли трудности и настроение в конце урока не очень хорошее- нарисуйте солнышко за облачком, а если для вас всё было сложным и настроение плохое- нарисуйте тучку.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Теперь откройте ваши дневники и запишите домашнее задание Упр.238,стр.127 (Инструктаж по выполнению д.з)

10.Выставление оценок (2 мин)

ЗЕМЛЯ ЗЕМЛЯ

СТОЛ СТОЛ

ОЗЕРО ОЗЕРО

КНИГА КНИГА

МОРЕ МОРЕ

ХЛЕБ ХЛЕБ

ШКОЛА ШКОЛА

ГНЕЗДО ГНЕЗДО

ГРУШИ ГРУШИ

ТРАВЫ ТРАВЫ

Цель: ознакомление с приёмом определения рода имён существительных во множественном числе.

Задачи: - познакомить с приёмом определения рода имён существительных во множественном числе;

Закрепить знание приёма определения рода имён существительных в единственном числе ;

Повторить изученные орфограммы: раделительный ъ и ь;

Развивать мышление и речь.

Оборудование : наборы карточек со словами для работы в группах и на доске, магнитная доска, картинки: берёзы, жуки, яблоки, снежинки, кровати, ножницы.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Постановка учебной задачи:

1) – Какой большой раздел мы начали изучать?

– О какой части речи более подробно говорили мы на предыдущих уроках?

– Дайте определение имени существительного (говорят правило)

2) Работа в группах.

– На ваших партах лежат карточки с записанными на них именами существительными. Разбейте их на группы.

Мужской род" href="/text/category/muzhskoj_rod/" rel="bookmark">мужской род средний род

обезьяна отъезд объявление

Софья объединение

– Как вы определили род?


(Пользуясь правилом.)

III Постановка проблемы. Целеполагание.

(При определении рода у слова соловьи возникают затруднения – различные ответы, нет ответов – проблема!)

– Чем отличается это слово от других имён существительных, которые есть на ваших карточках?

Какова же цель нашего урока?

(Цель нашего урока сегодня – узнать, как определить род имён существительных, которые стоят во множественном числе).

IV «Открытие» детьми нового знания.

1) – Определите род имени существительного соловьи . Что вы для этого сделали?

(Поставили в единственном числе, а потом воспользовались изученным правилом)

(отвечают придумавшие, догадавшиеся первыми ученики, объясняют другим)

2) – Попробуйте определить род ещё одного имени существительного. (Каждая пара вытягивает листочек со словом.)

– Обоснуйте ваш ответ. Как вы определили род имён существительных?

3) – Проверим себя. Сведения на с. 154 в учебнике:

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе:

Имена – имя (ср. р.), фамилии – фамилия (ж. р.)

V Первичное закрепление (с комментированием)

Упр. 409 с. 154:

Определи род имен существительных. Напиши их в единственном числе в три столбика - по родам.

Письма, орехи, огурцы, осины, крылья, помидоры, комнаты, ракеты, болота, перья, минуты, овощи, обезьяны, мячи, голуби, ручьи, гнёзда, деревья.

(Выписывают слова в 3 столбика, определяя род имён существительных во множественном числе, в конце добавляют ещё по одному слову в каждый столбик.)

Работают на местах, «цепочкой», с проговариванием вслух.

VI Физкультминутка.

VII Самостоятельная работа.

(по вариантам на карточках)

– Спишите слова из карточек в тетрадь, продолжая столбики из предыдущего упражнения.

Первый уровень.

Определи род имён существительных. Для этого запиши их в единственном числе.

I вариант

Календари, зимы, блюдца, одеяла, сосны, дела.

II вариант

Морозы, полотенца, дедушки, тени, дяди, лошади.

Второй уровень.

Найди имена существительные, выпиши их в единственном числе и определи род.

I вариант

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И кустики роз?

II вариант

Стоят в поле сестрички

Жёлтый глазок,

белые реснички.

Белые мухи

На поля сели.

Взаимопроверка.

– Поменяйтесь тетрадями, окажите помощь другу в случае необходимости.

VIII Повторение.

– С одним из слов составьте предложение (устно). Самое красивое предложение записываем (один ученик у доски).

– Разбери по членам предложения и по частям речи.

(Дополнительный вопрос отвечающему – на лепестке «Ромашки». Оценка.)

IX Итог .

– Что нового вы узнали на уроке?

– Сможете теперь определить род имени существительного во множественном числе? Как?

– Хотите себя проверить?

Картинный диктант:

1. Запишите слова (показываю картинки):

берёзы, жуки, яблоки, снежинки, кровати.

https://pandia.ru/text/79/056/images/image009_37.jpg" width="244" height="163 src=">

X Домашнее задание:

– В русском языке много загадок, спорных моментов. В каждом классе вы будете узнавать, что-то новое.

Например, как правильно сказать: щавель или щавель? Хвоя или хвоя? В вашем учебнике на с. 254 (открывают) есть маленький словарик, где можно узнать, как правильно произносить эти и другие слова. Дома же выпишите из этого словарика 10 имён существительных, поставьте знак ударения и определите род. (Это упр. 412 с.155 )

Дополнительное задание для желающих: найти дома пословицу, в которой есть имена существительные во множественном числе, и записать в тетрадь. Определить род имён существительных.

    Множественное число могут иметь слова разных частей речи. Например, существительные, прилагательные, глаголы, причастия, некоторые разряды местоимений.

    Род во множественном числе обычно не определяется, нужно форма единственного. Например, красивые (дома, девочки, окна) — мн. число; в ед. числе красивый дом, красивая девочка, красивое окно.

    До реформы Лучарского, начавшейся в 1918 году, существительные во множественном числе имели род, а поэтому и писались, и произносились по разному: для существительных мужского рода употреблялось окончание -ые, а для женского и среднего -ыя: зеленые стулья, НО — зеленыя тетради и зеленыя окна.

    Пример подобного употребления в одной из од Михаила Ломоносова:

    В современном русском языке для того, чтобы определить род требуется преобразовать слово в единственное число, при условии, что это возможно. Слова, употребляемые только во множественном числе, категории рода не имеют, например: санки, брюки и т.д.

  • Попробуем вспомнить грамматику русского языка для ответа на данное задание. Согласно правилам, определить род слова, стоящего во множественном числе, нельзя. Именно для этого мы должны изменить слово, поставить его в единственное число, после чего и определить род. Например: кошки в единственном числе — кошка, она, женский род. Ответ НЕТ.

    При разборе слова на уроках русского языка слова, стоящие во множественном числе, разбирают по разному.

    В большинстве случаев разбор заканчивают указанием множественное число и род дальше не определяют. Если нужно узнать правописание зависимого слова, то слова во множественном числе переводят в единственное число и так выясняют род существительного, а потом определяют верное написание зависимого слова.

    Во множественном числе род определяется так:

    Например имеем слово автомобили. Чтобы определить его род, нам надо поставить его в единственное число, то есть получится слово автомобиль. Это слово мужского рода.

    Но есть и исключения — имена существительные, которые существуют только в форме множественного числа (брюки, очки, лгкие и т.д.).

    1. Если у существительного есть единственное число, то по его начальной форме мы определяем род такого существительного, то есть нужен именительный падеж этого сллова в единственном числе. Например, ботинки — ботинок (м. р.) , доски — доска (ж. р.) , поля — поле (ср. р.) .
    2. У существительные, которые единственного числа не имеют, категория рода не определяется: сутки, брюки, сани, шорты, ворота и другие.
  • Определить род во множественном числе можно, только поставив существительное в форму единственного числа, именительного падежа. Например, и мальчики, и девочки во множественном числе рода не имеют, о них можно сказать они. Но в именительном падеже едиственного числа мальчик — он, а девочка — она.

    Исключения из этого правила — те существительные, которые всегда пребывают во множественном числе: ножницы, очки, брюки и т.д. Эти слова в едиственный род поставить нельзя, как и определить род во множественном числе .

    Нет, по правилам грамматики у существительных во множественном числе род не определяется. Чтобы определить род,нужно изменить форму слова на единственное число и определить его род.Например: кавычки— кавычка (женский род),тапочки— тапочка (женский род), погоны—погон (мужской род).

    Существует целый ряд существительных,имеющих только форму множественного числа.Например, ворота, грабли, румяна, белила, чернила, сливки.Эти существительные не относятся ни к одному из трех типов склонения из-за невозможности определить род.А склоняются они по типу склонения существительных множественного числа.

    Я знаю, что в середине прошлого века предлагалось ввести особый род для существительных, которые имеют только множественное число — парный, но кажется эта идея не собрала большого числа сторонников, так что сейчас по прежнему род у существительных определяется только в единственном числе. Поэтому если имеется существительное во множественном числе, его ставят в единственное и в именительный падеж, а потом определяют род. Пример: множественное число Медведи, единственное — Медведь, мужской род. Мыши — Мышь, женский род. У многих заимствованных слов, единственное число может окончанием походить на множественное, например Колибри, но тут уже свои правила определения рода.

    Если вам при морфологическом разборе встретилось слово, которое стоит во множественном числе, то род у таких слов не определяется, то есть вообще пропускаете этот признак.

    Если же нужно определить, например, род существительного столы, то просто ставите в единственное число и получаете стол (он мой), то есть существительное стол относится к мужскому роду, а существительное столы рода не имеет.

    Не имеют рода и существительные, которые всегда имеют форму только множественного числа. Например, весы, Карпаты, шахматы, прятки, Альпы. Определить род у них никак не получится, так как даже в единственное число поставить не получится.

    На самом деле, род существительного, употребляемого в русском языке только во множественном числе, в большинстве случаев и до определнной степени определить вс же можно.

    Действовать нужно так, как действовали наши прапрадеды до реформы 1918 года: поставить существительное в форму род. падежа: нет чего? — брюк, ножниц, но нет чего? — часов. В первом случае — явно женский или средний род (ср.: нет чего? — сестр, солнц), во втором — мужской (нет чего? — домов). Если же теперь посмотреть на форму им. пад., то ясно, что и брюки. и ножницы — рода женского, потому как у среднего окончание мн.ч. — -а: пример — пара окно — кна.

    В дореформенном правописании определять таким образом род было важно, чтобы правильно выбрать окончание согласующегося с этим существительным прилагательного: -ые/-iе для м.р. либо -ыя-/-iя для ж. и ср.р.; а также чтобы правильно выбрать форму местоимения 3л. мн.ч.: они (м.р.) или он (ж. и ср.р.).

    Разумеется, это правило работает не до конца: картину портит, напр., группа существительных мужского рода, склоняющихся во мн.ч по женскому правилу (рота солдат) и существительные муж. и ср. родов с нетипичными окончаниям мн. числа (дома, уши, веки). Но общее правило вс же таково.