«Что я поняла, прочитав новеллу О.Генри «Дары волхвов. О

Сочинение

Творчество О.Генри - мощный источник добра и человечности. Его новеллы пленяют, восхищают, радуют, веселят и увлекают читателя, пробуждают в его душе целый мир добрых чувств, вселяют оптимизм и надежду. Одна из лучших нью-йоркских новелл О.Генри - «Дары волхвов». В большом нью-йоркском доме живет молодая семья - Джим и Делла. Они очень бедны, но страстно любят друг друга. Перед Рождеством они решают пожертвовать самым дорогим из того, что у них есть, чтобы сделать друг другу подарки.

Джим и Делла умеют быть счастливыми, живя в бедной квартирке на двадцать долларов в неделю. Герои так сильно любят друг друга, что способны без раздумий пожертвовать самым дорогим, что у них было: Делла - своими роскошными волосами, которые могли «заставить померкнуть все украшения и наряды ее величества» (царицы Савской), а Джим - фамильными золотыми часами, увидев которые, царь Соломон рвал бы «на себе бороду от зависти». Любовь к другому пересилила любовь к каким-то материальным ценностям. Хотя мне кажется, что любовь Джима и Деллы настолько сильная и настоящая, что она тоже осязаема - эта любовь просвечивает сквозь все строки новеллы.

Эта история совсем не испортила влюбленным рождественский праздник, потому что они получили в подарок еще одно доказательство любви друг друга и были очень счастливы.

На первый взгляд кажется, что новелла почти анекдотична, но ее вряд ли можно назвать смешной или веселой, в ней чувствуется горький вкус. Но, с другой стороны, эта смешная неудача с подарками - настоящая сказочная рождественская история, которая проявляет лучшие качества обычных людей: самоотверженность их любви, жертвенность, душевную щедрость. Новелла, как рождественская звезда, за которой шли волхвы два тысячелетия тому назад, излучает свет надежды.

* «Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им, - пишет О. Генри. - Везде и всюду. Они и есть волхвы».

Джим и Делла обладают подлинной душевной щедростью, умеют любить и жертвовать ради этой любви тем, что им дорого.

Другие сочинения по этому произведению

Монолог Деллы "Дары волхвов" (сочинение отзыв)

Урок литературы в 8-м классе

"Из всех дарителей эти двое были мудрейшими"

(по рассказу О.Генри "Дары волхвов")

Афонина Наталья Геннадьевна

Цель:

1. Познакомить детей с личностью писателя 0"Генри, с содержанием рассказа “Дары волхвов”

2. Раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира героев; могучую силу любви, жизни и счастья.

3. Сформировать навыки социально-психологической характеристики героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей.

4. Воспитывать бережное отношение друг к другу, умение любить; расширять лексикон нравственных понятий.

Задачи:

1. Выявление и обозначение основных приемов создания художественного образа.

2.Описание интерьера и его функции в создании образа героев.

3. Портрет как средство характеристики героев.

5. Поступки героев как способ характеристики.

Оборудование: потрет писателя, рисунки детей, высказывания о любви, репродукция картины «Поклонение волхвов» Хуго ван дер Гуса, аудиозапись «Аве Мария»

Дар есть благословение дающему.

Ф. Герберт

Э. Асадов

Высказывания.

Наше счастье зависит более от нас самих, нежели от окружающих. Буаст.

Счастье есть удел добродетели. Буаст.

Добрые и злые одинаково преследуют счастье; но только первые постигают его. Бошен.

Первым порывом добродетели всегда бывает самопожертвование. Мадам де Сталь.

Словарь:

Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других.

Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Дар – подарок, приношение, пожертвование, способность, талант.

Волхвы – волшебники, кудесники, чародеи.

Мирра, ладан – ароматическая смола, употребляемая для курения при богослужении.

Ход урока:

    Вводное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Я хочу начать наш урок со стихотворения Эдуарда Асадова, а вас попрошу подумать, о чём оно, так мы узнаем тему нашего урока.

Любить - это прежде всего отдавать.

Любить - значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку.

Любить - это только глаза открыть

И сразу подумать еще с зарею:

Ну чем бы порадовать, одарить

Того, кого любишь ты всей душою?!

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!

И нежности ждет и тепла, но только

Подсчетов бухгалтерских не ведет:

Отдано столько-то, взято столько.

Любовь не копилка в зашкафной мгле.

Песне не свойственно замыкаться.

Любить - это с радостью откликаться

На все хорошее на земле!

    О чём, ребята, эти стихи? (О любви)

    Что же значит любить по Асадову? (отдавать, одаривать того, кого любишь)

    А любовь-это дар? Кто более счастлив: тот, кто дарит, или тот, кто принимает подарки? Какой подарок наиболее ценен? Сегодня мы будем говорить о даре любви и о способности одаривать тех, кого любишь. А поможет нам в этом рассказ известного американского писателя О. Генри «Дары волхвов».

Запись числа и темы урока

    Давайте послушаем нашего «биографа», который расскажет о самых интересных страницах биографии писателя, о рассказе которого сегодня пойдёт речь.

II . Выступление «биографа»

Настоящее имя О. Генри Уильям Сидни Портер.

Он, автор более 280 рассказов, скетчей, юморесок, родился в городе Гринсборо в США. Жизнь его была нерадостной с самого детства. Когда ему было три года, умерла от туберкулеза его мать. Отец послал его жить к тетке. В школе ребенок выделялся острым умом, богатым воображением и умением одной рукой рисовать, а другой одновременно решать арифметические задачки. После школы молодой человек стал работать в аптеке своего дяди, но в 19 лет у него появился кашель, похожий на туберкулезный, и один друг семьи предложил Уильяму поехать поработать на ранчо в Техасе - штате с сухим и жарким климатом. Хозяин ранчо имел богатую библиотеку, молодой ковбой много читал и сам начал писать рассказы, впрочем, он не пытался их предлагать кому-либо и вскоре уничтожил. Но через два года Уильям отправился в большой, по тогдашним понятиям, город Остин.

Здесь он сменил несколько профессий. Работал в сигарной лавке, в фирме по продаже недвижимости, учился играть на гитаре и пел в квартете, который охотно приглашали на пикники и свадьбы. Печатал в журналах юмористические рисунки, не приносившие ни денег, ни известности.

Женившись, У. Портер решил остепениться и поступил на работу кассиром в Первый национальный банк Остина. Когда была обнаружена растрата, Портера обвинили в краже. Все его друзья и коллеги клялись, что молодой кассир не мог присвоить деньги вкладчиков, и суд снял с Портера все обвинения. Тем не менее Уильям ушел из банка, уехал в Хьюстон и стал работать в местной газете художником и обозревателем. Однако ревизоры стали копать глубже, обнаружили в банковских книгах большой беспорядок и нехватку - на этот раз в 4703 доллара.

В январе 1897 года он был арестован. Пока Портер ожидал суда, в его жизни произошли важные перемены. Скончалась долго болевшая жена. Дочку взяли к себе родители жены. Один из американских журналов принял для публикации его рассказ из жизни ковбоев и просил еще, но автору было не до пера. На суде он вел себя безучастно и 25 апреля 1898 года начинающий писатель был отправлен в тюрьму на пять лет.

Здесь он работал, вспомнив молодость, в тюремной аптеке. Когда обнаружилось, что пропало некоторое количество аптечного спирта и заподозрили фармацевта, он вспылил: "Я не вор! Я в жизни не украл ни единого цента! Меня обвинили в растрате, но я сижу за кого-то другого, кто прикарманил эти деньги!" Аптека не отнимала много времени, и Портер продолжал писать рассказы, отправляя их на волю через сестру одного из сокамерников. Свои сочинения он стал подписывать именем "О. Генри".

За безупречное поведение, узника выпустили на волю не через пять лет, а через три года и три месяца. Написанные в тюрьме рассказы шли в журналах нарасхват, и издатели прислали ему сто долларов, чтобы он мог добраться до Нью-Йорка.

В первый год своей жизни в Нью-Йорке Портер опубликовал 17 рассказов, через несколько лет он выпускал уже по рассказу в неделю и больше, на вершине популярности ему платили 500 долларов за рассказ - огромные деньги для того времени. Но денег постоянно не хватало, они утекали из рук как песок. Нередко он раздавал крупные купюры нищим, а то и приводил бездомного бродягу к врачу и оплачивал лечение и лекарства. Дно большого города стало источником его вдохновения. Нередко целыми днями О. Генри просиживал в сомнительных питейных заведениях, черпая сюжеты из рассказов таких же завсегдатаев.

Часто О. Генри писал в большой спешке, подгоняемый необходимостью отработать давно потраченный аванс. В 1903 году он заключил договор с владельцем газеты "Уорлд" Джозефом Пулитцером, обязавшись давать рассказ к каждому воскресному выпуску.

Один из редакторов вспоминал: "Я приехал с вопросом, готов ли рассказ. "Готов, готов", - ответил писатель. И показал мне чистый лист с заглавием и цифрой 1 в углу. Затем на следующем листе он написал в углу двойку, взял еще три листа и, написав на последнем 5, сказал: "Ну, а теперь я, с вашего позволения, передохну".

Поздней осенью 1905 года О. Генри согласился написать для Пулитцера святочный рассказ. Обещанный срок прошел, а редактор не получил ничего, кроме извинений и отговорок. Наконец, художник, который должен был иллюстрировать произведение, явился в каморку писателя, чтобы ознакомиться с черновиком и понять, что же следует нарисовать. Оказалось, что еще не существует даже черновика. Несчастный иллюстратор попросил хотя бы сообщить ему основной замысел рассказа.

"Я скажу вам, что рисовать, дружище, - ответил писатель. - Нарисуйте бедно обставленную комнатку, типа меблированных комнат, какие сдаются в Вест-Сайде. В комнате один-два стула, комод с выдвижными ящиками, кровать и шкаф. На кровати бок о бок сидят мужчина и женщина. Они говорят о приближающемся Рождестве. Мужчина вертит в руках футлярчик от карманных часов. У женщины роскошные длинные волосы, ниспадающие на спину. Вот и все, что я пока вижу. Но рассказ скоро будет".

Так появился рассказ «Дары волхвов», который вскоре был переведен на все языки мира.

    • Каково настоящее имя О. Генри? (Уильям Сидни Портер.)

      Где он родился? (в городе Гринсборо в США).

      Какие события и впечатления жизни легли в основу его рассказов? (жизнь в Техасе, тюремное заключение, жизнь в Нью-Йорке на «дне жизни»)

      Запишем это

III . Работа с ассоциациями. Сообщения учащихся.

Обратимся к названию рассказа.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «дар»?

(дар – добро, любовь, радость, праздник, мама)

Откроем доску со словарным определением и прочитаем словарное определение:

Дар – пожертвование, способность, талант.

Обратимся к эпиграфу, словам английского философа «Дар есть благословение дающему». Какую характеристику слова «дар» можно взять из эпиграфа? (Дар – благословение)

Как много значений у слова дар. Но в заглавии есть ещё одно слово. Кто такие волхвы? Послушаем об этом.

Выступление ученика (Олег)

ВОЛХВЫ , название в Др. Руси служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями, иногда - восточных мудрецов, звездочетов. В христианстве - цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Упоминаются в Евангелии от Матфея, Волхвы следуют за звездой, которая приводит их в Вифлеем. Здесь они совершают обряд «проскинезы» (повергаются перед младенцем ниц) и приносят дары: золото, ладан и мирру. Не ясна этническая принадлежность волхвов. Их считали и уроженцами Аравии, и (особенно часто) персами-магами. На Западе со времен Великих географических открытий (15 в.) волхвов изображают как представителей трех рас: черной, желтой и белой. В восточной традиции имена волхвов приводятся различные, на Западе принято называть их Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Согласно легендам, они были крещены позднее апостолом Фомой и приняли мученическую кончину. Их предполагаемые мощи были захоронены в Кельнском соборе.

Пересказ эпизода о поклонении волхвов (Лиза) (звучит музыка Аве Мария)

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Ему как Царю (в виде дани или подати), ладан как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).

Поклонившись всеми ожидаемому Царю, волхвы собирались было на следующий день возвратиться в Иерусалим к Ироду. Но Ангел, явившись им во сне, открыл им коварные намерения Ирода и повелел вернуться в свою страну, взяв другой путь, не проходящий около Иерусалима. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар.

I V. Работа над текстом:

    Этот ли Библейский эпизод поклонения волхвов Иисусу лег в основу рассказа О. Генри? (Нет, его герои – влюблённые молодые люди)

    Какое впечатление осталось у вас после прочтения рассказа?

    Как вам кажется: что важнее в жизни: материальное или духовное?

    Продолжите предложение: “Счастье – это…” (дети отвечают по очереди)

V. Работа с рисунками детей к рассказу.

Учитель: А вот какого цвета ваше счастье, и какие образы оно принимает в ваших мечтах, многие отразили в своих удивительных, на мой взгляд, рисунках (несколько слов о работах детей). Как и следовало ожидать, в вашем возрасте счастье именно такое: розовое, голубое и прекрасное.

VI. Аналитическое чтение рассказа и беседа по вопросам.

    Давайте заглянем к ним и посмотрим, в каких условиях живут наши герои. Что можно сказать о жилище семьи Диллингем Юнг? («Квартирка» «на верхнем этаже», почтовый ящик сломан, кнопка звонка давно не работает, табличка на двери потускнела, на полу «ветхий красный ковер», у стены «старенькая кушетка», трюмо еле помещается «в простенке между окнами».)

Вывод : Описание интерьера жилища рассказывает о бедственном материальном положении наших героев, принадлежащих к бедным слоям общества.

    Почему это описание даётся в самом начале рассказа? (Это фон и причина)

    Озлобила ли такая жизнь героев? (Бедность, жизнь впроголодь, не озлобила их, напротив, они полны любви и заботы друг о друге)

    Итак, в бедной квартирке живут двое молодых супругов. Давайте познакомимся с героями поближе. Какой суммой располагает Делла на подарок супругу? (Один доллар восемьдесят семь центов)

    На что ей пришлось пойти, чтобы накопить хотя бы эти деньги? (Она вынужден была торговаться за каждый цент с зеленщиком, мясником, бакалейщиком.)

    Приведите цитаты - доказательства того, что Джим и Делла живут небогато. (У Деллы «старенький коричневый жакет», «старенькая коричневая шляпка». Джиму «давно уже нужно было новое пальто», «руки мерзли без перчаток», «часы висели на дрянном кожаном ремешке».)

    Что еще подчеркивает бедность Деллы и Джима? (15 раз упоминаются денежные суммы, доходы и расходы.)

    В канун какого праздника происходят описанные события? Какие у вас ассоциации с этим праздником?

    Как себя чувствует главная героиня новеллы Делла? (У нее унылое настроение. Она плачет)

    Как цвета, упоминаемые в произведении, помогают понять настроение Деллы?(Вместо праздничных огней, рождественской елки и доброго Санта-Клауса она увидела за окном «серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора». Двойное упоминание коричневого цвета в описании одежды Деллы)

    Какой выход из создавшегося положения находит Делла? (Решает продать главное своё сокровище)

    Но мы же сказали, что они бедны. Какими сокровищами обладают герои? Найдите их описания. («Надо вам сказать…»)

    Как подчеркивается их красота? (Упоминанием Царицы Савской и царя Соломона)

Историческая справка

Соломо́н - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 10 в. до н. э., в период его наивысшего расцвета. В Библии описывается роскошь, которую мог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Кроме того, Соломон сделал себе 200 щитов из кованого золота, и все сосуды для питья во дворце и в Храме были золотыми. «Серебро во дни Соломона вменялось ни во что» и «превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью»

Царица Са́вская , X век до н. э. - легендарная правительница аравийского царства Саба (Шеба), чей визит в Иерусалим к израильскому царю Соломону описан в Библии. Узнав о великих деяниях и мудрости царя Соломона, царица Савская прибывает в Иерусалим, чтобы проверить это, и загадывает Соломону загадки. Какие именно, Библия не говорит; упоминается лишь о том, что царь все их разгадал. Царица, например, показала Соломону две одинаковые с виду розы и попросила определить, какая из них искусственная. Мудрец призвал на помощь пчел.

    Почему богатства Деллы и Джима превосходят сокровища царицы Савской и царя Соломона?

    Чем жертвует Делла ради Джимма? Почему она это делает?

    В какой момент наступает кульминация новеллы? (Когда герои дарят друг другу рождественские подарки.)

Чтение отрывка по ролям (Лера, Коля и Олег)

Джим неподвижно замер у дверей, точно сеттер, учуявший перепела. Его глаза остановились на Делле с выражением, которого она не могла понять, и ей стало страшно. Это не был ни гнев, ни удивление, ни упрек, ни ужас - ни одного из тех чувств, которых можно было бы ожидать. Он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, и лицо его не меняло своего странного выражения.

Делла соскочила со стола и бросилась к нему.

Джим, милый, - закричала она, - не смотри на меня так! Я остригла волосы и продала их, потому что я не пережила бы, если б мне нечего было подарить тебе к Рождеству. Они опять отрастут. Ты ведь не сердишься, правда? Я не могла иначе. У меня очень быстро растут волосы. Ну, поздравь меня с Рождеством, Джим, и давай радоваться празднику. Если б ты знал, какой я тебе подарок приготовила, какой замечательный, чудесный подарок!

Ты остригла волосы? - спросил Джим с напряжением, как будто, несмотря на усиленную работу мозга, он все еще не мог осознать этот факт.

Да, остригла и продала, - сказала Делла. - Но ведь ты меня все равно будешь любить? Я ведь все та же, хоть и с короткими волосами.

Джим недоуменно оглядел комнату.

Так, значит, твоих кос уже нет? - спросил он с бессмысленной настойчивостью.

Не ищи, ты их не найдешь, - сказала Делла. - Я же тебе говорю: я их продала - остригла и продала. Сегодня сочельник, Джим. Будь со мной поласковее, потому что я это сделала для тебя. Может быть, волосы на моей голове и можно пересчитать, - продолжала она, и ее нежный голос вдруг зазвучал серьезно, - но никто, никто не мог бы измерить мою любовь к тебе! Жарить котлеты, Джим?

И Джим вышел из оцепенения. Он заключил свою Деллу в объятия. Будем скромны и на несколько секунд займемся рассмотрением какого-нибудь постороннего предмета. Что больше - восемь долларов в неделю или миллион в год? Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного

    Итак, уже с поклонения волхвов Иисусу пошёл обычай дарить подарки, выражая тем самым свою любовь и преданность. Этот сюжет лёг в основу картин многих художников. Перед нами «Поклонение волхвов» Хуго ван дер Гуса.

Работа по репродукции картины Хуго ван дер Гуса «Поклонение волхвов»

    Что подарили волхвы младенцу Иисусу и что символизировали их дары? (золото (знак земного владычества), ладан (знак божественного происхождения и небесной власти) и мирру (смолу, которой умащали умерших; это намек на будущее распятие Христа и Его муки).

    Послушайте концовку рассказа и подумайте над смыслом ключевой фразы нашего урока: “Из всех дарителей эти двое были мудрейшими”? (Они были по-настоящему мудры, потому что очень любили друг друга и при дарении подарков заботились не о себе, а о другом)

Прослушивание аудиозаписи отрывка рассказа

22. Что означают слова О’Генри: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного»? (Волхвы оказали родившемуся Иисусу высшие почести в знак уважения и преклонения. Но любви и теплоты сердца дать не могли. Вот о каком даре говорит О’Генри.)

    Что герои, действительно, подарили друг другу? (Счастье)

    Автор пишет: “Жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок”… “причем вздохи преобладают””. А какими бы словами вы продолжили первую часть предложения? (Дети говорят, что жизнь состоит еще и из любви, нежности, взаимопонимания, уважения, самопожертвования и тд.).

    Каким главным богатством, величайшим даром обладают герои? (Они любят)

    Как «ничем не примечательная история про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами» перекликается со строкой из стихотворения Асадова?

VII. Великие о любви.

На доске вы видите высказывания великих о любви и счастье. Вот что они думают по этому поводу (чтение высказываний). Какое из этих высказываний понравилось вам больше и почему? (Ответы детей).

VIII . Творческая работа учащихся.

Все высказывания сводятся к одному: добродетель, добро, счастье, самопожертвование неотделимы друг от друга. Ребята, давайте подумаем, чем бы мы могли одарить своих близких, не имея ни копейки денег, чтобы сделать их счастливее.

- … капельку росы, чтобы в ней отражался весь мир всеми цветами радуги и ты мог любоваться им;

- …улыбки близких, чтобы ты мог их видеть каждый день и никогда даже тень грусти не пробегала по твоему лицу;

- …удачу, чтобы ты мог осуществить самые грандиозные планы;

- …огонек свечи, чтобы он согревал твою душу и будил самые приятные воспоминания;

- …радугу, чтобы она раскрашивала своими цветами серые мысли и серое настроение;

- …интересный веселый сон, чтобы ты мог утром рассказывать его друзьям, а они бы слушали тебя и смеялись;

- …морозный рисунок на окне, чтобы он будил воображение, искрился и радовал тебя каждый день своей новизной;

- …свежий ветерок, чтобы он ласкал твои волосы, а это так приятно;

- …небо в мерцающих звездах, чтобы ты мог мечтать, глядя на них;

- …песню, чтобы она поднимала тебе настроение;

- …доброе слово, чтобы оно поддерживало тебя в трудную минуту и т.д.

IX. Итог урока. (Звучит музыка Аве Мария)

Мне кажется, что, несмотря на такую неудачу с подарками, Делла и Джим подарили друг другу что-то большее. Они показали, что, несмотря на все трудности жизни, каждый из них заботится в первую очередь о своем любимом человеке, а не о себе. Каждый из них расстался с самым ценным, что у него было, лишь бы его вторая половина была счастлива. Я думаю, что это яркий пример того, как людям надо любить, заботиться и не забывать друг о друге ни на минуту. В мире нет ничего ценнее любви, и никакие подарки, даже самые дорогие, не могут заменить это чувство.

В этом рассказе О. Генри говорится о том, что бедность не может помешать двум по-настоящему близким людям любить. И как торжественно в конце рассказа звучат слова: «да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы».

Мне кажется, что сегодня у нас с вами состоялся очень искренний, серьезный и содержательный разговор о любви, человечности и счастье. И я надеюсь, что вы поняли, что секрет нашего счастья в любви.

X. Задание на дом. Сочинение-миниатюра «Бесценный дар»

Дары волхвов

Исторический экскурс

О поклонении восточных мудрецов, принесших дары - золото, ладан и смирну - Богомладенцу Христу, рассказывается в Евангелии от Матфея.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:9-11)

Поклонение волхвов

Родившемуся Богомладенцу Христу три восточных мудреца, называемые также волхвами, принесли богатые дары. Они занимались исследованием небесных светил и однажды увидели удивительную звезду. Они знали древнее пророчество (независимо от еврейских источников), о том, что приблизительно в это время должен прийти Мессия – Спаситель мира, а на его пришествие должна указать особая звезда. И однажды она появилась на небосводе. Волхвы поняли, что звезда является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там восточные мудрецы обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.

Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары. Предание донесло до нашего времени имена волхвов: Валтасар, Гаспар, Мельхиор. Хотя, есть другая точка зрения, что волхвов было больше, чем 3.

Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары Царю Израиля: "…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему…" (Пс. 71:10-11) (в христианском толковании здесь Израилем названа Церковь Христова, как новый, духовный, Израиль, должный прийти на смену старому Израилю - еврейскому государству и еврейской церкви.) Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской как событию-прообразу принесения даров Христу.

Принесённые волхвами дары имеют символическое значение:

  • Золото - царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;
  • Ладан - дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);
  • Смирна - дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа - одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

Частичка даров

Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.

По преданию, честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попали в город Никею и около шестидесяти лет находились там. Когда из Константинополя был изгнаны латиняне, дары волхвов были возвращены в столицу. После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св. Павла - передала их туда сербская царевна Мария.

В то время монастырь был славянским (сейчас он греческий). Сербский правитель Георгий Бранкович оказывал ему большую материальную помощь. Дочь правителя - принцесса Мария - стала супругой османского султана Мурада II. В 1389 году на косовом поле сербы потерпели поражение от несметных полчищ турок и принцесса была вынуждена стать женой сулатана. Будучи глубоко верующей христианкой, она не упускала ни одной возможности сделать что-то полезное православным храмам или монастырям.

Когда в константинопольской сокровищнице греческих императоров были обнаружены дары волхвов, в сердце благочестивой принцессы созрело решение передать их монастырю св. Павла. Султану она сказала, что для его пышного, утопающего в роскоши двора найденные предметы - не более чем забавные игрушки. В считанные дни был снаряжен великолепный корабль, и принцесса отправилась в плавание.

Зная, что женщинам вход на Афон запрещен, Мария думала, что ей простят ее поступок, потому что она везет великие святыни. Высадившись на берег, она пошла к монастырю. Перед гостьей в ослепительном сиянии возникла величественная дева.

Кто ты? - строго спросила она.

Я - сербская принцесса Мария.

Для чего ты пожаловала в мой удел?

Я привезла великую святыню, чтобы подарить ее отцу игумену.

Вход женщинам на Афон воспрещен. Ступай обратно, - сказала прекрасная Дева и исчезла.

Принцесса поняла, что это была Божия Матерь. Она упала на колени и горячо, от всего сердца попросила у нее прощения за свою невольную дерзость. (На том месте, где произошло это чудо, была построена часовня, сохранившаяся до наших дней). Вручив сокровище братии монастыря, Мария вернулась на корабль.

Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря святого Павла. Для поклонения паломников отделяется только 3 части в одном ковчеге.

В 2014 году дары волхвов впервые были привезены в Россию и Украину.

Описание

Дары волхвов - одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня. На сегодняшний день они представляют собой 28 небольших золотых подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря святого Павла.

По-настоящему трогательная, одновременно печальная и счастливая история О. Генри «Дары волхвов» является одной из самых популярных и известных среди других его историй.

Анализ рассказа

Название рассказа довольно символично волхвы были известны тем, что увидев на небе восточную звезду, отправились с подарками к только что родившемуся Иисусу Христу. С тех пор в канун Рождества люди дарят друг другу подарки.

На первый взгляд, «Дары волхвов» - это история о подарках, которые сделали друг другу супруги на праздник, но если посмотреть глубже эта история о куда более значимых, можно сказать, бесценных вещах.

Рассказ «Дары волхвов» посвящен чистой любви, которой не чуждо истинное самопожертвование.

Джим и Делла женатая пара, которая вынуждена жить в бедности. Несмотря на это, муж и жена искренне любят друг друга и в канун Рождества отчаянно желают подарить друг другу хорошие, качественные подарки. О. Генри показывает, что в этой семье есть две ценные вещи это роскошные волосы Деллы и драгоценные часы Джима, которые ему подарил отец.

У Деллы собралась крошечная, жалкая сумма один доллар восемьдесят семь центов, - и на эти гроши она точно уж не сможет купить красивый подарок мужу. Поэтому она решает продать свои густые и красивые волосы, и подстригает их, чтобы появилась возможность купить любимому мужу цепочку для его золотых часов.

Но когда она преподносит Джиму свой продуманный, великолепный подарок, Делла понимает, что ее муж продал свои ценные часы, чтобы купить для ее прелестных волос черепаховый гребень. Джим тоже не мог оставить любимую жену без подарка, и как бы ему не была дорога память об отце, он решает продать единственную ценность, что у него есть для того, чтобы порадовать Деллу.

Нравственные ценности главных героев

Подарки, которые супруги приобрели друг для друга, уже не могут быть использованы ими, но как раз не это самое главное. Важно понять, почему так получилось, ведь оба героя хотели сделать все возможное для того, чтобы возлюбленный или возлюбленная были счастливы.

И именно таким сюжетом О. Генри раскрывает истинную ценность любви, а точнее ее бесценность и чистоту. Ведь дело не в том, какие подарки Джим и Делла выбрали, важно то, что они сделали для того, чтобы порадовать друг друга.

И их обоюдная жертва, обоюдная преданность не имеет денежной или какой-нибудь другой цены, истинная любовь их наилучший подарок, и кроме нее, им ничего не нужно. Ведь друг для друга они не побоялись продать последнее, что у них было.

Самое удивительное, что О. Генри удается раскрыть такую многогранную и довольно сложную тему простым, небольшим рассказом, причем наполненным юмором и потрясающим оптимизмом.

Его главные герои люди, которые никогда не унывают, и несмотря на то, что они, казалось бы, многое потеряли, купив ненужные подарки, они не отчаиваются наоборот, ничего важного Джим и Делла не теряли, ведь самое настоящее и важное, что у них есть это их бесценная любовь друг к другу.

«Дары волхвов» - рождественский рассказ О.Генри, американского писателя 19-го века - мастера миниатюрного лаконичного повествования. Некоторые литературоведы определяют жанр произведения как новеллу.

История создания

Рассказ был написан в одной из ньюйоркских таверн в 1905 году и через год опубликован в сборнике «Четыре миллиона». Как и многие другие миниатюры О.Генри, также отличающиеся легкостью слога, остроумием и лаконичностью, этот рассказ завоевал сердца многих читателей независимо от их возраста и социального положения.

Анализ произведения

Описание произведения

В канун Рождественских праздников, молодая супружеская пара приходит в расстройство от нехватки денежных средств на подарки друг другу. Делла Диллингхем продает свои роскошные локоны, чтоб купить в подарок любимому супругу платиновую цепочку для его карманных часов. Но планам любящей Деллы сбыться не удалось - ее драгоценный супруг продал часы, для которых и предназначался подарок любимой супруги. Развязка рассказа сколь неожиданна, столь же и прекрасна - Джим продал свою самую дорогую вещь, чтобы порадовать любимую жену давно вожделенным ею подарком - набором гребешков для ее прекрасных каштановых волос.

Главные герои

Образы главных героев - Джимма и Деллы поражают сочетанием их юности, автор даже сравнивает их с детьми и зрелостью, выражающейся в способности подняться над материальными ценностями.

Весь мир героини заключен вокруг ее любимого мужа. Самые прекрасные моменты ее жизни - мечты о выборе подарка, который может принести радость ее дорогому человеку. Делле свойственна детская эмоциональность - слезы сменяются радостью, а грусть озаряет улыбка. Она искренне полагает, что лишившись своих прекрасных волос может разонравиться мужу.

Сентиментальность также свойственна и Джиму, за внешней холодностью скрывается чуткое любящее сердце. Он, не раздумывая, расстается с единственной фамильной драгоценностью - золотыми часами - ради того, чтобы доставить рождественскую радость своей возлюбленной. Новелла имеет счастливый финал - главные герои получают самый дорогой в мире подарок - любовь и жертвенность во имя друг друга.


Рассказу О.Генри свойственна краткость объема, лаконичность изложения, что, впрочем, не делает повествование сухим - обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов придает повествованию особое очарование. Эмоциональная составляющая также усиливается благодаря использованию лексических повторов. Тем не менее, автора нельзя упрекнуть в излишнем сентиментализме, достоинством рассказа является отсутствие пафоса и надуманности.

Новелла представляет собой своеобразную интерпретацию евангельского сюжета о волхвах, принесших дары новорожденному богомладенцу, где сокровища библейских царей (Соломона и царицы Савской), перекликаются с единственными семейными драгоценностями четы Диллингхем. Несмотря на бедность и убогость жизни главных героев, жертвенная любовь в ее прекраснейшем проявлении затмевает тяжкие условия существования и от ощущения серости и безнадеги не остается и следа. Таким образом, весь рассказ построен на антитезе - противопоставлении материального и духовного мира главных героев.

Итоговый вывод

«Дары волхвов» - прекрасная история о жертвенности во имя любви. Суть повествования выражает сущность всего христианского учения, основанного на главенстве этого великого чувства. Реминисценция к истории о волхвах подчеркивает рождественский дух, которым пропитан весь рассказ О. Генри.