Навигация древних скандинавов. Что такое «солнечный камень

Первые столкновения между викингами и франками относятся к 834 году и происходят близ Дорестада во Фризе. Викинги разрушили Дорестад, важный порт на притоке Рейна. В 844 году большой отряд викингов вошел в русло Сены. Руан пал первым и был полностью разграблен. Следующая попытка захвата возобновилась через пять лет, но тут уже сто двадцать кораблей «северных бродяг» пошли дальше и осадили Париж. Осада города длилась много месяцев и перед Пасхой 846 года Париж был взят. Карл Лысый заплатил викингам 7000 ливров серебра в надежде, что они снимут осаду, но викинги обманули короля, лишь отсрочив новый набег до следующей весны. С каждым набегом дань увеличивалась и перепуганным французам ничего не оставалось, как исправно платить ее. Возглавлял войско викингов Бьон Железнобокий сын Рагнара Мохнатые Штаны, погибшего в змеиной яме.

Длинная жалоба монарха Эрментариуса, написанная в Нормутье, как две капли воды похожа на жалобы его английского собрата: «…Их становилось все больше и не было им конца. Везде, где они появлялись, христиане уничтожались, города грабились и сжигались. Они захватили все города, бывшие на их пути: Руан, Париж, Бовэ, Мо. А еще Шартр, Эвре, Бийе».

Первые походы на Руан были предприняты знаменитым Роллоном, чья статуя до сих пор стоит в саду мэрии Руана. Роллон имел прозвище Путника, так как из-за огромного роста и веса ни одна лошадь не выдерживала его. Он относился к числу родовитых викингов и одним из первых принял христианство в 911 году. В 922 году король Карл Простак передал ему во владение всю Нормандию. При нем Нормандия стала процветающей страной.

Нельзя не сказать, что в музее города Байе в Нормандии по сей день можно любоваться «Гобеленом из Байе», где на семидесяти метрах изображены пятьдесят восемь сцен из жизни викингов. Гобелен относится к XI веку и очень подробно иллюстрирует жизнь викингов. Его уникальность в том, что до нас почти не дошли изображения бесстрашных бродяг.

Викинги были не просто людьми, связанными с морем, искусными кораблестроителями. Можно сказать, что они, как сказочные кентавры, являли собой полное единение с кораблями, на которых плавали. Корабль составлял часть их жизни, культуры и даже смерти. Ни один народ в Европе не выбирал себе усыпальниц под парусами. Даже в загробный мир викинги отправлялись на любимых судах.

В Европе VIII-XI веков они были непревзойденными мореплавателями. Строили корабли различных видов: для речной навигации, для навигации во внутренних морях, военные корабли, транспортно-грузовые, а также корабли типа «кнарр» для массовой иммиграции с семьями, домашней утварью и скотом. Только это судно было приспособлено для длительных путешествий.

Как ориентировались викинги в море, не зная ни , ни хронометра? Так, как те, кто сроднился с морской стихией. Все служило им подсказкой. Они в прямом смысле плавали в морях как «рыбы в воде». Глубина и температура воды показывали местонахождение их судна. Викинги умели ориентироваться по луне, солнцу и звездам. Все виды морских животных, птиц и рыб служили им путеводителем. Знаменитые вороны викингов увековечены в их сагах. Если ворон возвращался, значит, земля была еще далеко, вблизи берега отважные мореплаватели ориентировались по айсбергам и скалам. Плавание в основном осуществлялось с апреля по октябрь по той простой причине, что погода в это время года довольно стабильна, с запада дует не очень сильный ветер, а ночи довольно светлы, так что в небе хорошо видна путеводная Полярная звезда.

До сегодняшнего дня были найдены двенадцать кораблей. Из них пять в 1962 году в Дании: два военных судна, одно рыболовное, маленькое торговое судно, один большой корабль типа «кнарр». Сразу после извлечения из воды их поместили в специальные ангары, где постоянно поливали водой, чтобы они не потрескались, резко поменяв стихию, а затем постепенно, доска за доской, отреставрировали. У нас есть уникальная возможность лучше ознакомиться с кораблем «кнар» под названием «Реде Орм». Он возил товары для продажи в Европе: китовые клыки моржа, мех белого медведя и даже живых медвежат, которых в те времена модно было держать при королевских дворах в Европе. Размеры судна достигли примерно 16,3х4,5х:2 м. Корпус был сделан из сосны, весла – из дуба или липы. Некоторые доски оказались заменены другими из южных пород деревьев, что говорит о длительности пути. Предполагаемая площадь полотна паруса около 100 кв. м., водоизмещение 15-20 тонн, Кнарр выглядел просто гигантским монстром среди суденышек, предназначавшихся для плавания по рекам, и приводился в движение сильным ветром. Штурвал располагался на третьей палубе и мог фиксироваться в одном положении.

Умение викингов использовать течение делало их суда очень быстроходными. Они могли делать до 120 морских миль в день. Парус был невысоким и широким, как правило, шерстяным, полосатым, красно-белым. Известно, что викинги-навигаторы наносили на свои карты все особенности берегового рельефа, и карты их были очень точны. Лоциями «северных бродяг» мореплаватели всего мира пользовались аж до XIX века.

Во всем, что касается викингов, вопросов всегда больше, чем ответов. Мы не знаем: на что походили торговые суда шведских викингов, какими были их военные корабли, что собой представляли неглубокие погребальные корабли, перевозящие знатных викингов в Вальхаллу, царство мертвых. Но мы знаем имена кораблей: «Длинный змей», «Морская птица», «Идущий по волнам».

Сенсацией стала находка древних кораблей на берегу фиорда Осло в 1890 году. Это вдохновило наших современников на попытку воспроизведения кораблей викингов и повтор их экспедиций.

Что может лучше рассказать о народе или отдельном человеке? Конечно природа, которая его окружает, культура и, как ни странно, смерть. Обычаи, связанные с погребением. И в этом случае викинги явили себя поэтами и оригиналами, потому что они погребали своих сограждан на кораблях. В 1880 году в Норвегии, в Гокстеде, археологами был обнаружен погребальный корабль викингов. Время его постройки можно отнести к 850 году. Прослужил он где-то с полвека, а потом успокоился навеки вместе со своим драгоценным грузом. Тело короля покоилось внутри небольшой деревянной комнаты на палубе. Корабль был наполнен имуществом, так как, по верованиям викингов, в загробном мире покойному могло пригодиться все, чем он пользовался в земной жизни. Шесть преданных собак, двенадцать лошадей и павлин отбыли в «царство мертвых» вместе с хозяином.

Еще один погребальный корабль был обнаружен в 1903 году тоже в Норвегии. На нем была похоронена королева с целым мебельным гарнитуром и разнообразной кухонной утварью. За знатными викингами часто добровольно следовали и их слуги, чтобы прислуживать своим господам за гробом, когда те захотят перекусить или прогуляться по саду. Для умерщвления слуг существовала старуха, называемая «ангелом смерти». Давая испить верной рабыне какое-то наркотическое питье, старуха душила девушку и укладывала тело рядом с вождем.

Надо сказать, что из загробного мира викинги постоянно “шастали” на землю, встречались и проводили ночи со своими женами, отрывали запрятанные при жизни сокровища, устрашали врагов и вообще всячески вмешивались в земные дела.

Через три бурных столетия после 1100 года повсеместно наблюдается закат деятельности «вечных скитальцев». С 1300 года в Гренландии начинается значительное похолодание климата. Те викинги, что обосновались там, страдали от долгой зимы, голода и воинственных эскимосов. В Исландии и Норвегии в это же время их собратьев буквально выкашивала чума, а родная Скандинавия утратила былое могущество в Европе, и ей было не до помощи разбросанным по миру соотечественникам. Последний след, записанный в книге викингов Гренландии, относится к 1408 году. Это брачное свидетельство. Ну что ж! Викинги и тут удивили мир своей оригинальностью.

Жил человек по имени Торвальд. Виновный во многих преступлениях на родине, Торвальд со своим сыном покинул Норвегию. Сына его звали Эйрик Торвальдсон, или Эйрик Рыжий, прозванный так за цвет волос и буйный темперамент. Это был человек неуемной энергии и к тому же еще своевольный. Ослушание грозило смертью. И тогда Эйрик Рыжий решил искать страну, которую видел Гунбьерн, сын Ульфа, когда блуждал к западу от Исландии в 981 году.

В течение трех лет, таков был срок изгнания, Эйрик Рыжий исследовал гренландские берега для будущих поселений. Облюбованные участки земли он назвал Гренландией («Зеленая Земля»). В «Книге земледельцев» сказано: «он полагал, что люди будут стремиться в страну с красивым названием». Гренландия – последнее пристанище викингов. А больше про эту историю мы ничего не знаем.

Долгое время ученые не могли понять, каким образом викинги путешествовали из Скандинавии по морю, преодолевая тысячи морских миль. Известно, что они были прекрасными мореплавателями и в 9-11 веках доплывали до Руси и Ирландии, в а 10 веке открыли Гренландию. Однако как они ориентировались, преодолевая столь большие расстояния, если компас был открыт лишь в 16 веке?

В сагах и легендах говорится о «солнечных камнях», которые использовались для навигации даже в плохую погоду — камни помогали им находить солнце на небосводе, даже если оно было полностью закрыто тучами. В частности, об этом упоминается в саге о заселении Гренландии из жизнеописании короля Олафа, который правил Норвегией в конце 900-х годов. Интересно, что 1948 году был найден экземпляр диска Уунартока, который в сочетании с тем самым солнечным камнем (Solstenen), и мог служить для навигации. По мнению ученых, прибор представлял собой солнечные часы с пометками-сторонами света и резьбой, обозначавшей изменение тени.

Первым, кто выдвинул предположение, что подобные камни действительно существовали, был археолог из Дании Торвильд Рамску. В 1969 году он заявил, что это мог быть природный кристалл, поляризующий свет (к примеру, кальцит). В процессе наблюдения за облачными участками неба, вращая кристалл, можно было найти те области, откуда из-за рэлеевского рассеяния исходит полностью поляризованный свет. При проведении перпендикуляров к линии, которая соединяет эти области, можно обнаружить скрытое за облаками солнце, узнав его точное положение.

Археолог Габор Хорват и его коллеги сделали компьютерное моделирование путешествий викингов от Бергена в Норвегии до Хварфа на южном побережья Гренландии — тогда такое плавание занимало около трех недель. Модель учитывала 1000 таких путешествий и использование при этом кальцита (а также кордиерита, турмалина и аквамарина) для навигации — для каждого камня была указана погрешность. Путешествие начиналось в период летнего солнцестояния или весеннего равноденствия, облачность задавалась случайно. Модель показала очень высокую вероятность успешности такого способа навигации — 92 %. Однако этот показатель был справедлив только в том случае, если по камню сверялись каждые 3 часа — при коррекции курса раз в 4 часа вероятность успеха падала до 32-58 %, для сверки каждые 6 часов — до 10 %. Ученые предположили, что именно ошибка в навигации привела к тому, что викинги в 985-1000 годах высадились на берегу Ньюфаундленда в Северной Америке (территория современной Канады). В дальнейшем они основали там поселение Винланд. Так или иначе, викинги открыли Северную Америку и исследовали ее территорию задолго до плаваний Христофора Колумба.

Хотя теория о том, что кальцит являлся тем самым «солнечным камнем» не доказана (он не был найден ни в их могилах, ни в местах, где находились поселения), данное предположение хорошо объясняет навигационные способности древних мореплавателей. Более того, кальцит находили среди инструментов на затонувшем в 1592 году корабле британцев, а также есть данные об использовании пилотами поляризующих камней в 20 веке, когда компас мог давать сбои в работе.

Какие морские навигационные инструменты были у викингов. Как без магнитного компаса скандинавы открыли Гренландию и Америку. Что за мистический «солнечный камень» упоминается в сагах. Ответы на эти вопросы читайте в этой статье.

Древние скандинавы путешествовали много. Очень много. Но если посмотреть на карту маршрутов их походов, можно заметить, что в основном, это прибрежное плавание.

Плавание вдоль берегов не требовательно к навигации. Викинги ориентировались по местности. Это могли быть устья рек, фьорды, острова, мысы, горы, ледники — благо, всего этого в Норвегии, Дании и Швеции достаточно. Часто измеряли глубину воды лотом (груз на бичёвке). Стоило первопроходцу составить устную карту таких ориентиров и последующие путешественники могли смело использовать описанную местность в качестве направляющих. Стоит отметить, что викинги останавливались на ночлег на берегу, чтобы не потерять его из виду, путешествуя по воде ночью.

Если же погода не позволяла ориентироваться на местности (большая облачность) или ладья отошла далеко от берегов, всегда можно было определить местоположение по ветру, который «читался» по волнам, или определить направление к берегу по траектории перемещения птиц.

Но такие исключительные ситуации это редкость, они были не критичны. Потому что расстояния по оживлённым маршрутам были малы. Например, поход из западной точки Дании до Англии по прямой вдали от берега и при попутном ветре занимал всего 1.5 суток.

Другое дело — походы по открытом морю и океану

Больше 1000 лет назад викинги открыли Америку. Для этого им пришлось преодолеть несколько крупных участков по морям и Атлантическому океану, длиной от 1000 до 2000 км. Известно 7 регулярных маршрутов походов викингов на дальние расстояния в западном направлении.


И здесь ориентация по местности никак не могла помочь. Нужна была более надежная система. Однако магнитный компас, позаимствованный у арабов, появился в Европе только в 13-м веке.

Самый простой способ навигации в море — по закату и восходу солнца, строго на запад или на восток. Естественно, зная положение солнца в то или иное время года. Викинги действительно так путешествовали, например, по маршруту №7 на карте выше. Маршрут от Хернама (ныне Берген) до южного мыса Гренландии проходит ровно по 61-й северной широте.

Но чтобы выполнять более сложные манёвры и ходить по более сложным маршрутам, необходимо, как минимум, разбираться в определении сторон света. И древние скандинавы умели это делать.

Небосвод делился на 8 частей (Atta). Главные: Austuratt (восток), Norduratt (север), Suduratt (юг), Westuratt (запад). И второстепенные: Lundsudur, Utsudur, Utnordur и Landnordur (юго-восток, юго-запад, северо-запад, северо-восток).

В ясную ночь определение сторон света по звёздам было простым делом. Полярная звезда, указывающая на север, тогда светила также ярко, хотя и была смещена на 6° 14′ по сравнении с современным положением.

Чтобы определить стороны света днём, необходимо было определить положение солнца и знать его траекторию передвижения по небу в данный месяц года. Соответственно сутки викинги делили на 8 частей: Morgun (утро), Oendwerdur Dagur (первая часть дня), Hadaege (глубокий день, Middaege-полдень), Efri lutur Dags (последняя часть дня), Kwoeld и Aptan (вечер), Oendverd Nott (первая часть ночи), Midnaetti (полночь), Efri lutur Naetur (вторая часть ночи).

«Солнечный камень»

Но если небо затянуло облаками (а это обычное явление в северном полушарии) и положение светила не определить, то на помощь приходил мистический «солнечный камень». О нём упоминается в саге «Об Олафе Святом»:

Погода была облачная, шёл снег. Святой Олаф, король, послал кого-нибудь, чтобы осмотреться, но не было чистой точки на небе. Потом он попросил Сигурда сказать ему, где Солнце. Сигурд взял солнечный камень, посмотрел на небо и увидел, откуда пришёл свет. Так он выяснил положение невидимого Солнца. Оказалось, что Сигурд был прав.

«Солнечный камень» викингов так и не был найден. Но недавно был обнаружен кристалл в затонувшем корабле 16-го века. Появилась надежда, что такой же инструмент мог быть и у древних скандинавов.

Оказывается, некоторые виды кристаллов обладают способностью преломлять солнечный свет (двойная рефракция). Этими свойствами обладают многие кальциты, турмалины и иолиты. Исландский шпат (разновидность кальцитов) можно было найти на одноимённом острове.


Исландский шпат, кальцит. Предполагаемый «солнечный камень» викингов

Принцип работы основан на способности таких кристаллов улавливать поляризационный солнечный свет, который исходит кругами в 90 градусах от источника. Достаточно двух кристаллов, чтобы обнаружить солнце в непогоду и даже в течении 50-и минут после захода солнца. Учитывая, что викинги плавали в северных широтах, когда в начале лета солнце практически не заходило за горизонт, такой инструмент был просто необходим при плавании. Кстати, видеть поляризационный свет могут, например, пчёлы.


Принцип работы «солнечного камня» викингов. Идея изображения: NewScientist

Последние эксперименты венгерских учёных выяснили, что погрешность обнаружения положения солнца при таком методе составляет ±4 градуса, а это очень хороший результат. Было произведено 1080 разнообразных замеров.

В итоге гипотеза об использовании кальцита в качестве высокоточного прибора выглядит всё более правдоподобной. Учитывая и то, что ненастная погода над морями и Атлантическим океаном могла быть неделями.

Другие навигационные приборы

Учёные предполагают существование у викингов помимо «солнечного камня» трёх видов навигационных приборов: горизонтная доска, солнечный компас, световая доска (сумеречная доска).

На горизонтной доске отверстиями помечены месяцы походов. С одной стороны — положения восхода солнца, с другой — положения заката. Колышком помечался текущий месяц. Сделав один замер колышком (на закате или рассвете), можно определить север, отметив середину расстояния между соответствующим противоположным отверстием для текущего месяца.

На диске солнечного компаса заранее отмечались траектории движения тени от солнца в течении дня для различных месяцев. Соответственно, сделав замер в определённое время дня и сопоставив длину тени с измерениями, можно было определить север.

Световая доска является комбинацией горизонтной доски и солнечного компаса. Измерения производятся на базе тени от широкого гномона в центре прибора, сопоставляя их с предварительно нанесённой гномической линией. Эта доска была особенно эффективна в купе с «солнечным» камнем на закате или рассвете, а также в течении 50 минут, когда солнце скрыто за горизонтом.

Фрагмент деревянного диска времён эпохи викингов, найденный в южной Гренландии (Уунаторк, Uunartoq), мог быть комбинацией таких приборов.


Для того, чтобы считывать значения диска как со световой доски был необходим особый гномон. Он также был найден — солнечный брусок.


После осознания того, что викинги могли обладать хотя бы одной или несколькими такими отличными навигационными техниками и приборами возникает только один вопрос: почему скандинавы сделали так мало открытий? Если бы история оставила эпохе викингов ещё, хотя бы, 100 лет, то мы бы сейчас в учебниках истории прочли, как какой-нибудь Сигурд Суровый открыл Австралию. Прочли за бокалом хорошего южно-скандинавского эля 🙂

Источники: The Royal Society ( , , ), New Scientist , книга «Походы викингов» (Стриннгольм Андерс Магнус).

В течение долгих лет ученые пытались определить, каким образом викингам удавалось совершать длительные морские путешествия. Ведь, как известно, для этих отчаянных скандинавских мореплавателей с их компактными маневренными кораблями драккарами не составляло особого труда преодолевать путь протяженностью около 2500 километров от берегов Норвегии до Гренландии, не отклоняясь от курса, то есть практически по прямой линии!

Не говоря уже о том, что именно викинги под предводительством Лейфа Эрикссона считаются настоящими первооткрывателями Америки.

Часы фьорда Уунарток

Ни о какой магнитной навигации в те времена не было и речи, мореходам приходилось в буквальном смысле полагаться на волю неба - ориентироваться по положению солнца, луны и звезд, вот только северные воды не отличаются мягким климатом и солнечной погодой, облака и туманы там - самое обычное явление. Каким же образом викингам удавалось ориентироваться в таких условиях?

Этот вопрос оставался без ответа до 1948 года, пока не был обнаружен легендарный диск Уунарток - компас, который, согласно сагам, в сочетании с неким solstenen, магическим солнечным кристаллом, служил главным инструментом навигации северных мореплавателей. Но это открытие дало больше вопросов, чем ответов.

В записях, современных эпохе викингов, и более поздних письменных источниках можно встретить упоминание о довольно
точном, несмотря на внешнюю простоту, компасе, который позволял воинам-путешественникам определять направление движения судна в любую погоду.

Ну и что здесь особенного, спросите вы. Однако для раннего Средневековья такие возможности были сродни колдовству. Ориентироваться в открытом море, не видя небесных светил, при существовавшем на тот момент уровне навигации было практически невозможно.

Тем не менее викингам, считавшимся в христианском мире IX-XI веков грязными язычниками, у которых не было даже собственного государства, это удавалось с завидным успехом.

Что же представлял собой компас викингов и как он работал? Фрагмент диска из гренландского фьорда Уунарток позволил исследователям определить, что компас викингов, по сути, являл собой сложные солнечные часы с пометками, обозначающими стороны света, и резьбой, соответствующей траекториям тени от гномона (центрального язычка солнечных часов) в течение всего светового дня в летнее солнцестояние и равноденствие.

Согласно экспериментальным данным, полученным исследователем этого артефакта Габором Хорватом (Gabor Horvath) из университета Отвоса в Будапеште, точность часов была весьма велика: если расположить диск в солнечную погоду определенным образом - так, чтобы тень от гномона совпала с соответствующей насечкой, - можно сориентироваться по сторонам света с погрешностью не более 4°.

Правда, в трудах Хорвата делается поправка на то, что диск Уунарток наиболее эффективен в период с мая по сентябрь и только на широте 61°. Иными словами, часы-компас использовались исключительно в летнее время, когда викинги совершали свои походы, и обеспечивали наиболее точную навигацию на пути от Скандинавии к Гренландии через северную часть Атлантического океана -на самом частом и протяженном маршруте в открытых водах.

Однако исследование одного только диска Уунарток так и не дало ответ на вопрос, что же это за мистический «солнечный камень», дававший викингам ориентир, когда на небе не было видно нашего светила.

Мифология и геология

Правдоподобность использования викингами мифического камня для навигации долгое время ставилась под сомнение. Скептики и вовсе полагали, что «солнечным камнем» был обыкновенный кусок магнитного железняка, а свечение и явление солнца из-за облаков - всего лишь выдумка сказителей.

Но исследователи, более подробно изучившие эту проблему, пришли к выводу, что все не так просто, и даже сформулировали теоретический принцип работы метода северных мореходов.

Еще в 1969 году предположение о том, что «солнечный камень» следует искать среди кристаллов, обладающих поляризующими свойствами, выдвинул датский археолог Торкильд Рамскоу (Thorkild Ramskou). Его теорию также косвенно подтверждает текст «Саги об Олафе Святом», зафиксированный в XIII веке в знаменитом своде скандинавских саг «Круг земной» стараниями исландского скальда Снорри Стурлусона.

Текст саги гласит: «... Погода была облачная, шел снег. Святой Олаф, король, послал кого-нибудь, чтобы осмотреться, но не было чистой точки на небе. Потом он попросил Сигурда сказать ему, где Солнце. Сигурд взял солнечный камень, посмотрел на небо и увидел, откуда пришел свет. Так он выяснил положение невидимого Солнца. Оказалось, что Сигурд был прав».

Изучив все возможные минералы, распространенные в областях деятельности древних скандинавов, ученые пришли к выводу, что главными кандидатами на роль пресловутого solstenen можно считать три минерала - турмалин, иолит и исландский шпат, который является одной из разновидностей прозрачного кальцита.

Дело осталось за малым: определить, какой же из этих минералов окажется «тем самым», ведь все они были доступны викингам.

10 лет экспериментов

Пролить свет на проблему подлинного «солнечного камня» помогла находка, сделанная в 2003 году во время исследования места крушения корабля елизаветинской эпохи, затонувшего в 1592 году близ нормандского острова Олдерни в проливе Ла-Манш. В каюте капитана был обнаружен полупрозрачный беловатый брусок шлифованного камня, который оказался не чем иным, как исландским шпатом.

Эта находка весьма заинтересовала французских физиков из Реннского университета Ги Ропара (Guy Ropars) и Альбе-ра Лефлоха (Albert Le Floch), которые провели серию экспериментов с исландским шпатом. Результаты, опубликованные в 2011 году, превзошли все ожидания.

Принцип использования минерала основан на двойном лучепреломлении - свойстве, которое было описано еще в XVII веке датским физиком Расмусом Бертолином. Благодаря ему свет, проникающий в структуру кристалла, расщепляется на две составляющие.

Так как лучи имеют разную поляризацию, яркость изображений на обратной стороне камня зависит поляризации исходного света. Таким образом, изменяя положение кристалла так, чтобы изображения приобрели одинаковую яркость, можно вычислить положение солнца даже в пасмурную погоду или же при условии, что оно опустилось за горизонт не более 15 минут назад.

Спустя два года физико-математический журнал Лондонского королевского общества Proceedings of the Royal Society обнародовал не менее смелую в суждениях статью, в которой говорилось, что обнаруженный на затонувшем корабле брусок исландского шпата по праву можно считать достойным доверия навигационным прибором, который викинги использовали в своих морских странствиях.

Пальцем в небо

Не стоит удивляться, что довольно смелое сообщение об установленном геологическом происхождении «солнечного камня» из древнеисландских саг, которое так и не удалось подтвердить археологическими данными IX-XI веков, было встречено волной критики.

По мнению воинствующих скептиков, так и не принявших теорию «поляриметрической навигации» викингов, для определения положения солнца в пасмурную погоду не нужно изобретать сложные методы - для этого вполне достаточно лучей, пробивающихся сквозь пелену облаков.

А россказни о мифических «солнечных камнях» - выдумки скальдов, желающих превознести знания и умения «грязных язычников», и не более того.

В ответ на эти инсинуации Габор Хорват предложил скептикам попробовать определить положение солнца буквально методом «тыка пальцем в небо». Испытуемым было предложено несколько панорам неба в разное время суток и с различной степенью облачности, на которых нужно было отметить мышкой то место, где, по их мнению, находится солнце.

Как дипломатично резюмируют экспериментаторы, по мере увеличения плотности облаков среднестатистические различия между мнимым и фактически расположением светила существенно увеличиваются.

Иными словами, критики провалились с треском. Викинги действительно нуждались в дополнительном навигационном приспособлении - и они его не только нашли, но и разработали довольно остроумную методику его использования.

Совместные усилия Хорвата, Ропара и Лефлоха экспериментально подтвердили, что компас викингов, ранее считавшийся лишь выдумкой сказителей, не только существовал на самом деле, но и позволял с удивительной точностью определять маршрут в открытых водах.

Более того, находка с корабля, ушедшего на дно в XVI веке, доказывает, что известный мореплавателям древней Скандинавии метод ориентирования с помощью «солнечного камня» вполне оправдывал себя даже во времена магнитной навигации, несмотря на полутысячелетнюю пропасть, разделяющую эпоху викингов и елизаветинскую Англию.

Кирилл РОГАЧЕВ

Известно, что спустя 10 лет, после «открытия» Исландии, она быстро заселяется переселенцами.
Из Норвегии до мыса Нордкап в Исландии, при попутном ветре переход занимал всего неделю. Но и для такого перехода требовалось хорошее знание навигации. В конце X века викинги стали путешествовать ещё дальше, в Гренландию. С западного побережья Исландии до Гренландии всего 4 дня плаванья.
Для ориентирования в открытом море, необходимо уметь определять направление и местоположение корабля. Определить направление можно по Полярной звезде или по Солнцу. Но ориентироваться по звездам во время длительного лета, когда Солнце не заходит за горизонт по полгода было затруднительно. Скандинавы умели находить направление ориентируясь по Солнцу. Особенно важно было направление восхода и заката.
Знали ли викинги компас, доподлинно не известно, археологических подтверждений найдено не было. В сагах упоминается о «солнечном камне». Согласно легендам, такой камень был у короля Олафа II Святого, короля Норвегии с 1015 по 1028 годы. Используя «солнечный камень» он умел определять положение Солнца в непогоду. Существует мнение, что именно исландский шпат является легендарным «солнечным камнем» викингов, с помощью которого они ориентировались по солнцу в облачную погоду. При вращении кристалла можно обнаружить точку, где сходятся лучи, разделенные из-за двойного лучепреломления; именно в этом направлении и находится солнце. Современные ученые считают, что «солнечный камень» это небольшая дощечка, на которой закреплен магнитный камень. Возможно, эту технологию викинги привезли из Китая, где компас был изобретен ещё в 250г. н.э.. Подтверждения того, что викинги или были сами в Китае или встречались с Китайцами в других Торговых центрах были найдены при раскопках в г. Бирка (Швеция), где была найдена статуя Будды V века.
Но знать направление в открытом море это только половина успеха, также необходимо уметь определять и положение самого корабля. Для этого необходимо было найти широту и долготу. Географическую широту можно определить по высоте Солнца, когда оно находится в зените. Для этого, как говорят саги, викинги использовали солнечную доску (solbrädt). Доска была полукруглой и имела деления. Однако, археологи так и не смогли найти подтверждений существования такой доски.
Определить долготу в эпоху викингов можно было только по пройденному расстоянию. Так как викинги в основном плавали в Северном море, с востока на запад и обратно, то это не вызывало особых трудностей. Переход из Норвегии в Исландию и дальше в Гренландию облегчало то, что город Берген имеет примерно такую же широту, что и мыс Фарвель на южном берегу Гренландии. Поселения викингов в Исландии всего на 4° севернее широты Бергена. Следовательно, для плаванья в Исландию и Гренландию викингам было достаточно определять широту, что бы не сбиться с курса и не уйти южнее или севернее. Конечно, длительные морские переходы в раннем средневековье были опасны и не всегда путешественники достигали своих целей. Даже достигнув берега, зачастую сбившись с курса скандинавы ориентировались по прибрежной линии, что бы найти необходимый город или бухту. Но плаванье в прибрежных водах таит множество опасностей, особенно во время шторма или тумана. В сагах рассказывает множество печальных случаев, когда герои достигнув береговой линии, разбивались о прибрежные скалы. Навигационный сезон викинги начинали летом, при ясной погоде, когда в Северной Европе главенствую антициклоны.