В чем мудрость сказки погорельского черная курица. Черная курица

Сказка «Черная курица или подземные жители», написанная Погорельским, учит внимательного читателя тому, что ничего не дается даром, за все приходится платить. Также она показывает, что очень часто люди не ценят того, что имеют, и только лишь когда потеряют, начинают понимать, что они потеряли. Произведение показывает, что предательство имеет далеко идущие последствия. Сказка предостерегает, что даже человек с добрым сердцем может измениться в плохую сторону. Еще она учит ценить добытое трудом.

Эта сказка прикольная и классная. Учит тому что нельзя придавать своих чуваков дружбанов. Дружба это важное и типа нельзя придавать как грязная псина. Так что дорожите дружбой и любовью ведь однажды вы можете потерять его навсегда. Как однажды потеряла я. Двух лучших подруг и что я общаюсь с одноклассниками но я осталась одна пол дня сижу дома смотрю в телефон. И что жизнь становится лучше? Чем? Задумайтесь, вам это надо?

Сказка Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители» учит своих читателей добиваться желаемого исключительно своими силами, упорно трудиться и никогда не обманывать. Алеша захотел получить знания без усердного труда, и был разоблачен. Лишь тот, кто упорно учится и много работает, достигнет успеха.
Кроме того, сказка учит всегда оставаться скромным. Нельзя ни в коем случае превозносить себя над другими людьми, какими бы высокими не были твои достижения. Алеша стал горделивым и потерял самое ценное, что есть в жизни человека – дружбу и товарищескую поддержку. Поэтому никогда не стоит быть высокомерным и грубым, если не желаешь оставаться один.

О чем сказка Черная курица

Эта сказка о мальчике, который жил и учился в пансионе для мальчиков. Его звали Алёша. Он был добрый, мечтательный и романтический ребенок. В свободное время он читал книжки про рыцарей, мечтал о встрече с родителями. Его, иногда, выпускали гулять во двор, где жили курицы, и одну из них - Чернушку, он очень любил. Он приносил птичкам крошки, наблюдал за ними. Однажды, кухарка решила зарезать Чернушку и приготовить из нее обед, но Алёша выкупил птичку за единственную свою золотую монету. Курица оказалась министром подземных жителей, и тайком ночью провела Алёшу к царю. В награду за спасение министра, царь выполнил желание ребенка - всегда знать урок на отлично, не прилагая усилий. Взамен с него взяли обещание, ни при каких обстоятельствах, не рассказывать про подземных жителей. Алёша стал лучшим учеником, загордился и обленился, а раньше он был старательным и ответственным. Однажды он потерял зёрнышко и не сдал урок, но Чернушка принесла ему его на следующий день и Алеша справился с заданием. Учитель посчитал, что Алёша специально не сдал урок в предыдущий раз, а ученики подтвердили, что он не занимался. Алёшу наказали и он рассказал про подземных жителей. После этого его стали считать обманщиком, а Чернушку наказал подземный царь и весь их народ переехал.

Чему нас учит сказка

  1. Нужно быть добрым и спасать невинных от гибели.
  2. Нельзя гордится поступками и делами, успех в которых не заслужен собственными силами. Награда за такие поступки не заслуженная.
  3. Нужно стараться в учебе и в жизни, не лениться, прикладывать усилия и, не зависимо от результатов, все окружающие это заметят и оценят.
  4. Нельзя предавать людей, которые надеются на тебя, и чья жизнь и счастье зависит от твоих поступков. Как в сказке - жизнь и спокойствие целого народа зависела от честности и преданности мальчика.
  5. Сказка учит прощению и раскаянию. Министр простил Алёшу и остался его верным и любящим другом, несмотря на то, что его заковали в кандалы и ему придется понести наказание. А Алёша раскаялся в своём поступке и запомнил этот урок на всю жизнь.

«Высший суд – суд Совести»

Виктор Гюго

«Без совести в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животными. Совесть – это то, что делает человека подобным Богу»

Цели урока:

1. Знакомство с нравственным смыслом понятия «СОВЕСТЬ»

2. Формирование умения воспринимать, анализировать прочитанный текст, формирование навыков работы со словарями

3. Развитие умения прислушиваться к состоянию своей души, оценивать свои мысли и поступки

Оборудование: магнитофон, аудиозапись классической музыки и голоса Чернушки из сказки А. Погорельского « Черная курица», рисунки детей, словари Ожегова, Даля и фразеологический словарь.
Ход урока

Организационный момент

На фоне классической музыки ученик читает первый абзац сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».


Сообщение темы и цели урока

Мы с вами прочитали мудрую сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Чему научила нас эта сказка? У каждой сказки есть свой голос, сказка всегда говорит с людьми о чем-то важном, самом главном. И мы с вами сегодня попробуем услышать волшебный голос сказки Погорельского. Поэтому тема нашего урока так и будет звучать: «Голос сказки».


Работа по теме урока

Послушайте фрагмент сказки. Постарайтесь узнать: голос какого сказочного героя звучит? («Голос Чернушки»)

Черная курица не несла яиц, так какая же от нее польза? («Она добрая, полюбила Алешу – мальчику с ней хорошо. Алеша ее тоже любит.»)

Алеша спрашивает у Чернушки: «Объясни мне, любезная Чернушка, отчего ты, будучи министром, являешься в свет в виде курицы…»

В подземном царстве хорошо, зачем же она приходит? («Чернушка пришла помочь Леше, она видит насколько он одинок, как он грустит. Она пришла, чтобы стать единственным другом мальчику. Волшебные гномы могут видеть людское горе, приходят время от времени к людям, чтобы помочь им, поддержать»)

Какие мудрые советы дает Чернушка Алеше? (Зачитать из текста:

а) «Ты добрый ребенок, но притом ты ветренен и никогда не слушаешь с первого слова, а это нехорошо!..»

б) «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над вами верх…»

в) «Твоя нескромность причиною, что я осужден…»

Посмотрите, сколько важных советов дает Чернушка Алеше. Как вы считаете, каким другом она была для мальчика? («Верным, мудрым, добрым, заботливым…»)

2. Послушайте еще один фрагмент сказки. Постарайтесь узнать голос героя. («Голос Алеши»)


До получения зернышка

добрый


милый

все его любили и уважали

прилежный в учебе

мечтатель

хорошо развито воображение

но грустный и одинокий


Подтвердите цитатами из текста.

3. Вспомните, Алеша часто слышал какой-то внутренний голос, но со временем постепенно перестал его слышать. Чей это был голос? («Голос совести»)

Как объясняет значение слова совесть Ожегов в толковом словаре? («Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом»)

А какое толкование дает этому слову Владимир Даль? («Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития».)

Оказывается, совесть – это внутреннее чувство, которое позволяет нам различать хорошее и плохое, это – неписанный закон души, помогающий человеку оценить свои мысли и поступки. Как вы думаете, где живет совесть?

Оно состоит из двух частей.

СО – особенная приставка, ее значение – соединять, объединять с чем-то или кем-то. Например:

со страдать – страдать, переживать с другим человеком;

со чувствие – разделять чувства другого человека;

со трудники – люди, объединенные одним трудом.

Как вы понимаете слова: со радоваться, со дружество, со звездие?

ВЕСТЬ – старославянское слово, встречается в очень древних книгах, религиозных писаниях. Вспомните историю рождества Христова. Кто явился Марии и принес ей Благую Весть о рождении ею младенца? /Архангел Гавриил/.

Получается, что ВЕСТЬ – не просто сообщение, известие, а данное человеку свыше божественное послание.

Недаром в народе говорят: «Жить по Совести, значит, жить с Богом в Сердце»
Какие фразеологизмы со словом совесть вы выписали из словаря?

Прочитайте и попробуйте растолковать эти выражения.

По чистой совести

Совесть заговорила

Совесть проснулась

Совесть замучила

Крик совести

Муки совести

Угрызения совести

Со спокойной совестью

Для очистки совести

С чистой совестью

Поступить по совести

Следовать совести

Совесть остановила
Не случайно так много в народе таких фразеологизмов о совести, потому что

совесть – внутренний судья человека.

Что говорила совесть Алеше? (дети наизусть рассказывают отрывок: «Из доброго, милого, скромного мальчика он сделался гордым и непослушным. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, тогда ты при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя.»)

Без труда, без старания, после того, как получил семечко, как стал меняться Алеша? (работа с таблицей, составленной детьми)

имея семечко

ленивый («занимался шалостью и праздностью»)

безответственный

излишне самонадеянный

много стал о себе думать

важничал


сделался гордым и непослушным

ребята перестали его любить и уважать


Подтвердите словами из текста.

Что же было в его растерзанном сердце? («Стыд и раскаяние наполняли его душу»)

Почему мальчик нарушил тайну? (Алеша в этот момент думал только о себе, он испугался наказания, совсем не думал о своем друге и подземных жителях.. Чтобы избежать наказания, не задумываясь, мальчик предал их. Кто живет без совести, не умеет сострадать другим. )

Что же ему нужно было пережить, чтобы совесть опять заговорила в сердце мальчика? (Мальчику пришлось пережить болезнь, муки предательства, потерю единственного друга.)

4. Когда мы читали сказку, мы сами разговаривали с героями, т.е. слышали свой голос – голос читателя . Мы переживали за Алешу, представляли себя на его месте.

Когда хотелось ему что-то подсказать, посоветовать? Что именно?

В какой момент хотелось пожалеть, успокоить?

О чем бы его предупредили?
Итог урока

Чему же эта сказка может научить человека?

(«Мне кажется, сказка может научить быть честным, всего добиваться своим трудом, не нарушать данного слова, быть ответственным за свои поступки»)

(«Мудрый, добрый, немного грустный, заставляет задуматься над своими поступками…»)
Домашнее задание

Сказка заставляет заглянуть в свое собственное сердце, в свои мысли и подумать о самом себе, о том, какие мы, кто мы.

Ребята, представьте себя на месте Алеши. Мы столько пережили вместе с ним. Мальчик раскаялся, все понял. Когда настала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, Алеша сел писать маменьке письмо. Подумайте, что он напишет, о чем умолчит. Дома напишите это письмо Алеши.

Творческие работы учащихся

1. Письма детей после урока


Вот и прочитали волшебную повесть «Черная курица, или Подземные жители». Эта сказка написана очень давно: впервые она была напечатана в 1829 году - сто с лишним лет назад.

Если вы внимательно читали книжку, вы и сами могли догадаться, что она написана давным-давно. Не было тогда ни трамваев, ни автомобилей, директор приезжает в пансион в «обыкновенных извозчичьих санях». Вряд ли вы увидите сейчас в городе, где учился Алеша, хотя бы одного извозчика. Да и сам город давно называется не Петербургом, а Ленинградом. И школы сейчас не такие, и учатся в них совсем не так, и одеваются люди по-другому, и разговаривают иначе.

Почему же теперь, спустя сто с лишним лет, мы читаем эту сказочную повесть с таким же увлечением, с каким читали ее наши прабабушки и прадедушки?

В основе этой старинной сказки лежит жизненная правда - вот почему ее читают с таким же интересом, как и в старину.

Написал «Черную курицу» Алексей Алексеевич Перовский (1787-1836), в литературе взявший себе имя Антония Погорельского - в честь села Погорельцы, где он жил.

Это был один из образованнейших людей России того времени, участник Отечественной войны 1812 года, современник Александра Сергеевича Пушкина, его литературный соратник и друг.

Сказка «Черная курица» написана Погорельским для своего десятилетнего племянника Алеши, который потом стал известным русским поэтом - Алексеем Константиновичем Толстым.

Погорельский обладал удивительным искусством соединять правду жизни с фантастикой. В этой сказке очень хорошо описан старый Петербург, школа, в которой учился Алеша, быт того времени, и так же ярко изображены волшебное государство и черная курица, которая была подземным министром.

И мудрость этой сказки близка нам. И недаром ее любил Лев Николаевич Толстой и ставил ее рядом с теми книгами, которые произвели на него в детстве сильное впечатление, вместе с былинами, народными сказками и стихами Пушкина.

Русская прозаическая литературная сказка первой половины Х1Х века

План:

1. Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Проблематика, идейный смысл, сюжет, образ главного героя, своеобразие стиля, жанровая специфика.

2. Основные аспекты творчества В.Ф. Одоевского.

3. Дальнейшее развитие литературной сказки в России

Литература

1. Минералова И.Г. Детская литература. - М., 2002, с. 60 - 61, 72 - 76, 92-96

2. Шаров А. Волшебники приходят к людям. - М., 1979

Писатели-романтики открыли для «высокой» литерaтуры жанр сказки. Параллельно с этим в эпоху романтизма произошло oткрытие детства как уникального, неповторимого мира, глубина и ценность которого притягивает взрослых.

Исследователь русского романтизма Н. Верковский писал o том, что романтизм установил культ ребенка и культ детства. B поисках идеала романтики обратились к незамутненному детскому взгляду на мир, противопоставляя его порой эгоис-тическому, грубо материальному миру взрослых. Мир детст-ва и мир сказки идеально соединились в творчестве A. Пого-рельского. Его волшебнaя повесть «Черная курица, или Под-земные жители» стала классическим произведением, изначально адресованным юным читателям.

Антоний Погорельский — псевдоним Алексея Алексеевича Пeровскoго, по6очнгго сына знатного екатерининского вельможи А.К. Разумовского. B детстве А. Перовский полу-чил разностороннее домашнее образование, затем за два c небольшим года окончил Московский университет. Из уни-верситета вышел со званием доктора философии и словес-ных наук, полученным им за лекции естественнонаучного со-держания. Во время войны 1812 года Пеpовcкий был боевым офицером, участвовал в сражениях при Дpездене, Кульме, служил в Саксонии. Здесь он познакомился c известным не-мецким музыкантом и писателем-романтиком Т. Амадеем Гоф-мaном. Общение c Гофманом наложило отпечаток на харак-тер творчества Перовского.

Иронический псевдоним «Антоний Погорельский» связан c названием имения писателя Погорельцы в Черниговской губернии и именем святого Антония Печерского, некогда удалившегося от мира в Чернигов. Антоний Погорельский — одна из самых загaдочных фигур в русской литературе. Дру-зья назывaли его петербургским Байроном: он был так же умен, талантлив, безрассудно смел и даже внешне напоминал знаменитого английского поэта.

А.Погорельский писал стихи, статьи o литературе, в прозе он во многом предвосхитил появление Гоголя, стоял y исто-ков фантастического направления в отечественной литерату-ре. Сборник повестей «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828) привлекал таинственностью то загадочных, то трогательных историй, рассказанных c изрядной долей умной иронии; роман «Монастырка» (1 ч.— 1830, 2 ч.— 1833) был в свое время замечен как первое удачное произведение о русском провинциальном дворянстве, наконец, волшебная повесть для детей «Черная курица, или Подземные жители» (1829) на протяжении ста c лишним лет увлекает детей сказочным сюжетом, без назидательности убеждает в подлинной ценности добра, правды, честности и трудолюбия. Погорельский внес вклад в развитие русской литературы и тем, что способствовал воспитанию, литературному развитию своего племянника — Алексея Константиновича Толстого.

«Черная курица, или Подземные жители» (1828).

Проблематика, идейный смысл. Повесть имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей». B ней две линии повествования — реальная и сказочно-фан-тастическая. Иx причудливое сочетание определяет сюжет, стиль, образность произведения. Погорельский написал по-весть для десятилетнего племянника. Алешeй он называет главного героя. В переводе с греческого Алексей - значит заступник, так счастливо совпали посвящение племяннику, собственное имя литературного персонажа и его суть. Но в сказке ощутимы отголоски не только дет-ства Алеши Толстого, но и самого автора (тоже Алексея). B детстве он на короткое время был помещен в закрытый пан-сион, страдал от разлуки c домом, бежал из него, сломал ногу. Высокий деревянный забор, огораживающий пансионный двор, жизненное пространство его воспитанников — это не только реалистическая подробность в «Черной курице», но и символический знак «памяти Детства» автора.

«Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были за-перты, и потому Алеше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Вся-кий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть во дворе, первое движение его было — подбежать к забору».

Круглые дырочки в заборе — единственная связь с внеш-ним миром. Мальчик одинок, особенно горько это чувствует в «вакантное время», когда разлучен со своими товарищами.

Грустно-щемящая нотка пронизывает повесть Погорельско-го. Повествование ведется от лица автора-рассказчика, с час-тым обращением к воображаемым слушателям, что придает особую теплоту и доверительность. Время и место произо-шедших событий конкретизированы: «Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона...» Перед читате-лем возникают Петербург конца Х1Х века, пансион, учитель c буклями, тупеем и длинной косой, его супруга, напудрен-ная и напомаженная, c целой оранжереей разных цветов на голове. Подробно выписан наряд Алеши.

Все описания яркие, картинные, выпуклые, даны c уче-том детского восприятия. Ребенку важна в общей картине деталь, подробность. Оказавшись в царстве подземных жите-лей, «Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была yбрaнa. Ему показалось, что стены сдела-ны из мрамора, какой он видел в минеральном кабинете пан-сиона. Панели и двери были из чистого золота. B конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли крес-ла из золота. Алеша любовался этим убранством, но стран-ным показалось ему, что все было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол».

Реалистические предметы, бытовые подробности в ска-зочных эпизодах (крошечные зажженные свечи в серебря-ных шандалах, кивающие голевой фарфоровые китайские куклы, двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пун-цовыми перьями на шляпах) сближают два плана повество-вания, делают естественным переход Алеши из реального мира в волшебно-фантастический.

Все произошедшее c героем заставляет читателя задумать-ся o многих серьезных вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, ecли не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дур-ное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, a выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Дет-ская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в жизни происходит единожды и всерьез.

Дидактична ли «Черная курица»? Воспитательный пафос очевиден. Если отвлечься от художественной ткани повество-вания, его можно выразить в словах: будь честен, трудолюбив, скромен. Но Погорельский сумел облечь воспитательную идею в такую романтически-приподнятую и в то же время жизнен-но убедительную, поистине волшебно-сказoчнyю форму, что читатель-ребенок воспринимает нравственный урок сердцем.

Сюжет повести. Серьезная проблематика повести Погорельского легко усваивается детьми благодаря увлекательному сказочному сюжету и очень удачному центральному образу героя — сверстника читателя.

Анализ сюжета повести убеждает, что в жанровом отношении произведение это не столь уж однозначно, что дополнительно сооб-щает его содержанию художественную полноту и педагогическую глубину.

Повесть начинается с экспозиции (предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре-мени произведения).

Завязка — заступничество Алеши за Чернушку.

Кульминация (наивысшая точка напряжения всех про-блемных линий), своеобразный событийный «узел» конфликта —выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопля-ного семечка, а не других взращенных прекраснъех цветов и пло-дов. Этому самому выбору сопутствует прельщение (трудно не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»). Но, од-нажды уступив своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленький человек встает на путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется, тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил. и обещаний. Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить горды-ня, ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства — конопляного семечка, дурман-травы —произрастает эта гордыня.

Причем потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.

Развязкой будет разо-блачение обмана, «предателытво» подземных жителей, a уход их —уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изме-нить их уже не в силах никто). B лирическом плане развязка — рас-каяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя. Событийная сто-рона —повод для начала «работы души.

Интуитивно читатель приходит к выво-ду, пусть и вербально не оформленному: гордыня, спесь побежда-ются раскаянием, покаянием, соучастием, состраданием, жалостью к другим. Нравственные выводы звучат афористически: «3а-блудших исправляют люди, лукавыx — ангелы, a гордыx — сам Господь БОГ» (св. Иoанн Лествичник)

Образ главного героя

Образ Алеши, девятилетнего воспитанника старинного петербургского пансиона, разработан писателем с особым вниманием к его внутренней жизни. Впервые в русской детской книге здесь появился живой мальчуган, каждое душевное движение которого говорит o глубоком знании автором детской психологии. Алеша наделен чертами, характерными для ребенка именно его возраста. Он эмоционален, впечатлителен, наблюдателен, любознателен; чтение старинных рыцарских романов (типичный pепертуар чтения мальчика XVIII века) развило его вообpажение, богатое от природы. Он добр, смел, отзывчив. И вместе c тем ничто ребяческое ему не чуждо. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты.

Как y большинства детей, в его сознании сказка и действительность слиты воедино. B реальном мире мальчик ясно видит неуловимые для взрослых следы чудесного и сам непрерывно ежеминутно в повседневной жизни творит сказку. Так кажется ему, что дырочки в заборе, сколоченном из стaрых досок, правертела волшебница, и, конечно, нет ничего удивительного, если она принесет весточку из дома или игрушку. Обычная курица, спасаясь от преследования кухарки, вдруг запросто может заговорить и обратиться за помощью. Поэтому так естественно входят в жизнь героя, a вместе c тем и в сюжет повести и волшебные рыцари, и оживающие фарфоровые куклы, и таинственное подземное царство c его мирным и добрым народом, и обладающее магической силой зернышко, и другие чудеса сказки со всеми правами и законами.

Насколько легко вторгается сказка в жизнь героя Погорельского, настолько свободно в свою очередь в повествование o таинственном введены приемы реалистического письма: точность в описании бытовых деталей и несвойственные сказке элементы психологического анализа.

Детали быта в скaзочных эпизодах повести словно подсказаны художнику ребенком, исполненным наивной веры в реальность всего чудесного. Крошечные зажженные свечи в серебряных шандалах, величиной c Алешин маленький пальчик, появляются на стульях, рукомойнике и на полу темной комнаты, курочка Чернушка приходит за Алешей; большая лежанка из голландских изразцов, на которой синей глазурью нарисованы люди, звери, встречается на их пути в подземное царство. Видят они и старинные кровати c белыми кисейными пологами. Нетрудно заметить, что все эти предметы попали в повесть не из неведомой волшебной страны, а из обычного петербургского особняка XVIII века. Таким образом, писатель вместе c героем как бы «oживляют» сказку, убеждая и читателя в достоверности сюжетного вымысла.

Чем дальше Алеша вместе с Чернушкой идут в таинственный мир подземных жителей, тем меньше становится в тексте истори-ческого и бытового колорита. Но четкость детского видения, детская зоркость и конкретность представлений остается: двадцать рыцарей в золотых латах, с пунцовыми перьями на латах тихим маршем входят попарно в залу, двадцать малень-ких пажей в пунцовых платьях несут королевскую мантию. Одежды придворных, убранство дворцовых покоев - все выписано Погорельским с пленяющей ребенка обстоятельностью, создающей иллюзию «всамделишности», которую он так ценит и в игре, и в сказке.

Почти все события сказочного плана можно объяснить, скажем, склонностью героя к мечтательности, к фантазиро-ванию. Он любит рыцарские романы и часто готов видеть обыденное в фантастическом свете. Директор училищ, к при-ему которого с волнением готовятся в пансионе, в его вооб-ражении представляется «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме c блестящими перьями», но, к своему удив-лению, вместо «шлема пернатого» Алеша видит «просто ма-ленькую лысую головку, набело распудренную, единствен-ным украшением которой... был маленький пучок». Но ав-тор не стремится разрушить хрупкое равновесие между сказкой и жизнью, оставляет недоговоренным, например, почему Чернушка, будучи министром, является в виде ку-рицы и какую связь имеют подземные жители со старушка-ми-голландками.

Развитое воображение, способность мечтать, фантазировать составляют богатство личности растущего человека. Поэтому так обаятелен главный герой повести. Это первый живой, несхематичный образ ребенка, мальчика в детской литературе. Алеша, как всякий десятилетний ребенок, любознателен, подвижен, впечатлителен. Его доброта, отзывчивость прояви-лись в спасении любимой курочки Чернушки, что и послужило завязкой сказочного сюжета. Это был решительный и смелый поступок: маленький мальчик бросился на шею кухарке, внушавшей ему «ужас и отвращение» своей жестокостью (кухарка в тот момент с ножом в руках схватила Чернушку за крыло). Алеша без колебаний расстается с драгоценным для него импе-риалом, пoдaрeнным доброй его бабушкой. Автору сентимен-тального детского рассказа этого эпизода было бы вполне достаточно для того, чтобы вознаградить сторицей героя за доброе сердце. Но Погорельский рисует живого мальчика, по-детски непосредственного, шаловливого, не устоявшего перед искушением праздности и тщеславия.

Первый шажок к своим бедам Алеша совершает непред-намеренно. На заманчивое предложение короля назвать свое желание Алеша «поспешил c ответом» и сказал первое, что могло прийти в голову почти всякому школьнику: «Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали».

Развязка повести — сцена прощания Чернушки c Алешей, шум покидающего свое царство маленького народа, отчаяние Алеши от непоправимости своего опрометчивого поступка - воспринимается читателем как эмоциoнaльнoе потрясение. Впервые, может быть, в своей жизни он переживает вместе c героем драму предательства. Без преувеличения можно гово-рить в катарсисе — возвышении просветленной души юного читателя, поддавшегося магии повести-сказки Погорельского.

Особенности стиля

Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Пер-вой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под-6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.

Чрезвычайно интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный, разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста. Встречаясь, в произведении c мыслями и образами, сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не будучи в силах подойти к ним аналитически. Но освоение текста, требующего от читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда плодотворнее, чем облегченное чтение.

«Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, ус-таревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая нетороп-ливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чер-нушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденно-му диалогу.

B стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской мысли и речи. Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я был рыцарь, —размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике». Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя, и в авторской речи. Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской книгой.

Сюжет

Мальчик Алеша, не старше десяти лет, обучался в пансионе в Санкт-Петербурге примерно в 1790-х годах. В свободное время он часто кормил куриц , содержащихся при кухне, и особенно выделял черную хохлатую Чернуху. Однажды кухарка Тринушка решила зарезать ее для обеда, но Алеша упросил ее не делать этого, подарив ей золотой империал , его единственную драгоценность. Ночью мальчик услышал, как его зовет Чернуха, и удивился, что курица умеет говорить. Та позвала его за собой, и, в итоге, привела Алешу в подземное царство, где жили маленькие человечки ростом с пол-аршина . Его встретил король и вынес благодарность за спасение своего главного министра. Оказалось, что курица Чернуха на самом деле - министр подземного царства. Алеша попросил за услугу способность всегда знать урок, ничего не изучая, и король подарил ему конопляное зернышко, хотя и был недоволен леностью мальчика. Условием король поставил никому не говорить о виденном под землей, и министр потом объяснил Алеше, что по обычаям подземных жителей те должны покинуть земли, где живут, если человек, узнавший о них, будет этим хвастать.

Подарок короля оказался действенным, и Алеша стал показывать феноменальные способности. Сначала ему было неловко, но потом он привык и загордился. Но однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила ему потерянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. Алеша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. Алеша от страха перед розгами забыл запрет короля, и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель счел это выдумками и все-таки высек мальчика.

Ночью того дня к Алеше явился министр подземного царства, и рассказал мальчику, что из-за его проступка народу подземных жителей приходится покидать насиженное место, а сам министр осужден королем носить золотые кандалы , какие Алеша с ужасом увидел на его руках. Они со слезами простились навсегда. Алеша, пробыв в сильной горячке шесть недель, снова стал прилежным и приятным мальчиком, хотя и утратил волшебные способности.

История создания

А. Погорельский сочинил эту сказку для своего племянника, Алексея Толстого , воспитанию которого он уделял много внимания . Имя героя совпадает как с настоящим именем автора (Алексей Алексеевич Перовский), так и с именем племянника. В сказке прослеживаются автобиографические мотивы. Публикация была встречена положительными отзывами прессы .

Литературоведческая информация

О. И. Тиманова отмечает «романтическое двоемирие» сказки, «повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)». Волшебное при этом в сказке дискредитируется: все, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды. Мотив «двойничества» в принципе свойственен творчеству Погорельского. По мнению Тимановой, повесть основана на традиции волшебно-рыцарского романа, утверждающего «высокое» как норму жизни, и обладает выраженной дидактичностью, свойственной произведениям той эпохи. Тиманова также проводит параллели с различными мифами и легендами, сравнивая путешествия Алеши в подземное царство с мистическим опытом путешествия «на тот свет» в целях инициации , причем «оборотень» черная курица-министр является проводником .

А. П. Ефремов в своей эссеистической статье указывает, что в сказке Погорельского берет начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха », в детской литературе XIX века. Ефремов отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически, «Черная курица» дает начало «литературе совести» .

Н. Н. Подосокорский исследовал масонские мотивы в повести Погорельского и обосновал гипотезу о том, что одним из основных источников произведения может быть магический гримуар «Чёрная курочка » анонимного автора: «„Черная курица“ - это, прежде всего, повесть об инициации, то есть о прохождении ее героем определенных испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер» .

Аудиоверсии

Книга неоднократно издавалась в аудио-формате .

Экранизация

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Чёрная курица, или Подземные жители" в других словарях:

    Чёрная курица, или Подземные жители волшебная повесть Антония Погорельского Чёрная курица советский мультфильм 1975 года Чёрная курица московский театр марионеток Чёрная курочка оккультная книга … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная курица. Чёрная курица Тип мультфильма Кукольная анимация Режиссёр Юрий Трофимов Автор сценария Валерия … Википедия

    Чёрная курочка Черная курица, или Подземные жители … Википедия

    Координаты: 59°55′55″ с. ш. 30°18′31″ в. д. / 59.931944° с. ш. 30.308611° в. д. … Википедия

    Настоящие имя и фамилия Алексей Алексеевич Перовский (1787 1836), русский писатель. Сборник романтических повестей и рассказов «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828), сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829), роман «Монастырка»… … Энциклопедический словарь

    Алексей Алексеевич Левченко укр. Олексій Олексійович Левченко Род деятельности: сценарист,режиссёр Дата рождения … Википедия

    ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества - область худож. творчества. Включает худож., науч. худож. и науч. популярные произведения, написанные специально для детей, а также лит. произведения, к рые отвечают духовным и эстетич. запросам ребенка, возможностям его восприятия и поэтому… … Российская педагогическая энциклопедия

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    - … Википедия

    Альберт Филозов Имя при рождении: Альберт Леонидович Филозов Дата рождения: 25 июля 1937 (71 год) Место рождения: Свердлов … Википедия