Россия и англия. Межгосударственные отношения россии и великобритании Семейные связи российско британских отношений

На протяжении многих десятилетий Англия всегда проводила последовательную внешнюю политику, направленную на ослабление стран Европы, противопоставляя одни страны другим. Что касается России, то Англия препятствовала развитию России и боролась против нее с тем, чтобы не допустить возрастания ее влияния в Европе и мире.

Основные противоречия между двумя странами касались Балкан, Черноморских проливов и Средней Азии.

Антирусская деятельность английских руководителей уходит корнями в глубокое средневековье и продолжалась в последние два века. Достаточно привести годы борьбы с Наполеоном, Крымскую войну, русско-японскую войну.

Немало примеров тому и в XX в. Англия одна из главных провокаторов русско-японской войны 1904-1905 гг. Она приняла активное участие в интервенции после Октябрьской революции, устраивала многочисленные заговоры против советской России, в 1930-е годы всячески подталкивала Германию на войну с Россией. Однако Англия всякий раз меняла свое отношение к России в тех случаях, когда ей это было чрезвычайно важно. Так, после долгих раздумий и колебаний, в известной степени под влиянием Франции, она пошла на союз с Россией накануне Первой мировой войны.

В 1941 г. после нападения гитлеровской Германии на СССР Англия пошла на союз с нашей страной, так как понимала, что в случае победы Германии Англия будет неминуемо разбита.

Наоборот, после общей победы не кто иной, как Черчилль призывал к атомному нападению на СССР. И только тогда, когда у нашей страны появилось ядерное оружие, Англия изменила свою политику, хотя зачастую по принципиальным вопросам выступает против России. Для внешнеполитического курса Англии последних лет XX - начала XXI в. характерно стремление к более тесному сотрудничеству с США, к участию в западноевропейской интеграции. Английская дипломатия старалась устранить невыгодные для Англии условия при создании Европейского союза. Лейбористы, придя к власти, еще более усилили линию на союз с США. Лидер лейбористов Т. Блэр во время Балканского конфликта и войны против Ирака практически полностью подчинил внешнюю политику американским интересам. Он не только безоговорочно поддержал агрессию НАТО в Югославии, но в некоторых вопросах явился одним из инициаторов происходящих событий.

Более того, результаты опроса общественного мнения жителей Великобритании показали, что 71 % британских избирателей считает войну против Ирака «недопустимой авантюрой». Что касается английской политики в отношении России, то со стороны Англии в последние годы заметно растет к ней интерес. По некоторым данным, проникающим в печать, в английской экономике прокручивается 8 млрд долларов, завезенных в последнее десятилетие прошлого века из России.

В 2000 г. в Москве проходила пятая встреча английского премьера Блэра и президента России Путина. Англия заинтересована в развитии экономических связей с Россией, особенно в области энергоресурсов и сырья. Оставаясь на разных позициях в отношении Ирака, в русско-английских отношениях не возникло каких-либо проблем. В 2003 г. состоялся государственный визит главы Российского государства В. Путина в Великобританию.

Развитие контактов государственных деятелей между двумя странами привело к значительному расширению экономического сотрудничества между ними.

Активно развивается сотрудничество между нефтяными компаниями двух стран. Англия согласилась инвестировать в российскую нефтедобычу 10 млрд долларов. Торговый оборот двух стран составил в 2003 г. более 5 млрд фунтов стерлингов. Десятки британских компаний успешно работают на территории России. И все же английский бизнес в России по своим масштабам значительно отстает от многих других стран Европы.

Несмотря на положительные результаты в развитии англо-русского сотрудничества, в ряде отраслей экономики, необходимо отметить, что в политической области английское правительство подходит к России

с позиции двойных стандартов. Так, заявляя о необходимости борьбы с терроризмом, английское правительство продолжает вести переговоры и даже поддерживать чеченских террористов. Такую же позицию английские власти занимают и по некоторым другим вопросам.

По нашему мнению, Лондон придает развитию отношений с Россией важное значение. Целью Великобритании на новом «постсоветском» этапе, согласно заявлению государственного министра по иностранным делам сэра Николаса Бонсора, «явилось создание партнерских отношений с Россией».

После окончания «холодной войны», распада Советского Союза, роспуска ОВД, а также уменьшения весомости «российского фактора» в мировых делах это направление внешней политики уже не имело для Лондона такого важного значения, как раньше. Сама Великобритания после Тэтчер тоже уже не играла ключевую, формирующую роль во взаимоотношениях Восток-Запад, а действовала по отношению к Москве в соответствии с общей линией Запада. Тем не менее Лондон первым из западных держав выразил поддержку Ельцину в августе 1991 г., как бы подав пример другим западным лидерам.

Важнейшим условием для развития двусторонних отношений являются контакты на высшем уровне (в том числе благодаря прямой линии связи между Кремлем и Даунинг-стрит). Первый официальный визит в Великобританию в ноябре 1992 г. нанес Б. Н. Ельцин. Затем состоялось четыре визита, из них последний - в мае 1998 г., четыре раза приезжали в Москву британские премьер-министры. В октябре 1994 г. состоялся первый в истории наших отношений официальный визит в Россию королевы Елизаветы И. В январе 1992 г. была подписана декларация «Партнерство на 90-е годы», в которой обе стороны обязались установить отношения дружбы как партнеры в международном сообществе. 3 ноября того же года был подписан Договор о принципах отношений между Россией и Соединенным Королевством, устанавливающий на перспективу их прочную юридическую основу. В этом бессрочном договоре, состоящем из 17 статей, подчеркивается, что обе стороны будут поддерживать между собой отношения мира и дружбы, тесно сотрудничать по основным международным проблемам, проводя регулярные консультации на высшем уровне, а также по линии МИДа. В качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН стороны несут особую ответственность за поддержание мира и безопасности, а также в области контроля над вооружениями и разоружения.

В разделе, посвященном экономическому сотрудничеству в различных областях, закреплен механизм содействия Великобритании рыночным реформам в России, определены приоритетные направления такого сотрудничества - энергетика, сельское хозяйство, банковское дело, развитие малого бизнеса, подготовка управленческих кадров, аэрокос

мическая и электронная индустрия, информационные технологии и телекоммуникации. Было также подписаны Соглашение об экономическом сотрудничестве, Меморандум о понимании в области безопасности гражданской авиации, зафиксировавший договоренность сторон о проведении тесных консультаций и помощи, Меморандум об оказании Великобританией помощи России в безопасной перевозке сокращаемого оружия в целях ускорения его демонтажа и уничтожения.

В феврале 1994 г. состоялся официальный визит премьер-министра Великобритании в Россию, в ходе которого была подтверждена линия на партнерство с Россией. Наряду с Москвой Мэйджор также посетил Нижний Новгород (первый визит западного лидера в этот ранее закрытый для иностранцев город). В ходе переговоров с президентом РФ Мэйджор подчеркнул приверженность Лондона всестороннему развитию связей с Россией и выразил готовность содействовать интеграции России в международное политическое и экономическое сообщество. Во время визита были подписаны документы: Договор о сотрудничестве в военной области (охватывает широкий круг вопросов, предусматривая, в частности, обмен мнениями по проблемам разоружения, укрепления доверия и международной безопасности, обмен информацией и реализацию национальных военных доктрин, о новых образцах вооружений, обмен опытом по различным вопросам, обучение офицерского состава, консультации между руководящим составом, взаимные приглашения на военные учения, проведение конференций, семинаров, обмен визитами военных кораблей, боевых самолетов и подразделений вооруженных сил, а также другие формы сотрудничества); Конвенция об избежании двойного налогообложения, а также совместное заявление о ненацеливании стратегических ядерных ракет. (В нем, в частности, подчеркивалось, что стороны установили партнерские отношения, принципиальным элементом которых является сотрудничество в деле укрепления европейской и глобальной безопасности, и исходя из этого руководители обеих стран отдадут необходимые распоряжения о ненацеливании стратегических ядерных ракет, находящихся под их командованием, друг на друга. Это заявление, свидетельствовавшее о том, что Россия и Великобритания не рассматривали друг друга в качестве противников, явилось важной мерой доверия и весомым вкладом обеих стран в дело укрепления стратегической стабильности.)

Согласно подписанному в ходе визита Соглашению о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (рассчитанному на пять лет и больше, если одна из сторон не прекратит его действие) стороны брали на себя обязательство поощрять прямое сотрудничество и контакты между людьми, университетами и другими учебными заведениями и организациями, содействовать изучению, преподаванию и распространению языков и литературы обеих стран, предоставлять стипендии для обучения и

стажировки в университетах друг друга, поощрять связи, обмены и исследования в области науки и техники, контакты в сфере литературы, изобразительного и исполнительского искусства, музыки, кино, архитектуры, а также между музеями, галереями, библиотеками и архивами. В документе также было зафиксировано обязательство сторон поощрять туризм, прямое сотрудничество между издательствами, прессой, телевидением, открытие на своей территории центров культуры другой стороны, спортивные обмены, фестивали, конференции и выставки.

17-20 октября 1994 г. состоялся первый в истории официальный визит в Россию королевы Елизаветы и принца Филиппа герцога Эдинбургского. Это был первый в истории двусторонних отношений визит царствующего британского монарха в нашу страну. Английская сторона рассматривала этот визит «как самый важный за последнее десятилетие со времени посещения королевой Китая в 1986 г.».

В последующие годы визиты на разных уровнях стали постоянными. Осуществлялись консультации внешнеполитических ведомств обеих стран, в ходе которых обсуждались вопросы стратегической стабильности, происходил конструктивный диалог по региональной проблематике, а также проблематике ОБСЕ и ООН. Стали также предметом консультаций новые проблемы нашего времени - международная преступность, терроризм, распространение ядерного, биологического и химического оружия. Лондон оказал содействие вступлению России в Совет Европы, поддержал планы российского руководства, направленные на утверждение в мировой геополитике понятия «большая восьмерка», хотя не мог не понимать, что по известным причинам Россия была не готова еще стать равноправным и равновеликим членом группы. При этом Великобритания, как и ее западные партнеры, рассчитывала, что российская внешняя и экономическая политика станет более предсказуемой и управляемой. Оказывая поддержку планам интеграции экономики России в мировую экономику, обещая выделить существенную помощь по линии международных финансовых институтов (обставленную согласованными с западными партнерами условиями, касающимися характера и темпов проведения реформ в России), манипулируя сроками предоставления этой помощи и подталкивая, таким образом, российскую сторону к более быстрому и последовательному осуществлению преобразований в области экономики и политики, направленных на закрепление рыночных отношений и дальнейшую демократизацию, британская сторона считала главным не допустить возврата коммунистического строя в России.

В декабре 1994 г. в Эдинбурге был подписан протокол, в котором было конкретизировано сотрудничество в области культуры между нашими странами. Особый упор в документе делался на усилении молодежных обменов. Стороны согласились установить прямые контакты

между Комитетом РФ по физкультуре и туризму и Спортивным советом Великобритании с целью расширения спортивных связей между Государственной архивной службой РФ и британскими архивными учреждениями, Британским советом и библиотеками Москвы и Санкт-Петербурга, а также других городов; изъявили взаимную готовность поощрять обмены между университетами, научные связи между Российской Академией наук и Королевским обществом. Протокол также предусматривал содействие в рамках фестиваля «Эдинбургские беседы» встречам российских и британских ученых для обсуждения актуальных проблем. Двусторонний культурный обмен осуществлялся также по линии Британского совета, занимающегося пропагандой британского искусства, культуры и образования в России. Под его эгидой организовывались гастроли британских исполнителей и театральных коллективов в России, образовательные и учебные курсы, а также целевые поездки в Британию на основе индивидуальных интересов, пропагандировалось изучение английского языка.

В последние годы возрастают контакты между людьми. Возросло количество британских туристов и бизнесменов, желающих посетить Россию. И наоборот, увеличивается количество российских туристов, выезжающих в Великобританию.

Значительно повысился уровень экономического сотрудничества Великобритании и России. Наряду с такими давними партнерами, как компания «Джон Браун», обладавшая самым длительным опытом работы в России, или «Шелл», на российском рынке приобрели известность другие крупные британские фирмы («Бритиш петролеум», «Бритиш гэес», «Баскин Роббинз», «Кэдбериз»). Значительно расширила свою торговую сеть в России компания «Рэнкксерокс», являющаяся основным спонсором Фонда реконструкции Большого театра. «Роле Ройс» имеет длительные деловые контакты с российским топливно-энергетическим комплексом по поставкам газоперекачивающих станций. В области авиастроения компания реализует проект установки своих двигателей на самолеты ТУ-204 и прорабатывает вопросы установки авиадвигателей на самолеты ТУ-214 и ИЛ-98, ИЛ-114. «Бритиш Нюк-леа Фьюэлс» осуществляет в России проект по строительству хранилищ для ядерных отходов.

Британское правительство учредило специальный консалтинговый центр по вопросам осуществления рыночных реформ, а также реализации программы подготовки специалистов в области торговли и маркетинга. Кроме того, Фонд финансировал программу Министерства финансов Великобритании по подготовке российских специалистов для финансового сектора.

В области здравоохранения был создан Фонд малых партнерств, который поддерживал развитие связей между британскими больница

ми и местными органами здравоохранения и аналогичными российскими организациями.

Активизировались англо-российские научно-технические связи, хотя в настоящее время по своему объему и диапазону они уступают уровню, достигнутому при Тэтчер.

Главной темой переговоров, проходящих в последние годы между представителями внешнеполитических ведомств Англии и России, становится вопрос расширения НАТО на восток. Считая НАТО основой стратегической стабильности в Европе, Великобритания в то же время выступала за проведение разумной реформы альянса, обусловленной более полным учетом произошедших после окончания «холодной войны» изменений. Среди угроз безопасности британская сторона указывала на возрастание риска региональных конфликтов, распространение терроризма, оружия массового уничтожения и т.п. Высказывалось мнение, что независимо от окончания «холодной войны» и изменения военно-политической обстановки в мире отношения с Россией, учитывая ее размеры, всегда будут создавать проблемы для Великобритании в Европе, а оставшаяся у России военная мощь может представлять угрозу британской национальной безопасности. Великобритания вскоре после расширения НАТО стала относиться к этому как к закономерному процессу.

На Западе развернулись бурные дебаты относительно того, каким образом расширять Североатлантический пакт, чтобы одновременно минимизировать негативную реакцию со стороны России, а также тех сторон, которые не смогут присоединиться к альянсу в первой волне. Утверждение российской стороны о том, что военный потенциал расширенного альянса будет представлять угрозу безопасности России, не учитывалось НАТО. Но все же Лондон придавал большое значение тому, чтобы расширение НАТО не вызвало отчуждения России. Несмотря на все заверения и призывы, Россия продолжала относиться к Североатлантическому альянсу с настороженностью.

Проблема расширения НАТО на восток была главной темой переговоров в ходе визита министра иностранных дел Е. М. Примакова в Великобританию в феврале-марте 1997 г. Российская сторона обращала внимание на то, что расширение НАТО приведет к появлению новых разделительных линий в Европе и в конечном счете к снижению уровня стабильности и безопасности. Выражая позицию России, министр настаивал на недопустимости приближения границ альянса, в том-числе натовской инфраструктуры, к российской территории. Со своей стороны Мэйджор и министр иностранных дел М. Рифкинд, подтвердив приверженность Великобритании единой натовской позиции, высказались за достижение компромисса с Россией в вопросе о расширении НАТО, заявив, что сотрудничество НАТО-Россия должно стать краеугольным камнем европейской безопасности.

Существуют и экономические проблемы во взаимоотношениях двух стран, сдерживающие развитие сотрудничества в этой области, - непредсказуемость политического и инвестиционного климата в России для деятельности западных (в том числе британских) компаний, незавершенность налогового законодательства, несовершенство таможенного режима, бюрократизм, порядок правового взаимодействия центра и регионов и т.д.

Одним из основных препятствий, мешающих развитию отношений между двумя странами, для Англии оказался чеченский вопрос, который является исключительно внутренним делом нашей страны. Он используется на Западе, в том числе и в Англии, для попыток внесения раскола в российское общество, для обвинения России в нарушении прав человека. Английские правящие круги не только закрывают глаза на терроризм, осуществляемый группой чеченцев, ставших на путь бандитизма и убийств, о чем свидетельствуют страшные трагедии августа-сентября 2004 г., особенно Беслан, но и защищают лидеров банд террористов.

Представляется, что Великобритания по-прежнему рассматривает Россию в качестве нестабильной и малопредсказуемой державы. Как и раньше, активно действуют в отношении России британские спецслужбы.

И все же, сравнивая англо-российские отношения в недалеком прошлом, можно сказать, что, хотя они и занимали важное место в британской внешне-политической стратегии, их вес и значение в глобальном контексте уменьшились. По нашему мнению, это произошло именно из-за снижения экономической и военной мощи России после распада СССР.

Фото: liganews . com

Март 2018 года ознаменовался кризисом в российско-британских отношениях, который уже привел к высылке из Соединенного Королевства 23 российских дипломатов и «зеркальным» ответным шагам со стороны Москвы. Потребовав солидарности от партнеров по Евросоюзу, НАТО и Содружеству наций, Лондон добился высылки свыше ста российских дипломатов почти из 25 стран, что неминуемо приведет к соответствующим мерам со стороны России. Спираль конфронтации продолжает раскручиваться, но, несмотря на проблемы и разногласия, которые нельзя игнорировать, дипломаты нацелены на поиск возможностей для взаимодействия и компромисса.

Возможен ли в настоящее время диалог между Лондоном и Москвой, или надеяться на это не стоит? На этот вопрос дали ответ участники круглого стола «Российско-британские отношения: есть ли выход из кризиса?», состоявшегося в МИА «Россия сегодня». В ходе этого мероприятия был также представлен совместный доклад по проблемам безопасности и перспективам сотрудничества двух стран, разработанный Российским советом по международным делам (РСМД) в рамках двустороннего проекта с Королевским объединенным институтом оборонных исследований (RUSI ).

Правда, представление этого документа, готовившегося с апреля по декабрь 2017 года, еще до наступления очередного витка кризиса в отношениях России и Западной Европы, проходило в отсутствие оптимистичных настроений. В частности, стало известно, что Исполнительный комитет Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) отклонил предложение Москвы, Пекина и Тегерана о проведении нового совместного российско-британского расследования по так называемому «делу Скрипаля».

Впрочем, несмотря на рост напряженности между Москвой и Лондоном, Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов выразил надежду на то, что между двумя странами не будут свернуты возможности для диалога по базовым проблемам международной безопасности. «Несмотря на существующие противоречия, есть немало вопросов, которые нас объединяют», - отметил он. Среди них эксперт назвал принятие мер, необходимых для предотвращения новой гонки вооружений, афганский трек международных отношений и урегулирование кризиса в регионе Ближнего Востока, где и у Москвы, и у Лондона есть свои интересы. Кроме того, между двумя странами существуют давние научные и культурные связи, которые необходимо сохранить, несмотря на все сложности.

«Часто благодаря усилиям масс-медиа складывается впечатление, что у России нет более непримиримого и последовательного оппонента на международной арене, чем Великобритания, - заметил А. Кортунов. - Однако не стоит забывать, что в обеих мировых войнах наши страны, несмотря на все различия, были союзниками. Кроме того, Лондон остается важнейшим финансовым центром мира. Многие наши студенты проходят обучение в вузах Британии, где сохраняется значительная российская диаспора».

Заместитель генерального директора, научный руководитель Королевского института оборонных исследований (RUSI) Малкольм Чалмерс отметил, что в Британии довольно широкие слои общества откровенно напуганы статьями, посвященными делу об отравлении в Солсбери. В то же время, по мнению эксперта, несмотря на все расхождения в оценках событий, происходящих на международной арене, отношения между Лондоном и Москвой до 2013 года были вполне конструктивными. Расхождения усилились после начала кризиса на Украине и военных действий на Донбассе. Свою роль сыграла и активизация усилий России на сирийском направлении. Таким образом, раз за разом накапливался кумулятивный эффект, который привел к нынешнему положению дел. Однако, было бы неверно сохранять такое положение дел в дальнейшем. В идеале необходимо вернуться к формату диалога, существовавшему до начала украинского кризиса. Совершенно очевидно, что необходимо сохранять контакты в военной сфере, кибербезопасности и контроля над ядерным оружием.

«Несмотря на конфликт между Лондоном и Москвой, необходимо сохранять контакты в важнейших сферах международной безопасности: военной, кибербезопасности и контроля над ядерным оружием.

Менее оптимистичным было выступление директора по развитию РСМД, советника-посланника (в ранге Посла) Посольства России в Великобритании в 2011-2017 годах Александра Крамаренко. Он отметил, что, к сожалению, в Москве уже давно не ждут никаких позитивных жестов со стороны официального Лондона, поскольку главы правительств и министры иностранных дел на Альбионе меняются, а политика на этом направлении не претерпевает никаких изменений. Дело об отравлении в Солсбери только подтвердило этот факт. Дипломатические отношения обязывают их участников соблюдать определенные нормы, но британские официальные лица априори обвиняют в происшедшем Москву, не дожидаясь итогов полицейского расследования и пренебрегая всеми международно-правовыми нормами. Эксперт напомнил, что даже в 2006 году, когда велось коронерское расследование смерти перебежчика, бывшего подполковника Федеральной службы безопасности Александра Литвиненко, Британия согласилась предоставить соответствующие материалы российской стороне.

В свою очередь, у официальной Москвы есть все возможности для обвинения Лондона в фабрикации «дела Скрипаля». Напрашивается резонный вопрос: если британский премьер-министр и министр иностранных дел Великобритании отвечают за свои слова, то почему все ограничивается лишь высылкой дипломатов, которая сама по себе ничего не решает и не доказывает? Во всяком случае, в глазах российских граждан подобное поведение британского истеблишмента воспринимается не иначе, как информационная агрессия Запада. «В конце концов, на территории Великобритании при невыясненных обстоятельствах умерло 14 человек, которые по разным причинам покинули Россию, включая Бориса Березовского и Николая Глушкова. Официальные лица Британии говорят, что это может произойти везде. Но происходит почему-то в Лондоне», - отметил А. Крамаренко.

Директор по развитию РСМД также пояснил, что российскую сторону вполне удовлетворит любое независимое расследование по «делу Скрипаля». Однако наиболее предпочтительным для Москвы является участие в экспертизе Берлина. «Как показал многолетний опыт, Германия больше остальных ценит мир в Европе и готова к мирному урегулированию конфликта», - пояснил А. Крамаренко.

Эксперт отметил, что у российских граждан нет никаких проблем в общении с британцами. Об этом он может свидетельствовать сам по личному опыту своей работы в этой стране. Более того, в Великобритании до сих пор немало людей, которые дорожат памятью о своем братстве по оружию с Советским Союзом в годы Второй мировой войны. Примером может служить награждение медалью Ушакова ветеранов британского флота - участников арктических конвоев, состоявшееся в августе 2018 года в Генеральном консульстве Российской Федерации в Эдинбурге.

В то же время Россия стремится не прибегать к мерам, которые в Лондоне могут квалифицировать как унижение. «Такие возможности у нас есть, но мы ими не пользуемся, поскольку прекрасно понимаем, что подобный жест будет воспринят британцами на свой собственный счет и отравит наши отношения на десятилетия вперед», - пояснил А. Крамаренко.

Координатор программ РСМД Мария Смекалова подчеркнула, что российско-британский диалог по кибербезопасности - это та область, которая предоставляет нашим странам больше всего возможностей для взаимодействия, и их желательно не упустить. Деловые связи между нашими странами в этой сфере уже есть и основаны на взаимовыгодном сотрудничестве. Кроме того, от кибератак страдают интересы бизнеса обеих стран, и в особенности транснациональные компании. Кроме того, не стоит забывать и о том, что ключевые российские корпорации, занятые в сфере IT-технологий, располагают своими представительствами именно в Лондоне.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что кризис в отношениях между Лондоном и Москвой будет разрешен не скоро. Но уже сейчас, используя все доступные для этого каналы, необходимо налаживать «диалог в важнейших сферах, поэтапно снижая градус риторики с обеих сторон, действуя предельно аккуратно и избегая острых ситуаций, которые могли бы поставить под удар систему международной безопасности. Как отметил А. Кортунов, необходимо предпринять меры по возвращению конфликтующих сторон к нормам Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия с целью повышения стабильности и предотвращения военных конфликтов в регионе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Дипломатические отношения Великобритании с СССР были установлены в 1924 году, разорваны в 1927 году и вновь восстановлены в 1929 году. В декабре 1991 года Великобритания официально признала Российскую Федерацию правопреемницей СССР.

Дипломатические отношения Великобритании с СССР были установлены в 1924 году, разорваны в 1927 году и вновь восстановлены в 1929 году. В декабре 1991 года Великобритания официально признала Российскую Федерацию правопреемницей СССР.

Основой правовой базы, насчитывающей более 50 межправительственных соглашений, является Договор о принципах дружбы между Соединенным Королевством и Россией (1992). Между Россией и Великобританией поддерживается постоянный политический диалог. Контакты на высшем уровне значительно активизировались в 2000 году.

Премьер-министр Великобритании Тони Блэр стал первым западным лидером, который прибыл в Россию для встречи с Владимиром Путиным, в то время и.о. президента РФ (март 2000). Великобритания стала первой западной страной, которую посетил Владимир Путин в качестве избранного президента РФ. С тех пор лидеры обеих стран встречались в ходе двусторонних визитов и встреч в рамках различных международных мероприятий около 20 раз. Важным моментом в политических отношениях двух стран стал государственный визит президента РФ Владимира Путина в Великобританию в июне 2003 года (первый за последние 159 лет государственный визит главы российского государства в Соединенное Королевство). По его итогам был подписан ряд важных двусторонних документов.

В 2005 году Владимир Путин и Тони Блэр встречались три раза. 12 июня 2005 года Тони Блэр приезжал в Россию с рабочим визитом. В июле лидеры двух стран участвовали в работе саммита "большой восьмерки" в Шотландии. А в сентябре Владимир Путин и Тони Блэр встречались в Нью-Йорке на Саммите-2005, который состоялся в рамках 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

4-5 октября 2005 года состоится рабочий визит президента РФ Владимира Путина в Великобританию, в ходе которого в официальной резиденции премьер-министра Тони Блэра на Даунинг-стрит будут обсуждаться вопросы борьбы с международным терроризмом, а также состояние торгово-экономических связей и другие двусторонние вопросы. Британские представители не исключают, что по итогам обсуждения будет принято заявление по вопросам противодействия международному терроризму. Отдельное внимание планируется уделить совместной работе в рамках "восьмерки", в том числе с учетом предстоящего в конце года перехода председательства в этой группе промышленно развитых стран от Великобритании к России. Президент России вручит российские государственные награды офицерам и служащим ВМС Великобритании, участвовавшим в августе в операции по спасению экипажа российского батискафа у берегов Камчатки, а также встретится с представителями британских деловых кругов.

Россию и Великобританию традиционно связывают тесные торгово-экономические отношения. Особенно интенсивно экономические связи развиваются в последнее десятилетие. В 2004 году объем товарооборота составил 9,27 миллиарда долларов. Россия импортирует машины, оборудование, продукты химической промышленности, экспортирует нефть, цветные и черные металлы.

По показателю накопленных инвестиций в экономику России в 2004 году Великобритания заняла пятое место (8,67 миллиарда долларов). Наибольший интерес англичане проявляют к российскому топливно-энергетическому комплексу, освоению месторождений углеводородного сырья. Великобритания имеет вторую по величине после США программу экономического и технического сотрудничества с Россией. В России открыты представительства 483 британских фирм. Только в Москве аккредитовано более 400 британских компаний, а число совместных предприятий с долей британского капитала составляет около 800.

Историческая справка

В 1553 году из Лондона на поиски северо-восточного пути в Индию была послана экспедиция под командованием сэра Хью Уиллоуби. В сопроводительном письме король Эдуард VI просил всех влиятельных лиц "повсеместно под общим небосводом" принять во внимание, что "Господь наш на небе и на земле, благосклонно пекущийся о морях, не промыслил все необходимое иметь в одном краю, дабы одни нуждались в других, сим укрепляя дружбу между всеми людьми, и дабы каждый искал бы благодарения для всех".

Уиллоуби не суждено было уцелеть в Белом море, но его заместитель Ричард Ченселлор доставил оставшихся в живых в Москву, где их радушно принял Иван Грозный. Во второй приезд Ченселлора, в 1555 году, царь отправил с ним посланника Осипа Непею - не только для развития торговых отношений, но и для изучения возможностей закупки оружия и найма мастеровых. К несчастью, в ноябре 1556 года на обратном пути Ченселлор утонул у северо-восточного побережья Шотландии. Непея же спасся, хотя дорогие подарки, которые он вез с собой, были утеряны - или при кораблекрушении, или не без участия его "грубых и алчных спутников", как их оценивал летописец. В то же время епископ Лесли в своей "Истории Шотландии" более благосклонно отозвался о них, отмечая, что Непея имел "хорошую поддержку от соотечественников". Царский посланник, добравшись до Лондона, сумел установить прочные отношения не только с Эдуардом VI, но и с его преемницей Марией.

В правление Тюдоров между Иваном IV и Елизаветой завязалась переписка, причем царь пошел так далеко, что предложил своему английскому адресату заключить договор о предоставлении убежища и даже женитьбу - если не на самой королеве, то на одной из дам ее двора. Развивалась торговля по линии Московской компании, а в 1588 году корабли, оснащенные оборудованием из России, вышли в бой против Испанской Армады.

Одно из первых письменных свидетельств о Московском царстве принадлежит Георгу Турбервиллю, который жаловался, что "холод здесь необычайный", а "люди грубы", и что напиши он подробнее, его "перо не выдержит". Тем самым автор задал свойственный многим сочинениям британцев о русских устойчиво предвзятый тон, который мог, несомненно, негативно отразиться на работе многих пишущих машинок и электронных текстовых редакторов.

Партнером по переговорам следующего русского посланника был представитель Якова VI Шотландского. Шел 1603 год. Королевства Англия и Шотландия уже объединились, а их геральдические львы на гербах - еще нет. Яков VI Стюарт даже имел смелость рассматривать возможность отхватить большой ломоть от русской территории в 1611 году, когда государство фактически распалось на части из-за гражданской войны, усугубленной иностранным нашествием. Сей проект был представлен на суд короля как "величайшая и наиудачнейшая инициатива из всех предложений, которые когда-либо делались любому из правителей этого королевства с тех пор, как Колумб обратился к Генриху VII с идеей открыть Вест-Индию". Генри Бреретон в "Заметках о нынешних бедствиях российских, приключившихся от последней войны в этой стране" (1614) писал о нашествии в 1610 году шведской армии, состоявшей в том числе из англичан, французов и шотландцев: "Хотя они пришли, как друзья, на помощь, вряд ли кто может удержать войско от мародерства и грабежа, что несчастные русские в полной мере ощутили на себе в ходе этой кровавой войны". Но избрание на царство Михаила Романова в 1613 году положило начало новому единению державы.

Сын Якова Карл I оказался вовлеченным в гражданскую войну у себя на родине. Русский посланник Г. С. Дохтуров, прибывший в Лондон в 1645 году, чтобы сообщить о кончине царя Михаила и воцарении его наследника Алексея, получил достаточное впечатление о бедах, постигших Англию и Шотландию. Жаль, что посол не смог ознакомиться с более поздними исследованиями историков по данной теме и тем самым избежать упрощенного понимания вопроса. По его разумению, конфликт между королем и парламентом возник вследствие приверженности Карла к автократии и католицизму, причем торговый люд встал на сторону парламента, в то время как знать поддерживала короля.

Россия, как и другие европейские государства, в середине ХVII века тоже переживала кризис. Но даже несмотря на достаточно серьезные оппозиционные течения, Алексей уверенно сидел на троне, который еще более укрепился в царствование его сына, Петра Великого. Стюарты, вновь пришедшие к власти в лице Карла II в 1660 году после кромвельского Междуцарствия, в 1688 году оказались низвергнуты еще раз, теперь уже окончательно: и Карл, и Яков VII лишились трона и бежали во Францию. Последователей якобистского движения, корпевших над реставрацией монархии, можно было найти во многих странах, в том числе и в окружении Петра Великого и его наследников. Существовал даже замысел устроить брак дочери Петра Елизаветы и Карла Эдуарда, который, впрочем, не удался. На протяжении ХVII века Англия отдавала приоритет торговле, а Россия скорее политике. Примером тому может послужить период после 1649 года, когда царь Алексей выслал из России английских купцов по надуманному обвинению в их причастности к казни Карла I. Шотландцы получали известность на наемной службе, и некоторые из них например Патрик Гордон, добрались до высших постов.

Взаимодействие в области культуры было скудным вследствие религиозных различий, хотя между православной и протестантской церквями шел диалог по поводу возможного сотрудничества в борьбе против общего врага - католицизма. До появления светской книги в России литературные связи ограничивались цитатами из английских авторов, в частности Шекспира и Милтона. В "Краткой истории Московии" последний, проводя сравнения с Англией с точки зрения "нравов, веры, правления и тому подобного", утверждал, что Россия - "самый северный край Европы, который может считаться цивилизованным". Восприятие Европы как некоего единого пространства, возникшего к концу ХVII века, стало важнее различий между ведущими течениями в христианстве.

Знаменитый визит Петра Великого в Лондон в 1698 году открыл новую страницу и в дипломатическом, и в культурно-экономическом смысле. Хотя писатель Джон Ивлин в своем дневнике записал, что Петр и его окружение были "просто невыносимы" (они разгромили дом, который снимали у него), епископ Солсберийский был приятно удивлен уровнем образованности Петра и отметил, что царь "внимательно изучил Библию".

В 1707 году объединение парламентов Шотландии и Англии помогло снизить угрозу якобизма. Но когда в 1714 году курфюрст Ганноверский стал Георгом I, Петр все еще подозревался в симпатиях к опальным Стюартам, а также в притязаниях на Прибалтику и Северную Германию. Даниель Дефо был среди писателей, публиковавших "достоверные записки из России", в которых с тревогой говорилось о набирающей мощь новой силе. Неспроста во второй части "Робинзона Крузо" его герой пробирается по суровой бескрайней Сибири.

Коммерческие отношения укрепились после заключения торгового соглашения в 1736 году. Россия и Великобритания сражались плечом к плечу почти на всем протяжении Семилетней войны. Однако во время американской Войны за независимость былые союзники находились по разные стороны баррикад: Екатерина Великая вела политику вооруженного нейтралитета, свысока взирая на неуклюжий, по ее мнению, подход "брата Георга" к американской проблеме.

Итак, на середине 450-летнего исторического пути взаимоотношения Великобритании и России были далеки от дружественных. Но затем обе страны объединились в борьбе против Французской революции, а на стыке XVIII и XIX веков в России можно четко выделить период "англомании". Позднее это вылилось в литературное влияние лорда Байрона на Пушкина и сэра Вальтера Скотта на Толстого.

Как сказал русский поэт во второй половине XVIII века, "Петр россам дал тела, Екатерина - души", тем самым точно подметив приверженность каждого из монархов соответственно практической и культурной деятельности. Британские исследователи высоко оценили вклад Екатерины в развитие искусств, включая ее опеку над шотландским архитектором Чарльзом Камероном. Один из них писал: "До сей поры русские редко проявляли себя на ниве словесности, но высочайшее покровительство в учреждении академий и прочих ученых коллегий, оказываемое с недавних пор их монархами, являет весомые доказательства тому, что они никоим образом не отстают в умственных способностях. Записки, которые они обсуждают на своих академических собраниях, получают самые восторженные оценки в Европе".

Впрочем, карикатурист Гилрей, как и многие другие, не упускал возможности обыграть общеизвестную любвеобильность императрицы, когда речь шла о ее имперских амбициях или напористой внешней политике. На одной из его работ Екатерина из театральной ложи кричит сидящему ниже турецкому султану: "Черт тебя побери, старый ты козел! Запереть стольких женщин у себя в серале! Я открою новую страницу в истории и разрешу каждой женщине иметь 20 000 мужиков".

Вскоре Александру I предстояло слушать проклятия в свой адрес за Тильзитский договор 1807 года с Наполеоном, в 1812-м принимать поздравления за победу над французскими захватчиками. Когда Александра как победителя пригласили посетить Лондон, его маршалу, Барклаю де Толли, предложили вернуться в родовое шотландское поместье - замок Тоуи Барклай в графстве Абердин.

Однако почти сразу же после торжеств отношения ухудшились, поднялась новая волна русофобии. Это было связано с подавлением Польского восстания 1830-1831 годов и остротой Восточного вопроса. В свои студенческие годы Теннисон восклицал: "Боже, сколько это будет продолжаться? Доколе еще будут эти бессердечные московиты притеснять сей край?" Лозунг "Не отдадим русским Константинополь!" громогласно раздавался во время Крымской войны. Страхи тоже росли. Во время проповеди 26 апреля 1854 года, в "день национальной скорби" звучали предостережения о том, что военные действия могут не только перекинуться на берега Британии, а враг - победить: "Сама мысль об этом ужасна - порабощенная страна, залитые кровью улицы, господство деспотов, поруганные свободы, растоптанные права, кандалы и смерть".

В то время как королева Виктория разделяла широко распространенные взгляды своих подданных насчет неотесанного "русского медведя", обладавшие неограниченной властью цари не считали британскую систему полноценной монархией, и это вряд ли нравилось королеве. Затеянная Британией Великая кампания в Афганистане усилила соперничество. Одновременно появился общий враг в лице Турции, и с ослаблением власти Османской империи на Балканах "Восточный вопрос" был переформулирован. Констанция Гарнетт своими переводами Толстого и других ведущих русских писателей помогла развеять миф о "русских варварах". Русская культура во всем ее многообразии начала оказывать серьезное влияние на британскую, особенно после гастролей Императорского балета.

В 1896 году Николай II и его жена Александра Федоровна отправились в грандиозный тур по Европе. Королева Виктория была счастлива вновь увидеть внучку, "дорогушу Алики", которая провела с ней несколько детских лет после безвременной кончины своей матери. Но королеве порекомендовали принять царскую семью в шотландской королевской резиденции Балморал, а не в Лондоне. Ведь Николай уже приобрел крайне негативную репутацию, поэтому русских радикалов и членов тайного ирландского общества фениев переполняла решимость ликвидировать царя. Когда Николай приехал в Абердин, респектабельная местная газета "Бон Аккорд", которую трудно было заподозрить в революционных настроениях, написала, что это "тиран, безжалостно поправший независимость своих подданных".

Недомолвки и недопонимание перешли в век XX. Когда в начале войны с Японией в 1904 году русский Тихоокеанский флот был разбит и Балтийский флот вышел в Мировой океан, чтобы отомстить врагу, русские ошибочно приняли британские рыбацкие суда в Северном море за вражеские корабли и обстреляли их. Некоторые политические силы Великобритании использовали этот инцидент как повод для того, чтобы со страниц газет призвать к объявлению войны.

Когда Тройственный союз начал нагнетать напряженность на Балканах и за их пределами, Великобритания объединилась с Россией и Францией в Антанту. Несомненно то, что союзники не раз помогали друг другу в ключевых моментах Первой мировой войны. Например, сразу после ее начала Россия могла с полным основанием утверждать, что битва на Марне, спасшая Париж, была выиграна ценой жизней русских солдат в Восточной Пруссии.

"Николай Кровавый" и самодержавие продолжали портить впечатление "благородной миссии Запада". Но его свержение в ходе Февральской революции 1917 года, которое произошло вскоре после вступления в военные действия США, позволяло представить события таким образом, что войну вели силы демократии (как на Западе, так и на Востоке) против автократии Тройственного союза. Правда, царь и его семья составляли проблему для Временного правительства. Были разговоры о том, что Георг V должен предоставить Романовым убежище, а вывезти их можно морским путем. Но ни король, ни премьер-министр Ллойд Джордж не хотели оказаться объектами нападок со стороны враждебно настроенных газет и общественного мнения. Поэтому Керенский отправил Романовых в Сибирь.

Падение Временного правительства и захват власти Лениным и большевиками в октябре того же года положили конец процессу сближения двух государств: обострение русофобии усугубилось страхом перед коммунизмом. Поклонников серпа и молота в Британии было немногим больше, чем приверженцев двуглавого орла. Когда в июле 1918 года известие о казни царской семьи достигло Лондона, в газетах появилась лишь небольшая заметка. В 1919 году просочилась информация о том, что русская революция распространяется на британские города, особенно на Глазго. Но это были всего лишь слухи.

В 1921 году коммерческие интересы заставили Великобританию признать существование Советской России, а в 1924-м последовало и политическое признание. Но в том же году фальшивое "письмо Зиновьева", призывавшее к насильственному свержению правительства, вновь разожгло антисоветские настроения, даже несмотря на то, что политика советского режима во время Всеобщей забастовки 1926 года недвусмысленно показала: лает он куда сильнее, чем кусает. В 1927 году из-за шпионской деятельности Советов Стэнли Болдуин денонсировал торговое соглашение и разорвал дипломатические отношения. Речь даже шла об объявлении войны. И хотя отношения были в 1929 году восстановлены, устойчивое недоверие, усиливаемое "чистками" в руководстве СССР, делало более тесное сотрудничество невозможным - даже перед лицом нараставшей фашистской угрозы.

Британская политика "умиротворения" вряд ли была рассчитана на то, чтобы сблизиться с Советским Союзом. Во время Гражданской войны в Испании, когда Британия вместе с другими западными странами почти ничего не сделала для обуздания Франко и его сторонников, СССР оказал поддержку многострадальной республике. А затем, в августе 1939 года, незадолго до заключения германо-советского пакта о ненападении, который предусматривал раздел Польши и прибалтийских государств, были прерваны переговоры между Британией и Францией, с одной стороны, и Советским Союзом - с другой. Впрочем, сталинская политика сдерживания также потерпела неудачу, когда 22 июня 1941 года Гитлер начал операцию "Барбаросса".

Последовал резкий поворот в британо-советских отношениях. Черчилль, известный в Советском Союзе как воинствующий антикоммунист, теперь стал верным союзником Сталина, которого на Западе именовали не иначе как "бессердечный тиран", теперь по-свойски называли "дядюшка Джо". В СССР прекратились чистки, хотя конформизм и продолжал оставаться велением времени. В Соединенном Королевстве презираемые прежде интеллектуалы левого толка стали желанными гостями истеблишмента, а доступные когда-то только в закрытых киноклубах (или вовсе запрещенные к показу) пропагандистские фильмы об успехах Советской власти появились в широком прокате.

Нападение японцев на Пёрл-Харбор в декабре 1941 года привело к образованию союзнической коалиции и немедленно заставило Черчилля, Рузвельта и Сталина начать интенсивные переговоры. На серии конференций, кульминацией которых стала Ялтинская, Большая Тройка определяла стратегию победы и судьбы послевоенного мира. Во время неофициальной встречи со Сталиным в октябре 1944 года Черчилль заключил так называемое "процентное соглашение" по сферам влияния в Восточной Европе: СССР получил 90 процентов в Румынии, Великобритания - в Греции, и так далее.

Смерть Рузвельта в апреле 1945 года и июльское поражение Черчилля на выборах возвестили о распаде Большой Тройки. Более того, несмотря на впечатление, которое произвела речь Черчилля о "железном занавесе" в марте 1946 года, вскоре стало ясно, что сверхдержав - всего лишь две. Империя распадалась, и Великобритания обнаружила, что ее силы слишком распылены. И хотя лейбористский министр иностранных дел Эрнест Бевин не меньше Черчилля стремился к поддержанию статус-кво, к 1947 году он был вынужден признать, что Британия не в состоянии в одиночку держать под контролем Грецию и Ближний Восток. Начало действия "доктрины Трумэна" и "плана Маршалла" означало, что центр могущества Запада переместился за океан. На попытки Антони Идена в ходе Суэцкого кризиса повернуть время вспять Эйзенхауэр отреагировал резким окриком, а Хрущев - угрозами.

Тем временем Запад во главе с США мало что мог сделать в ответ на призывы о помощи, которые раздавались из Венгрии, Польши и других стран, входивших в сферу влияния СССР в Восточной Европе. После китайской революции 1949 года и распада колониальных империй США возглавили ряды тех, кто пытался сдержать коммунизм в странах "третьего мира", сражаясь в Корее и во Вьетнаме. Когда во время Кубинского кризиса 1962 года "холодная война" чуть не переросла в "горячую", Великобритания сыграла в этой драме малозначительную роль денщика при бряцающем оружием крестоносце. И в культурном отношении она тоже оставалась на втором плане, хотя несколько произведений британских авторов организаторы "борьбы между силами света и тьмы" активно пропагандировали. Например, американские организации и фонды способствовали продвижению на рынок книги Джорджа Оруэлла "1984", а "Исследование истории" Арнольда Тойнби журнал "Тайм" расхваливал как работу, которая по значимости сравнима с переходом от картины мира по Птолемею к идеям Коперника, поскольку она "раздробила ледяные схемы исторического детерминизма и материализма, снова признав Господа Бога активной действующей силой исторического процесса".

С приходом "перестройки" в 1985 году премьер-министр Маргарет Тэтчер сделала приятное открытие: с новым советским лидером - Михаилом Горбачевым - Запад может делать бизнес. Правда, из этого мало что получилось, и в 1991 году произошел распад СССР. Отношения были "нормализованы" при президенте Борисе Ельцине, вместе с реформами в России и последующим возвращением двуглавого орла. В начале нового тысячелетия Великобритания и Россия, представленные Тони Блэром и Владимиром Путиным, стоят друг к другу ближе, чем когда-либо со времени окончания Второй мировой войны.

И сегодня, отмечая 450-летие со времени установления первых важных контактов, можем ли мы выделить безоблачные периоды в долгой истории наших отношений? Уж если простые люди не всегда могут жить в мире и согласии, чего тогда ожидать от правителей? Нельзя, конечно, замалчивать то, что русско-британские взаимоотношения чаще носили негативный, а не позитивный характер. Не говоря о нескольких войнах, между нами было по меньшей мере столько же чрезвычайно серьезных кризисов. Более того, были значительные трудности с пониманием друг друга. Например, уже после окончания "холодной войны" британские университеты прекратили российские исследовательские программы. Но разве понимать противника более важно, чем понимать друга?

Самой многообещающей областью взаимодействия кажется та первая миссия, предпринятая Ричардом Ченселлором четыре с половиной столетия тому назад. В эпоху глобализации еще важнее, чем во времена великих географических открытий, "дабы одни нуждались в других". И торговые отношения в нефтегазовой области могут способствовать гармонии гораздо эффективнее, чем поставки мачт и других товаров для постройки кораблей.

Несмотря на значительную интенсификацию российско-британских связей после прекращения холодной войны во взаимоотношениях данных государств остается изрядная доля напряженности. В последнее десятилетие между Москвой и Лондоном неоднократно возникали проблемы и кризисы политического и дипломатического характера, многие из которых остаются не разрешенными.

Постепенно и Великобритания, и Россия начали делать шаги в направлении улучшения отношений. В период между 2009 и 2011 гг. главы данных государств, а также министры иностранных дел, провели ряд встреч и визитов, которые помогли постепенно возобновить диалог на высшем уровне. В сентябре 2011 г. Д. Кэмерон посетил Москву. В ходе его визита велось активное обсуждение вопросов развития российско-британских отношений. Данное событие стало неким переломным моментом, который может стать началом значительного расширения сотрудничества и взаимодействия двух государств.

Д. Кэмерон в ходе своего визита преследовал в первую очередь экономические цели, что соответствует текущей экономической направленности внешней политики Великобритании: не случайно в состав его делегации входили представители британского бизнеса, а в ходе визита были подписаны важные контракты на общую сумму 215 млн ф. ст. При этом необходимо отметить, что, несмотря на вышеупомянутые проблемы политического характера последних лет, развитие российско-британских взаимоотношений в экономическом плане, в сфере торговли и инвестиций шло опережающими темпами. К 2011 г. Великобритания стала одним из крупнейших инвесторов в экономику России (общий объем британских инвестиций составил порядка 30 млрд ф. ст.), в то время как около четверти всех первоначальных публичных предложений акций на Лондонской фондовой бирже стали размещаться российскими компаниями. Торговый оборот между двумя странами достиг почти 16 млрд долл. в 2010 году.

Британский премьер-министр Д. Кэмерон выделяет три основных направления, в которых Россия и Великобритания должны вместе работать: во-первых, принимать меры по формированию наилучших условий для торговли и инвестиций; во-вторых, развивать партнерство в ключевых секторах экономического роста, таких как инновации и наука; в-третьих, сотрудничать на международном уровне для создания и поддержания стабильности и безопасности в мире, так как это является фактором будущего благополучия и богатства и Великобритании, и России. В свою очередь Великобритания в экономическом плане рассматривается Россией как партнер, способный помочь в решении проблемы, стоящей на внутренней повестке дня - проведение успешной модернизации. Не случайно в ходе визита Д. Кэмерона стороны подписали «Декларацию о партнерстве на основе знаний для модернизации», провозгласив «сотрудничество в области инновационного развития, создание прорывных технологий» важнейшей задачей российско-британских отношений.

Экономическая составляющая во многом позволила отодвинуть на второй план политические и дипломатические проблемы. Однако об их окончательном разрешении пока речь не идет. Так, например, несмотря на многочисленные встречи между главами Великобритании и России, а также их министрами иностранных дел, продвижения по вопросу об экстрадициях не наблюдается, каждая из сторон продолжает настаивать на своей позиции. Это свидетельствует о неспособности обеих сторон (или неготовности правящих элит) на данном этапе к успешной совместной работе в направлении разрешения подобных конфликтных вопросов.

Необходимо затронуть один важнейший аспект российско-британских отношений - сотрудничество в международной сфере. Британское правительство ставит перед собой цель проводить активную внешнюю политику во всем мире далеко за пределами Европы, тем самым расширяя и поддерживая свое глобальное влияние. В этой связи Россия, сохраняющая важную роль в решении крупнейших международных проблем, является для Великобритании одним из ключевых партнеров, с которым необходимо взаимодействовать, для чего, в свою очередь, улучшение политического и дипломатического диалога является первоочередной задачей.

По многим международным вопросам Соединенное Королевство и Российская Федерация имеют очень близкие взгляды. Обе страны обеспокоены решением проблемы исламского экстремизма, борьбой с терроризмом, противодействием распространению ядерного оружия, борьбой с наркоторговлей, проблемой изменения климата. Обе страны заинтересованы в поддержании стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Однако наблюдается и разное толкование международных проблем. Так, например, по Сирии и по Ливии обе страны высказывались за поддержание стабильности в данных странах, за прекращение и недопущения насилия на их территориях. В то же время понимание стабильности Лондоном и Москвой несколько отличается. Если Лондон открыто выступает против сложившихся там режимов, поддерживая оппозиционные силы, а также военное вмешательство и/или жесткие экономические санкции, то Москва пытается выступить с позиции создания условий для мирного урегулирования конфликта без применения внешней силы и/или введения санкций.

Разногласия присутствуют и в вопросе ядерной программы Ирана. Великобритания является одной из тех стран, которые открыто говорят о наличии у Ирана цели наряду с мирным использованием атома, также создания ядерного оружия. Соответственно Великобритания поддерживает проведение активных действий, направленных против Ирана, в том числе введение жестких санкций. В свою очередь Россия говорит о недостаточном уровне доказательств того, что Иран использует ядерную программу в целях подготовки создания ядерного оружия, соответственно не поддерживает введение каких-либо санкций на данном этапе.

Скорее всего британо-российские отношения пошли бы на улучшение, но украинский кризис с присоединением Крыма привел к возобновлению политической конфронтации между Россией и Западом, а значит и Великобританией. При этом выгоды двустороннего экономического сотрудничества не способствовали нормализации отношений. Даже возможность начала Третьей мировой войны с угрозой применения ядерного оружия не способствовала взаимопониманию между Россией и Британией и поиску путей сотрудничества. Хотя Великобритания совместно с другими странами ЕС изначально выступала за урегулирование украинской проблемы дипломатическими средствами, она не исключала и американской линии, то есть военного решения.

Кажется, что Лондон находится в тени международных отношений, однако он внимательно наблюдает за происходящим, не оставаясь в стороне от проблем. Не смотря на это, члены комитета палаты лордов британского парламента по делам ЕС в своем докладе заявили, что Великобритания и Евросоюз повели себя в ситуации кризиса на Украине как лунатики. Об этом пишут британские СМИ. Заявление было обнародовано после того как президент Европейского совета Дональд Туск призвал британского премьер-министра Дэвида Кэмерона обсудить, как должен реагировать ЕС на продолжающееся насилие на востоке Украины. В документе британские лорды высказывают упрек в адрес премьер-министра Дэвида Кэмерона и внешнеполитического ведомства страны, обвиняя их в том, что Великобритания в условиях украинского кризиса не проявила «достаточной активности и не прилагала видимых усилий», чтобы урегулировать его. При этом, отмечается в документе, канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд выступили авторами мирной инициативы.

Новым явлением является, прежде всего, то, что британская пресса поддерживает критику и активно анализирует политику страны. «На переговоры по украинскому конфликту в Москву поехали канцлер Германии Меркель и президент Франции Олланд, но не Дэвид Кэмерон. Великобритания играет совсем незначительную роль не только в Европе, но и на Ближнем Востоке», пишет газета «The Times» и уже видит сильное снижение британской внешней политики. Кроме того, комментатор «Financial Times» наблюдает отход Великобритании на задворки международной политики.

И тут у Лондона находится ещё одна причина для сдержанности: среди избирателей сильно упала поддержка активного участия во внешнеполитических делах, и тем более по части военных кампаний. То, что Британия была в течение многих десятилетий тяжеловесом в мировой политике, сегодня мало волнует её граждан. К этому относятся серьёзные изменения, которые уже предприняло правительство Кэмерона в отношении военных расходов и которые должны будут продолжиться после выборов. Одновременное участие сразу в нескольких военных конфликтах, как ещё в Афганистане и Ираке, было бы невозможно сегодня для британской армии. Кроме того, существует ещё более широкая неопределённость: на протяжении десятилетий, британцы называли себя ключевым союзником США в Европе. После того как президент Обама ясно дал понять, что он особенно заинтересован в Великобритании в рамках Европейского союза, эта особая роль вызвала сомнение. Правительство Кэмерона еще больше отдалилось от ЕС и, в то же время, погрузилось в кризис внешней политики, как отметил Майкл Эмерсон из Центра европейской политики в Брюсселе, - «это уже было видно в начале конфликта на Украине». Британское влияние там иссякло, проанализировал он. Такое развитие в конечном итоге может коснуться и «драгоценного камня в короне британской внешней политики» - постоянного места в Совете Безопасности ООН.

В начале марта 2015 г. премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон пригрозил вывести санкции против России на «новый уровень». «Если Россия нарушает правила XXI века и занимается дестабилизацией суверенной страны, то весь остальной мир должен быть готов сказать России: «Вы не можете нарушать одну часть международных правил, при этом имея доступ к международным рынкам, международных финансам и международным системам», - сообщил он, передавал The Wall Street Journal. Любые попытки ополченцев расширить свою территорию приведут к дальнейшим санкциям ЕС и США против России, заявлял Кэмерон. Угрозой в Великобритании посчитали и модернизацию ядерных сил России. «Озабоченность существует по трем причинам. Во-первых, в феврале они [российские власти] снизили порог для применения ядерного оружия. Во-вторых, они, кажется, интегрируют ядерное оружие в обычные вооруженные силы в довольно угрожающей форме. Они продолжают вкладывать в модернизацию своих ядерных сил во время финансового давления».

В мае 2015 г. Москва передала в посольства стран ЕС список официальных лиц, которым запрещен въезд на территорию России в ответ на аналогичные рестрикции, принятые Евросоюзом в прошлом году из-за конфликта вокруг Украины. В черном списке числится 89 фигурантов, среди которых члены Европарламента, высокопоставленные военные и сотрудники силовых и разведывательных структур, общественные деятели. В Министерстве иностранных дел Великобритании заявили, что Россия не добьётся отмены западных санкций, если будет вводить «чёрные списки» граждан ЕС. В Форис-офисе подчёркивают, что ограничительные меры будут сняты только в том случае, если Россия выведет свои войска с украинской территории. Что касается самого списка, то в британском МИДе уверены, что для его формирования должны быть юридические основания, однако российское правительство их не предоставило. Внешнеполитическое ведомство предупреждает, что только соблюдение минских договорённостей может стать гарантией отмены санкций.

«Перезагрузка» в отношениях России и Великобритании не произошла до обострения украинского кризиса, тем более не стоит ожидать ее в обозримом будущем. В аналитической записке бывшего британского посла в РФ Эндрю Вуда подчеркивается, что «стратегическое партнерство с Москвой недостижимо» и в настоящее время «нежелательно»; Россия - большая и важная страна «с неопределенным будущим, она не способна и не имеет права претендовать на архаичную великодержавность». В этом утверждении Э. Вуд выражает мнение большей части британского политического класса. Россия в последние годы была в большей степени, чем Великобритания, готова к компромиссам и равноправному сотрудничеству. Одна из причин этого, вероятно, в том, что Москва принимает те или иные внешнеполитические решения, исходя из собственного понимания национальных интересов и международной ситуации. В случае Британии сильный привходящий фактор, а именно ее «особые отношения» с США, до сих пор играет неоднозначную роль. Вашингтон время от времени заставляет британских политиков принимать решения, не оптимальные с точки зрения отношений с другими странами или с точки зрения урегулирования региональных и глобальных проблем. В очередной раз это убедительно продемонстрировали подходы Лондона к украинскому кризису. Несмотря на украинский кризис и текущие события, в среднесрочной перспективе важным представляется сохранение, развитие и создание новых площадок для постоянного диалога не только на дипломатическом и политическом уровне, но и на экспертно-общественном. Более эффективно решать вопросы в сфере двусторонних политических и международных отношений - там, где взаимопонимание и доверительность особенно востребованы, необходимы регулярные механизмы экспертного обмена мнениями.

Профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки Н.К.Капитонова - о ситуации в отношениях России и Соединенного Королевства.

Ситуация в отношениях между Лондоном и Москвой в связи с инцидентом в Солсбери все более накаляется. Руководство Великобритании не ограничилось выдвижением бездоказательных и оскорбительных обвинений в адрес России и лично президента Путина, но прибегло к высылке из страны 23 российских дипломатов, заморозило политические контакты (которых и так практически не было), выступило с угрозами в адрес капиталов российских олигархов в Великобритании.

Россия, как и ожидалось, ответила зеркально. Однако, на этом Тереза Мэй не остановилась: она направилась прямиком на саммит Евросоюза в Брюссель, где, приписав России намерение разделить Запад и посеять хаос, призвала к немедленному реагированию в виде принятия плана совместных действий в отношении Москвы.

Реакцией ЕС стало признание «с высокой степенью вероятности» ответственности России за отравление Скрипаля и его дочери нервно-паралитическим газом, а также отзыв из Москвы «для консультаций» посла ЕС. Следующим шагом стала массовая высылка российских дипломатов из США и стран-членов Евросоюза в знак солидарности с Лондоном.

Ну что же, Великобритания не в первый раз прибегает к испытанному в прошлом и неплохо зарекомендовавшему себя средству - провокациям подобного рода с целью решения других проблем, урегулирование которых каким-либо иным способом представляется ей затруднительным. Самый яркий пример из далекого прошлого, который тут же приходит на ум, - знаменитое «письмо Зиновьева» или «письмо Коминтерна»: эта состряпанная в недрах британских спецслужб фальшивка с инструкциями председателя Коминтерна британским коммунистам по организации вооруженного восстания в стране была вброшена в октябре 1924 г. за несколько дней до всеобщих выборов в Великобритании с целью свалить лейбористское правительство и обеспечить победу консерваторов. Она сработала: на волне раздутой ими антисоветской кампании тори получили абсолютное большинство в палате общин.

Позиция Советской России, решительно осудившей эту провокацию, была проигнорирована. Прошло более 40 лет, и в 1996 г. главный историк Форин офис Дж.Беннет после проведенного ею тщательного расследования подтвердила правоту Москвы, признав «письмо Коминтерна» фальшивкой, изготовленной в недрах спецслужб (правда, основная вина была возложена ею на белых из Латвии, чья информация по халатности якобы не была перепроверена британскими спецслужбами). Понятно, что никаких извинений с британской стороны после этого признания не последовало.

Еще одна провокация в отношении нашей страны, сопровождавшаяся шумной информационной кампанией, была предпринята в 1971 г. правительством Э.Хита, попытавшимся с помощью обвинения в шпионаже и высылки из Великобритании 105 работников советских учреждений («Operation Foot») сорвать подготовку к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая шла полным ходом между СССР и европейскими странами, что совершенно не устраивало тори. Эта провокация, осужденная лейбористской партией и не поддержанная западноевропейскими партнерами Британии, не смогла помешать проведению СБСЕ, лишь немного затянув подготовительный период, а сами консерваторы вскоре провалились на выборах.

К беспрецедентным информационным накатам, основанным на бездоказательных обвинениях, Великобритания прибегала и в недавнем прошлом. Еще не забыта широкомасштабная антисербская кампания, направленная против «диктатора» Милошевича, которого обвиняли в «гуманитарной катастрофе» в Косово. Для усиления общей истерии в стране с целью оправдания военного вмешательства британские власти тогда в 40 раз завысили количество жертв так называемых «этнических чисток», якобы предпринятых сербами против албанцев. Таким образом правительство Блэра получило формальный повод и моральное оправдание «гуманитарной интервенции» НАТО против Югославии, которая состоялась в 1999 г.

А знаменитый доклад разведки, призванный оправдать вторжение Великобритании в Ирак в 2003 году? (В британских СМИ его окрестили «ловким досье»). Впоследствии стало известно, что в соответствии со спущенными сверху установками спецслужбы придавали ему в процессе подготовки все больше убедительности, подгоняя под заданный результат. Как установила в 2016 г. независимая комиссия во главе с сэром Чилкоттом, расследовавшая связанные с вовлечением в войну обстоятельства, доклад изобиловал поражающими воображение фальсифицированными данными: например, о 45-минутной готовности Саддама Хусейна применить оружие массового поражения (которое, как известно, так и не было найдено), о способности Ирака в ближайшем будущем создать атомную бомбу (для пущей убедительности сроки создания сократили с пяти до двух с половиной лет), не говоря уже о том, что свидетельства о наличии у Хусейна химического оружия, а также внешний вид содержавших его контейнеров были позаимствованы из голливудского блокбастера «Скала» с участием известных звезд Ш.Коннери и Н.Кейджа. Основой разведдосье, как выяснилось, вообще стала статья некоего калифорнийского студента. И это только малая часть тех выводов, к которым пришла комиссия, вынесшая ясный и недвусмысленный приговор этой авантюре Тони Блэра. Подобные примеры можно было бы перечислять и дальше.

Что мы наблюдаем сейчас? Ситуация в консервативной партии и в целом в стране складывается совсем не так, как того хотело бы британское руководство. Допущенный Терезой Мэй грубейший просчет с проведением досрочных выборов привел к существенному ослаблению позиций тори, усилению лейбористов (они получили дополнительно 30 мест в палате общин) и реальной угрозе смещения лидера партии и премьер-министра. Дата выхода Британии из Евросоюза стремительно приближается, а между Мэй и ведущими членами кабинета нет единства по многим вопросам - ни по цене «развода», ни по длительности переходного периода, ни по формату отношений с ЕС в будущем. При этом Лондону противостоит единая жесткая позиция Брюсселя, который последовательно диктует ему свои условия. Мало того, что расколотое на сторонников и противников Брекзита Соединенное Королевство может превратиться в Разъединенное, так еще и усиливается недовольство консерваторами-евроскептиками, опрометчиво пообещавшими накануне референдума легкий выход из ЕС и весомую экономию финансовых средств за счет прекращения выплат в бюджет Союза. На деле вышло наоборот - сумма «отступных» составит не менее 32 млрд ф.ст., а то и гораздо больше, ведь согласно просочившимся в СМИ данным из засекреченных расчетов британского правительства «чистый убыток» от Брекзита может достичь 80 млрд ф.ст. И если до недавнего времени экономическая ситуация в стране складывалась не так катастрофически, как предсказывали многие аналитики, то буквально на днях «лед тронулся» в неблагоприятную сторону: крупнейшая международная корпорация «Юнилевер» объявила о переносе своей штаб-квартиры из Лондона в Нидерланды. Хотя это решение и сопровождалось успокаивающими заявлениями об отсутствии какой-либо связи с Брекзитом, оно может послужить примером для других корпораций (таких колеблющихся около ста), дав, в свою очередь, козырь в руки тех, кто обвиняет правительство Мэй в проведении курса, способствующего бегству бизнеса из Британии.

Вместе с тем намерение с помощью жестких мер в отношении Москвы консолидировать британское общество и особенно элиту, от которой зависит сохранение у власти Терезы Мэй и тори, не единственная цель, которая ею преследуется. Не менее важным для Лондона представляется консолидация европейской элиты, которая демонстрирует в последнее время признаки разброда и шатаний, ставя под сомнение необходимость сохранения политики санкций в отношении России (прежде всего, Австрия, Венгрия и Италия). Британия испытывает серьезное беспокойство в связи с перспективой неизбежного после Брекзита уменьшения своего влияния в европейских делах и в целом в мировой политике. Она отчаянно пытается сохранить свое уходящее в прошлое политическое лидерство (этот процесс наблюдается особенно отчетливо на протяжении последних шести-семи лет, в течение которых Британия была оттеснена на обочину Евросоюза, что и стало одной из причин Брекзита). А это можно попытаться сделать с помощью испытанного и результативного в прошлом средства - «российской/советской угрозы»: дискредитировать Россию, обвинив ее как страну-агрессора, применяющую химическое оружие на территории других государств, в том числе и в Сирии, в содействии терроризму и призвав партнеров встать плечом к плечу перед лицом этой общей страшной угрозы.

Одной из важных целей, преследуемых Британией, является также организация бойкота Чемпионата мира в России: Лондон уже давно не может простить Москве, что он будет проводиться не в Великобритании. Ради пересмотра этого решения и была в свое время затеяна возня вокруг коррупции в ФИФА. Именно британский премьер Кэмерон оказал существенное давление на избранного президента организации Блаттера, угрожая бойкотом чемпионата, в результате чего тот вынужден был подать в отставку. С тех пор угрозы в отношение чемпионата не прекращаются.

По всей видимости Мэй также рассчитывает на то, что развязанная ею истеричная русофобская кампания будет способствовать укреплению НАТО, реанимации особых отношений с Вашингтоном, которые с приходом на пост президента Д.Трампа начали было размываться, утрачивая свое прежнее значение, а также в условиях общей истерии облегчит урегулирование проблем, связанных с Брекзитом.

В общем, причины кампании и цели, ради достижения которых Тереза Мэй жертвует, возможно на долгие годы, отношениями с Москвой, понятны. Не хотелось бы голословно обвинять британскую сторону в организации данной провокации, но следует признать, что, с учетом известной репутации британских спецслужб, это не представляется невероятным (формулу «смотри, кому выгодно» пока еще никто не отменял). Более того, после масштабных мер Вашингтона в отношении Москвы (высылка 60 российских дипломатов), принятых после небольшой паузы в поддержку Лондона, история с отравлением Скрипалей выглядит «highly likely» как совместная акция Британии и США с целью окончательной демонизации России и ее президента.

Во всей этой истории, правда о которой когда-нибудь станет известной, поражает одно: выходящий далеко за рамки допустимого в дипломатических отношениях тон, которым британская сторона позволила себе разговаривать с Москвой. Если не считать наглого совета Д.Милибенда «изменить конституцию», данного России в 2007 г. в ответ на ее отказ выдать Британии российского гражданина Лугового, такого оскорбительного тона в адрес нашей страны, а тем более ультиматума, не наблюдалось с 1923 г. Что касается риторики «мастера оскорблений» Бориса Джонсона, то она отчасти объясняется его импульсивностью, богатым воображением и неразборчивостью в средствах: он, в частности, известен тем, что еще в бытность корреспондентом газеты «Дэйли Телеграф» в Брюсселе часто «украшал» свои корреспонденции несуществующими в природе «интервью» и придуманными историями (другими словами, не гнушался приврать), за что начальник называл его шарлатаном. К тому же Джонсон уже тогда отличался противоречивыми заявлениями, демонстрируя способность быстро менять свою точку зрения на прямо противоположную в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Став министром, он неоднократно шокировал британскую и международную общественность эпатажными заявлениями в адрес многих зарубежных лидеров, а также сравнением Евросоюза с Третьим рейхом. Но как главе Форин офис, претендующему на пост лидера консерваторов и премьер-министра, ему следовало быть более осмотрительным и аккуратным в выражениях. Не случайно один из ветеранов либерал-демократической партии охарактеризовал назначение Джонсона министром иностранных дел как «самое глупое назначение после того, как Калигула сделал своего коня консулом».

Что касается Терезы Мэй, то она идет по следам своего кумира Маргарет Тэтчер, хотя жесткие публичные заявления последней, а также министров ее кабинета в адрес нашей страны и советского руководства в разгар замораживания двусторонних отношений из-за Афганистана все же не выходили за общепринятые рамки и не опускались до личных оскорблений. К тому же, вскоре после одержанной на выборах 1983 г. победы Тэтчер существенно скорректировала курс в отношении Москвы, первой из западных руководителей наладила с ней интенсивный политический диалог, превратив его в важную составляющую мировой политики и сыграв одну из главных ролей в прекращении холодной войны. Ждать чего-либо подобного от Мэй было бы наивно.