Экспертный лист адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Надо разграничивать аоп и аооп

Чтобы принять ребёнка с особыми образовательными потребностями, детский сад должен создать для него специальные условия: организовать доступную среду и разработать адаптированную программу. Но сделать это не так-то просто – создание специальных условий для детей с ОВЗ требует дополнительных финансовых затрат, а для разработки адаптированных образовательных программ пока нет единых методических рекомендаций.

Как подготовить адаптированную образовательную программу?

У родителей не всегда есть возможность водить ребёнка с особыми образовательными потребностями в специализированные учреждения. Нечасто бывает, чтобы коррекционная школа или детский сад находились рядом с домом, чаще всего приходится возить ребёнка на другой конец города. Идея инклюзии предполагает, что ребёнок с особенностями развития может ходить в любой детский сад.

Однако, чтобы принять такого ребёнка, детский сад должен обладать соответствующими ресурсами. Дети с особыми потребностями нуждаются в особых условиях. И это не только пандусы и лифты, не только среда, но и само образование должно быть доступным. Нельзя просто так привести ребёнка в коллектив и ждать, что он самостоятельно подхватит программу и начнёт показывать результаты.

Для того, чтобы разобраться, как подготовить детские сады к инклюзивному образованию, в декабре мы провели вебинар «Примерные адаптированные основные образовательные программы как условие повышения качества дошкольного образования».

Вебинар провела Анна Борисовна Теплова - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории профессионального развития педагогики ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания «Российской академии образования».

Анна Теплова рассказала на вебинаре о том, как организовать инклюзивное образование в ДОУ, что включает в себя адаптированная основная образовательная программа (АООП) и чем она отличается от адаптированной образовательной программы (АОП).

Детским садам требуется перестройка

Инклюзивное образование предполагает создание специальных условий обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ:

  • специальные образовательные программы, учебники, пособия и дидактические материалы, специальные методы обучения и воспитания;
  • особые технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • услуги тьютора;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здание ДОУ и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Эти условия создаёт образовательная организация, её учредители и государство. Заметьте, не ребёнок должен подстраиваться, а сама организация перестраивает свою работу для того, чтобы дети с ОВЗ могли развиваться в условиях инклюзивного образования.

- Надо сказать, что несмотря на то, что всё это нам кажется пока новым, непреодолимым иногда, нам кажется, что всё это какие-то сложности, которые должны быть обеспечены, прежде всего, государством. На самом деле инклюзивное образование в России развивается. И закон, и стандарт на это работают. И поэтому говорить о том, что мы почему-то не готовы или всё это нужно спускать на тормозах, бессмысленно - инклюзивное образование в России есть и будет развиваться, - утверждает Анна Борисовна Теплова.

Проблемы становления инклюзии и пути решения

Однако развитие инклюзивного образования в России не обходится без трудностей. Надо сказать, что почти все здания старых проектов не подходят для детей-колясочников, даже если сделали пандус. К сожалению, на сегодняшний момент требуются серьёзные изменения в этих зданиях. Но это не единственная проблема, с которой сталкиваются школы.

Создание специальных условий для детей с ОВЗ в детском саду требует значительных финансовых затрат и привлечения специалистов, работающих с той или иной категорией детей с ОВЗ. Теплова предлагает решать эти проблемы путём сетевого взаимодействия.

Комментарий эксперта

Инклюзивное образование - это дорогое образование, потому что предполагает особые условия, наличие специалистов, возможности среды, написание адаптированных образовательных программ и работу психолого-медико-педагогической комиссии. Сетевое взаимодействие решает эти проблемы. Но детские сады пока ещё не включились в сетевую систему взаимодействия и пока не разработали логистику оказания помощи детям с ОВЗ, потому что нет такого опыта. Сетевое взаимодействие должно быть создано не только на уровне предоставления услуг или создания условий, но и на уровне взаимодействия как сообщества, принимающего детей с ОВЗ, создающего эти условия. Важно понимать, что условия зависят и от педагогов тоже - необходимо двигаться вперёд.

Это очень важно, потому что не каждая образовательная организация может обеспечить себе услуги тех самых сурдо-, тифло- и других специалистов. В данной ситуации вам предлагается работать через сетевую форму реализации. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между этими организациями. Этот договор вы совместно разрабатываете с организациями-партнёрами. Сетевое взаимодействие обеспечивает возможность освоения образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций. Для организации сетевого взаимодействия с несколькими организациями такие организации совместно разрабатывают и образовательные программы - специалист, включённый в сетевую форму, включён и в написание, и в разработку основной образовательной программы, адаптированной образовательной программы и индивидуальной программы развития инвалида и так далее. То есть эти специалисты включены во все тонкости образовательного процесса.

Что такое АОП и АООП?

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Родители не обязаны приносить эти рекомендации в детский сад, но если они их принесли и согласны на обучение по АООП, то руководство ДОУ обязано эти рекомендации воплотить в жизнь.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АОП и АООП: отличия

Если в группе один ребёнок с ОВЗ, то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа. Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями, например, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата, то для целой группы компенсирующей направленности пишется адаптированная основная образовательная программа, потому что задачи будут для всей группы детей одинаковыми.

АОП и АООП - разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и на основе особенностей этих детей разрабатывать адаптированные программы. В группах комбинированной направленности вместе с обычными детьми находятся дети с ОВЗ, поэтому необходимо рассматривать каждого ребёнка индивидуально - для каждого писать адаптированную образовательную программу. Для детей инвалидов соответственно обязательно составляется индивидуальная образовательная программа.

9 примерных АООП

На конец 2017 года было разработано и вынесено на обсуждение девять примерных адаптированных основных образовательных программ для разных категорий детей:

  1. для глухих детей;
  2. для слабослышащих детей;
  3. для слепых детей;
  4. для слабовидящих детей;
  5. для детей с тяжёлыми нарушениями речи и общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим нарушениями речи;
  6. для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  7. для детей с задержкой психического развития;
  8. для детей с умственной отсталостью разной степени тяжести;
  9. для детей с расстройствами аутистического спектра.

Это впервые, чтобы для детей с РАС была разработана своя образовательная программа. Почему только сейчас, ведь педагоги работают с такими детьми уже много лет? Да, есть методические разработки, научные школы по работе с такими детьми, но научная школа и адаптированная программа для образовательной организации - это разные вещи. Дело в том, что перевести наработки учёных в практику образовательной организации оказалось достаточно сложно.

Эти программы ещё дорабатываются, так как не соответствуют некоторым положениям ФГОС и современным научным разработкам. К тому же, пока нет методических рекомендаций для практиков.

- Вы можете их найти в интернете, но мы настоятельно не рекомендуем по ним работать, чтобы Вам не делать работу двойную, тройную и так далее. Конечно, вы можете на них посмотреть, проконсультироваться, потому что работать надо здесь и сейчас, ждать этих адаптированных программ достаточно долго , - отмечает Теплова.

Пока эти девять примерных АООП не приняты, источниками для разработки адаптированных программ в ДОУ служат:

  • Федеральный закон ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС ДО;
  • основная образовательная программа дошкольного образования;
  • примерная АОП ДО;
  • ОП ДО для детей с ОВЗ;
  • программно-методические и методические пособия для дошкольного образования;
  • авторские образовательные программы дошкольного образования.

Примерная основная образовательная программа была одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20 мая 2015 года. В ней прописаны коррекционная и инклюзивная составляющие. К этой программе можно обращаться, так как она разработана как рамка для всех детей.

При разработке адаптированных образовательных программ также можно обращаться к СанПин, так как здесь указано рекомендуемое количество детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинирующей направленности. Например, рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет соответственно, не должно превышать:

  • для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;
  • для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
  • для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
  • для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;
  • для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
  • для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;
  • для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;
  • для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;
  • для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей;
  • для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;
  • для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;
  • для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

Последний пункт особенно интересен тем, что здесь действительно могут оказаться разные дети, в том числе наиболее распространённая сейчас группа - дети с гиперактивностью. Но важно помнить, гиперактивность - это диагноз, и нельзя детей называть гиперактивными, если нет справки от психолого-медико-педагогической комиссии. Часто за гиперактивностью прячутся дети с педагогической запущенностью, с отсутствием определённых форм родительской любви или другими нарушениями.

При включении в группу детей с ОВЗ к реализации Программы привлекаются дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей: учителя-дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, тьюторы, тифлопедагоги и другие специалисты. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой группы, в которой организовано инклюзивное образование.

На сегодняшний момент педагоги должны быть готовы к возможной реализации вынесенных на обсуждение адаптированных основных образовательных программ, научиться рассчитывать количество, понимать, как работает дефектолог, логопед или специальный психолог, как определять его нагрузку, как организовать логистику этой работы с тем, чтобы специалист не сбежал из-за перегрузки или отсутствия заработной платы. Это всё необходимо продумать уже сейчас.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Модуль 3. Конструирование адаптированной программы, адаптированной рабочей программы учебного предмета/курса

Лекция 4 часа

План лекции:

1.

2. Адаптированная основная образовательная программа .

3.

4. Особенности разработки программ АООП и АОП.

5. Общая структура АООП и АОП

6. Рефлексия по материалам лекции.

1. Уточнение понятий, используемых в лекции.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

273-ФЗ, ст. 2

Статус «Ребенок с ОВЗ» устанавливает ПМПК

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебно-тематического плана, содержания программы, а также оценочных и методических материалов (гл.1ст. 2 Федерального закон).

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, и распределение по периодам обучения учебных предметов (дисциплин), иных видов учебной деятельности (гл.1ст. 2 Федерального закон).

Направленность образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности , определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (гл.1ст. 2 Федерального закон).


Адаптированная образовательная программа (далее - АОП) соответствующего уровня общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) - локальный нормативный акт общеобразовательной организации, обеспечивающий реализацию целей общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), например, лиц с нарушениями зрения - слепых, слабовидящих; лиц с нарушением слуха - глухих, слабослышащих и т. д.

АОП представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающую коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. (Федеральный закон от 01.01.2001 года «Об образовании в Российской Федерации» статьи 2, 64, 66, статья 2 пункт 28, статья 79 п. 1).

Внимание! Следовательно, АОП пишется на ребенка и ежегодно.

Вариант адаптированной образовательной программы определяется в рекомендациях ПМПК. В дальнейшем изменить вариант адаптированной программы возможно, но осуществить изменение может только психолого-медико-педагогическая комиссия после обращения к ней родителей (законных представителей) обучающегося. Образовательная организация разрабатывает и реализует соответствующую рекомендованную адаптированную программу, но своим решением не может определить или изменить ее вариант. Адаптированная образовательная программа разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе специальных федеральных государственных образовательных стандартов. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по АОП по результатам заключения ПМПК.

Обучение в ________классе общеобразовательного учреждения по адаптированной образовательной программе с учётом психофизических особенностей детей с задержкой психического развития и индивидуальных возможностей ребёнка в условиях инклюзивного обучения .

или

Обучение в ________классе общеобразовательного учреждения по адаптированной образовательной программе с учётом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей здоровья ребёнка.

2. Адаптированная основная образовательная программа.

Адаптированная основная образовательная программа разрабатывается на базе основной образовательной программы, с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

Внимание ! Следовательно, АООП пишется на класс, группу детей и на уровень образования.

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. (ФЗ, ГЛ. 1, ст.2, п. п. 28).

НАПРИМЕР: Коллегиальное заключение

Обучение в ___ классе общеобразовательного учреждения, осуществляющего образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью.

или

Обучение в ___ классе общеобразовательного учреждения по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития.


Вопрос обучения на дому решить через ВКК.

3. Сравнительная характеристика АООП и АОП.

Адаптированию и модификации подлежат: программы; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и мн. др.).

Внимание ! Следовательно, АООП – это программа, разрабатываемая на уровень образования (начальное, основное, среднее), т. е. на несколько лет. АОП – это программа для одного ребенка с ОВЗ, находящегося в группе с нормально развивающимися сверстниками, или чем-то отличающегося от остальных детей в группе. Например: для глухого умственно-отсталого ребенка, в группе детей с нарушениями слуха. АОП разрабатывается на 1 год, с возможностью изменения в течение учебного года.

Количество адаптированных программ, разрабатываемых общеобразовательной организацией, определяется:

· во-первых, исходя из наличия обучающихся, отнесенных к различным категориям учащихся с ограниченными возможностями здоровья (т. е. на каждую категорию обучающихся с ОВЗ необходимо разработать отдельную адаптированную программу);

· во-вторых, уровнем общего образования, которое осваивают обучающиеся с ОВЗ (отдельные адаптированные программы начального общего, адаптированные программы основного общего, адаптированные программы среднего общего образования); при этом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целесообразно разрабатывать одну АОП на весь период обучения.

4.Особенности разработки программ АООП и АОП

Из схемы становится понятным наполнение основной образовательной программы школы. В зависимости от категории и количества детей с ОВЗ ООП школы может:

1. в случае отсутствия детей с ОВЗ на всех уровнях образования иметь только ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, разработанные в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО;

2. в случае наличия группы детей с ОВЗ одной категории на каком–либо уровне образования, дополнительно к основной образовательной программе этого уровня будет разрабатываться и адаптированная основная образовательная программа для данной категории детей данного уровня образования. Если это уровень начального общего образования , тогда АООП будет разработана с учетом примерной АООП, рекомендованной ПМПК в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ данной категории. Если эта группа детей обучается в основной школе (5-9 классы), то для них будет разрабатываться АООП на основе ФГОС учетом рекомендаций ПМПК;

3. в случае наличия нескольких групп детей с ОВЗ на разных (или одном) уровнях образования, дополнительно к ООП данного уровня будут разрабатываться АООП каждой категории детей с ОВЗ на каждом уровне на основе соответствующего образовательного стандарта и рекомендаций ПМПК. Например, в обычной школе вместе с обычными детьми обучаются: в начальной школе – 3 группы детей с ОВЗ (разные классы, разные категории), в среднем звене – 4 группы детей с ОВЗ (разные классы, разные категории), в основной школе – 2 группы детей с ОВЗ (разные классы, разные категории). Таким образом, в данной школе основная образовательная программа будет иметь 1 ООП НОО, 3 АООП НОО, 1 ООП ООО, 4 АООП ООО, 1 ООП СОО, 2 АООП СОО.

Разработка АООП

https://pandia.ru/text/80/256/images/image003_77.gif" width="576 height=214" height="214">

На сегодняшний день не существует ФГОС обучающихся с ОВЗ. Поэтому разработчикам адаптированной основной образовательной программы необходимо опираться на ФГОС ООО (соблюсти требования к структуре, условиям и результатам освоения программы), примерную основную образовательную программу (размещена на электронном ресурсе: http://fgosreestr. ru), рекомендации ПМПК и локальный акт своей образовательной организации.

С учетом рекомендаций ПМПК и локального акта школы структура, условия и результаты освоения АООП могут быть дополнены. Так, например, ФГОС увеличить срок освоения программы детьми с ОВЗ на 1 год. Таким образом, АООП может быть освоена не за 5, а за 6 лет учебы ребенка в школе.

5. Общая структура АООП и АОП

АООП /АОП для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной ООП утверждается образовательной организацией. Структура адаптированных программ, реализуемых в школе, требования к оформлению определяются самой общеобразовательной организацией и закрепляются соответствующим локальным актом.

Локальный акт («Положение об адаптированной программе» или «Порядок разработки и реализации адаптированной программы») закрепляет статус данной программы в образовательном процессе; уточняет разницу между АООП и АОП, нормативно-правовую базу ее разработки; порядок и периодичность разработки, утверждения, корректировки (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения) и реализации; состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность; структуру; требования к оформлению; порядок хранения и утилизации.

Для обеспечения учета индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося в данный локальный нормативно-правовой акт образовательной организации может быть включен перечень индивидуальных прав обучающихся и их родителей, которые должны быть реализованы при формировании документа, и процедуры выявления, фиксирования образовательных запросов обучающегося в разных форматах - индивидуальный учебный план в рамках образовательной программы образовательной организации, индивидуальный выбор в рамках отдельных учебных предметов, курсов, видов, направлений образовательной деятельности и др.

При разработке АООП/АОП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации стандартов. В программе конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, составу учащихся, месту расположения, педагогическим возможностям. В школе может быть несколько АООП/АОП.

Структура адаптированной образовательной/адаптированной основной образовательной программы имеет следующие разделы и компоненты.

1. Целевой раздел

· Пояснительная записка, в которой раскрываются:

Цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП;

Принципы и подходы к формированию АООП;

Общая характеристика АООП;

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ

Описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

· Планируемые результаты.

Описываются 3 группы результатов: личностные; метапредметные (УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные или БУД – но они есть не во всех вариантах), предметные (дифференцированные для каждого варианта). Планируемые результаты должны передать специфику целей изучения отдельных учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, соответствовать возрастным особенностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ.

· Система оценки достижения планируемых результатов. (Достижение предметных и метапредметных результатов (или только предметных результатов – для некоторых вариантов); достижение результатов освоения программы коррекционной работы). Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.

· Программа формирования УУД (БУД) дает описание УУД (БУД), ценностных ориентиров содержания образования. В этом блоке разработчики представляют связь УУД (БУД) с содержанием учебных предметов; типовые задачи формирования УУД (БУД), уделяют внимание процессу преемственности при переходе от дошкольного к начальному образованию.

· Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности разрабатываются для каждой категории детей. Возможно, потребуется дифференциация содержания в зависимости от уровня развития ребенка или характера заболевания. Содержание коррекционной работы: специальные условия для получения образования - учитывать ИПР и заключение ПМПК (в полном объеме возможно только в АОП), механизм адаптации программы для индивидуальных потребностей детей (например, через функционирование ПМПк), перечень специальных образовательных программ, использование специальных методов образовательных технологий, коррекционно-развивающих технологий, перечень специальных методических пособий, перечень специальных дидактических материалов, тематика и объем групповых и индивидуальных коррекционных занятий, квалифицированная коррекция нарушений развития (логопедическая , дефектологическая , психологическая). Структура рабочих программ определена п.2.9.5. ФГОС ОВЗ, а именно:

Календарный учебный график общеобразовательной организации разрабатывается на нормативный период освоения АООП. Кроме того, дополнительно общеобразовательная организация может указать:

Режим работы образовательной организации;

Продолжительность учебной недели, учебного года;

Дополнительные условия организации образовательного процесса (при наличии);

Расписания уроков и внеурочных занятий, в совокупности отражающие особенности чередования урочной и внеурочной деятельности;

Сроки проведения государственной (итоговой) аттестации.

Приложения к АООП/АОП

· Оценочные и методические материалы.

· Иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся.

Кроме указанных разделов АООП школы может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам, имеющим значение для дальнейшей организации обучения (например, особенности контингента по различным сопутствующим заболеваниям, требующим существенного медицинского сопровождения, или большое количество детей-инвалидов, для которых предусматривается программа реабилитации), и др.

В период каникул используются возможности иных организаций отдыха и оздоровления детей, тематические лагерные смены, летние школы и др.

Реализация АООП может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП возможно использование сетевой формы. АООП включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет: 80% : 20%, 70%:30%, 60%:40%.

Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с планом мероприятий внеурочной деятельности в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования ("веселые старты", олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др. Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу. Внеурочная деятельность не вляется дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.

Государственная аккредитация

В части 1 ст. 92 ФЗ № 273 предусмотрено, что государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования .

Таким образом, адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

Вместе с тем, вопрос государственной аккредитации по адаптированным программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в полном объеме не урегулирован.

Рефлексия:

Создайте, используя ключевые термины, опорный конспект (структурно-логическую схему) лекции.

Раскройте смысл понятий «модификация», «адаптация», «индивидуальный учебный план», «Индивидуально ориентированные программы психолого-педагогической поддержки ребенка» в соответствии с рекомендациями ПМПК применительно к инклюзивному образованию. Воспользуйтесь для выполнения этого задания словарями и возможностями Интернет-поиска (например, http://dubki. ucoz. ru/dejatelnost_pedagoga. pdf).

Выполненную работу направьте на e-mail:miro. *****@***com

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственным за составление адаптированной образовательной программы (АОП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель работы: создание методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №1»

(структурное подразделение МБОУ – гимназия №2)

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель Орлова Наталья Александровна

2014 год

1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задач, методов и практической значимости представленной работы);

2. Основная часть :

2.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы;

2.2.Практические аспекты деятельности педагогических кадров (опыт работы МБОУ – гимназии №2 г. Тулы);

3. Заключение .

4. .

Введение

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

Актуальность тематики данных методических рекомендаций объясняется тем, что для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Цель работы: создание методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

Задачи:

  • оказание помощи специалистам в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней;
  • ознакомление со структурой адаптированной образовательной программы, механизмами ее разработки, процедурами перевода обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на обучение по Программе, с организацией итогового и промежуточного контроля.

Основная часть

II. Теоретические аспекты составления адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Необходимым этапом является адаптация общеобразовательной программы, которая осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает такие направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам). Проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной образовательной программы и о пределяются временные границ освоения АОП. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы. При этом необходимо обратить внимание на четкое формулирование цели АОП и определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.

  1. Определение содержания АОП. Проектирование содержания АОП должно включать в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.
  1. Планирование форм реализации АОП.

Реализация АОП может, осуществляется с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.

  1. Планирование участия в реализации АОП различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
  2. . Определение форм и критериев мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы.

Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП.

  1. При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться:

пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

пунктом 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

  1. Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и при согласии письменном заявлении родителей (законных представителей).
  2. Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ.

2. СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:

2.2.1. Титульный лист;

2.2.2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.

В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

2.2.3. Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП

образовательный компонент АОП раскрывается содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ;

коррекционный компонент, излагает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.

2.2.4. Основные требования к результатам реализации АОП.

В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.

2.2.5. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.

3.2. При реализация АОП необходимо создавать условия:

учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);

реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;

предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;

привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

3.3. К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.

Компонентный состав структуры АОП

Структурные единицы АОП

Их характеристика

Титульный лист АОП

Наименование образовательного учреждения

Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения)

Гриф утверждения программы директором образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа)

Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ.

ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории)

Параллель/класс, в которых изучается Программа.

Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ)

Год составления программы

Пояснительная записка АОП

Цель и задачи АОП.

Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учащего/учащихся, то это также указывается.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП.

Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП.

Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ

Специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

Основные требования к результатам реализации АОП

Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса)

Личностный результат.

Система контрольно-измерительных материалов АОП

Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ.

Количество контролирующих материалов

Критерии оценки проверочных работ

Практические аспекты деятельности педагогических кадров (опыт работы МБОУ – гимназии №2 г. Тулы)

На данный момент наше учреждение посещают двое детей-инвалидов. Оба ребенка не имеют видимых нарушений и отклонений в развитии, у обоих сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться в группах с детьми, не имеющих нарушений в развитии.

С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение»

На начальном этапе проводилась первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включились сотрудники образовательного учреждения, администрация: заместитель директора по АХР, зам. директора по ВР, медработник, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в гимназии, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса. Учителя и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей. Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между ОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ОУ. Консультирует учителей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

Далее педагогами и специалистами ОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

Как было сказано ранее, в данный момент, наше образовательное учреждение посещают два ребенка-инвалида. Согласно Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ч. 11 ст. 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией нашего учреждения создаются специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной без барьерной среды, имеются средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

  • оборудование для развития общей подвижности;
  • оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
  • игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
  • оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
  • материалы для изобразительного творчества;
  • фонотека, музыкальные игрушки;
  • художественная литература для детей и родителей.

В нашем учреждении порядок разработки и корректировки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках ПМПК учреждения. Образовательная программа разрабатывается педагогами и специалистами ОУ и утверждается директором. Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка - инвалида в нашем учреждении имеет такую структуру.

  1. Титульный лист , который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.
  2. Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
  3. Индивидуальный учебный план . Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.
  4. Содержание программы.

Включает в себя три основных компонента или блока:

Образовательный компонент , в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план .

Коррекционный компонент , в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения

При подготовки данного материала были использованы ссылки на:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.

III. Заключение

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственным за составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучающихся.

Адаптированная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. АОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

АОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.

IV. Список использованной литературы

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) - www.unisef.ru

Региональная общественная организации инвалидов «Перспектива» - www.perspektiva$inva.ru

НО Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» - www.downsideup.org

Региональная общественная организация социально-творческой

реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей

«Круг» - www.roo$kroog.ru

Региональная общественная благотворительная организация

«Центр лечебной педагогики» - www.ccp.org.ru, www.osoboedetstvo.ru

Центр «Наш солнечный мир» - www.solnechnymir.ru

Институт проблем инклюзивного образования (при Московском городском психолого-педагогическом университете) - www.mgppu.ru,

www.inclusive-edu.ry, www.edu$open.ru

Президент России - школьникам - http://www.uznay-prezidenta.ru/

Сайт Тьюторской ассоциации - http://www.thetutor.ru

Сайт Минобрнауки - http://mon.gov.ru/

«Российское образование» Федеральный портал (обо всем, что касается Российского образования - нормативные документы, новые стандарты, образовательные ресурсы и т.д.) - www.edu.ru

Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)

Юлия Васильевна
Адаптированная образовательная программа

Презентация "" Структура написания, содержание.

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) это образовательная программа , адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц .

АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности :

анализ и подбор содержания;

изменение структуры и временных рамок;

использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Адаптированная образовательная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса .

Получение детьми и детьми-инвалидами (далее - дети с особыми ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации.

Адаптированная образовательная программа - это комплексная программа по оказанию помощи детям с особыми образовательными потребностями в освоении основной .

Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ :

Титульный лист;

Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.

В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.

Цель программы : обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования .

В связи с этим коррекционная работа с особыми образовательными потребностями направлена на решение задач :

1. Определение особых образовательных потребностей детей – инвалидов.

2. Разработка и реализация плана индивидуальной коррекционной работы у ребёнка в ДОУ и семье.

3. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно - развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями ;

4. Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными потребностями определение степени их готовности к школьному обучению;

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении .

6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико – педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПк) ;

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Адаптированная образовательная программа на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание :

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения ;

Коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения , способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

Инклюзия — это буквально «вовлечение». Речь идет о таких условиях, которые позволят детям с ОВЗ учиться в обычной школе. На данный момент инклюзивное образование вызывает больше вопросов, нежели ответов. Но есть и реальные результаты. В некоторых школах, наряду с обычными классами, сформированы коррекционные, в которых обучаются дети с ОВЗ, требующие особого подхода и специальных условий. На уроках они обучаются по собственной, адаптированной, программе, а на переменах и после уроков «особые» дети вовлечены в общую жизнь школы, участвуют в мероприятиях, общаются со здоровыми сверстниками.

Программа, по которой учатся дети с ОВЗ, как было сказано выше, не обычная, а адаптированная. Она зиждется на принципах коррекционной работы и направлена на получение детьми с инвалидностью образования в полном объеме, но в формах, учитывающих состояние их здоровья.

Как составить адаптированную программу?

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС не отличается принципиально от аналогичной программы для здоровых детей.

За основу следует взять программу соответствующего предмета и привести ее в соответствие с требованиями. Например, по многим предметам для детей с ОВЗ увеличено количество часов; в некоторых случаях (например, на уроках физической культуры) имеются особенности в содержательной части.

Затем следует выбрать учебник из числа рекомендованных, сделать тематическое планирование, выбрать подходящие формы контроля. Надо иметь в виду, что дети с ОВЗ обычно сдают экзамены не в форме ОГЭ и ЕГЭ, поэтому стоит приблизить формы текущего контроля к особенностям ГВЭ. Разумеется, если речь идет об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ по ФГОС НОО, то это не имеет значения: ВПР обычно для детей с ОВЗ те же, что и для всех, им может быть предложено лишь дополнительное время на выполнение заданий, специальное освещение, задания, напечатанные крупным шрифтом.

Наконец, выполнив всю подготовительную работу, можно составлять саму программу.

Что должно быть в программе?

На название образовательного учреждения, слева «Рассмотрено на заседании педагогического совета от ___, протокол № ___», справа «Утверждаю» с подписью директора школы и печатью, в центре название «Адаптированная образовательная программа основного (или начального) общего образования для детей с ОВЗ (указать вид)», внизу год.

На второй странице следует перечислить правовые документы, на основании которых создана программа. В перечень необходимо внести Конституцию РФ, Закон об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г., Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) (если программа для НОО), Устав образовательного учреждения и т.д.

Дать информацию о составе программы (пояснительная записка, учебный план, учебный график, рабочие программы по предметам, оценочные и методические материалы и проч.)

Затем указываются цели программы. Например, такие:

  • Создание условий, обеспечивающих возможность для детей с ОВЗ получение качественного образования.
  • Социальная адаптация детей с ОВЗ с помощью дифференцированного подхода к обучению; формирование их социальной компетентности, необходимой для самореализации.

Или кратко (вариант для адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС НОО 7 вида): «Создание в учебном заведении особой медико-педагогической среды с целью реабилитации детей с ЗПР и последующей их интеграции в современное культурное и социально-экономическое пространство».

Затем следует поместить перечень задач (большинство не отличаются от задач обычной образовательной программы, с некоторыми нюансами). Однако надо включить и специфические задачи:

  • Оптимизация деятельности сотрудников школы, направленной на коррекцию нарушенных функций детей с ОВЗ с опорой на сохранные функции.
  • Реабилитация обучающихся с ОВЗ, позволяющая развивать умение учиться и жить в обществе, полноценно участвовать в разных формах деятельности (культурной, творческой, спортивной и т.д.).
  • Работа над формированием личности обучающихся, регуляцией эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и т.п..
  • Применение .

После задач надо указать планируемые результаты (они формулируются на основании указанных задач: скажем, «работа над формированием мотивации» — «сформированная мотивация» и тому подобное).

Здесь же желательно привести какие-то результаты в соответствии с профилем. Например, для детей с ЗПР: «Развитие способностей обучающихся с ЗПР с помощью организации общественно полезной деятельности, творческой деятельности, участия в спортивных мероприятиях, в проектной деятельности и т.п.»

Затем приводятся рабочие программы всех предметов с указанием количества часов, названий и авторов учебных пособий, форм контроля.

Образовательная программа обсуждается (а чаще просто голосуется) на педсовете и утверждается директором школы. Она должна быть представлена на сайте образовательного учреждения.

Адаптированная программа для детей с ОВЗ по ФГОС НОО

Иногда учителя затрудняются составить адаптированную программу для учеников с ОВЗ по ФГОС НОО, ведь дело это новое. Однако требования неумолимы: опубликован Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», теперь для «особенных» учащихся начальной школы есть свой ФГОС, а значит, должна быть и программа.

Особенности программы

Образовательная программа для детей с ОВЗ строится по стандартному образцу, только во все пункты включается что-то «коррекционное». Кроме того, необходимо уточнить, нет ли изменений количества часов или содержания учебного материала в конкретном классе по конкретному предмету. Учебники используются из списка рекомендованных по ФГОС; обратите внимание, что для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.п. есть особые учебные пособия, тогда как обучающиеся по программам, например, VI вида учатся по обычным.

Все особенности: специальные учебные пособия, увеличение часов на изучение предмета, введение специальных предметов (СБО, адаптивная физическая культура и т.п.), преподавание (растягивание) материала одного года изучения за два — должны быть отражены в программе.

Структура программы

В программу необходимо внести перечень нормативно-правовых документов, на основании которых она создана.

Затем следует «Пояснительная записка», в которой:

  • обосновывается необходимость создания адаптированной программы;
  • предоставляются общие сведения об образовательной организации;
  • сообщаются цели и задачи адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС НОО, а также планируемые результаты;
  • даются сведения об учебно-методическом, кадровом (с информацией о наличии дефектологического образования у педагогов, о специалистах-логопедах, психологах и т.п.), материально-техническом обеспечении образовательного процесса);
  • особенности режима детей с ОВЗ, специфика календарного плана.

После пояснительной записки должны быть помещены рабочие программы по предметам начального образования, перечень зоровьесберегающих мероприятий и технологий, применяемых в учебном заведении, перечень форм контроля; при желании именно сюда можно поместить информацию о планируемых результатах формирования личности ученика с ОВЗ, мероприятиях, направленных на его реабилитацию и интеграцию в общество.