Что значит иметь ум христа. Каин

. И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости.

Не только, говорит, в ученики Евангелия избраны были люди не мудрые и не знатного происхождения, но и сам проповедник Евангелия пришел, возвещая вам «свидетельство Божие» , то есть Христову, без красноречия и мудрости человеческой. Заметь же, что и проповедник был человек простой и необразованный, и предметом проповеди были крест и смерть, и однако одержали победу. Итак, явно, что неизреченна та сила, которая все это сделала. Что же? Неужели Павел, если бы и захотел, не мог придти с мудростью? Он сам не мог, потому что действительно был человек простой и необразованный; но Христос, Который даровал ему и большее, мог: только это не было выгодно для проповеди. Ибо для Христа больше славы в том, что Он победил других простотой Павла, чем в том, если бы достиг сего мудростью и красноречием.

. Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.

И Христос, говорит, хотел сего, то есть чтобы я был человеком простым, да и сам я признал за хорошее – вовсе не знать внешней мудрости, а знать только то, что был распят, и уметь проповедовать вам о Нем.

. И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.

Не только, говорит, я пришел к вам бедным по слову, но и жил между вами в немощи, и страхе и трепете, то есть среди гонений, искушений и бесчисленных опасностей. Ибо сам он как человек боялся опасностей, даже трепетал их; посему и достоин большой похвалы, что, будучи с нами одного естества, превзошел нас своей волей. Выше сказанными словами он показывает могущество Христа, то есть что Он преодолел столько препятствий, и вместе низлагает гордость коринфян, полагавшихся на мудрость, богатство и силу.

. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы.

Проповедь моя, говорит, не была убрана внешней убедительностью и красноречием, но состояла «в явлении духа» , то есть доказательством имела Самого Духа Святого. Это значит или то, что апостол, чрез благодатное служение Слову, внушал веру своим слушателям необыкновенным каким-нибудь образом, или то, что он творил знамения и чудеса; ибо прибавляет: "и силы" , то есть знамений. В самом деле, видеть мертвых воскресающими было сильным доказательством истины веры. Но так как и демоны производят знамения чрез наваждение, то апостол присовокупил слово "силы" , сказав наперед "Духа" , показывая сим, что его знамения зависели от Святого Духа. Впрочем, слово "силы" можно понимать и иначе, ибо, сказав пришел не в "мудрости" , но в "немощи" , слова «в явлении духа» относит к мудрости, а слово "силы" противополагает немощи, как бы так говоря: хотя я терпел гонения и сечен был бичами, но оказался еще сильнее, а это служит величайшим доказательством для слова.

. Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

Мудростью человеческой называет убедительность и красноречие, а под силой Божией, как выше показано, разумеет укрепление немощных и гонимых, также явление знамений. Сими-то средствами утверждаема была, коринфяне, вера ваша, – не способностью выражаться убедительно и красноречиво, но силой Божией.

. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих

Выше назвал проповедь безумием, потому что так называли ее эллины. Но, доказав самым делом, что это истинная премудрость, наконец, смело называет и проповедь о Христе премудростью и спасение крестом; ибо истребить смерть действительно есть дело величайшей премудрости. «Совершенными» называет верных; ибо они точно совершенны, потому что, презрев все земное, стремятся к небесному. «Мудростью века сего» называет мудрость внешнюю, так как она временна и оканчивается вместе с сим веком; «властями века сего» именует не демонов, как думали некоторые, но мудрецов, ораторов, риторов, которые были вместе с вождями и начальниками народа. Поскольку же и они временны, то называет их «властями века сего» и «преходящими» , то есть прекращающими бытие, а не вечными.

. Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную.

Тайной называет проповедь о Христе. Ибо она и проповедь и вместе тайна, потому что и ангелы не знали о ней прежде, чем она была возвещена (), и мы, – видя в ней одно, разумеем другое: так я вижу крест и страдание, а разумею силу, слышу раба, а поклоняюсь Владыке. Сокрыта сия премудрость от неверующих совершенно, но для верных только отчасти; ибо видим ныне, как в зеркале ().

. Которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей.

Словом «предназначил» указывает на любовь Божию к нам. Ибо тот истинно любит нас, кто уже задолго готов был благодетельствовать нам. Так и Бог прежде веков предназначил нам спасение крестом, спасение, составляющее величайшую премудрость. Сказал «к славе нашей» потому, что Он сделал нас причастниками славы. Ибо вместе с Господом быть участниками в сокровенной тайне составляет для раба славу.

. Которой никто из властей века сего не познал.

Князьями называет здесь Ирода и Пилата. Не будет, впрочем, ошибки, если разуметь и первосвященников и книжников. Слова « века сего» выражают, как и выше показано, их временную власть.

. Ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.

Если бы они знали сокровенную, как выше сказано, премудрость и тайны божественного домостроительства, именно тайну вочеловечения Божия, тайну креста, тайну призвания и усвоения язычников, тайну возрождения, усыновления и наследия Царства Небесного, одним словом – все тайны, открытые апостолам Духом Святым, так же и первосвященники если бы знали то, что город их будет покорен и они сами будут отведены в плен: то не распяли бы Христа. Христа назвал здесь «Господом славы» . То есть поскольку почитали крест чем-то бесчестным, то показывает, что Христос нисколько не потерял Своей славы чрез крест, напротив, еще более прославился, потому что чрез крест яснее обнаружил Свое человеколюбие. Итак, если они не узнали, то надлежало отпустить им сей грех? Да; если бы они после сего раскаялись и обратились, то им отпущен был бы грех, подобно как и Павлу, и другим из евреев.

. Но, как написано.

Недостает слов: «так и случилось». Апостол во многих местах употребляет фигуру опущения.

. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Что же приготовил Бог любящим Его? Познание Христа и спасение вочеловечением. Этого ни глаз человеческий не видал, ни ухо человеческое не слыхало, ни сердце человеческое не представляло. Пророки же не человеческими глазами видели, и не человеческими ушами слышали, и не человеческим умом понимали откровения о Христе (), но все у них было божественное. Ибо сказано: «Господь... приложил мне ухо» (), то есть духовное, и другое сему подобное. А кто любящие Бога? Верные. Где, далее, написано это изречение? Может быть, и действительно оно было написано этими самыми словами, но теперь этой книги нет, а может быть, премудрый Павел выразил этим изречением следующие слова: «они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» ().

. А нам Бог открыл это Духом Своим.

Кто-нибудь мог спросить: если не приходило на сердце человеку, то как вы узнали об этом? Отвечает: Бог открыл нам Духом, а не человеческой мудростью. Ибо она и не достойна была, и не могла видеть тайн Божиих.

. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

Таково, говорит, было это таинство и столь сокровенно что мы не могли бы познать его ни от кого, если бы не научил нас Дух, который знает и глубины Божии. Слово «проницает» показывает не неведение, но совершенное знание, подобно как и об Отце сказано: «Ты испытуешь сердца» (), вместо: знаешь глубину сердец. Можно и так понимать: говорится, что Дух проницает тайны Божии, в том смысле, что Он услаждается созерцанием их. Совершенное знание Духа показывает и в последующих словах. Ибо как человеческий дух знает, что в человеке, так, говорит, и Дух Божий; знает, что принадлежит Богу. Отсюда узнаем, между прочим, что Дух не иной сущности в сравнении с Отцом, подобно как и дух человека не иной в сравнении с человеком.

. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога.

Духом мира сего назвал человеческую мудрость. Не эту мудрость мы приняли, для того, чтобы она не сделала нашей проповеди тщетной и бесполезной; нет, учителем нашим был Дух "от Бога" , то есть существо, единосущное Богу, происходящее из Его сущности.

. Дабы знать дарованное нам от Бога.

Дух, говорит, есть свет, и сей-то свет мы приняли, чтобы, просвещаясь от него, узнали сокрытое доселе. Что же это такое? «Дарованное нам от Бога» , то есть все, что относится к домостроительству Христову, именно: как Он умер за нас, как сделал нас чадами Божиими, как в Себе и нас посадил одесную Отца. Следовательно, те, которые не имеют Духа, не знают тех тайн.

. Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго.

Мы, говорит, тем более имеем мудрости в сравнении с эллинскими мудрецами, что те были наставляемы людьми, а мы говорим по внушению Духа Святого.

. Соображая духовное с духовным.

То есть, если возникнут какие-либо духовные вопросы, мы рассуждаем их, то есть разрешаем другими духовными учениями или повествованиями. Так, например, духовный вопрос: воскрес ли Христос? мы обсуждаем и разрешаем на основании другого духовного учения, именно – повествования об Ионе. Подобным образом и другой вопрос: как Дева могла родить? решается неплодством Сарры, Ревекки, Елизаветы, которые зачали не по законам естества, поскольку зачатие зависит от силы ложесн, так же тем, что Ева произошла от без семени, равно как и другими случаями, рассматриваемыми в отношении к появлению человека на свет. Впрочем, слова «соображая духовное с духовным» можешь понимать и так: обсуждая и решая вопросы духовные вместе с людьми духовными; ибо они одни могут понимать их. Посему присовокупляет нижеследующее.

. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием.

Душевный человек тот, кто во всем полагается на свои умозаключения и не думает, что ему нужна высшая помощь, и тот, кто ничего не хочет принимать верой, и все, что нельзя доказать, почитает безумием. Итак, того, кто думает, что все происходит естественным порядком, и не допускает ничего сверхъестественного, называет душевным, то есть естественным: ибо душа его занимается только домостроительством естества. И как глаза телесные, сами по себе прекрасные и в высшей степени полезные, без света ничего не могут видеть, так и душа, сделавшись способной к принятию Святого Духа, без Него не может созерцать предметов божественных.

. И не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

То есть не понимает того, что такие предметы требуют веры и не могут быть постигнуты разумом; ибо это значит «о сем надобно судить духовно» , то есть это имеет доказательства в вере и в Духе.

. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

Духовный, говорит, знает все; знает, что все здешнее временно, а будущее постоянно; знает, что он получит спасение, а неверные будут наказаны. Поэтому и обличает их, «а о нем судить никто не может» , то есть не его не могут обличать, ибо тот, кто видит, видит и свое, и то, что принадлежит невидящим; напротив, они, как слепцы, не видят ни своего, ни того, что принадлежит ему.

. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?

Духовный ум называет умом Господним. Слово "судить" (συμβιβάσει ) стоит вместо: исправить (διορθώσεται ). Выше сказав: «о духовном судить никто не может» , теперь доказывает, что сказал это справедливо. «Ибо кто познал ум Господень» так, чтобы решился " судить" его, то есть исправить? Ибо если никто не может даже знать ум Господень, а таков ум человека духовного, то тем более не может учить его и исправлять.

. А мы имеем ум Христов.

Не дивись, говорит, что духовного человека и ум его я назвал умом Господним. Все «мы имеем ум Христов» , то есть все, что мы ни знаем, открыл нам Христос, и разумение (τον νουν ) свое относительно вещей божественных имеем от Христа; другими словами: знание, какое мы имеем о духовных предметах веры, имеем от Христа, так что подлинно никто не может нас судить. Некоторые, впрочем, умом Христовым называли Отца, а другие – Духа.


Давайте обратимся ко 2-ой главе Послания к Филиппийцам 1-9: "Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость; и имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению (в англ. версии - "полагаясь на свои силы") или по тщеславию (в англ. версии - "ради собственной славы"), но по смиренномудрию (в англ. версии - "подчиняясь закону разума") почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования (в англ. версии - "тот же разум, что и у Христа Иисуса"), какие и во Христе Иисусе: Он. Будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной".

Дух Святой, мы просим Тебя, открыть наши уши. Если Дух Святой не откроет наши уши, мы ничего не услышим; мы ничего не поймем, если Дух Святой не даст нам разумение. Мы молим Тебя, совершай в нас Свою работу и изменяй наши сердца во имя Иисуса. Аминь!

Итак, апостол Павел говорит: "Филиппийцы, у вас должен быть тот же ум, что и у Христа". В 1-м Послании Коринфянам 2:16 он заявляет: "Мы ИМЕЕМ ум Христов", а в Послании к Ефесянам 4:23: "Обновитесь духом ума вашего". Такие наставления мы получили от апостола Павла. Он призывал нас к тому, чтобы у нас был тот же ум, каким обладает Христос, Его образ мыслей, тип мышления. Говоря о разуме Христовом, я имею в виду решения, принимаемы мужьями и женами Божьими. Речь не идет просто о каком-то конкретном образе мыслей. Речь идет о мышлении, изменяющем и определяющем нашу жизнь. До прихода на землю в облике человека, Иисус заключил завет с Отцом, что Он придет на землю как слуга, Он оставит Свою славу и придет как человек, чтобы послужить, а не для того, чтобы служили Ему, т.е. Он согласился придти в образе смиренного раба - "Я творю волю ПОСЛАВШЕГО Меня, а не Свою". Такое соглашение Он заключил с Отцом еще до сотворения мира, до появления человека. Уже тогда Он сказал Отцу: "Я пойду и с радостью исполню волю ТВОЮ". Отец же, со Своей стороны, обещал: "Если Ты пойдешь и исполнишь волю Мою, ты всегда будешь знать, в чем заключается Моя воля. Я ничего не скрою от Тебя. Ты будешь знать, что Я делаю и как Я это делаю - у Тебя будет Мой ум, ум Отца, прославляющий Меня образ мыслей".

Говоря: "Да будет у вас тот же ум, что и у Христа Иисуса", апостол Павел вел речь о решениях. Сталкиваясь лицом к лицу со Словом Божьим, с мышлением Отца Небесного, вы принимаете решение: "Вот так я хочу жить. Я отказываюсь от исполнения своей воли, я не хочу потакать своей плоти, я не хочу жить так, как живет этот мир, идя на поводу похотей и желаний своего сердца". Именно к этому призывал нас апостол Павел: жить, так как жил Христос, делать то, что Он делал. Ум Христов должен затрагивать все области нашей жизни, отражаться на ее образе. Среди верующих немало людей, называющих себя Его учениками, именующихся именем Христовым, но так и не отважившихся на решение жить так, как жил Он. Они не хотят расставаться со своим темпераментом, недостатками характера, заявляя: "Да, я такой! Ничего с этим не поделаешь!". Однако, когда мы начинаем размышлять над Словом и взирать на Отца, медленно, шаг за шагом, наш разум начинает преобразовываться, пока не станет разумом Христовым. Всякий раз смотрясь в зеркало Христа, мы будем видеть перемены, появление Его черт; из образа в образ, от одного духовного подъема к другому. Я хочу стать, как Иисус. Я хочу, чтобы люди Божьи начали искать Его, все, начиная с членов моей семьи. Я хочу, чтобы церковь Иисуса Христа, все мои коллеги знали, что я отличаюсь от остальных людей: я отличаюсь, не потому что что-то внешнее выделяет меня, а, потому что я люблю моего Христа. Я хочу быть, как Иисус! Я больше не хочу реагировать на что-то, как я привык; я хочу обрести кротость, смирение, любовь, которыми обладал Иисус Христос и о которых говорит Писание.

Апостол Павел разъясняет, что такое ум Христов, его признаки и проявления - "уничижил Себя Самого, приняв образ раба". Затем Павел с дерзновением заявляет: "Мы ИМЕЕМ разум Духа". К "мы" он относит так же и себя: "Я знаю, что имею разум Христов". Разве может Савл, гонитель церкви Божьей, недостойный человек, убийца в сердце своем, иметь разум Христов? Где, когда, как он приобрел ум Христов? Помните, по пути в Дамаск он был ослеплен сиянием, и Иисус спросил его: "Савл, что ты гонишь Меня?". Господь направил его в Дамаск, куда он шел, чтобы ловить христиан, предавать их на смерть и мучения. Господь и Дух Святой остановили его на пути исполнения этого страшного поручения. Далее ему даются указания пойти в Дамаск, на улицу Прямую и остановиться в доме Иуды. "Жди, сказано будет тебе, что тебе надобно делать". Три дня Савл находился в доме Иуды на улице Прямой. Он ничего не ел, ничего не пил, он постился. В это время Господь обращается к человеку по имени Анания, Божьему человеку, молитвеннику: "Анания, встань и пойди на улицу Прямую, найди дом Иуды и спроси там Савла, ты знаешь его. Он ожидает тебя, знает, что ты придешь, возложишь на него руки, помолишься, он исполнится Духом и прозреет, ибо он ослеп от яркого света". Анания отвечает: "Это не безопасно, я слышал об этом человеке, что он из себя представляет". Господь говорит Анании: "Хочу тебе кое-что сказать о нем. ОН СЕЙЧАС МОЛИТСЯ". Смотрите, он молится! "Когда ты придешь, то найдешь его коленопреклоненным и молящимся", т.е. он уже познал ум Христов! "Он знает твое имя, он знает тебя, он знает, что ты должен прийти, возложить на него руки, и он прозреет!". Небеса открываются Савлу, он видит то, что видит Бог, когда он молится. Позже Павел скажет: "Все почитаю тщетою ради познания Христа Иисуса, Господа моего; для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа". Далее мы видим, что уничижение самого себя стало свидетельством и апостола Павла. Почему? Потому что, как он говорит, Иисус уничижил Себя Самого. Не знаю, согласился ли бы Бог, чтобы Иисус пришел на землю во всей Своей славе, каким-то другим образом, в другом качестве, но Иисус добровольно пошел на условия завета: "Я приду, как раб, отказавшись от всего, в абсолютной зависимости от Тебя, Отец. Каждое мое действие, каждое слово будут исходить только от Тебя. У Меня не будет Своей собственной воли, Моя воля будет полностью подчинена Твоей, Твоя воля - Моя воля. Я буду искать Тебя, искать Твоего Лица, искать близости с Тобой. Я должен иметь ТВОЙ разум".

Перед нами человек, только что обратившийся к Богу, координально преобразованный, имеющий новое познание Духа, Дух Святой сходит на него, он отказывается от своей славы. Он говорит про себя: "Я был фарисей из фарисеев", какая репутация! "Я так хорошо знал закон, что никто не мог разложить его по полочкам лучше меня". Этот человек проповедовал о Мессии, он не знал Его, но проповедовал о грядущем Мессии; он был очень сильным учителем закона. Он говорит: "Я был известным и уважаемым человеком. Я сам этого добился, взбираясь по этой лестнице. Но, когда в мою жизнь вошел Иисус и достиг меня, все изменилось. Я искренне верил, что все, что я делал, прославляло Бога и не противоречило Писанию, но я упустил Христа". Когда вы упускаете Христа, что бы вы ни делали, - это плоть. Он говорит: "Я отказался от своих амбиций. Мне все равно, знают ли обо мне люди, слышали ли они про меня, потому что так поступал Иисус. Это - ум Христов. Мое стремление - жить, как Он; быть похожим на Него; позволять Духу Святому изменять меня". Когда я моюсь, я всегда спрашиваю Духа Святого: "Есть ли во мне что-то неугодное Тебе? Если что-то во мне противоречит Христу, покажи мне, помоги мне разобраться с этим; только с Твоей помощью я смогу понять, в чем проблема". Бог взял на Себя обязательство: если вы подчиняетесь Ему и хотите обрести Его разум, Он обязуется дать его вам, иначе, Он не был бы Богом. Я отказываюсь от моих желаний быть успешным и признанным. Не смотря на то, что я свободен, я принимаю решение стать для каждого человека рабом и искать пользы других, а не своей. Иисус являлся Сыном, Сыном Бога живого, но Он принял решение прийти с сердцем раба. Мы тоже являемся детьми Божьими. Иисус сказал: "Не называю вас больше рабами, но друзьями". Мы можем оставаться Его детьми, но иметь сердце раба. Павел говорил о себе: "Я - сын Бога живого, но выбираю быть рабом Христа Иисуса и церкви Его. Я - раб, уже не господин. Я не пытаюсь сам устроить свои пути. Единственная цель моей жизни - приобрести Христа, чтобы Он жил через меня и во мне!" Это должно стать больше, чем просто разговоры на богословские темы. Больше, чем прослушанное учение. Но ни вы, ни я никогда не получим этого без откровения Духа Святого. В вашей жизни должен наступить момент, когда вы скажете: "Иисус, я хочу больше, чем просто разговоры о Тебе! Я хочу больше, чем просто посещение церкви, какое-то учение ОБ Иисусе!". Придите с этим желанием в свою тайную комнату, встаньте на колени и попросите Духа Святого: "Дух Святой, дай мне прозреть в духе моем, дай мне Твой тип мышления, указывай мне на те области моего сердца, которые Ты хочешь изменить".

"Да будет у вас тот же разум, что и у Христа Иисуса". Мы не приобретем разум Христов, пока наш плотский разум не будет вытеснен. Три дня Иисус опустошал разум Савла, чтобы наполнить его Духом Святым. Некоторые люди не могут исполниться Духом Святым, потому что они наполнены собой. Мы настолько полны собой, что Духу Святому нет места, нет места Его переменам и планам.

Мой отец-проповедник постоянно говорил мне: "Дэвид, Бог всегда простирается к молящемуся". Однажды эти слова стали для меня реальными. Дух Святой зажег их в моем сердце и не отпускал меня, пока я не сказал: "Господь, я хочу быть человеком молитвы". Я далеко не похож на того, кем мне хотелось бы быть, или каким я быть должен. Я помню один случай. Мне было лет 15, я молился в своей комнате, искал Лица Божьего, и долго не мог подняться с колен, потому что Его Рука прижимала меня к полу. Я так обрадовался этому, что, встав, я сказал: "Еще!" Это "еще" повторялось 5 раз, а потом все прекратилось. Это было одним из самых сильных переживаний Господа в мои юношеские годы. Затем я приехал в одну из церквей Пенсильвании и, входя в зал, я услышал Его обращение ко мне: "Если Я тебе нужен, ищи Меня! Я даю Свое бремя только тем, кто действительно этого хочет". Я устал от бесцельной и беспечной жизни. Я часто гулял по лесу, молился и плакал, говоря: "Господь Иисус, я знаю, есть нечто большее! Я больше не могу жить не по Слову Божьему!". Я предпочел бы умереть, чем жить жизнью для себя - попивая Колу, смотреть по вечерам телевизор, и гори оно все синим пламенем! Я сказал: "Господь, если это - не Дух Святой, мне не надо!" Месяц я находился в полном отчаянии, сокрушении пред Господом, искал Его Лица. Господь не оставил без ответа мое молодое сердце. Он поднял меня, а затем повелел провести евангелизации среди молодежи по всему миру, чему я посвятил многие годы. Время спустя, Он снова пришел ко мне: "Ты уклонился от курса, Я не вижу тебя в твоей тайной комнате, ты не ищешь Меня ВСЕМ сердцем. Вернись!". И я вернулся. Вернулся в свой кабинет над гаражом и сказал: "Иисус, дай мне познать Твой разум, Твою волю. Я так устал быть постоянно чем-то занятым! Слишком занятым!" Господь сказал: "Ты был так занят, что не мог найти и минутку для Меня". Когда я встал с колен, Дух Святой проговорил ко мне: "Езжай на Тайм-Сквер и создай церковь". Я подчинился Ему. Именно тогда, 40 лет назад, Он послал меня в Нью-Йорк, чтобы я трудился с бандами и наркоманами. Я уже много раз рассказывал, как, стоял там, смотрел на здания, плакал и молился. Ум Христов не появится в вас, если вы просто ходите в церковь, чтобы послушать проповеди. Вы должны испытывать страшную усталость и неудовлетворение от всего - мне до тошноты надоело "играть" в церковь, проповедовать. Если мы не дошли до такого состояния, но желаем иметь ум Христов, нас можно сравнить с английскими парламентариями времен великих пробуждений Сперджена и Паркера - в своих шикарных повозках, на великолепных лошадях они ездили от проповедника к проповеднику: в 8.00. они слушали проповедь Паркера, в 10.00. - Сперджена, потом - еще чью-то, и так весь день. Они бурно обсуждали услышанное в Парламенте, называя это "поучением", но такие "поучаемые" так и не обрели ум Христов, так и не понесли бремя Божье, так и не изменили Лондон.

Все, что я когда-либо слышал от Бога, любое откровение или благословение от Него приходили в мою жизнь только посредством молитвы. Я не имею в виду проводимые пасторами молитвенные служения, я говорю о внутренней работе и движении Духа Святого, пробуждении вас лично; я веду речь о чем-то более глубоком: "О, Иисус, я хожу с Тобой, я провозглашаю Твое Имя, но я хочу знать Тебя больше, чем сейчас; получить более глубокое откровение познания Тебя. Я хочу прийти в церковь и услышать то, что я уже знаю, слышать это, как подтверждение от Тебя!" В таком случае вы будете улыбаться и говорить: "Я слышал это вчера вечером. Господь говорил то же самое в мое сердце. Я слышу Бога!" Я знаю, в каком состоянии может находится человек, я сам прошел через это, будучи молодым пастором, не ищущим Бога. Я прекрасно помню страшные последствия нерадивого отношения к молитве. Я прекрасно помню ужасное одиночество во время своих поездок. Нам не удастся избежать всего этого, если мы не дорожим спасением. Мы обязательно столкнемся с разрушительными последствиями легкомысленного отношения к молитве, постепенно покидая место покоя. Сейчас я обращаюсь к тем, кто уже давно не молится; чье сердце не стремится искать Бога. Я знаю, какую боль вы испытываете; я знаю, что такое высохшие источники воды живой, погашенные благословения, никакие взаимоотношения с Богом и окружающими, - все это является последствиями утраченных поисков Бога, близкого общения с Ним и познания Его. Но я так же знаю, какая слава ожидает вас, как только вы снова вернетесь к Нему. Пророк Захария говорил, что, когда он искал Бога, он процветал. Я проповедую такое процветание, таким я его представляю. Процветание - это ум Христов. 2-я Паралипоменон 14 глава рассказывает нам о царе Асе, который искал Господа. Он сказал: "Мы взыскали Его - и Он дал нам покой со всех сторон". А у вас есть покой со всех сторон, ищете ли вы Его всем сердцем? 15:15 2-я Паралипоменон говорит: "Все Иудеи со всем усердием взыскали Его, и Он дал им найти Себя. И дал им Господь покой со всех сторон".

В Послании к Галатам 1:1 апостол Павел так приветствует нас: "Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом…" Другими словами, он говорит, я больше не иду за человеком, у меня нет героев и идеала среди живущих на земле. Он спрашивает: "У людей ли я ныне ищу благоволение, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым". Если я ищу расположения человека, я не могу быть рабом Христа. ВНИМАНИЕ! Если я ищу у людей похвалы, одобрения, я постоянно на иголках, пытаясь угодить кому-то, - это и есть стремление моего сердца и цель моего разума. Но вам не нужно искать расположения пастора или вообще кого-либо. ЕСЛИ ВЫ УГОЖДАЕТЕ ХРИСТУ, ВЫ УГОЖДАЕТЕ ВСЕМ. Далее: "Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. …я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью…". Даже, когда он пошел в Иерусалим для встречи с другими Апостолами, он ничего нового там не услышал, т.к. Господь Духом Своим уже открыл ему это. Мы нуждаемся в проповеди, в учении, чтобы наше сердце загорелось, а вера укрепилась, и мы могли прийти в свою тайную комнату молитвы и обрести тот же самый Дух откровения, что и пастор или другие мужи и жены Божьи. Апостол Павел говорит, что он получил это откровение не из книг, ему не нужно было прочитать массу литературы или прибегать к помощи каких-то человеческих методов. Все, что он говорил и получал, исходило от откровения руководящего его жизнью и пребывающего в нем Духа Святого - вот человек, ищущий Бога, ходящий верой, не ищущий себе славы, подчинивший свой разум Господу, имеющий сердце слуги, слуги Телу Христову. Для этого ему не нужно было прибегать к помощи каких-то книг, людей. Павел объясняет: "Ходил же по откровению…И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного….Узнавши о благодати, данной мне, они подали мне руку общения". Да, они были известными, но для него в них не было ничего особенного. Они не могли что-то прибавить к откровению Павла о том, кем он является во Христе.

Обращаясь к Филиппийцам со словами: "Имейте ум Христов", Павел сообщает, что у него ум Христов. Ум Христов, Его мысли производят в нас жизнь. Павел призывает Филиппийцев принять это решение. Он писал это послание, находясь в римской тюрьме. Несмотря на узы, насмешки, Павел все равно проповедовал Христа, и через это Господь совершал Свою работу, созидая и поднимая мощную церковь в Риме, прикладывая к спасаемым даже вельмож императора. Павел находится в заточении: "Посылаю к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом", из чего видно, что он не думает о себе, но хочет знать, как обстоят дела у Филиппийцев, как и чем они живут. Он не привлекает внимание к СЕБЕ, не ищет возможности других послужить ему, он не просит денег. Он говорит: "Я успокоюсь, когда Тимофей вернется и расскажет, как вы живете, все ли у вас в порядке, что вас беспокоит. Вот тогда я утешусь. И это все, о чем я прошу". Перед нами человек с сердцем слуги. Вникните в то, что он говорит далее: "Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас". Печальное заявление. Не смотря на то, что Господь движется в этом городе (Рим), люди спасаются, есть лидеры, старейшины, пасторы, "они все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Кроме Тимофея, не нашлось ни одного с разумом, просвещенным Христом. "Мой духовный сын Тимофей имеет ум Христов. Он служит мне, и идет, чтобы послужить вам. Служить - его неотъемлемая часть, для него это естественно, благодаря тем переменам, которые Иисус совершил в нем; он служит не для того, чтобы просто принять в этом участие. Он изменился, он действительно переживает за вас!" В целом Риме нет больше никого, кроме Тимофея! Павел и один молодой человек по имени Тимофей - это все! Но это не просто юноша, он - просвещен Христом, он не ищет себе славы, не придерживается какого-то конкретного расписания. Он идет к Филиппийцам, чтобы порадовать сердце Павла, чтобы послужить ему, служа им.

Вы хотите быть, как Иисус? Вы действительно хотите быть похожим на Христа? Этого ли ищет ваше сердце? "Я хочу, чтобы во мне жил Христос!" - это должно быть единственным желанием вашего сердца и ума. "Я хочу, чтобы мои братья и сестры знали, что мне не безразлична их жизнь, и они могут рассчитывать на меня". Вы действительно хотите быть похожим на Христа? Тогда, как говорит Павел, забота о людях должна стать вашим естеством, не нужно дожидаться, когда пастор даст вам руководство к действию. Церковь не может разрабатывать программы, чтобы сделать людей чувствительными к нуждам и проблемам других. Когда это родиться от обитающего в нас Духа Иисуса Христа, тогда мы увидим нужды людей, мы ощутим их боль. Пасторы не могут делать все за всех. Вы услышали, что кто-то не может найти работу. Вы будете молиться за это или начнете тревожиться: "Я следующий". Павел говорил, что все ищут своего. В современном мире вы можете увидеть это везде и повсюду - в служении, в экономике, в бизнесе. Каждый пытается подняться по ступеням лестницы, ведущей к успеху, что является характеристикой не Христа, а антихриста. Вы хотите иметь ум Христов? Тогда вы должны забыть о своей славе и репутации, став слугой Христу, Его Церкви, Его Телу. Когда я читал строки: "Все ищут своего", мое сердце опечалилось. "О, Господь, я не хочу быть человеком, принадлежащим этому сумасшедшему миру, ищущим своего, зарабатывающим, чтобы потом спокойно уйти на пенсию". Нет нужды доказывать вам, что мир уничтожает сам себя, что миллионы сердец парализованы страхом, сознавая, какое будущее нас ожидает. Есть ли на это ответ? Как церковь может подняться с данной ей властью? Количество мусульман возрастает, они наступают, как армия, пытаясь подчинить своей религии все народы. Где данная нам сила и власть? Где окажутся эти молодые Тимофеи, когда все будет не просто сотрясаться, но рушиться, одно за другим? За кафедрами, особенно в Америке, должны стоять мужи, всем сердцем ищущие Лица Божьего. Церкви должны наполняться людьми, приходящими не просто послушать хор, проповедь: "Сегодня проповедь мне понравилась больше. Она глубже"; желающими не просто расшевелить свое сердце, дать волю чувствам, искать помощи людей в своих проблемах. Да, слава Богу за все это! Но ответственность возложена не только на того, кто стоит за кафедрой, но и на того, кто сидит в зале - ухватиться за Бога и искать Его Лица, как никогда ранее; не замыкаться на деятельности церкви, но идти в мир. Тогда церковь, стоящая на истине Слова Божьего, ищущая Бога, засияет для этого мира, как островок спасения и надежды; засияет ярко, и это не просто слова! Я уверен, что, когда Господь приходит и Его свет проникает в город, он струится не там, где есть кафедра, а там, где есть Тело - любящие, не равнодушные люди. Тогда мир скажет: "Какие они заботливые!" Вчера мы хоронили мужа одной сестры из другой церкви. Здание церкви было просто забито до отказа желающими проявить любовь и заботу. Такое свидетельство увидели стоящие на улице, а находящиеся в здании удивились: "Что за люди!" Я скажу вам, что за люди - люди, имеющие ум Христов; не ищущие славы, но желающие служить другим.

Мы, пасторы, не имеем представления, что значит служить другим, пока Дух Святой не откроет нам. Мы должны взыскать Его, чтобы получить это откровение. Послание к Филиппийцам говорит нам, что Иисус Сам сделал Себя (англ. версия) рабом. Павел сделал то же самое - сделался рабом Христа и Его церкви. Вы хотите стать рабом? Тогда вам нужно отказаться от всех своих желаний, стремлений, эго. Вы должны принести это Господу и позволить Ему, исследовать ваше сердце. Неоднократно Господь показывал мне что-то в моем сердце спустя время. Я спрашивал Его: "Господь, почему Ты не показал мне это раньше?". Он ответил: "Тогда ты бы не выдержал. Сейчас ты немного возрос, укрепился, поэтому Я могу тебе показать". Но больно, все равно больно! Затем, мир Божий, что превыше всякого разумения, наполняет вас. Господь хочет до пьяна напоить Свою Церковь последних дней.

Отче, я исчерпал все слова, мне больше нечего сказать. Приди Духом Своим и прикоснись ко всякому открытому, голодному и жаждущему сердцу. Господь, прости любую небрежность и беспечность тем, кто когда-то был с Тобой, но сбился с пути, верни их обратно и пробуди их сердца прямо сейчас. Библия говорит: "Взыщите Лица Моего, и Я отвечу". Я буду искать Твое Лицо! Господь, сделай Твою церковь молящейся, как никогда ранее. Пусть любовь Христова побудит нас не проходить мимо ни одного израненного сердца, открой нам эти нужды и дай понимание. Я надеюсь, что это послание побудит вас искать Господа, Его волю и разум, разбудит в вашем сердце желание слышать Бога. Уверен, что большинство из вас сталкивались с разрушающими последствиями охлаждения, отступления от Бога, вытеснения поисков Бога чем-то другим; все это так же открывает двери для искушений, разочарований, усталости, ошибок, потери ощущения Божественного порядка в своей жизни, неправильных взаимоотношений. Господь, помоги нам искать Тебя всем сердцем; Ты обещал, что тогда Ты дашь нам мир со всех сторон. Я знаю, о чем говорю. После чего в сердце приходит невероятный, "превыше всякого разумения" мир Христов. Я верю в силу общей молитвы и молитвы наедине, я верю в силу длинной молитвы и в силу короткой молитвы. Если вы верите в силу молитвы, произносите ее от всего сердца, тогда она обязательно принесет перемены в вашу жизнь. А теперь помолимся.

Господь Иисус, я больше не хочу жить для себя. Я не хочу быть амбициозным человеком. Я хочу познать Тебя. Господь Иисус, прости, что я не искал Тебя. Прости меня за то, что служил себе. Я хочу служить Тебе и другим. Очисти меня от всякого греха и беззакония, закинь грехи мои за хребет. Прости и не вспомяни более моих грехов. Дух Святой, приди и покажи мне Христа. Иисус, открой Себя. Открой мое сердце, чтобы я мог понимать и видеть Тебя. Вложи в сердце желание читать Твое Слово и возрастать в образ Христов. Привлеки меня к Себе Своей любовью. Я благодарю Тебя за Твое прощение, милость, доброту и любовь ко мне!

Перевод - Венера Шамсутдинова

Чтобы не обвиняли меня в том, что прежде принимал, а теперь отвергаю веру возлюбленного Виталия, которую он изложил письменно, по требованию блаженного Дамаса, Епископа Римского; то и о сем объяснюсь кратко. Когда они богословствуют при искренних своих учениках и посвященных в их тайны, подобно как манихеи при своих так называемых избранных, тогда, обнаруживая перед ними весь свой недуг, едва присваивают Спасителю и тело. Но когда общими понятиями об очеловечении, какие представляет Писание, бывают обличены и приведены в затруднение, тогда исповедуют благочестивые речения, но касательно ума прибегают к хитрости; не говорят, что Христос есть человек, не имеющий души, слова и ума и несовершенный; но вместо души, слова и ума вводят самое Божество, будто бы соединено было с плотью Оно одно, а не что-либо ваше и человеческое, хотя безгрешное выше нашего естества и есть очищение наших немощей. Таким образом, и сии слова: «мы же ум Христов имамы» , толкуют они худо и весьма нелепо, под умом Христовым разумея Божество, а не как мы понимаем, что имеющими ум Христов называются очистившие свой ум через подражание тому уму, какой ради нас воспринят Спасителем, и по возможности сообразующиеся с этим умом; равно как можно было бы сказать, что имеют плоть Христову те, которые обучили плоть свою и в этом отношении стали «стелесниками и спричастниками» (Еф.3:6) Христовыми. И «якоже облекохомся во образ перстнаго» , так сказано, «да облечемся и во образ небеснаго» (1Кор.15:49) .

Послание 4, к Кледонию против Аполлинария.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

«Мы ум Христов имамы », - сказал святой апостол Павел от лица всей христианской Церкви. Мы, христиане, должны мыслить, должны рассуждать, должны говорить, как мыслил, понимал, говорил вочеловечившийся Бог наш. Такое единение с Господом должны по преимуществу тщательно насаждать, тщательно возращать, тщательно сохранять в себе пастыри Церкви, как носящие на себе священнейшую обязанность руководить к добродетели и спасению все христианское братство.

Аскетические опыты, том 2.

Свт. Феофан Затворник

Кто бо разуме ум Господень, иже изъяснит и? Мы же ум Христов имамы

Причину приводит, по которой никто из душевных духовного человека понять и обсудить не может. Ибо, говорит, чтó в духовном человеке есть, тó есть ум Христов,– дух Христов, Христовы у него созерцания, Христовы расположения, Христовы силы, планы, надежды – все Христово. Христова же ума, ума Господня никто из душевных разуметь не может, так чтобы понятно было в нем все. Как этого никто из них не может разуметь, то не может разуметь и духовного, потому что у него тот же ум. Слова: иже изъяснит и ,– кто относит к уму Господню, так: кто знает ум Господень, чтоб ясно понимать его и согласовать с своими понятиями? (Феофилакт). Кто относит к духовному человеку, так: кто разумеет ум Господень, чтоб понять и обсуждать духовного человека? А в нас, духовных – Христов ум, то есть Господень. Главная мысль и при том, и другом разумении сих слов остается одна и та же: духовная область – с тем, что в ней содержится, и с лицами и предметами – недоступна для душевного человека: понять он в ней ничего не может, не только как она есть в себе, но и как открывается в лицах, духовно живущих.

Вот что говорит на это святой Златоуст:

«Ум Христов имамы ,– то есть мы знаем то, что в уме Христовом, чего Он хочет и что открыл нам. Так как Апостол выше сказал, чтó Дух открыл нам, то, дабы кто не отверг Сына, присовокупляет, что и Христос открыл, выражая не то, будто мы знаем все, что знает Христос, но что все наше знание не есть человеческое и потому подверженное сомнению, но есть знание ума Христова и духовное. Разумение, какое мы имеем, есть Христово, то есть познание, которое мы имеем о предметах веры, есть познание духовное, а потому действительно о нас судить никто не может, ибо человек душевный не может знать предметов Божественных. Посему Апостол и сказал: кто бо разуме ум Господень , утверждая, что наше разумение этих предметов есть Его разумение. И слова: иже изъяснит и – он прибавил не напрасно, но соответственно вышесказанным словам, духовный ни от единаго востязуется .– Видишь ли, как разнообразно он опровергает внешнюю мудрость и показывает, что духовный человек знает больше и лучше? Мы только таким образом (то есть имея ум Христов) можем видеть и познавать предметы высокие, таинственные и находящиеся выше нас; а разум оказался недостаточным, потому что посредством мирской мудрости мы не можем постигнуть то, что выше нас.– Мы же ум Христов имамы ,– то есть духовный, Божественный, не имеющий в себе ничего человеческого; Свое ведение Христос сообщил нашему разуму. И Христос Сам доказательством совершенного дружества представляет то, что Он открыл нам тайны: не ктому , говорит, вас глаголю рабы… вы друзи Мои есте… яко вся, яже слышах от Отца, сказах вам , то есть вверил вам (Ин. 15, 14–15) . Если же и одно только доверие служит знаком дружества, то помысли, какую любовь выразил Он, вверив нам тайны не на словах только, но сообщив их нам на самом деле. Устыдимся же; и если не слишком устрашает нас геенна, то пусть будет для нас страшнее геенны – оказаться непризнательными и неблагодарными к такому другу и благодетелю».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

Ибо, кто познал ум Господень , кроме того, кто будет причастником его? Подобно тому как говорят: прежние праведники, кои были участниками богопочтения, волю Божию познали, - тоже и мы , своим участием в страданиях Христа, приняли ум Христов .

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Нил Синайский

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

Что значит: «мы ум Христов имамы» (1 Кор. 2:16) ? То, что, так как владычественное мое (ум) очищено, я чисто и возвышенно мыслю, и житие мое светло.

Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.

Прп. Максим Исповедник

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

Ум Христов, который воспринимают святые по глаголу: Мы имеем ум Христов , не рождается в нас вследствие силы мышления; [не является] он и составной частью нашего ума и не перемещается сущностным и ипостасным образом в наш ум, но [ум Христов рождается] как сила, своим качеством делающая ясным наш ум и сообщающая ему действие, направленное на нее. Ибо обладать умом Христовым, как я это понимаю, значит [постоянно] мыслить по Господу и всегда мыслить Его.

Главы о богословии.

Блж. Феодорит Кирский

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

Апостол достаточно доказал, что божественное учение ни в чем не нуждается. Ибо если Бог всяческих не только ни в чем не нуждается, но и Его премудрость непостижима, а эту премудрость Он передал нам, то и мы не нуждаемся в учении так называемых мудрецов.

Толкования на послания апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его

Духовный ум называет умом Господним. Слово судить (συμβιβάσει) стоит вместо: исправить (διορθώσεται). Выше сказав: о духовном судить никто не может , теперь доказывает, что сказал это справедливо. Ибо кто познал ум Господень так, чтобы решился судить его , то есть исправить? Ибо если никто не может даже знать ум Господень, а таков ум человека духовного, то тем более не может учить его и исправлять.

А мы имеем ум Христов

Не дивись, говорит, что духовного человека и ум его я назвал умом Господним. Все мы имеем ум Христов , то есть все, что мы ни знаем, открыл нам Христос, и разумение (τον νουν) свое относительно вещей божественных имеем от Христа; другими словами: знание, какое мы имеем о духовных предметах веры, имеем от Христа, так что подлинно никто не может нас судить. Некоторые, впрочем, умом Христовым называли Отца, а другие - Духа.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Экумений

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

Умом Христовым апостол называет Отца. Мы имеем в себе, говорит он, Отца Христова.

Фрагменты.

Амвросиаст

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов

Мы также имеем ум Господа . Говорит это Павел потому, что мы, верующие, принимаем свою часть в Божественном промысле.

На Послания к Коринфянам.

Справедливым считаю сказать, - сегодня ни один человек, кто бы он ни был, не может утверждать или настаивать на том, что в духовном понимании образов и символов открывающихся в Слове Божьем, нет никакой пользы и за этим нет будущего.

Ум Христов

Такие утверждения никогда и тем более сегодня не имели, и не имеют ни основания, ни здравого суждения.

Открыв любую книгу Библии, и прочитав первых несколько текстов мы обязательно встретим слова или словосочетания, которые несут в себе духовное значение и соответственно нуждаются в более пристальном внимании и изучении. Когда мы найдем в Слове Божием точное духовное истолкование какого-либо образа, лишь только тогда, когда мы осознаем духовное значение того или иного образа или символики, только тогда мы можем претендовать на правильное понимание пророчеств Слова Божьего. Ибо Писание говорит:

2Петр.1:21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

И вот всем нам первый урок и правило:

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Иоан.4:24

А что значит в духе? Говорит об этом Апостол Павел:

1Коринф.2:14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

Росток

Этот образ хорошо открывает Пророк Исаия в 53-й главе.

Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как Иисус Христос
Пророческое:- Иисус Христос

росток из сухой подножие ног Божьих
Пророческое: - Святилище
земли
; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

Росток из сухой земли

  • Формирование образа росток
  • Значимость в пророчествах

Сеятель

Семя

Один из самых первых образов Иисуса Христа находим в Бытие 3:14-15: - «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Христос говорит о семени так Лук.8:11: - «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие». А о слове мы знаем, - В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Евангелие от Иоанна 1:1.

Образ семени

  • Формирование образа семени
  • Обширность значения семени
  • Значимость в пророчествах